Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 5038
Скачиваний: 42
В.А
.
Тихоненко и А.Н
.
Дурнов
(1978)
разработали суицидологическую карту
,
в которую
заносятся данные медицинского и психологического анамнеза
,
характеристика кризисного состояния
,
сведения о течении пре
-
и пост-суицидального периода
,
а также результаты стационарного лечения
,
реабилитационных мероприятий
,
данные катамнеза
.
Психогенные реакции у невротических и психопатических личностей служат показанием для
направления в Кризисный стационар
.
Показаниями для госпитализации суицидоопасных больных в
психиатрическую больницу являются следующие состояния
:
1)
тревожная депрессия в пожилом возрасте
;
2)
ипохондрические раптоидные состояния
;
3)
галлюцинаторно-параноидные состояния с императивными галлюцинациями суицидального
содержания
;
4)
острые состояния страха с ажитацией
;
5)
депрессивно-параноидные состояния с переживаниями вины или
«
угрозы жизни
»;
тяжелые
дисфорические состояния с аутоагрес-сивными тенденциями
;
6)
депрессии у больных с неблагоприятной микросоциальной ситуацией
;
7)
острые депрессивные состояния
,
возникшие в ответ на психотравмирующую ситуацию у
процессуальных больных в ремиссии
.
Н.В
.
Конончук
(1983)
использует собственную карту для определения степени суицидального
риска
.
Большинство параметров
(8; 9; 11-31)
оцениваются при их наличии баллом
«1».
Некоторые
,
наиболее значимые факторы анамнеза
—
баллами
«2» (5-7)
и
«3» (1-4; 10).
В случае неявной
выраженности какого-либо свойства ему приписывается
«
вес
»,
равный половине от
«1», «2»
или
«3».
При отсутствии любого из
31
параметра он оценивается баллом
«0,5».
Не выявленными по разным
причинам могут быть не более
3
факторов
.
Их
«
вес
»
равен нулю
.
Нулем оцениваются также
характеристики
7
и
10
лиц
,
не достигших среднего возраста начала половой жизни
(19
лет
)
и
вступления в брак
(21
год
).
Затем вычисляется алгебраическая сумма
«
весов
»
всех факторов
.
Если
полученная величина меньше
,
чем
8,86 —
риск суицида незначителен
.
Если эта величина колеблется в
пределах от
8,86
до
15,48,
то имеется риск совершения суицидной попытки
.
В случае
,
когда сумма
«весов
»
превышает
15,48,
риск суицида исследуемого лица велик
,
а в случае наличия в анамнезе
попытки самоубийства значителен риск ее повтора
.
КАРТА РИСКА СУИЦИДАЛЬНОСТИ
факторы риска Баллы
Данные анамнеза
:
1.
Возраст первой суицидной попытки
—
до
20
лет
2.
Ранее имела место суицидная попытка
3.
Суицидные попытки у родственников
4.
Развод или смерть одного из родителей
(
до
18
лет
)
5.
Недостаток тепла в детстве или юношестве
6.
Полная или частичная безнадзорность в детстве
7.
Начало половой жизни
— 20
лет и ранее
8.
Ведущее место любовных ценностей в системе ценностей
9.
Незначительная роль производственной сферы в системе ценностей
10.
Развод в анамнезе
Актуальная конфликтная ситуация
:
11.
Ситуация неопределенности
,
ожидания
12.
Конфликт в области любовных или супружеских отношений
13.
Продолжительный конфликт
14.
Подобный конфликт имел место ранее
15.
Конфликт
,
отягощенный неприятностями в других сферах жизни
35.
Не беспокоятся о пациенте
,
не понимают его
4-6
36.
Нерешительная или переменчивая позиция:с одной стороны
—
чувство гнева
и отвержения,с другой
—
ответственность и сильное желание помочь
2-5
16.
Субъективное чувство непреодолимости конфликтной ситуации
17.
Чувство обиды
,
жалости к себе
18.
Чувство усталости
,
бессилия
19.
Суицидальные высказывания
,
угрозы суицида
Характеристика личности
:
20.
Эмоциональная лабильность
21.
