Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 4898
Скачиваний: 42
А
.
Отношение к жизни
/
смерти
1.
Желание жить
.
0
От умеренного до сильного
.
1
Слабое
.
2
Отсутствует
.
2.
Желание умереть
.
0
Отсутствует
.
1
Слабое
.
2
От умеренного до сильного
.
3.
Доводы в пользу жизни/смерти
.
0
Доводов в пользу жизни больше
,
чем в пользу смерти
.
1
Примерно одинаковы
.
2
Доводов в пользу смерти больше
,
чем в пользу жизни
.
Желание совершить активную суицидную попытку
.
0
Отсутствует
.
1
Слабое
.
2
От умеренного до сильного
.
5.
Пассивная суицидная попытка
.
0
Принял бы меры предосторожности
,
чтобы остаться в живых
.
1
Положился бы на волю случая
(
вышел бы на проезжую часть улицы и т
.
п
.)
2
Не предпринял бы ничего
,
чтобы остаться в живых
(
прекратил бы принимать жизненно
нужные лекарства и т
.
п
.)
Б
.
Характеристика суицидальной идеаторной активности
6.
Продолжительность мыслей
.
0
Мимолетные
.
1
Достаточно продолжительные
.
2
Неотступные
.
к
7.
Частота
.
0
Возникают очень редко
.
1
То возникают
,
то исчезают
.
2
Не отпускают
.
8.
Отношение к суицидальным мыслям/желаниям
.
0
Отрицательное
.
1
Амбивалентное
;
индифферентное
.
2
Положительное
.
9.
Контроль над суицидальным поведением
.
0
Уверен
,
что может противостоять суицидальным мыслям/желаниям
.
1
Не уверен в этом
.
2
Не контролирует себя
.
10.
Сдерживающие факторы
(
семья
,
религиозные убеждения
,
возможная инвалидизация в
случае безуспешной попытки
,
необратимость поступка
).
0
Не совершит самоубийства в силу сдерживающих факторов
' (
указать
,
каких
).
1
Принимает во внимание сдерживающие факторы
.
2
Не думает о сдерживающих факторах
.
г
11.
Причины предполагаемой суицидной попытки
.
0
Манипулировать окружающими
,
привлечь к себе внимание
,
отомстить кому-то
.
1
Сочетание
«0»
и
«2».
2
Положить конец страданиям
,
разом решить все проблемы
.
В
.
Характеристики предполагаемой суицидной попытки
12.
Метод
:
степень продуманности
.
0
Не обдуман
.
1
Обдуман в общем виде
.
2
Детально проработан
.
13.
Степень доступности метода и наличие возможности для совершения суицида
.
l
Недоступен в принципе
;
возможность отсутствует
.
1
Для подготовки требуется время
;
в настоящий момент возможность отсутствует
.
2
Метод доступен
;
возможность есть
.
14.
Субъективно ощущаемая способность к совершению суицида
.
0
Считает
,
что ему не хватит смелости или что у него не получится убить себя
.
1
Не уверен в том
,
что ему хватит смелости или компетентности
,
чтобы убить себя
.
2
Уверен в собственной смелости и компетентности
.
15.
Ожидание/предвосхищение суицидной попытки
.
0
Нет
.
1
Слабое
;
под сомнением
.
2
Есть
.
Г
.
Реализация предполагаемого суицида
16.
Реальная подготовка
.
0
Нет
.
1
Частичная
(
начал запасаться таблетками и т
.
п
.).
2
Завершенная
(
имеет достаточный запас таблеток
,
заряженный пистолет и т
.
п
.).
17.
Предсмертная записка
.
0
Нет
.
1
Только начал составлять
;
только обдумывает
.
2
Написана
.
18.
Последние действия и распоряжения
(
оформление завещания
,
страховка на близких
,
подарки
друзьям и родственникам и т
.
п
.)
0
Нет
.
1
Думает об этом
;
сделал некоторые распоряжения
.
2
Сделал все необходимые распоряжения
.
19.
Утаивание суицидальных намерений
.
0
Высказывает их открыто
.
1
Не говорит о них
.
2
Скрывает их
.
Д
.
Предпосылки для совершения суицида
20.
