Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 4329

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

суицида

.

Распространенная врачебная ошибка

выдать в это время больному рецепт на большое

количество лекарств

достаточное для совершения самоубийства

.

Применяют также лекарственные растения с антидепрессивным действием

аралию

зверобой

,

астру ромашковую

вербену

вьюнок полевой

герань розовую

донник

душицу

жасмин

женьшень

,

кориандр

лаванду

лимонник

мелиссу

розу

шафран

элеутерококк

.

Полезны валериана

мята

пустырник

фенхель

хмель

кинза

укроп

петрушка

базилик

,

сельдерей

Рекомендуется заменить сахар медом

есть больше рыбы

орехов

бобовых и цельных зерен

,

сырых овощей и фруктов

принимать витамин С и натуральную пчелиную пыльцу

 (

аптечный

препарат

). 

При ипохондрической депрессии особенно эффективен отвар из корней цикория

.

Больному советуют больше двигаться

увеличить продолжительность сна

перед которым

принять теплый душ

но не вытирать кожу насухо

Временный терапевтический эффект при

аффективном расстройстве имеет депривация

 (

лишение

сна

Для лечения сезонной депрессии

назначают курс прозака от

 2 

до

 4 

месяцев

Эффективна фототерапия

 (

пребывание в солярии

,

освещенном лампами от

 2500 

до

 10 000 

люкс

). 

Больным рекомендуют не пользоваться

солнцезащитными очками

брать отпуск зимой

на выходных совершать длительные лыжные или

пешие загородные прогулки

В интерьере квартиры желательно использовать светлые обои

ковры и

мебель

.

Судорожная терапия применяется при депрессии вне зависимости от того

вызваны судороги

электрическим током или коразолом

Субконвульсивные электрические стимулы могут привести к

оглушению и амнезии и даже могут удовлетворить желание больного быть наказанным

Основным

показанием является лечение тяжелой депрессии

особенно сопровождающейся бредом

и депрессии

,

резистентной к терапии антидепрессантами

Этот метод также используется у пожилых людей

у

которых выражены побочные эффекты антидепрессантов и нейролептиков

.

После купирования депрессивной симптоматики продолжают лечение эффективным

антидепрессантом в течение времени

вдвое превышающего продолжительность предыдущего

приступа

Для предотвращения рецидива назначают поддерживающую терапию в течение

 6-12

месяцев

при биполярном течении используют соли лития

,

для профилактики депрессивных приступов

используют в период ремиссии финлепсин

.

Психотерапия

Больной

находящийся в глубокой депрессии

не имеет сил для

психотерапевтической беседы

безуспешные старания психотерапевта могут усилить у него чувство

неполноценности и вины

Попытки развеселить

, «

расшевелить

» 

больного совершенно неуместны

.

Более эффективным является тихое

сочувственное нахождение рядом с больным

,

чтобы разделить его

страдания и проявить искреннее участие

Важнее

чем содержание слов

становится интонация

 — 

она

должна напоминать музыку

которую предпочитают меланхолики

музыку светлой печали

При таком

подходе больной чувствует

что он не одинок

может опереться на понимающего человека и с ним

вместе дождаться

пока из-за черных туч снова выглянет солнце

.

Психоаналитическая терапия

Е

. Jacobson (1971) 

указывает на необходимость утонченной

эмпатической связи между аналитиком и депрессивным клиентом

которому нужны относительно

частые и продолжительные встречи в зависимости от его настроения

теплое отношение и уважение

 —

установки

которые не следует путать с чрезмерными добротой

симпатией

успокоением

.

Депрессивному клиенту нельзя отдавать очень мало или

наоборот

много

поэтому не следует

допускать воцарения бессмысленной тишины или говорить чрезмерно много

слишком быстро или

проникновенно

.

Терапия ориентирована на формирование у больного адекватной самооценки и понимания

собственных подсознательных конфликтов и мотиваций

которые могут вызывать и поддерживать

депрессию

.

