Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 4898

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

А

.

Отношение к жизни

/

смерти

1. 

Желание жить

.

От умеренного до сильного

.

Слабое

.

Отсутствует

.

2. 

Желание умереть

.

Отсутствует

.

Слабое

.

От умеренного до сильного

.

3. 

Доводы в пользу жизни/смерти

.

Доводов в пользу жизни больше

чем в пользу смерти

.

Примерно одинаковы

.

Доводов в пользу смерти больше

чем в пользу жизни

.

Желание совершить активную суицидную попытку

.

Отсутствует

.

Слабое

.

От умеренного до сильного

.

5. 

Пассивная суицидная попытка

.

Принял бы меры предосторожности

чтобы остаться в живых

.

Положился бы на волю случая

 (

вышел бы на проезжую часть улицы и т

п

.)

Не предпринял бы ничего

чтобы остаться в живых

 (

прекратил бы принимать жизненно

нужные лекарства и т

п

.)

Б

Характеристика суицидальной идеаторной активности

6. 

Продолжительность мыслей

.

Мимолетные

.

Достаточно продолжительные

.

Неотступные

к

7. 

Частота

.

Возникают очень редко

.

То возникают

то исчезают

.

Не отпускают

.

8. 

Отношение к суицидальным мыслям/желаниям

.

Отрицательное

.

Амбивалентное

индифферентное

.

Положительное

.

9. 

Контроль над суицидальным поведением

.

Уверен

что может противостоять суицидальным мыслям/желаниям

.

1

Не уверен в этом

.


background image

2

Не контролирует себя

.

10. 

Сдерживающие факторы

 (

семья

религиозные убеждения

возможная инвалидизация в

случае безуспешной попытки

необратимость поступка

).

Не совершит самоубийства в силу сдерживающих факторов

 ' (

указать

каких

).

Принимает во внимание сдерживающие факторы

.

Не думает о сдерживающих факторах

г

11. 

Причины предполагаемой суицидной попытки

.

Манипулировать окружающими

привлечь к себе внимание

отомстить кому-то

.

Сочетание

 «0» 

и

 «2».

Положить конец страданиям

разом решить все проблемы

.

В

Характеристики предполагаемой суицидной попытки

12. 

Метод

степень продуманности

.

Не обдуман

.

Обдуман в общем виде

.

Детально проработан

.

13. 

Степень доступности метода и наличие возможности для совершения суицида

.

l

Недоступен в принципе

возможность отсутствует

.

Для подготовки требуется время

в настоящий момент возможность отсутствует

.

Метод доступен

возможность есть

.

14. 

Субъективно ощущаемая способность к совершению суицида

.

Считает

что ему не хватит смелости или что у него не получится убить себя

.

Не уверен в том

что ему хватит смелости или компетентности

чтобы убить себя

.

Уверен в собственной смелости и компетентности

.

15. 

Ожидание/предвосхищение суицидной попытки

.

Нет

.

Слабое

под сомнением

.

Есть

.

Г

Реализация предполагаемого суицида

16. 

Реальная подготовка

.

Нет

.

Частичная

 (

начал запасаться таблетками и т

п

.).

Завершенная

 (

имеет достаточный запас таблеток

заряженный пистолет и т

п

.).

17. 

Предсмертная записка

.

Нет

.

Только начал составлять

только обдумывает

.

Написана

.

18. 

Последние действия и распоряжения

 (

оформление завещания

страховка на близких

,

подарки

друзьям и родственникам и т

п

.)


background image

0

Нет

.

Думает об этом

сделал некоторые распоряжения

.

Сделал все необходимые распоряжения

.

19. 

Утаивание суицидальных намерений

.

Высказывает их открыто

.

Не говорит о них

.

Скрывает их

.

Д

Предпосылки для совершения суицида

20. 

Наличие суицидных попыток в прошлом

.

Нет

.

Одна

.

Несколько

.

21. 

Желание умереть после последней суицидной попытки

.

