Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 4864
Скачиваний: 42
выговориться
,
отреагировать и разделить переживания с товарищами по несчастью
;
в результате
уменьшается аффективное напряжение
,
структурируются и лучше контролируются эмоции
,
активизируется целенаправленная деятельность
).
3.
Обучение навыкам самопомощи
—
в первую очередь умению справляться со стрессом
.
4.
Обеспечение помощи
(
людей направляют к другим специалистам для получения специальной
и долговременной помощи
).
А.Л
.
Пушкарев с соавт
. (2000)
выделяют в посттравматической психотерапии три этапа
:
1)
установление доверительного безопасного контакта
,
дающего право на
«
получение доступа
»
к
тщательно охраняемому травматическому материалу
;
2)
терапия
,
центрированная на психотравме
,
с исследованием травматического материала
,
работа
с избеганием
,
отрешенностью и отчужденностью
;
3)
стадия
,
помогающая человеку отделиться от травмы и воссоединиться с семьей
,
друзьями
,
обществом
.
При работе с жертвами сексуального насилия Салли Брукер
(
см
.
Родина
, 2001)
выделяет
следующие стадии исцеления
.
1.
Решение вылечиться
—
в этой стадии необходимо создать безопасное эмоциональное
пространство
,
определить состояние психического и соматического здоровья пациента
.
2.
Стадия кризиса
—
оживляя пережитое
,
пациент переживает сильную боль и нуждается в
максимальной поддержке
.
Полезно предупредить пациента
: «
Правда вас освободит
,
но сначала
сделает совершенно несчастным
».
Следует выявить и проработать тему самоубийства
.
3.
Вспоминание
—
важно
,
чтобы клиент вспоминал столько
,
сколько может выдержать
.
4.
Вера
—
клиент нуждается в том
,
чтобы поверить себе и своим воспоминаниям
.
5.
Нарушение молчания
—
клиенту не хочется вновь переживать тяжелые чувства
,
он стыдится
консультанта
,
боится испугать его
.
Можно ободрить его словами
: «
Чем больше вы рассказываете о
пережитом
,
тем меньше негативной энергии остается
,
вам становится легче
».
6.
Снятие с себя вины за случившееся
—
человек может винить себя в том
,
что недостаточно
активно защищался
,
или в том
,
что в момент насилия испытал приятные ощущения
.
Необходимо
помочь клиенту снять с себя ответственность за случившееся
.
7.
Поддержка
«
внутреннего ребенка
» —
контакт с
«
раненым внутренним ребенком
»
устанавливается с помощью рисования
,
двигательных игр в группе и т
.
п
.
8.
Возвращение доверия к себе
—
определяются и восстанавливаются личностные границы
клиента
,
которые были нарушены насилием
;
восстанавливается самооценка
.
9.
Оплакивание того
,
что было утрачено в момент насилия
:
детства
,
семьи
(
в случае инцеста
),
девственности
,
доверия к людям
,
чувства безопасности и т
.
д
.
10.
Гнев
—
в это время освобождается долго сдерживаемая злость
.
11.
Вскрытие и конфронтация
—
гнев направляется на насильника с помощью составления
послания или разыгрывания психодрамы
.
12.
Прощение
—
имеется в виду прощение себя
,
а не насильника
;
смысл прощения
—
отпустить
насильника от себя
.
13.
Разрешение и движение дальше
—
это момент
,
когда человек чувствует
,
что ему удалось
включиться в жизнь
.
Своевременная кризисная поддержка в остром периоде купирует симптоматику и предотвращает
ее хронизацию
.
Сопутствующие фобические симптомы ликвидируют с помощью когнитивно
-
поведенческой терапии
:
применяется прогрессивная релаксация
,
градуированное погружение в
стимульный материал
,
контроль иррациональных мыслей
.
В дальнейшем может понадобиться
краткосрочная психодинамическая терапия
,
направленная на коррекцию личностных структур
,
ответственных за индивидуальную предрасположенность к ПТСР
.
По возможности следует избегать
госпитализации во избежание развития рентных установок и психической инвалидизации
.
В
организации поддерживающей психотерапии большую роль играет семья и ближайшее окружение
пострадавшего
.
Пример
(
Вартанян
, 1996). 11-
летняя Мари доставлена на консультацию матерью
,
которая
рассказала
,
что год назад семья пережила землетрясение в Спитаке
.
