Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 5048
Скачиваний: 42
чашку
,
пожарить яичницу на плите
.
В достаточно многочисленной группе можно играть
воображаемым мячом
,
перетягивать канат
,
сматывать пряжу
,
передавать по кругу чашу с вином
,
трубку мира
,
котенка
,
ежика
.
Для тренировки обратной связи применяются парные этюды с воображаемыми предметами
:
повесить вдвоем картину
,
свернуть ковер
,
стряхнуть скатерть
,
пройти навстречу друг другу в узкую
дверь или между двумя лужами
,
пилить дрова двуручной пилой
,
грести в одной байдарке
.
Нередко при
выполнении этих упражнений возникает и обсуждается проблема лидерства
.
Для развития эмпатии разыгрываются следующие этюды
.
Разговор через стекло
.
Прощание на
вокзале через стекло вагона
.
Разговор через витрину магазина
.
Живое Зеркало
—
женщина
накладывает макияж
,
причесывается
,
одевается
;
мужчина копирует ее мимику и движения
.
Скульптуры
—
участники воспроизводят известные персонажи изобразительного искусства
,
стремясь
наиболее точно передать их позы и выражения лиц
.
На следующей стадии РТ
—
ассертивного тренинга
—
начинает использоваться речь
.
В парах
происходит обмен ролями
,
затем группа обсуждает умение употреблять социально приемлемые
способы агрессивности и противостоять ей
.
Вначале проигрываются малозначащие ситуации
,
затем
переходят к более трудным
.
Магазин
:
заставить нелюбезного продавца подобрать подходящий товар
.
Билетная касса
:
купить билет на нужное направление в разгар сезона
.
Опоздание на работу
:
оправдаться перед строгим начальником
.
Телефон-автомат
:
один бесконечно долго говорит
,
другой
очень спешит
.
Тренинг установления интимного контакта
.
В поезде или в метро молодой человек пытается
познакомиться с понравившейся ему девушкой
;
она идет навстречу
,
если он сумел заинтересовать ее
.
В самолете женщина хочет поговорить с соседом
,
который собрался отдохнуть от тяжелой работы и
семейных сложностей во время длительного перелета
.
После того как упражнение выполнили
несколько пар
,
группа оценивает легкость установления контакта
,
нестандартные приемы
,
умение
держать и сокращать дистанцию в общении
,
чувство партнера
.
Импровизация сказки
.
Группа рассказывает известную сказку
,
распределяет роли и разыгрывает
ее
.
Психотерапевт предлагает роли с учетом необходимости отдельным участникам отыграть или
,
наоборот
,
взять под контроль определенные чувства
:
агрессию
,
тревогу
,
нежность и т
.
д
.
Кроме того
,
психотерапевт следит за сохранением шутливой или хотя бы иронической атмосферы
,
которая
способствует юмористической отстраненности при возможном столкновении с актуальными
переживаниями
.
Разыгрывание ситуаций неверности
.
Муж поздно возвращается с работы
,
жена высказывает
подозрение в измене
,
хочет сохранить семью
.
Жена с покупками заходит передохнуть в кафе
,
где
застает своего мужа с незнакомой женщиной
.
К жене в квартиру звонит молодая незнакомка
,
которая
хочет познакомиться с
«
сестрой
»
своего жениха
.
Молодой человек угощает на даче ужином новую
знакомую
,
в это время дверь открывает своим ключом его подруга
,
приехавшая на последней
электричке
.
Подобные ситуации разыгрываются и на тему женской неверности
.
Разыгрывание детско-родительских конфликтов
.
Мать хочет
,
чтобы дочь
(
сын
)
помогла ей
убрать квартиру и затем поехала на выходные к бабушке в деревню
,
у подростка планы поехать с
компанией за город
.
У сына в школе конфликт
,
он замкнулся в себе
,
отец пытается помочь ему
.
Дочь
поссорилась с мужем и хочет переехать с детьми к матери
,
которая не любит зятя
.
Применяется обмен
ролями
,
чтобы дать возможность пережить чувства реального партнера в своей актуальной ситуации
.
Разыгрывание конфликтов в малой группе
.
В купе поезда дальнего следования находятся
4
пассажира
,
появляется женщина с ребенком
,
имеющая билеты-двойники
,
вызывают проводницу
,
бригадира поезда
.
