Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 4899
Скачиваний: 42
сформировалось доверие к себе
,
возникло возвращение к амбивалентной зависимости от груди
.
Мелани Кляйн разделяет депрессивную вину на страх за любимый объект
,
лежащий в основе
выдвинутой
3.
Фрейдом и К
.
Абрахамом аутоагрессивной концепции депрессии
,
и персекуторную
тревогу
.
Она указывает
,
что хороший объект вызывает чувство зависти
,
то есть оральную агрессию с
желанием поглотить и уничтожить этот объект
.
Символически эта цель достигается с помощью
интернализации объекта
.
Агрессивное отношение к объекту вызывает страх лишиться его
,
который
порождает потребность возместить нанесенный в воображении ущерб
.
В защите от страха наказания
участвуют также отрицание причиненного ущерба
,
идеализация и контроль за внешними и
внутренними объектами
.
Если эти защиты от персекуторной тревоги оказываются недостаточными
,
они приобретают характер маниакальных
.
Чувства и фантазии о страданиях объекта отщепляются
,
отрицаются и подавляются
.
Депрессивные чувства заменяются отрицанием значимости объекта и
триумфом над ним
,
презрением и обесцениванием
.
Появляется безразличное или циничное отношение
к нему
,
может заблокироваться сама способность любить
.
Вместо нее возникает сексуальная
расторможенность в виде навязчивой мастурбации у ребенка или промискуитета у взрослого
маниакального больного
.
Маниакальные защиты охраняют Эго от переживания депрессии
,
но
одновременно препятствуют переработке депрессивных чувств
,
создавая тем самым порочный круг
,
в
котором чередуются депрессивные и маниакальные состояния
.
Г
.
Аммон
(1995)
описывает нарциссическую депрессию
,
когда больной пытается получить
любовь
,
которую не может дать сам
.
В результате неудачи он прибегает к
«
деструктивному
отмежеванию вовнутрь
»,
которое проявляется в виде внутренней пустоты с отказом действовать
,
реагировать
,
испытывать потребности
,
желания и фантазии
,
вступать в контакт с людьми и
собственным бессознательным
.
Это защищает его от дезинтеграции личности и суицида
.
Суицид
Аммон называет
«
попыткой первично-процессуальной защиты
»
от страха
,
связанного с
бессознательным конфликтом идентичности
.
Страх возникает при появлении
«
требования к
отграничению собственной идентичности
»,
которое воспринимается как невыносимая угроза
.
Конфликт идентичности является результатом нарушения раннего развития Я
,
создающего
нарциссический дефицит
, «
дыру в Я
».
Ставрос Менцос
(2001)
выделяет следующие реакции на фрустрацию при аффективных
расстройствах
.
l
Угрожающее снижение чувства собственного достоинства
,
которое проявляется как упорное
чувство собственной несостоятельности
,
а также бред греховности и обнищания
.
l
Обратная реакция
—
компенсаторное и/или маниакальное самовозвеличивание
,
проявляющееся как реактивация грандиозного или всемогущего Суперэго
.
l
Состояния агрессивности
,
ажитации
,
озлобления
(
ажитированная депрессия или гневная
мания
).
l
Уклон в соматизацию
,
способствующий развитию психосоматических болезней
.
l
Суицидальные тенденции как спасение от угрозы полного отвержения собственного
«
Я
».
Автор рассматривает депрессию как подавление фрустрационной агрессии и опережающее
самообесценивание
.
Психомоторная заторможенность и стремление к уединению несут защитную
функцию
(«
обезболивание апатией
»).
Депрессивный бред усиливает влияние Суперэго
,
под его
влиянием человек убеждает себя
,
что является скверным грешником
,
благодаря чудовищному
самоунижению и самонаказанию он пытается примириться с Суперэго
.
Маниакальную
расторможенность автор истолковывает как всеобщее отрицание пониженной самооценки и душевной
боли
.
Эта защита не только подавляет противостоящие внутрипсихические силы
,
но и способствует
возникновению мегаломанического
(
грандиозного по масштабу
)
бреда
.
М.М
.
Решетников
(2003)
выделяет следующие психодинамические механизмы депрессии
.
А
.