Слабое

.

Амбивалентные чувства

.

Сильное

.

ГОСПИТАЛЬНАЯ ШКАЛА ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ

А.С

Зигмонда и Р.П

Снайта

Тест предназначен для самостоятельного заполнения пациентом и сопровождается следующей

инструкцией

: «

Шкала составлена из

 14 

утверждений

обслуживающих две подшкалы

 —

«тревога

» (

нечетные пункты

 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13) 

и

 «

депрессия

» (

четные пункты

 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14).

Каждому утверждению соответствуют

 4 

варианта ответа

из которых нужно выбрать один

».

1. 

Я испытываю напряженность

мне не по себе

.

3 — 

все время

;

2 — 

часто

;

1 — 

время от времени

иногда

;

0 — 

совсем не испытываю

.

2. 

То

что приносило мне большое удовольствие

и сейчас вызывает у меня такое же чувство

.

0 — 

определенно

это так

;

1 — 

наверное

это так

;

2 — 

лишь в малой степени это так

;

3 — 

это совсем не так

.

3. 

Я испытываю страх

кажется

будто должно случиться что-то ужасное

.

3 — 

определенно

это так

и страх очень сильный

;

2 — 

да

это так

но страх не очень сильный

;

1 — 

иногда

но меня это совсем не беспокоит

;

0 — 

совсем не испытываю

.

4. 

Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное

.

0 — 

определенно

это так

;

1 — 

наверное

это так

;

2 —

лишь в малой степени это так

;


background image

3 —

это совсем не так

.

5. 

Беспокойные мысли крутятся у меня в голове

.

3 — 

постоянно

;

2 — 

большую часть времени

;

1 — 

время от времени и не так часто

;

0— 

только иногда

.

6. 

Я испытываю бодрость

.

3 — 

совсем не испытываю

;

2 — 

очень редко

;

1 — 

иногда

;

0 — 

почти все время

.

7. 

Я легко могу сесть и расслабиться

.

0 — 

определено

это так

;

1 — 

наверное

это так

;

2 — 

лишь изредка это так

;

3 — 

совсем не могу

.

8. 

Мне кажется

что я стал все делать очень медленно

.

3 — 

практически все время

; 2 — 

часто

; 1 — 

иногда

; 0 — 

совсем нет

.

9. 

Я испытываю внутреннее напряжение или дрожь

.

0 — 

совсем не испытываю

;

1 — 

иногда

;

2 — 

часто

,

3 — 

очень часто

.

10. 

Я не слежу за своей внешностью

. 3 — 

определенно

это так

;

2 — 

я не уделяю этому столько внимания

сколько нужно

 1 — 

может быть

я стал меньше

уделять этому внимания

; 0 — 

я слежу за собой так же

как и раньше

.

11. 

Я ощущаю неусидчивость

словно мне постоянно нужно двигаться

.

0 — 

определенно

это так

;

1 — 

наверное

это так

;

2 — 

лишь в малой степени это так

;

3 — 

это совсем не так

.

12 

Я считаю

что мои дела

 (

занятия

увлечения

могут принести мне чувство удовлетворения

.

0 — 

точно так же

как и обычно

;

1 — 

да

но не в той степени

как раньше

;

2 — 

значительно меньше

чем обычно

;

3 — 

совсем так не считаю

.

13. 

У меня бывает внезапное чувство паники

.

 3 — 

очень часто

;

2 — 

довольно часто

; 1 — 

не так уж часто

; 0 — 

совсем не бывает

.

14. 

Я могу получать удовольствие от хорошей книги

радио

или телепрограммы

.


background image

0 —

часто

;

1 — 

иногда

;

2 — 

редко

;

3 — 

очень редко

.

При интерпретации результатов учитывается суммарный показатель по каждой из подшкал

при

этом выделяются три области значений

: 0 — 7 

баллов

 — «

норма

» (

отсутствие достоверно выраженной

тревоги и депрессии

), 8—10 

баллов

 — 

субклинически выраженная тревога/депрессия

», 11 

баллов и

выше

 — «

клинически выраженная тревога/депрессия

».

