Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 5053

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

психотерапевт вдохновляет пациента на позитивную активность

,

используются последовательные и

специальные задания

пациенты учатся регулировать свое настроение и управлять им

увеличивается

количество приятных событий

уменьшается число неадаптивных поступков

приобретаются

когнитивные и социальные навыки

.

При этом большое значение придается обучению родственников и партнеров больного

положительной обратной связи

С больным проводят тренинг основных социальных навыков

которые

должны позволить ему эффективно использовать потенциальные подкрепляющие стимулы

.

Обеспечивают повышение частоты позитивного подкрепления не только в социальной сфере

но и во

время работы и досуга

Важной частью метода является ежечасное протоколирование пациентом

деятельности

которой он занимается

с одновременной оценкой своего настроения

При неглубоко

соматизированной

 (

маскированной

депрессии используются также гипнотерапия и арттерапия

.

Тренинг умений

Для пациентов

которые не могут выразить или проконтролировать гнев

,

страдают из-за низкой самооценки и невозможности постоять за себя или учесть интересы других

,

особенно полезным является обучение уверенности в себе

 — 

ассертивный тренинг

По Келли

,

в основе

уверенного поведения лежат следующие неотъемлемые права человека

право на одиночество

,

независимость

успех

право на выслушивание его и принятие всерьез

право на получение того

что

заработано

 (

оплачено

); 

право на отказ выполнить просьбу

не испытывая чувства вины и эгоизма

;

право самому обращаться с любыми просьбами

право делать ошибки и самому отвечать за них

право

не быть напористым

.

Обучение начинается с оценки степени уверенности в себе

Пациенту предлагают составить

подробный перечень пугающих социальных ситуаций

определить жизненные поведенческие реакции

,

разработать совместно с терапевтом поэтапную программу упражнений

 (

заключается индивидуальный

договор

). 

Он должен выполнять эти упражнения вначале мысленно

затем с партнером во все более

трудных ситуациях

затем нужно закрепить навык и перенести его в критическую ситуацию

,

моделируя

 «

по обстоятельствам

». 

Ему следует научиться снимать чрезмерное напряжение с помощью

релаксации и самоинструкций

использовать для обратной связи рассказ партнера о производимом

впечатлении

 (

особенно в отношении невербального поведения

), 

приступать к более сложной ситуации

лишь при стабильном совладании

 (

копинге

с прорабатываемой

постоянно закреплять успех через

повторение

Применяется метод самоконтроля

когда ежедневно заполняется журнал домашней

работы

.

Навыки уверенного общения вырабатываются по методу репетиции поведения

с помощью

структурных ролевых игр

 (

Лазарус

, 2001; 

Ромек

, 2002). A. Lange, P. Jakubowski (1976) 

выделяют

четыре типа современных ассертивных групп

центрированные на ролевых играх

темоцентрические

,

комбинированные

 (

с тренингом самосознания и коммуникативных навыков

с трансактным анализом

),

а также неструктурированные группы

ориентированные на текущие индивидуальные проблемы

участников

Авторы выделяют пять способов выражения уверенности

:

1) 

базовый

 — 

прямое сообщение

;

2) 

эмпатический

 — 

говорится и о предполагаемых чувствах партнера

;

3) 

выражение уверенности по нарастающей

если продемонстрированная уверенность не

приносит результатов

;

4) 

конфронтация

 — 

напоминание оппоненту о его невыполненных обещаниях и конкретные

пожелания

требования

;

5) 

монолог

 — 

описание неприемлемых действий партнера

собственных чувств и пожеланий в

связи с этим

.

Число участников группы может быть от

 4 

до

 30, 

оптимальным считается

 6-10 

человек

Время

групповой сессии

 — 

в среднем

 90 

минут

Группа может собраться всего один раз

 (

тренинговая группа

,

марафон

или заниматься несколько месяцев

а то и лет

 (

группа личностного роста

). 

Она может быть

однородной или разнородной по проблемам

диагнозам

возрасту

полу

уровню образования

.

Гомогенные группы предпочтительнее для краткосрочной терапии или тренинга

гетерогенные

 — 

для

личностно

и межличност-но-ориентированной терапии

Терапевтическая группа обладает мощным

поддерживающим потенциалом

позволяющим в ряде случаев избежать госпитализации больного

.

