Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 5053
Скачиваний: 42
психотерапевт вдохновляет пациента на позитивную активность
,
используются последовательные и
специальные задания
,
пациенты учатся регулировать свое настроение и управлять им
,
увеличивается
количество приятных событий
,
уменьшается число неадаптивных поступков
,
приобретаются
когнитивные и социальные навыки
.
При этом большое значение придается обучению родственников и партнеров больного
положительной обратной связи
.
С больным проводят тренинг основных социальных навыков
,
которые
должны позволить ему эффективно использовать потенциальные подкрепляющие стимулы
.
Обеспечивают повышение частоты позитивного подкрепления не только в социальной сфере
,
но и во
время работы и досуга
.
Важной частью метода является ежечасное протоколирование пациентом
деятельности
,
которой он занимается
,
с одновременной оценкой своего настроения
.
При неглубоко
соматизированной
(
маскированной
)
депрессии используются также гипнотерапия и арттерапия
.
Тренинг умений
.
Для пациентов
,
которые не могут выразить или проконтролировать гнев
,
страдают из-за низкой самооценки и невозможности постоять за себя или учесть интересы других
,
особенно полезным является обучение уверенности в себе
—
ассертивный тренинг
.
По Келли
,
в основе
уверенного поведения лежат следующие неотъемлемые права человека
:
право на одиночество
,
независимость
,
успех
;
право на выслушивание его и принятие всерьез
;
право на получение того
,
что
заработано
(
оплачено
);
право на отказ выполнить просьбу
,
не испытывая чувства вины и эгоизма
;
право самому обращаться с любыми просьбами
;
право делать ошибки и самому отвечать за них
;
право
не быть напористым
.
Обучение начинается с оценки степени уверенности в себе
.
Пациенту предлагают составить
подробный перечень пугающих социальных ситуаций
,
определить жизненные поведенческие реакции
,
разработать совместно с терапевтом поэтапную программу упражнений
(
заключается индивидуальный
договор
).
Он должен выполнять эти упражнения вначале мысленно
,
затем с партнером во все более
трудных ситуациях
;
затем нужно закрепить навык и перенести его в критическую ситуацию
,
моделируя
«
по обстоятельствам
».
Ему следует научиться снимать чрезмерное напряжение с помощью
релаксации и самоинструкций
,
использовать для обратной связи рассказ партнера о производимом
впечатлении
(
особенно в отношении невербального поведения
),
приступать к более сложной ситуации
лишь при стабильном совладании
(
копинге
)
с прорабатываемой
,
постоянно закреплять успех через
повторение
.
Применяется метод самоконтроля
,
когда ежедневно заполняется журнал домашней
работы
.
Навыки уверенного общения вырабатываются по методу репетиции поведения
,
с помощью
структурных ролевых игр
(
Лазарус
, 2001;
Ромек
, 2002). A. Lange, P. Jakubowski (1976)
выделяют
четыре типа современных ассертивных групп
:
центрированные на ролевых играх
,
темоцентрические
,
комбинированные
(
с тренингом самосознания и коммуникативных навыков
,
с трансактным анализом
),
а также неструктурированные группы
,
ориентированные на текущие индивидуальные проблемы
участников
.
Авторы выделяют пять способов выражения уверенности
:
1)
базовый
—
прямое сообщение
;
2)
эмпатический
—
говорится и о предполагаемых чувствах партнера
;
3)
выражение уверенности по нарастающей
,
если продемонстрированная уверенность не
приносит результатов
;
4)
конфронтация
—
напоминание оппоненту о его невыполненных обещаниях и конкретные
пожелания
,
требования
;
5)
монолог
—
описание неприемлемых действий партнера
,
собственных чувств и пожеланий в
связи с этим
.
Число участников группы может быть от
4
до
30,
оптимальным считается
6-10
человек
.
Время
групповой сессии
—
в среднем
90
минут
.
Группа может собраться всего один раз
(
тренинговая группа
,
марафон
)
или заниматься несколько месяцев
,
а то и лет
(
группа личностного роста
).
Она может быть
однородной или разнородной по проблемам
,
диагнозам
,
возрасту
,
полу
,
уровню образования
.
Гомогенные группы предпочтительнее для краткосрочной терапии или тренинга
,
гетерогенные
—
для
личностно
-
и межличност-но-ориентированной терапии
.
