Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 4896
Скачиваний: 42
-
трудность в принятии психологической помощи
—
страх перед открытием боли
;
-
враждебные реакции к другим наркозависимым
,
особенно к тем
,
кому удалось избежать ВИЧ
-
инфекции
.
Э
.
Линдеманн в упомянутой выше работе описал также затяжную реакцию горя
,
которая
принимает форму ажитированной депрессии с напряжением
,
возбуждением
,
бессонницей
,
с чувством
малоценности
,
выраженной тенденцией к самообвинениям и явной потребностью в самонаказании
,
вплоть до самоубийства
.
Е.А
.
Некрасова
(2003)
перечисляет некоторые особенности поведения
скорбящего
,
по которым окружающие могут понять
,
что человек еще не переработал утрату
:
-
длительное
(
больше года
)
ношение траурной одежды
;
-
частое
(
несколько раз в неделю
)
посещение кладбища
;
-
человек окружает себя фотографиями усопшего
,
разговаривает с ними
;
-
человек запрещает другим членам семьи трогать вещи покойного
,
входить в его комнату
; ,
-
вступая в новый брак
,
требует от супруги
(
супруга
)
выглядеть и вести себя как покойная
(покойный
);
-
дает недавно родившемуся ребенку имя умершего или постоянно сравнивает живых детей и
умершего
;
-
упоминание об утрате вызывает слезы и другие эмоциональные реакции
;
-
саморазрушительные действия
,
начавшиеся или усилившиеся после утраты
:
попытки
самоубийства
,
злоупотребление алкоголем
,
никотином
,
наркотиками или транквилизаторами
,
голодание или переедание
,
частые травмы
,
работа
«
на износ
».
D. H. Barlow (1988)
приводит перечень клинических симптомов патологического
(
не
разрешившегося
,
затяжного
)
горя
.
1.
Отсутствие эмоциональной реакции на утрату в течение двух и более недель с момента
известия о смерти
(«
анестезия чувств
»).
2.
Интенсивное переживание горя в течение нескольких лет
.
3.
Глубокая депрессия
,
сопровождаемая бессонницей
,
чувством никчемности
,
напряжением
,
потребностью в самобичевании
.
4.
Слабовыраженные эмоции
;
неспособность к эмоциональным переживаниям
.
5.
Резкие переходы от страданий к самодовольству за короткие промежутки времени
.
6.
Появление психосоматических болезней
(
язвенный колит
,
ревматический артрит
,
астма и др
.)
и ипохондрических тенденций
.
7.
Развитие телесных симптомов
,
от которых страдал умерший
.
8.
Сверхактивность
:
резкий уход в работу или другую деятельность
.
9.
Неистовая враждебность
,
направленная против конкретных людей
,
зачастую сопровождаемая
угрозами
,
которые не реализуются
.
10.
Резкое и радикальное изменение стиля жизни
.
11.
Устойчивая нехватка инициативы или побуждений
;
неподвижность
.
12.
Изменение отношений к друзьям и родственникам
,
раздражительность
,
уход от социальной
активности
,
прогрессирующая самоизоляция
.
13.
Суицидальные намерения
,
планы
,
разговоры о воссоединении с умершим
,
желании
покончить со всем
,
самоубийстве
.
14.
Симптоматика посттравматического стрессового расстройства
.
Автор также перечисляет возможные причины остановки начавшегося процесса переработки
горя
:
-
внезапная или насильственная смерть
,
трагическая гибель близкого
;
-
самоубийство
;
-
конфликты с человеком непосредственно перед его смертью
,
непрощенные обиды
;
-
причиненные умершему огорчения
;
-
трагические ситуации неопределенности
(
когда близкий исчез
,
без вести пропал
,
не
похоронен
);
-
умерший человек играл исключительную роль в жизни скорбящего
,
был для него целью и
смыслом жизни
;
при этом отношения с другими людьми отличались конфликтностью или
отсутствовали
;
-
страх перед интенсивными переживаниями
,
которые кажутся неконтролируемыми и
бесконечными
;
неверие в свою способность их преодолеть
.