Однако в травмирующей ситуации может оказаться полезнее включить больного в состав

стационарной терапевтической группы

являющейся

в свою очередь

структурной частью

терапевтической среды

 (

Кратохвил

, 1978). 

После выписки из стационара некоторым больным полезно

посещать Клуб бывших пациентов с целью повышения уровня адаптации

организации социально

-

психологической поддержки

участия в различных формах терапии творчеством

Оперативная

эмоциональная поддержка может быть оказана методом

 «

захода в группу

».

Одна из наиболее распространенных методик группового социально-психологического тренинга

репетиция поведения

,

которая представляет собой ролевое проигрывание жизненных ситуаций от


background image

легких до более трудных

.

Ключевые компоненты методики

моделирование

,

инструктаж

,

подкрепление

Этапы проведения

:

1) 

определение поведенческой мишени

 (

постановка задачи

);

2) 

инструктаж

 (

предложение упражнения

советы по его выполнению

поддержка

);

3) 

разыгрывание ситуации

;

4) 

моделирование желательного поведения

;

5) 

отработка оптимального поведения в течение всего занятия

;

6) 

получение обратной связи

 (

поведение активных участников в конце занятия обсуждается

«аквариумом

» — 

наблюдающей частью группы с максимальной поддержкой

).

Групповая терапия для депрессивных больных с выраженными суицидальными тенденциями

показана в кризисных группах

 (

Старшенбаум

, 1987). 

Участие в группе более двух пациентов с

высоким суицидальным риском или выраженной депрессивной симптоматикой требует слишком
много внимания и времени

а при эндогенном механизме депрессии может создать неразрешимые

проблемы для группы

Пассивность и ангедонизм депрессивных больных уравновешивают

включением в группу больного психопатией аффективного круга

однако двое таких больных нередко

вступают в соперничество между собой

подавляя остальных и дезорганизуя работу группы

.

Состояние других пациентов может улучшиться в атмосфере взаимной поддержки

группового

обсуждения личных проблем и положительного подкрепления

а также благодаря межличностному

взаимодействию и немедленной коррекции когнитивных дисфункций другими членами группы

.

Когнитивно-поведенческий подход направлен на улучшение самоконтроля в различных его

фазах

В фазе самонаблюдения

 — 

изменение тенденций к избирательному восприятию и

избирательным воспоминаниям

В фазе самооценивания

 — 

постановка адекватных поведенческих

целей и изменение дисфункциональных атрибуций

В фазе самоподкрепления

 — 

планирование и

реализация самопоощрения как на материальном уровне

так и на уровне внутренней речи

Задачей

терапии является устранение дефицита в следующих сферах

коммуникация

поведенческая

продуктивность

 (

в том числе в постановке адекватных поведенческих целей

), 

социальное

взаимодействие

самоутверждение

умение принимать решения и разрешать проблемы

когнитивный

самоконтроль

Терапевтические процедуры варьируют в зависимости от конкретного случая

заболевания

по возможности

в лечебный процесс вовлекается супруг или супруга пациента

.

Арнольд Лазарус

 (2001) 

при лечении дистимии использует следующий подход

Определить

по

крайней мере

, 20 

приятных для пациента занятий

 (

в том числе прежних

и приучить пациента

находить для них время хотя бы пару раз в день

Обращать при этом внимание на приятные

ощущения

визуальные

слуховые

тактильные

обонятельные

вкусовые

мышечные

Использовать

методы снижения тревожности

 (

релаксацию

медитацию

спокойное самоутверждение

в сочетании с

тренингом ассертивности

Вспоминать прошлые успехи

представлять небольшие

но успешные

результаты

применять представления об успешном совладании с ситуацией

посмотреть на

сегодняшнюю ситуацию из успешного будущего

Произвести когнитивную перестройку

депрессивного мировоззрения пациента

 (

дихотомические разделения

сверхобобщения

негативные

ожидания и склонность к представлению катастрофических последствий

). 

