Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 4890
Скачиваний: 42
суицида
.
Распространенная врачебная ошибка
—
выдать в это время больному рецепт на большое
количество лекарств
,
достаточное для совершения самоубийства
.
Применяют также лекарственные растения с антидепрессивным действием
:
аралию
,
зверобой
,
астру ромашковую
,
вербену
,
вьюнок полевой
,
герань розовую
,
донник
,
душицу
,
жасмин
,
женьшень
,
кориандр
,
лаванду
,
лимонник
,
мелиссу
,
розу
,
шафран
,
элеутерококк
.
Полезны валериана
,
мята
,
пустырник
,
фенхель
,
хмель
,
кинза
,
укроп
,
петрушка
,
базилик
,
сельдерей
.
Рекомендуется заменить сахар медом
,
есть больше рыбы
,
орехов
,
бобовых и цельных зерен
,
сырых овощей и фруктов
,
принимать витамин С и натуральную пчелиную пыльцу
(
аптечный
препарат
).
При ипохондрической депрессии особенно эффективен отвар из корней цикория
.
Больному советуют больше двигаться
,
увеличить продолжительность сна
,
перед которым
принять теплый душ
,
но не вытирать кожу насухо
.
Временный терапевтический эффект при
аффективном расстройстве имеет депривация
(
лишение
)
сна
.
Для лечения сезонной депрессии
назначают курс прозака от
2
до
4
месяцев
.
Эффективна фототерапия
(
пребывание в солярии
,
освещенном лампами от
2500
до
10 000
люкс
).
Больным рекомендуют не пользоваться
солнцезащитными очками
,
брать отпуск зимой
,
на выходных совершать длительные лыжные или
пешие загородные прогулки
.
В интерьере квартиры желательно использовать светлые обои
,
ковры и
мебель
.
Судорожная терапия применяется при депрессии вне зависимости от того
,
вызваны судороги
электрическим током или коразолом
.
Субконвульсивные электрические стимулы могут привести к
оглушению и амнезии и даже могут удовлетворить желание больного быть наказанным
.
Основным
показанием является лечение тяжелой депрессии
,
особенно сопровождающейся бредом
,
и депрессии
,
резистентной к терапии антидепрессантами
.
Этот метод также используется у пожилых людей
,
у
которых выражены побочные эффекты антидепрессантов и нейролептиков
.
После купирования депрессивной симптоматики продолжают лечение эффективным
антидепрессантом в течение времени
,
вдвое превышающего продолжительность предыдущего
приступа
.
Для предотвращения рецидива назначают поддерживающую терапию в течение
6-12
месяцев
:
при биполярном течении используют соли лития
,
для профилактики депрессивных приступов
используют в период ремиссии финлепсин
.
Психотерапия
.
Больной
,
находящийся в глубокой депрессии
,
не имеет сил для
психотерапевтической беседы
;
безуспешные старания психотерапевта могут усилить у него чувство
неполноценности и вины
.
Попытки развеселить
, «
расшевелить
»
больного совершенно неуместны
.
Более эффективным является тихое
,
сочувственное нахождение рядом с больным
,
чтобы разделить его
страдания и проявить искреннее участие
.
Важнее
,
чем содержание слов
,
становится интонация
—
она
должна напоминать музыку
,
которую предпочитают меланхолики
:
музыку светлой печали
.
При таком
подходе больной чувствует
,
что он не одинок
,
может опереться на понимающего человека и с ним
вместе дождаться
,
пока из-за черных туч снова выглянет солнце
.
Психоаналитическая терапия
.
Е
. Jacobson (1971)
указывает на необходимость утонченной
эмпатической связи между аналитиком и депрессивным клиентом
,
которому нужны относительно
частые и продолжительные встречи в зависимости от его настроения
,
теплое отношение и уважение
—
установки
,
которые не следует путать с чрезмерными добротой
,
симпатией
,
успокоением
.
Депрессивному клиенту нельзя отдавать очень мало или
,
наоборот
,
много
,
поэтому не следует
допускать воцарения бессмысленной тишины или говорить чрезмерно много
,
слишком быстро или
проникновенно
.
Терапия ориентирована на формирование у больного адекватной самооценки и понимания
собственных подсознательных конфликтов и мотиваций
,
которые могут вызывать и поддерживать
депрессию
.
