Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 4900
Скачиваний: 42
последующими упреками в свой адрес
.
В процессе терапии пациент осознает
,
что имеет право высказывать свои желания без страха
отвержения
,
начинает относиться к выражениям неудовлетворенности
,
критики и гнева как к
нормальному компоненту долгосрочных отношений
,
а не как к сигналу разрыва
.
В ряде случаев имеет
смысл
«
прорепетировать
»
конструктивное разрешение скрытого межличностного конфликта
.
У
пациентов с конформной акцентуацией характера
—
строгих
,
бескомпромиссных
,
упрямых
,
требовательных и морализующих
—
часто наблюдаются нереалистические установки в
коммуникативной сфере
.
Они считают
,
что заставляют других делать только то
,
что
«
любой посчитал
бы правильным
».
При разочаровании в партнере испытывают обиду и гнев
.
На стадии влюбленности
они могут не замечать
«
слабостей
»
партнера или ожидать его
«
исправления
»
в будущем
.
Затем
начинают критиковать его
,
придираться
,
обвинять в упрямстве
.
Такие пациенты верят в абсолютные
стандарты
«
правильного
»
и
«
неправильного
»,
нетерпимы к иным взглядам
.
Они не могут и не
собираются приспособиться к партнеру
,
а требуют этого от него
,
обвиняют его в разрыве
: «
Лучше
одиночество
,
чем мириться с недостатками партнера
».
Задачей терапевта является показать
,
что
«абсолютные
»
стандарты очень редко совпадают
,
каждый человек имеет право жить по-своему
.
Терпимое отношение и принятие точки зрения других людей выгоднее
,
чем постоянная
требовательность
,
которая как раз и приводит к разрушению отношений и одиночеству
.
Принятие
некоторых особенностей партнеров
,
которые пациент расценивает как недостатки
, —
разумная цена
,
которую можно заплатить
,
чтобы достичь близости и сохранить хорошие отношения
.
©Холостяк
—
незавершенное существо
,
он схож с половинкой ножниц
.
Бенджамин Франклин
Психогенная депрессия
Психогенная депрессия развивается в ситуации утраты жизненно важной для данной личности
ценности
.
Имеет значение личностный преморбид
:
обычно обнаруживается акцентуация по
сенситивному
,
астеническому
,
психастеническому и лабильно-истероидному типу
.
Определенную
роль играет также соматическое состояние
:
эндокринная перестройка
,
астенизация вследствие
перенесенной болезни
,
переутомления
,
длительно существующей конфликтной ситуации
.
Суицидальный риск при реактивной депрессии выше
,
чем в общей популяции
,
в
80-100
раз
.
Суицидоопасные психогенные депрессии вызываются выраженными психотравмирующими
ситуациями
,
которые отражаются в содержании депрессии и определяют психологические
переживания больного
.
Редукция болезненной симптоматики происходит по мере разрешения
психической травмы или ее преодоления
.
Клиническая картина характеризуется депрессивными
расстройствами
,
не доходящими в своем развитии до психотического уровня
.
Психогенная депрессия
проявляется тоской
,
тревогой
,
апатией
,
ассоциативной и двигательной заторможенностью
,
беспокойством
,
понижением самооценки
,
негативной оценкой прошлого
,
настоящего и будущего
,
вегетативными расстройствами
.
От дистимии указанные расстройства отличаются большей глубиной аффектов
,
меньшей
выраженностью вегетативного компонента депрессии
,
отсутствием
,
как правило
,
преморбидных
невротических черт личности
.
При психогенной депрессии гораздо больше выражен суицидальный
риск
,
в то же время суицидальное поведение не обусловлено витальным изменением аффекта
,
не
вытекает прямо из глубины депрессивных расстройств
.
Содержание переживаний отражает
психотравмирующую ситуацию
.
Вызывающим событием служит сочетание психотравмирующих
факторов или массированное Длительное воздействие
,
приводящее к изменению или вызывающее
угрозу изменения жизненного стереотипа
.
