Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 5052
Скачиваний: 42
эффективность терапевтической программы
.
Катамнестические исследования показали
,
что тип социально-психологической адаптации
зависел от формы суицидоопасного кризисного состояния
.
У большинства пациентов
,
перенесших
реакции дезадаптации
,
выявилось расширение докризисных адаптационных возможностей с
повышением уровня самоприятия
,
самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных
установок
,
формированием оптимистической жизненной позиции
.
В то же время в данной группе
наблюдалось три завершенных суицида
,
которые произошли в течение первого года наблюдений при
новом повороте неразрешенной кризисной ситуации
,
что подтверждает известные данные о
максимально высоком суицидальном риске у лиц с реакциями дезадаптации
.
У пациентов с невротическими ситуационными реакциями уровень адаптации был
непосредственно связан с выраженностью невротических расстройств
,
повторных суицидных попыток
не наблюдалось
.
У психопатических личностей тенденция к хроническому суицидальному поведению
сохранялась и в катамнезе
,
что нашло отражение в
9
повторных незавершенных суицидных попытках
,
обусловленных новыми психотравмирующими ситуациями
.
Больные психогенными депрессиями по выходе из болезненного состояния
,
как правило
,
возвращались к докризисному уровню адаптации
.
Однако в единичных случаях
(
два наблюдения
)
имела место дезадаптация с незавершенными попытками самоубийства
.
У больных дистимией
,
помимо возвращения к прежнему адаптационному уровню
,
часто оставалась на длительное время
астеноипохондрическая симптоматика
;
лишь в одном случае имела место незавершенная
суицидальная попытка
.
Результаты исследования позволяют рекомендовать экстренную госпитализацию в кризисный
стационар лиц с реакциями дезадаптации и острой психогенной депрессией
.
Лиц
,
страдающих
невротическими реакциями и дистимией с невысоким суицидальным риском
,
предпочтительнее вести
в условиях кабинета социально-психологической помощи
.
Лиц психопатического склада с частыми
декомпенсациями и хроническим суицидальным поведением необходимо направлять в кабинет
суицидолога психоневрологического диспансера
.
В заключение приведу несколько записей пациентов
,
сделанных ими в книге отзывов при
выписке из Кризисного стационара
. «
У меня произошла переоценка ценностей
.
Меня направили на то
,
к чему я самостоятельно прийти не смогла
.
Я бесконечно благодарна за все
.
Вы сумели за такой
короткий срок помочь мне в ситуации
,
которую я считала трагически неразрешимой
». «
Пришла я в
Кризисный стационар
13
июля с мыслью
—
близко
,
близко от меня стоит моя смерть
.
Выписалась я из
стационара
16
августа с чувством
,
будто родилась заново
. 16
августа
—
мой второй день рождения
...».
«Все мы приходим сюда с сильной болью в душе
,
а ваши чуткие руки лечат эту израненную душу
.
Мы
уходим отсюда
,
оставляя здесь свою боль
.
Мы идем в жизнь с зарядом оптимизма
,
с воскресшей верой
в собственные силы
.
Мы возвращаемся для новой жизни
,
благодаря вам становимся чуточку мудрее
.
За этот ваш человеческий каждодневный подвиг
-
огромное
,
глубочайшее спасибо
.
Спасибо за веру
,
за
способность ощущать снова радость жизни
,
за умение опять улыбаться весеннему солнцу
.
Спасибо за
то
,
что мы нашли себя
,
благодаря вам стали сильнее
,
чем мы были
». «
Раньше я была в общем-то
одинокой
.
Сейчас
,
как Чебурашка
,
нашла много новых друзей
». «
Группа дала мне силы жить дальше
,
здесь я нашла хороших друзей
». «
Зеркальные души людей
,
окружавшие меня
,
дали мне возможность
увидеть себя со стороны
.
А ведь это так важно
,
когда хочешь измениться в лучшую сторону
,
чтобы
решить свои проблемы
».
Реакция на тяжелый стресс
Кто полагает
,
что добрая только судьба возвышает
,
Дурная же нас лишь сгибает
,
Тот года не видит всего
,
видит лишь нынешний день
.
Рудольф Штайнер
Самыми распространенными психическими расстройствами являются психогении
.
Они
отличаются от эндогенных и экзогенных расстройств в соответствии с триадой К
.
Ясперса
:
1)
расстройство возникает вслед за психотравмой
;
2)
содержание переживаний отражает ее
;
3)
дезактуализация травмы ведет к ослаблению или прекращению расстройства
.