А.Н
.
Моховиков
(2001)
выделяет несколько форм осложненного горя
:
хроническое
,
конфликтное
(преувеличенное
),
подавленное
(
маскированное
),
неожиданное
,
отставленное и отсутствующее
.
Автор
перечисляет следующие причины осложненного горя
:
а
)
внезапная или неожиданная утрата
;
б
)
утрата
,
вызвавшая двойственные чувства
,
прежде всего гнев и самообвинение
;
в
)
утрата
,
с которой были связаны отношения чрезмерной зависимости
,
породившие отчаянную
тоску
;
г
)
множественные утраты на протяжении незначительного времени
;
д
)
отсутствие систем поддержки личности или жизнеобеспечения
.
Дж
.
В
.
Ворден
(
см
.:
Сидорова
, 2001)
выделяет четыре задачи горя
,
отмечая их сходство с теми
задачами
,
которые решает ребенок по мере сепарации
.
Первая задача горя
—
признание факта потери вопреки отрицанию факта потери
,
ее значимости
или необратимости
.
Отрицание факта потери может выглядеть как фетишизация вещей покойного
,
перенос отношения к нему на другого
.
Отрицание значимости утраты проявляется в поспешном
избавлении от вещей покойного
,
его обесценивании и избирательном забывании чего-то
,
связанного с
ним
.
Отрицание необратимости утраты состоит в надежде на восстановление утраченной связи
магическим способом
:
заклинаниями
,
спиритическим общением
,
рождением
«
такого же
»
ребенка
.
Вторая задача горя заключается в том
,
чтобы пережить боль потери
.
При этом наблюдается
отрицание боли и других мучительных чувств или
J
мыслей
,
чему способствует идеализация образа
покойного
,
а иногда и неуместная эйфория
.
Воспоминания о покойном ослабляют с помощью
психоактивных веществ
,
трудоголизма
,
калейдоскопа путешествий
—
своего рода дромомании
.
Третья
задача горя
—
это реорганизация жизни без покойного
.
Потребности
,
которые удовлетворял
покойный
,
теперь надо научиться удовлетворять самому или найти для этого других людей
.
Некоторые зависимые и созависимые женщины
,
потеряв объект поддержки или заботы
,
сталкиваются
с теми областями жизни
,
которых раньше избегали
,
поэтому и чувствуют себя беспомощными или
ненужными
.
Четвертая задача горя состоит в том
,
чтобы выстроить новое отношение
|
к умершему и
продолжать жить
.
Выполнение этой задачи блокируется
|
запретом на новую любовь
,
фиксацией на
прошлой связи или избеганием
|
риска вновь столкнуться с утратой близкого человека
.
Работу горя
можно
|
считать завершенной тогда
,
когда скорбящий вновь чувствует интерес к жизни
,
освоил новые
роли
,
создал новое окружение и может функционировать
j
в нем соответственно своему социальному
статусу и складу характера
.
В
.
Франкл
(2001)
находит смысл горя в том
,
что переживание тяжести
разлуки оставшимся в
живых избавляет от душевных мук того
,
кто ушел из жизни первым
.
Классическим стал следующий
пример
.
Практикующий врач в течение года переживал безутешное горе по поводу кончины супруги
.
Франкл поставил перед ним вопрос
:
—
Что произошло бы
,
доктор
,
если бы вы умерли первым
,
а вашей жене пришлось бы пережить
вас
?
—
Не могу себе даже вообразить
,
моя жена была бы в отчаянии
.
—
Видите
,
случившееся избавило Вашу жену от страданий
.
Вы избавили ее от этого
,
конечно
,
ценой того
,
что теперь сами должны ее оплакивать
.
В мгновение ока страдание этого человека обрело альтруистический смысл
,
привычный для его
профессии
.
В группе для выявления смысла жизни клиента автор применяет метод
«
логодрамы
».
Так
,
женщина совершила суицидальную попытку после смерти
11-
летнего сына
,
оставшись одна со
старшим сыном
,
пораженным детским параличом
.
