Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 4894
Скачиваний: 42
страдания и самостоятельно разрешить кризисную проблему
.
Во втором варианте на первое место
выступает дисфорический фон настроения
.
Больные склонны обвинять окружающих в собственных
неприятностях
,
критиковать порядки
,
в том числе организацию лечения и тактику врача
,
требуют
особого отношения
,
легко вступают в конфликты с больными и медперсоналом
,
часто угрожают
суицидом
,
а иногда во время очередного конфликта демонстрируют свое намерение совершить
самоубийство
.
Астено-апатическая суицидоопасная реакция возникает у астенических личностей чаще при
внутриличностных конфликтах
,
нередко имеющих длительное развитие
.
При этом формируется
пассивная позиция личности с тенденцией к изоляции
.
Больные жалуются на подавленность
,
безразличие
,
вялость
,
быструю утомляемость
.
При дополнительной психической травматизации остро
возникают вспышки раздражения со слезами
,
чувством беспомощности
,
отказом от контактов
.
Суицидные попытки у этих больных носят характер избежания
(
наказания
,
страданий
)
или отказа
(
от
жизни
),
отличаются наиболее высоким из всей группы психопатических личностей суицидным риском
и максимально выраженной тенденцией к хроническому суицидальному поведению
.
Клиническая иллюстрация
Ц-ская Н.В
., 20
лет
,
находилась в Кризисном стационаре
21
день
.
Анамнез
.
Отец возбудимый
,
педантичный
,
жестокий
.
Родители развелись
,
когда девочке было
6
лет
.
Однако мать регулярно отсылала ее к отцу с отчетом об успеваемости
,
он бил ее за малейшую
провинность
—
как правило
,
по голове
;
очень боялась его
.
Мать внушала дочери отвращение к
мужчинам
,
высокомерие к окружающим
,
ориентировала на социально-престижные ценности
.
Девочка
росла капризной
,
нелюдимой
,
при обиде громко кричала
,
рыдала
;
боялась темноты
,
смерти
,
высоты
.
В
10
лет во время побоев отца
,
который бил ее головой о стену
,
потеряла сознание на несколько минут
,
затем испытывала тошноту
,
головную боль
.
После этого возненавидела отца
,
отказалась встречаться с
ним
.
До
14
лет состояла на учете у детского психиатра в связи с колебаниями настроения
,
навязчивым
желанием броситься с высоты
,
устрашающими галлюцинациями при засыпании
.
Эпизодически
испытывала состояние транса
,
когда появлялось неудержимое желание взлететь
;
разбегалась и
приходила в себя
,
упав на землю
.
Была склонна к фантазированию
,
мистике
.
С детства занималась в театральных коллективах
.
По окончанию школы поступила в театральное
училище
,
время проводила в компании студентов
,
употребляла наркотики
,
вела беспорядочную
половую жизнь
,
оставила учебу
.
На следующий год поступила в другое театральное училище
.
Вступила в связь со студентом
,
находящимся в конфликте с ее художественным руководителем
,
который якобы также предлагал ей сожительство и угрожал в случае отказа отчислением из училища
.
Тяжело переживала ситуацию
,
в связи с колебаниями настроения обратилась к психиатру
,
принимала
антидепрессанты
.
Находясь с возлюбленным на зимних каникулах в другом городе
,
поссорилась с его
родителями
,
приняла
50
таблеток амитриптилина
,
в течение
10
дней находилась в психиатрической
больнице
.
Вернулась с другом в Москву
,
подали по ее настоянию заявление в ЗАГС о регистрации брака
,
готовилась к свадьбе
.
Против ее брака категорически воспротивился ее художественный руководитель
,
в связи с этим вскрыла вены на левом предплечье
,
по инициативе жениха обратилась к суицидологу в
кабинет социально-психологической помощи в районной поликлинике
,
получила направление в
Кризисный стационар
,
однако отложила госпитализацию
.
Принимала транквилизаторы с
недостаточным эффектом
.
Тяготилась необходимостью посещать занятия в училище
,
боялась встреч
без свидетелей с художественным руководителем
,
ссорилась по пустякам с окружающими
,
устраивала
сцены ревности жениху
.
После очередной ссоры с ним приняла
20
таблеток тазепама
,
в течение недели
находилась в психосоматическом отделении городской больницы
.
