Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 4875
Скачиваний: 42
процесса с формированием своеобразных изменений личности обусловливают нестандартность видов
реагирования
,
структура которых нередко включает суицидальные тенденции и действия
.
Незначительные психогенные вредности в сознании больных легко трансформируются в
непереносимые безвыходные ситуации
.
Нонконформизм
,
жизненная неприспособленность
,
избирательность контактов
,
затрудненность адаптации в коллективе создают и увеличивают
межличностные конфликты
.
Наиболее чувствительны к различным психогенным воздействиям больные с астеническим
типом ремиссии
,
в то время как больные с психопатоподобными и параноидными формами ремиссий
характеризуются большей неадекватностью и парадоксальностью реакций
.
Чаще всего суицидальное
поведение наблюдается в астенической ремиссии
,
при которой больные отличаются выраженной
сенситивностью
,
обостренным чувством утраты своего личностного
,
профессионального
,
социального
престижа
.
Психогенные реакции
,
возникающие у больных в связи с постоянным ощущением психического
дискомфорта
,
внутренним конфликтом личности
,
часто реализуются в суицидальные действия по типу
призыва или избежания
.
Суицидальное поведение при психопатоподобном изменении личности
возникает чаще в конфликтных ситуациях бытового или производственного характера
.
Нередко можно
отметить несоответствие социальных претензий больных их реальным возможностям
.
Объективно
существующие обстоятельства нередко гипертрофируются
,
либо весьма парадоксально
истолковываются
.
Конфликт в этих случаях является внешним
,
с открытыми суицидальными
высказываниями и угрозами
.
Аутоагрессивные действия часто сочетаются с гетероагрессивными
.
Нередко они носят демонстративный характер и совершаются по мотивам протеста или призыва
.
ТЕРАПИЯ
Лечение больных шизофренией включает госпитализацию
,
медикаментозное снижение
возбудимости нервной системы и повышение способности больного и его семьи справляться со
стрессовыми ситуациями
.
Больные обычно не соглашаются на добровольную госпитализацию
,
отказываются от лекарств
,
могут включать медперсонал в бредовую систему
.
Фармакотерапию
желательно начинать лишь после установления терапевтического контакта
.
Перед назначением психотропных средств суициденту
(
особенно когда суицид был совершен
путем отравления
)
больному проводится активная
.
дезинтоксикация
,
включающая капельные и
внутривенные вливания глюкозы
,
гемодез
,
витамины
.
Нейролептическая терапия проводится с
медленным повышением доз
,
под контролем АД
,
клинических и биохимических показателей крови
.
Широкое применение в постсуициде у больных шизофренией мшли такие препараты
,
как стелазин
,
лепонекс
,
галоперидол
,
тизерцин
,
эренолон
,
а также препараты пролонгированного действия
:
модитен
-
депо
,
лушпирилен
,
семап
,
пипартил
.
В начале заболевания проводят инсулино-шоковую терапию
,
для боль-Гных кататонической
формой с длительностью заболевания до одного года применяется электросудорожная терапия
(
ЭСТ
).
При возбуждении внутримышечно вводят нейролептики
;
при наличии депрессивной симптоматики
назначают антидепрессанты
(
мелипрамин
,
амитриптилин
,
пиразидол и др
.), I
а также эглонил
,
литий
,
финлепсин
.
Используются транквилизаторы
,
оказы-мощие седативный и активирующий эффект
.
Применение нейролептиков Сочетается с корректорами
(
циклодолом
,
норакином и др
.
антипаркинсони-кскими средствами
),
а также с ноотропилом
,
энцефаболом
,
ретаболилом
.
Следует иметь в виду
,
что быстрое наращивание доз и одномоментная этмена психотропных
препаратов
,
используемых для купирования психотической симптоматики
,
обычно сопровождаются
соматическим диском-эортом
,
двигательным возбуждением
,
тревогой
.
Появляющееся при этом
шзарение сознания болезни
»
может привести к суициду
.
При тяжелой газофренической депрессии
тимолептики и электросудорожная терапия
4
огут вызвать психотическое состояние
.