Бессознательные
(
формирующие механизмы депрессивного реагирования
):
1)
утрата объекта любви
;
2)
формирование реакции на утрату объекта любви
;
3)
интроекция объекта любви и нарциссическая идентификация с ним
;
4)
нарушение дифференцированной и адекватной оценки себя и объекта
;
5)
генерация агрессии
,
направленной на объект
,
но переадресованной на себя
;
6)
фрагментация и ослабление Эго
,
возможно
—
опустошение Эго
;
7)
утрата способности любить
(
других и себя
)
в сочетании с чувством вины
;
8)
переход функций интроецированного объекта из Эго в Суперэго и трансформация последнего
в карающую инстанцию
.
Б
.
Сознательные
(
запускаемые конкретной психотравмирующей ситуацией
):
9)
появление ощущений
,
связанных с
«
беспричинной
»
душевной болью
;
10)
обобщенное обращение всех враждебных чувств к объекту на себя
;
11)
разрушение катексированного образа себя и своей идентичности
;
12)
углубление конфликта с нереалистичным Эго-идеалом и ожиданиями
;
13)
формирование садистически-мазохистической установки и позиции
;
14)
развитие дефекта самооценки
,
не имеющей никаких внешних источников
«
подпитки
»;
15)
снижение общей энергетики личности
;
16)
вынужденный частичный или полный отказ от активной деятельности
.
Автор подчеркивает межличностный характер депрессии и указывает на возможность ее связи не
только с орально-садистической фазой по представлениям К
.
Абрахама и М
.
Кляйн
,
но и с эдиповым
конфликтом
.
Так
,
некоторые женщины не могут установить отношений с мужчинами из-за
амбивалентных чувств к соперничающей материнской фигуре
,
которой они сочувствуют и боятся
.
Мужчина с эдиповой по своей природе депрессией также может переносить на соперника сильную
привязанность к отцу в сочетании с разочарованием в нем
.
Даниель Хелл
(1999)
отмечает
,
что партнеры депрессивных больных чаще Других окружающих
критикуют больного супруга
,
проявляя тенденцию самоутверждаться за его счет
.
Автор описывает
порочный круг
,
развивающийся обычно между депрессивным больным и его партнером
.
Больной
(
Б
)
угнетен
,
раздражен
—
партнер
(
П
)
пытается противодействовать уговорами
,
призывами
.
Б реагирует
медленно
,
не может выполнить просьбу
—
П впадает в уныние
,
становится несдержанным
,
требовательным
,
испытывает чувства враждебности и вины
.
Б чувствует себя непонятым
,
уединяется
—
у П постепенно нарастает напряженность
,
он проявляет противоречивые реакции сближения
-
отстранения
.
Б становится все более беспомощным
,
трудно доступным для общения
,
обвиняет себя
—
П реагирует
,
исходя из повышенных требований к себе в целях самозащиты
,
контролирует Б
,
который
становится заторможенным
,
замкнутым и вследствие этого менее чувствительным
.
Автор указывает
,
что при переживании утраты
«
депрессивная защита
,
словно панцирь
,
сковывает свободу двигательных
актов
».
Оцепенение играет в таких случаях положительную роль
,
блокируя возможность
суицидальных действий на период переработки утраты
.
P. M. Lewinsohn (1974)
указывает на значение социальной дезадаптации в начале развития
депрессии
.
Постепенное снижение положительной стимуляции
(
уменьшение приятных или
увеличение неприятных событий
)
приводит к снижению настроения и самообвинению
.
Если
начинается депрессия
,
то вторичная выгода
(
положительная стимуляция симпатией
,
вниманием и т
.
д
.)
усиливает состояние до уровня клинически выраженной депрессии
.
Согласно теории приобретенной беспомощности Мартина Селигмана
(Seligman, 1975),
в
формировании депрессии участвует неспособность человека контролировать жизненные события
.
Автор предположил
,
что встреча с неконтролируемыми событиями приводит к когнитивной и
эмоциональной недостаточности
,
которая в результате вызывает
«
приобретенную беспомощность
».
События развиваются следующим образом
.
При неудачной попытке достичь желанной цели человек
переживает фрустрацию
;
ему кажется
,
что дальнейшие усилия бессмысленны
;
у него появляется
чувство беспомощности
.
Подтверждается ранее существовавшая у него убежденность
,
что его
поступки не получат положительного подкрепления
,
и человек уменьшает количество попыток
,
направленных на улучшение своего положения
.
В конечном счете у него возникает чувство общего
бессилия и депрессия
.
К
.
Дернер и У
.