Мать получила повреждение
позвоночника
,
и дочь помогла ей выбраться из завала
.
Девочка во сне кричит и плачет
,
иногда ходит
,
и
разбудить ее в это время не удается
.
На приеме пациентка сидит с отсутствующим видом
,
выражение
лица безучастное
,
взгляд тусклый
,
голос тихий
,
монотонный
.
Повторяет все сказанное матерью
,
как
выученный урок
.
Подробности землетрясения и своего участия в спасении матери излагает формально
,
очень по
-
деловому
.
Видит во сне
,
как за ней гонятся турки
,
чтобы убить или украсть
.
С наступлением
темноты напряженно ожидает преследования турок
.
Подобное состояние у девочки уже было в
4
года
после похорон дяди
,
во время которых мать на глазах у дочери упала в обморок
.
Тогда девочка по
ночам вскакивала и кричала
,
мать брала ее к себе в постель
;
обращалась к знахарю
,
чтобы
«
вывести
страх
».
В процессе психодинамической терапии Мари осознала свой страх смерти матери
,
пережитый
в
2
года
,
когда девочка сидела на коленях у матери
,
а пьяный отец ударил жену ножом
.
Образ турка
связан с исторической памятью о турецком геноциде
.
СУИЦИДООПАСНЫЕ РЕАКЦИИ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Стоит ли жизнь того
,
чтобы жить
?
Это вопрос для эмбриона
,
не для мужчины
.
Сэмюэл Джонсон
Суицидоопасные реакции дезадаптации связаны с воздействием объективно и субъективно
значимых факторов среды
,
вызывающих фрустрацию жизненно важных потребностей и порождающих
состояние психологического кризиса
.
Дезадаптация носит количественный характер и заключается в
ограничении возможности личности справляться со своими социальными функциями
,
изменении
поведения в микросоциальном окружении и негативно окрашенных психологических переживаниях
.
Характерны фиксация внимания на кризисной проблеме
,
связь состояния с изменением ситуации
,
сохранение работоспособности
.
Суицидальная опасность реакций определяется резкостью снижения
конструктивного планирования будущего и проявляется в форме переживания безнадежности
.
Исследованные нами пациенты Кризисного стационара с реакциями дезадаптации отличались
высоким суицидальным риском
:
из
80
человек попытку самоубийства перед поступлением совершили
59
человек
(74%).
По категории личностного смысла покушения на самоубийство распределились
следующим образом
:
по типу протеста
— 27 (45%),
призыва
— 11 (19%),
избежания
— 11 (19%),
отказа
— 10 (17%).
Из способов самоубийства преобладало самоотравление
—
у
44
человек
(74%),
особенно среди женщин
—
у
26
из
32
пациенток этой группы
(82%).
Лишь
2
человека совершали
попытку самоубийства ранее
(
более одного года до поступления
),
что свидетельствует об отсутствии
хронического суицидального риска у пациентов с реакциями дезадаптации
.
Утрата или угроза утраты
жизненно важной ценности возникала
,
как правило
,
неожиданно для пациента
.
Актуальной сферой
конфликта чаще всего выступала семейная сфера
—
в
35
случаях
(44%),
реже
—
интимно-личная
сфера
,
игравшая ведущую роль у
25
пациентов
(31%).
В остальных
20
случаях
(25%)
наблюдалась
комбинация сфер конфликта
,
а также дезадаптация в учебно-профессиональной
,
административно
-
правовой и коммунально-бытовой сфере
.
Продолжительность актуальности суицидальных тенденций
достигала двух месяцев
.
Подобные реакции давали практически здоровые люди
,
которые обладали более широким
диапазоном реагирования по сравнению с патологическими типами личности
.
Акцентуация характера
была выявлена у
47%
пациентов данной группы
,
однако корреляции меду типом акцентуации и
формой реакции установить не удалось
,
отмечалось лишь заострение характерологических
особенностей пациентов в процессе развития у них психологического кризиса
.
Для формирования того или иного варианта суицидоопасной реакции большее значение имел не
склад характера
,
а такие факторы
,
как степень выносливости к фрустрации вообще
;
место
,
занимаемое
фрустрированной потребностью в системе ценностей
;
состояние энергетических ресурсов индивида
;
особенности межличностных отношений со значимыми другими лицами из ближайшего окружения
.