Антон
Кемпинский объясняет это Ьледующим образом
: «
Попытки искусственного улучшения настроения
:
жизненной активности
,
когда больной еще недостаточно готов к встрече
:
действительностью
,
приводят к тому
,
что повышенная жизненная актив-юсть переносится в мир психоза
больного
» (
Кемпинский
, 2002,
с
. 60).
Психотерапия
.
Проводится индивидуальная психотерапия
,
направленная не на бред
,
а на
сопровождающие расстройства
:
тревогу
,
раздражительность
,
социальную дезадаптацию
.
Важно при
этом не занимать в конфликте ни позицию больного
,
ни его
«
врагов
».
Так же нельзя ни оспаривать
бредовые идеи больного
,
ни соглашаться с ними
—
в обоих случаях это служит укоренению бреда
.
Необходимо попытаться понять значение бредовых идей во внутренней системе координат больного
,
проявить сочувствие к его переживаниям
.
Часто бредовая система служит больному защитой от
чувства стыда и неполноценности
,
так что надо быть готовым к чрезвычайной его чувствительности к
малейшему проявлению пренебрежения и снисходительности
.
Следует пунктуально соблюдать свои
обещания и договоренности с пациентом
,
объяснять причину назначения лекарств
(
например
,
для
уменьшения тревоги
,
раздражительности
,
улучшения сна и аппетита
),
предупреждать о возможности
побочных явлений
.
Важно изучить причины развития бредового состояния в первый раз и в данном
случае
,
выяснить возможные предпосылки для развития чувств стыда и неполноценности
.
Наконец
,
необходимо помочь пациенту найти альтернативные способы реагирования на подобные ситуации
.
Важнейшие аспекты отношения психотерапевта к больному шизофренией включают
постоянство и полезность
(
без желания спасать
),
уважение к личности больного и его автономии
,
способность сосредоточиться на сохранившемся потенциале
,
терпимость к нелепому и
непредсказуемому поведению
,
а также терапевтический оптимизм
.
Надо учитывать глубокую
потребность больного в эмпатии и одновременно отчаянный страх перед эмоциональной близостью
,
которая может уничтожить его внутренний мир
.
При этом предложение помощи может
восприниматься как насилие или ловушка
,
вызывающая страх и агрессию
.
Необходимо соблюдать
поэтому удобную для больного эмоциональную дистанцию
,
обеспечивать ровное тепло отношений
,
доброжелательную заботу без унижающей снисходительности
.
Не следует спорить с больным
,
особенно в отношении его бредовых убеждений
;
необходимо прислушиваться к чувствам
,
которые он
испытывает
,
признавать реальность его ощущений
,
формировать у него адекватное восприятие мира
.
По возможности нужно отвечать на личные вопросы больного
,
стараясь при этом понять причину его
интереса и перевести разговор на самого больного
,
если он готов это поддержать
.
Следует соблюдать следующие правила
:
1.
Раздражение или недовольство пациентом
,
которое может промелькнуть в голосе или
поведении терапевта
,
следует выражать открыто
,
вербально
,
а не давать чрезвычайно чувствительному
к подобным вещам больному интерпретировать их в духе
«
двойной связи
».
2.
Учитывая неясность и амбивалентность высказываний и поведения пациента
,
терапевту
целесообразно вслух
,
в мягкой и ненавязчивой форме давать интерпретацию его поведения и слов
.
3.
Важно не избегать никаких тем
,
затронутых пациентом
,
поскольку это может привести к
восприятию терапевта как
«
враждебного
»
родителя
.
Используются методы психосоциального воздействия
:
поведенческая терапия
,
выработка
социальных навыков и реабилитация
.
В ряде случаев необходимо помочь больному устроиться на
работу и удержаться на ней
,
познакомиться с людьми
,
а иногда и обучить его навыкам личной
гигиены
.
Психоаналитический подход при лечении больных шизофренией на сегодняшний день
обеспечивает наиболее глубокий и прочный терапевтический эффект
,
однако он имеет определенные
особенности
.