У большинства пациентов наблюдается комбинация
межличностного конфликта с дезадаптацией в учебно-профессиональной
,
административно-правовой
и коммунально-бытовой сферах
.
Характерно
,
что при меньшей выраженности психотравмирующих факторов у пациентов можно
выявить такие астенизирующие факторы
,
как переутомление
,
острые инфекции
,
хронические
заболевания
,
прерывание беременности или климакс
,
экзогенные вредности в анамнезе
,
а также
перенесенные в прошлом психогении
,
сенсибилизирующие индивида в кризисной ситуации
.
Для
воспитания пациентов характерны гиперопека
,
антагонистические тенденции и повышенные
моральные требования со стороны воспитателей
.
У большинства пациентов выявляется акцентуация
характера
,
которая накладывает выраженный отпечаток на форму реакции
.
У многих больных наблюдаются суицидные попытки
,
основными мотивами которых являются
:
избежание
,
призыв
,
протест
,
самонаказание
;
наиболее частый способ самоубийства
—
самоотравление
.
Постсуицид обычно некритический
,
чаще всего наблюдаются суицидально-фиксированный и
манипулятивный типы постсуицида
,
что связано с выраженными астеническими проявлениями в
постсуицидальном периоде
,
а также с типом акцентуации характера
.
У ряда больных выявляются
суицидные попытки в анамнезе
.
По течению различаются острая и отставленная психогенная депрессия
.
При остром течении
пресуицид длится в среднем две недели
,
постсуицид
—
три недели
.
При отставленной психогенной
депрессии средняя продолжительность пресуицидального периода составляет
3
недели
,
а постсуицид
принимает затяжной характер и длится в среднем
7
недель
,
причем после исчезновения суицидальных
тенденций на протяжении двух-трех месяцев отмечаются выраженные астенические расстройства
.
Наблюдаются две формы психогенной депрессии
:
тревожно-тоскливая и истерическая
.
Тревожно-тоскливая форма депрессии развивается у пациентов с выраженными психастеническими и
сенситивными чертами характера
,
особенно у акцентуантов
.
Обостряются свойственные и ранее
больным проявления тревожной мнительности
,
чрезмерная ранимость
,
застенчивость
,
недовольство
собой
,
склонность к самоупрекам
.
Характерна фиксация на утрате
;
при этом тревожность сочетается с
внутренним напряжением
,
беспокойством за свою судьбу и судьбу близких
.
Больные высказывают
опасения
,
что в таком состоянии не справятся с предстоящими жизненными трудностями и
«
станут
обременять близких
».
Они жалуются на тоску и интеллектуальную заторможенность
,
снижение
умственной работоспособности
,
высказывают идеи собственной малоценности
,
пессимистически
оценивают свое прошлое
,
настоящее и будущее
.
У больных падает интерес к общению
,
появляется
безразличие к окружающему и к жизни в целом
.
На высоте аффекта у них возникает двигательное
беспокойство
,
актуализируются аутоагрессивные тенденции
.
Самоубийство воспринимается больными как единственный выход из мучительной ситуации
.
Они тщательно продумывают и подготавливают суицидальный акт
;
в ряде случаев для того
,
чтобы
подготовить окружающих
,
намекают о своем предстоящем расставании с жизнью
.
Для самоубийства
используются большие дозы психотропных средств
,
барбитуратов
,
глубокие вскрытия вен
.
В раннем
постсуициде сохраняется депрессивная симптома
-|"
тика и суицидальные мысли
,
хотя активность их
снижается
.
Истерическая форма психогенной депрессии отличается острым началом
,
капризно
-
раздражительным оттенком настроения
,
яркостью и выразительностью высказываний
.
Наблюдаются
функциональные соматовегетативные и легкие конверсионные расстройства
,
ухудшаются аппетит и
сон
.
Работоспособность снижается
:
больные с усилием справляются с неотложными делами
,
испытывая затем выраженную усталость
.
Сужается круг интересов из-за фиксации на своих
переживаниях
.