С помощью копинг

-

стратегий

 (

десенсибилизации

ролевого проигрывания

ассертивного тренинга

обучить пациента

следующим навыкам

умению сказать

 «

нет

» 

необоснованным требованиям

способности добиваться

расположения от других

выражению позитивных чувств

выражению критики и несогласия

.

Назначать антидепрессанты по просьбе пациента стоит лишь после того

как терапевт удостоверится

,

что пациент не ищет

 «

магическую пилюлю

», 

то есть будет исключена тенденция к лекарственной

зависимости

.

Джеймс Мак-Каллоу

 (2000) 

описывает программу когнитивно-бихевиоральной аналитической

системы психотерапии

 (

КБАСП

), 

разработанную им для лечения больных хронической депрессией

.

Автор включает сюда пять форм депрессии

.

1. 

Дистимия

.

2. 

Двойная депрессия

 (

приступ большой депрессии на фоне дистимии

).

3. 

Рекуррентная большая депрессия

длящаяся более двух лет

без полного восстановления

между эпизодами

.

Хроническая большая депрессия без ремиссии в течение более двух лет

.

5. 

Сочетание двойной депрессии и хронической большой депрессии

.

В происхождении хронической депрессии автор придает ведущее значение остановке в развитии

или возвращению к уровню дооперационнного мышления

свойственного детям от

 2 

до

 7 

лет

.

Подобному мышлению свойственны следующие особенности

:

1) 

глобальность и алогичность мышления

;

2)

мыслительные процессы не подвержены влиянию логики и доводам других

;


background image

3)

глубокий эгоцентризм в видении себя и других

;

4) 

вербальная

 (

коммуникация осуществляется преимущественно в режиме монолога

;

5) 

неспособность проявлять подлинную эмпатию

;

6) 

плохой контроль аффективных проявлений в стрессовой ситуации

.

В связи с указанными особенностями основной целью лечения является культивирование

способности включать

 (

в процесс решения социальных проблем формальные операции по Пиаже

.

Депрессия рассматривается автором как нарушение в системе

 «

человек

 — 

окружающая среда

»,

поэтому второй целью лечения является улучшение

 :c

способности пациента сопереживать при

вступлении в социальное взаимодействие

Для достижения этой цели осуществляется

регламентированная вовлеченность терапевта в личностные взаимоотношения с пациентом с целью

модифицировать его поведение

Проблемы переноса концептуализируются посредством техники

обобщения гипотезы внутрисессионного переноса

 [(

История Значимого Другого

)

и прорабатываются в

процессе лечения

. [

Во время терапевтической сессии применяется терапевтическая техника под

названием

 «

Ситуационный Анализ

» 

для обострения психопатологии пациента

В качестве

неотъемлемых мотивационных стратегий для изменения поведения используются методы

отрицательного подкрепления

.

Семейная терапия особенно показана в случаях

когда депрессия у пациента представляет угрозу

стабильности семьи и связана с событиями внутри нее

В главе

 «

Семейная кризисная терапия

»

описана

разработанная нами семейная терапия кризисных пациентов

При выписке депрессивного зольного из

стационара

когда у него возникает критическое отношение к болезни

полезно обсудить с ним в

присутствии близких риск повторения приступа

Необходимо достичь соглашения

что близкие

должны будут обратиться к врачу в случае ухудшения его состояния

даже если больной по своим

болезненным мотивам будет возражать против этого

Родственников следует предостеречь против

попыток предпринимать какие-либо шаги за спиной больного

чтобы не потерять его доверие и не

укрепить у него уверенность

что все вокруг против него

.

Д

Хелл

 (1999) 

приводит следующие рекомендации по поведению для партнеров депрессивных

больных

Отрицательные ощущения больного

 (

например

жалобы на апатию

бессонницу

,

соматические жалобы

не следует принимать за безделицу

игнорировать их

не давать их высказывать

.

Не допускать никаких плоских утешительных высказываний или тривиальных подбадриваний

.

Никаких маневров с целью развеселить больного

если первая попытка в этом направлении была

безуспешной

Оценить сиюминутную безнадежность как проявление депрессивного состояния

дать

больному реальную надежду на окончание депрессии

.

Не апеллировать к его воле

Не говорить больному

что он

 «

должен взять себя в руки

», 

что он

«мог бы

если бы захотел

». 

