Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 5057

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

страдания и самостоятельно разрешить кризисную проблему

.

Во втором варианте на первое место

выступает дисфорический фон настроения

Больные склонны обвинять окружающих в собственных

неприятностях

критиковать порядки

в том числе организацию лечения и тактику врача

требуют

особого отношения

легко вступают в конфликты с больными и медперсоналом

часто угрожают

суицидом

а иногда во время очередного конфликта демонстрируют свое намерение совершить

самоубийство

.

Астено-апатическая суицидоопасная реакция возникает у астенических личностей чаще при

внутриличностных конфликтах

нередко имеющих длительное развитие

При этом формируется

пассивная позиция личности с тенденцией к изоляции

Больные жалуются на подавленность

,

безразличие

вялость

быструю утомляемость

При дополнительной психической травматизации остро

возникают вспышки раздражения со слезами

чувством беспомощности

отказом от контактов

.

Суицидные попытки у этих больных носят характер избежания

 (

наказания

страданий

или отказа

 (

от

жизни

),

отличаются наиболее высоким из всей группы психопатических личностей суицидным риском

и максимально выраженной тенденцией к хроническому суицидальному поведению

.

Клиническая иллюстрация

Ц-ская Н.В

., 20 

лет

находилась в Кризисном стационаре

 21 

день

.

Анамнез

Отец возбудимый

педантичный

жестокий

Родители развелись

когда девочке было

 6

лет

Однако мать регулярно отсылала ее к отцу с отчетом об успеваемости

он бил ее за малейшую

провинность

 — 

как правило

по голове

очень боялась его

Мать внушала дочери отвращение к

мужчинам

высокомерие к окружающим

ориентировала на социально-престижные ценности

Девочка

росла капризной

нелюдимой

при обиде громко кричала

рыдала

боялась темноты

смерти

высоты

В

10 

лет во время побоев отца

который бил ее головой о стену

потеряла сознание на несколько минут

,

затем испытывала тошноту

головную боль

После этого возненавидела отца

отказалась встречаться с

ним

До

 14 

лет состояла на учете у детского психиатра в связи с колебаниями настроения

навязчивым

желанием броситься с высоты

устрашающими галлюцинациями при засыпании

Эпизодически

испытывала состояние транса

когда появлялось неудержимое желание взлететь

разбегалась и

приходила в себя

упав на землю

Была склонна к фантазированию

мистике

.

С детства занималась в театральных коллективах

.

По окончанию школы поступила в театральное

училище

время проводила в компании студентов

употребляла наркотики

вела беспорядочную

половую жизнь

оставила учебу

На следующий год поступила в другое театральное училище

.

Вступила в связь со студентом

находящимся в конфликте с ее художественным руководителем

,

который якобы также предлагал ей сожительство и угрожал в случае отказа отчислением из училища

.

Тяжело переживала ситуацию

в связи с колебаниями настроения обратилась к психиатру

принимала

антидепрессанты

Находясь с возлюбленным на зимних каникулах в другом городе

поссорилась с его

родителями

приняла

 50 

таблеток амитриптилина

в течение

 10 

дней находилась в психиатрической

больнице

.

Вернулась с другом в Москву

подали по ее настоянию заявление в ЗАГС о регистрации брака

,

готовилась к свадьбе

Против ее брака категорически воспротивился ее художественный руководитель

,

в связи с этим вскрыла вены на левом предплечье

по инициативе жениха обратилась к суицидологу в

кабинет социально-психологической помощи в районной поликлинике

получила направление в

Кризисный стационар

однако отложила госпитализацию

Принимала транквилизаторы с

недостаточным эффектом

Тяготилась необходимостью посещать занятия в училище

боялась встреч

без свидетелей с художественным руководителем

ссорилась по пустякам с окружающими

устраивала

сцены ревности жениху

После очередной ссоры с ним приняла

 20 

таблеток тазепама

,

в течение недели

находилась в психосоматическом отделении городской больницы

После выписки по настоянию

художественного руководителя вновь обратилась к суицидологу и была госпитализирована

.