Студент(ка
)
после академического отпуска знакомится с новой для него учебной
группой
;
пока играющий эту роль ожидает за дверью
,
распределяются роли
:
первой красавицы
,
ее
завистливой подруги
,
неформального лидера
,
пары влюбленных
.
Девушка приезжает на день
рождения подруги в чужой город
;
оказалось
,
что хозяйку срочно вызвали на работу
,
а среди
незнакомых гостей
—
девушка
,
с которой раньше был конфликт
.
Роли распределяются
,
пока героиня
сюжета ожидает за дверью
.
Окончание кризисной терапии является короткой
,
но весьма важной фазой лечения
.
На
заключительном этапе работы суммируются достижения пациента
,
составляются реалистические
планы на будущее
,
подкрепляется его уверенность в возможности реализовать намеченные планы и
обсуждается
,
каким образом опыт выхода из данного кризиса может помочь в преодолении будущих
кризисов
.
Определяется потребность в долгосрочной терапии и в случае необходимости
вырабатывается мотивация к ее проведению
.
Окончанию кризисной терапии посвящается одна-две беседы
,
так как преждевременное начало
этой работы может усилить тревогу пациента по поводу предстоящего прекращения лечения
.
Если
тревога все же нарастает
,
необходимо разделить это чувство
,
выяснить причины тревоги
,
подчеркнуть
выполнение намеченной в начале лечения программы
,
договориться о поддерживающей терапии или
передаче пациента другому психотерапевту
,
а также о возможности возобновления лечения
,
если в
будущем возникнет такая необходимость
.
Пациенту может быть предложено посещать межличностно-ориентированную группу или
группу
«
захода
»,
функционирующую при кабинете социально-психологической помощи или в клубе
бывших пациентов
.
Группа
«
захода
»
является проблемно-ориентированной
,
открытой
,
временно
неограниченной
,
не требующей заключения терапевтического договора и регулярного участия
.
Пациенты могут делать сколь угодно длительные перерывы в занятиях
.
Ведущую роль играет наличие
«ядра
»
группы
—
наиболее постоянных членов группы
,
посещающих ее месяцами и выполняющих
функции котерапевтов
.
Поощряется сохранение связи выписанных пациентов друг с другом и членами терапевтической
группы
,
продолжающими лечение
,
оказание необходимо взаимной помощи
.
Для лиц с чувством
неполноценности
,
низкой самооценкой
,
составляющих значительную часть пациентов
,
подобная
возможность особенно важна для повышения уверенности в своих силах и помогает в будущем
избегать занимать излишне зависимую позицию в межличностных отношениях
.
В течение последующих
3-6
месяцев функционирования послекризисной группы у ее участников
«дозревают
»
навыки адаптивного общения
.
С помощью приемов взаимной коррекции и
самокоррекции
,
усвоенных в процессе лечения
,
бывшие пациенты окончательно освобождаются от
неадаптивных установок
.
Указанные позитивные изменения облегчают пациентам разрешение
проблем социально-психологической адаптации в их естественных малых группах
.
СЕМЕЙНАЯ КРИЗИСНАЯ ТЕРАПИЯ
Нас привязывают к жизни те
,
кому мы служим опорой
.
Мария Эбнер-Эшенбах
Наиболее распространенной причиной психологического кризиса являются семейно-личные
конфликты
.
Особое значение подобных конфликтов
,
по-видимому
,
состоит в том
,
что кризисный
индивид лишается поддержки своего ближайшего окружения
,
в результате чего у него развивается
чувство эмоциональной изоляции
.
Можно выделить два варианта указанной ситуации
:
супружеский
конфликт
(
или шире
—
конфликт между сексуальными партнерами
)
и конфликт между
родственниками
(
в том числе
—
детско-родительский
,
причем дети могут быть уже взрослыми
).
Супружеский конфликт
.
В отличие от клиентов семейных консультаций кризисные пациенты
,
во-первых
,
обнаруживают суицидоопасные тенденции
,
и
,
во-вторых
,
как правило
,
находятся на
поздних стадиях семейного конфликта
.
Соответственно семейная кризисная терапия отличается от
традиционной семейной терапии тем
,
что направлена на купирование суицидоопасных тенденций
путем быстрейшего разрешения семейного конфликта
.
