Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 4325

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

выговориться

,

отреагировать и разделить переживания с товарищами по несчастью

;

в результате

уменьшается аффективное напряжение

структурируются и лучше контролируются эмоции

,

активизируется целенаправленная деятельность

).

3. 

Обучение навыкам самопомощи

 — 

в первую очередь умению справляться со стрессом

.

4. 

Обеспечение помощи

 (

людей направляют к другим специалистам для получения специальной

и долговременной помощи

).

А.Л

Пушкарев с соавт

. (2000) 

выделяют в посттравматической психотерапии три этапа

:

1) 

установление доверительного безопасного контакта

дающего право на

 «

получение доступа

»

к

тщательно охраняемому травматическому материалу

;

2) 

терапия

центрированная на психотравме

с исследованием травматического материала

,

работа

с избеганием

отрешенностью и отчужденностью

;

3) 

стадия

помогающая человеку отделиться от травмы и воссоединиться с семьей

друзьями

,

обществом

.

При работе с жертвами сексуального насилия Салли Брукер

 (

см

Родина

, 2001) 

выделяет

следующие стадии исцеления

.

1. 

Решение вылечиться

 — 

в этой стадии необходимо создать безопасное эмоциональное

пространство

определить состояние психического и соматического здоровья пациента

.

2. 

Стадия кризиса

 — 

оживляя пережитое

пациент переживает сильную боль и нуждается в

максимальной поддержке

Полезно предупредить пациента

: «

Правда вас освободит

но сначала

сделает совершенно несчастным

». 

Следует выявить и проработать тему самоубийства

.

3. 

Вспоминание

 — 

важно

чтобы клиент вспоминал столько

сколько может выдержать

.

4. 

Вера

 — 

клиент нуждается в том

чтобы поверить себе и своим воспоминаниям

.

5. 

Нарушение молчания

 — 

клиенту не хочется вновь переживать тяжелые чувства

он стыдится

консультанта

боится испугать его

Можно ободрить его словами

: «

Чем больше вы рассказываете о

пережитом

тем меньше негативной энергии остается

вам становится легче

».

6. 

Снятие с себя вины за случившееся

 — 

человек может винить себя в том

что недостаточно

активно защищался

или в том

что в момент насилия испытал приятные ощущения

Необходимо

помочь клиенту снять с себя ответственность за случившееся

.

7. 

Поддержка

 «

внутреннего ребенка

» — 

контакт с

 «

раненым внутренним ребенком

»

устанавливается с помощью рисования

двигательных игр в группе и т

п

.

8. 

Возвращение доверия к себе

 — 

определяются и восстанавливаются личностные границы

клиента

которые были нарушены насилием

восстанавливается самооценка

.

9. 

Оплакивание того

что было утрачено в момент насилия

детства

семьи

 (

в случае инцеста

),

девственности

доверия к людям

чувства безопасности и т

д

.

10. 

Гнев

 — 

в это время освобождается долго сдерживаемая злость

.

11. 

Вскрытие и конфронтация

 — 

гнев направляется на насильника с помощью составления

послания или разыгрывания психодрамы

.

12. 

Прощение

 — 

имеется в виду прощение себя

а не насильника

смысл прощения

 — 

отпустить

насильника от себя

.

13. 

Разрешение и движение дальше

 — 

это момент

когда человек чувствует

что ему удалось

включиться в жизнь

.

Своевременная кризисная поддержка в остром периоде купирует симптоматику и предотвращает

ее хронизацию

Сопутствующие фобические симптомы ликвидируют с помощью когнитивно

-

поведенческой терапии

применяется прогрессивная релаксация

градуированное погружение в

стимульный материал

контроль иррациональных мыслей

В дальнейшем может понадобиться

краткосрочная психодинамическая терапия

направленная на коррекцию личностных структур

,

ответственных за индивидуальную предрасположенность к ПТСР

По возможности следует избегать

госпитализации во избежание развития рентных установок и психической инвалидизации

В

организации поддерживающей психотерапии большую роль играет семья и ближайшее окружение

пострадавшего

.