Наличие суицидных попыток в прошлом
.
0
Нет
.
1
Одна
.
2
Несколько
.
21.
Желание умереть после последней суицидной попытки
.
0
Слабое
.
1
Амбивалентные чувства
.
2
Сильное
.
ГОСПИТАЛЬНАЯ ШКАЛА ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ
А.С
.
Зигмонда и Р.П
.
Снайта
Тест предназначен для самостоятельного заполнения пациентом и сопровождается следующей
инструкцией
: «
Шкала составлена из
14
утверждений
,
обслуживающих две подшкалы
—
«тревога
» (
нечетные пункты
1, 3, 5, 7, 9, 11, 13)
и
«
депрессия
» (
четные пункты
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14).
Каждому утверждению соответствуют
4
варианта ответа
,
из которых нужно выбрать один
».
1.
Я испытываю напряженность
,
мне не по себе
.
3 —
все время
;
2 —
часто
;
1 —
время от времени
,
иногда
;
0 —
совсем не испытываю
.
2.
То
,
что приносило мне большое удовольствие
,
и сейчас вызывает у меня такое же чувство
.
0 —
определенно
,
это так
;
1 —
наверное
,
это так
;
2 —
лишь в малой степени это так
;
3 —
это совсем не так
.
3.
Я испытываю страх
;
кажется
,
будто должно случиться что-то ужасное
.
3 —
определенно
,
это так
,
и страх очень сильный
;
2 —
да
,
это так
,
но страх не очень сильный
;
1 —
иногда
,
но меня это совсем не беспокоит
;
0 —
совсем не испытываю
.
4.
Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное
.
0 —
определенно
,
это так
;
1 —
наверное
,
это так
;
2 —
лишь в малой степени это так
;
3 —
это совсем не так
.
5.
Беспокойные мысли крутятся у меня в голове
.
3 —
постоянно
;
2 —
большую часть времени
;
1 —
время от времени и не так часто
;
0—
только иногда
.
6.
Я испытываю бодрость
.
3 —
совсем не испытываю
;
2 —
очень редко
;
1 —
иногда
;
0 —
почти все время
.
7.
Я легко могу сесть и расслабиться
.
0 —
определено
,
это так
;
1 —
наверное
,
это так
;
2 —
лишь изредка это так
;
3 —
совсем не могу
.
8.
Мне кажется
,
что я стал все делать очень медленно
.
3 —
практически все время
; 2 —
часто
; 1 —
иногда
; 0 —
совсем нет
.
9.
Я испытываю внутреннее напряжение или дрожь
.
0 —
совсем не испытываю
;
1 —
иногда
;
2 —
часто
,
3 —
очень часто
.
10.
Я не слежу за своей внешностью
. 3 —
определенно
,
это так
;
2 —
я не уделяю этому столько внимания
,
сколько нужно
1 —
может быть
,
я стал меньше
уделять этому внимания
; 0 —
я слежу за собой так же
,
как и раньше
.
11.
Я ощущаю неусидчивость
,
словно мне постоянно нужно двигаться
.
0 —
определенно
,
это так
;
1 —
наверное
,
это так
;
2 —
лишь в малой степени это так
;
3 —
это совсем не так
.
12
Я считаю
,
что мои дела
(
занятия
,
увлечения
)
могут принести мне чувство удовлетворения
.
0 —
точно так же
,
как и обычно
;
1 —
да
,
но не в той степени
,
как раньше
;
2 —
значительно меньше
,
чем обычно
;
3 —
совсем так не считаю
.
13.
У меня бывает внезапное чувство паники
.
3 —
очень часто
;
2 —
довольно часто
; 1 —
не так уж часто
; 0 —
совсем не бывает
.
14.
Я могу получать удовольствие от хорошей книги
,
радио
-
или телепрограммы
.
0 —
часто
;
1 —
иногда
;
2 —
редко
;
3 —
очень редко
.
При интерпретации результатов учитывается суммарный показатель по каждой из подшкал
,
при
этом выделяются три области значений
: 0 — 7
баллов
— «
норма
» (
отсутствие достоверно выраженной
тревоги и депрессии
), 8—10
баллов
—
субклинически выраженная тревога/депрессия
», 11
баллов и
выше
— «
клинически выраженная тревога/депрессия
».