Импульсивность
22.
Эмоциональная зависимость
,
потребность в симбиотических отношениях
23.
Доверчивость
24.
Эмоциональная вязкость
,
ригидность аффекта
25.
Болезненное самолюбие
26.
Самостоятельность
,
отсутствие зависимости в принятии решений
27.
Напряженность потребностей
28.
Настойчивость
29.
Решительность
30.
Бескомпромиссность
31.
Низкая способность к образованию компенсаторных механизмов
,
вытеснению
фрустрирующих факторов
Н.Е
.
Лушев
(1986)
разработал шкалу суицидального риска больных алкоголизмом
.
Степень
риска оценивается алгебраической суммой баллов
,
соответствующих обнаруженным диагностическим
признакам
.
Низким считается риск
,
оценивающийся до
400
баллов
,
средним
—
от
400
до
800,
и
высоким
—
от
800
до
1200.
Высокий суицидальный риск служит показанием к госпитализации
.
ШКАЛА СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ
Признак
Баллы
1.
Преморбидные особенности личности
:
без отклонений
-4
акцентуация характера
80
психопатия
-119
2.
Радикал преморбида
:
конформный
-238
сенситивный
365
истероидный
43
3.
Состав родительской семьи
:
полная
28
неполная
-26
нет родителей
—
4.
Уровень образования
:
неграмотный
2
неполное среднее
-26
среднее
6
среднее специальное
10
незаконченное высшее
6
высшее
10
5.
Семейное положение
:
в браке
-124
холост
41
6.
Черепно-мозговые травмы в анамнезе
:
есть
-54
нет
10
7.
Алкогольная наследственность
:
есть
-3
нет
33
Признак
Баллы
8.
Возраст к началу заболевания
:
20-25
17
26-30
74
31-35
18
36-40
-202
41-45
-8
9.
Возраст к периоду обследования
:
20-29
24
30-39
98
40-49
-3
50-59
_2
60-69
—
10.
Длительность заболевания к периоду обследования
:
0-1
9
2-3
38
4-5
—
6-7
15
8
и более
-109
11.
Форма потребления алкоголя
:
перемежающаяся
8
постоянная
-143
запойная
144
12.
Одиночное потребление алкоголя
:
есть
102
нет
-102
13.
Тип течения заболевания
:
злокачественный
197
быстрый
-19
медленный
-137
стационарный
-3
ремитирующий
-48
14.
Тип изменения личности
:
астенический
47
истерический
эксплозивный
-7
апатический
2
ПРИНЦИПЫ КРИЗИСНОЙ ТЕРАПИИ
Не будь у меня свободы покончить жизнь самоубийством
,
я бы давно застрелился
.
Эмиль Сьоран
Тактика кризисной терапии предполагает исследование значения стрессора для пациента
,
обеспечение необходимой социальной и микросоциальной поддержки
,
проявление сочувствия
,
побуждение к поиску альтернативных путей решения проблемы
.
При преобладании тревоги возможно
применение релаксации и гипноза
.
Может понадобиться вмешательство в виде суггестии
,
переубеждения
,
изменения окружающей среды
,
госпитализации
.
Свой классический труд
«
Война с самим собой
»
Карл Меннингер завершает терапевтическими
рекомендациями
.
Прежде всего он советует разъяснить суициденту механизмы его
саморазрушительного поведения
.
Затем необходимо противопоставить его сознательные намерения и
подсознательную мотивацию
.
Может потребоваться выяснение социальных причин расстройства
.
«Затем приходит черед исследования воспоминаний пациента
,
которые могут быть осознанными или
подавленными
.
Для реализации этой задачи может потребоваться несколько часов или несколько лет
.
После целостного анализа всех аспектов личности возможна смена ценностных ориентиров и усиление
Эго за счет сдачи оборонительных позиций агрессивности
.
Как только необходимость в этом отпадает
,
возможно усиление подавленных эротических элементов
» (
Меннингер
, 2000,
с
. 457).
Работа
завершается замещением
«
вредных
»
установок
«
полезными
».
