Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 4905
Скачиваний: 42
определенным образом коррелируют с типами акцентуации характера
.
Астенический тип развивается преимущественно у молодых людей с астенической и
сенситивной акцентуациями характера в ситуациях любовных или детско-родительских конфликтов
.
Пациент занимает
,
как правило
,
пассивную позицию
,
готов принять любое поведение значимого ЗД
,
лишь бы тот не оставлял его
.
Он обращается к ЗД с мольбой о сочувствии и помощи
,
обвиняет себя
,
обещает полную покорность во всем
.
На первое место выступают жалобы астенического характера
:
повышенная утомляемость
,
мышечная слабость
,
сонливость
,
головокружение
.
В отличие от реакции демобилизации наблюдаются
субдепрессивные расстройства
:
пониженный фон настроения
,
чувство печали
,
снижение аппетита
,
полового влечения
,
снижение интереса к жизни
,
утрата ее смысла
,
антивитальные переживания типа
«заснуть бы и не проснуться
».
Пациенты пессимистически оценивают свои возможности по
самостоятельному выходу из кризиса и свое будущее
.
Просят оставить их в покое
,
не тратить на них
время
,
поскольку им все равно ничем нельзя помочь
.
В стационар они поступают
,
как правило
,
по инициативе родственников
,
собственной
активности не проявляют
,
в беседе с врачом пассивны
,
раскрываются неохотно
,
малословны
.
Они
отказываются от участия в семейной и групповой терапии
,
предпочитают аутотренинг и гипноз
.
Пациенты обычно просят назначить им большие дозы транквилизаторов
,
чтобы
«
отключиться
»
от
реальности
.
Они залеживаются в постели
,
не следят за своим внешним видом
,
не участвуют в жизни
отделения
,
ссылаясь на бессилие и апатию
.
Аутоагрессивные переживания проявляются в форме самоупреков
,
взятия на себя всей
ответственности за происшедший конфликт
.
Ретроспективный анализ своего поведения приводит
пациентов к однобокому выпячиванию своей вины перед ЗД в тех или иных вопросах
,
собственные
поступки выстраиваются в линию
,
которая якобы неотвратимо должна была привести к конфликту
.
Угрызения совести способствуют формированию вывода о необходимости искупить свою вину
: «
Раз я
испортила жизнь любимому человеку
,
значит
,
я не заслуживаю жить
».
Следствием подобного
самоосуждения является
«
смертный приговор
»,
как вполне заслуженное наказание и единственно
возможное искупление вины
.
Суицидальные попытки обычно возникают на пике астено-субдепрессивного состояния и
связаны с общей тенденцией к уходу от страданий
,
которые представляются непосильными и потому
непереносимыми
.
Антисуицидальным фактором служит лишь едва теплящаяся
,
часто исчезающая
надежда на улучшение ситуации
.
Суицидальный риск наиболее высокий в описываемой группе
состояний
.
Суицидальные попытки
,
как правило
,
совершаются с помощью большой дозы
сильнодействующих препаратов с усыпляющим действием
.
Постсуицид чаще всего некритический
.
Пациенты сожалеют
,
что их спасли
,
открыто заявляют
,
что все равно жить не будут и повторят
попытку более надежным способом
,
как только для этого появятся силы
.
Течение постсуицидального
периода отличается стойким
,
затяжным характером
,
длительно сохраняется астеновегетативная
симптоматика
.
Общая продолжительность астенического типа реакции наибольшая среди
описываемого класса состояний и может достигать шести месяцев
.
В качестве терапевтической мишени используется тенденция пациентов данной группы
—
как
правило
,
лиц молодого возраста
—
к уходу и аскетизму как типологической защите от сексуального
влечения
.
Указанная форма защиты в процессе проведения групповой кризисной терапии заменяется
сублимацией с установлением дружеских взаимоотношений с лицами противоположного пола
,
что
является более приемлемым для личности по сравнению с полным отказом от общения
.
На
последующих этапах лечения в ходе ролевого тренинга оживляются или вновь усваиваются навыки
полоролевого поведения
,
позволяющие пациенту переводить дружеские отношения в любовные
.
Истерический тип свойственен лицам с истерической акцентуацией характера
,
отличается
манипулятивной позицией пациента в конфликте
,
когда он легко переходит от самообвинений к
упрекам
,
от сцен с разрушительными действиями к обещаниям и мольбе
,
от попыток примирения и
сексуальной близости к унизительным сценам ревности
,
от угроз в адрес партнера к суицидальному
шантажу
.