В
соответствии с преобладанием аффективного
,
когнитивного или поведенческого компонента
кризисного состояния различаются три суицидоопасные реакции дезадаптации
:
реакция оппозиции
,
пессимистическая реакция и реакция демобилизации
.
Реакция оппозиции возникает в качестве протеста против действий значимых других лиц и
характеризуется выраженной экстрапунитивной
(
карательной
—
англ
.)
позицией личности
,
высокой
степенью агрессивности
,
резкостью отрицательных оценкой окружающих и их деятельности
.
Ауто
-
агрессивные тенденции возникают на высоте аффекта обиды
,
гнева
,
как правило
,
вслед за
гетероагрессивными высказываниями
,
вплоть до гомицидных
(
лат
. homo
человек
, caedere
убивать
).
Преморбидно высокое самоуважение пациентов снижается под влиянием суицидогенной установки
типа
: «
унижение хуже смерти
».
Актуальную для них кризисную ситуацию они воспринимают
генерализованно
,
заявляя
,
что не хотят жить в мире
,
где царит несправедливость
.
В то же время
реализация гомицидных тенденций является для этих пациентов невозможной из-за свойственного им
высокого уровня социализации
.
Из
40
пациентов с реакцией оппозиции по поводу суицидной попытки наблюдались
32
человека
(80%).
Пресуицидальный период в подавляющем большинстве случаев
—
у
24
пациентов
(75%)
был
кратковременным
—
менее одной недели
.
Наиболее частыми мотивами суицидального поведения
были протест и отказ
,
в качестве способа самоубийства чаще всего избиралось самоотравление
.
В
26
случаях
(83%)
наблюдались аналитический и манипулятивный постсуицидальный период
,
что было
связано с сохранением актуальности конфликтов
.
Общая продолжительность суицидоопасной реакции
(от момента воздействия психотравмы до исчезновения суицидальных тенденций
)
была сравнительной
недолгой и в среднем составляла три недели
.
Пессимистическая реакция развивается в ситуации необратимой утраты значимого лица или
других доминирующих ценностей
.
Ее отличительными признаками являются негативная оценка
настоящего
,
будущего и собственных возможностей
;
исчезновение смысла жизни
.
Выражены
соответствующие изменения мироощущения
,
мировосприятия
,
суждений и оценок
,
видоизменения
системы ценностей
,
которые приводят к формированию негативных концепций ситуации
,
оценивающейся как реально или потенциально неблагоприятная
.
Подобное восприятие вызывает
стойкое снижение уровня оптимизма и препятствует продуктивному планированию деятельности в
будущем
.
Вторично снижается самооценка
,
нарастает ощущение недостаточности собственных
возможностей
.
Пациенты отличаются склонностью к самоанализу
,
пессимистическим выводам при
интерпретации различных жизненных событий
.
Указанные особенности приводят к преобладанию
когнитивного компонента в развитии пессимистической реакции
.
Упомянутый компонент включает
негативно окрашенные представления о собственной ненужности
,
бесцельности и мучительности
дальнейшей жизни
,
пессимистический вывод о невозможности разрешить кризис из-за отсутствия
времени и возможностей
.
Подобные представления не вытекают из болезненно измененного
настроения
,
а наоборот
,
предшествуют ему и целиком обуславливаются особенностями когнитивной
сферы
,
тенденцией к формированию неадаптивных установок
.
Указанные установки тесно связаны с
представлениями о большей
,
чем собственная жизнь
,
значимости семейно-личных
,
социально
-
престижных и прочих ценностей
.
В данной подгруппе из
25
человек суицидальные попытки наблюдались перед поступлением у
17
человек
(68%);
пресуицидальный период был сравнительно длительным
,
в среднем три недели
.
По
категориям личностного смысла пациенты распределялись следующим образом
:
призыв
—
у
9
человек
,
у остальных
8
человек
—
избежание и отказ
.
Наиболее частым способом самоубийства было
самоотравление
,
причем большими дозами лекарственных препаратов
.
После суицидальной попытки у
наблюдавшихся пациентов длительно
,
в среднем три недели сохранялся высокий суицидальный риск
,
что было связано с особенностями их когнитивной сферы
.
У
10
человек наблюдался аналитический
тип постсуицида
,
у остальных семи
—
суицидально-фиксированный и критический
.
Реакция демобилизации отличается наиболее резкими по сравнению с вышеописанными
суицидоопасными реакциями изменениями в коммуникативной и мотивационно-волевой сфере
.