Задача обязательного сохранения семьи при
этом не ставится
.
Семейная кризисная терапия показана и возможна при наличии собственной инициативы членов
семьи кризисного индивида
,
их вовлеченности в кризис
,
необходимости их включения в помощь
индивиду
,
опасности развития кризиса у других членов семьи
.
Данная форма кризисной терапии
предполагает три установки партнеров
:
1)
продолжение отношений на лучшем
,
чем до кризиса
,
уровне
;
2)
сохранение неустойчивого равновесия
;
3)
четкое и окончательное разделение
.
1.
Улучшение докризисных отношений
.
В этом случае оценивается
,
какие способы адаптации
применялись до кризиса
,
почему они отсутствуют теперь
,
что мешает реализовать потребность в
примирении
.
Если выявленная угроза отношениям носит внешний характер
(
вмешательство или
недостаточная помощь родителей
,
нарушение баланса в результате изменения состава семьи и т
.
д
.),
помощь должна быть нацелена на формирование более эмпатичного отношения близких к пациенту и
его партнеру
.
В случае внутренней угрозы отношениям
(
непосредственное ухудшение отношений
партнеров
)
применяется тактика
,
направленная не только на разрешение текущих проблем
,
но и на
выявление и коррекцию взаимоисключающих ожиданий и требований партнеров по отношению друг к
другу
.
У некоторых пациентов можно выявить симбиотические отношения с лицом противоположного
пола в раннем детстве
,
глубокую привязанность к нему
.
Пациенты этой группы отличаются
завышенным уровнем притязаний по отношению к объекту привязанности
,
прежде всего ожиданием
от него максимального внимания
.
Эти пациенты видят причину своего кризисного состояния в
недостаточном внимании к ним со стороны партнера
,
пытаются использовать авторитет
психотерапевта для того
,
чтобы улучшить отношение партнера к себе
.
Их конфликт с партнером
нередко развивается из-за того
,
что они пытаются играть лидерскую роль вопреки нарастающему
сопротивлению партнера или осуществлять две противоположные тенденции одновременно
—
например
,
директивную в семейно-бытовой сфере и иждивенческую в материальной или
психологической
.
В других случаях
,
напротив
,
пациенты с детства страдают из-за отсутствия теплых отношений и
испытывают повышенную потребность в них
(
по механизму сверхценной значимости
фрустрированной потребности
).
Пациенты данной группы характеризуются чрезмерной ранимостью
,
завышенными требованиями к себе
,
склонны винить себя в разрыве отношений
,
переживая при этом
чувства унижения и собственной несостоятельности
.
Им нередко свойственны альтруистические и
пуританские установки
,
под влиянием которых они склонны к замене важного для партнера
сексуального компонента отношений гиперопекой
,
приближающейся к родительской
.
Конфликт
возникает из-за неспособности пациентов этой группы строить равноправные отношения с партнером
,
которого они лишают возможности проявлять доброту
,
заботу
,
а также из-за недостаточных навыков
полороле-вого поведения
.
2.
Сохранение неустойчивого равновесия
.
В ситуации неустойчивого равновесия обращение за
помощью происходит обычно в период временного разделения
.
Партнеры в ходе терапии вовлекаются
во взаимные контакты
—
очные или заочные
,
посредством телефона
,
переписки
,
родственников и
друзей и консультирования их в этой роли
.
Содержанием контактов является выяснение нерешенных
проблем во взаимоотношениях
;
при этом не обсуждается
,
какой ущерб партнеры нанесли друг другу
,
так как это может привести к повышению эмоциональной напряженности кризисного пациента
.
Не
дается рекомендаций относительно сохранения или прекращения отношений
.
Напротив
,
подчеркивается
,
что ответственность за решение этого вопроса лежит на пациенте и его партнере
.
Нередко разделение супругов в определенной степени провоцируется их родственниками
.
В этих
случаях у супругов достигается осознание роли указанного фактора и предлагается перестроить
отношения с родственниками с учетом собственных интересов
.
3.
Четкое и окончательное разделение
.
Данный вариант встречается чаще всего у женщин
.