Франкл предложил другой женщине в группе
вообразить себя бездетной карьеристской
80-
ти лет
,
подводящей итог своей жизни
.
Эта женщина
признала прожитую жизнь бесцельной
.
Затем Франкл попросил мать сына-инвалида оглянуться на
свою жизнь
,
и женщина поняла
,
что сделала жизнь своего старшего сына более легкой и тем самым
наполнила смыслом и свою жизнь
.
Собственные наблюдения
.
Нами выделено
8
этапов течения реакции горя
.
При этом следует
учесть
,
что реакция может останавливаться на любой из них
.
Задачей психотерапии является
последовательное проведение пациента через все описанные ниже этапы с целью разрешения реакции
.
1
этап
—
с элементами эмоциональной дезорганизации
.
Кратковременный период
,
длящийся от
нескольких минут до нескольких часов
.
Наблюдается сильнейшая вспышка негативных чувств
:
паники
,
гнева
,
отчаяния
.
Характерна аффективная дезорганизация поведения с временным
ослаблением волевого контроля
.
Часто встречается защита в виде отрицания факта утраты
: «
Это
неправда
!».
Пропадает аппетит
,
замедляются реакции
,
появляется мышечная слабость
.
В это время необходимо быть рядом со скорбящим
,
не пытаясь разговорить или отвлечь его
.
Выражать свое сочувствие лучше через прикосновение
,
оставляя за страдающим человеком право не
принять руку помощи
.
2
этап
—
гиперактивность
.
Может продолжаться до
2-3
дней
.
Пациент развивает бурную
деятельность с оживлением образа умершего
,
неосознанно воспроизводит особенности его поведения
и речи
.
Настроение колеблется от дистимического
(
тревожно-раздражительной подавленности
) —
обычно с преобладанием тревоги
—
до эйфорического
.
В ряде случаев развивается эмоциональное
притупление без фиксации на переживании горя
.
Таким образом
,
на данном этапе реакции может
наблюдаться поведение
,
личностный смысл которого заключается в отрицании смерти
.
Следует
побуждать скорбящего к обсуждению травмирующих переживаний
,
не останавливая его
,
когда он
начинает плакать
.
Полезно собрать небольшую группу людей
,
знавших умершего и попросить их
говорить о нем в присутствии пациента
.
3
этап
—
напряжение
.
Длится до недели
.
Наблюдается крайняя степень психофизического
напряжения с маскообразностью лица и невозможностью расслабиться
,
спазмами в горле
,
молчаливостью
.
Состояние общей скованности изредка прерывается суетливой активностью или
судорожными вздохами с характерным укороченным вдохом
.
Аппетит отсутствует
,
имеют место
ангедония
,
безразличие
,
психическая анестезия
.
Подобное состояние гениально выражено в
трагической мольбе Ф
.
Тютчева
:
О Господи
,
дай жгучего страданья И мертвенность души моей рассей
:
Ты взял ее
,
но муку
вспоминанья
,
Живую муку мне оставь по ней
.
На этом этапе нередки эпизоды уходов в себя
,
когда сознание скорбящего целиком заполнено
ассоциациями
,
связанными с утратой
;
при этом страдают внимание
,
память и умственная
работоспособность
.
Попытки переключить внимание индивида на реальность вызывают у него
раздражение
.
Личностный смысл описанного поведения можно оценить как отказ от внешнего мира
,
каких-либо внешних проявлений и даже желаний
.
По-видимому
,
нарастает идентификация с
покойным
.
4
этап
—
поиск
.
Развивается на протяжении второй недели после получения известия об утрате
,
факт
которой по-прежнему субъективно не принимается
.
Пациент избегает разговоров об утрате
,
боится
,
что не переживет ее боль
.
Сохраняется дистимический фон настроения
.
Мир воспринимается как
потускневший
,
окружающая жизнь
—
как потерявшая смысл
.
Индивид продолжает жить внутренней
жизнью
,
в которой центральное место по-прежнему занимает объект утраты
.
