Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 5041
Скачиваний: 42
судьбе за все
,
что имеешь
!»
Эти слова не решат проблемы
,
а усугубят у человека чувство вины
,
поэтому они могут принести только вред
.
7.
Никогда не обещайте держать план суицида в секрете
.
И.А
.
Акиндинова
(2001)
описывает наиболее частые эмоциональные реакции кризисного
терапевта
,
мешающие оказанию им профессиональной помощи суициденту
.
Паника
: «
Я не в силах
чем-либо помочь
» (
однако готовность быть с человеком в трудную минуту уже является помощью
).
Страх
: «
Что
,
если я даже помогу чем-то
,
а он все равно сделает это
?» (
каждый человек имеет право сам
распорядиться своей жизнью независимо от действий окружающих
).
Усталость
: «
Опять длинный и
тяжелый разговор
» (
если помощь ведется в сторону снижения эмоциональной интенсивности
,
она
может быть оказана достаточно быстро
).
Злость
: «
Неужели можно быть настолько слабовольным
,
чтобы решиться на такой поступок
?» (
рождается беспомощностью консультанта в конкретной
ситуации
).
Обида
: «
Его намерения не выглядят серьезными
,
наверное
,
он использует меня
» (
не
следует забывать
,
что любые разговоры о суициде являются просьбой о помощи
).
Внутренний
конфликт
: «
Если человек чего-то хочет
,
вряд ли кто-то вправе его остановить
» (
на самом деле выбор
—
оказывать помощь или нет
—
сделан уже при выборе профессии консультанта
).
Безвыходность
:
«Эта ситуация безнадежна
,
что я могу сделать
?» (
если ситуация слишком запутанная
,
надо выбрать
главную проблему и сосредоточиться на ней
).
Отречение
: «
В такой ситуации я вел бы себя так
же
» (
так проявляются собственные непроработанные проблемы
,
в том числе суицидогенные
;
необходима супервизия или личный анализ
).
Кризисная терапия применяется в амбулаторных и стационарных условиях
,
а также по телефону
и на дому
.
До широкого распространения методов кризисной терапии основной формой превенции
суицидов являлась госпитализация в психиатрическую больницу
,
которая практически не влияла на
повторность суицидных попыток
.
Отто Кернберг
(2000)
при решении вопроса о госпитализации
особое внимание обращает на терапевтическую установку пациента и отношение к нему окружающих
.
Когда есть показания для госпитализации
,
а пациент от нее отказывается
,
терапевт должен
мобилизовать все социальные и юридические ресурсы
,
чтобы минимизировать суицидогенные
аспекты ситуации
.
Попытки амбулаторной терапии суицидента нередко отражают бессознательное
желание
«
быть Богом
»
или опасную наивность
,
которая мешает увидеть серьезность разрушительных
тенденций пациента и его семьи
.
Определенное значение для риска повторной госпитализации
придается внутрисемейным конфликтам
.
Так
,
по наблюдениям А
.
Файерстайна с соавт
. ( Feierstein et
al, 1971)
среди живущих с родителями регистрируется
90%
повторных госпитализаций против
30%
живущих отдельно
.
В связи с этим
,
а также с ведущей ролью семейно-личных конфликтов в
происхождении кризиса большое значение придается семейной форме терапии
.
Семейная кризисная
терапия проводится для детей и членов их семей
,
а также в группах
,
составленных из конфликтных
семей или пар
,
переживающих супружеский конфликт
.
Осуществляется также групповая кризисная
терапия подростков с семейным конфликтом и отдельно родителей с проблемами в отношении детей
,
групповая кризисная терапия одиноких матерей малолетних детей после развода или разделения
.
Неотложной интенсивной психотерапии при острых суицидоопасных реакциях посвящен ряд
отечественных работ
.
В них анализируются особенности первого этапа кризисной терапии с
использованием Телефона Доверия
(
Лежепекова с соавт
., 1983;
Амбрумова
,
Полеев
, 1988;
Моховиков
,
1999)
и в амбулаторных службах
(
Леви
, 1972;
Ларичев
, 1979;
Мягер с соавт
., 1980;
Собчик
, 1986).
Сообщается о положительном опыте применения кризисной терапии
суицидентов
,
находящихся в реанимационном отделении
(
Конончук
, 1983;
Полякова
,
Балашова
, 1989)
и в кризисном стационаре
(
Арнольд с соавт
., 1984;
Бердянская с соавт
., 1986;
Скибина с соавт
., 1986).