М
.
Кляйн указывает
,
что в терапевтическом плане важно различать
,
страдает пациент от
депрессивной вины или от персекуторной тревоги
.
Приэтом следует учитывать
,
что персекуторный
аспект часто выходит на первый план как экран и защита против лежащих глубже депрессии и вины
.
Большое значение придается анализу негативного переноса
.
Автор пишет
: «
Если аналитик склонен
подкреплять позитивный перенос
,
он избегает того
,
чтобы играть в психике пациента роль
«
плохой
»
фигуры и интроецируется преимущественно как
«
хороший
»
объект
.
Кроме того
,
в некоторых случаях
вера в хорошие объекты может быть укреплена в достаточной мере
,
но при этом очень далека от
стабильности
,
т
.
к
.
пациент не был способен пережить ненависть
,
тревогу и подозрения
,
которые на
ранних стадиях жизни были связаны и с опасными фигурами его родителей
.
И только в процессе
анализа как негативного
,
так и позитивного переноса
,
в результате которого аналитик выступает
попеременно то в роли хорошего
,
то в роли плохого объекта
,
любимой или ненавидимой фигуры
,
то
вызывая восторг пациента
,
то рождая в нем страх
,
пациенту удается проработать
,
а
,
следовательно
,
и
модифицировать ранние стадии тревог
;
уменьшается расщепление между плохими и хорошими
фигурами
,
они становятся более синтезированными
,
то есть агрессия смягчается благодаря либидо
.
Иначе говоря
,
тревога преследования и депрессивная тревога
,
можно сказать
,
ослабляются в самом
своем основании
» (
Кляйн
, 2001,
с
. 336-337).
М.М
.
Решетников
(2003)
перечисляет основные вопросы
,
которые аналитик должен решить в
диагностической стадии
.
Какие нарциссически ценные ожидания пациент не смог реализовать
(начиная с самого раннего детства
)?
Кто для него значимый другой
,
ради которого он живет
,
в ком
нуждается и от которого не получает желаемого отклика
?
Существует ли вина
,
связанная с
подавленной агрессией
,
и если да
,
на кого направлен его гнев и отчаяние и к кому он обращается за
любовью
?
Какие актуальные события предшествовали депрессии
,
и как они могут быть связаны с
событиями раннего детства
,
патологическими паттернами чувств и поведения
?
Основной задачей терапии автор считает доведение до сознания пациента межличностного
смысла и глубинного содержания депрессии
,
после чего пациент переходит от самообвинений к
обвинению значимого другого
.
При этом терапевт должен принять мощные чувства любви и
ненависти
,
которые пациент тут же перенесет на терапевта
.
Автор выделяет следующие стадии
терапии
:
1)
вытеснение интроецированного объекта из Суперэго и восстановление собственного Суперэго
пациента при поддержке Суперэго терапевта
;
2)
ослабление садистически-мазохистической установки и позиции
;
3)
медленная интеграция и укрепление собственного Эго и своей идентичности
;
4)
восстановление более объективной оценки себя и объекта
,
а также способности полюбить
других и себя при одновременной редукции чувства вины и проецировании его вовне
(
в том числе
—
на терапевта
);
5)
переадресация агрессии на объект
(
и временно
—
на терапевта
),
отреагирование негативного
аффекта в терапии и оплакивание его
;
6) «
реинтроекция
»
объекта любви
, «
сепарация
»
от него и постепенный отказ от нарциссической
идентификации с ним
,
открывающие возможность для проработки
;
7)
некоторое повышение общей энергичности личности
;
8)
формирование дифференцированной и адекватной оценки себя и объекта
;
9)
редукция конфликта с нереалистичным Эго-идеалом и ожиданиями
;
10)
обретение новых объектов любви и привязанностей
.
G. Strupp (1975)
разработал кратковременную психодинамическую терапию с акцентом на
отношениях в процессе лечения и парадигме переноса с целью вскрыть и корригировать ранние
конфликты и депрессогенные стереотипы
.
Важными частями терапевтического процесса являются
интерпретации
,
незаметный контроль за поведением пациента
,
непрямое предложение новых способов
переживания и поведения
.
Межличностная терапия
(
МЛТ
)
Дж
.
Клермана и М
.