Терапевтическая группа обладает мощным
поддерживающим потенциалом
,
позволяющим в ряде случаев избежать госпитализации больного
.
Однако в травмирующей ситуации может оказаться полезнее включить больного в состав
стационарной терапевтической группы
,
являющейся
,
в свою очередь
,
структурной частью
терапевтической среды
(
Кратохвил
, 1978).
После выписки из стационара некоторым больным полезно
посещать Клуб бывших пациентов с целью повышения уровня адаптации
,
организации социально
-
психологической поддержки
,
участия в различных формах терапии творчеством
.
Оперативная
эмоциональная поддержка может быть оказана методом
«
захода в группу
».
Одна из наиболее распространенных методик группового социально-психологического тренинга
—
репетиция поведения
,
которая представляет собой ролевое проигрывание жизненных ситуаций от
легких до более трудных
.
Ключевые компоненты методики
—
моделирование
,
инструктаж
,
подкрепление
.
Этапы проведения
:
1)
определение поведенческой мишени
(
постановка задачи
);
2)
инструктаж
(
предложение упражнения
,
советы по его выполнению
,
поддержка
);
3)
разыгрывание ситуации
;
4)
моделирование желательного поведения
;
5)
отработка оптимального поведения в течение всего занятия
;
6)
получение обратной связи
(
поведение активных участников в конце занятия обсуждается
«аквариумом
» —
наблюдающей частью группы с максимальной поддержкой
).
Групповая терапия для депрессивных больных с выраженными суицидальными тенденциями
показана в кризисных группах
(
Старшенбаум
, 1987).
Участие в группе более двух пациентов с
высоким суицидальным риском или выраженной депрессивной симптоматикой требует слишком
много внимания и времени
,
а при эндогенном механизме депрессии может создать неразрешимые
проблемы для группы
.
Пассивность и ангедонизм депрессивных больных уравновешивают
включением в группу больного психопатией аффективного круга
,
однако двое таких больных нередко
вступают в соперничество между собой
,
подавляя остальных и дезорганизуя работу группы
.
Состояние других пациентов может улучшиться в атмосфере взаимной поддержки
,
группового
обсуждения личных проблем и положительного подкрепления
,
а также благодаря межличностному
взаимодействию и немедленной коррекции когнитивных дисфункций другими членами группы
.
Когнитивно-поведенческий подход направлен на улучшение самоконтроля в различных его
фазах
.
В фазе самонаблюдения
—
изменение тенденций к избирательному восприятию и
избирательным воспоминаниям
.
В фазе самооценивания
—
постановка адекватных поведенческих
целей и изменение дисфункциональных атрибуций
.
В фазе самоподкрепления
—
планирование и
реализация самопоощрения как на материальном уровне
,
так и на уровне внутренней речи
.
Задачей
терапии является устранение дефицита в следующих сферах
:
коммуникация
,
поведенческая
продуктивность
(
в том числе в постановке адекватных поведенческих целей
),
социальное
взаимодействие
,
самоутверждение
,
умение принимать решения и разрешать проблемы
,
когнитивный
самоконтроль
.
Терапевтические процедуры варьируют в зависимости от конкретного случая
заболевания
;
по возможности
,
в лечебный процесс вовлекается супруг или супруга пациента
.
Арнольд Лазарус
(2001)
при лечении дистимии использует следующий подход
.
Определить
,
по
крайней мере
, 20
приятных для пациента занятий
(
в том числе прежних
)
и приучить пациента
находить для них время хотя бы пару раз в день
.
Обращать при этом внимание на приятные
ощущения
:
визуальные
,
слуховые
,
тактильные
,
обонятельные
,
вкусовые
,
мышечные
.
Использовать
методы снижения тревожности
(
релаксацию
,
медитацию
,
спокойное самоутверждение
)
в сочетании с
тренингом ассертивности
.
Вспоминать прошлые успехи
;
представлять небольшие
,
но успешные
результаты
;
применять представления об успешном совладании с ситуацией
;
посмотреть на
сегодняшнюю ситуацию из успешного будущего
.
Произвести когнитивную перестройку
депрессивного мировоззрения пациента
(
дихотомические разделения
,
сверхобобщения
,
негативные
ожидания и склонность к представлению катастрофических последствий
).
С помощью копинг
-
стратегий
(
десенсибилизации
,
ролевого проигрывания
,
ассертивного тренинга
)
обучить пациента
следующим навыкам
:
умению сказать
«
нет
»
необоснованным требованиям
;
способности добиваться
расположения от других
;
выражению позитивных чувств
;
выражению критики и несогласия
.