Заслуживают внимания оригинальные методы кризисной терапии
,
разработанные сотрудниками
Суицидологического центра
:
аксиопсихотерапии
,
направленной на перестройку системы ценностей
пациентов
(
Ларичев
, 1984)
и когнитивной кризисной терапии
,
способствующей осознанию пациентом
связи суицидальных переживаний с определенными неадаптивными установками
(
Понизовский
, 1983).
Описаны также модификации аутогенной тренировки
,
ролевого тренинга и пневмокатарсиса для
кризисных пациентов
(
Арнольд
, 1984;
Арнольд
,
Скибина
, 1990;
Полеев
, 1994).
Ряд сообщений
посвящен таким специфическим формам кризисной терапии
,
как групповая
(
Ларичев
, 1983),
семейная
(Тысячная
, 1978;
Амбрумова
,
Постовалова
, 1984;
Вроно с соавт
.;
Полеев
, 1989)
и клубная
(
Козловский
,
1983, 1984;
Дукаревич
,
Заярная
, 1986).
В качестве критериев эффективности превентивных мероприятий обычно используются два
:
совершение повторной попытки самоубийства и госпитализация
.
Выделены факторы
,
предрасполагающие к повторению попытки
:
межличностные конфликты
,
семейная дезорганизация
,
плохая социальная адаптация
,
склонность к правонарушениям
(Morgan et al., 1976;
Конончук
, 1978).
В
этой связи представляет интерес вывод
R. D. Goldney (1981)
о корреляции
,
имеющейся между
необходимостью в интенсивных мерах реанимации после попытки самоубийства и высокой
вероятностью суицида в будущем
.
Отечественными исследователями собран обширный материал о состоянии больных
,
состоящих
на психиатрическом учете
.
Ими выделены определенные уровни социально-психологической
адаптации
,
ответственные за суицидальное поведение
(
Тихоненко
,
Цупрун
, 1983;
Цупрун
, 1984).
Более
детально рассмотрены способы адаптации после суицидных попыток у лиц без психотических
нарушений в работах ленинградских авторов
(
Мягер
, 1983, 1985;
Мягер
,
Мишина
, 1983;
Константинова
, 1985).
Исследования Н.В
.
Конончук с соавт
.
по данным катамнеза позволили выделить
следующие способы и стили адаптации у лиц
,
перенесших непсихотическую суицидо-опасную
реакцию
:
истинную
(
активную и пассивную
),
когда успешное приспособление к жизни произошло за
счет изменения отношений личности
;
псевдоадаптацию
—
когда адаптация поддерживается за счет
благоприятного изменения ситуации и дезадаптацию
(
полную или частичную
).
Выделены
прогностически позитивные и неблагоприятные черты
;
к последним отнесены ригидность мотивации
,
эмоциональная вязкость и импульсивность
(
Конончук
,
Семенова-Тяншанская
, 1982;
Конончук и др
.,
1983;
Конончук
,
Капитонова
, 1984).
В диссертационной работе К.А
.
Пойш
(1973),
выполненной на большом материале
(813
больных
,
госпитализированных в психиатрическую больницу после суицидной попытки
),
основным принципом
катамнестического обследования служит профессиональная реабилитация суицидентов
.
А.К
.
Агафонов
(1985)
для определения эффективности реабилитационных мероприятий в процессе
катамнеза учитывает наряду со степенью социализации суицидента степень его удовлетворенности
своей жизнью
.
При этом выявлена важная роль психологической адаптации в определении степени
суицидального риска по сравнению с социальной
.
Эффективность комплексной психотерапии
(индивидуальной
,
семейной
,
групповой
)
составила
87%
против
72%
в контрольной группе
.
Катамнестические исследования
,
проведенные И.В
.
Поляковой
(1987),
обнаружили зависимость
уровня социально-психологической адаптации от клинической формы суицидоопасного состояния
.
Наиболее быстрое становление периода реадаптации и его устойчивость наблюдались после
перенесенных реакций дезорганизации и демобилизации
,
что почти исключало риск повторных
суицидальных действий
.
Однако при реакциях демобилизации адаптация пациентов отличалась
пассивными личностными установками
,
что требовало продолжения психотерапии
.
В случаях
пессимистических реакций наступление стойкого адаптационного периода затягивалось
,
в связи с чем
сохранялся риск совершения повторного суицида
,
особенно при отсутствии адекватной медико
-
социальной помощи
.