Дать больному почувствовать

что его не считают несостоятельным

что он

не виновен в болезненном состоянии

в котором находится в настоящее время

Не апеллировать к

таким добродетелям

как вера или чувство ответственности

.

Освободить больного от необходимости принимать решения

если это для него мучительно

.

Вести себя с больным спокойно

ровно

уверенно

Самому организовать визит больного к врачу и

сопровождать его

Ни в коем случае не допустить принятия больным важных решений в период

депрессивного эпизода

например

переменить профессию

расторгнуть брак

планировать рождение

ребенка и т

д

Только относительная разгрузка в области личных и служебных контактов

 (

за

исключением случаев тяжелой депрессии

). 

Никаких кардинальных изменений в установившихся

привычках

При отчетливо выраженной депрессии

 — 

не уходить в отпуск

.

Показать свое сочувственное участие и понимание

когда больному тяжело что-то делать

но

поддержать его в выполнении собственных насущных и реальных задач

Обратить внимание больного

на все то

что ему удается сделать

но не позволять себе триумфальных интонаций

Следить за

регулярным соблюдением режима

ритмичным распределением в распорядке дня

 (

подъем

работа

еда

,

отход ко сну

), 

который должен соблюдаться в будни

выходные и праздничные дни

Поддерживать

больного

не допускать

чтобы он по утрам залеживался в постели

ложился спать слишком рано и

уединялся полностью в течение дня

Дать больному понять

что сексуальные желания во время

депрессии теряют свою силу или вовсе пропадают

Поддерживать в больном сознание необходимости

ухода за собой

 (

соблюдение санитарных норм

).

Не позволять себе при общении с больным пасть духом

например

когда чувствуешь

что

больной на все твои усилия реагирует отрицательно

отвергает любые предложения

Не ослаблять

взаимоотношений и не обрывать их

когда вербальный контакт застопоривается

В присутствии

больного избегать

 .

наигранной веселости

оживленности

пересказа сплетен

анекдотов

Избегать

выражений

которые могли бы заставить больного улыбнуться

так как это может пробудить в нем

чувство вины или боязнь осрамиться

Никаких упреков и замечаний

Помнить

что депрессивный

больной очень чувствителен и раним и во всем легко усматривает подтверждение того

,

что его


background image

считают никчемным

,

ни на что неспособным

.

Быть осторожным в выражении иронии

,

сарказма и так

называемых безобидных шуток

Чувство юмора во время депрессии часто пропадает

.

Не напоминать лишний раз о былых успехах и достижениях

Во время тяжелой депрессивной

фазы не пытаться выяснить причины и поводы изменения настроения

По возможности сосредоточить

внимание на текущем моменте

на испытываемых в данное время чувствах

Если больной в состоянии

плакать

 (

чего многие депрессивные больные не могут

), 

поощрить его

дать выплакаться

Не

поддерживать в больном тенденции постоянно требовать от себя самообладания

.

В случаях неглубокой депрессии стараться стимулировать дыхание больного

 (

дыхательная

гимнастика

плавание

телесно-ориентированная

  

терапия

). 

Возможно

специальный массаж

например

,

затылка

живота

Поощрять творческое самовыражение

 (

рисование

музицирование

танцы

)  

только

тогда

когда у больного появится такое желание

.

М

Голант и С

Голант

 (2001) 

приводят примеры того

как должны реагировать близкие

депрессивного больного

не на содержание его высказываний

а на испытываемые им чувства

.

l

«Я одинок

». — 

Не говорите

: «

Нет

ты не одинок

Я сейчас сижу с тобой

Неужели моя забота

для тебя ничего не значит

?» 

Говорите

Я знаю

что ты сейчас чувствуешь себя одиноким

Может быть

,

я могу чем-нибудь помочь

Я рад просто быть с тобой

Вместе мы победим это чувство одиночества

».

l

«К чему все это

Жизнь не стоит того

чтобы жить

Нет смысла так продолжать дальше

». —

Не

говорите

: «

Как ты можешь так думать

У тебя двое прекрасных детей и прекрасная работа

Я люблю

тебя

У тебя есть все

чтобы жить

». 