Наблюдается отказ от привычных контактов или их значительное ограничение
,
что вызывает
устойчивые переживания одиночества
,
беспомощности
,
безнадежности
.
Характерен также частичный
отказ от деятельности
,
причем ее продуктивность падает и не удовлетворяет самого пациента
,
усугубляя душевный дискомфорт
,
переживания отверженности и изоляции
.
Данная реакция возникает обычно у лиц молодого возраста
,
отличающихся психической
незрелостью
,
низкой сопротивляемостью к фрустрации
,
тенденцией к
«
уходу
»
или
«
избежанию
»
в
сложных жизненных обстоятельствах
.
У пациентов сравнительно легко возникает чувство краха
,
«жизненного провала
»,
сопровождающееся снижением побуждений и волевых усилий
,
направленных
на ликвидацию конфликта
.
Из-за отсутствия активного стремления к достижению цели любые
попытки изменить жизненную ситуацию кончаются неудачей
,
что приводит к сужению представлений
о надежных средствах разрешения психологического кризиса и дальнейшему его углублению
.
Из
15
пациентов этой подгруппы суицидные попытки совершили перед поступлением
10
человек
(67%).
Пресуицидальный период был кратковременным и в большинстве случаев не превышал двух
недель
;
вся реакция в среднем длилась
4
недели
.
Основными мотивами суицидального акта были
избежание и отказ
.
Способы самоубийства избирались сравнительно тяжелые
:
большие дозы
сильнодействующих веществ
,
самопорезы
,
самоповешение
,
комбинированные способы
.
В
большинстве случаев наблюдался аналитический и суицидально-фиксированный тип постсуицида
,
что
было связано с отсутствием у пациентов способов преодоления своей несостоятельности в ведущей
для них жизненной сфере
.
Клиническая иллюстрация
Б
-
вич Т
.
В
., 21
г
.,
находилась в кризисном стационаре
40
дней
.
Анамнез
.
Психопатологическая наследственность не выявлена
.
Родилась вне брака
,
до
11
лет
жила у бабки
,
которая воспитывала внучку в духе повышенной моральной ответственности
,
привлекала к уходу за многочисленными кошками
,
жившими в ее доме
.
Когда девочке было три года
,
ее мать вышла замуж за пожилого ученого
.
Бабка не позволяла внучке встречаться с отчимом
,
несмотря на глубокую привязанность
,
возникшую между ними
,
вплоть до стремления девочки
подражать отчиму в мелочах
, —
как
,
впрочем
,
и бабке
,
к которой она была привязана еще больше
.
Учебу начала вовремя
,
училась с интересом
,
легко
.
Любила подвижные игры с мальчиками
,
мечтала
стать учительницей младших классов
.
В
11
лет мать взяла дочь к себе
,
но она продолжала свободное
от учебы время проводить у бабки и в компании своих бывших приятелей
.
С
13
лет начала писать стихи
,
рисовать
,
ее поддерживал в этих занятиях отчим
.
В
15
лет попала
под влияние группы девиантных подростков
,
рано начала половую жизнь
,
запустила учебу
,
дралась с
матерью
.
Окончила школу с результатом ниже своих возможностей
.
С помощью отчима устроилась
работать секретарем в художественное училище
,
занималась с учителем рисования с целью поступить
в училище
.
В
18
лет тяжело пережила смерть любимой бабушки
,
долго не могла поверить
,
что ее больше нет
в живых
.
Подолгу плакала
,
не смогла сдать экзамены в училище
,
отнеслась к неудаче довольно
равнодушно
.
В это время у отчима в результате обострения сосудистого заболевания резко
ухудшилось психическое состояние
,
мать была вынуждена посвятить себя уходу за ним
;
упрекала дочь
в том
,
что она в свое время заставила отчима много волноваться
.
Девушка остро переживала чувство
вины
,
ненужности
.
С благодарностью приняла предложение малознакомого молодого человека выйти
за него замуж
.
Уехала с мужем в Среднюю Азию
,
однако быстро поняла
,
что не любит его
,
отказывала
мужу в близости и через несколько месяцев вернулась к родителям в Москву
.
Безуспешно пыталась найти работу
,
конфликтовала с матерью
,
обвинявшей ее в безделье
,
находилась в подавленном состоянии
,
которое усугубилось после самоубийства приятеля
.
Была под
сильным впечатлением от его добровольного ухода из жизни
,
думала о бренности существования
.
