Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 5047
Скачиваний: 42
Активизация терапевтической установки необходима для переключения усилий пациента с
попыток разрешения кризисной ситуации не оправдавшими себя методами на повышение собственных
возможностей по ее разрешению
.
Психотерапевт поощряет успехи пациента в выполнении
терапевтического плана и другие проявления зрелости
,
постепенно обеспечивает ему условия для
проведения независимого от психотерапевта курса действий
.
Одновременно внимание пациента
обращается на недостаточную подготовку в достижении последующих целей
.
Таким образом
подготавливается переход к третьему этапу кризисной терапии
—
этапу повышения докризисного
уровня адаптации
.
ГРУППОВАЯ КРИЗИСНАЯ ТЕРАПИЯ
Дай человеку рыбу
,
и ты накормишь его только раз
.
Научи его ловить рыбу
,
и он будет кормиться ею всю жизнь
.
Китайское изречение
Групповая кризисная терапия
(
ГКТ
)
имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной
.
Группа дает возможность пациенту преодолеть иждивенческие ожидания
,
центрированные на
психотерапевте
.
Попытки повысить самооценку кризисного индивида с помощью индивидуальных
бесед
,
как правило
,
оказываются мало эффективными
,
так как доводы психотерапевта нередко
воспринимаются как обусловленные выполнением им своего профессионального долга
.
Высказывания
же
«
товарищей по несчастью
»,
эмоционально окрашенные и подкрепленные отношениями
взаимопомощи
,
оказываются более действенными
.
Группа отражает неосознаваемые пациентом
негативные особенности общения
,
не всегда проявляемые им в индивидуальном общении с
психотерапевтом
,
обеспечивает конфронтацию неприемлемому поведению
.
Наконец
,
группа
предоставляет пациенту возможность оказывать помощь другим участникам
,
пациент при этом
переживает чувство компетентности и нужности
,
крайне полезное для преодоления кризиса
.
В
качестве показаний для проведения ГКТ выделяются следующие
:
1)
наличие суицидальных тенденций или высокая вероятность их возобновления при ухудшении
кризисной ситуации
;
2)
выраженная потребность в психологической поддержке и практической помощи
,
установлении высокозначимых отношений взамен утраченных
,
необходимость создания
терапевтической и жизненной оптимистической перспективы
,
разработки и опробования новых
способов адаптации
;
3)
готовность обсуждать свои проблемы в группе
,
рассматривать и воспринимать мнение
участников группы с целью терапевтической перестройки
,
необходимой для разрешения кризиса и
профилактики его рецидива в будущем
.
Окончательные показания для ГКТ устанавливаются на основании наблюдения за поведением
пациента на первом групповом занятии и знакомства с его субъективными переживаниями
,
связанными с его участием в группе
.
Недостаточный учет данного положения может привести к
отрицательному воздействию группового напряжения на состояние пациента и усилению
суицидальных переживаний
.
Более того
,
в кризисной группе суицидальное поведение одного из
участников сравнительно легко может актуализировать аналогичные тенденции у остальных членов
группы
.
В связи с этим в ходе предварительной беседы с пациентом оговаривается
,
что его первое
участие в занятиях группы является пробным
,
и обсуждение вопроса о методах его дальнейшего
лечения состоится после этого занятия
.
Некоторые пациенты смотрят на свое участие в группе лишь как на возможность на время
отвлечься от психотравмирующей ситуации
, «
восстановить силы
»,
чтобы затем продолжать попытки
прежними
,
уже показавшими свою неэффективность способами
.
Подобные нереалистические
лечебные установки часто становятся темой группового обсуждения при включении в группу новых
участников
.
С целью выработки оптимистической терапевтической перспективы пациента знакомят с
книгой отзывов бывших участников группы
,
в которой они описывают ход разрешения своей
кризисной ситуации с помощью терапевтической группы
.
После окончательного установления
показаний к проведению ГКТ с пациентом проводится беседа
,
в ходе которой обсуждаются
возможности использования им помощи кризисной группы
.
Состав группы разнороден по возрасту и полу
,
что снимает представление о возрастной и
половой уникальности собственных кризисных проблем
,
расширяет возможность взаимодействий
.