Плог
(1997)
перечисляют следующие отказы
,
характерные для развития
депрессии
:
возникающие при выборе пути
,
профессиональной адаптации
;
при идентификации с
идеализированным любовным объектом с утратой аутоидентификации
;
связанные с уходом из
родительской семьи и добрачной компании при вступлении в брак
;
возникающие при невозможности
достичь интимности в супружестве или победить брачного партнера с целью самоутверждения
.
Обязательной составной частью депрессии является печаль
,
которая возникает в результате
действительной или воображаемой утраты
,
угрожающей безопасности
,
благополучию и
самоуважению человека
.
Предрасположенность к печали формируется на оральной стадии
,
в период
максимальной беспомощности и зависимости младенца
.
Печаль является основным компонентом
переживания траура
.
При переживании утраты происходит идентификация с утраченным объектом с
регрессом на орально-садистическую стадию с ее фрустрациями
,
когда ребенок испытывает к матери
амбивалентные чувства любви и ненависти
.
В результате появляется чувство гнева
.
Однако суровое
Суперэго наказывает человека при каждом появлении агрессивных побуждений чувством вины за
повышенные претензии
«
Я
».
Чувство вины трансформирует агрессию в аутоагрессию
.
При этом
наблюдается
,
в частности
,
отказ от пищи
,
который толкуется как выражение вытесненного орального
либидо с его деструктивными тенденциями
.
Дополнительной защитой от агрессивных импульсов
служит страх действия
,
блокирующий мотивационно-волевую сферу
.
Переживание своей
несостоятельности в ситуации утраты приводит к развитию тревоги
,
которая ведет свое
происхождение из сепара
-
ционного синдрома маленького ребенка
.
Снижение самооценки
сопровождается переживанием стыда как показателя чувства неполноценности
.
Кроме того
,
используются следующие Эго-защиты
:
формирование реакции
,
изоляция аффекта
,
уничтожение
сделанного
.
Ряд депрессогенных установок основаны на
«
тирании долженствования
»
по Карен Хорни
(1993).
Наиболее распространенные долженствования таковы
.
1.
Я должен быть самым щедрым
,
тактичным
,
благородным
,
мужественным и самоотверженным
.
2.
Я должен быть идеальным другом
,
любовником
,
супругом
,
родителем
,
студентом
,
учителем
.
3.
Я должен справляться с любым затруднением с полным самообладанием
,
4.
Я должен быть способен быстро найти решение любой проблемы
. -}
5.
Я никогда не должен страдать
;
я всегда должен быть счастливым и безмятежным
.
6.
Я должен все знать
,
понимать и предвидеть
.
7.
Я должен всегда владеть собой
,
я должен всегда управлять своими чувствами
.
8.
Я должен считать виновным себя
,
я не должен никогда и никому причинять боль
.
9.
Я никогда не должен испытывать усталость или боль
.
10.
Я должен быть всегда на пике продуктивности
.
Фридрих Ницше описал процесс преодоления подобной тирании во время своей депрессии
,
которая научила его терпению и выжиданию
.
В вынужденном бездействии Ницше пришлось
сосредоточить все внимание на подавленных обычно чувствах и мыслях
,
на своей Самости
.
Благодаря
этому его страдания обрели смысл
,
и он нашел в себе самом столько счастья
,
как никогда
.
Райнер Телле
(1999)
указывает
,
что больные дистимией часто воспитываются по типу тревожной
гиперопеки
,
которая оберегает ребенка от опасностей окружающего мира
,
но делает его зависимым
,
ранимым и несамостоятельным
.
Обычно подобная гиперопека отражает вытесненные агрессивные
тенденции матери по отношению к ребенку и направлена на запрет проявлений враждебных чувств с
обеих сторон
.
Ребенку разрешено испытывать лишь страх и чувство вины
.
Так агрессия ребенка
трансформируется в ге-тероагрессию
,
и у него формируется амбивалентный конфликт между
потребностью в независимости и страхе разлуки
.
Впоследствии даже при угрозе отвержения возникает
глубокая нарциссическая обида
,
появляются враждебные чувства к объекту зависимости
,
которые
обращаются против пациента в форме самообвинений
.
Вальтер Бройтигам
(1999)
подчеркивает
,
что больные депрессией обнаруживают оральную
зависимость от идеализируемого объекта
,
в том числе от врача
.