ТЕСТ
«
ДЕРЕВО
»
Испытуемого просят нарисовать любое дерево
,
только не елку
,
и предупреждают
,
что задание не
предназначено для оценки его художественных способностей
.
Рисунок выполняется на белой бумаге
формата А
4
простым карандашом
,
предлагается ластик
.
Лист бумаги испытуемому протягивают в
длину
.
Переворачивание интерпретируется как протестная оппозиционность или независимость
суждений
.
Время работы не ограничивается
.
После окончания работы можно задать испытуемому
вопросы о том
,
живое ли это дерево
,
есть ли у него мертвая часть и где
,
в чем нуждается это дерево
.
Верх рисунка олицетворяет собой духовно-интеллектуальную зону
,
развитие
,
контакт с
окружающим миром
.
Центр репрезентирует сознательную жизнь
,
чувства
.
Нижняя часть рисунка
символизирует бессознательное
,
материальную сферу
,
сексуальность
,
инстинкты
.
Левая половина
листа
—
интроспекция
,
отношение к самому себе
.
Правая
—
связь с другими
,
экстраверсия
,
надежды
на будущее
.
В качестве признаков депрессии можно рассматривать вермишелеобразные корни со слабым
нажимом карандаша
;
взорванное
,
мертвое или упавшее дерево
;
вялость и ослабленность ветвей
;
малую
величину дерево или его кроны
;
отсутствие наклона ствола вправо
;
отсутствие линии земли
;
изображение ствола и ветвей одной простой линией
;
бедность рисунка деталями
;
опавшие листья
.
Слабая
,
прерывистая линия указывает на астенические включения
.
Сильная
,
густая
,
отрывистая
проштри-ховка может быть маркером тревоги
.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Печали
,
как и дети
,
лучше растут
,
когда их лелеют
.
Кэролайн Холланд
Психоаналитики выделяют такие характерные для депрессии личностные защиты
,
как
вытеснение ненависти и проекция ее
(«
меня не любят
»),
а также конверсию
,
которая особенно
специфична для соматизированной депрессии
.
Вытесненная ненависть вызывает чувство вины и
потребность в возмещении мнимого ущерба
.
Это может приводить к формированию реакции в виде
чрезмерного самопожертвования в отношениях с ненавистным объектом и культу материнства
.
3.
Фрейд и К
.
Абрахам связали развитие депрессии с конфликтом между любовью и
враждебностью к объекту утраты
.
Больной меланхолией неспособен разрешить этот амбивалентный
конфликт и впадает в депрессию
.
Карл Абрахам отмечает также частую связь депрессии с
испытанными в детстве пеРеживаниями по поводу появления в семье второго ребенка и ранними
утратами
.
В последнем случае происходит интроекция объекта любви
,
и затем ловек постоянно может
находиться в противостоянии с интроецированным
^
ект°м и всеми объектами переноса
.
У людей
,
которые испытали в детстве недостаточную или чрезмерную родительскую любовь
,
выявляется особая предрасположенность к депрессии
.
Оба этих типа людей могут посвящать свою
жизнь тому
,
чтобы заслуживать любовь или одобрение окружающих
.
Многие депрессивные пациенты
сообщают
,
что стиль их воспитания сочетал в себе поверхностную заботу и жесткую опеку
;
такой
стиль получил название
«
неэмпатичный контроль
».
Отто Кернберг отмечает
,
что люди
,
родители
которых способствовали тому
,
что они стали либо слишком зависимыми
,
либо самоуверенными
,
скорее впадают в депрессию
,
когда отношения с окружающими вызывают у них чувство
незащищенности и неуверенности
.
По М
.
Кляйн
(2001),
депрессивное реагирование является инфантильным механизмом
(
регрессом
к депрессивной фазе развития
).
Для включения этого механизма у взрослого человека необходимы
следующие условия
:
1)
пережитое в детстве амбивалентное отношение к материнской груди и болезненная фиксация
на ней
,
при этом она интроецируется
;
2)
в детстве имелось нарушение самооценки после отнятия от груди
,
в результате не