Наиболее тяжелыми стрессорами являются
:
боевые действия
,
катастрофы
,
пожар
,
несчастный
случай
,
присутствие при насильственной смерти другого
,
пытки
,
изнасилование
,
разбойное нападение
.
Более интенсивной и длительной оказывается реакция на человеческий стрессор
(
удержание в
заложниках
),
чем на природную катастрофу
(
наводнение
).
Принята следующая категоризация психотравм
.
Незначительная
:
-
острая
(
до
6
мес
.) —
разрыв с любимым
,
начало или окончание обучения
,
отъезд ребенка из
дома
;
-
хроническая
—
семейные ссоры
,
неудовлетворенность работой
;
Умеренная
:
-
острая
—
женитьба
,
разлука
,
аборт
,
потеря работы
,
отставка
;
-
хроническая
—
разлад в семье
,
положение родителя-одиночки
,
серьезные финансовые
трудности
,
конфликт с начальством
.
Выраженная
:
-
острая
—
развод
,
рождение первого ребенка
;
-
хроническая
—
безработица
,
бедность
.
Экстремальная
:
-
острая
—
смерть супруга
,
опасная болезнь
,
оказаться жертвой насилия
;
-
хроническая
—
серьезная хроническая болезнь у себя или ребенка
.
Катастрофическая
:
-
острая
—
смерть ребенка
,
суицид супруга
;
-
хроническая
—
пребывание в заложниках или в концлагере
.
Во время стресса человек использует проблемно-решающее поведение
,
успешность которого
определяется личностными и социальными характеристиками индивида
:
физическими
(
здоровье
,
выносливость
),
социальными
(
круг знакомых
,
друзей
,
родных
),
психологическими
(
убеждения
,
самооценка и т
.
п
.),
материальными
.
Проблемно-решающее поведение включает два типа стратегий
: 1)
активные
,
ориентированные на разрешение проблем и приводящие к редукции симптомов
эмоционального дистресса
(
самоконтроль
,
планирование разрешения проблем
,
позитивная переоценка
и т
.
д
.); 2)
пассивные
,
направленные на редукцию эмоционального напряжения путем избегания
,
ухода
от проблем
,
что
,
в конечном счете
,
приводит к нарастанию симптомов эмоционального дистресса
.
Выделяют следующие способы проблемно-решающего поведения
:
Конфронтация
—
я буду стоять на своем и отстаивать свою позицию
.
Дистанцирование
—
уйду
,
чтобы ничего не случилось
.
Самоконтроль
—
я стараюсь справиться со своими проблемами сам
.
Использование социальной поддержки
—
я обсуждаю проблему с окружающими
.
Повышение ответственности
—
критикую свои действия или обучаюсь новым способам
поведения
.
Избегание
—
делаю все
,
чтобы отвлечься от проблемы
,
расслабиться
,
забыться
.
Планирование разрешения проблемы
—
я думаю
,
что мне сделать
.
Позитивная переоценка
ситуации
—
изменяю свое мнение о ситуации
,
нахожу в ней положительные стороны
.
ОСТРАЯ РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС
В начале воздействия стрессора наблюдаются переживания ужаса
,
отчаяния
,
глубокое
аффективное сужение сознания
,
затрудняющее контакт с окружающими
,
двигательная
заторможенность или бесцельное метание
,
а также вегетативные расстройства
:
бледность или
покраснение кожи
,
потливость
,
сердцебиение
,
непроизвольное выделение мочи и кала
.
В результате
взаимной индукции может возникнуть массовое аутодеструктивное поведение
.
В течение первого часа после начала воздействия стрессора развивается состояние
,
для которого
характерны
:
отход от ожидаемого социального взаимодействия
,
сужение внимания
,
очевидная
дезориентировка
,
гнев или вербальная агрессия
,
отчаяние или безнадежность
,
неадекватная или
бессмысленная гиперактивность
,
неконтролируемая и чрезмерная грусть
.
В это время возникают три
феномена
:
1)
субъективное чувство сужения времени
,
когда все воспринимается как происходящее
«
здесь и
сейчас
»,
а прошлого и будущего нет
;
2)
представление об отсутствии ресурсов для выхода из ситуации и
3)
переживание угрозы на уровне смыслов ценностей
.