Пример

 (

Вартанян

, 1996). 11-

летняя Мари доставлена на консультацию матерью

которая

рассказала

что год назад семья пережила землетрясение в Спитаке

Мать получила повреждение

позвоночника

и дочь помогла ей выбраться из завала

Девочка во сне кричит и плачет

иногда ходит

,

и

разбудить ее в это время не удается

На приеме пациентка сидит с отсутствующим видом

выражение

лица безучастное

взгляд тусклый

голос тихий

монотонный

Повторяет все сказанное матерью

как

выученный урок

.

Подробности землетрясения и своего участия в спасении матери излагает формально

,


background image

очень по

-

деловому

.

Видит во сне

,

как за ней гонятся турки

,

чтобы убить или украсть

.

С наступлением

темноты напряженно ожидает преследования турок

Подобное состояние у девочки уже было в

 4 

года

после похорон дяди

во время которых мать на глазах у дочери упала в обморок

Тогда девочка по

ночам вскакивала и кричала

мать брала ее к себе в постель

обращалась к знахарю

чтобы

 «

вывести

страх

». 

В процессе психодинамической терапии Мари осознала свой страх смерти матери

пережитый

в

 2 

года

когда девочка сидела на коленях у матери

а пьяный отец ударил жену ножом

Образ турка

связан с исторической памятью о турецком геноциде

.

СУИЦИДООПАСНЫЕ РЕАКЦИИ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Стоит ли жизнь того

чтобы жить

?

Это вопрос для эмбриона

не для мужчины

.

Сэмюэл Джонсон

Суицидоопасные реакции дезадаптации связаны с воздействием объективно и субъективно

значимых факторов среды

,

вызывающих фрустрацию жизненно важных потребностей и порождающих

состояние психологического кризиса

Дезадаптация носит количественный характер и заключается в

ограничении возможности личности справляться со своими социальными функциями

изменении

поведения в микросоциальном окружении и негативно окрашенных психологических переживаниях

.

Характерны фиксация внимания на кризисной проблеме

связь состояния с изменением ситуации

,

сохранение работоспособности

Суицидальная опасность реакций определяется резкостью снижения

конструктивного планирования будущего и проявляется в форме переживания безнадежности

.

Исследованные нами пациенты Кризисного стационара с реакциями дезадаптации отличались

высоким суицидальным риском

из

 80 

человек попытку самоубийства перед поступлением совершили

59 

человек

 (74%). 

По категории личностного смысла покушения на самоубийство распределились

следующим образом

по типу протеста

 — 27 (45%), 

призыва

 — 11 (19%), 

избежания

 — 11 (19%),

отказа

 — 10 (17%). 

Из способов самоубийства преобладало самоотравление

 — 

у

 44 

человек

 (74%),

особенно среди женщин

 — 

у

 26 

из

 32 

пациенток этой группы

 (82%). 

Лишь

 2 

человека совершали

попытку самоубийства ранее

 (

более одного года до поступления

), 

что свидетельствует об отсутствии

хронического суицидального риска у пациентов с реакциями дезадаптации

Утрата или угроза утраты

жизненно важной ценности возникала

как правило

неожиданно для пациента

Актуальной сферой

конфликта чаще всего выступала семейная сфера

 — 

в

 35 

случаях

 (44%), 

реже

 — 

интимно-личная

сфера

игравшая ведущую роль у

 25 

пациентов

 (31%). 

В остальных

 20 

случаях

 (25%) 

наблюдалась

комбинация сфер конфликта

а также дезадаптация в учебно-профессиональной

административно

-

правовой и коммунально-бытовой сфере

Продолжительность актуальности суицидальных тенденций

достигала двух месяцев

.

Подобные реакции давали практически здоровые люди

которые обладали более широким

диапазоном реагирования по сравнению с патологическими типами личности

Акцентуация характера

была выявлена у

 47% 

пациентов данной группы

однако корреляции меду типом акцентуации и

формой реакции установить не удалось

отмечалось лишь заострение характерологических

особенностей пациентов в процессе развития у них психологического кризиса

.