Соматическое состояние

Рубец от пореза на коже левого предплечья

В остальном без явной

патологии

.

Неврологическое состояние

Кожная чувствительность повышена

сухожильные рефлексы

равномерно оживлены

грубой очаговой симптоматики не выявлено

.

Психическое состояние

При поступлении в контакт вступает формально

недоверчива

,

малодоступна

погружена в свои переживания

Неохотно соглашается на беседу

держится

вызывающе

Крайне обидчива

склонна к самовзвинчиванию

,

при малейшем недовольстве разражается

взрывом гнева

угрожает самоубийством

Выдвигает нереальные условия

на которых она согласна

находиться в стационаре

При отказе врача выполнить эти условия с громкими проклятиями

,

нецензурной бранью порывается бежать из кабинета

С большим трудом после инъекции

 3,0 

мл

реланиума внутримышечно успокаивается

,

дает согласие на стационарное лечение

.


background image

Свое суицидальное поведение пытается оправдать тем

,

что не хочет

«

просто стать

знаменитостью

»; 

мечтает быть

 «

гениальной

», 

но для этого ей нужна столичная сцена

а из-за

конфликта с

 «

этим ничтожеством

» (

художественным руководителем

она может лишиться этой

возможности

Не может смириться с

 «

грязью жизни

», 

подлостью людей

Суждения инфантильные

,

оторваны от реальности

не соответствуют поведению пациентки

Уходит от обсуждения данного

противоречия в резонерство

Уровень притязаний резко завышен

все свои неудачи объясняет

неблагоприятными обстоятельствами

поступками окружающих

Коррекция практически невозможна

из-за низкого уровня рефлексии

выраженной аффективной ригидности

оппозиционной

,

антиавторитарной установки пациентки

.

Психологическое обследование

Во время обследования испытуемая манерна

стремится

произвести благоприятное впечатление

Претендует на своеобразие

оригинальность

демонстрирует

утонченность и красоту своего внутреннего мира

Бравирует социальной неадекватностью

,

неприспособленностью к бытовым условиям

отсутствием у себя земных интересов

 («

Ассоль

»).

Интеллект испытуемой среднего уровня

мышление конформное

образное

оно ведется на

аффективной основе

В мышлении испытуемой присутствует эстетический критерий

практически

полностью подчиняющий логический

В сочетании с присущей испытуемой высокой

демонстративностью это приводит к тому

что интеллектуальная переработка информации либо не

производится

либо заменяется эмоциональной

либо является неполноценной

Интеллектуальная

сфера пациентки испытывает сильнейшее дезорганизующее влияние со стороны эмоциональной

.

Процесс обобщения ведется испытуемой по внешним

 (

зачастую чисто субъективным

признакам

Так

же производится образование понятий

классификация

Таким образом

испытуемая не использует

даже наличный интеллектуальный потенциал

работая ниже доступного ей уровня

.

Ведущая сфера испытуемой

 — 

аффективная

Эмоции испытуемой слабо дифференцированы

,

отличаются дихотомичностью и чрезвычайной силой

все переживания идут на максимальной

интенсивности

Этому способствуют присущие испытуемой механизмы самовзвинчивания и

драматизации

демонстративности

Аффективные проявления отличаются также ригидностью

плохой

переключаемостью

.

Испытуемая инфантильна

эгоцентрична

агрессивна

Она отличается большим честолюбием

,

неадекватно завышенным уровнем притязаний

высокой неустойчивой самооценкой

Испытуемая

некритична к себе

к замечаниям относится с негативизмом

не делает из них выводов

Прошлые

ошибки не учитываются и не вносят коррекции в ее поведение

оценку себя и своих действий

Вместе

с тем испытуемая крайне ранима

испытывает сильную потребность в одобрении

восхищении

.

Крайне неуспешной представляется сфера контактов испытуемой

Это объясняется как ее

личностными особенностями

так и ее установками в сфере общения

На контакты испытуемой плохо

влияют такие ее черты

как высокомерие

эгоцентризм

конфликтность

нетерпимость

неумение и

нежелание понять партнера

неспособность к компромиссам

Сложности в области контактов

усиливаются негативизмом испытуемой

недружелюбным отношением к людям

.