Назначать антидепрессанты по просьбе пациента стоит лишь после того
,
как терапевт удостоверится
,
что пациент не ищет
«
магическую пилюлю
»,
то есть будет исключена тенденция к лекарственной
зависимости
.
Джеймс Мак-Каллоу
(2000)
описывает программу когнитивно-бихевиоральной аналитической
системы психотерапии
(
КБАСП
),
разработанную им для лечения больных хронической депрессией
.
Автор включает сюда пять форм депрессии
.
1.
Дистимия
.
2.
Двойная депрессия
(
приступ большой депрессии на фоне дистимии
).
3.
Рекуррентная большая депрессия
,
длящаяся более двух лет
,
без полного восстановления
между эпизодами
.
.
Хроническая большая депрессия без ремиссии в течение более двух лет
.
5.
Сочетание двойной депрессии и хронической большой депрессии
.
В происхождении хронической депрессии автор придает ведущее значение остановке в развитии
или возвращению к уровню дооперационнного мышления
,
свойственного детям от
2
до
7
лет
.
Подобному мышлению свойственны следующие особенности
:
1)
глобальность и алогичность мышления
;
2)
мыслительные процессы не подвержены влиянию логики и доводам других
;
3)
глубокий эгоцентризм в видении себя и других
;
4)
вербальная
(
коммуникация осуществляется преимущественно в режиме монолога
;
5)
неспособность проявлять подлинную эмпатию
;
6)
плохой контроль аффективных проявлений в стрессовой ситуации
.
В связи с указанными особенностями основной целью лечения является культивирование
способности включать
(
в процесс решения социальных проблем формальные операции по Пиаже
.
Депрессия рассматривается автором как нарушение в системе
«
человек
—
окружающая среда
»,
поэтому второй целью лечения является улучшение
:c
способности пациента сопереживать при
вступлении в социальное взаимодействие
.
Для достижения этой цели осуществляется
регламентированная вовлеченность терапевта в личностные взаимоотношения с пациентом с целью
модифицировать его поведение
.
Проблемы переноса концептуализируются посредством техники
обобщения гипотезы внутрисессионного переноса
[(
История Значимого Другого
)
и прорабатываются в
процессе лечения
. [
Во время терапевтической сессии применяется терапевтическая техника под
названием
«
Ситуационный Анализ
»
для обострения психопатологии пациента
.
В качестве
неотъемлемых мотивационных стратегий для изменения поведения используются методы
отрицательного подкрепления
.
Семейная терапия особенно показана в случаях
,
когда депрессия у пациента представляет угрозу
стабильности семьи и связана с событиями внутри нее
.
В главе
«
Семейная кризисная терапия
»
описана
разработанная нами семейная терапия кризисных пациентов
.
При выписке депрессивного зольного из
стационара
,
когда у него возникает критическое отношение к болезни
,
полезно обсудить с ним в
присутствии близких риск повторения приступа
.
Необходимо достичь соглашения
,
что близкие
должны будут обратиться к врачу в случае ухудшения его состояния
,
даже если больной по своим
болезненным мотивам будет возражать против этого
.
Родственников следует предостеречь против
попыток предпринимать какие-либо шаги за спиной больного
,
чтобы не потерять его доверие и не
укрепить у него уверенность
,
что все вокруг против него
.
Д
.
Хелл
(1999)
приводит следующие рекомендации по поведению для партнеров депрессивных
больных
.
Отрицательные ощущения больного
(
например
,
жалобы на апатию
,
бессонницу
,
соматические жалобы
)
не следует принимать за безделицу
,
игнорировать их
,
не давать их высказывать
.
Не допускать никаких плоских утешительных высказываний или тривиальных подбадриваний
.
Никаких маневров с целью развеселить больного
,
если первая попытка в этом направлении была
безуспешной
.
Оценить сиюминутную безнадежность как проявление депрессивного состояния
,
дать
больному реальную надежду на окончание депрессии
.
Не апеллировать к его воле
.
Не говорить больному
,
что он
«
должен взять себя в руки
»,
что он
«мог бы
,
если бы захотел
».
Дать больному почувствовать
,
что его не считают несостоятельным
,
что он
не виновен в болезненном состоянии
,
в котором находится в настоящее время
.