Его образ ярко
продуцируется в воображаемой жизни и начинает проецироваться в реальность
.
Пациент говорит об умершем в настоящем времени
,
ожидает его появления
,
мысленно
разговаривает с ним
,
принимает за него случайных прохожих
,
при этом сразу же оживает надежда на
возможность встречи с объектом утраты
.
Пациенты могут слышать его шаги
,
обращающийся к ним
голос
.
Подобные обманы восприятия обычно наблюдаются в форме иллюзий
,
гипнагогических
(
при
засыпании
)
и гипнопомпических
(
при пробуждении
)
галлюцинаций
.
Данная стадия может протекать в двух вариантах
:
тревожном и оппозиционном
;
между ними
наблюдаются взаимные переходы
.
Тревожный вариант
—
пациенты озабочены своим положением
,
ухудшившимся в результате
смерти значимого другого
.
Они обеспокоены тем
,
что без него не справятся с возникшими
трудностями
,
склонны преувеличивать их тяжесть
,
а также возможности умершего
,
и одновременно
преуменьшать возможности свои и окружающих
.
Многие пациенты с тревогой обнаруживают у себя
проявления болезни
,
от которой умер близкий
,
и опасаются по поводу своих болезненных ощущений и
переживаний
.
Оппозиционный вариант
—
особенно выражен в случаях смерти человека
,
который
,
одновременно с любовью
,
вызывал у пациента и чувство враждебности
,
подавляемое из-за
выраженной психологической зависимости или особенностей воспитания
.
Пациент напряжен
,
раздражителен
,
обидчив
,
придирчив
,
ворчлив
.
В смерти партнера он обвиняет врачей
,
родственников
,
иногда готовится каким-либо образом наказать их
.
В редких случаях пациенты критикуют самого
умершего
,
высказывают в его адрес запоздалые обиды и упреки
.
Личностный смысл реакции на описанной стадии при ее тревожном варианте заключается в
поиске утраченного лица в качестве защитника
.
При оппозиционном варианте скорбящий испытывает
потребность отреагировать подавляемые ранее враждебные чувства к умершему и ищет для этого
объект идентификации с ним
.
Используется такая примитивная личностная защита
,
как вера в чудо
,
благодаря которой сохраняется иллюзорная надежда каким
-
то образом вернуть умершего
.
Иногда близкие пациента или неопытные профессионалы дают ему ошибочные рекомендации
избегать всего
,
что напоминает о покойном
:
спрятать его вещи и фотографии
,
сменить интерьер и даже
место жительства
.
Ошибкой является также попытка взывать к моральным установкам пациента с
целью прекратить враждебные выпады против покойного или людей
,
пытавшихся его спасти
.
Даже
стремление защитить пациента от самоупреков может привести к переносу агрессии на
психотерапевта и отказу пользоваться его помощью
.
В таких случаях временным выходом может стать
привлечение посредника из ближайшего окружения пациента
,
который бы взял на себя роль
проводника влияния психотерапевта
.
Необходимо тщательно выслушать как тревожные
,
так и агрессивные высказывания пациента
,
что способствует их отреагированию и разрядке подавленного негативного аффекта
.
Содержание
враждебных высказываний не оспаривается и не подкрепляется
.
Первое необходимо для того
,
чтобы
избежать конфронтации и сохранить терапевтический контакт
,
второе
—
для того
,
чтобы не повысить
уровень агрессии
,
что чревато переходом в ауто-агрессивное
,
суицидальное поведение
.
После
уменьшения в результате отреагирования тревоги следует авторитетно заявить
,
что беспокойство
пациента по поводу своего состояния связано с отсутствием у него информации о психогенных
нарушениях функций и предоставить ему такую информацию
.
Человека
,
продолжающего общаться с воображаемым образом покойного
,
не стоит грубо
разубеждать в иллюзорности его переживаний
—
пусть разлука будет постепенной
.
При наличии
опасений
,
связанных с обманами восприятия
,
необходимо обратить внимание пациента на его
способность контролировать свои симптомы
,
а также разъяснить
,
что болезненный аффект и
связанные с ним образные переживания имеют тенденцию к обратному развитию после достижения
своего пика
.
