Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 4318

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Активизация терапевтической установки необходима для переключения усилий пациента с

попыток разрешения кризисной ситуации не оправдавшими себя методами на повышение собственных

возможностей по ее разрешению

Психотерапевт поощряет успехи пациента в выполнении

терапевтического плана и другие проявления зрелости

постепенно обеспечивает ему условия для

проведения независимого от психотерапевта курса действий

Одновременно внимание пациента

обращается на недостаточную подготовку в достижении последующих целей

Таким образом

подготавливается переход к третьему этапу кризисной терапии

 — 

этапу повышения докризисного

уровня адаптации

.

ГРУППОВАЯ КРИЗИСНАЯ ТЕРАПИЯ

Дай человеку рыбу

и ты накормишь его только раз

.

Научи его ловить рыбу

и он будет кормиться ею всю жизнь

.

Китайское изречение

Групповая кризисная терапия

 (

ГКТ

имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной

.

Группа дает возможность пациенту преодолеть иждивенческие ожидания

центрированные на

психотерапевте

Попытки повысить самооценку кризисного индивида с помощью индивидуальных

бесед

как правило

оказываются мало эффективными

так как доводы психотерапевта нередко

воспринимаются как обусловленные выполнением им своего профессионального долга

.

Высказывания

же

 «

товарищей по несчастью

», 

эмоционально окрашенные и подкрепленные отношениями

взаимопомощи

оказываются более действенными

Группа отражает неосознаваемые пациентом

негативные особенности общения

не всегда проявляемые им в индивидуальном общении с

психотерапевтом

обеспечивает конфронтацию неприемлемому поведению

Наконец

группа

предоставляет пациенту возможность оказывать помощь другим участникам

пациент при этом

переживает чувство компетентности и нужности

крайне полезное для преодоления кризиса

В

качестве показаний для проведения ГКТ выделяются следующие

:

1) 

наличие суицидальных тенденций или высокая вероятность их возобновления при ухудшении

кризисной ситуации

;

2) 

выраженная потребность в психологической поддержке и практической помощи

,

установлении высокозначимых отношений взамен утраченных

необходимость создания

терапевтической и жизненной оптимистической перспективы

разработки и опробования новых

способов адаптации

;

3) 

готовность обсуждать свои проблемы в группе

рассматривать и воспринимать мнение

участников группы с целью терапевтической перестройки

необходимой для разрешения кризиса и

профилактики его рецидива в будущем

.

Окончательные показания для ГКТ устанавливаются на основании наблюдения за поведением

пациента на первом групповом занятии и знакомства с его субъективными переживаниями

,

связанными с его участием в группе

Недостаточный учет данного положения может привести к

отрицательному воздействию группового напряжения на состояние пациента и усилению

суицидальных переживаний

Более того

в кризисной группе суицидальное поведение одного из

участников сравнительно легко может актуализировать аналогичные тенденции у остальных членов

группы

В связи с этим в ходе предварительной беседы с пациентом оговаривается

что его первое

участие в занятиях группы является пробным

и обсуждение вопроса о методах его дальнейшего

лечения состоится после этого занятия

.

Некоторые пациенты смотрят на свое участие в группе лишь как на возможность на время

отвлечься от психотравмирующей ситуации

, «

восстановить силы

», 

чтобы затем продолжать попытки

прежними

уже показавшими свою неэффективность способами

Подобные нереалистические

лечебные установки часто становятся темой группового обсуждения при включении в группу новых
участников

С целью выработки оптимистической терапевтической перспективы пациента знакомят с

книгой отзывов бывших участников группы

в которой они описывают ход разрешения своей

кризисной ситуации с помощью терапевтической группы

После окончательного установления

показаний к проведению ГКТ с пациентом проводится беседа

в ходе которой обсуждаются

возможности использования им помощи кризисной группы

.

Состав группы разнороден по возрасту и полу

что снимает представление о возрастной и

половой уникальности собственных кризисных проблем

расширяет возможность взаимодействий

.