Вейсмана
(Kler- man, Weissman, Rounsaville,
1984) —
кратковременный
(12-16
недель
)
амбулаторный курс лечения субдепрессий
(
часто в
комбинации с антидепрессантами
).
Эта методика была разработана для больных с непсихотическими
депрессивными расстройствами
.
Она является индивидуальной психотерапией
,
направленной на
улучшение общения и оценки окружающего
,
разъяснение особенностей эмоциональных состояний и
облегчение межличностных контактов
.
Хотя терапия основывается на психодинамической теории
,
центр тяжести переносится с интрапсихических конфликтов на осознание конфликтов с ближайшим
окружением и разрешение их
;
терапевтические отношения строятся по принципу активного
сотрудничества
.
Примером могут служить ролевые обсуждения
(
дискуссии
)
межличностных
нарушений
,
таких
,
как выраженная самозащита при общении
.
Обычно применяется в комбинации с
лечением антидепрессантами
.
Первая стадия терапии посвящена диагностике
,
выявлению особенностей межличностного
конфликта
,
определению срока лечения
,
частоты встреч
.
Пациента информируют о клинике
депрессий
,
их происхождении
,
течении и прогнозе
.
Вместе с пациентом выясняют
,
какая из четырех
основных межличностных тем
(
печаль
,
межличностные конфликты
,
изменение социальной роли и
межличностные дефициты
)
связана с началом депрессивного расстройства
.
Обсуждают план лечения
,
выделяя значение перестройки межличностных отношений
;
при необходимости подбирают
антидепрессанты
.
Вторая стадия является основной
.
Решаются следующие задачи
:
преодоление депрессивного
состояния
,
разрешение межличностных конфликтов
,
приспособление к изменению социальных ролей
значимых других
(
уход повзрослевших детей из дома и т
.
п
.)
и коммуникативный тренинг
.
Психотерапевт активно руководит пациентом
,
поддерживает в решении конкретных проблем
.
Терапевтические взаимоотношения обсуждаются
,
если начинают мешать терапии
.
Если пациент переживает горе в связи со смертью любимого человека
,
терапевт должен
способствовать процессу переживания траура и убедить пациента пересмотреть свои интересы и
отношения
,
которые заменят ему утраченные отношения
.
При наличии межличностного конфликта
необходимо установить характер ссор
,
составить план корректирующих действий и изменить
ожидания человека в связи с конфликтом или изменить стиль общения в целях разрешения конфликта
.
Для гармонизации межличностных отношений с окружающими предпринимаются следующие
шаги
:
1)
построение вместе с пациентом лучшей модели взаимодействия
;
2)
разработка новых стратегий решения актуальных коммуникативных проблем
;
3)
выработка умения лучше преодолевать стрессовые ситуации в межличностном общении
;
4)
перестройка устаревших стереотипов взаимоотношений со значимыми другими
,
не
соответствующих их изменившимся требованиям и новым возможностям пациента
;
5)
активный отказ от изживших себя схем общения в пользу более эффективных
;
6)
закрепление нового стиля общения в различных ситуациях
.
Поскольку после проведения второй стадии терапии межличностные конфликты обычно
сохраняются
,
третья стадия нацелена на диагностику конфликта и улучшение взаимоотношений в
следующих сферах
:
коммуникация
,
половая жизнь
,
регулировка границ интимности и откровенности
,
проблемы власти в семье и достижение социально значимых ролей
.
Изменение социальных ролей
партнеров по общению требует и от пациента смены своей роли
.
При этом решаются следующие
терапевтические задачи
:
1)
человек справляется с потерей и принимает потерю старой роли
;
2)
пациент
начинает рассматривать новую роль в более позитивном свете
;
3)
следом за достижениями при воплощении новой роли восстанавливается самооценка
.
Последний набор целей адресуется пациентам с недостаточным развитием межличностных
навыков
.
В работе с этими людьми терапевт старается уменьшить их социальную изоляцию и
способствовать поиску новых отношений
.
Трансактные аналитики М
.
Гулдинг и Р
.
Гулдинг
(1997)
связывают происхождение суицидогенных установок с Родительским предписанием
«
Не будь
!»,
которое приводит к следующим ранним решениям Ребенка
: I «
Если все пойдет слишком плохо
,
я убью
себя
.
Если ты не изменишься
,
я убью себя
.