С лицами своего пола

испытуемая вступает в конкурентные отношения

К лицам противоположного пола предъявляет

противоречивые требования

одновременно стремится занять главенствующее положение и

защищаемое

оберегаемое

В результате контакты испытуемой оказываются конфликтными

,

формальными

неустойчивыми

Такое положение воспринимается крайне болезненно

во-первых

из

-

за

высокой потребности в эмоциональной поддержке

во-вторых

из-за наличия у нее рентных установок

.

Плохое отношение к окружающим делает затруднительным поиск у них помощи и защиты

В своих

неудачах испытуемая обвиняет только окружающих

полагает

что в силу недостаточной тонкости они

не способны по достоинству оценить ее

Самооправдание испытуемой облегчается наличием у нее

сильно развитой системы психологической защиты

Для испытуемой характерны такие механизмы

,

как вытеснение

защитное фантазирование

рационализация

сублимация

.

Представляет интерес особенность ценностной системы испытуемой

Как наиболее значимые

декларируются духовные ценности

Вместе с тем реально действующей является система

материальных ценностей

что самой испытуемой не осознается

.

Система духовных ценностей является

дополнительной

необходимой для самопринятия испытуемой

Такая структура приводит к тому

что

испытуемая стремится к достижениям

внутренне не являющимся для нее актуальными

отвергая

внутренне значимые как несущественные

.

Не осознавая причины собственной несостоятельности

испытуемая понимает и переживает

неуспешность своей позиции

страдает от невозможности добиться желаемого

Суицидальный риск

представляется весьма значительным

.

Заключение

Суицидоопасная реакция у нарциссической личности с чертами истероидности

,

постсуицидальный период

тенденция к хроническому суицидальному поведению

Лечение

.

Амитриптилин

25

мг вечером

,

сонапакс

10

мг

3

раза в день

,

феназепам

0,5

мг днем и

1


background image

мг вечером

,

реланиум

2,0

мл внутримышечно на ночь

;

групповая психотерапия

.

В процессе лечения в первые дни отмечались выраженные колебания настроения

преимущественно с дисфорической модальностью аффекта в ответ на незначительные

неблагоприятные изменения актуальной ситуации

Тяготилась пребыванием в стационаре

скучала по

возлюбленному

который отказался от встреч с нею и лечащим врачом

После беседы врача с

художественным руководителем актуальность травмирующей ситуации снизилась

перестала

опасаться исключения из училища

Стремилась постоянно быть в центре внимания молодых мужчин

,

конфликтовала с пациентками палаты и медицинским персоналом из

-

за несоблюдения ею больничного

режима

претендовала на особые условия для себя

Самовольно отлучалась из отделения

,

возвращалась

поздно ночью

мотивируя это необходимостью бывать на спектаклях

пропускала групповые занятия

.

Лекарства принимала нерегулярно

копила их

не скрывая этого

, «

на случай самоубийства

».

Отмечалась выраженная склонность к псевдологии

После обострения конфликта в палате настаивала

на выписке

угрожая в противном случае выброситься с

 7 

этажа

В ответ на предложенный перевод в

психиатрическую больницу пообещала не нарушать больше режима

.

Действительно

поведение стало более упорядоченным

прекратились суицидальные угрозы

,

стала мягче

получала поддержку со стороны участников группы

была им очень благодарна за это

:

«Первый раз в жизни меня поняли

». 

Выровнялось настроение

считала свое пребывание в больнице

больше ненужным

обещала принимать поддерживающую терапию амбулаторно под наблюдением

суицидолога районного психоневрологического диспансера

,

куда была направлена выписка из истории

болезни

.