Старшие по возрасту опекают младших

мужчины и женщины подкрепляют взаимную потребность в

признании своей сексуальной привлекательности

при этом выявляются и корригируются

неадаптивные полоролевые установки

.


background image

Основу группы обычно составляют пациенты без выраженного суицидального риска

.

В кризисную группу включают практически здоровых и больных пограничными состояниями

,

из

которых

 3-7 

человек имеют суицидальные мысли и замыслы

и двое

 — 

суицидальные намерения

а

также одного больного психопатией аффективного или истероидного типа с нерезко выраженной
ситуационной декомпенсацией и суицидальными мыслями или замыслами

.

Неотложность кризисных проблем

охваченность ими позволяют максимально

интенсифицировать психотерапевтические воздействия

Групповые занятия проводятся до пяти раз в

неделю и длятся

 1,5-2 

часа

С учетом того

что обычные сроки разрешения пациентом кризиса

составляют

 4-6 

недель

курс ГКТ равен в среднем одному месяцу

За такой срок оказывается

возможным сплочение группы на основе общих кризисных проблем

.

Роль групповой сплоченности в кризисной группе отличается от ее значения в межличностно

-

ориентированной группе

где эта группа используется для тренинга эмпатии и возникает в процессе

этого тренинга

В кризисной группе сплочение участников развивается в ходе взаимной поддержки и

используется для разрешения их кризисных ситуаций

В связи с этим поощряется общение участников

группы вне занятий

в отличие от аналитической группы

где оно запрещено

.

Группа является открыто-конечной

то есть из нее еженедельно выбывают

в связи с окончанием

срока терапии

один-два пациента

 («

конечность

») 

и соответственно она пополняется новыми

участниками

 («

открытость

»). 

Открытость группы

создавая определенные трудности для ее сплочения

,

позволяет в то же время решать ряд важных терапевтических задач

Так

лица

находящиеся на более

поздних этапах выхода из кризиса

своим успешным примером ободряют вновь поступивших на

лечение

помогают созданию у них оптимистической лечебной перспективы

Кроме того

в открытой

кризисной группе легче осуществляется когнитивная перестройка путем взаимного обогащения
жизненным опытом

обмена различными способами адаптации

В открыто-конечной группе более

опытные пациенты обучают вновь поступивших участников приемам выхода из кризиса

.

Проблемная ориентация ГКТ требует фокусирования занятия на кризисной ситуации

поэтому

позиция психотерапевта в известной мере является директивной

Психотерапевт в кризисной группе

чаще прибегает к прямым вопросам

предлагает темы дискуссий и способы решения проблем

а при

актуализации суицидальных тенденций у какого-либо участника группы осуществляет

непосредственное руководство его поведением

.

Специфику ГКТ наглядно отражает таблица

приведенная на стр

. 98.

ГКТ осуществляется поэтапно в отношении каждого участника группы

кризисная поддержка

,

кризисное вмешательство

тренинг навыков адаптации

В то же время в ходе одного занятия в

зависимости от состояния пациентов обычно используются методы

соответствующие различным

этапам кризисной терапии

.

На этапе кризисной поддержки важное значение придается эмоциональному включению

пациента в группу

что обеспечивает ему эмпатическую поддержку членов группы

способствует

ликвидации у него чувства безнадежности и отчаяния

а также представления об уникальности и

непереносимости собственных страданий

Для одиноких беспомощных людей

испытывающих в

кризисном состоянии исключительно высокую потребность в психологической поддержке и

практической помощи

в том числе вне групповых занятий

кризисная группа становится последним

шансом для выживания

.

СРАВНЕНИЕ КРИЗИСНОЙ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ

Терапевтические факторы Аналитическая групповая

терапия

Кризисная групповая терапия

Ориентация

Патогенетическая

Проблемная

 (

кризисная

)

Цель терапии

Осознание и коррекция

неадаптивных внутри и

межличностных установок

Купирование суицидальных

тенденций и профилактика их

рецидивов

Задачи терапии

Повышение возможностей

самовыражения

аутентичности и

эмпатии

Дезактуализация

суицидальных переживаний

,

повышение возможностей
адаптации

Основные методы

Спонтанное взаимодействие

,

инсайт

коммуникативный

Кризисно-проблемные

дискуссии

когнитивная

перестройка

тренинг навыков


background image

На первых занятиях осуществляется раскрытие и сочувственное разделение суицидальных

переживаний пациента членами группы

имеющих или недавно имевших подобные переживания

В

результате существенно облегчается отреагирование указанных переживаний

что приводит к

снижению аффективной напряженности

С целью мобилизации личностной защиты актуализируются

антисуицидальные факторы

.