После выписки по настоянию
художественного руководителя вновь обратилась к суицидологу и была госпитализирована
.
Соматическое состояние
.
Рубец от пореза на коже левого предплечья
.
В остальном без явной
патологии
.
Неврологическое состояние
.
Кожная чувствительность повышена
,
сухожильные рефлексы
равномерно оживлены
,
грубой очаговой симптоматики не выявлено
.
Психическое состояние
.
При поступлении в контакт вступает формально
,
недоверчива
,
малодоступна
,
погружена в свои переживания
.
Неохотно соглашается на беседу
,
держится
вызывающе
.
Крайне обидчива
,
склонна к самовзвинчиванию
,
при малейшем недовольстве разражается
взрывом гнева
,
угрожает самоубийством
.
Выдвигает нереальные условия
,
на которых она согласна
находиться в стационаре
.
При отказе врача выполнить эти условия с громкими проклятиями
,
нецензурной бранью порывается бежать из кабинета
.
С большим трудом после инъекции
3,0
мл
реланиума внутримышечно успокаивается
,
дает согласие на стационарное лечение
.
Свое суицидальное поведение пытается оправдать тем
,
что не хочет
«
просто стать
знаменитостью
»;
мечтает быть
«
гениальной
»,
но для этого ей нужна столичная сцена
,
а из-за
конфликта с
«
этим ничтожеством
» (
художественным руководителем
)
она может лишиться этой
возможности
.
Не может смириться с
«
грязью жизни
»,
подлостью людей
.
Суждения инфантильные
,
оторваны от реальности
,
не соответствуют поведению пациентки
.
Уходит от обсуждения данного
противоречия в резонерство
.
Уровень притязаний резко завышен
,
все свои неудачи объясняет
неблагоприятными обстоятельствами
,
поступками окружающих
.
Коррекция практически невозможна
из-за низкого уровня рефлексии
,
выраженной аффективной ригидности
,
оппозиционной
,
антиавторитарной установки пациентки
.
Психологическое обследование
.
Во время обследования испытуемая манерна
,
стремится
произвести благоприятное впечатление
.
Претендует на своеобразие
,
оригинальность
,
демонстрирует
утонченность и красоту своего внутреннего мира
.
Бравирует социальной неадекватностью
,
неприспособленностью к бытовым условиям
,
отсутствием у себя земных интересов
(«
Ассоль
»).
Интеллект испытуемой среднего уровня
,
мышление конформное
,
образное
,
оно ведется на
аффективной основе
.
В мышлении испытуемой присутствует эстетический критерий
,
практически
полностью подчиняющий логический
.
В сочетании с присущей испытуемой высокой
демонстративностью это приводит к тому
,
что интеллектуальная переработка информации либо не
производится
,
либо заменяется эмоциональной
,
либо является неполноценной
.
Интеллектуальная
сфера пациентки испытывает сильнейшее дезорганизующее влияние со стороны эмоциональной
.
Процесс обобщения ведется испытуемой по внешним
(
зачастую чисто субъективным
)
признакам
.
Так
же производится образование понятий
,
классификация
.
Таким образом
,
испытуемая не использует
даже наличный интеллектуальный потенциал
,
работая ниже доступного ей уровня
.
Ведущая сфера испытуемой
—
аффективная
.
Эмоции испытуемой слабо дифференцированы
,
отличаются дихотомичностью и чрезвычайной силой
,
все переживания идут на максимальной
интенсивности
.
Этому способствуют присущие испытуемой механизмы самовзвинчивания и
драматизации
,
демонстративности
.
Аффективные проявления отличаются также ригидностью
,
плохой
переключаемостью
.
Испытуемая инфантильна
,
эгоцентрична
,
агрессивна
.
Она отличается большим честолюбием
,
неадекватно завышенным уровнем притязаний
,
высокой неустойчивой самооценкой
.
Испытуемая
некритична к себе
,
к замечаниям относится с негативизмом
,
не делает из них выводов
.
Прошлые
ошибки не учитываются и не вносят коррекции в ее поведение
,
оценку себя и своих действий
.
Вместе
с тем испытуемая крайне ранима
,
испытывает сильную потребность в одобрении
,
восхищении
.
Крайне неуспешной представляется сфера контактов испытуемой
.
Это объясняется как ее
личностными особенностями
,
так и ее установками в сфере общения
.