Пациентам свойственны эгоцентрические проявления
,
завышенный уровень
притязаний
,
тенденция к обвинению других
, I
фантазированию
.
В поведении отмечаются черты
демонстративности
,
склонность к аффективному самовзвинчиванию
,
как бы подстегивающему и без
того свойственную этим больным подвижность эмоциональных и вегетативных процессов
.
В то же
время
,
несмотря на подобный истерический фасад
,
ауто-агрессивные тенденции в большинстве
случаях являются истинными
,
суицидальный риск достаточно высок
.
Суицидальные тенденции нередко используются вначале для улучшения ситуации
;
безуспешность подобного поведения может приводить к импульсивным суицидальным попыткам по
механизму
«
последней капли
».
Мотивацией подобных попыток обычно является
«
призыв о помощи
»
или
«
протест против несправедливости
».
В постсуициде аутоагрессивные мысли быстро исчезают
,
несмотря на сохраняющуюся актуальность психотравмирующей ситуации и астено-депрессивную
симптоматику
.
Отставленная психогенная депрессия развивается спустя какое-то
,
иногда довольно
значительное время после вызывающего события
.
Все это время личность пытается справиться с
переживаниями
,
но это ей не удается
,
и постепенно начинают нарастать астено-депрессивные
расстройства
,
отличающиеся фрагментарностью и рудиментарностью симптоматики
.
На фоне
дистимии наблюдаются слезливость
,
бессонница
,
повышенная утомляемость
,
вялость
,
чувство
бессилия
.
У больных возникает чувство
«
усталости от жизни
»,
убеждение
,
что они
«
сломлены
»,
обречены влачить жалкое существование
.
После этого у них быстро формируются суицидальные
замыслы
,
они тщательно подготавливают самоубийство
,
совершают его в одиночестве
,
обычно
оставляют предсмертную записку
.
Если случайно их удается спасти
,
они обычно повторяют
суицидальную попытку
.
Отставленная психогенная Депрессия имеет тенденцию к хроническому
течению
.
РЕАКЦИЯ ГОРЯ
Дай горю речь
.
Иль сердце оплетет
,
Страданьем начинит и разорвет
.
В
.
Шекспир
. «
Макбет
»
Реакция горя является самым частым вариантом психогенной депрессии
.
Она возникает в связи
со следующими необратимыми утратами
:
1)
потеря любимого человека в результате его смерти
,
разлуки
,
развода или заключения в
тюрьму
;
2)
утрата собственности
,
работы
,
социального статуса
;
3)
утрата предполагаемого объекта любви
(
отказ от брака предполагаемого супруга
,
рождение
мертвого или неполноценного ребенка
);
4)
потеря здоровья
.
3.
Фрейд еще
1895
г
.
в
«
Исследованиях истерии
»
на примере пациентки
,
находящейся в трауре
,
показал
,
что горе
,
в отличие от меланхолии
,
не охватывает всю жизнедеятельность человека
.
В
хронологическом порядке он вспоминает сцены болезни и смерти близкого
,
оплакивает его
,
продолжая выполнять свою обычную работу
.
В работе
«
Печаль и меланхолия
»
Фрейд указывает на
сохранение проверки реальности при переживании траура
: «
По поводу каждого отдельного
воспоминания и ожидания
,
в котором проявляется привязанность либидо к потерянному объекту
,
реальность выносит свой приговор
,
что объект этот больше не существует
,
и
«
Я
»,
как бы поставленное
перед вопросом
—
хочет ли оно разделить ту же участь
? —
всей суммой нарциссических
удовлетворений
,
благодаря сохранению своей жизни
,
вынуждено согласиться на то
,
чтобы разорвать
свою связь с погибшим объектом
» (
Фрейд
, 2001,
с
. 266).
Фрейд задается вопросом
,
который оставляет без ответа
: «
почему эта компромиссная работа
требования реальности
,
проведенная на всех этих отдельных воспоминаниях и ожиданиях
,
сопровождается такой исключительной душевной болью
?»
Ф.Е
.