Для формирования того или иного варианта суицидоопасной реакции большее значение имел не

склад характера

а такие факторы

как степень выносливости к фрустрации вообще

место

занимаемое

фрустрированной потребностью в системе ценностей

состояние энергетических ресурсов индивида

;

особенности межличностных отношений со значимыми другими лицами из ближайшего окружения

В

соответствии с преобладанием аффективного

когнитивного или поведенческого компонента

кризисного состояния различаются три суицидоопасные реакции дезадаптации

реакция оппозиции

,

пессимистическая реакция и реакция демобилизации

.

Реакция оппозиции возникает в качестве протеста против действий значимых других лиц и

характеризуется выраженной экстрапунитивной

 (

карательной

 — 

англ

.) 

позицией личности

высокой

степенью агрессивности

резкостью отрицательных оценкой окружающих и их деятельности

Ауто

-

агрессивные тенденции возникают на высоте аффекта обиды

гнева

как правило

вслед за

гетероагрессивными высказываниями

вплоть до гомицидных

 (

лат

. homo 

человек

, caedere 

убивать

).

Преморбидно высокое самоуважение пациентов снижается под влиянием суицидогенной установки
типа

: «

унижение хуже смерти

». 

Актуальную для них кризисную ситуацию они воспринимают

генерализованно

заявляя

что не хотят жить в мире

где царит несправедливость

В то же время

реализация гомицидных тенденций является для этих пациентов невозможной из-за свойственного им
высокого уровня социализации

.

Из

40

пациентов с реакцией оппозиции по поводу суицидной попытки наблюдались

32

человека


background image

(80%).

Пресуицидальный период в подавляющем большинстве случаев

у

24

пациентов

(75%)

был

кратковременным

 — 

менее одной недели

Наиболее частыми мотивами суицидального поведения

были протест и отказ

в качестве способа самоубийства чаще всего избиралось самоотравление

В

 26

случаях

 (83%) 

наблюдались аналитический и манипулятивный постсуицидальный период

что было

связано с сохранением актуальности конфликтов

.

Общая продолжительность суицидоопасной реакции

(от момента воздействия психотравмы до исчезновения суицидальных тенденций

)

была сравнительной

недолгой и в среднем составляла три недели

.

Пессимистическая реакция развивается в ситуации необратимой утраты значимого лица или

других доминирующих ценностей

Ее отличительными признаками являются негативная оценка

настоящего

будущего и собственных возможностей

исчезновение смысла жизни

Выражены

соответствующие изменения мироощущения

мировосприятия

суждений и оценок

видоизменения

системы ценностей

которые приводят к формированию негативных концепций ситуации

,

оценивающейся как реально или потенциально неблагоприятная

Подобное восприятие вызывает

стойкое снижение уровня оптимизма и препятствует продуктивному планированию деятельности в
будущем

Вторично снижается самооценка

нарастает ощущение недостаточности собственных

возможностей

.

Пациенты отличаются склонностью к самоанализу

пессимистическим выводам при

интерпретации различных жизненных событий

Указанные особенности приводят к преобладанию

когнитивного компонента в развитии пессимистической реакции

Упомянутый компонент включает

негативно окрашенные представления о собственной ненужности

бесцельности и мучительности

дальнейшей жизни

пессимистический вывод о невозможности разрешить кризис из-за отсутствия

времени и возможностей

Подобные представления не вытекают из болезненно измененного

настроения

а наоборот

предшествуют ему и целиком обуславливаются особенностями когнитивной

сферы

тенденцией к формированию неадаптивных установок

Указанные установки тесно связаны с

представлениями о большей

чем собственная жизнь

значимости семейно-личных

социально

-

престижных и прочих ценностей

.

В данной подгруппе из

 25 

человек суицидальные попытки наблюдались перед поступлением у

17 

человек

 (68%); 

пресуицидальный период был сравнительно длительным

в среднем три недели

По

категориям личностного смысла пациенты распределялись следующим образом

призыв

 — 

у

 9

человек

у остальных

 8 

человек

 — 

избежание и отказ

Наиболее частым способом самоубийства было

самоотравление

причем большими дозами лекарственных препаратов

.

После суицидальной попытки у

наблюдавшихся пациентов длительно

в среднем три недели сохранялся высокий суицидальный риск

,

что было связано с особенностями их когнитивной сферы

У

 10 

человек наблюдался аналитический

тип постсуицида

у остальных семи

 — 

суицидально-фиксированный и критический

.