На контакты испытуемой плохо
влияют такие ее черты
,
как высокомерие
,
эгоцентризм
,
конфликтность
,
нетерпимость
,
неумение и
нежелание понять партнера
,
неспособность к компромиссам
.
Сложности в области контактов
усиливаются негативизмом испытуемой
,
недружелюбным отношением к людям
.
С лицами своего пола
испытуемая вступает в конкурентные отношения
.
К лицам противоположного пола предъявляет
противоречивые требования
:
одновременно стремится занять главенствующее положение и
защищаемое
,
оберегаемое
.
В результате контакты испытуемой оказываются конфликтными
,
формальными
,
неустойчивыми
.
Такое положение воспринимается крайне болезненно
,
во-первых
,
из
-
за
высокой потребности в эмоциональной поддержке
,
во-вторых
,
из-за наличия у нее рентных установок
.
Плохое отношение к окружающим делает затруднительным поиск у них помощи и защиты
.
В своих
неудачах испытуемая обвиняет только окружающих
,
полагает
,
что в силу недостаточной тонкости они
не способны по достоинству оценить ее
.
Самооправдание испытуемой облегчается наличием у нее
сильно развитой системы психологической защиты
.
Для испытуемой характерны такие механизмы
,
как вытеснение
,
защитное фантазирование
,
рационализация
,
сублимация
.
Представляет интерес особенность ценностной системы испытуемой
.
Как наиболее значимые
декларируются духовные ценности
.
Вместе с тем реально действующей является система
материальных ценностей
,
что самой испытуемой не осознается
.
Система духовных ценностей является
дополнительной
,
необходимой для самопринятия испытуемой
.
Такая структура приводит к тому
,
что
испытуемая стремится к достижениям
,
внутренне не являющимся для нее актуальными
,
отвергая
внутренне значимые как несущественные
.
Не осознавая причины собственной несостоятельности
,
испытуемая понимает и переживает
неуспешность своей позиции
,
страдает от невозможности добиться желаемого
.
Суицидальный риск
представляется весьма значительным
.
Заключение
.
Суицидоопасная реакция у нарциссической личности с чертами истероидности
,
постсуицидальный период
,
тенденция к хроническому суицидальному поведению
Лечение
.
Амитриптилин
25
мг вечером
,
сонапакс
10
мг
3
раза в день
,
феназепам
0,5
мг днем и
1
мг вечером
,
реланиум
2,0
мл внутримышечно на ночь
;
групповая психотерапия
.
В процессе лечения в первые дни отмечались выраженные колебания настроения
преимущественно с дисфорической модальностью аффекта в ответ на незначительные
неблагоприятные изменения актуальной ситуации
.
Тяготилась пребыванием в стационаре
,
скучала по
возлюбленному
,
который отказался от встреч с нею и лечащим врачом
.
После беседы врача с
художественным руководителем актуальность травмирующей ситуации снизилась
,
перестала
опасаться исключения из училища
.
Стремилась постоянно быть в центре внимания молодых мужчин
,
конфликтовала с пациентками палаты и медицинским персоналом из
-
за несоблюдения ею больничного
режима
,
претендовала на особые условия для себя
.
Самовольно отлучалась из отделения
,
возвращалась
поздно ночью
,
мотивируя это необходимостью бывать на спектаклях
,
пропускала групповые занятия
.
Лекарства принимала нерегулярно
,
копила их
,
не скрывая этого
, «
на случай самоубийства
».
Отмечалась выраженная склонность к псевдологии
.
После обострения конфликта в палате настаивала
на выписке
,
угрожая в противном случае выброситься с
7
этажа
.
В ответ на предложенный перевод в
психиатрическую больницу пообещала не нарушать больше режима
.
Действительно
,
поведение стало более упорядоченным
,
прекратились суицидальные угрозы
,
стала мягче
,
получала поддержку со стороны участников группы
,
была им очень благодарна за это
:
«Первый раз в жизни меня поняли
».
Выровнялось настроение
,
считала свое пребывание в больнице
больше ненужным
,
обещала принимать поддерживающую терапию амбулаторно под наблюдением
суицидолога районного психоневрологического диспансера
,
куда была направлена выписка из истории
болезни
.
Катамнез
:
два года
.