Василюк
(1991)
высказывает
предположение
,
что боль утраты связана не только с разрывом интимной психологической связи
,
соединяющей человека с умершим
,
но и с муками творчества
.
Речь идет о мучительном акте рождения
новой субличности
—
двойника скорбящего
,
который соединяет его и образ близкого человека в
памяти
,
оставляя остальную личность способной к установлению новых высокозначимых отношений
.
При этом интериоризированный образ умершего приукрашивается с идеализацией его прижизненных
достоинств
,
что обогащает сферу идеалов скорбящего
.
Мелани Кляйн
(1940),
пережившая смерть матери
,
описывает появление
«
двойника
» —
яркого
,
нередко устрашающего внутреннего образа
,
возмещающего недостающий реальный объект утраты
.
Кляйн указывает
,
что подобные потери воскрешают депрессивную и параноидно-шизоидную
позицию
,
как будто все хорошие объекты исчезли
,
и к власти пришли плохие объекты
,
мстительные и
преследующие
.
Ее пациентка
,
переживающая горе
,
чувствовала
,
наряду со скорбью и болью
,
воскрешение своего раннего страха быть ограбленной злой и мстительной матерью
.
Кляйн отмечает
также волнообразный характер процесса скорби
,
когда страдания и мука сменяются фазами
приподнятого настроения
.
Скорбящий то восстанавливает утраченный объект
,
то с чувством
ненависти и триумфа изгоняет его
,
пока с помощью его интернализации не возродит
,
казалось бы
,
разрушенный внутренний мир
.
Э
.
Хааз
(2000)
предполагает
,
что смена боли утраты другими
настроениями не дает траурным страданиям перерасти в муки меланхолии
,
при которой происходит
идентификация с объектом
,
и тогда совпадают потеря объекта и потеря себя для него
.
В
.
Тэхкэ описывает процесс утраты объекта ребенком как процесс интернализации
,
в которой
выделяет три формы
:
интроекцию
,
идентификацию и образование воспоминаний
. «
Интроекция
создает иллюзию присутствия объекта
,
когда он все еще является необходимым предварительным
условием для субъективного психологического существования ребенка
.
Идентификация
,
со своей
стороны
,
заменяет объекты структурами Собственного Я
,
делающими возможным появление
индивидуального информативного представления об объекте
,
которое может быть свободно
использовано в фантазии
,
и тогда с отсутствием объекта можно активно управляться и переносить его
.
И
,
наконец
,
образование воспоминания становится возможным
,
когда потерянные объекты более не
являются главными
,
связанными с развитием объектами
,
и их потеря
,
следовательно
,
может быть
терпима
,
и представления о них могут храниться теперь в качестве представления из
прошлого
» (
Тэхкэ
, 2001,
с
. 169).
Важным признаком успешной проработки потери объекта
,
по
наблюдениям автора
,
становятся сны субъекта
,
в которых утраченный объект постепенно теряет свою
витальность и часто появляется в качестве умирающего или мертвого
.
Тэхкэ обращает внимание на тот немаловажный факт
,
что потеря главного объекта любви
обычно сочетается с дополнительными объектными утратами
.
В частности
,
потеря супруга
,
как
правило
,
влечет за собой потерю определенных друзей и родственников
.
Если для них данная пара
бессознательно представляла эдиповы объекты
,
то покойный обычно идеализируется
,
а выживший
становится объектом агрессии
,
которая усиливается
,
когда выживший находит новый объект любви
,
как бы предавая и потерянного партнера
,
и его друзей и родственников
.
Фройланд и Гозман
(1977)
описывают стадии переживания утраты близкого человека при
разводе
(
см
.
Кочюнас
, 1999).
1.
Стадия отрицания
:
отрицается значение случившегося
,
разрушенный брак обесценивается
.
2.
Стадия озлобленности
:
мысли о супруге вызывают злобу
,
против него нередко настраивают
детей
.
3.
Стадия переговоров
:
попытки восстановить отношения с помощью манипуляций
(
сексуальные
отношения
,
беременность
,
давление со стороны окружающих
).
4.