Реакция демобилизации отличается наиболее резкими по сравнению с вышеописанными

суицидоопасными реакциями изменениями в коммуникативной и мотивационно-волевой сфере

.

Наблюдается отказ от привычных контактов или их значительное ограничение

что вызывает

устойчивые переживания одиночества

беспомощности

безнадежности

Характерен также частичный

отказ от деятельности

причем ее продуктивность падает и не удовлетворяет самого пациента

,

усугубляя душевный дискомфорт

переживания отверженности и изоляции

.

Данная реакция возникает обычно у лиц молодого возраста

отличающихся психической

незрелостью

низкой сопротивляемостью к фрустрации

тенденцией к

 «

уходу

» 

или

 «

избежанию

» 

в

сложных жизненных обстоятельствах

У пациентов сравнительно легко возникает чувство краха

,

«жизненного провала

», 

сопровождающееся снижением побуждений и волевых усилий

направленных

на ликвидацию конфликта

Из-за отсутствия активного стремления к достижению цели любые

попытки изменить жизненную ситуацию кончаются неудачей

,

что приводит к сужению представлений

о надежных средствах разрешения психологического кризиса и дальнейшему его углублению

.

Из

 15 

пациентов этой подгруппы суицидные попытки совершили перед поступлением

 10

человек

(67%). 

Пресуицидальный период был кратковременным и в большинстве случаев не превышал двух

недель

вся реакция в среднем длилась

 4 

недели

Основными мотивами суицидального акта были

избежание и отказ

Способы самоубийства избирались сравнительно тяжелые

большие дозы

сильнодействующих веществ

самопорезы

самоповешение

комбинированные способы

В

большинстве случаев наблюдался аналитический и суицидально-фиксированный тип постсуицида

,

что

было связано с отсутствием у пациентов способов преодоления своей несостоятельности в ведущей

для них жизненной сфере

.

Клиническая иллюстрация

Б

-

вич Т

.

В

., 21

г

.,

находилась в кризисном стационаре

40

дней

.


background image

Анамнез

.

Психопатологическая наследственность не выявлена

.

Родилась вне брака

,

до

11

лет

жила у бабки

которая воспитывала внучку в духе повышенной моральной ответственности

,

привлекала к уходу за многочисленными кошками

жившими в ее доме

Когда девочке было три года

,

ее мать вышла замуж за пожилого ученого

Бабка не позволяла внучке встречаться с отчимом

,

несмотря на глубокую привязанность

возникшую между ними

вплоть до стремления девочки

подражать отчиму в мелочах

, — 

как

впрочем

и бабке

к которой она была привязана еще больше

.

Учебу начала вовремя

училась с интересом

легко

Любила подвижные игры с мальчиками

мечтала

стать учительницей младших классов

В

 11 

лет мать взяла дочь к себе

но она продолжала свободное

от учебы время проводить у бабки и в компании своих бывших приятелей

.

С

 13 

лет начала писать стихи

рисовать

ее поддерживал в этих занятиях отчим

В

 15 

лет попала

под влияние группы девиантных подростков

рано начала половую жизнь

запустила учебу

дралась с

матерью

Окончила школу с результатом ниже своих возможностей

С помощью отчима устроилась

работать секретарем в художественное училище

занималась с учителем рисования с целью поступить

в училище

.

В

 18 

лет тяжело пережила смерть любимой бабушки

долго не могла поверить

,

что ее больше нет

в живых

Подолгу плакала

не смогла сдать экзамены в училище

отнеслась к неудаче довольно

равнодушно

В это время у отчима в результате обострения сосудистого заболевания резко

ухудшилось психическое состояние

мать была вынуждена посвятить себя уходу за ним

;

упрекала дочь

в том

что она в свое время заставила отчима много волноваться

Девушка остро переживала чувство

вины

ненужности

С благодарностью приняла предложение малознакомого молодого человека выйти

за него замуж

Уехала с мужем в Среднюю Азию

однако быстро поняла

что не любит его

отказывала

мужу в близости и через несколько месяцев вернулась к родителям в Москву

.