Среди участников группы часто встречаются пациенты

у которых возникновение кризиса в

значительной мере обусловлено чрезмерной чувствительностью и ранимостью в сочетании с
завышенными требованиями к себе

В таких случаях темой обсуждения становится суицидогенная

установка на обвинение себя во всех неприятностях

а также переживание собственной вины и

несостоятельности

У данных пациентов ключевым для преодоления кризиса является достижение

«принятия себя

», 

что облегчается при использовании взаимной поддержки членов группы

.

В процессе

 1-

го этапа ГКТ пациент получает столь необходимую ему психологическую

поддержку и практическую помощь со стороны других участников группы

которые заполняют

опустевший мир кризисного индивида

Своими достижениями в терапии они наглядно показывают

ему возможность преодоления кризиса

В результате облегчается локализация и формулирование

кризисной проблемы

после чего начинается переход ко второму этапу ГКТ

.

Этап кризисного вмешательства посвящен поиску оптимального способа разрешения кризиса

.

Следует отметить

что благодаря обмену жизненным опытом

происходящему между членами группы

,

репертуар навыков адаптации пациентов при ГКТ обогащается более существенно

чем при

индивидуальном взаимодействии

В группе пациент лучше принимает советы партнеров по лечению и

,

поддержанный ими

смелее опробует новые способы адаптации

В процессе проблемных дискуссий

достигается распознание пациентом у себя неадаптивной установки

препятствующей использованию

им необходимых способов разрешения кризисной ситуации

Одной из наиболее частых тем

,

обсуждающихся в кризисной группе

является установка на сохранение

 «

во что бы то ни стало

»

семейных или любовных отношений

ставших психотравмирующими или даже суицидогенными

.

Достижению пациентами этой жизненной цели препятствуют сформировавшиеся у них в детстве

нереалистические идеалы спутника жизни

 — 

например

как опекающего и одновременно послушного

.

Этап тренинга навыков адаптации начинается после того

как пациент принял определенное

решение об изменении своей позиции в конфликте и у него возникает потребность в расширении

своих адаптационных возможностей

На данном этапе осуществляется опробование и закрепление

новых способов решения проблемы и коррекция ряда доминирующих установок

таких

как

потребность в чрезвычайно тесных эмоциональных взаимоотношениях

преобладание любовных

отношений в системе ценностей

недостаточная роль профессиональной сферы

низкая способность к

компенсации в ситуациях фрустрации и т

.

д

.

тренинг

групповое сплочение

адаптации

Фокус занятия

Внутригрупповой процесс

«здесь и сейчас

»

Высокозначимые

взаимоотношения в ближайшем
окружении пациента

Взаимоотношения

членов группы

Спонтанное распределение

ролей

открытое выражение

чувств

запрещаются встречи

участников вне занятий

Подкрепляется

психологическая и практическая
вне занятий группы

смягчаются

проявления взаимного

недовольства

Позиция
ПСИХОТЕРАПЕВТА

Недирективная

с

паритетным разделением

ответственности за результат
лечения и полной

ответственностью пациента за его
поведение

Активная

а при усилении

суицидального риска

 —

директивная

обеспечивающая

поддержку и руководство
поведением пациента

Характеристика

группы

Закрытая

гомогенная по

возрасту и наличию пограничных
нервно-психических расстройств

Открыто-конечная

,

гомогенная по наличию кризисных
проблем и суицидоопасных

переживаний

гетерогенная по

возрасту и нозологическому
составу

Срок лечения

3-6 

месяцев

месяц


background image

Поскольку опробование новых способов адаптации проводится на заключительном этапе ГКТ

,

когда суицидальный риск сведен к минимуму

снижение самооценки во время возможных неудач не

приводит к усилению чувства личностной несостоятельности

а лишь способствует реалистической

оценке собственных возможностей и укрепляет терапевтическую мотивацию к дальнейшему тренингу
навыков адаптации

.