ТЕСТ

 «

ДЕРЕВО

»

Испытуемого просят нарисовать любое дерево

только не елку

и предупреждают

что задание не

предназначено для оценки его художественных способностей

Рисунок выполняется на белой бумаге

формата А

простым карандашом

предлагается ластик

Лист бумаги испытуемому протягивают в

длину

Переворачивание интерпретируется как протестная оппозиционность или независимость

суждений

Время работы не ограничивается

После окончания работы можно задать испытуемому

вопросы о том

живое ли это дерево

есть ли у него мертвая часть и где

в чем нуждается это дерево

.

Верх рисунка олицетворяет собой духовно-интеллектуальную зону

развитие

контакт с

окружающим миром

Центр репрезентирует сознательную жизнь

чувства

Нижняя часть рисунка

символизирует бессознательное

материальную сферу

сексуальность

инстинкты

Левая половина

листа

 — 

интроспекция

отношение к самому себе

Правая

 — 

связь с другими

экстраверсия

надежды

на будущее

.

В качестве признаков депрессии можно рассматривать вермишелеобразные корни со слабым

нажимом карандаша

взорванное

мертвое или упавшее дерево

вялость и ослабленность ветвей

;

малую

величину дерево или его кроны

отсутствие наклона ствола вправо

отсутствие линии земли

;

изображение ствола и ветвей одной простой линией

бедность рисунка деталями

опавшие листья

.

Слабая

прерывистая линия указывает на астенические включения

Сильная

густая

отрывистая

проштри-ховка может быть маркером тревоги

.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Печали

как и дети

лучше растут

когда их лелеют

.

Кэролайн Холланд

Психоаналитики выделяют такие характерные для депрессии личностные защиты

как

вытеснение ненависти и проекция ее

 («

меня не любят

»), 

а также конверсию

которая особенно

специфична для соматизированной депрессии

Вытесненная ненависть вызывает чувство вины и

потребность в возмещении мнимого ущерба

Это может приводить к формированию реакции в виде

чрезмерного самопожертвования в отношениях с ненавистным объектом и культу материнства

.

3. 

Фрейд и К

Абрахам связали развитие депрессии с конфликтом между любовью и

враждебностью к объекту утраты

Больной меланхолией неспособен разрешить этот амбивалентный

конфликт и впадает в депрессию

Карл Абрахам отмечает также частую связь депрессии с

испытанными в детстве пеРеживаниями по поводу появления в семье второго ребенка и ранними

утратами

В последнем случае происходит интроекция объекта любви

и затем ловек постоянно может

находиться в противостоянии с интроецированным

 ^ 

ект°м и всеми объектами переноса

.

У людей

которые испытали в детстве недостаточную или чрезмерную родительскую любовь

,

выявляется особая предрасположенность к депрессии

Оба этих типа людей могут посвящать свою

жизнь тому

чтобы заслуживать любовь или одобрение окружающих

Многие депрессивные пациенты

сообщают

что стиль их воспитания сочетал в себе поверхностную заботу и жесткую опеку

такой

стиль получил название

 «

неэмпатичный контроль

». 

Отто Кернберг отмечает

что люди

родители

которых способствовали тому

что они стали либо слишком зависимыми

либо самоуверенными

,

скорее впадают в депрессию

когда отношения с окружающими вызывают у них чувство

незащищенности и неуверенности

.

По М

Кляйн

 (2001), 

депрессивное реагирование является инфантильным механизмом

 (

регрессом

к депрессивной фазе развития

). 

Для включения этого механизма у взрослого человека необходимы

следующие условия

:

1) 

пережитое в детстве амбивалентное отношение к материнской груди и болезненная фиксация

на ней

при этом она интроецируется

;

2)

в детстве имелось нарушение самооценки после отнятия от груди

,

в результате не