При этом больной колеблется между
безотказным пассивным поведением
,
не откликающимся лишь на предложение принять помощь
,
и
упорными активными тенденциями
,
отражающими поиск признания
.
Он предпочитает угождать
другим и защищать их
.
Своим безупречным образом жизни больной старается отвергнуть таящиеся в
нем агрессивные тенденции
.
Став ненужным
,
больной лишается своей обычной защиты
,
и агрессия
обнаруживается в виде самоупреков
.
Внимание врача к страданиям больного в какой-то степени
компенсирует ему утраченные отношения
,
подкрепляя тем самым механизм депрессии
.
Аарон Бек
(2003)
предложил когнитивно-бихевиоральную модель депрессии
,
в которой она
рассматривается как логическое следствие негативных схем познания
,
при которых образ Я
,
жизненный опыт и будущее рассматриваются
«
через черные очки
».
Эти схемы формируются на
ранних этапах жизни и могут активизироваться жизненными ситуациями или стрессом
.
Автор описал
когнитивную депрессивную триаду
:
негативное отношение к самому себе с самообвинениями
;
негативная интерпретация жизненного опыта с переоценкой прошлого
;
пессимистический взгляд на
будущее
.
А
.
Бек обнаружил в происхождении депрессии патогенную роль следующих когнитивных
нарушений
:
l
функциональная фиксация
(
снижение активности мышления
,
его стереотипность вследствие
«связанности
»
мышления прошлым опытом
);
l
избирательность памяти с акцентом на негативные аспекты прошлого опыта
;
l
произвольность выводов
—
формирование их в отсутствие достаточных фактических данных
;
l
избирательная абстракция
,
когда целостное представление о ситуации формируется на основе
одного
,
вырванного из контекста элемента с игнорированием остальных
;
l
сверхгенерализация
—
формирование обобщающего вывода на основании единичного случая
;
«максимизация-минимизация
» —
приписывание ситуации или ее аспектам неадекватно
преувеличенного или преуменьшенного значения
.
Автор выделяет установки
,
предрасполагающие к развитию депрессивных переживаний
. «
Чтобы
быть счастливым
,
я должен быть удачливым во всех начинаниях
.
Чтобы чувствовать себя счастливым
,
меня должны понимать
(
любить
,
восхищаться
)
все и всегда
.
Если я не достиг вершины
,
то потерпел
провал
.
Как чудесно быть популярным
,
известным
,
богатым
;
ужасно быть неизвестным
,
посредственным
.
Если я допускаю ошибку
,
значит
,
я глуп
.
Моя ценность как личности зависит от того
,
что думают обо мне другие
.
Я не могу жить без любви
.
Если моя супруга
(
возлюбленная
,
родители
,
ребенок
)
не любит меня
,
значит
,
я ни к чему не годен
.
Если кто-то со мной не соглашается
,
значит
,
он
не любит меня
.
Если я не использую каждый шанс для собственного продвижения
,
то позже я об этом
пожалею
».
В свою очередь
,
в формировании перечисленных когниций выявлено участие следующих
онтогенетических факторов
:
-
утрата одного из родителей в детстве
,
после чего человек любые утраты интерпретирует как
необратимые
,
вызывающие чувство потери контроля над событиями и небезопасности
;
-
опыт ранней сепарации и
,
соответственно
,
переживания в детстве сепарационной тревоги
;
-
опыт небезопасной привязанности в раннем детстве
,
чаще всего
—
к тревожной или
отвергающей матери
,
неспособной обеспечить чувство безопасности
;
-
наличие родителя
,
убежденного в своей неполноценности
,
и/или имеющего жесткую
,
ригидную
систему убеждений и правил
;
эти установки перенимаются ребенком на основе моделирования и
социальной идентификации
;
-
негативный опыт общения со сверстниками
,
братьями и сестрами
;
дефицит социального опыта
и социальных навыков
; —
все это препятствует эмпирической проверке и переоценке ранних детских
убеждений
;
-
физический дефект
(
избыточный вес
,
ношение очков и т
.
п
.)
формирует низкую самооценку
,
а
личностная защита в форме избегания контактов препятствует проверке и изменению детских
коммуникативных схем
.
А
.
Холмогорова и Н
.
Гаранян
(1999)
связывают депрессивные и тревожные расстройства с
культами успеха и достижений
,
силы и конкурентности
,
рациональности и сдержанности
,
характерными для нашей современной культуры
.