После беседы с участковым милиционером по поводу ее
«
тунеядства
»
пыталась вскрыть по примеру
приятеля вены
.
Была спасена случайно вошедшими в квартиру друзьями
.
После суицидальной попытки испытывала чувство вины перед матерью
;
их взаимоотношения
улучшились
.
С помощью матери устроилась работать воспитательницей в психоневрологический
интернат в группу олигофренов
.
Заботилась об отчиме
,
переживала
,
что его оставили друзья
.
Помогала
знакомому юноше готовиться к поступлению в художественное училище
,
полюбила его
.
Оформила
развод с мужем
,
собиралась вступить в брак с любимым
.
В это время у нее на работе возник конфликт
с санитарками из-за их нечуткого отношения к ее воспитанникам
.
Обращалась в администрацию за
поддержкой
,
но не получила ее
.
Во время очередного конфликта
,
когда санитарка заявила
,
что
«
ее
дебилов надо топить с рождения
»,
набросилась на пожилую женщину с нецензурной бранью
,
била ее
ногами
.
Затем испытала жгучее чувство стыда
, «
была готова сквозь землю провалиться
»,
убежала
домой
.
Долго рыдала
,
всю ночь писала дневник
.
Утром мать
,
войдя в ее комнату
,
обнаружила на столе
стихи
:
Мне быть счастливой не дано
.
Явилась я незваной гостьей На этот пир
,
где не вином Наполнены
бокалы
—
злостью
.
Не предлагайте пригубить Испепеляющего зелья
.
Уж лучше мне гонимой быть
Среди всеобщего веселья
.
Нескладную судьбу свою Я не виню
—
к чему брюзжанье
?
Я у порога постою
,
Махну рукою на
прощанье И улыбнусь
.
А вы в ответ Пошлете обвинений стаю
.
За мой уход прощенья нет
.
Я
непрощенной исчезаю
...
После консультации психиатра была госпитализирована в Кризисный стационар
.
Соматоневрологический статус
.
Линейный рубец на коже левого запястья
.
В остальном без
особенностей
.
Психический статус
.
Легко доступна контакту
,
раскрывается охотно
.
Высказывает обиду в адрес
сотрудников
,
обвиняет их в несправедливом отношении к себе
,
нечуткости
,
профессиональной
непригодности
.
Упрекает себя в жестокости
,
так как не смогла справиться с порывом гнева
,
охватившим ее во время ссоры с санитаркой
.
Считает себя эгоисткой
—
по крайней мере
,
потому
,
что
занимает койку в стационаре
,
где находятся
«
люди с гораздо более серьезными жизненными
ситуациями
».
Испытывает чувство вины перед своими воспитанниками
,
которых
«
бросила
,
предала
»,
а
также перед матерью
,
которую заставила волноваться
.
Критикует себя за то
,
что часто
«
делает из
ничего муху
,
из мухи слона
,
и открывает промысел слоновой кости
».
Ощущает себя никчемной
,
беспомощной
,
особенно здесь
,
в стационаре
: «
Когда я вижу слезы и не умею сделать так
,
чтобы они
высохли
,
мне становится очень стыдно
».
Критична к суицидальной попытке
,
совершенной ранее
,
объясняет ее впечатлением
,
которое
произвело на нее самоубийство приятеля
,
а также страхом и гневом
,
который испытала в то время
,
когда участковый милиционер угрожал выселить ее из Москвы за тунеядство
.
Признает наличие
суицидальных мыслей перед поступлением
,
не уверена
,
что справилась бы с ними самостоятельно
.
Антисуицидальные факторы
:
забота о своих воспитанниках
,
нежелание причинять боль матери
,
привязанность к жениху
,
надежда на неиспользованные жизненные возможности
.
Психологическое обследование
.
Интеллект выше среднего уровня
.
Операции мышления не
нарушены
,
но проявления интеллектуальной сферы испытывают тормозное воздействие со стороны
эмоциональной
.
Мышление образное
,
несамостоятельное
,
инфантильное
;
эстетический критерий
заслоняет логический
;
пациентка склонна к фантазиям
,
снижена реалистическая ориентировка
.
Суждения незрелые
,
категоричные
,
выражена тенденция к правдоискательству
.
Модус принятия
решений затруднен
,
пациентка склонна к постоянным сомнениям
,
не уверена в своих силах
,
что
иногда полностью тормозит проявления активности
.