Основными методами терапии на данном этапе являются коммуникативный тренинг с

использованием проблемных дискуссий

ролевой тренинг

психодрама и аутогенная тренировка

.

Проигрывание роли значимого другого помогает пациенту лучше понять мотивы поведения партнера

и

исходя из этого

строить с ним отношения

Тренировка в лучшем исполнении собственной роли

способствует тому

что стиль общения пациента становится более адаптивным

В процессе ролевого

тренинга развиваются также навыки полоролевого поведения

подкрепляется представление о

собственной половой привлекательности

.

Следует отметить

что создавая ряд ценных возможностей для купирования кризиса и

профилактики суицидоопасных тенденций в будущем

ГКТ одновременно значительно усложняет

работу психотерапевта

Выраженная потребность кризисных пациентов в психологической поддержке

,

суммируясь при объединении их в группу

может приводить к эмоциональной перегрузке

психотерапевта

К тому же ему необходимо одновременно фокусировать индивидуальные кризисные

ситуации членов группы в условиях их частой смены

,

учитывать возможность незаметного добавления

к собственным проблемам пациента кризисных проблем других членов группы

предупреждать

распространение в группе депрессивных и аутоагрессивных тенденций

.

С целью уменьшения перечисленных трудностей практикуется совместное ведение кризисной

группы с котерапевтом

функции которого заключаются в следующем

На

 1-

м этапе ГКТ котерапевт

совместно с ведущим психотерапевтом участвует в создании атмосферы безусловного принятия

личности и переживаний пациентов

На

 2-

м этапе ГКТ котерапевт обеспечивает включение участников

группы в дискуссию

контроль за их состоянием и оказание необходимой психологической помощи

при ухудшении состояния

, ^

а

 3 

этапе ГКТ котерапевт в процессе ролевых игр выполняет функции

ассистента режиссера и комментатора

проигрывает роли пациента или лиц из его ближайшего

окружения

а также проводит занятия аутогенной тренировкой

направленные на улучшение

эмоционального самоконтроля

.

ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ ГРУППОВОЙ КРИЗИСНОЙ ТЕРАПИИ

Терапевтич

.

факторы

1-

й этап ГКТ

:

кризисная поддержка

2-

й этап ГКТ

:

кризисное
вмешательство

3-

й этап ГКТ

:

тренинг навыков
адаптации

Цель

Купирование

суицидоопасных

аффективных нарушений

Поиск

оптимального способа

разрешения конфликта

Окончательное

разрешение кризиса

,

профилактика суицида

в будущем

Задачи

Эмоциональное

включение в группу

,

ликвидация чувства

безнадежности

,

представления об

уникальности и
непереносимости

собственных переживаний

,

повышение самоприятия

,

мобилизация личностной

защиты

Выявление

неадаптивных установок

,

когнитивная перестройка
в сфере актуального

конфликта

Опробование и

закрепление

адаптивных способов
решения проблем

;

сплочение группы

Методы

Раскрытие

,

отреагирование

разделение

эмоций

сочувствие

,

ободрение

актуализация

антисуицидальных
факторов

выработка

мотивации к кризисному

Проблемные

дискуссии

,

направленные

на анализ неадаптивных
позиций

интерпретация

форм психологической
защиты

затрудняющих

разрешение кризисной

Ролевой тренинг

,

психодрама

;

поддержка пациентов

,

находящихся на

ранних этапах ГКТ


background image

Ролевой тренинг

 (

РТ

), 

как указывают наши сотрудники О.Р

Арнольд и ГА

Скибина

 (1990),

особенно показан в случаях аффективной блокады или дезорганизации интеллектуальной
деятельности

когда коррекция своего поведения на уровне осознания затруднена

Ролевой тренинг

способствует улучшению самовыражения через мимику

жест

движение и совершенствование

восприятия других посредством фиксации таких же сигналов

то есть активизирует

 «

языки общения

».