М

Кляйн указывает

что в терапевтическом плане важно различать

страдает пациент от

депрессивной вины или от персекуторной тревоги

Приэтом следует учитывать

что персекуторный

аспект часто выходит на первый план как экран и защита против лежащих глубже депрессии и вины

.

Большое значение придается анализу негативного переноса

Автор пишет

: «

Если аналитик склонен

подкреплять позитивный перенос

он избегает того

чтобы играть в психике пациента роль

 «

плохой

»

фигуры и интроецируется преимущественно как

 «

хороший

» 

объект

Кроме того

в некоторых случаях

вера в хорошие объекты может быть укреплена в достаточной мере

но при этом очень далека от

стабильности

т

к

пациент не был способен пережить ненависть

тревогу и подозрения

которые на

ранних стадиях жизни были связаны и с опасными фигурами его родителей

И только в процессе

анализа как негативного

так и позитивного переноса

в результате которого аналитик выступает

попеременно то в роли хорошего

то в роли плохого объекта

любимой или ненавидимой фигуры

то

вызывая восторг пациента

то рождая в нем страх

пациенту удается проработать

а

следовательно

и

модифицировать ранние стадии тревог

;

уменьшается расщепление между плохими и хорошими


background image

фигурами

,

они становятся более синтезированными

,

то есть агрессия смягчается благодаря либидо

.

Иначе говоря

тревога преследования и депрессивная тревога

можно сказать

ослабляются в самом

своем основании

» (

Кляйн

, 2001, 

с

. 336-337).

М.М

Решетников

 (2003) 

перечисляет основные вопросы

которые аналитик должен решить в

диагностической стадии

Какие нарциссически ценные ожидания пациент не смог реализовать

(начиная с самого раннего детства

)? 

Кто для него значимый другой

ради которого он живет

в ком

нуждается и от которого не получает желаемого отклика

Существует ли вина

связанная с

подавленной агрессией

и если да

на кого направлен его гнев и отчаяние и к кому он обращается за

любовью

Какие актуальные события предшествовали депрессии

и как они могут быть связаны с

событиями раннего детства

патологическими паттернами чувств и поведения

?

Основной задачей терапии автор считает доведение до сознания пациента межличностного

смысла и глубинного содержания депрессии

после чего пациент переходит от самообвинений к

обвинению значимого другого

При этом терапевт должен принять мощные чувства любви и

ненависти

которые пациент тут же перенесет на терапевта

Автор выделяет следующие стадии

терапии

:

1)

вытеснение интроецированного объекта из Суперэго и восстановление собственного Суперэго

пациента при поддержке Суперэго терапевта

;

2) 

ослабление садистически-мазохистической установки и позиции

;

3) 

медленная интеграция и укрепление собственного Эго и своей идентичности

;

4) 

восстановление более объективной оценки себя и объекта

а также способности полюбить

других и себя при одновременной редукции чувства вины и проецировании его вовне

 (

в том числе

 —

на терапевта

);

5) 

переадресация агрессии на объект

 (

и временно

 — 

на терапевта

), 

отреагирование негативного

аффекта в терапии и оплакивание его

;

6) «

реинтроекция

» 

объекта любви

, «

сепарация

» 

от него и постепенный отказ от нарциссической

идентификации с ним

открывающие возможность для проработки

;

7) 

некоторое повышение общей энергичности личности

;

8) 

формирование дифференцированной и адекватной оценки себя и объекта

;

9) 

редукция конфликта с нереалистичным Эго-идеалом и ожиданиями

;

10) 

обретение новых объектов любви и привязанностей

.

G. Strupp (1975) 

разработал кратковременную психодинамическую терапию с акцентом на

отношениях в процессе лечения и парадигме переноса с целью вскрыть и корригировать ранние
конфликты и депрессогенные стереотипы

Важными частями терапевтического процесса являются

интерпретации

незаметный контроль за поведением пациента

,

непрямое предложение новых способов

переживания и поведения

.

Межличностная терапия

 (

МЛТ

Дж

Клермана и М

Вейсмана

 (Kler- man, Weissman, Rounsaville,

1984) — 

кратковременный

 (12-16 

недель

амбулаторный курс лечения субдепрессий

 (

часто в

комбинации с антидепрессантами

). 