У больных психогенными депрессиями риск повторных покушений на
самоубийство наиболее высок при
«
отставленной депрессии
».
В заключение следует отметить
,
что синдромальный уровень диагностики
,
свойственный
зарубежным работам
,
приводит к несравнимости результатов исследований
.
Указанный недостаток
преодолен отечественной школой суицидологии
,
стоящей на позициях клинико-психологического
анализа суицидального поведения
;
однако вопрос о создании единой систематики суицидоопасных
состояний в отечественной литературе не ставился
.
Материалы исследований
,
проведенных за последние десятилетия в различных странах
,
показывают адекватность методов кризисной терапии специфическим потребностям лиц
,
находящимся в состоянии психологического кризиса
.
Дальнейший прогресс в решении проблем
кризисной терапии
,
по-видимому
,
лежит на пути дальнейшей дифференциации социально
-
психологической и клинической оценок кризисных пациентов
;
углубленного исследования роли
неадаптивных установок в развитии суицидоопасных реакций
;
создания эффективных методов
коррекции указанных установок и тренинга навыков
,
недостающих для разрешения кризисных
проблем
.
Необходима также разработка адекватных критериев оценки результатов
,
применяемых в
ходе терапии и на протяжении достаточно длительного катамнеза
.
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
Телефонный разговор находится на полпути между искусством и жизнью
.
Это разговор не с человеком
,
а с образом
,
который складывается у тебя
,
когда ты его слушаешь
.
Андре Моруа
Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи РАТЭПП является
ассоциированным членом Международной федерации служб неотложной телефонной помощи
IFOTES.
Международные нормы федерации определяют цели
,
принципы и методы работы Телефонов
Доверия
.
Цели
.
Службы неотложной телефонной помощи прилагают усилия
,
чтобы страдающий
,
отчаявшийся или думающий о самоубийстве человек имел возможность установить немедленный
контакт с человеком
,
готовым выслушать его как друга и имеющим навыки оказания помощи в ходе
беседы при уважении полной свободы абонента
.
Эта помощь распространяется не только на первый
телефонный контакт
,
но продолжается в течение всего психологического кризиса
,
пока человеку
требуются совет и поддержка
.
По желанию абонента служба может связать его с другим человеком
,
компетентным в решении именно его проблемы
.
Любая помощь
,
оказанная службами телефонной
неотложной помощи
,
имеет целью поддержать в абоненте мужество для дальнейшей жизни и
возможности преодоления психологического кризиса
,
с которым он столкнулся
.
Принципы
.
Абонент должен быть уверен в полной конфиденциальности
.
Никакая информация
,
полученная от него
,
не может быть вынесена за переделы службы без его специального разрешения
.
Ни абоненты
,
ни работники служб неотложной телефонной помощи не должны подвергаться
конфессиональному
,
религиозному
,
политическому или идеологическому давлению
.
Работники
принимаются в службы только после тщательного отбора и обучения
;
они отбираются прежде всего на
основании способности понимать другого человека
,
эмпатии и чувства солидарности с ним
.
На
абонента не возлагается никаких финансовых или каких-либо иных обязательств
.
Никто из работников
службы не может давать показания представителям власти и правопорядка
,
не получив
предварительного разрешения абонента
,
а также руководителей данной службы
.
Методы
.
Штат службы неотложной телефонной помощи может состоять как из оплачиваемых
работников
,
так и из волонтеров
,
причем последние играют основную роль в деятельности службы
.
Они работают как единая команда
.
Сотрудники службы проходят начальный курс обучения
,
после
которого они работают в условиях продолжительной супервизии одного или нескольких человек
,
выделенных для этой цели в службе
.
Квалификация работников повышается путем постоянно
продолжающегося обучения
.
Каждой службе должны быть доступны профессиональные консультанты
разного профиля
.
Они могут быть как штатными сотрудниками службы
,
так и не состоять в ней
.
Первый контакт с абонентами обычно устанавливается по телефону
.
Он может также происходить по почте или при личном посещении клиента
.
В принципе
,
именно
клиент инициирует
,
поддерживает
,
прекращает или восстанавливает контакт
.
Как клиент
,
так и
работник службы имеют право на анонимность
.
Со своей стороны
,
служба может оказаться
вынужденной заявить клиенту
,
что она более не находит возможным помогать ему
.
Тем не менее
,
служба обычно стремится к созданию всевозможных условий для установления контактов с клиентом
.