Подобным образом ведут себя пациенты и в стационаре
.
Они жалуются врачу на
необыкновенные страдания
,
в то же время стремятся подчеркнуть свои необычайно привлекательные
качества
:
внешние
,
деловые
,
моральные
,
психологические
.
Они стремятся любыми
средствами
вызвать у окружающих
,
в том числе и у врача
,
интерес к себе
,
глубокое сочувствие
,
восхищение
,
а
зачастую
—
и сексуальное влечение
.
На высоте переживаний у пациентов наблюдается конверсионная симптоматика
,
чаще
—
в виде
неудержимых рыданий
,
рвоты
,
заикания
,
астазии-абазии
(
невозможности стоять и ходить
)
и т
.
п
.
В
единичных случаях при засыпании отмечаются галлюцинации
,
отражающие содержание
травмирующих переживаний и сопровождающиеся выраженными аффективно-вегетативными
проявлениями
.
Суицидальная попытка
,
как доверительно сообщали в постсуицидальном периоде
пациенты
,
призвана была доказать партнеру силу чувств
,
готовность рисковать своей жизнью ради
восстановления отношений
,
а также вызвать у ЗД чувство вины и таким образом добиться улучшения
его отношения к пациенту
.
Как правило
,
пациенты оказываются в центре внимания спонтанной группы
,
пытаются завладеть
вниманием и терапевтической кризисной группы
,
неуклонно сводя дискуссию к обсуждению их
собственных проблем
,
или демонстрируют свою компетентность
,
навязчиво давая советы участникам
группы
.
Пациенты обычно используют терапевтическую ситуацию для продолжения своих попыток
оказывать давление на ЗД
.
Высказывают врачу многочисленные обиды на партнера
,
убеждают
,
что
лишь с помощью суицидальной попытки можно было надеяться на улучшение его отношения к себе
,
но поскольку оно и после этого не улучшилось или даже ухудшилось
,
теперь вся надежда
—
на
вмешательство врача
.
Они ожидают
,
что врач силой авторитета клиники
,
своим психотерапевтическим
искусством заставит партнера пойти навстречу желаниям пациента
.
Пациенты отличаются эгоцентричностью
,
обидчивостью
.
Когда им не удается удовлетворить
свою повышенную потребность во внимании
,
они демонстративно обижаются
,
надолго укладываются
в постель и неудержимо рыдают
,
собирая вокруг многочисленных сочувствующих зрителей
.
Успокаивается пациент лишь после вызова в палату врача
,
удаления посторонних и назначения
внутримышечной инъекции транквилизатора
.
Аналогичные сцены обычно разыгрываются и перед
выпиской пациента
,
который упрекает
,
что к нему отнеслись недостаточно внимательно
,
практически
ничем не помогли и теперь ему уж точно остается только одно
—
покончить с собой
.
Иногда пациенты
действительно совершают внутрибольничные суициды
—
явно демонстративные
,
с целью привлечь к
себе дополнительное внимание
.
Чаще же до суицида дело не доходит
,
пациенты лишь скапливают
лекарства
,
причем держат их довольно открыто
,
а при ухудшении состояния во всеуслышание
угрожают отравиться
.
В качестве антисуицидальных факторов служат нежелание причинять себе серьезный ущерб
,
эстетический критерий
—
представление о непривлекательности трупа
,
вера в неиспользованные
жизненные возможности
—
главным образом
,
по привлечению внимания потенциального
сексуального партнера
.
У пациентов данной группы патологическая форма личностной защиты проявляется в
вытеснении полового влечения
,
при этом потребность в сексуальном признании становится более
напряженной и в то же время вынуждена удовлетворяться бесконтрольно
,
в обход сознания
.
Соответственно терапевтической мишенью становится неосознанное сексуальное влечение к ЗД
,
которое необходимо вскрыть
,
дать возможность пациентке отреагировать его
,
разделить с ней аффект
обиды по поводу ее отвержения сексуальным партнером и подкрепить уверенность пациентки в ее
сексуальной привлекательности
.
Важную роль в решении указанных задач играет кризисная группа
,
которая по сравнению с психотерапевтом имеет неизмеримо больше возможностей удовлетворить
поистине ненасытную жажду признания пациентки
.
Обсессивный тип наблюдается у психастенических личностей и личностей с чертами
паранойяльности
,
которых объединяет нормативность
,
аффективная ригидность
,
выраженная
тенденция к лидерству или опеке
,
склонность подолгу переживать в себе психотравмирующие
события
.