Эта методика была разработана для больных с непсихотическими

депрессивными расстройствами

Она является индивидуальной психотерапией

направленной на

улучшение общения и оценки окружающего

разъяснение особенностей эмоциональных состояний и

облегчение межличностных контактов

Хотя терапия основывается на психодинамической теории

,

центр тяжести переносится с интрапсихических конфликтов на осознание конфликтов с ближайшим
окружением и разрешение их

терапевтические отношения строятся по принципу активного

сотрудничества

Примером могут служить ролевые обсуждения

 (

дискуссии

межличностных

нарушений

таких

как выраженная самозащита при общении

Обычно применяется в комбинации с

лечением антидепрессантами

.

Первая стадия терапии посвящена диагностике

выявлению особенностей межличностного

конфликта

определению срока лечения

частоты встреч

Пациента информируют о клинике

депрессий

их происхождении

течении и прогнозе

Вместе с пациентом выясняют

какая из четырех

основных межличностных тем

 (

печаль

межличностные конфликты

изменение социальной роли и

межличностные дефициты

связана с началом депрессивного расстройства

Обсуждают план лечения

,

выделяя значение перестройки межличностных отношений

при необходимости подбирают

антидепрессанты

.

Вторая стадия является основной

Решаются следующие задачи

преодоление депрессивного

состояния

разрешение межличностных конфликтов

приспособление к изменению социальных ролей

значимых других

 (

уход повзрослевших детей из дома и т

п

.) 

и коммуникативный тренинг

.

Психотерапевт активно руководит пациентом

поддерживает в решении конкретных проблем

.

Терапевтические взаимоотношения обсуждаются

если начинают мешать терапии

.

Если пациент переживает горе в связи со смертью любимого человека

,

терапевт должен


background image

способствовать процессу переживания траура и убедить пациента пересмотреть свои интересы и
отношения

которые заменят ему утраченные отношения

При наличии межличностного конфликта

необходимо установить характер ссор

составить план корректирующих действий и изменить

ожидания человека в связи с конфликтом или изменить стиль общения в целях разрешения конфликта

.

Для гармонизации межличностных отношений с окружающими предпринимаются следующие

шаги

:

1) 

построение вместе с пациентом лучшей модели взаимодействия

;

2) 

разработка новых стратегий решения актуальных коммуникативных проблем

;

3) 

выработка умения лучше преодолевать стрессовые ситуации в межличностном общении

;

4) 

перестройка устаревших стереотипов взаимоотношений со значимыми другими

не

соответствующих их изменившимся требованиям и новым возможностям пациента

;

5) 

активный отказ от изживших себя схем общения в пользу более эффективных

;

6) 

закрепление нового стиля общения в различных ситуациях

.

Поскольку после проведения второй стадии терапии межличностные конфликты обычно

сохраняются

третья стадия нацелена на диагностику конфликта и улучшение взаимоотношений в

следующих сферах

коммуникация

половая жизнь

регулировка границ интимности и откровенности

,

проблемы власти в семье и достижение социально значимых ролей

Изменение социальных ролей

партнеров по общению требует и от пациента смены своей роли

При этом решаются следующие

терапевтические задачи

:

1) 

человек справляется с потерей и принимает потерю старой роли

;

2) 

пациент

  

начинает рассматривать новую роль в более позитивном свете

;

3) 

следом за достижениями при воплощении новой роли восстанавливается самооценка

.

Последний набор целей адресуется пациентам с недостаточным развитием межличностных

навыков

В работе с этими людьми терапевт старается уменьшить их социальную изоляцию и

способствовать поиску новых отношений

Трансактные аналитики М

Гулдинг и Р

Гулдинг

 (1997)

связывают происхождение суицидогенных установок с Родительским предписанием

 «

Не будь

!»,

которое приводит к следующим ранним решениям Ребенка

: I «

Если все пойдет слишком плохо

,

я убью

себя

Если ты не изменишься

я убью себя

Я убью себя

и ты пожалеешь об этом

 (

или полюбишь

меня

). 