Старшие по возрасту опекают младших
,
мужчины и женщины подкрепляют взаимную потребность в
признании своей сексуальной привлекательности
,
при этом выявляются и корригируются
неадаптивные полоролевые установки
.
Основу группы обычно составляют пациенты без выраженного суицидального риска
.
В кризисную группу включают практически здоровых и больных пограничными состояниями
,
из
которых
3-7
человек имеют суицидальные мысли и замыслы
,
и двое
—
суицидальные намерения
,
а
также одного больного психопатией аффективного или истероидного типа с нерезко выраженной
ситуационной декомпенсацией и суицидальными мыслями или замыслами
.
Неотложность кризисных проблем
,
охваченность ими позволяют максимально
интенсифицировать психотерапевтические воздействия
.
Групповые занятия проводятся до пяти раз в
неделю и длятся
1,5-2
часа
.
С учетом того
,
что обычные сроки разрешения пациентом кризиса
составляют
4-6
недель
,
курс ГКТ равен в среднем одному месяцу
.
За такой срок оказывается
возможным сплочение группы на основе общих кризисных проблем
.
Роль групповой сплоченности в кризисной группе отличается от ее значения в межличностно
-
ориентированной группе
,
где эта группа используется для тренинга эмпатии и возникает в процессе
этого тренинга
.
В кризисной группе сплочение участников развивается в ходе взаимной поддержки и
используется для разрешения их кризисных ситуаций
.
В связи с этим поощряется общение участников
группы вне занятий
,
в отличие от аналитической группы
,
где оно запрещено
.
Группа является открыто-конечной
,
то есть из нее еженедельно выбывают
,
в связи с окончанием
срока терапии
,
один-два пациента
(«
конечность
»)
и соответственно она пополняется новыми
участниками
(«
открытость
»).
Открытость группы
,
создавая определенные трудности для ее сплочения
,
позволяет в то же время решать ряд важных терапевтических задач
.
Так
,
лица
,
находящиеся на более
поздних этапах выхода из кризиса
,
своим успешным примером ободряют вновь поступивших на
лечение
,
помогают созданию у них оптимистической лечебной перспективы
.
Кроме того
,
в открытой
кризисной группе легче осуществляется когнитивная перестройка путем взаимного обогащения
жизненным опытом
,
обмена различными способами адаптации
.
В открыто-конечной группе более
опытные пациенты обучают вновь поступивших участников приемам выхода из кризиса
.
Проблемная ориентация ГКТ требует фокусирования занятия на кризисной ситуации
,
поэтому
позиция психотерапевта в известной мере является директивной
.
Психотерапевт в кризисной группе
чаще прибегает к прямым вопросам
,
предлагает темы дискуссий и способы решения проблем
,
а при
актуализации суицидальных тенденций у какого-либо участника группы осуществляет
непосредственное руководство его поведением
.
Специфику ГКТ наглядно отражает таблица
,
приведенная на стр
. 98.
ГКТ осуществляется поэтапно в отношении каждого участника группы
:
кризисная поддержка
,
кризисное вмешательство
,
тренинг навыков адаптации
.
В то же время в ходе одного занятия в
зависимости от состояния пациентов обычно используются методы
,
соответствующие различным
этапам кризисной терапии
.
На этапе кризисной поддержки важное значение придается эмоциональному включению
пациента в группу
,
что обеспечивает ему эмпатическую поддержку членов группы
,
способствует
ликвидации у него чувства безнадежности и отчаяния
,
а также представления об уникальности и
непереносимости собственных страданий
.
Для одиноких беспомощных людей
,
испытывающих в
кризисном состоянии исключительно высокую потребность в психологической поддержке и
практической помощи
,
в том числе вне групповых занятий
,
кризисная группа становится последним
шансом для выживания
.
СРАВНЕНИЕ КРИЗИСНОЙ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ
Терапевтические факторы Аналитическая групповая
терапия
Кризисная групповая терапия
Ориентация
Патогенетическая
Проблемная
(
кризисная
)
Цель терапии
Осознание и коррекция
неадаптивных внутри и
межличностных установок
Купирование суицидальных
тенденций и профилактика их
рецидивов
Задачи терапии
Повышение возможностей
самовыражения
,
аутентичности и
эмпатии
Дезактуализация
суицидальных переживаний
,
повышение возможностей
адаптации
Основные методы
Спонтанное взаимодействие
,
инсайт
,
коммуникативный
Кризисно-проблемные
дискуссии
,
когнитивная
перестройка
,
тренинг навыков
На первых занятиях осуществляется раскрытие и сочувственное разделение суицидальных
переживаний пациента членами группы
,
имеющих или недавно имевших подобные переживания
.