Не апеллировать к
таким добродетелям
,
как вера или чувство ответственности
.
Освободить больного от необходимости принимать решения
,
если это для него мучительно
.
Вести себя с больным спокойно
,
ровно
,
уверенно
.
Самому организовать визит больного к врачу и
сопровождать его
.
Ни в коем случае не допустить принятия больным важных решений в период
депрессивного эпизода
:
например
,
переменить профессию
,
расторгнуть брак
,
планировать рождение
ребенка и т
.
д
.
Только относительная разгрузка в области личных и служебных контактов
(
за
исключением случаев тяжелой депрессии
).
Никаких кардинальных изменений в установившихся
привычках
.
При отчетливо выраженной депрессии
—
не уходить в отпуск
.
Показать свое сочувственное участие и понимание
,
когда больному тяжело что-то делать
,
но
поддержать его в выполнении собственных насущных и реальных задач
.
Обратить внимание больного
на все то
,
что ему удается сделать
,
но не позволять себе триумфальных интонаций
.
Следить за
регулярным соблюдением режима
,
ритмичным распределением в распорядке дня
(
подъем
,
работа
,
еда
,
отход ко сну
),
который должен соблюдаться в будни
,
выходные и праздничные дни
.
Поддерживать
больного
,
не допускать
,
чтобы он по утрам залеживался в постели
,
ложился спать слишком рано и
уединялся полностью в течение дня
.
Дать больному понять
,
что сексуальные желания во время
депрессии теряют свою силу или вовсе пропадают
.
Поддерживать в больном сознание необходимости
ухода за собой
(
соблюдение санитарных норм
).
Не позволять себе при общении с больным пасть духом
,
например
,
когда чувствуешь
,
что
больной на все твои усилия реагирует отрицательно
,
отвергает любые предложения
.
Не ослаблять
взаимоотношений и не обрывать их
,
когда вербальный контакт застопоривается
.
В присутствии
больного избегать
.
наигранной веселости
,
оживленности
,
пересказа сплетен
,
анекдотов
.
Избегать
выражений
,
которые могли бы заставить больного улыбнуться
,
так как это может пробудить в нем
чувство вины или боязнь осрамиться
.
Никаких упреков и замечаний
.
Помнить
,
что депрессивный
больной очень чувствителен и раним и во всем легко усматривает подтверждение того
,
что его
считают никчемным
,
ни на что неспособным
.
Быть осторожным в выражении иронии
,
сарказма и так
называемых безобидных шуток
.
Чувство юмора во время депрессии часто пропадает
.
Не напоминать лишний раз о былых успехах и достижениях
.
Во время тяжелой депрессивной
фазы не пытаться выяснить причины и поводы изменения настроения
.
По возможности сосредоточить
внимание на текущем моменте
,
на испытываемых в данное время чувствах
.
Если больной в состоянии
плакать
(
чего многие депрессивные больные не могут
),
поощрить его
,
дать выплакаться
.
Не
поддерживать в больном тенденции постоянно требовать от себя самообладания
.
В случаях неглубокой депрессии стараться стимулировать дыхание больного
(
дыхательная
гимнастика
,
плавание
,
телесно-ориентированная
терапия
).
Возможно
:
специальный массаж
,
например
,
затылка
,
живота
.
Поощрять творческое самовыражение
(
рисование
,
музицирование
,
танцы
)
только
тогда
,
когда у больного появится такое желание
.
М
.
Голант и С
.
Голант
(2001)
приводят примеры того
,
как должны реагировать близкие
депрессивного больного
:
не на содержание его высказываний
,
а на испытываемые им чувства
.
l
«Я одинок
». —
Не говорите
: «
Нет
,
ты не одинок
!
Я сейчас сижу с тобой
.
Неужели моя забота
для тебя ничего не значит
?»
Говорите
:
Я знаю
,
что ты сейчас чувствуешь себя одиноким
.
Может быть
,
я могу чем-нибудь помочь
?
Я рад просто быть с тобой
.
Вместе мы победим это чувство одиночества
».
l
«К чему все это
?
Жизнь не стоит того
,
чтобы жить
.
Нет смысла так продолжать дальше
». —
Не
говорите
: «
Как ты можешь так думать
?
У тебя двое прекрасных детей и прекрасная работа
.
Я люблю
тебя
.
У тебя есть все
,
чтобы жить
».