При смягчении или удалении стресса симптомы ослабевают не ранее
,
чем через
8
часов
,
а при
сохранении стресса
—
не ранее
,
чем через
48
часов
.
Воспоминания об этом периоде не сохраняются
,
так как наступает диссоциативная амнезия
.
Острая реакция на стресс длится от
2
до
60
дней
.
Жертвы
изнасилования и разбойных нападений долго не отваживаются выходить из дому без сопровождения
.
Могут быть последствия в виде злоупотребления алкоголем и другими психоактивными веществами
,
а
также суицидных попыток
.
Психотерапия
.
Для того чтобы человек вышел из пассивной роли жертвы
,
необходимо
восстановить у него чувство собственной активности
,
контроля над ситуацией
.
Задачей терапии
является поддержка
,
проработка травмирующего материала
,
переоценка кризисной ситуации
,
изменение мировосприятия
,
повышение самооценки
,
выработка реалистической перспективы и
активной жизненной позиции
.
Важно вернуть клиенту чувство компетентности за счет воспоминания о
преодоленных трудных ситуациях и проектирования будущего
,
в котором можно использовать
удачный прошлый опыт
.
При этом психолог должен отслеживать возможные суицидальные тенденции и аффективные
реакции
,
разряжать агрессию
,
переводя ее на себя
.
Поскольку он тоже находится под воздействием
травмирующей ситуации
,
не стоит скрывать свою тревогу
.
Лучше попросить клиента поправить
психолога
,
если он начинает навязывать что-то свое
.
Наиболее эффективна групповая форма терапии
.
Е
Lasogga,
В
. Gasch (1997)
разработали следующие рекомендации по оказанию неотложной
кризисной помощи
.
Правила для сотрудников спасательных служб
:
1.
Дайте знать пострадавшему
,
что вы уже рядом и что предпринимаются меры по спасению
.
2.
Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов
.
3.
Осторожно устанавливайте телесный контакт
:
возьмите пострадавшего за руку или
похлопайте по плечу
.
4.
Говорите спокойно
,
не скрывая сострадания
;
выслушивайте внимательно и терпеливо
,
без
упреков
;
спросите
,
чем вы можете помочь
.
Правила для психологов
:
1.
Прежде чем приступать к помощи
,
определите
,
кто из пострадавших в чем нуждается
.
Уделите
этому
30
секунд при одном пострадавшем
,
около пяти минут
—
при нескольких пострадавших
.
Будьте
готовы к среднему уровню возбуждения у пострадавшего
(
это нормально
).
2.
Узнайте имена нуждающихся в помощи
.
Точно скажите
,
кто вы и какие функции выполняете
.
Скажите пострадавшим
,
что помощь скоро прибудет
,
что вы об этом позаботились
.
3.
Займите положение на том же уровне
,
что пострадавший
,
возьмите его за руку или похлопайте
по плечу
.
Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной
,
не обвиняйте его
.
4.
Расскажите пострадавшему
,
какая помощь будет ему оказана
.
Сразу скажите ему
,
что вы
ожидаете от своей помощи и как скоро можно ожидать успеха
.
Расскажите о своей квалификации и
опыте
,
чтобы пострадавший убедился в вашей компетентности
.
5.
Дайте пострадавшему посильное поручение
,
чтобы он мог убедиться в способности
самоконтроля
.
6.
Дайте пострадавшему высказаться
.
Будьте внимательны к его чувствам и мыслям
,
пересказывайте позитивное
.
7.
При расставании найдите себе замену и проинструктируйте этого человека о том
,
что нужно
делать с пострадавшим
.
8.
Привлеките людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания ему помощи
.
Инструктируйте их и давайте простые поручения
.
Избегайте любых слов
,
которые могут вызвать у
кого-либо чувство вины
.
9.
Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов
.
Давайте
любопытным конкретные задания
.
10.
Снимайте возникшее у вас в процессе работы напряжение с помощью релаксации и
профессиональной супервизии
.
Е.М
.
Черепанова
(1995)
описывает процедуру дебрифинга
—
группового обсуждения
,
нацеленного на минимизацию психических страданий
.
При этом применяются
:
расспрос
,
эмпатическое выслушивание
,
эмоциональное отреагирование
,
информирование
,
когнитивное
структурирование
,
в результате чего у пострадавшего возникает чувство контроля происходящих
событий
.