Данная группа пациенток испытывает
,
во-первых
,
неудовлетворенность имеющимися интимно
-
личными отношениями
,
во-вторых
,
страх расставания с объектом эмоциональной привязанности
,
отвержения и одиночества
,
утраты матримониального статуса
,
а также опасения по поводу
возможности воспитать детей без отца
;
и
,
в-третьих
,
неверие в свою способность вновь сформировать
взаимозависимые отношения с другим партнером
.
В подобных случаях в качестве неадаптивных
установок выступает неприятие
—
даже на непродолжительное время
—
статуса одинокой женщины
,
а также представление об отсутствии у себя возможностей
,
необходимых для того
,
чтобы с помощью
создания и сохранения пары избежать неприемлемых для себя и непереносимых переживаний
отвержения и одиночества
.
Ригидность данных установок
,
сверхценное эмоциональное отношение к
сохранению пары у большинства пациенток обусловлено их симбиотическими тенденциями
.
При этом
партнер нереалистически
,
без достаточных оснований
,
воспринимается как
«
родной
».
В случае принятия окончательного решения о разрыве отношений при сохранении
эмоционально-сексуальной привязанности к партнеру семейная кризисная терапия заключается в
следующем
.
Аналогично приемам кризисной терапии в ситуации смерти любимого человека
психотерапевт с помощью членов семьи и друзей обеспечивает пациентке сочувственное разделение
эмоций горя и тревоги
,
а при отвержении пациента партнером
—
и чувств обиды и унижения
.
Содержанием тревоги в ряде случаев являются опасения по поводу возможности устроить свою
будущую личную жизнь
,
связанные со страхом одиночества и сомнениями в своей сексуальной
привлекательности
.
В этих случаях на этапе кризисной поддержки особое внимание обращается на
восстановление пониженной самооценки
,
а на этапе кризисного вмешательства
—
на создание
мотивации к выработке эффективных форм полоролевого поведения
,
которые помогут в будущем
установить новые высокозначимые отношения
.
Вмешательство психотерапевта в данном случае
заключается в перестройке сознания кризисного индивида
,
а именно представления о себе как о
существе
,
немыслимом вне пары
.
Конфликт с родственниками
.
В фазе установления терапевтического контакта психотерапевт
выполняет функции посредника
,
избегая роли третейского судьи и тем более принятия чьей-либо
стороны в конфликте
,
а также обсуждения хронических проблем семьи
.
Активность психотерапевта
должна быть направлена на улучшение семейной атмосферы как в интересах кризисного индивида
,
так
и остальных членов семьи
.
В процессе индивидуальных бесед проводится оценка точек зрения членов семьи на причины
конфликта
,
отреагирование подавляемых ими негативных чувств по отношению друг к другу
.
Затем
проводятся семейные диспуты с целью формирования общей позиции семьи в подходе к актуальным
проблемам
.
В случае взаимного недоверия членов семьи для осуществления немедленных совместных
конструктивных действий по разрешению проблемы заключается семейный договор
.
При
необходимости проводится психологическая коррекция симптомов тревоги членов семьи
,
связанной с
перестройкой ролей и позиций в семье с целью установления более эмпатичных отношений
.
Следует
указать на особую трудность коррекции директивной позиции родителей молодых суицидентов
,
которые не могут самостоятельно освободиться от навязчивого гиперконтроля родителей
.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Нами были обследованы
200
человек
,
госпитализированных по поводу суицидоопасных
состояний и получавших лечение в соответствии с разработанной нами программой кризисной
терапии
.
Исследование проводилось
в специализированном кризисном стационаре суицидологического центра
,
расположенного на
базе городской клинической больницы Скорой помощи
X» 20.
В группе обследованных мы наблюдали
три типа суицидоопасных кризисных состояний
:
реакции дезадаптации
(80
пациентов
),
невротические
и психопатические ситуационные реакции
(65
пациентов
),
дистимия и психогенная депрессия
(55
пациентов
).
122
человека перед поступлением в стационар являлись абонентами Телефона Доверия или
обращались за помощью в кабинеты социально-психологической помощи и в районные
психоневрологические диспансеры
.
Их направление в кризисный стационар было обусловлено
неэффективностью амбулаторного лечения и нарастанием суицидального риска
. 34
человека
поступили в стационар после консультации психиатра непосредственно из Центра отравлений
,
реанимационных отделений
,
а также из приемного или соматических отделений городской больницы
№
20. 8
человек были переведены из психосоматического отделения больницы
,
куда они были
госпитализированы после тяжелой суицидальной попытки
.