Я убью себя
,
и ты пожалеешь об этом
(
или полюбишь
меня
).
Я почти умру
,
и ты пожалеешь об этом
(
или полюбишь меня
).
Я заставлю тебя убить меня
.
Я
докажу тебе
,
даже если это меня убьет
.
Я доведу тебя
,
даже если это меня убьет
».
Цель терапии заключается в принятии Ребенком нового решения никогда
[
не убивать себя
.
Работа начинается с заключения со Взрослым контракта
[
не убивать себя
,
по крайней мере
,
во время
прохождения курса терапии
. {
На втором этапе терапии Ребенок борется против уничтожающего
Родительского предписания и заново решает жить
.
В течение третьего этапа Приспособившийся
Ребенок расстается с представлением о себе
,
как о никчемном и незначительном человеке
,
а
Свободный Ребенок признает свою внутреннюю ценность и объявляет себя достойным жить
.
В
завершающей
,
четвертой стадии терапии пациент становится себе родителем
,
и новый Родитель
любит
]
Ребенка и заботится о нем
.
Когнитивная терапия депрессий
—
краткосрочный курс
,
рассчитан
[
обычно на
20-25
сессий в
течение около
12
недель
.
Когнитивная терапия связывает развитие психических симптомов и
синдромов с привычными ошибками мышления
(
познания
).
Терапия основана на выявлении и
коррекции хронических искажений мышления и неадаптивных установок
,
входящих в когнитивную
депрессивную триаду по А
.
Беку
(
негативный взгляд на мир
,
на будущее
,
на себя
).
Главными задачами
при этом становится осознание
[
правил неверной обработки информации и замена их на правильные
.
А
.
Бек с соавт
. (2003)
выделяют четыре базовые терапевтические мишени
[
при работе с
непсихотической депрессией
,
требующие применения специфических когнитивных подходов
: 1)
астения
(
необходимо поощрение к действию
); 2)
самокритичность
(«
Допустим
,
я совершу такие же
ошибки
,
станете ли вы меня за это презирать
?»); 3)
отсутствие удовлетворенности и удовольствия
(
в
дневнике события дня оцениваются знаками
«+»
и
«-»); 4)
отчаяние и суицид
(
пациенту показывают
неубедительность его представления о ситуации
,
как безвыходной
).
А
.
Бек описывает две наиболее эффективные техники
,
разработанные им для повышения
настроения депрессивных больных
. 1.
Техника учета проявлений активности
.
Пациент записывает все
свои повседневные дела и в конце дня просматривает список
. 2.
Терапия мастерства и удовольствия
.
В
конце дня пациент просматривает список совершенных дел и за каждое дело ставит балл от
0
до
10,
соответствующий степени достижения и удовольствия
.
Применение указанных техник
восстанавливает у больного пробелы в восприятии своего поведения
,
обнаруживает негативные
иррациональные установки типа
:
у меня ничего не получится
,
меня ничего не радует и т
.
п
.
Используются также следующие методы
.
l
Катарсис
.
Пациента побуждают к аффективной вербализации своего состояния и плачу
.
При
этом он начинает себя жалеть
,
отрицание себя заменяется симпатией к себе
.
ч
l
Идентификация
.
Перевод аутоагрессии в гетероагрессию
.
Порицание других вместо
самокритики позволяет
«
выпустить
»
гнев
,
что дает ощущение силы и власти
.
l
Разыгрывание ролей
.
Терапевт жестко критикует пациента
,
используя его манеру
самокритики
.
Пациент осознает перегибы собственной критики
.
l
Три колонки
.
В
1-
й пациент описывает ситуацию
,
во
2-
й
—
возникшие в ней неадаптивные
мысли
,
в
3-
й
—
их сознательную коррекцию
.
Таким образом он исследует свои неадаптивные мысли
,
которыми реагирует на ситуацию или провоцирует ее
,
а также лучше формулирует и систематизирует
адаптивные мысли
.
l
Реатрибуция
(
атрибуция
—
причинное объяснение поведения
).
Пациент
,
обвиняющий во всем
себя
,
ищет другое объяснение события
,
перебирая все его возможные причины
.
Благодаря этому
восстанавливается адекватное тестирование реальности и восстанавливается самооценка
.
l
Переопределение
.