Я почти умру

и ты пожалеешь об этом

 (

или полюбишь меня

). 

Я заставлю тебя убить меня

Я

докажу тебе

даже если это меня убьет

Я доведу тебя

даже если это меня убьет

».

Цель терапии заключается в принятии Ребенком нового решения никогда

 [

не убивать себя

.

Работа начинается с заключения со Взрослым контракта

 [

не убивать себя

по крайней мере

во время

прохождения курса терапии

. {

На втором этапе терапии Ребенок борется против уничтожающего

Родительского предписания и заново решает жить

В течение третьего этапа Приспособившийся

Ребенок расстается с представлением о себе

как о никчемном и незначительном человеке

а

Свободный Ребенок признает свою внутреннюю ценность и объявляет себя достойным жить

В

завершающей

четвертой стадии терапии пациент становится себе родителем

и новый Родитель

любит

 ] 

Ребенка и заботится о нем

.

Когнитивная терапия депрессий

 — 

краткосрочный курс

рассчитан

 [

обычно на

 20-25 

сессий в

течение около

 12 

недель

Когнитивная терапия связывает развитие психических симптомов и

синдромов с привычными ошибками мышления

 (

познания

). 

Терапия основана на выявлении и

коррекции хронических искажений мышления и неадаптивных установок

входящих в когнитивную

депрессивную триаду по А

Беку

 (

негативный взгляд на мир

на будущее

на себя

).

Главными задачами

при этом становится осознание

 [

правил неверной обработки информации и замена их на правильные

.

А

Бек с соавт

. (2003) 

выделяют четыре базовые терапевтические мишени

 [ 

при работе с

непсихотической депрессией

требующие применения специфических когнитивных подходов

: 1)

астения

 (

необходимо поощрение к действию

); 2) 

самокритичность

 («

Допустим

я совершу такие же

ошибки

станете ли вы меня за это презирать

?»); 3) 

отсутствие удовлетворенности и удовольствия

 (

в

дневнике события дня оцениваются знаками

 «+» 

и

 «-»); 4) 

отчаяние и суицид

 (

пациенту показывают

неубедительность его представления о ситуации

как безвыходной

).

А

Бек описывает две наиболее эффективные техники

разработанные им для повышения

настроения депрессивных больных

. 1. 

Техника учета проявлений активности

Пациент записывает все

свои повседневные дела и в конце дня просматривает список

. 2. 

Терапия мастерства и удовольствия

В

конце дня пациент просматривает список совершенных дел и за каждое дело ставит балл от

 0 

до

 10,

соответствующий степени достижения и удовольствия

Применение указанных техник

восстанавливает у больного пробелы в восприятии своего поведения

обнаруживает негативные

иррациональные установки типа

у меня ничего не получится

меня ничего не радует и т

п

.

Используются также следующие методы

.

l

Катарсис

.

Пациента побуждают к аффективной вербализации своего состояния и плачу

.

При


background image

этом он начинает себя жалеть

,

отрицание себя заменяется симпатией к себе

.

ч

l

Идентификация

Перевод аутоагрессии в гетероагрессию

Порицание других вместо

самокритики позволяет

 «

выпустить

» 

гнев

что дает ощущение силы и власти

.

l

Разыгрывание ролей

Терапевт жестко критикует пациента

используя его манеру

самокритики

Пациент осознает перегибы собственной критики

.

l

Три колонки

В

 1-

й пациент описывает ситуацию

во

 2-

й

 — 

возникшие в ней неадаптивные

мысли

в

 3-

й

 — 

их сознательную коррекцию

Таким образом он исследует свои неадаптивные мысли

,

которыми реагирует на ситуацию или провоцирует ее

а также лучше формулирует и систематизирует

адаптивные мысли

.

l

Реатрибуция

 (

атрибуция

 — 

причинное объяснение поведения

). 

Пациент

обвиняющий во всем

себя

ищет другое объяснение события

перебирая все его возможные причины

Благодаря этому

восстанавливается адекватное тестирование реальности и восстанавливается самооценка

.

l

Переопределение

Например

, «

никто не уделяет мне внимания

» 

переформулируется как

 «

я

нуждаюсь в чьей-то заботе

». 