Катамнез

два года

После выписки из Кризисного стационара находилась летом со студентами

училища на сельскохозяйственных работах

вступила в конфликт с администрацией

пыталась

отравиться лекарствами

,

была госпитализирована в реанимационное отделение Центральной районной

больницы

После этого ее жених отказался вступать с ней в брак

предложил сожительство

на что она

согласилась

Конфликт с художественным руководителем также разрядился

увлеклась учебой

,

успешно снялась в фильме

Во время катамнестического наблюдения неохотно вспоминает

суицидальные эпизоды

уходит от обсуждения своих трудностей

подчеркивает свои достижения

.

Анализ наблюдения

Личность пациентки формировалась в условиях межродительского

конфликта

свойственная пациентке с раннего детства аффективная возбудимость была усилена

психотравмирующими воздействиями жесткого отца

а также неоднократными травмами головы

.

Суицидальное поведение пациентки связано с актуальной для нее ситуацией

в результате которой

оказались одновременно фрустрированными обе ведущие потребности пациентки

социально

-

престижная и интимно-личная

Суицидальные попытки возникали по механизму трансформации

гетероагрессии в аутоагрессию

Личностный смысл суицидального поведения определяется как

протест

месть

призыв на помощь

постсуицид следует квалифицировать как аналитический

(негативное отношение к попытке с сохранением актуальности конфликта

). 

Повторные попытки

самоубийства объясняются неразрешенностью для пациентки актуальной ситуации

с ее разрешением

тенденция к хроническому суицидальному поведению больше не проявляется

что позволяет

расценить ее суицидо-опасные реакции как ситуационные

.

Выраженная оппозиционность

антиавторитарность пациентки обусловили выбор групповой

формы кризисной психотерапии

Кризисная группа обеспечила пациентке столь необходимую ей

эмоциональную поддержку

подкрепила ее неустойчивую самооценку

К сожалению

неадаптивные

проявления личности в коммуникативной сфере не позволили пациентке в полной мере использовать

возможности групповой кризисной психотерапии

суицидальные тенденции на момент ее выписки

оставались достаточно актуальными и вскоре реализовались

В то же время изменившаяся позиция

пациентки в конфликте помогла ей разрешить травмирующую ситуацию

что можно связать с

проведенной терапией

Как показало катамнестическое наблюдение

несмотря на сохранение

патологической структуры личности

у пациентки наблюдалось определенное повышение уровня

социально-психологической адаптации с достижением успехов в учебно-профессиональной сфере и

формированием адекватной ее возможностям позиции в интимно-личной сфере

.

ОДИНОЧЕСТВО

Карьера

 — 

чудесная вещь

но она никого не может согреть в холодную ночь

.

Мэрилин Монро

Часто причиной суицидального поведения является переживание одиночества

прочувствованно

выраженное поэтом

: «

О

одиночество

Как твой характер крут

Посверкивая циркулем железным

,

Безжалостно ты замыкаешь круг

,

Не внемля заклинаньям бесполезным

».


background image

А у Паустовского есть трогательный рассказ

,

который по

-

японски звучал бы так

:

Дачи под снегом

.

Репродуктор вещает

.

Некому слушать

...

Вслед за Д

Янгом

 (1988) 

мы выделяем б стадий в иерархии одиночества и стратегии его

преодоления

.

стадия

 — 

жизнь в одиночку

Одинокие пациенты часто испытывают подавленность

неуверенны

,

пассивны

недовольны собой

Они убеждены в своей непривлекательности

коммуникативной

некомпетентности и других якобы неизменных качествах

которые исключают для них возможность

установления дружеских или любовных отношений

Причем подобные отношения нередко нужны им

прежде всего для ликвидации страха покинутости

В то же время из опасений быть отвергнутыми

пациенты предпочитают проводить время дома

поскольку другое времяпровождение им

«неинтересно

» 

или им

 «

никуда не хочется ходить в одиночку

».

Психологическая коррекция заключается

прежде всего

в осознании болезненно вытесненной

потребности в общении

переключении внимания с состояния на ситуацию одиночества и поиск ее

психологических причин

Чтобы активизировать жизнь пациента и получить материал для

терапевтической работы

следует составить вместе с ним поэтапный план расширения круга его

общения

С этой целью уже на первом этапе можно применить терапию публичным досугом

.