Безуспешно пыталась найти работу

конфликтовала с матерью

обвинявшей ее в безделье

,

находилась в подавленном состоянии

которое усугубилось после самоубийства приятеля

Была под

сильным впечатлением от его добровольного ухода из жизни

думала о бренности существования

.

После беседы с участковым милиционером по поводу ее

 «

тунеядства

» 

пыталась вскрыть по примеру

приятеля вены

Была спасена случайно вошедшими в квартиру друзьями

.

После суицидальной попытки испытывала чувство вины перед матерью

их взаимоотношения

улучшились

С помощью матери устроилась работать воспитательницей в психоневрологический

интернат в группу олигофренов

Заботилась об отчиме

переживала

что его оставили друзья

.

Помогала

знакомому юноше готовиться к поступлению в художественное училище

полюбила его

Оформила

развод с мужем

собиралась вступить в брак с любимым

В это время у нее на работе возник конфликт

с санитарками из-за их нечуткого отношения к ее воспитанникам

Обращалась в администрацию за

поддержкой

но не получила ее

Во время очередного конфликта

когда санитарка заявила

что

 «

ее

дебилов надо топить с рождения

», 

набросилась на пожилую женщину с нецензурной бранью

била ее

ногами

Затем испытала жгучее чувство стыда

, «

была готова сквозь землю провалиться

», 

убежала

домой

Долго рыдала

всю ночь писала дневник

Утром мать

войдя в ее комнату

обнаружила на столе

стихи

:

Мне быть счастливой не дано

Явилась я незваной гостьей На этот пир

где не вином Наполнены

бокалы

 — 

злостью

Не предлагайте пригубить Испепеляющего зелья

Уж лучше мне гонимой быть

Среди всеобщего веселья

.

Нескладную судьбу свою Я не виню

 — 

к чему брюзжанье

Я у порога постою

Махну рукою на

прощанье И улыбнусь

А вы в ответ Пошлете обвинений стаю

За мой уход прощенья нет

Я

непрощенной исчезаю

...

После консультации психиатра была госпитализирована в Кризисный стационар

.

Соматоневрологический статус

Линейный рубец на коже левого запястья

В остальном без

особенностей

.

Психический статус

Легко доступна контакту

раскрывается охотно

Высказывает обиду в адрес

сотрудников

обвиняет их в несправедливом отношении к себе

нечуткости

профессиональной

непригодности

Упрекает себя в жестокости

так как не смогла справиться с порывом гнева

,

охватившим ее во время ссоры с санитаркой

Считает себя эгоисткой

 — 

по крайней мере

потому

что

занимает койку в стационаре

где находятся

 «

люди с гораздо более серьезными жизненными

ситуациями

». 

Испытывает чувство вины перед своими воспитанниками

которых

 «

бросила

предала

»,

а

также перед матерью

которую заставила волноваться

Критикует себя за то

что часто

 «

делает из

ничего муху

из мухи слона

и открывает промысел слоновой кости

». 

Ощущает себя никчемной

,

беспомощной

особенно здесь

в стационаре

: «

Когда я вижу слезы и не умею сделать так

чтобы они

высохли

мне становится очень стыдно

».

Критична к суицидальной попытке

совершенной ранее

объясняет ее впечатлением

которое

произвело на нее самоубийство приятеля

,

а также страхом и гневом

,

который испытала в то время

,


background image

когда участковый милиционер угрожал выселить ее из Москвы за тунеядство

.

Признает наличие

суицидальных мыслей перед поступлением

не уверена

что справилась бы с ними самостоятельно

.

Антисуицидальные факторы

забота о своих воспитанниках

нежелание причинять боль матери

,

привязанность к жениху

надежда на неиспользованные жизненные возможности

.

Психологическое обследование

Интеллект выше среднего уровня

Операции мышления не

нарушены

но проявления интеллектуальной сферы испытывают тормозное воздействие со стороны

эмоциональной

Мышление образное

несамостоятельное

инфантильное

эстетический критерий

заслоняет логический

пациентка склонна к фантазиям

снижена реалистическая ориентировка

.

Суждения незрелые

категоричные

выражена тенденция к правдоискательству

Модус принятия

решений затруднен

пациентка склонна к постоянным сомнениям

не уверена в своих силах

что

иногда полностью тормозит проявления активности

.