Пациент более точно и открыто определяет свою проблему

.

Н.Г

Гаранян и А.Б

Холмогорова

 (1996) 

начинают терапию с принятия пациентом безусловного

положения

: «

Чтобы изменить чувства

надо изменить вызвавшие их идеи

». 

Авторы выделяют четыре

этапа терапии

.

1. 

Идентификация неадаптивных мыслей методом сократовского диалога

 (

майевтика

 — 

греч

.

повивальное искусство

): 

вопросы ставятся таким образом

чтобы пациент давал лишь положительные

ответы и сам пришел к принятию суждения

которое в начале беседы не принимал или не понимал

.

2. 

Отдаление

перевод эгосинтонных мыслей в эгодистонные

.

3. 

Проверка обоснованности неадаптивных мыслей с использованием поведенческих техник

.

4. 

Замена неадаптивных мыслей на адаптивные

.

Используются специфические когнитивные методы

:

l

декатастрофикация

 (

коррекция масштаба переживаний

);

l

сравнение с другими людьми

;

l

выявление логического несоответствия

;

l

поощрение заочной вербальной гетероагрессии

 (

при аутоагрессии

);

l

метод

 «

трех колонок

» 

А

Бека

;

l

переопределение

 (

с негативных формулировок проблемы на позитивные

);

l

децентрация

 (

наблюдение за окружающими вместо тревожного ожидания неудачи

).

Пациентам важно также научиться навыкам уверенного и эмпатического общения с помощью

ассертивного и сенситивного группового тренинга

.

Полезными оказывается знакомство с библейскими

заповедями

: «

Во дни благополучия пользуйся благом

а во дни несчастия размышляй

»; «

От скорби

происходит терпение

от терпения опытность

от опытности надежда

»; «

Время плакать

и время

смеяться

время сетовать

и время плясать

».

Рационалъно-эмотивная терапия

 (

РЭТ

Альберта Эллиса

 (1994, 2002). 

Человек по Эллису от

рождения склонен мыслить иррационально

С другой стороны

он способен корригировать

собственное мышление

Автор выделяет типичные иррациональные убеждения

которые становятся

терапевтическими мишенями

.

существует жестокая необходимость быть любимым или одобряемым каждым человеком в

значимом окружении

;

каждый должен быть компетентным во всех областях знаний

;

большинство людей аморальны и достойны презрения

;

произойдет катастрофа

если события пойдут не так

как запланировал человек

;

человеческие несчастья обусловлены внешними силами

которые почти не поддаются

контролю человека

;

если существует опасность

не стоит пытаться ее преодолеть

;

легче избегать жизненных трудностей

чем взаимодействовать с ними и нести за них

ответственность

;

слабый всегда зависит от сильного

;

прошлая история человека должна влиять на его поведение сейчас

;

не следует беспокоиться о чужих проблемах

;

надо отлично решать все проблемы

иначе произойдет катастрофа

;

если человек не контролирует свои эмоции

ему нельзя помочь

.

Эллис вывел широко известную формулу поведения

 « ABCDE», 

где

А

 — antecedents (

что предшествовало поведению

),

В

 — behavior (

поведение и сопровождающие мысли и чувства

),

С

— consequences (

последствия поведения для пациента и его окружения

),


background image

D —

дискуссия

,

Е

 — 

эффект

.

Например

отвергнутый

 (

А

любовник дополнительно к рациональному

 (

В

переживанию

события находится под влиянием иррациональных мыслей

 (

С

): «

Значит

я ничего не стою

любая

женщина отвергнет меня

я должен был лучше стараться

я заслужил такое наказание

». 

Терапевт

показывает ему

что не вызывающее событие А привело к нарушениям С

а иррациональные мысли В

.

На этапе

 D 

иррациональные убеждения пациента подвергаются сомнению

: «

Действительно ли

отвержение является катастрофой

Как оно может уменьшить мою значимость

Где доказательства

того

что я не смогу понравиться ни одной женщине

Почему я обязан был еще больше стараться

По

какому закону меня можно осудить за случившееся

?» 