У пациентов данной группы обычно выражена тенденция к формированию сверхценных
образований
,
склонность к систематизации доказательств
,
стремление настоять на своем мнении
.
Свои переживания пациенты раскрывают неохотно
.
Заявляют
,
что утратили доверие к людям
,
не
верят больше в добро
,
любовь
,
справедливость
.
Обосновывают негативным представлением о
человеческой природе свое решение стать эгоистичнее
,
жестче
,
мстительнее
,
просят помочь им в
соответствующей работе над собой средствами психотерапии
.
Нередко наблюдается тенденция к
смене ведущей жизненной сферы с семейно-личной на профессионально-престижную с целью
получения власти над людьми
.
Пациенты переживают из-за угрозы ЗД лишить их детей
,
имущества
,
жилплощади
,
жизни
.
Подобные высказывания нередко оказываются преувеличенными и могут быть отнесены к разряду
сверхценных образований
.
К их числу относится также убеждение
,
что ЗД жаждет смерти пациента
,
специально доводит его до самоубийства или добивается его госпитализации в психиатрическую
больницу с целью его дискредитации
—
социальной смерти
.
Пациенты жалуются на навязчивые
мысли
,
воспоминания
,
фантазии
,
повторяющиеся сновидения
,
отражающие кризисную ситуацию
.
Подобные переживания аффективно окрашены в мрачные тона
,
сопровождаются тревогой по поводу
невозможности самостоятельно прекратить эти чрезвычайно Мучительные состояния
.
Характерны эпизоды навязчивого сексуального влечения к партнеру
.
В это время пациент
настаивает на многочисленных половых актах
,
а когда партнер пытается уклониться от близости
,
расценивает его поведение как явное доказательство его неверности
.
Идеи ревности
,
однако
,
носят
отрывочный
,
несистематизированный характер и чередуются с периодами критического отношения к
ним
.
Пациенты склонны также навязчиво упрекать себя
,
доходя в этом
,
по их собственным словам
,
до
«самоедства
».
Содержанием подобных переживаний может быть недовольство своей чрезмерной
заботой о ЗД
.,
которая якобы испортила его
.
Пациенты упрекают себя в излишней наивности
,
доверчивости
,
альтруизме
.
Суицидальный риск при данном типе реакции невысок
,
ограничивается
обычно суицидальными мыслями
.
Кризисная поддержка пациентов данной группы затруднена имеющимися у них тенденциями к
интеллектуализации
,
рационализации и изоляции аффекта
.
После включения у пациента
эмоциональной реакции
(
любой модальности
)
удается вскрыть страх расставания
,
замаскированный
преувеличенной сознательной потребностью в независимости
.
Далее достигается отреагирование
пациентом страха расставания и разделение его психотерапевтом
,
после чего аффективная
напряженность
,
а вместе с ней и обсессивные проявления начинают претерпевать обратное развитие
.
В
заключение осуществляется кризисное вмешательство
,
имеющее своей целью реконструкцию
нарушенной микросоциальной сферы пациента с помощью следующих терапевтических приемов
:
рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы
,
выявление неадаптивных
установок и их коррекция
.
Тревожный тип наблюдается
,
как правило
,
у тревожных личностей
.
В клинической картине
преобладает страх расставания с объектом привязанности
,
одиночества
,
ненужности
,
собственной
сексуальной и личностной непривлекательности
,
невозможности разрешить своими силами
социальные проблемы
,
возникающие при потере ЗД
,
в том числе связанные с воспитанием детей
,
материальным благополучием
,
социальным статусом
.
Характерно
,
что тревожные переживания усиливаются при затрагивании темы взаимоотношений
пациента с объектом привязанности
,
ослабляются при отвлечении пациента от упомянутой темы и
могут на короткое время смениться даже некоторой эйфорией при появлении надежды на
восстановление прерванных отношений
.
Однако вскоре к пациенту возвращается тревога и в свете ее
восстановление отношений представляется ему невозможным или нежелательным
,
вредным и
опасным
.
Максимальная выраженность тревоги наблюдается при таком повороте событий
,
когда
вероятность расставания нарастает
,
а также при требованиях расстаться с объектом
,
предъявляемых
пациенту окружающими
(
в том числе неопытным психотерапевтом
)
или самим собой
.
Данный тип состояний отличается невысоким суицидальным риском
.
Нарастая
,
страх
расставания в чистом или трансформированном виде вызывает состояние речедвигательного
тревожного возбуждения с мыслями о самоубийстве как единственном способе покончить с
невыносимой тревогой
.