Говорите
: «
Я знаю
,
что сейчас ты испытываешь такое чувство
,
но я
хочу
,
чтобы ты знал
,
что ты много значишь для меня и для детей
.
Мы преодолеем это чувство
безнадежности вместе
».
l
«Я всех измучила своим состоянием
». —
Не говорите
: «
Вовсе нет
.
Видишь
?
Со мной все в
порядке
.
У меня сегодня был хороший день
.
И
,
кроме того
,
я делал все возможное
,
чтобы помочь
тебе
».
Говорите
: «
Я знаю
,
что у тебя сейчас такое чувство
.
И
,
разумеется
,
порой бывает нелегко нам
обоим
,
но мы преодолеем это обременительное чувство вместе
».
l
«Что было бы
,
если бы меня больше не стало с вами
?» —
Не говорите
: «
Не говори глупостей
!
Да что такое с тобой стряслось
?!»
Говорите
: «
Я бы ужасно скучал по тебе
.
Ты важна для меня
.
Я хочу
дожить с тобой до старости
.
Мы пройдем через это вместе
».
l
«Я ничтожество
». —
Не говорите
: «
Если ты будешь о себе думать лучше
,
ты перестанешь
говорить такие глупости
».
Говорите
: «
Я знаю
,
что сейчас ты чувствуешь себя бесполезным человеком
,
но мы это преодолеем
».
l
«Что бы ни делал
,
все плохо
.
Я никогда ничего не достигну
». —
Не говорите
: «
Что ты
говоришь
?
Ты талантливый инженер
!
Ты прекрасный отец
!
Ты просто любишь делать из мухи слона
».
Говорите
: «
Я знаю
,
что это печально
,
когда дела идут не так
,
как тебе хотелось бы
.
Меня это также
огорчает
.
Чувство неудачи поистине болезненно
.
Но мы преодолеем это вместе
».
l
«Как долго мне еще мучиться
?
Кажется
,
мне никогда не станет лучше
». —
Не говорите
:
«Полно тебе
!
Ведь ничто не длится вечно
.
Ты и сам это знаешь
».
Говорите
: «
Я знаю
,
что страшно
,
когда приходится так много страдать
.
Но чувства приходят и уходят
.
Мы справимся с этим вместе
».
©—
Доктор
!
У меня депрессия
.
—
Лучшее лекарство
—
с головой окунуться в работу
.
—
Но я замешиваю бетон
!
Суициды у бредовых больных и больных шизофренией
ПАРАНОИДНЫЕ СИНДРОМЫ
Синдром Кандинского-Клерамбо
(
психического автоматизма
).
При остром течении наблюдается
чувственный бред воздействия
,
преследования
,
яркие чувственные автоматизмы и вербальные
псевдогаллюцинации
(
звучащие мысли с характером сделанности
).
Развивается бредовое восприятие
окружающего с растерянностью
,
страхом
,
возбуждением
.
Может быть симптом
[
Двойника с ложными
узнаваниями
,
бред интерметаморфоза с идеями
,
что больному
«
показывают представление
»,
бред
особого значения
,
когда определен-шм событиям или предметам придается символическое значение
.
При хроническом течении синдрома Кандинского-Клерамбо отмечается
:
истематизированный
персекуторный бред воздействия
(
при инвертированном бреде
—
с ощущениями и убеждением в
собственном
«
экстрасенсорном
»
воздействием на людей
).
Имеются псевдогаллюцинации
,
чаще
:
слуховые
,
разнообразные автоматизмы
,
эмоциональное напряжение и бредовое возбуждение
.
Могут быть сенестопатии
,
парестезии
,
отдельные кататонические симптомы
.
В зависимости от
преобладания симптоматики выделяют галлюцинаторную форму синдрома и бредовую
(
в том числе
ипохондрическую
).
Депрессивно-параноидный синдром включает тревожно-тоскливый аффект
,
замедление и
ускорение течения ассоциаций
,
чувственный бред
(
осуждения
,
преследования
),
бред особого значения
,
чередование гипокинезии и ажитации
,
отдельные кататонические симптомы
.
Наблюдаются также па
-
рейдолии
(
живые зрительные иллюзии
),
аффективные вербальные иллюзии
,
функциональные
галлюцинации
(
стимулируемые реальными раздражителями
),
псевдогаллюцинации
—
непроизвольные яркие чувственные представления
.