Кризисный пациент
,
как правило
,
утрачивает смысл своей жизни
,
но вместо поиска ее нового
смысла отказывается от жизни вообще
.
Задачи кризисной терапии не ограничиваются эмоциональной
и социальной поддержкой хотя бы потому
,
что это может подкрепить манипулятивные
,
рентные
мотивы суицидального поведения
.
Основной целью кризисной терапии является использование
пластичности коннотативной сферы суицидента
,
то есть его готовности отказаться от старой системы
смыслов и ценностей и выработать новые
.
Соответственно стратегия кризисной терапии заключается в
создании психологических условий для личностного роста пациента
.
Карл Юнг считает
,
что смысл делает переносимым великое множество вещей
—
может быть
,
все
.
Виктор Франкл выделяет три основные категории смысла жизни
:
1)
состоящие в том
,
что мы осуществляем или даем миру как свои творения
;
2)
состоящие в том
,
что мы берем у мира в форме встреч и опыта
;
3)
состоящие в нашей позиции по отношению к страданию
,
к судьбе
,
которую мы не можем
изменить
.
Франкл часто цитирует слова еврейского мудреца Гилеля
,
жившего две тысячи лет назад
:
«Если я не сделаю этого
—
кто это сделает
?
И если я не сделаю этого прямо сейчас
—
когда же мне
это сделать
?
Но если я это сделаю только для себя
—
тогда кто я
?»
Еще Моисей Маймонид в
XII
веке в
«
Руководстве растерянным
»
описал четыре пути
совершенствования
.
Он отверг первый из них
—
материальное обогащение
—
как дело условное и
ненадежное и второй
—
физическое совершенствование
—
как не позволяющее провести различие
между человеком и животным
.
Третий путь
—
нравственное совершенствование
—
он одобрил
,
но
указал на его ограниченность
,
так как он больше служит другим
,
чем самому человеку
. «
Подлинно
человеческим совершенствованием
»
он счел совершенствование ума
,
который позволяет человеку
воплотить высший замысел Бога
.
Рильке сказал об этом так
:
Что будешь делать без меня
,
Господь
?
Сосуд я твой
(
меня ты можешь расколоть
)
И дать мне
сгнить
(
твоя я плоть
).
Я твой наряд
(
ты можешь распороть
).
Но ты при этом свой утратишь разум
.
Основные принципы кризисной терапии в соответствии с социально
-
психологическим подходом
ее основателей
(
Линдеманн
, 1996; Caplan, 1974)
сводятся к следующему
.
Поскольку кризис длится не
более шести недель и локализуется в социально-психологической сфере
,
кризисная терапия должна
быть краткосрочной
;
кроме того
,
она должна обеспечить индивиду практическую помощь в изменении
позиции в кризисной ситуации
,
а в случае кризиса развития
(
отсутствия необходимых навыков для
решения кризисной проблемы
,
возникшей в процессе роста личности
) —
повышение уровня
адаптации
.
Своей социально-психологической направленностью кризисная терапия отличается как от
других видов краткосрочной психотерапии
,
так и от методов межличностно-ориентированной
психотерапии
,
используемой для предупреждения рецидива кризиса у лиц с хроническим
суицидальным риском
.
L. Rappoport (1962)
выделяет следующие цели кризисной терапии
:
-
снятие симптомов
;
-
восстановление докризисного уровня функционирования
;
-
осознание тех событий
,
которые приводят к состоянию дисбаланса
;
-
выявление внутренних ресурсов клиента
,
его семьи и различных форм помощи извне для
преодоления кризиса
;
-
осознание связи между стрессом и прежними жизненными переживаниями и проблемами
;
-
освоение новых моделей восприятия
,
мыслей и чувств
.
Развитие новых адаптивных реакций и
стратегий совладания со стрессом
,
которые могут быть полезны не только в период данного кризиса
,
но и в будущем
.
Показаниями для кризисной терапии являются
:
суицидоопасные состояния
,
обусловленные
кризисной ситуацией
(
социально-психологическими утратами
),
проявляющиеся в сфере аффективных
реакций субклинического и клинического уровня и развивающиеся у практически здоровых лиц
,
больных с пограничными нервно-психическими расстройствами и сохранных душевнобольных вне
связи с эндогенными механизмами заболевания
.