Дебрифинг является формой краткосрочной психологической скорой помощи
,
он проводится
непосредственно на месте катастрофы и позволяет решать следующие задачи
:
-
проработка впечатлений
,
реакций и чувств
;
-
помощь в когнитивной организации переживаемого опыта путем понимания как событий
,
так и
реакций
;
-
уменьшение индивидуального и группового напряжения
;
-
уменьшение чувства уникальности и патологичности собственных реакций
.
То есть
нормализация состояния путем обсуждения чувств и реальной возможности поделиться друг с другом
своими переживаниями
;
-
мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов
,
усиление групповой поддержки
,
солидарности и понимания
;
-
подготовка к переживанию тех симптомов или реакций
,
которые могут возникнуть
;
-
определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости
.
При проведении дебрифинга выделяют три задачи
(
проработку основных чувств участников и
измерение интенсивности стресса команды
;
детальное обсуждение симптомов
,
обеспечение чувства
защищенности и поддержки
,
мобилизация ресурсов
;
обеспечение информацией и формирование
планов на будущее
)
и семь фаз
.
1.
Вводная фаза
.
Ведущий представляет себя
,
свою команду
,
обозначает цели и задачи работы
,
определяет правила дебрифинга
.
2.
Фаза контакта
.
Каждый человек кратко описывает то
,
что с ним произошло
.
Причем ведущий
поощряет уточняющие вопросы членов группы
,
которые помогают восстановить объективную картину
происшедшего
.
3.
Фаза мыслей
.
Дебрифинг фокусируется на процессах принятия решений и мышления
.
Обсуждаются мысли
,
приходившие в голову во время события
.
Часто эти мысли кажутся
неуместными
,
причудливыми
,
отражающими чувство страха
.
4.
Фаза разочарования
.
Исследуются чувства
,
поэтому фаза эта наиболее длительная
.
Ведущему
важно помочь людям рассказать о переживаниях
,
так как обсуждение их в группе может вызвать
дополнительную поддержку
,
чувство общности и естественности реакций
.
5.
Фаза симптомов
.
Обсуждаются реакции
(
эмоциональные
,
физические
,
когнитивные
),
которые
люди пережили на месте действия
,
после его завершения
,
спустя какое-то время
.
6.
Завершающая фаза
.
Ведущий обобщает реакции участников
,
пытается нормализовать
состояние группы
.
7.
Фаза адаптации
.
Обсуждается и планируется будущее
,
намечаются стратегии преодоления
.
Создается внутригрупповой психологический контекст
,
рассматриваются дальнейшие способы
поддержки друг друга
.
Обсуждаются возможность и необходимость обращения к профессиональной
помощи
.
Пример
(
собственное наблюдение
).
Впечатлительная молодая таксистка попала в аварию
.
После
этого при виде встречного грузовика она бросала руль и в панике закрывала лицо руками
.
Ночью ее
преследовали кошмары
.
Стоял вопрос об увольнении и смене профессии
.
Начальство дало ей недельный срок для лечения
.
Больная оказалась высоко гипнабельной
.
В
гипнозе ей внушались сновидения
,
в которых она избегала столкновения со встречной машиной
благодаря своим уверенным и автоматическим действиям
.
Такие же сновидения было внушено видеть
в ночном сне
.
Было проведено три сеанса гипноза
,
но больная побаивалась садиться за руль
.
Перед
выходом на работу приехала к врачу на грузовике и вместе с ним проехала по городу
.
Во время
поездки находилась в самопроизвольном
(
постгипнотическом
)
трансе
,
реакция на дорожные ситуации
была автоматической и безошибочной
.
Вышла из транса самостоятельно с чувством триумфа и
уверенности в своих возможностях
.
Больше за помощью не обращалась
.
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО
(
ПТСР
)
Внешние и внутренние раздражители
,
которые напоминают или символизируют какой-либо
аспект травмирующего события
,
могут вызвать сильную психологическую и физиологическую
реакцию
.
Характерны попытки избегать воспоминаний о травме
,
мест и людей
,
связанных с ней
,
невозможность произвольно вспомнить важные аспекты травмы
.
Наблюдается повышенная чувствительность и возбудимость
,
проявляющаяся в следующих
симптомах
(
не менее двух
):
повышенная настороженность и бдительность
,
усиленная реакция на
испуг
,
напряженность
,
раздражительность или вспыльчивость
,
повышение уровня бодрствования
,
затрудненное засыпание или тревожный сон
,
повышенная утомляемость
.
Снижаются интересы
,
сосредоточение и продуктивность
,
появляется ориентация на прошлое
,
нарушается чувство времени
.