Реактивный параноид развивается обычно в новой
,
непривычной ситуации с вынужденным
лишением сна
(
например
, «
железнодорожный параноид
»
С.Г
.
Жислина
).
На фоне нарастающей
тревоги возникают бредовые идеи отношения
,
преследования
,
особого значения
,
сопровождающиеся
галлюцинациями
.
Наблюдается аффективное сужение сознания
,
ажитация
,
суицидальные попытки с
целью
«
избежать наказания
»
или обреченная неподвижность с
«
ожиданием своей участи
».
Индуцированный бред
(«
бред вдвоем
»)
характеризуется идеями преследования
,
которые
развиваются чаще у сестер
.
Имеет место социальная изоляция
,
при которой индуктор страдает
психическим заболеванием и является лидером для другого человека
,
через которого он поддерживает
ограниченный контакт с реальностью
.
Подчиненное лицо стремится к заботе и одобрению со стороны
лидера
.
Они объединяются в борьбе против враждебного им мира при кверулянтском бреде
,
вместе
переживают опасения и надежды при бреде преследования
,
ущерба и
(
плохого
)
отношения
.
Готовность к параноидному восприятию мира изначально имеется у обоих
,
но больше у
индуцирующего
.
Между больными существует созависимость с жестким распределением ролей
.
Заболевание ведомого восстанавливает его подчиненное положение
.
Бред становится дополнительным
интимным связующим звеном в их амбивалентных взаимоотношениях
.
Необходимо учитывать
опасность самоубийства и убийства
.
Как правило
,
изоляция пассивного партнера приводит к его
быстрому выздоровлению
;
при этом необходимо помочь пациенту найти новые способы поддержки и
компенсации утраченных взаимоотношений
.
Последние годы отмечается много случаев развития
индуцированного бреда в религиозных группах
,
приводящих
,
в частности
,
к массовым самоубийствам
,
убийствам членов сект
,
насилию над детьми и другим тяжким правонарушениям
.
КЛИНИКА И ДИАГНОСТИКА ШИЗОФРЕНИИ
Шизофрения
(
гр
. schizo —
дроблю
, phren —
ум
)
выделена Эугеном Блейлером
(1993)
на
основании специфического расщепления
(
схизиса
)
познавательной функции
.
Основными
диагностическими критериями шизофрении по Э
.
Блейлеру являются четыре
«
а
»:
ассоциации
,
аффект
,
амбивалентность
,
аутизм
.
Для ассоциаций характерна компартментализация
(
сосуществование
несоединимых мыслей
),
бедное и не соответствующее реальности содержание мышления
,
плохое
вероятностное прогнозирование и нелогичность
.
Последняя проявляется в беспорядочности
ассоциаций
,
их поверхности
,
разорванности
,
обстоятельности
,
соскальзывания
(
с темы
),
а также в
обрывах мыслей
,
эхолалии и неологизмах
—
патологических словообразованиях
.
Характерны
аутистическое мышление
,
нарушение способности к абстрагированию и бредовые идеи
.
Аффективность изменена в форме обеднения и притупления эмоций
,
их неадекватности и
лабильности
,
дурашливости
.
Отмечаются волевые изменения
:
неадекватные побуждения и мотивации
,
выраженная амбивалентность
(
сосуществование несоединимых желаний
)
и амбитендентность
(
то же
—
в отношении решений
).
Нарушается коммуникация
:
появляется аутизм
(
уход в себя
),
эмоциональная и социальная отчужденность
,
агрессивность
,
неадекватность в социальной сфере
.
Курт Шнайдер выделил симптомы
I
ранга при шизофрении
:
звучание мыслей
,
спорящие
,
обсуждающие или комментирующие голоса
,
отчуждение мыслей с другими ощущениями воздействия
на мышление
,
передача мыслей на расстояние
, «
сделанные
»
волевые акты
,
аффекты и желания
,
ощущение соматической беспомощности
.
Диагностика шизофрении по МКБ
-10
требует
,
чтобы не меньше месяца
[
отмечался минимум
один из признаков
,
перечисленных в перечне
I,
или минимум два признака из перечня П
.
Перечень
I:
1) «
эхо
» —
мысли
,
вкладывание или отнятие мыслей
,
открытость мыслей
;
2)
бред воздействия или влияния
,
отчетливо относящийся к мыслям
,
действиям
,
движениям или
ощущениям
;
бредовое восприятие
;