Важно также актуализировать положительные качества пациента на основе воспоминаний о его

удачном прошлом опыте близких отношений

Пациенту помогают пересмотреть допущения типа

:

«Чтобы иметь друзей

надо быть красивым

веселым

умным

». 

В процессе беседы пациент осознает

,

что сам при выборе друга не настаивал бы на таких качествах

следовательно

не стоит приписывать

подобные требования и другим

При выраженном недовольстве своей внешностью может помочь

коррекция определенных особенностей фигуры

 — 

например

за счет диеты

физических упражнений

,

пребывания на свежем воздухе

В некоторых случаях необходимо мотивировать обращение к

стоматологу

окулисту

косметологу

.

стадия

 — 

случайные дружеские связи

Пациенты испытывают страх перед собственной

социализацией

опасения растеряться в ситуации общения

потерять контроль или получить

психотравму

боятся

 «

плохо выглядеть

», 

получить плохую оценку

Осознанию необоснованности

подобных ожиданий способствуют такие вопросы

как

: «

Каковы доказательства того

что за вами все

наблюдают

постоянно оценивают

Отвергнете ли вы сами того

кто проявил неловкость

оступился в

социальном плане

Для снижения уровня социальной тревоги с пациентом проигрывают ситуации общения

,

подчеркивая его коммуникативные возможности

Кроме того

ему рекомендуют во время общения

переключать внимание с себя на партнера

При недостаточном развитии социальных навыков

совместно с пациентом следует разработать программу тренинга

которая реализуется в ходе ролевых

игр с терапевтом

обеспечивающим обратную связь

и

 «

домашних заданий

» 

с последующим их

анализом

В работе с шизоидными личностями необходимо показать роль идиосинкразического

характера их мышления в трудностях взаимоотношения с окружающими

предложить им

внимательнее слушать собеседника

Оживлению эмоционального компонента поведения способствует

тренинг сексуальности

.

Лица с паранойяльной акцентуацией характера отличаются недоверчивостью

,

подозрительностью

они заранее убеждены

что все люди являются эгоистами

манипуляторами

.

Пациента полезно попросить рассказать о таких людях

предложить

 «

испытать

» 

знакомых на этот

счет

В процессе работы пациента неоднократно спрашивают

может ли он сейчас доверять терапевту

,

и если нет

то почему

Подобная тактика позволяет выявить негативные интерпретации действий

терапевта и их неадаптивный характер

повышает доверие к терапевту и другим людям

.

стадия

 — 

взаимное самораскрытие

Пациенты стеснительны

считают

,

что люди не способны понять

их и отвергли бы

если бы узнали об их слабостях и

 «

постыдных тайнах

». 

Они убеждены

что не

имеют права

 «

взваливать собственные проблемы на других

». 

Первый шаг к налаживанию интимных

взаимоотношений состоит в повышении доверия к другому

Задача терапевта

 — 

поощрить пациента

открыться перед потенциальным другом

который ищет сближения

С пациентом разыгрывают

ситуацию

,

в которой терапевт играет роль пациента

,

а тот

друга

.

Терапевт

«

раскрывает

»

некоторые


background image

тайны пациента

,

последний слушает его и откликается на доверие

,

испытывая не желание отвергнуть

партнера

а понимание и сочувствие

В результате пациент делает вывод

что его страхи

необоснованны

другие люди похожи на него и могут понять и разделить его проблемы

а

самораскрытие повышает интимность взаимоотношений

.

стадия

 — 

встреча потенциального интимного партнера

Пациенты обычно считают

что

 «

им не

везет

», 

так как они не смогли встретить

 «

подходящего человека

». 

Однако симпатия к другому

основана на сходных с ним чертах

Если человеку никто не нравится

то скорее всего он не нравится

сам себе

Поэтому в таких случаях пациенту необходимо пройти предыдущие три стадии работы

.