В
результате существенно облегчается отреагирование указанных переживаний
,
что приводит к
снижению аффективной напряженности
.
С целью мобилизации личностной защиты актуализируются
антисуицидальные факторы
.
Среди участников группы часто встречаются пациенты
,
у которых возникновение кризиса в
значительной мере обусловлено чрезмерной чувствительностью и ранимостью в сочетании с
завышенными требованиями к себе
.
В таких случаях темой обсуждения становится суицидогенная
установка на обвинение себя во всех неприятностях
,
а также переживание собственной вины и
несостоятельности
.
У данных пациентов ключевым для преодоления кризиса является достижение
«принятия себя
»,
что облегчается при использовании взаимной поддержки членов группы
.
В процессе
1-
го этапа ГКТ пациент получает столь необходимую ему психологическую
поддержку и практическую помощь со стороны других участников группы
,
которые заполняют
опустевший мир кризисного индивида
.
Своими достижениями в терапии они наглядно показывают
ему возможность преодоления кризиса
.
В результате облегчается локализация и формулирование
кризисной проблемы
,
после чего начинается переход ко второму этапу ГКТ
.
Этап кризисного вмешательства посвящен поиску оптимального способа разрешения кризиса
.
Следует отметить
,
что благодаря обмену жизненным опытом
,
происходящему между членами группы
,
репертуар навыков адаптации пациентов при ГКТ обогащается более существенно
,
чем при
индивидуальном взаимодействии
.
В группе пациент лучше принимает советы партнеров по лечению и
,
поддержанный ими
,
смелее опробует новые способы адаптации
.
В процессе проблемных дискуссий
достигается распознание пациентом у себя неадаптивной установки
,
препятствующей использованию
им необходимых способов разрешения кризисной ситуации
.
Одной из наиболее частых тем
,
обсуждающихся в кризисной группе
,
является установка на сохранение
«
во что бы то ни стало
»
семейных или любовных отношений
,
ставших психотравмирующими или даже суицидогенными
.
Достижению пациентами этой жизненной цели препятствуют сформировавшиеся у них в детстве
нереалистические идеалы спутника жизни
—
например
,
как опекающего и одновременно послушного
.
Этап тренинга навыков адаптации начинается после того
,
как пациент принял определенное
решение об изменении своей позиции в конфликте и у него возникает потребность в расширении
своих адаптационных возможностей
.
На данном этапе осуществляется опробование и закрепление
новых способов решения проблемы и коррекция ряда доминирующих установок
,
таких
,
как
потребность в чрезвычайно тесных эмоциональных взаимоотношениях
,
преобладание любовных
отношений в системе ценностей
,
недостаточная роль профессиональной сферы
,
низкая способность к
компенсации в ситуациях фрустрации и т
.
д
.
тренинг
,
групповое сплочение
адаптации
Фокус занятия
Внутригрупповой процесс
«здесь и сейчас
»
Высокозначимые
взаимоотношения в ближайшем
окружении пациента
Взаимоотношения
членов группы
Спонтанное распределение
ролей
,
открытое выражение
чувств
;
запрещаются встречи
участников вне занятий
Подкрепляется
психологическая и практическая
вне занятий группы
,
смягчаются
проявления взаимного
недовольства
Позиция
ПСИХОТЕРАПЕВТА
Недирективная
,
с
паритетным разделением
ответственности за результат
лечения и полной
ответственностью пациента за его
поведение
Активная
,
а при усилении
суицидального риска
—
директивная
,
обеспечивающая
поддержку и руководство
поведением пациента
Характеристика
группы
Закрытая
,
гомогенная по
возрасту и наличию пограничных
нервно-психических расстройств
Открыто-конечная
,
гомогенная по наличию кризисных
проблем и суицидоопасных
переживаний
,
гетерогенная по
возрасту и нозологическому
составу
Срок лечения
3-6
месяцев
1
месяц
Поскольку опробование новых способов адаптации проводится на заключительном этапе ГКТ
,
когда суицидальный риск сведен к минимуму
,
снижение самооценки во время возможных неудач не
приводит к усилению чувства личностной несостоятельности
,
а лишь способствует реалистической
оценке собственных возможностей и укрепляет терапевтическую мотивацию к дальнейшему тренингу
навыков адаптации
.