После выписки из Кризисного стационара находилась летом со студентами
училища на сельскохозяйственных работах
,
вступила в конфликт с администрацией
,
пыталась
отравиться лекарствами
,
была госпитализирована в реанимационное отделение Центральной районной
больницы
.
После этого ее жених отказался вступать с ней в брак
,
предложил сожительство
,
на что она
согласилась
.
Конфликт с художественным руководителем также разрядился
,
увлеклась учебой
,
успешно снялась в фильме
.
Во время катамнестического наблюдения неохотно вспоминает
суицидальные эпизоды
,
уходит от обсуждения своих трудностей
,
подчеркивает свои достижения
.
Анализ наблюдения
.
Личность пациентки формировалась в условиях межродительского
конфликта
;
свойственная пациентке с раннего детства аффективная возбудимость была усилена
психотравмирующими воздействиями жесткого отца
,
а также неоднократными травмами головы
.
Суицидальное поведение пациентки связано с актуальной для нее ситуацией
,
в результате которой
оказались одновременно фрустрированными обе ведущие потребности пациентки
:
социально
-
престижная и интимно-личная
.
Суицидальные попытки возникали по механизму трансформации
гетероагрессии в аутоагрессию
.
Личностный смысл суицидального поведения определяется как
протест
,
месть
,
призыв на помощь
;
постсуицид следует квалифицировать как аналитический
(негативное отношение к попытке с сохранением актуальности конфликта
).
Повторные попытки
самоубийства объясняются неразрешенностью для пациентки актуальной ситуации
;
с ее разрешением
тенденция к хроническому суицидальному поведению больше не проявляется
,
что позволяет
расценить ее суицидо-опасные реакции как ситуационные
.
Выраженная оппозиционность
,
антиавторитарность пациентки обусловили выбор групповой
формы кризисной психотерапии
.
Кризисная группа обеспечила пациентке столь необходимую ей
эмоциональную поддержку
,
подкрепила ее неустойчивую самооценку
.
К сожалению
,
неадаптивные
проявления личности в коммуникативной сфере не позволили пациентке в полной мере использовать
возможности групповой кризисной психотерапии
;
суицидальные тенденции на момент ее выписки
оставались достаточно актуальными и вскоре реализовались
.
В то же время изменившаяся позиция
пациентки в конфликте помогла ей разрешить травмирующую ситуацию
,
что можно связать с
проведенной терапией
.
Как показало катамнестическое наблюдение
,
несмотря на сохранение
патологической структуры личности
,
у пациентки наблюдалось определенное повышение уровня
социально-психологической адаптации с достижением успехов в учебно-профессиональной сфере и
формированием адекватной ее возможностям позиции в интимно-личной сфере
.
ОДИНОЧЕСТВО
Карьера
—
чудесная вещь
,
но она никого не может согреть в холодную ночь
.
Мэрилин Монро
Часто причиной суицидального поведения является переживание одиночества
,
прочувствованно
выраженное поэтом
: «
О
,
одиночество
,
Как твой характер крут
!
Посверкивая циркулем железным
,
Безжалостно ты замыкаешь круг
,
Не внемля заклинаньям бесполезным
».
А у Паустовского есть трогательный рассказ
,
который по
-
японски звучал бы так
:
Дачи под снегом
.
Репродуктор вещает
.
Некому слушать
...
Вслед за Д
.
Янгом
(1988)
мы выделяем б стадий в иерархии одиночества и стратегии его
преодоления
.
1
стадия
—
жизнь в одиночку
.
Одинокие пациенты часто испытывают подавленность
,
неуверенны
,
пассивны
,
недовольны собой
.
Они убеждены в своей непривлекательности
,
коммуникативной
некомпетентности и других якобы неизменных качествах
,
которые исключают для них возможность
установления дружеских или любовных отношений
.
Причем подобные отношения нередко нужны им
прежде всего для ликвидации страха покинутости
.
В то же время из опасений быть отвергнутыми
пациенты предпочитают проводить время дома
,
поскольку другое времяпровождение им
«неинтересно
»
или им
«
никуда не хочется ходить в одиночку
».
Психологическая коррекция заключается
,
прежде всего
,
в осознании болезненно вытесненной
потребности в общении
,
переключении внимания с состояния на ситуацию одиночества и поиск ее
психологических причин
.
Чтобы активизировать жизнь пациента и получить материал для
терапевтической работы
,
следует составить вместе с ним поэтапный план расширения круга его
общения
.