Если такой пик еще не наступил
,
с согласия пациента проводится сеанс гипноза
,
в
котором внушается образ значимого другого
,
который прощается с пациентом и обещает больше его
не беспокоить
.
Поскольку образ умершего доминирует в психической жизни пациента
,
он легко
оживляется уже на
I
стадии гипноза
.
Сеанс заканчивается мотивированным внушением пациенту
мысли о том
,
что покойный любил пациента и только радовался бы тому
,
что тот будет жить
счастливой полноценной жизнью
.
Полезно также обратить внимание пациента на то
,
что он может теперь
,
как и во время сеанса
,
так и после него
,
самостоятельно вызывать образ умершего в воображении и прекращать его
переживание по собственному желанию
.
Такое установление психического самоконтроля
,
хотя бы и в
результате суггестии
,
способствует ликвидации тревожных ожиданий пациента
.
5
этап
—
отчаяние
.
Развивается на
3-6
неделе течения реакции
.
Это период максимальных душевных
мук
,
отражающихся на лице пациента в виде маски застывшего страдания
.
Возникают приступы
панического страха или необъяснимого плача
,
наблюдаются резкие смены настроения
,
повышенная
психическая истощаемость
,
невозможность сосредоточиться и вспомнить что-либо
,
ослабление
мотивации
.
Пациенты жалуются на чувство пустоты и бессмысленности жизни
,
страх и тревогу
,
высказывают мысли об одиночестве и беспомощности
,
собственной вине
,
малоценности
,
а также
выражают отчаяние по поводу невозможности примириться с утратой
.
На высоте самобичевания и
переживания утраты смысла жизни возможно появление суицидальных мыслей как самонаказания или
возможности соединиться с умершим
.
Наблюдается также склонность причинять себе боль
:
пациенты
просят назначить им инъекции и другие болезненные способы лечения
,
готовы участвовать в
различных медицинских и психологических экспериментах
,
настаивают на радикальной перестройке
их личности
.
Объект утраты идеализируется
,
а окружающие
,
напротив
,
подвергаются критике
.
Отношения с ними становятся формальными
,
пациенты проявляют раздражительность
,
уединяются
,
отказываются от контактов
.
Максимально выражены соматические расстройства
:
затрудненное дыхание
,
мышечная
слабость
,
тремор
,
ощущение резкой усталости даже при отсутствии физической активности
,
ощущение
пустоты в желудке
,
стеснения в груди
,
кома в горле
,
повышенная чувствительность к запахам
.
Отмечается снижение или необычное усиление аппетита
,
сексуальные дисфункции
,
нарушения сна
.
На
высоте переживаний возникает загрудинная боль
(
психалгия
),
сопровождаемая выраженным
беспокойством
.
Психотерапевт должен учитывать
,
что в данной фазе реакции пациент прощается не только со
значимым другим
,
но и с теми актуальными потребностями собственной личности
,
которые не успели
удовлетвориться в связи с уходом значимого другого из жизни
.
Это могут быть незавершенные
совместные дела
,
невыполненные обещания
,
непрощенные обиды
...
Все это остается в виде
мучительных вопросов без ответов
,
целей
,
которые невозможно достичь
,
средств
,
которые теперь
стали ненужными
.
Задачи психотерапевта на данном этапе в первую очередь состоят в том
,
чтобы рассмотреть с
пациентом и найти в его жизни возможности для удовлетворения фрустрированных потребностей
.
Указанная задача решается в ходе проблемно-ориентированной терапии и способствует перестройке
когнитивной сферы пациента
.
После этого удается перейти к следующему психотерапевтическому
приему
.
Пациент погружается в грезоподобные воспоминания
,
связанные с ушедшим из жизни
.
Поощряется тенденция к
«
приукрашиванию
» —
эстетизации и идеализации образа умершего в памяти
.
В результате он занимает важное место в когнитивной сфере личности пациента
—
например
,
как
символ доброты
,
душевной красоты
,
верности и благородства
.