В течение года после стрессового воздействия в ситуации
,
напоминающей стрессовую или
связанной с ней
,
навязчиво возникают чрезвычайно живые стойкие воспоминания
(flash- backs —
англ
.)
пережитого
,
которое находит свое отражение и в повторяющихся сновидениях
.
В состоянии
опьянения и при пробуждении возможны диссоциативные эпизоды с переживанием
деперсонализации-дереализации
.
Наблюдаются также обманы восприятия
,
чувства
,
мысли и действия
,
отражающие содержание травмы
.
Пациенты испытывают чувства страха
,
беспомощности
,
горя
,
унижения
,
вины
,
стыда
,
злобы
.
Типичной защитой является общее притупление чувств
:
эмоциональная анестезия
,
чувство
отдаленности от других людей
,
представление о кратковременности будущего с отсутствием
длительной жизненной перспективы
,
потеря удовольствия от прежних увлечений
,
невозможность
переживать радость
,
нежность
,
оргазм
.
Подавление эмоций приводит к их эпизодической разрядке в
виде грубых
,
брутальных аффективных проявлений
.
Наступает отчуждение от близких
,
ухудшаются
взаимоотношения на работе и в семье
,
легко возникают зависимость от психоактивных веществ
(
ПАВ
)
и суицидальные тенденции
.
Описаны случаи с отставленными проявлениями расстройства
,
хронизацией его и
патологическим развитием личности с депрессивными
,
возбудимыми и инфантильными чертами
(Магомед-Эминов
, 1998).
Пациенты настроены недоверчиво и враждебно
,
общаются лишь с самыми
близкими людьми
.
Они испытывают чувства внутренней пустоты и безнадежности
,
вызванные
повышенной зависимостью от значимых других с невозможностью выразить негативные эмоции по
отношению к ним
.
Характерно сочетание настороженности
,
нервозности
,
раздражительности и
эмоциональной оглушенности с чувством собственной измененное
™
и инакости по сравнению с
остальными людьми с отчуждением от них
.
Наблюдается отчетливое социальное снижение
,
отрицательное воздействие на близких и стойкое субъективное страдание
.
Часто развивается
зависимость от психоактивных веществ и склонность к саморазрушающему поведению
.
В происхождении ПТСР играют роль такие факторы
,
как столкновение со смертью
,
внезапность
,
отсутствие похожего опыта
,
недостаток контроля и информации
,
трудности моральных выборов при
спасении собственной жизни и жизни других
,
утраты близких
,
тревога за пропавших без вести
.
Большое значение могут также иметь стыд за свое поведение во время стресса
,
поражающий масштаб
разрушений
,
ухудшение жизненной ситуации
,
необходимость приспособиться к новой среде обитания
.
ПТСР возникает
,
в частности
,
у родственников суицидентов и врачей
,
которые их лечили
.
Выделено пять типов факторов
,
определяющих реакцию врача на самоубийство больного
.
1.
Особенности взаимоотношений
:
характеризуются зависимостью
,
нарциссизмом или
амбивалентностью
.
2.
Обстоятельства времени
:
если врач пережил ряд суицидов пациентов в течение короткого
промежутка времени
.
3.
Особенности значимых жизненных обстоятельств
:
если врач в прошлом испытал осложненное
горе
,
депрессию или в детстве столкнулся с потерей родителей
.
4.
Особенности личности
:
настоятельное стремление во что бы то ни стало быть сильным и
контролировать происходящее
,
а также трудности осознания собственных чувств
.
5.
Средовые обстоятельства
:
отсутствие возможности обсудить случившееся с другими
.
Психотерапия
.
Учитываются психодинамические механизмы
,
лежащие в основе происхождения
ПТСР
.
Тревога блокирует бессознательные конфликты Суперэго
,
воссоздает тревожное состояние и
пытается преодолеть его
.
Защитные механизмы
:
регрессия
,
подавление
,
отрицание
,
девальвация
.
В посттравматической терапии используется
4-
шаговый подход
.
1.
Нормализация реакции людей на катастрофу
(
людей информируют о симптоматике и течении
стрессовых реакций
,
тем самым дается разрешение иметь
«
нормальные
»
для такой ситуации
симптомы
;
это ослабляет тревогу и связанные с ней симптомы
).
2.
Поощрение выражения тревоги
,
гнева и других отрицательных эмоций
(
людям дают