Например
, «
никто не уделяет мне внимания
»
переформулируется как
«
я
нуждаюсь в чьей-то заботе
».
Пациент более точно и открыто определяет свою проблему
.
Н.Г
.
Гаранян и А.Б
.
Холмогорова
(1996)
начинают терапию с принятия пациентом безусловного
положения
: «
Чтобы изменить чувства
,
надо изменить вызвавшие их идеи
».
Авторы выделяют четыре
этапа терапии
.
1.
Идентификация неадаптивных мыслей методом сократовского диалога
(
майевтика
—
греч
.
повивальное искусство
):
вопросы ставятся таким образом
,
чтобы пациент давал лишь положительные
ответы и сам пришел к принятию суждения
,
которое в начале беседы не принимал или не понимал
.
2.
Отдаление
:
перевод эгосинтонных мыслей в эгодистонные
.
3.
Проверка обоснованности неадаптивных мыслей с использованием поведенческих техник
.
4.
Замена неадаптивных мыслей на адаптивные
.
Используются специфические когнитивные методы
:
l
декатастрофикация
(
коррекция масштаба переживаний
);
l
сравнение с другими людьми
;
l
выявление логического несоответствия
;
l
поощрение заочной вербальной гетероагрессии
(
при аутоагрессии
);
l
метод
«
трех колонок
»
А
.
Бека
;
l
переопределение
(
с негативных формулировок проблемы на позитивные
);
l
децентрация
(
наблюдение за окружающими вместо тревожного ожидания неудачи
).
Пациентам важно также научиться навыкам уверенного и эмпатического общения с помощью
ассертивного и сенситивного группового тренинга
.
Полезными оказывается знакомство с библейскими
заповедями
: «
Во дни благополучия пользуйся благом
,
а во дни несчастия размышляй
»; «
От скорби
происходит терпение
,
от терпения опытность
,
от опытности надежда
»; «
Время плакать
,
и время
смеяться
;
время сетовать
,
и время плясать
».
Рационалъно-эмотивная терапия
(
РЭТ
)
Альберта Эллиса
(1994, 2002).
Человек по Эллису от
рождения склонен мыслить иррационально
.
С другой стороны
,
он способен корригировать
собственное мышление
.
Автор выделяет типичные иррациональные убеждения
,
которые становятся
терапевтическими мишенями
.
-
существует жестокая необходимость быть любимым или одобряемым каждым человеком в
значимом окружении
;
-
каждый должен быть компетентным во всех областях знаний
;
-
большинство людей аморальны и достойны презрения
;
-
произойдет катастрофа
,
если события пойдут не так
,
как запланировал человек
;
-
человеческие несчастья обусловлены внешними силами
,
которые почти не поддаются
контролю человека
;
-
если существует опасность
,
не стоит пытаться ее преодолеть
;
-
легче избегать жизненных трудностей
,
чем взаимодействовать с ними и нести за них
ответственность
;
-
слабый всегда зависит от сильного
;
-
прошлая история человека должна влиять на его поведение сейчас
;
-
не следует беспокоиться о чужих проблемах
;
-
надо отлично решать все проблемы
,
иначе произойдет катастрофа
;
-
если человек не контролирует свои эмоции
,
ему нельзя помочь
.
Эллис вывел широко известную формулу поведения
« ABCDE»,
где
А
— antecedents (
что предшествовало поведению
),
В
— behavior (
поведение и сопровождающие мысли и чувства
),
С
— consequences (
последствия поведения для пациента и его окружения
),
D —
дискуссия
,
Е
—
эффект
.
Например
,
отвергнутый
(
А
)
любовник дополнительно к рациональному
(
В
)
переживанию
события находится под влиянием иррациональных мыслей
(
С
): «
Значит
,
я ничего не стою
;
любая
женщина отвергнет меня
;
я должен был лучше стараться
;
я заслужил такое наказание
».
Терапевт
показывает ему
,
что не вызывающее событие А привело к нарушениям С
,
а иррациональные мысли В
.
На этапе
D
иррациональные убеждения пациента подвергаются сомнению
: «
Действительно ли
отвержение является катастрофой
?
Как оно может уменьшить мою значимость
?
Где доказательства
того
,
что я не смогу понравиться ни одной женщине
?
Почему я обязан был еще больше стараться
?
По
какому закону меня можно осудить за случившееся
?»