После повышения самооценки пациента поощряют к установлению доверительных отношений с

другом

проявившим инициативу

Затем возникает проблема самостоятельного выбора партнера

.

Совместно с пациентом терапевт разрабатывает различные способы знакомств

контакты со старыми

приятелями

просьба к посредникам устроить свидание

сближение с сотрудниками или соседями

,

вступление в организацию с подходящими для пациента интересами

,

выполнение функций свободного

одинокого человека

, «

открытого

» 

для выбора

.

Пациенты испытывают страх быть отвергнутыми при знакомстве

поэтому им рекомендуют

чаще встречаться с людьми

пытаться лучше понять их

 — 

возможно

они примут знаки внимания

пациента и окажутся подходящими для углубления знакомства

В ряде случаев выбор пациента

ограничивается сложившимся стереотипом прошлых неудачных отношений

причем

несмотря на

неудачу

его по-прежнему привлекают люди

заведомо не соответствующие его потребностям

:

жестокие

отвергающие

возбудимые или чрезмерно зависимые

Необходимо идентифицировать

данный тип людей

помочь пациенту осознать перспективу

стойкие негативные эмоции перевесят

пылкое увлечение

.

стадия

 — 

углубляющаяся близость

Пациенты

отвергнутые в сфере интимных отношений

нередко

избегают сексуальных контактов

Они испытывают чувство вины

 («

сами заслужили такое

отношение

»), 

полны горечи и разочарования в человеке

которому доверяли и который причинил им

такую боль

Некоторые объясняют разрыв несовместимостью характеров или личностными

(моральными

изменениями партнера

которые сделали невозможным дальнейший союз с ним

.

Необходимо помочь пациенту взглянуть на связь в ином аспекте

Если сохраняется уверенность

в своей ошибке

 — 

предложить изменить поведение таким образом

чтобы не повторять ее

Пациента

следует отучить судить о будущем только на основе своего прошлого

тогда риск остаться одному

выглядит по-другому

У пациентов

обеспокоенных вопросами секса

обычно наблюдается опасение

оказаться несостоятельными любовниками

.

Надо помочь им пересмотреть отношение к близости как к

спектаклю или экзамену

Смысл сексуальных отношений не во взаимной оценке

а в возможности

получать и давать наслаждение и при этом демонстрировать

как много получил от партнера

.

Осознанию неадаптивных установок в данной сфере служит просьба терапевта привести

альтернативное объяснение того

почему кто-то не сумел вовремя откликнуться на сексуальный

призыв пациента

Поощряется откровенность в выражениях сексуальных переживаний

,

что уменьшает

чувство изолированности и стимулирует гедонистические

жизнеутверждающие тенденции

.

стадия

 — 

долгосрочные эмоциональные обязательства

Пациенты нуждаются в стабильности

имеющихся интимных отношений и в то же время испытывают тревогу по поводу взятия на себя
эмоциональных обязательств

На определенном этапе отношений появляется страх

,

что они пойманы в

ловушку

Тогда возникает опасение взять на себя обязательство перед партнером

Они напуганы

что

не способны ответить взаимностью на любовь

и боятся

что потеряют свою свободу

свою

индивидуальность

если сойдутся слишком близко

Следует убедить пациента

что идеал равных

обязательств и полной взаимности достигается на поздних стадиях союза

Никто не обязан

соответствовать требованиям другого

О степени интимности и зависимости

свободе и

обязательствах

связанных со временем

можно и нужно договариваться при условиях

доброжелательности и взаимного доверия партнеров

Некоторые пациенты ведут себя с партнером в

интимно-психологической сфере излишне пассивно

не открывают своих негативных чувств

Они

высказываются следующим образом

: «

Если я подавлен

это

должно быть

моя вина

», «

Если я упрекну

его в этом

он меня бросит

» 

и т

п

не предоставляя партнеру обратной связи

Пациенты в то же время

убеждены

что партнер должен и так догадываться

чего они хотят

и

следовательно

он сознательно

их обижает

.

Так напряженное молчание переходит в непонятные вспышки обиды и гнева с