На этапе Е иррациональные мысли заменяются

рациональными

: «

Ситуация очень неприятна

но не катастрофична

я не являюсь ничего не значащим

,

если не думаю о себе так

наверняка в будущем я кому-то понравлюсь

никто не требует насильно

быть милым

нет закона

осуждающего за отвергнутую любовь

».

Терапия проводится как индивидуально

так и в РЭТ-группах и фокусируется на опознании

иррациональных установок

ведущих к патологическим эмоциональным и психосоматическим

реакциям

конфронтации с данными установками

их пересмотре и закреплении рациональных

установок

.

На первом этапе терапии достигается тарификация

 (

прояснение

англ

.) — 

выявление наиболее

значимых параметров вызывающих событий

Дифференцируются события

которые могут и которые

не могут быть измерены

Достигается осознание системы оценочных когниций

затрудняющих

разрешение конфликта

происходит перестройка данной системы и принятие решения об изменении

ситуации

.

Второй этап

 — 

идентификация следствий

 (

прежде всего

 — 

аффективных их аспектов

). 

Цель

этого этапа

 — 

выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие

Терапевт наблюдает за

экспрессивными реакциями пациента при рассказах о событии

дает ему обратную связь

говоря о

своем восприятии упомянутых реакций

,

высказывает предположение о чувствах и мыслях у типичного

индивида в подобной ситуации

Выявляются иррациональные установки

катастрофические

,

обязательного долженствования

обязательного удовлетворения своих потребностей

глобальные

оценочные установки и т

д

Имеются в виду прежде всего убеждения в том

что человеку жизненно

необходимы всеобщее одобрение и любовь

что он должен быть компетентным во всем и всегда

добиваться любых целей

.

Заключительный этап

 — 

реконструкция иррациональных установок

которая проводится на трех

уровнях

когниций

воображения и прямого действия

Большое значение имеют самостоятельные

задания

способствующие закреплению адаптивного поведения

.

Участникам группы предлагают вести дневник

в котором они обсуждают проблемы

,

возникающие в процессе выполнения домашних заданий

и затем предлагают группе вместе

поработать над ними

Домашнее задание необходимо тщательно индивидуализировать с учетом

текущих возможностей индивида и особенностей его окружения

Независимо от целей тренинговой

группы

она включает такие компоненты

как учебная модель

постановка цели

измерение и оценка

.

Учебная модель предусматривает отношение к участникам группы не как к пациентам

а как к

учащимся

Вместо исследования проблемных форм поведения руководитель предлагает упражнения

по тренировке недостающих навыков

Постановка цели происходит совместно с терапевтом

который

активно руководит группой

планируя каждое задание в связи с намеченной целью

и ориентирует

участников на ее достижение

Измерение и оценка с помощью различных тестов и приборов

производятся на протяжении всей работы

,

что позволяет ставить адекватные задачи и объективировать

достижения

.

В тренинговой группе не прибегают к интерпретациям

игнорируют переносы

не анализируют

сопротивление

При отказе участника делать упражнение или вступить в обсуждение руководитель

предлагает ему побыть в роли наблюдателя и включиться

когда тот захочет

Попытки обсуждать

полезность предлагаемого упражнения откладываются до его завершения

Если вся группа

отказывается выполнять упражнение

необходимо предложить ей несколько других на выбор

.

Преобладание на занятиях уныния

раздражения и т

п

негативных чувств может стать поводом для

работы с этими чувствами

.

Поведенческая терапия направлена на корректировку специфических нежелательных

поведенческих паттернов

Наиболее широко применяются следующие методы

: 1) 

отвлечение

(вовлечение в интересное общение

физическую активность

игры

социальные контакты

); 2)

воображение

 (

Пациент

: «

Я не смогу

». 

Терапевт

: «

Вообразите и попробуйте

»).

Используется техника положительного подкрепления по П

Левинсону

 (Lewinsohn, 1975).

Методика основана на следующих принципах

:

пациент активно участвует в терапевтическом процессе

,