С этой целью уже на первом этапе можно применить терапию публичным досугом
.
Важно также актуализировать положительные качества пациента на основе воспоминаний о его
удачном прошлом опыте близких отношений
.
Пациенту помогают пересмотреть допущения типа
:
«Чтобы иметь друзей
,
надо быть красивым
,
веселым
,
умным
».
В процессе беседы пациент осознает
,
что сам при выборе друга не настаивал бы на таких качествах
,
следовательно
,
не стоит приписывать
подобные требования и другим
.
При выраженном недовольстве своей внешностью может помочь
коррекция определенных особенностей фигуры
—
например
,
за счет диеты
,
физических упражнений
,
пребывания на свежем воздухе
.
В некоторых случаях необходимо мотивировать обращение к
стоматологу
,
окулисту
,
косметологу
.
2
стадия
—
случайные дружеские связи
.
Пациенты испытывают страх перед собственной
социализацией
,
опасения растеряться в ситуации общения
,
потерять контроль или получить
психотравму
,
боятся
«
плохо выглядеть
»,
получить плохую оценку
.
Осознанию необоснованности
подобных ожиданий способствуют такие вопросы
,
как
: «
Каковы доказательства того
,
что за вами все
наблюдают
,
постоянно оценивают
?
Отвергнете ли вы сами того
,
кто проявил неловкость
,
оступился в
социальном плане
?»
Для снижения уровня социальной тревоги с пациентом проигрывают ситуации общения
,
подчеркивая его коммуникативные возможности
.
Кроме того
,
ему рекомендуют во время общения
переключать внимание с себя на партнера
.
При недостаточном развитии социальных навыков
совместно с пациентом следует разработать программу тренинга
,
которая реализуется в ходе ролевых
игр с терапевтом
,
обеспечивающим обратную связь
,
и
«
домашних заданий
»
с последующим их
анализом
.
В работе с шизоидными личностями необходимо показать роль идиосинкразического
характера их мышления в трудностях взаимоотношения с окружающими
,
предложить им
внимательнее слушать собеседника
.
Оживлению эмоционального компонента поведения способствует
тренинг сексуальности
.
Лица с паранойяльной акцентуацией характера отличаются недоверчивостью
,
подозрительностью
,
они заранее убеждены
,
что все люди являются эгоистами
,
манипуляторами
.
Пациента полезно попросить рассказать о таких людях
,
предложить
«
испытать
»
знакомых на этот
счет
.
В процессе работы пациента неоднократно спрашивают
,
может ли он сейчас доверять терапевту
,
и если нет
,
то почему
.
Подобная тактика позволяет выявить негативные интерпретации действий
терапевта и их неадаптивный характер
,
повышает доверие к терапевту и другим людям
.
3
стадия
—
взаимное самораскрытие
.
Пациенты стеснительны
,
считают
,
что люди не способны понять
их и отвергли бы
,
если бы узнали об их слабостях и
«
постыдных тайнах
».
Они убеждены
,
что не
имеют права
«
взваливать собственные проблемы на других
».
Первый шаг к налаживанию интимных
взаимоотношений состоит в повышении доверия к другому
.
Задача терапевта
—
поощрить пациента
открыться перед потенциальным другом
,
который ищет сближения
.
С пациентом разыгрывают
ситуацию
,
в которой терапевт играет роль пациента
,
а тот
—
друга
.
Терапевт
«
раскрывает
»
некоторые
тайны пациента
,
последний слушает его и откликается на доверие
,
испытывая не желание отвергнуть
партнера
,
а понимание и сочувствие
.
В результате пациент делает вывод
,
что его страхи
необоснованны
,
другие люди похожи на него и могут понять и разделить его проблемы
,
а
самораскрытие повышает интимность взаимоотношений
.
4
стадия
—
встреча потенциального интимного партнера
.
Пациенты обычно считают
,
что
«
им не
везет
»,
так как они не смогли встретить
«
подходящего человека
».
Однако симпатия к другому
основана на сходных с ним чертах
.
Если человеку никто не нравится
,
то скорее всего он не нравится
сам себе
.
Поэтому в таких случаях пациенту необходимо пройти предыдущие три стадии работы
.
После повышения самооценки пациента поощряют к установлению доверительных отношений с
другом
,
проявившим инициативу
.