Основными методами терапии на данном этапе являются коммуникативный тренинг с
использованием проблемных дискуссий
,
ролевой тренинг
,
психодрама и аутогенная тренировка
.
Проигрывание роли значимого другого помогает пациенту лучше понять мотивы поведения партнера
и
,
исходя из этого
,
строить с ним отношения
.
Тренировка в лучшем исполнении собственной роли
способствует тому
,
что стиль общения пациента становится более адаптивным
.
В процессе ролевого
тренинга развиваются также навыки полоролевого поведения
,
подкрепляется представление о
собственной половой привлекательности
.
Следует отметить
,
что создавая ряд ценных возможностей для купирования кризиса и
профилактики суицидоопасных тенденций в будущем
,
ГКТ одновременно значительно усложняет
работу психотерапевта
.
Выраженная потребность кризисных пациентов в психологической поддержке
,
суммируясь при объединении их в группу
,
может приводить к эмоциональной перегрузке
психотерапевта
.
К тому же ему необходимо одновременно фокусировать индивидуальные кризисные
ситуации членов группы в условиях их частой смены
,
учитывать возможность незаметного добавления
к собственным проблемам пациента кризисных проблем других членов группы
,
предупреждать
распространение в группе депрессивных и аутоагрессивных тенденций
.
С целью уменьшения перечисленных трудностей практикуется совместное ведение кризисной
группы с котерапевтом
,
функции которого заключаются в следующем
.
На
1-
м этапе ГКТ котерапевт
совместно с ведущим психотерапевтом участвует в создании атмосферы безусловного принятия
личности и переживаний пациентов
.
На
2-
м этапе ГКТ котерапевт обеспечивает включение участников
группы в дискуссию
,
контроль за их состоянием и оказание необходимой психологической помощи
при ухудшении состояния
, ^
а
3
этапе ГКТ котерапевт в процессе ролевых игр выполняет функции
ассистента режиссера и комментатора
,
проигрывает роли пациента или лиц из его ближайшего
окружения
,
а также проводит занятия аутогенной тренировкой
,
направленные на улучшение
эмоционального самоконтроля
.
ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ ГРУППОВОЙ КРИЗИСНОЙ ТЕРАПИИ
Терапевтич
.
факторы
1-
й этап ГКТ
:
кризисная поддержка
2-
й этап ГКТ
:
кризисное
вмешательство
3-
й этап ГКТ
:
тренинг навыков
адаптации
Цель
Купирование
суицидоопасных
аффективных нарушений
Поиск
оптимального способа
разрешения конфликта
Окончательное
разрешение кризиса
,
профилактика суицида
в будущем
Задачи
Эмоциональное
включение в группу
,
ликвидация чувства
безнадежности
,
представления об
уникальности и
непереносимости
собственных переживаний
,
повышение самоприятия
,
мобилизация личностной
защиты
Выявление
неадаптивных установок
,
когнитивная перестройка
в сфере актуального
конфликта
Опробование и
закрепление
адаптивных способов
решения проблем
;
сплочение группы
Методы
Раскрытие
,
отреагирование
,
разделение
эмоций
,
сочувствие
,
ободрение
,
актуализация
антисуицидальных
факторов
,
выработка
мотивации к кризисному
Проблемные
дискуссии
,
направленные
на анализ неадаптивных
позиций
,
интерпретация
форм психологической
защиты
,
затрудняющих
разрешение кризисной
Ролевой тренинг
,
психодрама
;
поддержка пациентов
,
находящихся на
ранних этапах ГКТ
Ролевой тренинг
(
РТ
),
как указывают наши сотрудники О.Р
.
Арнольд и ГА
.
Скибина
(1990),
особенно показан в случаях аффективной блокады или дезорганизации интеллектуальной
деятельности
,
когда коррекция своего поведения на уровне осознания затруднена
.