Говорите

: «

Я знаю

что сейчас ты испытываешь такое чувство

,

но я

хочу

чтобы ты знал

что ты много значишь для меня и для детей

Мы преодолеем это чувство

безнадежности вместе

».

l

«Я всех измучила своим состоянием

». — 

Не говорите

: «

Вовсе нет

Видишь

Со мной все в

порядке

У меня сегодня был хороший день

И

кроме того

я делал все возможное

чтобы помочь

тебе

». 

Говорите

: «

Я знаю

что у тебя сейчас такое чувство

И

разумеется

порой бывает нелегко нам

обоим

но мы преодолеем это обременительное чувство вместе

».

l

«Что было бы

если бы меня больше не стало с вами

?» — 

Не говорите

: «

Не говори глупостей

!

Да что такое с тобой стряслось

?!» 

Говорите

: «

Я бы ужасно скучал по тебе

Ты важна для меня

Я хочу

дожить с тобой до старости

Мы пройдем через это вместе

».

l

«Я ничтожество

». — 

Не говорите

: «

Если ты будешь о себе думать лучше

ты перестанешь

говорить такие глупости

». 

Говорите

: «

Я знаю

что сейчас ты чувствуешь себя бесполезным человеком

,

но мы это преодолеем

».

l

«Что бы ни делал

все плохо

Я никогда ничего не достигну

». — 

Не говорите

: «

Что ты

говоришь

Ты талантливый инженер

Ты прекрасный отец

Ты просто любишь делать из мухи слона

».

Говорите

: «

Я знаю

что это печально

когда дела идут не так

как тебе хотелось бы

Меня это также

огорчает

Чувство неудачи поистине болезненно

Но мы преодолеем это вместе

».

l

«Как долго мне еще мучиться

Кажется

мне никогда не станет лучше

». — 

Не говорите

:

«Полно тебе

Ведь ничто не длится вечно

Ты и сам это знаешь

». 

Говорите

: «

Я знаю

что страшно

,

когда приходится так много страдать

Но чувства приходят и уходят

Мы справимся с этим вместе

».

©— 

Доктор

У меня депрессия

.

— 

Лучшее лекарство

 — 

с головой окунуться в работу

.

— 

Но я замешиваю бетон

!

Суициды у бредовых больных и больных шизофренией

ПАРАНОИДНЫЕ СИНДРОМЫ

Синдром Кандинского-Клерамбо

 (

психического автоматизма

). 

При остром течении наблюдается

чувственный бред воздействия

преследования

яркие чувственные автоматизмы и вербальные

псевдогаллюцинации

 (

звучащие мысли с характером сделанности

). 

Развивается бредовое восприятие

окружающего с растерянностью

страхом

возбуждением

Может быть симптом

 [

Двойника с ложными

узнаваниями

бред интерметаморфоза с идеями

что больному

 «

показывают представление

», 

бред

особого значения

когда определен-шм событиям или предметам придается символическое значение

.

При хроническом течении синдрома Кандинского-Клерамбо отмечается

 :

истематизированный

персекуторный бред воздействия

 (

при инвертированном бреде

 — 

с ощущениями и убеждением в

собственном

 «

экстрасенсорном

» 

воздействием на людей

). 

Имеются псевдогаллюцинации

,

чаще

:

слуховые

,

разнообразные автоматизмы

,

эмоциональное напряжение и бредовое возбуждение

.


background image

Могут быть сенестопатии

,

парестезии

,

отдельные кататонические симптомы

.

В зависимости от

преобладания симптоматики выделяют галлюцинаторную форму синдрома и бредовую

 (

в том числе

ипохондрическую

).

Депрессивно-параноидный синдром включает тревожно-тоскливый аффект

замедление и

ускорение течения ассоциаций

чувственный бред

 (

осуждения

преследования

), 

бред особого значения

,

чередование гипокинезии и ажитации

отдельные кататонические симптомы

Наблюдаются также па

-

рейдолии

 (

живые зрительные иллюзии

), 

аффективные вербальные иллюзии

функциональные

галлюцинации

 (

стимулируемые реальными раздражителями

), 

псевдогаллюцинации

 —

непроизвольные яркие чувственные представления

.