114
человек находились в остром постсуицидальном периоде после совершения ими попытки
самоубийства
(81% —
после самоотравления
, 14% —
после самопореза вен
).
Остальные
86
человек
поступили в кризисный стационар в остром пресуицидальном состоянии
,
из них
43
пациента в
прошлом совершали суицидальные попытки
.
Случаи с демонстративно-шантажным суицидальным
поведением не анализировались
.
Большинство пациентов обнаруживали достаточно высокий
суицидальный риск
,
не имели опыта лечения у психотерапевта и в силу этого отличались
неустойчивыми и нереалистическими ожиданиями в отношении лечения
.
Все это в значительной
степени затрудняло выработку терапевтической мотивации у пациентов
.
Среди обследованных преобладали женщины
: 145
человек
.
Основной процент обследованных
(61%)
приходился на возраст от
20
до
39
лет
,
что соответствует данным
,
содержащимся в научной
литературе
.
Основная часть пациентов
(
более
60%)
была представлена служащими
,
людьми
умственного труда
,
учащимися и студентами
—
то есть категорией
,
отличающейся наивысшей
частотой суицидального поведения
. 24%
пациентов были холостыми
(
незамужними
), 23% —
разведенными и
9% —
вдовыми
.
Конфликты семейного и интимно-личного плана выявлены у
68%
пациентов
.
У остальных поводом Для суицидоопасных кризисных состояний были учебные и
профессиональные конфликты
,
утрата близких
,
здоровья
,
социального статуса и т
.
д
.
В
44%
случаев
выявлены факторы нестабильности родительской семьи и неправильного воспитания пациентов
:
неполная или конфликтная семья
,
проживание в детском доме или
,
напротив
,
изнеживающая опека
.
У
27%
обследованных наследственность был отягощена алкоголизмом
. 18
ближайших родственников
пациентов совершили суицидальные попытки
,
в
12
случаях
—
завершенные
.
Об эффективности терапии мы судили по данным катамнестического обследования
.
Катамнестические данные получены о
160
пациентах
(80%
всей изученной группы
).
Длительность
катамнеза составила от
2
до
6
лет
,
в
77%
случаев
— 3-5
лет
.
При обследовании выяснялись способы
социально-психологической адаптации к жизни
.
Оценка состояния пациентов при катамнестическом
исследовании проводилась комплексно
,
с учетом многих факторов и дифференциации удельного веса
каждого фактора в определении степени адаптации
.
При оценке социальной адаптации определялась
степень социализации
.
С этой целью учитывались такие критерии
,
как участие в трудовой
деятельности
,
профессиональный рост и продвижение по службе у лиц трудоспособного возраста
;
успеваемость у студентов и учащихся
,
окончание ими учебных заведений
;
семейное положение
,
наличие детей
,
а также друзей и знакомых
,
круг интересов
,
наличие реальных планов на будущее
.
Психологический компонент адаптации включал в себя степень удовлетворенности пациента собой
,
своей жизнедеятельностью как в отдельных сферах
,
так и всей жизнью в целом
,
а также способность к
самоконтролю и самокоррекции в ситуации фрустрации
.
Определялась также степень выраженности
психопатологической симптоматики
:
эмоциональных расстройств
,
невротических и психопатических
проявлений
,
алкоголизации и наркотизации
.
Оценивалось отношение к пережитому суицидальному
эпизоду
,
наличие и выраженность суицидальных проявлений за период катамнеза
,
их связь с
кризисными ситуациями
,
способы разрешения упомянутых ситуаций
:
самостоятельно
,
с помощью
окружающих
,
специалиста
.
Наконец
,
выяснялось
,
возникали ли за время катамнеза конфликтные
ситуации
,
подобные той
,
которая привела к суицидогенному конфликту
,
и если возникали
,
уточнялся
стиль поведения при этом
.
Это позволяло оценить степень изменения толерантности к психотравме и
смену поведенческих стереотипов
.
Данные катамнестических исследований позволили выделить два типа адаптации
:
активный и
пассивный
.
Активный тип адаптации характеризовался расширением докризисных адаптационных
возможностей
:
временно не работавшие пациенты приступали к трудовой деятельности
,
работавшие за
период катамнеза продвигались по службе
,
повышали свою квалификацию
.