Одной из основных особенностей служб неотложной телефонной помощи является их круглосуточная
доступность
.
Если в интересах абонента необходимо сотрудничество с другими специализированными
службами
,
то перед установлением контактов с ними необходимо получить его согласие
.
Г
.
Хэмбли
(1992)
выделяет следующие задачи кризисного консультанта
,
работающего на
Телефоне Доверия
: 1)
уловить
«
сигналы
»,
оповещающие о наличии суицидальных мыслей или
тенденций
; 2)
оценить степень суицидального риска
; 3)
проявить мягкую
,
ненавязчивую заботу о
клиенте
,
помочь в принятии решения в пользу образа действий
,
исключающего самоубийство
,
хотя бы
на данный момент времени
.
Автор описывает
«
плохого слушателя
»:
Он перебивает меня или течение моих мыслей
.
Он
меняет тему беседы
.
Он думает о своем ответе
,
когда я еще говорю
.
Он дает мне совет
,
а не занимается
совместно поисками ответа
.
Он обобщает
,
говоря
,
что я такой же
,
как все остальные
.
Он приходит к
скороспелым выводам или перебивает
.
Он старается
«
решить
»
мою проблему
.
Своим умом и
эмоциями он находится вне моей ситуации
.
Он говорит
: «
То же самое случилось со мной
».
Он считает
своим долгом заполнять все паузы в беседе
.
Он игнорирует мои вопросы
.
Напротив
, «
хороший слушатель
»
говорит мне
«
да
»,
открывая себя и принимая меня
.
Я и он
общаемся друг с другом тепло и естественно
.
Он слушает паузы
.
Он не претендует на то
,
чтобы узнать
всю правду
.
Он переживает то же
,
что чувствую я
.
Он входит в мою ситуацию и положение
.
Он
отражает мои мысли и чувства
.
Он принимает меня таким
,
каков я есть
,
и не осуждает
.
Он позволяет
мне спотыкаться в словах
.
Он откладывает в сторону собственные заботы и проблемы
.
В.Ю
.
Меновщиков
(2002)
подчеркивает важность умения как можно дольше поддерживать
разговор с потенциальным суицидентом
,
поскольку это помогает установить с ним эмпатийные
отношения
.
Излишняя заботливость
,
как и оспаривание высказываний абонента
,
вызывают у него
опасение
,
что у него хотят отнять контроль над принятием решений
.
Безразличие и ироническая
провокация одинаково увеличивают риск совершения суицида
.
Прямые вопросы о местонахождении и
личности абонента могут быть истолкованы им как попытка
«
схватить
»
его
.
Если клиент уже принял
таблетки или предпринял другие суицидальные действия
,
поддержание контакта с ним позволяет
определить его местонахождение
,
связаться с родственниками
,
скорой медицинской помощью и
службой спасения
.
Психологическая помощь по телефону обладает рядом преимуществ
,
которые
,
по сравнению с
традиционной очной терапией
,
весьма значимы для кризисных пациентов
(
Амбрумова
,
Полеев
, 1986,
1988).
Пространственные особенности
.
Телефонная связь позволяет оказывать психотерапевтическое
воздействие на абонента
,
находящегося на любом расстоянии от психотерапевта
.
Временные
особенности
.
Абонент может в любое удобное для него время незамедлительно соединиться с
психотерапевтом
,
что особенно важно для лиц с низкой выносливостью к психологическому стрессу
.
Максимальная анонимность
.
Даже при обращении к врачу без предъявления документов анонимность
обратившегося не является полной
:
врач видит пациента
,
может в дальнейшем его узнать
.
Контакт по
телефону обеспечивает максимальную анонимность пациентов
,
что для многих из них является
существенным
.
Возможность прервать контакт
.
Телефонный абонент может прервать беседу с
психотерапевтом в любой момент
.
Подобная возможность контролировать ситуацию общения имеет
большое значение для лиц
,
нуждающихся в психологической безопасности
.
Эффект ограниченной
коммуникации
.
Исключительно акустический характер телефонной коммуникации способствует
вербализации
,
а тем самым и лучшему осознанию переживаемой ситуации
.
Это
,
наряду с
возможностью аффективного отреагирования
,
помогает пациенту интеллектуально овладеть
травмирующей ситуацией
,
уменьшает чувство тревоги
,
облегчает реалистическое принятие ситуации и
переход к конструктивной личностной позиции
.
Эффект доверительности
.