Авторы отмечают эффект обратного действия
сверхценной установки
:
культ успеха и достижения
,
при его завышенной значимости
,
ведет к
депрессивной пассивности
,
культ силы
—
к тревожному избеганию и ощущению беспомощности
,
культ рассудка
—
к накоплению эмоций и разрасганию их физиологического компонента
.
Запрет на эмоции блокирует рефлексию
,
без которой невозможен самоанализ
,
он подменяет ее
усыпляющим самообманом
,
о чем ярко пишет Макс Фриш
: «
У большинства из нас имеются чувства
,
которые мы предпочли бы не иметь
.
Существуют два выхода
,
и оба никуда не ведут
:
либо мы
,
насколько возможно
,
подавляем наши примитивные эмоции
,
рискуя при этом и вовсе убить мир своих
чувств
,
либо называем недостойные чувства другими именами
—
налепляем на них фальшивый ярлык
,
угодный нашему сознанию
.
Чем утонченнее и изощреннее наше сознание
,
тем многочисленнее
,
тем
благороднее лазейки
,
которые мы изыскиваем
,
тем остроумнее самообман
.
Завышенные требования к
себе обязательно приводят к необоснованным угрызениям совести
:
один ставит себе в укор
,
что он не
гений
,
другой
,
что
,
несмотря на все старания
,
не стал святым
.
Сознавая свои поражения
,
мы
,
однако
,
не понимаем их как сигналы
,
как симптомы неправильного устремления
,
уводящего нас прочь от себя
,
странным образом наше тщеславие направлено не на сближение с собой
,
а на дальнейший разрыв
».
ТЕРАПИЯ
Эмоция перестает быть страстью
,
как только мы придаем ей ясный и понятный смысл
.
Спиноза
Биологическое лечение
.
Неопытный врач может поверить депрессивному больному
,
что лечение
антидепрессантами
,
проводимое ему в прошлом
,
оказалось неэффективным
.
Подобные утверждения
связаны с негативной оценкой больным своего прошлого и не должны приниматься на веру
.
Наиболее
эффективную терапию при эндогенной депрессии помогает выбрать седуксеновый тест
—
внутривенное введение
20-40
мг
0,5%
раствора седуксена
.
Если после вливания депрессивные
переживания на время исчезают
,
то показаны противотревожные средства
(
амитриптилин
,
триптизол
),
если же симптомы сохраняются
,
то более эффективен мелипрамин
.
Наибольшее распространение для лечения депрессивных состояний получили трициклические
антидепрессанты благодаря их воздействию как на тоску
,
так и на тревогу
.
К ним относятся
мелипрамин и амитриптилин
,
терапевтический эффект которых начинает проявляться в течение
1-3
недель
.
Трициклические антидепрессанты обладают холинолитической активностью
.
В результате
этого они могут вызвать нарушение четкости зрения
,
сухость во рту
,
головокружение
,
тахикардию и
сильное сердцебиение
.
Они часто вызывают запоры
,
более тяжелыми побочными эффектами являются
задержка мочеиспускания и паралич подвздошной кишки
.
и
.
Г.А
.
Скибина и И.В
.
Полякова
(1990)
для скорейшего купирования острого аффективного
напряжения и блокады активных суицидальных тенденций считают целесообразным применение
психотропных препаратов
,
дающее быстрый седативный
,
антидепрессивный
,
стабилизирующий
эффект
.
В клинической картине суицидоопасных депрессий обычно превалирует тревожно
-
депрессивный синдром
,
который купируют комбинацией малых и средних доз антидепрессантов
(пиразидол
,
азафен
,
герфонал
,
амитриптилин
)
и транквилизаторов с седативным действием
(феназепам
,
элениум
,
седуксен
).
При дезорганизации поведения используют нейролептики тормозного
действия
:
тизерцин
,
хлорпротиксен
,
терален
,
сонапакс
.
В стационарных условиях предпочтительнее
парентеральное введение препаратов
.
При астено-депрессивном синдроме
,
присущем отставленным психогенным депрессиям
,
назначают комбинацию антидепрессантов
(
пиразидол
,
азафен
,
петелил
),
малых или средних доз
транквилизаторов со стимулирующим действием
(
грандаксин
,
рудотель
,
фризиум
)
и ноотропов
(ноотропил
,
пантогам
,
энцефабол
),
а также проводят курс общеукрепляющей терапии
(
витамины
,
алоэ
,
ретаболил
).