Ролевой тренинг
способствует улучшению самовыражения через мимику
,
жест
,
движение и совершенствование
восприятия других посредством фиксации таких же сигналов
,
то есть активизирует
«
языки общения
».
В процессе занятий развивается эмпатическое сочувствие
,
достигается коррекция навыков общения
.
Постепенно отрабатывается ненапряженное
,
свободное самочувствие в разных ситуациях общения
—
поверхностно-социального
,
случайного
,
профессионального
,
семейного
,
интимного
.
В отличие от психодрамы
,
на РТ пациент не обязан раскрывать свои личные проблемы
.
Конфликтные ситуации
,
лично для него значимые
,
разыгрываются не конкретно
,
а опосредованно
.
Акцент делается на действии
,
анализ поведения сведен к минимуму
.
Основной тезис занятий
—
нельзя
научиться общаться
,
не участвуя в общении
,
невозможно справиться с конфликтной ситуацией
,
не
пытаясь ее смоделировать
.
Большая роль отводится движению и пантомиме
.
Обучение идет
последовательно
,
от простого к сложному
,
как на каждом занятии
,
так и в ходе всего курса терапии
.
Основной целью РТ является развитие коммуникативных функций и коррекция навыков
общения
.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи
:
1)
работа с масками и мышечными зажимами
;
2)
тренинг воображения и невербальной обратной связи
;
3)
тренировка эмпатии
;
4)
ассертивный тренинг
;
5)
тренинг установления интимного контакта
;
6)
сохранение эмоционального самоконтроля в простых конфликтах
;
7)
разрешение актуального конфликта
.
РТ проводится
2-3
раза в неделю
,
каждое занятие длится
1,5-2
часа
.
Оптимальный состав группы
около
10
человек
,
число мужчин и женщин по возможности одинаково
.
Программа РТ рассчитана на
последовательное решение перечисленных выше задач для каждого участника
.
В то же время она
позволяет новым участникам включаться в группу по мере выхода из нее излечившихся пациентов
.
РТ начинается с работы с масками
,
чаще всего встречающихся у кризисных пациенток
: «
деловая
женщина
», «
домашняя хозяйка
», «
девочка-мальчик
», «
спортсменка
».
Обращается внимание на
мышечные зажимы
,
определяется центр тела
.
Например
,
у
«
домашней хозяйки
» —
в плечах и голенях
;
у свободной
,
уверенной в себе женщины
—
в груди
;
у женщины
,
ощущающей себя привлекательной
,
—
в груди и бедрах
.
У женщины
, «
летящей на свидание
»,
центр тела вынесен вовне
.
В качестве разминки используются походки в перечисленных ролях с обращением внимания на
расслабление мышц плеч
,
спины
,
голеней и на центр тела
.
Участникам предлагается вжиться в образ
человека с распрямленными плечами
,
высоко поднятой головой
,
свободной походкой
,
побыть
играющим ребенком
,
кошкой и т
.
п
.
Следующая группа упражнений разминки
—
на воображение
.
Пройтись
«
по зыбучим пескам
»,
по болоту
,
по натертому скользкому паркету
,
по грязной дороге в туфлях на высоких каблуках
.
Представить себя вырастающим из саженца кустом
,
раскрывающимся цветком
.
Пройтись в костюме
полярника
,
в рабочем комбинезоне
,
в норковом манто
,
в вечернем платье со шлейфом
,
в купальнике
.
Далее используются актерские этюды с воображаемым предметом
:
ощупать невидимую стену
,
повесить картину
,
открыть форточку
,
найти нужную книгу в книжном шкафу
,
разбить любимую
вмешательству
ситуации
Функции
ведущего
психотерапевта
Создание атмосферы
безусловного принятия
личности и переживаний
пациента
Фокусирование
занятия на проблеме
пациента
,
в отношении
которого осуществляется
вмешательство
Моделирование
актуальной ситуации
пациента
,
функции
сценариста и
режиссера
ситуационных и
ролевых игр
Функции
котерапевта
Включение
участников группы в
дискуссию
,
контроль их
состояния
,
оказание
необходимой
психологической
помощи
Функция
ассистента режиссера
,
комментатора
;
проигрывание ролей
пациента или лиц из
его ближайшего
окружения