Голос телефонного
терапевта звучит в непосредственной близости от абонента
,
что придает особую интимность беседе
,
быстро формирует ее доверительную атмосферу
,
облегчает раскрытие глубоко личных проблем
.
Цель телефонной терапии
—
предотвратить дальнейшее развитие остро возникших кризисных
состояний
,
помочь разрешить психотравмирующую ситуацию и тем самым предотвратить возможное
покушение на самоубийство
.
Данная цель определяет две основные задачи телефонной терапии
:
1)
помощь в овладении и преодолении актуальной психотравмирующей ситуации
,
включая
эмпати-ческую поддержку и когнитивное руководство
;
2)
коррекция неадаптивных личностных установок
,
обусловливающих развитие кризисных
состояний и суицидальных тенденций
.
В свою очередь решение указанных задач требует соблюдения определенных принципов
экстренной телефонной психотерапии
.
Анонимность абонента укрепляет в пациенте нарушенное психотрав-мирующим событием
чувство безопасности
,
повышает доверительность при обсуждении интимно-личных проблем
.
Установление взаимоотношений
«
сопереживающего партнерства
»
необходимо
,
поскольку
эмоционально-нейтральные взаимоотношения воспринимаются кризисными пациентами как
проявления неприятия и отвержения
.
Доступность психотерапевта
,
достигающаяся сообщением
абоненту графика работы телефонного терапевта и приглашением к обращениям
,
купирует
переживания одиночества и беспомощности
,
обладающие большой суицидогенностью
.
Последовательность этапов терапии особенно важна
,
поскольку переход к очередному этапу помощи
без завершения предыдущего ведет к нарастанию чрезмерных требований к пациенту
,
усиливает тем
самым чувство его несостоятельности
,
снижает самооценку и
,
соответственно
,
усиливает
суицидальный риск
.
Первая психотерапевтическая беседа с острым кризисным пациентом имеет решающее значение
в предотвращении дальнейшего кризиса
.
Она складывается из нескольких последовательных этапов
,
каждый из которых имеет свою специфическую задачу и определенный спектр терапевтических
приемов
.
Главная задача начального этапа беседы
—
установления контакта
—
убедить пациента в
эмоциональном принятии и сочувствии
,
а также в обладании необходимыми профессиональными
знаниями и жизненным опытом
.
Необходимо обеспечить клиенту вентиляцию чувств
,
принять его
злость и готовность к манипулятивным действиям
.
Следует дать клиенту гарантию того
,
что терапевт
может быть полезен ему и заинтересован в продолжении разговора
.
Сам факт обращения абонента
можно использовать для подкрепления позитивных настроений
,
выразив свое удовлетворение тем
,
что
он поступил именно так
.
Как правило
,
на данном этапе пациент может раскрыть свои суицидальные
переживания
,
что способствует повышению его ответственности за свое суицидальное поведение и
уменьшает вероятность совершения попытки самоубийства
—
прием вербализации суицидальных
переживаний
.
При реакции острого горя
,
вызванного переживанием необратимой утраты значимого другого
,
высказывания терапевта должны носить характер сострадательной эмпатии
,
что пробуждает у
абонента жалость к себе
,
которая купирует аутоагрессию
.
В любом случае терапевт должен
продемонстрировать признание страданий пациента
,
со всей серьезностью относясь к его чувствам и
проблемам
,
после чего можно заявить
: «
Тот факт
,
что вы позвонили мне и обсуждаете тему
самоубийства
,
ясно говорит
,
что вам плохо и вам нужна помощь
.
Теперь
,
когда я это знаю
,
нет нужды
причинять себе вред
,
давайте лучше обсудим
,
как вам помочь
».
В процессе беседы проводится исследование суицидального риска
;
для этого позвонившего
спрашивают
,
собирается ли он совершить суицид
,
готов ли у него план
,
имеется ли доступ к средствам
самоубийства
.
Риск повышается
,
если абонент находится в состоянии алкогольного или
наркотического опьянения
,
и существенно уменьшается
,
если он готов заключить договор об отказе от
самоубийства
.
Заключение договора завершает первый этап работы
.
Второй этап направлен на интеллектуальное овладение ситуацией
.
Терапевт
,
сочувственно
выслушивая обратившегося
,
уменьшает эмоциональную напряженность
;
задавая соответствующие
вопросы
,
формирует в сознании пациента объективную и последовательную картину
психотравмирующей ситуации в ее развитии
—
прием структурирования ситуации
.