Антидепрессанты со стимулирующим эффектом
(
мелипрамин
,
анафранил
,
нуредал
)
и
психостимуляторы
(
сиднокарб
)
могут усиливать тревогу и активизировать суицидальные тенденции
.
Тревожные депрессии требуют интенсивной терапии высокими дозами амитриптилина
.
Необходимо учитывать
,
что амитриптилин в начале лечения и при резком повышении доз особенно
часто ухудшает самочувствие больных
,
которые прекращают прием лекарств и утрачивают доверие к
врачу
.
Это приводит к резкому обострению суицидоопасных тенденций
,
и зачастую больные
используют для отравления именно лекарственные препараты
.
При преобладании психомоторной заторможенности
,
тоски
,
апатии и психической анестезии
показаны сочетания амитриптилина
,
герфонала и мелипрамина
.
Чтобы высокие дозы мелипрамина не
усилили тревоги
,
используется капельное внутривенное введение
,
а также комбинация с эглонилом и
малыми дозами стелазина или этаперазина
.
Для купирования суицидоопасных депрессий в
инволюционном возрасте применяют сонапакс
,
терален
,
хлорпротиксен
,
пропазин на фоне сосудистых
средств и ноотропов
.
Аффективные реакции дезорганизации с внезапным появлением идеи суицида характерны для
психопатических лиц возбудимого и истероидного круга
,
а также для лиц с отдаленными
последствиями органического поражения ЦНС
.
Быстрое купирование подобных состояний требует
применения на Короткое время нейролептиков
(
аминазина
,
тизерцина
,
галоперидола
).
В дальнейшем
при ведущем истеро-депрессивном синдроме назначают Небольшие дозы антидепрессантов в
сочетании с неулептилом и сонапаксом Или высокими дозами феназепама и седуксена
.
М.Б
.
Данилова и Т.И
.
Пепеляева
(1987)
рекомендуют на начальном этапе терапии
суицидоопасных депрессий назначать эглонил
,
который быстро проявляет стимулирующий эффект
,
улучшает умственную работоспособность
,
общительность и потенцирует действие антидепрессантов
.
Больные становятся доступнее психотерапии
,
оптимистичнее
,
что снижает суицидальный риск
.
Выписка больных из стационара осуществляется лечащим врачом совместно с заведующим
отделением на основании следующих критериев
.
1.
Выход из болезненного состояния
,
обусловившего суицидальное поведение
,
с появлением
критики к совершенным суицидальным действиям
.
2.
Разрешение психотравмирующей ситуации путем нейтрализации неблагоприятных факторов
среды и переориентации личности в плане утверждения ее жизненных позиций
.
3.
Создание оптимального микроклимата в ближайшем окружении больного
(
семья
,
производство
,
сферы общения
),
в которое он попадает после выписки
.
4.
Возможность возвращения больного к прежней работе или поиск путей социально-трудовой
реабилитации
.
Для предотвращения рецидивов необходима поддерживающая терапия в течение
6
месяцев
,
при
биполярном течении используют соли лития
.
В смешанных случаях применяют пиразидол и азафен
,
при наличии фобий и навязчивостей
эффективен анафранил
.
Эти препараты могут вызвать нарушение четкости зрения
,
сухость во рту
,
головокружение
,
тахикардию и сильное сердцебиение
.
Они часто вызывают запоры
,
более тяжелыми
побочными эффектами являются задержка мочеиспускания и паралич подвздошной кишки
.
Об этих
побочных эффектах следует предупредить больного и использовать их как доказательство действия
препарата
.
Более мягкими препаратами широкого спектра являются лудиомил
,
герфонал
,
паксил
,
феварин
,
коаксил
,
леривон
,
ремерон
,
ципрамил
,
прозак
(
отечественный аналог
—
профлузак
).
При
болях дополнительно назначают сонапакс
,
при желудочно-кишечных дисфункциях
—
хлорпротиксен
,
эглонил
.
Терапевтический эффект антидепрессантов начинает проявляться в течение
1-3
недель
,
при этом
первыми устраняются нарушения сна и аппетита
,
затем уходит адинамия
,
и лишь в последнюю
очередь
—
психологический компонент депрессии
.
Поскольку возвращение прежнего уровня энергии
обычно происходит на фоне сохраняющейся меланхолической безнадежности
,
это повышает риск