На этапе Е иррациональные мысли заменяются
рациональными
: «
Ситуация очень неприятна
,
но не катастрофична
;
я не являюсь ничего не значащим
,
если не думаю о себе так
;
наверняка в будущем я кому-то понравлюсь
;
никто не требует насильно
быть милым
;
нет закона
,
осуждающего за отвергнутую любовь
».
Терапия проводится как индивидуально
,
так и в РЭТ-группах и фокусируется на опознании
иррациональных установок
,
ведущих к патологическим эмоциональным и психосоматическим
реакциям
,
конфронтации с данными установками
,
их пересмотре и закреплении рациональных
установок
.
На первом этапе терапии достигается тарификация
(
прояснение
,
англ
.) —
выявление наиболее
значимых параметров вызывающих событий
.
Дифференцируются события
,
которые могут и которые
не могут быть измерены
.
Достигается осознание системы оценочных когниций
,
затрудняющих
разрешение конфликта
,
происходит перестройка данной системы и принятие решения об изменении
ситуации
.
Второй этап
—
идентификация следствий
(
прежде всего
—
аффективных их аспектов
).
Цель
этого этапа
—
выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие
.
Терапевт наблюдает за
экспрессивными реакциями пациента при рассказах о событии
,
дает ему обратную связь
,
говоря о
своем восприятии упомянутых реакций
,
высказывает предположение о чувствах и мыслях у типичного
индивида в подобной ситуации
.
Выявляются иррациональные установки
:
катастрофические
,
обязательного долженствования
,
обязательного удовлетворения своих потребностей
,
глобальные
оценочные установки и т
.
д
.
Имеются в виду прежде всего убеждения в том
,
что человеку жизненно
необходимы всеобщее одобрение и любовь
,
что он должен быть компетентным во всем и всегда
добиваться любых целей
.
Заключительный этап
—
реконструкция иррациональных установок
,
которая проводится на трех
уровнях
:
когниций
,
воображения и прямого действия
.
Большое значение имеют самостоятельные
задания
,
способствующие закреплению адаптивного поведения
.
Участникам группы предлагают вести дневник
,
в котором они обсуждают проблемы
,
возникающие в процессе выполнения домашних заданий
,
и затем предлагают группе вместе
поработать над ними
.
Домашнее задание необходимо тщательно индивидуализировать с учетом
текущих возможностей индивида и особенностей его окружения
.
Независимо от целей тренинговой
группы
,
она включает такие компоненты
,
как учебная модель
,
постановка цели
,
измерение и оценка
.
Учебная модель предусматривает отношение к участникам группы не как к пациентам
,
а как к
учащимся
.
Вместо исследования проблемных форм поведения руководитель предлагает упражнения
по тренировке недостающих навыков
.
Постановка цели происходит совместно с терапевтом
,
который
активно руководит группой
,
планируя каждое задание в связи с намеченной целью
,
и ориентирует
участников на ее достижение
.
Измерение и оценка с помощью различных тестов и приборов
производятся на протяжении всей работы
,
что позволяет ставить адекватные задачи и объективировать
достижения
.
В тренинговой группе не прибегают к интерпретациям
,
игнорируют переносы
,
не анализируют
сопротивление
.
При отказе участника делать упражнение или вступить в обсуждение руководитель
предлагает ему побыть в роли наблюдателя и включиться
,
когда тот захочет
.
Попытки обсуждать
полезность предлагаемого упражнения откладываются до его завершения
.
Если вся группа
отказывается выполнять упражнение
,
необходимо предложить ей несколько других на выбор
.
Преобладание на занятиях уныния
,
раздражения и т
.
п
.
негативных чувств может стать поводом для
работы с этими чувствами
.
Поведенческая терапия направлена на корректировку специфических нежелательных
поведенческих паттернов
.
Наиболее широко применяются следующие методы
: 1)
отвлечение
(вовлечение в интересное общение
,
физическую активность
,
игры
,
социальные контакты
); 2)
воображение
(
Пациент
: «
Я не смогу
».
Терапевт
: «
Вообразите и попробуйте
»).
Используется техника положительного подкрепления по П
.
Левинсону
(Lewinsohn, 1975).
Методика основана на следующих принципах
:
пациент активно участвует в терапевтическом процессе
,