Во многих случаях
у обратившихся имеется представление об уникальности их ситуации
,
страданий
,
личностных
особенностей и ошибочных действий
.
Терапевт должен тактично подчеркнуть
,
что аналогичные
ситуации и переживания встречаются достаточно часто
—
прием преодоления исключительности
ситуации
.
При острых кризисных ситуациях психотравмирующее событие зачастую воспринимается
личностью как неожиданное
,
не имеющее понятных причин и поэтому непреодолимое
.
Раскрывая
последовательность ситуации
,
терапевт показывает ее связь с предшествующими событиями и
,
следовательно
,
возможность ее изменения
—
прием включения в контекст жизненного пути
.
Обратившиеся часто считают
,
что критические обстоятельства требуют от них немедленного
,
сиюминутного решения
.
В таких случаях терапевт подчеркивает
,
что у абонента есть время на
обдумывание и принятие адекватного решения
—
прием снятия остроты ситуации
.
Рассказывая о
своем жизненном пути
,
пациент сообщает о своих трудностях
,
которые ему удавалось преодолевать
,
о
своих достижениях и психологических возможностях
.
Терапевт тактично подчеркивает эти
позитивные механизмы
,
являющиеся мощным
,
но не всегда осознанным антисуицидальным фактором
—
прием терапии успехами и достижениями
.
Кроме того
,
на протяжении второго этапа беседы используются следующие
психотерапевтические приемы
.
Повторение содержания высказывания
:
абоненту сообщается
,
что его
внимательно слушают и правильно понимают
.
Прием позволяет пациенту уточнить или
переформулировать свои высказывания
.
Отражение и разделение эмоций
:
терапевт высказывает
сочувственное разделение таких суицидоопасных переживаний
,
как отчаяние
,
тревога
,
горе
,
чувства
стыда
,
обиды и унижения
.
Прием стимулирует более открытое проявление эмоций
,
особенно показан
при тоске
,
подавленности
.
Поиск источников эмоций
:
абоненту предлагается установить
непосредственные причины своего эмоционального состояния с помощью вопросов типа
: «
Что именно
в этой ситуации вас так ранит
?»
Прием помогает пациенту осознать связь между поступками
значимого другого и собственными эмоциями
.
Второй этап беседы можно считать завершенным
,
когда терапевт
,
обобщив всю полученную
информацию
,
высказывает точную формулировку переживаемой пациентом ситуации
—
прием
формулировки ситуации
.
Указанный прием помогает пациенту рационализировать происходящее
,
интеллектуально овладеть ситуацией и реалистически принять ее
.
Кроме того
,
благодаря данному
приему
,
пациент знает
,
что его проблема понята другим человеком
,
что уменьшает переживания
одиночества и безвыходности
.
Третий этап
—
планирование действий
,
необходимых для преодоления критической ситуации
.
Основываясь на достигнутом ранее интеллектуальном овладении и реалистическом принятии
ситуации
,
пациент подводится к осознанию того
,
какое разрешение ситуации наиболее для него
приемлемо
—
прием идентификации целей
.
На этом этапе некоторые пациенты пытаются уйти от сути
проблемы к обсуждению своего состояния
,
в этом случае терапевту необходимо вернуть абонента к
обсуждению конкретных планов
—
прием фокусирования на ситуации
.
Специфическими психотерапевтическими приемами данного этапа являются интерпретация
,
планирование и удержание паузы
.
Интерпретация
:
терапевт высказывает гипотезы о возможных
способах разрешения ситуации
.
Планирование
:
побуждение пациента к вербальному оформлению
планов предстоящей деятельности
.
Удержание паузы
:
молчание терапевта имеет целью предоставить
пациенту возможность проявить инициативу
,
стимулировать вербализацию разрабатываемых им
планов поведения
.
Четвертый этап
—
коррекция суицидальных установок абонента
.
Обязательным является
убеждение пациента в следующем
:
-
Тяжелое эмоциональное состояние
,
переживаемое им в настоящий момент
, —
это временное
состояние
,
в процессе терапии оно улучшится
;
другие люди в аналогичных обстоятельствах
чувствовали себя так же тяжело
,
но потом их состояние полностью нормализовалось
.
-
Жизнь пациента нужна его родным
,
близким
,
друзьям
;
его уход из жизни станет для них
тяжелейшей травмой
.
-
Каждый человек имеет право распоряжаться своей жизнью
,
но решать этот вопрос лучше после
восстановления душевного равновесия
.