У учащихся пациентов
повышалась успеваемость
,
они успешно заканчивали учебное заведение
.
Не имевшие семьи вступали в
брак или были удовлетворены своей личной жизнью вне брака
.
О повышении уровня адаптации
свидетельствовало также появление у пациентов детей и успешное выполнение ими своих
родительских функций
,
а также установление стабильных дружеских взаимоотношений
,
расширение
круга интересов
,
наличие реальных планов на будущее
,
оптимистическое отношение к своим
возможностям
,
активная жизненная позиция
.
К активному типу адаптации относились и те случаи
,
в которых благоприятного изменения
ситуации не наступало по объективным причинам
,
но пациенты воспринимали эту ситуацию
адекватно
,
без ущерба для своего функционирования в других жизненных сферах
.
Суицидальные
тенденции за период катамнеза при данном типе адаптации актуализировались редко
,
они
сравнительно легко и быстро преодолевались благодаря применению навыков самокоррекции
,
приемов когнитивной терапии и актуализации антисуицидальных факторов
.
Реализации суицидальных
тенденций не наблюдалось
.
На всем протяжении катамнеза сохранялось стойкое критическое
отношение к пережитому суицидальному эпизоду
.
Суицидальный акт оценивался как
неконструктивный способ разрешения психологического кризиса
.
Пассивный тип адаптации отличался отсутствием внутренней динамики
,
расширения
адаптационных возможностей пациентов
.
Улучшение их состояния достигалось без активного участия
самих пациентов
,
было связано с улучшением ситуации или манипулятивными тенденциями в
суицидальном поведении пациентов
,
нашедших подкрепление со стороны их ближайшего окружения
.
Отношение к пережитому суицидоопасному кризису у многих оставалось аналитическим или
манипулятивным
.
Пациенты полагали
,
что суицидальное поведение помогло им разрешить ситуацию и
оценивали его как возможное в будущем средство выхода из психологического кризиса
.
В то же время
при актуализации суицидальных тенденций они обращались за поддержкой к бывшим участникам
кризисных групп
,
пользовались помощью суицидолога
,
что предотвращало реализацию суицидальных
тенденций
.
Попыток самоубийства при данном типе адаптации не наблюдалось
,
однако суицидальный
риск оставался достаточно высоким
,
с тенденцией к нарастанию при ухудшении жизненных
обстоятельств
,
что делало необходимым проведение поддерживающей терапии
.
У некоторых пациентов актуальность кризисной ситуации и соответственно суицидальный риск
снижались лишь на время пребывания пациентов в стационаре
.
Причем указанные изменения
происходили не за счет конструктивной перестройки в социально-психологической сфере
,
а в связи с
уходом из травмирующей ситуации
.
Наблюдалось длительное сохранение тенденций
,
характерных для
суицидально-фиксированного типа постсуицида с хроническим суицидальным поведением
,
повторными попытками самоубийства при ухудшении жизненной ситуации
.
Пациенты негативно
относились к лечению
,
считали его ненужным или неэффективным
,
отказывались посещать
суицидолога
,
не поддерживали отношений с бывшими членами кризисной группы
.
В таких случаях
можно было говорить о дезадаптации
.
На основании катамнестических данных можно сделать вывод
,
что основной цели кризисной
терапии удалось достичь в большинстве случаев
.
Наибольшая эффективность наблюдалась в группе
пациентов с реакциями дезадаптации и невротическими реакциями
,
причем в первой группе
положительный эффект был достигнут в основном за счет активного типа адаптации
(73%
пациентов
).
У
15
человек
(9,4%
катамнестической группы
)
выявлены повторные суицидные попытки
,
которые
возникали как реакция на усложнение кризисной ситуации или появление новой психотравмирующей
ситуации
. 8
пациентов были вновь госпитализированы в постсуицидальном периоде в кризисный
стационар
,
у
4
пациентов суицидоопасные состояния были купированы амбулаторно
.
По данным
,
полученным из литературы
,
количество повторных суицидов у пациентов
,
проходивших кризисную
терапию
,
составляет от
14
до
33%,
то есть в среднем
23,5%.
В нашем исследовании повторность
суицидных попыток
((9,4%)
оказалась в
2,5
раза ниже
,
чем у других авторов
,
что доказывает высокую