Таким образом
,
происходит
конструктивное разделение личности на активно действующую в реальном мире и ушедшую из нее
часть личности
,
которая погружается во внутренний мир пациента
,
в его память в виде идеала
,
что
приводит к гармонизации личности и ее росту
.
6
этап
—
с элементами демобилизации
.
Наступает в случае неразрешения этапа отчаяния
.
Наблюдается ограничение контактов или отказ от них
,
а также частичный отказ от деятельности
,
которая оказалась возможной лишь по инициативе партнера и в постоянном сотрудничестве с ним
.
Пациенты жалуются на физическую слабость
,
повышенную утомляемость
,
снижение аппетита и
работоспособности
,
чувство беспомощности
,
безнадежности
,
одиночества
,
ненужности
.
Повышается
раздражительность
,
обидчивость
,
вспыльчивость
,
снижается терпимость в отношении фрустрации
.
Из
-
за снижения иммунитета часты заболевания простудного и инфекционного характера
.
Такие пациенты обычно отказываются от индивидуальной психотерапии
,
они пассивно
,
формально участвуют в беседе с врачом
.
Более эффективным является включение их в кризисную
группу
,
где более опытные участники ободряют их своим опытом преодоления болезненных эмоций
,
создавая тем самым оптимистическую лечебную перспективу и способствуя
,
наконец
,
завершению
процесса переживания горя
.
Следует лишь учесть
,
что для облегчения идентификации и повышения
терапевтической активности необходимо вводить в кризисную группу одновременно два таких
пациента
.
В то же время включение в группу более двух пациентов
,
находящихся в подобном
состоянии
,
может серьезно охладить рабочую атмосферу группы и тем самым снизить ее
эффективность
.
7
этап
—
разрешение
.
Может продолжаться несколько недель
.
Восстанавливается докризисное
состояние
,
наступает примирение с жизнью без значимого другого
,
поскольку он живет теперь
«
в
сердце
» —
в памяти индивида
.
Подобное состояние А
.
Пушкин выразил всего тремя словами
: «
Печаль
моя светла
».
Обычно на сороковой день траура
,
особенно если горе человека разделяют его близкие
,
боль утраты смягчается
.
Иногда этого не происходит
—
возможно
,
из-за неосознанного желания
показать ушедшему из жизни свою любовь
.
В таком случае можно указать на то
,
что любимый человек
не хотел бы вечных страданий близких и сам бы жестоко страдал при виде этих мучений
.
Скорее он
хотел бы
,
чтобы оставшиеся в живых полнее прожили свою жизнь
—
и за себя
,
и за него
.
Свою любовь
к нему лучше проявить конструктивно
:
завершить его незаконченные дела
.
8
этап
—
рецидивирующий
.
Длится до двух лет
.
Наблюдаются эпизоды болезненных переживаний
,
приуроченных к определенным датам
:
день рождения или Новый Год впервые без умершего
.
Актуализация конфликта может наступить и под влиянием событий типа
«
обидели
,
а пожаловаться
некому
»,
или
«
такой успех
,
а некому мной гордиться
».
Наблюдающиеся в подобных ситуациях приступы горя могут быть такими же острыми
,
как и
непосредственно после утраты
.
Более того
,
на фоне благополучного существования
,
в отсутствие
мобилизации адаптационных механизмов негативные переживания могут застать личность врасплох
.
Субъективно они переносятся зачастую еще более болезненно и могут стать малопонятной для
окружающих причиной попытки самоубийства
.
Поэтому очень важно продолжать поддерживающую
психотерапию лиц
,
тяжело и долго переживающих утрату значимого другого
,
как минимум
,
на
протяжении года
,
причем частые короткие встречи с пациентом предпочтительнее редких и
длительных
.
Большую роль в такой поддержке играет посткризисная группа
,
работающая по принципу
Клуба бывших пациентов и помогающая своим членам пережить самое тяжелое для них время в
жизни
.
Необходимо также мобилизовать для оказания психологической поддержки скорбящего членов