Стадия депрессии
:
понижается самооценка и настроение
,
возникает чувство отвержения
,
а
также недоверие к людям
,
опасение заводить новые интимные отношения
.
5.
Стадия адаптации
:
развиваются навыки преодолевать одиночество
,
решать материально
-
бытовые
,
родительские и сексуальные проблемы в новых условиях
.
Как отмечает С
.
Гроф
(1996),
процесс кончины и смерть могут стать событием
,
наполненным
глубоким смыслом для всех
,
кто с этим связан
.
Оно может привести к ощущению соприкосновения с
Вечностью
,
которой подчинено все живое
,
и это смягчает неизбежное чувство вины у оставшихся в
живых
(«
Все там будем
»).
Сострадание умирающему человеку может повлиять на их представление о
смерти
,
помогает им сформировать образ собственной смерти и подготовиться к ней
.
При этом у
верующих людей скорбь облегчается надеждой на возможность соединения с любимым человеком в
загробной жизни
.
Н.В
.
Хамитов
(2001)
справедливо утверждает
,
что
«
мужчины тяжелее переносят утрату жены
;
женщины гораздо проще могут прийти в себя после смерти мужа
—
для того
,
чтобы жить во имя
детей
.
И великодушная природа сделала так
,
что феномен вдовца значительно более редок
,
чем
феномен вдовы
.
Вероятно
,
это является дополнительным объяснением того
,
что во многих культурах
ношение траура по умершему супругу обязательно только для женщины
.
Как ни странно это звучит
,
но женщине привычно стать вдовой
—
такова логика развития вида
homo sapiens,
где мужчины в
среднем живут меньше женщин
.
Бытие женщины включает в себя мысль о вдовстве и
бессознательную готовность к нему
,
бытие мужчины отгоняет эту мысль и готовность
.
Женщина
гораздо проще мужчины смиряется с вдовством
,
соблюдая все его ритуалы
,
налагаемые родом
.
Вдовство мужчины находится по ту сторону разума
,
вдовство женщины рационально
.
Одиночество
вдовца трагически уникально
,
одиночество вдовы
—
это одиночество общности вдов
.
Дети никогда до
конца не заменят вдовцу их матери
,
вдова находит в заботе о детях не только замену
,
но и завершение
жизни с мужчиной
.
Она находит материю мужа в детях и успокаивается
».
Горе от потери ребенка переживается острее
,
чем потеря спутника жизни
.
Родители в этом
случае чувствуют себя обманутыми судьбой
,
лишенными не только каких-то надежд
,
но и права жить
дальше
.
Они могут переключить внимание на других детей или внуков
,
горе может сблизить их
,
однако оно может и разлучить их
,
а то и подтолкнуть к самоубийству
.
Многие скорбящие
,
чтобы справиться со своим горем
,
используют следующие формы защитного
поведения
:
поиск
«
козла отпущения
»,
непрекращающийся траур
,
роль искупающего вину
,
самоограничение
,
частая смена работы и партнеров
,
соматическая болезнь
,
суицид
.
Частота суицидов среди близких самоубийц по некоторым данным в три раза выше средних
цифр
.
К
.
Лукас и Г
.
Сейден
(2000)
описывают специфику реакции на самоубийство близкого человека
.
Первая волна эмоций включает шок
,
отрицание
,
беспомощность и обвинение
.
Затем приходит чувство
гнева на самоубийцу
,
сопровождающееся чувством брошенности и вины
.
Возникают также
самообвинения по поводу собственной ответственности за его поступок
.
Может появиться облегчение
,
что исчезла раздражающая настоятельная необходимость в заботе или контроле за близким
.
Во время
второй волны эмоций близкие испытывают также стыд перед окружающими и страх снова испытать
что-либо подобное
—
например
,
пережить в будущем самоубийство детей
.
Во время третьей волны
эмоций близкие самоубийц часто испытывают депрессию со снижением самооценки
.
Четвертая волна
эмоций включает широкий спектр психологических и психосоматических проблем
,
включая
склонность к суициду
.