Однако до суицидальной попытки дело доходит нечасто
.
Обычно это самоотравление
небольшими дозами лекарств
,
иногда
—
поверхностные самопорезы в области вен запястий
.
В роли антисуицидального фактора обычно выступает опасение причинить ущерб значимым
другим
,
в том числе
—
объекту привязанности
.
Кроме того
,
антисуицидальными факторами нередко
служат страх смерти
,
крови
,
инвалидности
,
морального осуждения окружающими
,
а для верующих
—
страх ответственности перед Всевышним
.
При лечении пациентов данной группы акцент делается на кризисной поддержке
,
которая
заключается в установлении терапевтического контакта
,
раскрытии и отреагировании суицидоопасных
переживаний
,
а также мобилизации личностной защиты
.
При этом вначале актуализируется такой
антисуицидальный фактор
,
как страх смерти
,
инвалидности
,
крови
,
боли
.
Далее в качестве
антисуицидального фактора используется забота о близких и шире
—
тенденция к озабоченности за
состояние и судьбу объектов идентификации
.
В качестве таких объектов предлагаются
«
товарищи по
несчастью
» —
пациенты кризисного стационара
.
Впоследствии на этапе тренинга навыков адаптации
удается переключить актуализированную тенденцию проявлять сочувствие и заботу на самого
кризисного индивида
,
что способствует повышению его ответственности за собственную судьбу
,
улучшению эмоционального самоконтроля и смене локуса контроля с внешнего на внутренний
.
Дисфорический тип наблюдается чаще у возбудимых истероидных личностей
.
Для пациентов
характерно преобладание стенического компонента аффекта
,
эгоцентрическая позиция личности в
конфликте
,
экстрапуни-тивная направленность с выраженной агрессивностью в сочетании с высокой
степенью социализации
,
прямолинейность
,
ригидность аффекта
,
низкая способность к его
вытеснению
.
Характерны также высокая напряженность потребностей
,
невыносливость к фрустрации
,
тенденция к импульсивности в состоянии психологической напряженности
.
В ситуации супружеского конфликта у пациентов наблюдается агрессивно-оборонительное
поведение
,
направленное либо на супруга
(
любовника
),
либо на соперника
.
В основе подобного
поведения
,
по-видимому
,
лежит резервное включение примитивных аффективных механизмов
,
обеспечивающих сохранность пары путем
«
укрощения
»
любовного партнера или изгнания
конкурента
.
Пациенты занимают активную позицию в конфликте
,
требуют от ЗД больше внимания к себе
,
обвиняют его в недостатке тепла
,
эгоизме
,
распутстве
,
угрожают различными санкциями
.
Они
всячески контролируют поведение объекта фиксации
:
читают личные записи и переписку партнера
,
Подслушивают разговоры
,
в том числе по телефону
,
выслеживают
,
пытаются оказать влияние через
других лиц
,
в том числе официальных
(
во время пребывания в стационаре
—
через врача
).
Общий фон настроения пациента
—
дисфорический
.
Преобладают переживания гнева
,
обиды
:
на
партнера
,
соперника
,
которого реально или предполагаемо предпочитает партнер
,
на других лиц из
ближайшего окружения
,
попадающих
«
под горячую руку
».
Раздражение может проявляться и в форме
недовольства лечением
,
отношением медперсонала
,
соседей по палате
.
В ряде случаев можно
наблюдать генерализацию оппозиционной установки
: «
Мир несправедлив
,
уничтожить его
невозможно
,
но и жить в нем нельзя
,
остается уничтожить жизнь в себе
».
На высоте дисфории у пациентов возникают гетероагрессивные проявления
,
вплоть до
гомицидных
.
Они признаются
,
что желают обидчику смерти
,
временами готовы
«
задушить его своими
руками
»,
видят в своих фантазиях сцены мучительной смерти объекта фиксации
.
В ряде случаев
гетероагрессия проявляется не столь определенно и тогда в сновидениях фигурируют драки
,
погони
,
различные акты разрушения
.
В отличие от феноменологически сходной реакции оппозиции пациенты часто реализуют свои
гетероагрессивные тенденции
:
пытаются избить партнера
,
рвут его одежду
,
фотографии
,
уничтожают
его личные вещи
.
Агрессивный аффект легко разряжается и на собственную личность пациента
,
который склонен упрекать себя в невозможности справиться с кризисом
,
а также во вспыльчивости
,
конфликтности
,
утрате родительских чувств
,
мизантропии
.