Кризисная терапия осуществляется в индивидуальной
,
семейной и групповой формах
.
Индивидуальная помощь является основой для других форм кризисной терапии и включает ряд
этапов
,
которые в суицидологической практике могут частично перекрываться
:
установление
контакта
,
оценка
,
формулирование
,
договор
,
планирование
,
вмешательство и окончание
.
Эдвин Шнейдман
(2001)
перечисляет следующие приемы индивидуальной антисуицидальной
терапии
:
-
установить отношения доверия и взаимопонимания
;
-
идентифицировать суицидогенную проблему и фокусироваться на ней
;
-
избегать всего того
,
что может помешать терапевтическому контакту
;
-
быть внимательным к эмоциональным запросам клиента
,
поощрять его и подкреплять его
открытость
;
-
осознавать фрустрированные потребности пациента
;
-
воздерживаться от оценки его системы ценностей
;
-
выражать несогласие с суицидальным решением пациента
;
-
разъяснять свою терапевтическую позицию и побуждать пациента
,,&
к анализу ситуации
;
-
исследовать и интерпретировать попытки пациента справиться с проблемой
;
-
отслеживать и подчеркивать его потенциальные возможности по выходу из кризиса
;
-
организовать практическую помощь пациенту
,
направленную на удовлетворение
фрустрированных потребностей
,
являющихся для него жизненно важными
;
-
проявлять бдительность к возможному усилению суицидального риска
,
своевременно его
оценивать
;
-
принимать оценку своих терапевтических усилий пациентом
;
-
получать обратную связь и поддержку от коллег
;
консультироваться у старших товарищей
.
К
.
Дернер и У
.
Плог
(1997)
указывают на наиболее частые ошибки при проведении кризисной
терапии
:
-
недостаточное внимание к сигналам пациента о его суицидальных намерениях
,
которое обычно
связано со страхом терапевта перед смертью
;
навязывание пациенту позитивного решения
,
чтобы успокоить собственный страх
;
-
бесконечные расспросы
,
скрывающие от пациента страх и недостаточную эмпатию
;
-
взятие на себя полной ответственности за жизнь пациента
,
активные профессиональные
воздействия без учета их влияния на пациента
,
которому остается пассивная роль
.
Авторы подчеркивают
,
что терапевт должен воспринимать пациента более серьезно
,
чем он
воспринимает сам себя
.
Кризис следует не смягчать словами и лекарствами
,
а углублять
.
Смысл
кризиса предстоит найти самому пациенту
.
Выписывать больничный лист и тем самым лишать
пациента рабочего места можно в самом крайнем случае
.
Необходимо выявить партнера пациента по
кризису и оказать ему соответствующую помощь
.
В кризисной терапии должны быть восстановлены
трудности
,
которые привели пациента в его обыденной жизни к кризису
.
Альтернативные решения
надо опробовать в терапевтической среде и затем перенести в повседневность
.
М.Я
.
Соловейчик
(2002)
предупреждает консультанта
,
работающего с суицидальным клиентом
:
1.
Не впадайте в замешательство и не выглядите шокированным
.
2.
Не пытайтесь спорить или отговаривать от суицида
,
вы проиграете спор
.
3.
Не пытайтесь преуменьшить боль
,
переживаемую другим
.
Высказывания типа
: «
Нет причин
лишать себя жизни из-за этого
»
лишь показывают человеку
,
что вы его не понимаете
.
4.
Не пытайтесь улучшить и исправить состояние клиента
.
Ему больно
,
и важно показать
,
что вы
это понимаете
.
5.
Не предлагайте простых ответов на сложные вопросы
.
Принимайте проблемы человека
серьезно
,
говорите о них открыто и откровенно
,
оценивайте их значимость с точки зрения этого
человека
,
а не со своей собственной или общепринятой
.
6.
Не говорите
: «
Подумай
,
скольким людям гораздо хуже
,
чем тебе
,
ты должен быть благодарен