Руководитель крупнейшей психиатрической клиники США В
.
Меннин-гер описывает
переживания врача после самоубийства его пациента
.
Вначале его тяготило острое чувство вины
,
затем постепенно стала нарастать неприязнь к пациенту за совершенное самоубийство
.
Озлобленность
в свою очередь усиливала вину
.
Покончивший с собой пациент не выходил из головы
,
его черты
виделись у большинства встреченных людей
.
Мучило чувство стыда перед коллегами
,
была большая
потребность рассказывать им о своей последней беседе с пациентом и выражать сожаление
,
что не
заметил признаков надвигающегося самоубийства
.
Самой большой поддержкой для этого врача был
сочувствующий слушатель
.
Автор дает следующие рекомендации в работе с потенциальными самоубийцами и при суициде
пациента
.
1.
Мировоззренческие установки
:
-
специалист не может нести ответственность за то
,
что говорит и делает пациент вне стен
терапевтического кабинета
;
-
самоубийство иногда происходит вопреки заботливому отношению
;
-
нельзя предотвратить самоубийство
,
если пациент действительно принял решение
.
2.
Тактика при консультировании пациентов с суицидными намерениями
:
-
необходима бдительность и готовность к неудаче
;
-
в рискованных случаях обязательно консультируйтесь с коллегами
;
-
необходимо обсудить с коллегами возможность самоубийства пациента как возможный вариант
его выхода из кризиса
.
Следует помнить
,
что роль консультанта состоит в том
,
чтобы предостеречь пациента от
самоубийства и помочь ему найти другие способы разрешения проблем
.
3.
Как реагировать на самоубийство пациента
:
-
исходите из того
,
что самоубийство всем причиняет боль
;
-
вы приобретаете потрясающий опыт
;
-
не удивляйтесь подавленному настроению
,
чувствам вины и злобы
.
4.
Преодоление последствий самоубийства пациента
:
-
скорбь
—
естественная реакция
,
и все переживают одинаково
;
-
говорите и переживайте
,
но без излишнего самообвинения
;
-
позвольте себе выговориться с коллегами
,
друзьями
,
в семье
;
-
помните годовщину горестного происшествия
,
чтобы не оказаться застигнутыми врасплох
.
Еще Э
.
Линдеманн в
1944
г
.
в работе
«
Клиника острого горя
»
описал случаи предвосхищающей
реакции горя на возможную гибель близкого человека
.
По мнению автора
,
предварительная работа
горя предохраняет от более тяжелого страдания при получении внезапного известия об утрате
.
В то же
время восстановление прежних эмоциональных отношений с преждевременно оплаканным
,
но
оставшимся в живых человеком оказывается затруднительным
.
Ю
.
Власова и А
.
Щербаков
(2001)
анализируют предварительную реакцию горя у родственников ВИЧ-инфицированных наркоманов и
выделяют следующие ее типичные проявления
.
1.
Направленные внутрь
:
-
одеревенение чувств
,
проявляющееся как эмоциональное обеднение
;
-
озабоченность темой смерти и похорон
;
-
кошмарные сновидения про бездну
,
тьму и больного в виде умершего
;
-
соматические страдания в рамках субдепрессии
;
-
фригидность
,
снижение потенции
.
2.
Направленные вовне
:
-
избегание коммуникации с больным на всех уровнях
,
сокращение контактов до минимально
необходимого в плане быта
;
-
отказ больному под разными предлогами в материальной поддержке
;
-
табуирование темы СПИДа и отказ от контактов с психологом и врачом больного
,
даже если
ранее подобный контакт активно поддерживался
;
-
уход в замкнутые религиозные сообщества
,
где
«
острая тема
»
также утаивается
,
чтобы
сочувствие окружающих не
«
прорвало
»
относительно контейнированное горе
;
-
активная помощь тем
,
у кого умерли близкие
,
например
,
обмывание покойника
—
частичное
отреагирование собственного горя
, «
репетиция
»
похорон
,
расчет на чужую помощь в будущем
;