Аутоагрессивные переживания довольно
часто завершаются суицидальной попыткой
,
причем преобладают способы
,
сопряженные с
самоповреждениями и болью
:
глубокие самопорезы вен
,
проникающие ножевые и огнестрельные
ранения
,
самоотравления прижигающими веществами и бытовым газом
,
самоповешение
,
попытки
совершить автоаварию или попасть под машину или поезд
.
В роли антисуицидального фактора
нередко выступает нежелание
«
доставить радость
»
своим уходом из жизни обидчику
, «
выжить ему
назло
»,
чтобы навязать ему свою волю или
,
добившись его любви
,
затем мстительно отвергнуть
.
При лечении пациентов данной группы на этапе кризисной поддержки подкрепляется
имеющаяся у них тенденция к разрядке аффективной напряженности
,
расслаблению
.
С этой целью с
самого начала лечения пациенты включаются в групповой аутотренинг и гипнотерапию
.
На этапе
кризисного вмешательства используется такой антисуицидальный фактор
,
как нежелание доставлять
удовлетворение своей смертью
.
Подобное представление не оспаривается
,
но молчаливо
поддерживается
.
На заключительном этапе лечения в процессе аутотренинга и ролевого тренинга
происходит тренировка навыков саморегуляции и
,
в частности
,
внешнего локуса контроля и контроля
за агрессивными импульсами
.
Для личностей истерического
,
тревожного и астенического типа с доминирующей
психологической защитой по типу вытеснения эффективным способом лечения является
гипнотерапия
.
Используется разработанный нами
(
Г.В
.
Старшенбаум
, 1976)
метод внушения образных
переживаний в сочетании с техникой систематической десенсибилизации по Вольпе
(Wblpe, 1960).
Процесс гипнотерапии протекает в три этапа
.
На первом этапе
—
кризисной поддержки
—
в состоянии
I
стадии гипнотического сна
достигается раскрытие
,
отреагирование и разделение врачом психотравмирующих переживаний
.
Мобилизуется личностная защита
,
укрепляется уверенность в возможности решения кризисных
проблем
.
Сознательная установка на разрыв высокозначимых отношений соединяется с
неосознаваемой субдоминантной установкой на независимость в интимно-психологических
отношениях
,
и обе эти установки интегрируются в когнитивной сфере пациента
.
В результате
повышается самооценка пациента
,
снижается интенсивность страха расставания
,
уменьшается
зависимость от отношения к нему партнера
.
На втором этапе
—
кризисного вмешательства
—
в состоянии П-Ш стадии гипнотического сна
реализуются внушенные образы объекта фиксации вначале в нейтрально эмоционально окрашенных
ситуациях
,
а затем
—
в ситуациях прекращения отношений
.
При этом внушается безразличное
отношение к бывшему партнеру
,
мотивированное его неспособностью удовлетворить потребность
пациента в высокозначимых отношениях
.
На данном этапе пациент освобождается от эмоциональной
зависимости
—
как от любви
,
так и от враждебности к бывшему партнеру
.
Стимулируются
гедонистические тенденции
,
повышается ценность собственной жизни
.
Актуализируются достижения
пациента в ходе терапии
,
усиливаются представления о собственной сексуальной привлекательности
,
вырабатывается установка на тренинг полоролевого поведения
.
В качестве образца могут быть рекомендованы следующие формулы внушения
.
«
Человек
,
к которому вы испытываете такие противоречивые чувства
,
становится для вас
безразличным
.
Его лицо вспоминается сейчас как безжизненная маска
,
которая оставляет вас
равнодушной
.
Его фигура вспоминается сейчас как неживая
,
восковая фигура
.
Вид этого человека
оставляет вас теперь равнодушной
.
Его имя для вашего слуха теперь пустой звук
.
Само воспоминание
о нем сейчас расплывается в тумане
,
становится далеким
,
безразличным
,
как полузабытый сон
.
Все
связанное с этим человеком остается в прошлом
,
как будто это было не с вами
,
а с другим
,
посторонним человеком
.
Ваше сердце отныне свободно от власти чувства к этому человеку
.
На душе
теперь свободно и легко
.
Вы стали свободны и независимы
.
Чувствуете себя привлекательной
,
интересной женщиной
.
Вы легко завоевываете симпатии мужчин
,
сами выбираете достойного друга
.
И
на этот раз это будет более удачный выбор
.
У вас есть все для этого
,
и успех вам обеспечен
».