Затем возникает проблема самостоятельного выбора партнера
.
Совместно с пациентом терапевт разрабатывает различные способы знакомств
:
контакты со старыми
приятелями
,
просьба к посредникам устроить свидание
,
сближение с сотрудниками или соседями
,
вступление в организацию с подходящими для пациента интересами
,
выполнение функций свободного
одинокого человека
, «
открытого
»
для выбора
.
Пациенты испытывают страх быть отвергнутыми при знакомстве
,
поэтому им рекомендуют
чаще встречаться с людьми
,
пытаться лучше понять их
—
возможно
,
они примут знаки внимания
пациента и окажутся подходящими для углубления знакомства
.
В ряде случаев выбор пациента
ограничивается сложившимся стереотипом прошлых неудачных отношений
,
причем
,
несмотря на
неудачу
,
его по-прежнему привлекают люди
,
заведомо не соответствующие его потребностям
:
жестокие
,
отвергающие
,
возбудимые или чрезмерно зависимые
.
Необходимо идентифицировать
данный тип людей
,
помочь пациенту осознать перспективу
:
стойкие негативные эмоции перевесят
пылкое увлечение
.
5
стадия
—
углубляющаяся близость
.
Пациенты
,
отвергнутые в сфере интимных отношений
,
нередко
избегают сексуальных контактов
.
Они испытывают чувство вины
(«
сами заслужили такое
отношение
»),
полны горечи и разочарования в человеке
,
которому доверяли и который причинил им
такую боль
.
Некоторые объясняют разрыв несовместимостью характеров или личностными
(моральными
)
изменениями партнера
,
которые сделали невозможным дальнейший союз с ним
.
Необходимо помочь пациенту взглянуть на связь в ином аспекте
.
Если сохраняется уверенность
в своей ошибке
—
предложить изменить поведение таким образом
,
чтобы не повторять ее
.
Пациента
следует отучить судить о будущем только на основе своего прошлого
,
тогда риск остаться одному
выглядит по-другому
.
У пациентов
,
обеспокоенных вопросами секса
,
обычно наблюдается опасение
оказаться несостоятельными любовниками
.
Надо помочь им пересмотреть отношение к близости как к
спектаклю или экзамену
.
Смысл сексуальных отношений не во взаимной оценке
,
а в возможности
получать и давать наслаждение и при этом демонстрировать
,
как много получил от партнера
.
Осознанию неадаптивных установок в данной сфере служит просьба терапевта привести
альтернативное объяснение того
,
почему кто-то не сумел вовремя откликнуться на сексуальный
призыв пациента
.
Поощряется откровенность в выражениях сексуальных переживаний
,
что уменьшает
чувство изолированности и стимулирует гедонистические
,
жизнеутверждающие тенденции
.
6
стадия
—
долгосрочные эмоциональные обязательства
.
Пациенты нуждаются в стабильности
имеющихся интимных отношений и в то же время испытывают тревогу по поводу взятия на себя
эмоциональных обязательств
.
На определенном этапе отношений появляется страх
,
что они пойманы в
ловушку
.
Тогда возникает опасение взять на себя обязательство перед партнером
.
Они напуганы
,
что
не способны ответить взаимностью на любовь
,
и боятся
,
что потеряют свою свободу
,
свою
индивидуальность
,
если сойдутся слишком близко
.
Следует убедить пациента
,
что идеал равных
обязательств и полной взаимности достигается на поздних стадиях союза
.
Никто не обязан
соответствовать требованиям другого
.
О степени интимности и зависимости
,
свободе и
обязательствах
,
связанных со временем
,
можно и нужно договариваться при условиях
доброжелательности и взаимного доверия партнеров
.
Некоторые пациенты ведут себя с партнером в
интимно-психологической сфере излишне пассивно
,
не открывают своих негативных чувств
.
Они
высказываются следующим образом
: «
Если я подавлен
,
это
,
должно быть
,
моя вина
», «
Если я упрекну
его в этом
,
он меня бросит
»
и т
.
п
.
не предоставляя партнеру обратной связи
.
Пациенты в то же время
убеждены
,
что партнер должен и так догадываться
,
чего они хотят
,
и
,
следовательно
,
он сознательно
их обижает
.
Так напряженное молчание переходит в непонятные вспышки обиды и гнева с