Ведущее место в личности занимает эмоциональная сфера

Пациентка отличается высокой

эмоциональной лабильностью

эмоции достаточно разнообразны

но проявляется значительная

склонность к переживанию отрицательных эмоций

страха

отчаяния

вины

Склонна к обвинениям и

самообвинениям

Сильно переживает собственную несостоятельность в профессиональной сфере

,

однако не делает серьезных попыток к изменению ситуации

уходит в фантазии

 (

стихи

рисунки

).

Коммуникативные установки незрелые

Пациентка занимает страдательную

пассивную

позицию

проявляет склонность к самопожертвованию и передает ведущую роль партнерам по

контакту

проявляя склонность к принятию помощи извне

.

Система ценностей носит двойственный характер

Реально действующими являются мотивы

достижения семейного

интимного благополучия

однако для пациентки более значимыми являются

социальные ценности

 — 

достижение высокого социального статуса

успех в творческой деятельности

и связанные с ним свойства личности

уверенность в себе

способность к достижению поставленной

цели

Самооценка пациентки низкая

Уровень оптимизма снижен

.

Социальные установки противоречивы

в раннем детстве усвоены установки прошлого века

в

дальнейшем находилась под влиянием компании девиантных подростков

,

что усугубило неуспешность

социализации

Пациентка представляет себе принципы социализации

но не владеет конкретными

способами их применения

Наблюдается оппозиционная установка по отношению к лицам

,

олицетворяющим власть

а также лицам

от которых она зависит

мать

сотрудники

Реализация

указанной установки

однако

тормозится имеющейся нормативностью

В конфликте легко возникает

чувство вины

в результате гетероагрессивные тенденции трансформируются в аутоагрес-сивные

В

силу неразрешенности конфликтной ситуации в доминирующей жизненной сфере

 — 

социально

-

престижной

 — 

суицидальный риск весьма высок

.

Лечение

феназепам

 0,5 

мг утром и днем

, 1 

мг вечером

индивидуальная

семейная и групповая

психотерапия

.

На первом этапе терапии было достигнуто раскрытие и отреагиро-вание пациенткой

суицидоопасных переживаний

С целью мобилизации личностной защиты и

в частности

повышения

самооценки

были актуализированы ее прошлые достижения

а также потенциальные резервы

личности

Той же цели служили поддержка пациентки ее матерью и женихом

осуществлявшиеся в

процессе семейной терапии

В ходе последней были подкреплены такие антисуицидальные факторы

,

как привязанность к жениху и матери

.

В первые же дни после поступления пациентка была включена в кризисную группу

где

принимала активное участие в проблемных дискуссиях

в ходе которых были достигнуты разделение

ее суицидоопасных переживаний

коррекция их масштаба

На последующих групповых занятиях

проявилась склонность пациентки к поддержке лиц

с которыми она идентифицировалась

также

занимающих позицию жертвы

Участие пациентки в судьбе других членов группы дало возможность

подкрепить ее альтруистические тенденции

играющие роль важного антисуицидального фактора

:

вернуться к работе

чтобы и дальше защищать своих воспитанников

После купирования

суицидального риска пациента привлекалась к участию в ролевых играх

способствующих выявлению

у нее неадаптивных установок в коммуникативной сфере

Была начата их коррекция

выработка

мотивации к проведению амбулаторной групповой терапии

.

В процессе лечения снизилась актуальность служебного конфликта

на первое место выступило

недовольство своими достижениями в жизни

Решила готовиться к поступлению в пединститут

.

Улучшились взаимоотношения с матерью

собирается поддерживать отношения с участниками

стационарной кризисной группы

посещать амбулаторную терапевтическую группу

.

Катамнез

: 4 

года

После выписки из стационара в течение трех месяцев посещала групповые

занятия в КСПП

 (

кабинете социально-психологической помощи

). 

Вышла замуж

учится на втором

курсе дефектологического отделения пединститута

находится в академическом отпуске по уходу за

годовалым ребенком

.

Полгода назад пережила смерть отчима

,

много плакала

,

плохо спала

,

в течение