Реактивный параноид развивается обычно в новой

непривычной ситуации с вынужденным

лишением сна

 (

например

, «

железнодорожный параноид

» 

С.Г

Жислина

). 

На фоне нарастающей

тревоги возникают бредовые идеи отношения

преследования

особого значения

сопровождающиеся

галлюцинациями

Наблюдается аффективное сужение сознания

ажитация

суицидальные попытки с

целью

 «

избежать наказания

» 

или обреченная неподвижность с

 «

ожиданием своей участи

».

Индуцированный бред

 («

бред вдвоем

») 

характеризуется идеями преследования

которые

развиваются чаще у сестер

Имеет место социальная изоляция

при которой индуктор страдает

психическим заболеванием и является лидером для другого человека

через которого он поддерживает

ограниченный контакт с реальностью

Подчиненное лицо стремится к заботе и одобрению со стороны

лидера

Они объединяются в борьбе против враждебного им мира при кверулянтском бреде

вместе

переживают опасения и надежды при бреде преследования

ущерба и

 (

плохого

отношения

.

Готовность к параноидному восприятию мира изначально имеется у обоих

но больше у

индуцирующего

Между больными существует созависимость с жестким распределением ролей

.

Заболевание ведомого восстанавливает его подчиненное положение

.

Бред становится дополнительным

интимным связующим звеном в их амбивалентных взаимоотношениях

Необходимо учитывать

опасность самоубийства и убийства

Как правило

изоляция пассивного партнера приводит к его

быстрому выздоровлению

при этом необходимо помочь пациенту найти новые способы поддержки и

компенсации утраченных взаимоотношений

Последние годы отмечается много случаев развития

индуцированного бреда в религиозных группах

приводящих

в частности

к массовым самоубийствам

,

убийствам членов сект

насилию над детьми и другим тяжким правонарушениям

.

КЛИНИКА И ДИАГНОСТИКА ШИЗОФРЕНИИ

Шизофрения

 (

гр

. schizo — 

дроблю

, phren — 

ум

выделена Эугеном Блейлером

 (1993) 

на

основании специфического расщепления

 (

схизиса

познавательной функции

Основными

диагностическими критериями шизофрении по Э

Блейлеру являются четыре

 «

а

»: 

ассоциации

аффект

,

амбивалентность

аутизм

Для ассоциаций характерна компартментализация

 (

сосуществование

несоединимых мыслей

), 

бедное и не соответствующее реальности содержание мышления

плохое

вероятностное прогнозирование и нелогичность

Последняя проявляется в беспорядочности

ассоциаций

их поверхности

разорванности

обстоятельности

соскальзывания

 (

с темы

), 

а также в

обрывах мыслей

эхолалии и неологизмах

 — 

патологических словообразованиях

Характерны

аутистическое мышление

нарушение способности к абстрагированию и бредовые идеи

.

Аффективность изменена в форме обеднения и притупления эмоций

их неадекватности и

лабильности

дурашливости

Отмечаются волевые изменения

неадекватные побуждения и мотивации

,

выраженная амбивалентность

 (

сосуществование несоединимых желаний

и амбитендентность

 (

то же

— 

в отношении решений

). 

Нарушается коммуникация

появляется аутизм

 (

уход в себя

),

эмоциональная и социальная отчужденность

агрессивность

неадекватность в социальной сфере

.

Курт Шнайдер выделил симптомы

 I 

ранга при шизофрении

звучание мыслей

спорящие

,

обсуждающие или комментирующие голоса

отчуждение мыслей с другими ощущениями воздействия

на мышление

передача мыслей на расстояние

, «

сделанные

» 

волевые акты

аффекты и желания

,

ощущение соматической беспомощности

.

Диагностика шизофрении по МКБ

-10 

требует

чтобы не меньше месяца

 [

отмечался минимум

один из признаков

перечисленных в перечне

 I, 

или минимум два признака из перечня П

.

Перечень

 I:

1) «

эхо

» — 

мысли

вкладывание или отнятие мыслей

открытость мыслей

;

2) 

бред воздействия или влияния

отчетливо относящийся к мыслям

действиям

движениям или

ощущениям

;

бредовое восприятие

;