Ведущее место в личности занимает эмоциональная сфера
.
Пациентка отличается высокой
эмоциональной лабильностью
,
эмоции достаточно разнообразны
,
но проявляется значительная
склонность к переживанию отрицательных эмоций
:
страха
,
отчаяния
,
вины
.
Склонна к обвинениям и
самообвинениям
.
Сильно переживает собственную несостоятельность в профессиональной сфере
,
однако не делает серьезных попыток к изменению ситуации
,
уходит в фантазии
(
стихи
,
рисунки
).
Коммуникативные установки незрелые
.
Пациентка занимает страдательную
,
пассивную
позицию
,
проявляет склонность к самопожертвованию и передает ведущую роль партнерам по
контакту
,
проявляя склонность к принятию помощи извне
.
Система ценностей носит двойственный характер
.
Реально действующими являются мотивы
достижения семейного
,
интимного благополучия
,
однако для пациентки более значимыми являются
социальные ценности
—
достижение высокого социального статуса
,
успех в творческой деятельности
и связанные с ним свойства личности
:
уверенность в себе
,
способность к достижению поставленной
цели
.
Самооценка пациентки низкая
.
Уровень оптимизма снижен
.
Социальные установки противоречивы
,
в раннем детстве усвоены установки прошлого века
,
в
дальнейшем находилась под влиянием компании девиантных подростков
,
что усугубило неуспешность
социализации
.
Пациентка представляет себе принципы социализации
,
но не владеет конкретными
способами их применения
.
Наблюдается оппозиционная установка по отношению к лицам
,
олицетворяющим власть
,
а также лицам
,
от которых она зависит
:
мать
,
сотрудники
.
Реализация
указанной установки
,
однако
,
тормозится имеющейся нормативностью
.
В конфликте легко возникает
чувство вины
;
в результате гетероагрессивные тенденции трансформируются в аутоагрес-сивные
.
В
силу неразрешенности конфликтной ситуации в доминирующей жизненной сфере
—
социально
-
престижной
—
суицидальный риск весьма высок
.
Лечение
;
феназепам
0,5
мг утром и днем
, 1
мг вечером
;
индивидуальная
,
семейная и групповая
психотерапия
.
На первом этапе терапии было достигнуто раскрытие и отреагиро-вание пациенткой
суицидоопасных переживаний
.
С целью мобилизации личностной защиты и
,
в частности
,
повышения
самооценки
,
были актуализированы ее прошлые достижения
,
а также потенциальные резервы
личности
.
Той же цели служили поддержка пациентки ее матерью и женихом
,
осуществлявшиеся в
процессе семейной терапии
.
В ходе последней были подкреплены такие антисуицидальные факторы
,
как привязанность к жениху и матери
.
В первые же дни после поступления пациентка была включена в кризисную группу
,
где
принимала активное участие в проблемных дискуссиях
,
в ходе которых были достигнуты разделение
ее суицидоопасных переживаний
,
коррекция их масштаба
.
На последующих групповых занятиях
проявилась склонность пациентки к поддержке лиц
,
с которыми она идентифицировалась
,
также
занимающих позицию жертвы
.
Участие пациентки в судьбе других членов группы дало возможность
подкрепить ее альтруистические тенденции
,
играющие роль важного антисуицидального фактора
:
вернуться к работе
,
чтобы и дальше защищать своих воспитанников
.
После купирования
суицидального риска пациента привлекалась к участию в ролевых играх
,
способствующих выявлению
у нее неадаптивных установок в коммуникативной сфере
.
Была начата их коррекция
,
выработка
мотивации к проведению амбулаторной групповой терапии
.
В процессе лечения снизилась актуальность служебного конфликта
,
на первое место выступило
недовольство своими достижениями в жизни
.
Решила готовиться к поступлению в пединститут
.
Улучшились взаимоотношения с матерью
;
собирается поддерживать отношения с участниками
стационарной кризисной группы
,
посещать амбулаторную терапевтическую группу
.
Катамнез
: 4
года
.
После выписки из стационара в течение трех месяцев посещала групповые
занятия в КСПП
(
кабинете социально-психологической помощи
).
Вышла замуж
,
учится на втором
курсе дефектологического отделения пединститута
,
находится в академическом отпуске по уходу за
годовалым ребенком
.
Полгода назад пережила смерть отчима
,
много плакала
,
плохо спала
,
в течение