В процессе занятий развивается эмпатическое сочувствие

достигается коррекция навыков общения

.

Постепенно отрабатывается ненапряженное

свободное самочувствие в разных ситуациях общения

 —

поверхностно-социального

случайного

профессионального

семейного

интимного

.

В отличие от психодрамы

на РТ пациент не обязан раскрывать свои личные проблемы

.

Конфликтные ситуации

лично для него значимые

разыгрываются не конкретно

а опосредованно

.

Акцент делается на действии

анализ поведения сведен к минимуму

Основной тезис занятий

 —

нельзя

научиться общаться

не участвуя в общении

невозможно справиться с конфликтной ситуацией

не

пытаясь ее смоделировать

Большая роль отводится движению и пантомиме

Обучение идет

последовательно

от простого к сложному

как на каждом занятии

так и в ходе всего курса терапии

.

Основной целью РТ является развитие коммуникативных функций и коррекция навыков

общения

Для достижения данной цели решаются следующие задачи

:

1) 

работа с масками и мышечными зажимами

;

2) 

тренинг воображения и невербальной обратной связи

;

3) 

тренировка эмпатии

;

4) 

ассертивный тренинг

;

5) 

тренинг установления интимного контакта

;

6) 

сохранение эмоционального самоконтроля в простых конфликтах

;

7) 

разрешение актуального конфликта

.

РТ проводится

 2-3 

раза в неделю

каждое занятие длится

 1,5-2 

часа

Оптимальный состав группы

около

 10 

человек

число мужчин и женщин по возможности одинаково

Программа РТ рассчитана на

последовательное решение перечисленных выше задач для каждого участника

В то же время она

позволяет новым участникам включаться в группу по мере выхода из нее излечившихся пациентов

.

РТ начинается с работы с масками

чаще всего встречающихся у кризисных пациенток

: «

деловая

женщина

», «

домашняя хозяйка

», «

девочка-мальчик

», «

спортсменка

». 

Обращается внимание на

мышечные зажимы

определяется центр тела

Например

у

 «

домашней хозяйки

» — 

в плечах и голенях

;

у свободной

уверенной в себе женщины

 — 

в груди

у женщины

ощущающей себя привлекательной

,

— 

в груди и бедрах

У женщины

, «

летящей на свидание

», 

центр тела вынесен вовне

.

В качестве разминки используются походки в перечисленных ролях с обращением внимания на

расслабление мышц плеч

спины

голеней и на центр тела

Участникам предлагается вжиться в образ

человека с распрямленными плечами

высоко поднятой головой

свободной походкой

побыть

играющим ребенком

кошкой и т

п

.

Следующая группа упражнений разминки

 — 

на воображение

Пройтись

 «

по зыбучим пескам

»,

по болоту

по натертому скользкому паркету

по грязной дороге в туфлях на высоких каблуках

.

Представить себя вырастающим из саженца кустом

раскрывающимся цветком

Пройтись в костюме

полярника

в рабочем комбинезоне

в норковом манто

в вечернем платье со шлейфом

в купальнике

.

Далее используются актерские этюды с воображаемым предметом

ощупать невидимую стену

,

повесить картину

,

открыть форточку

,

найти нужную книгу в книжном шкафу

,

разбить любимую

вмешательству

ситуации

Функции

ведущего
психотерапевта

Создание атмосферы

безусловного принятия

личности и переживаний

пациента

Фокусирование

занятия на проблеме

пациента

в отношении

которого осуществляется

вмешательство

Моделирование

актуальной ситуации
пациента

функции

сценариста и
режиссера

ситуационных и

ролевых игр

Функции

котерапевта

Включение

участников группы в

дискуссию

контроль их

состояния

оказание

необходимой

психологической
помощи

Функция

ассистента режиссера

,

комментатора

;

проигрывание ролей

пациента или лиц из

его ближайшего
окружения