Заключительный этап терапии
—
тренинг навыков адаптации
—
проводится
,
как правило
,
в
группе
.
В состоянии И-Ш стадии гипнотического сна с внушенным сноговорением моделируются
ситуации
,
направленные на групповое сплочение
,
рост взаимного доверия
.
Стимулируется
жизнеутверждающее
,
гедонистическое поведение с раскрепощением блокированного сексуального
влечения к лицам противоположного пола
.
Наиболее гипнабельным пациентам удается внушить роль иной личности
—
независимой
,
высоко привлекательной
.
Данный образ имеет выраженное терапевтическое значение не только для
переживающего его пациента
,
но и для других членов группы
,
идентифицирующихся с ним
.
Общие
внушения сочетаются с индивидуальными
,
направленными на астеновегетативные
,
астено
-
субдепрессивные
,
тревожно-ипохондрические и фобические симптомы
.
Гипнотерапия осуществляется
дифференцированно
,
в зависимости от типа реакции
:
при астеническом и тревожном типе реакции
акцент делается на укреплении личностной защиты
,
при истерическом типе
—
на тренинге
самоконтроля над образным компонентом переживаний
.
Итак
,
общие соображения при проведении психотерапии пациентов с конфликтом зависимых
отношений сводятся к следующему
.
Решение о сохранении или разрыве высокозначимых отношений
должен принять сам пациент
.
В случае окончательного разрыва отношений задача психотерапевта
—
разделить с пациентом переживания горя и облегчить ему поиск новых высокозначимых отношений
,
в
которых пациент сможет занять более независимую позицию
.
Опасно подкреплять враждебные
чувства пациента к партнеру
,
так как агрессия может обратиться на терапевта или трансформироваться
в суицидоопасную аутоагрессию
.
Как правило
,
в процессе кризисной терапии удается добиться
освобождения пациента от тягостной зависимости и
,
используя специфические возможности данного
вида терапии
,
добиться повышения уровня адаптации индивида с обеспечением личностной
независимости в будущем
.
Клиническая иллюстрация
Д-ва Т.Ш
., 32
г
.,
находилась в Кризисном стационаре
40
дней
.
Анамнез
.
Отец злоупотреблял алкоголем
.
Родилась в Грузии
,
единственный ребенок в семье
.
Мать после рождения дочери развелась с мужем
,
оставила дочь своим родителям
,
переехала в Москву
,
замуж больше не выходила
,
преподавала русский язык на Высших курсах КГБ
.
Пациентка
воспитывалась у бабки с дедом
,
которые вместе с отцом девочки баловали ее
,
не хотели отдавать ее
матери
,
судились с ней
.
В возрасте шести лет пережила первое в жизни сильное потрясение
.
Однажды
,
когда девочка
играла во дворе
,
в него неожиданно на большой скорости въехала черная
«
Волга
»,
из которой
выскочили несколько мужчин
,
схватили ее
,
втащили в машину и увезли
.
Она громко плакала
,
звала на
помощь
,
отбивалась от женщины
,
которая зажимала ей рот так
,
что она задыхалась
(
это оказалась ее
мать
).
С того времени часто видит описанную сцену в пугающих сновидениях
,
до сих пор испытывает
страх замкнутого пространства
,
не может пользоваться общественным транспортом
,
особенно метро
,
где возникают панические приступы с сердцебиением
,
одышкой
,
страхом смерти
;
боится одна далеко
отходить от дома
.
В Москве мать отдала дочь в детский сад с пятидневным содержанием
,
где она часто плакала
,
отказывалась играть с детьми
,
боялась воспитателей
,
которые часто наказывали ее за
«
капризы
».
Когда
девочка пошла в школу
,
мать строго контролировала ее учебу
,
била ремнем за плохие оценки
,
непослушание
,
обзывала
«
отцовским отродьем
»,
заявляла
,
что
«
сделает из нее человека
».
Мать
мечтала
,
что дочь станет
,
как и она
,
педагогом
,
отдавала в различные кружки и секции
.
Росла впечатлительной
,
тревожной
,
до настоящего времени боится покойников
,
смерти
,
из-за
страха темноты всегда спит со светом
.
В
12
лет прочитала фантастические повести Гоголя
,
часто видит
сцены из этих произведений в кошмарных сновидениях
.
Отношения с матерью и преподавателями
были конфликтными
,
быстро оставляла занятия в кружках из чувства протеста против матери
,
которое
с годами нарастало
,
превратилось в манеру настаивать на своем
,
неуступчивость
.
Стремилась ни в чем