Сопротивление больного
,
кроме обычных для невроза защитно-агрессивных проявлений
,
выражается в форме избегания
,
пассивности
.
Эгосинтонность патологических защит и их вторичная
выгода затрудняют осознание сопротивления
,
а попытка психотерапевта вскрыть его или
,
наоборот
,
удовлетворять инфантильные потребности пациента в зависимости и агрессии усиливает эти
потребности
.
Поэтому в ряде случаев сопротивление лучше просто игнорировать
,
делая акцент на
положительной оценке продуктивной активности больного в процессе лечения
.
Интерпретируются не столько события
,
происходившие в прошлом
,
сколько эмоциональные
реакции на них
,
зафиксированные в современном поведении больного
.
При этом психотерапевт
«
здесь
и теперь
»
оказывает больному эмоциональную поддержку
,
в которой ему было отказано значимыми
фигурами
«
там и тогда
»,
обеспечивая чувство безопасности и снимая страх наказания за выражение
своего конфликта или неудачные попытки его решения
.
Тем самым облегчается опробование новых
форм поведения
,
распространяющихся позднее на внетерапевтические ситуации
.
Техника свободных ассоциаций и провокация эмоционального напряжения для больных
шизофренией противопоказаны из-за опасности интеллектуальной и аффективной дезорганизации
.
Объем сообщаемой информации должен быть ограничен в соответствии с имеющимся у больного
когнитивным дефицитом
.
Поведение психотерапевта характеризуется высокой активностью
,
необходимостью нейтрализовывать саморазрушающие тенденции пациента
.
При этом повышен риск
впасть в симбиотические отношения с больным или не выдержать его нескрываемую враждебность
.
Аналитик символически удовлетворяет фрустрированные инфантильные потребности больного
.
Пробуждение доверия к аналитику позволяет больному раскрывать свои все более зрелые
потребности
,
проходя таким образом от оральной стадии развития
«
Я
»
до генитальной
.
Аналитическая семейная терапия является популярным современным направлением в лечении
шизофрении
.
М
. Bowen (1976), R. Lids, T Lids (1976)
считали решающим фактором в развитии болезни
детско-родительские симбиотические отношения
,
которые не дают сформироваться границам
«
Я
»;
в
результате у ребенка не возникает чувства идентичности и своей значимости
.
Они рассматривали
шизофрению как своеобразную попытку разрешить конфликт между естественным процессом
взросления и потребностью сохранить симбиотическую связь с матерью
,
доминирующей в семье
.
Целью терапии поэтому является развитие чувства идентичности
,
отказ от потребности в
симбиотических отношениях и от пассивных ожиданий найти всезнающий и всемогущий объект
.
Семейная терапия детей направлена на побуждение отца исполнять функцию главы семьи
,
что вначале
вызывает у матери страх
;
затем эмоциональная атмосфера в семье становится более благоприятной и
состояние больного ребенка улучшается
.
При лечении взрослых пациентов психотерапевт помогает больному решить определенные
задачи
:
1)
осознать собственные желания в соответствии со своими мнениями
,
убеждениями
,
мотивацией
;
2)
почувствовать возможность установления отношений
,
в которых не отторгается его истинное
«Я
»
и не отвергается он сам
;
3)
разорвать те фрустрирующие ограничения
,
которые всегда возникают при его связях с другим
человеком
.
В процессе терапии инфантильное отношение к родителям переходит в формы зрелого и
независимого поведения
.
Соответственно терапевт не должен создавать иллюзию всемогущества
;
он
избегает как собственного доминирования
,
так и манипулирования собой со стороны пациента
.
Поведенческая терапия
.
Антон Кемпинский
(2002)
отводит основную роль в лечении
шизофренической депрессии социотерапии
,
направленной на поиск интересной значимой для
больного деятельности
,
которая связывает его с реальной жизнью
,
с людьми
,
реализует его творческие
возможности
,
повышает самооценку
,
уменьшает боязнь общества
.
Поведенческая терапия предусматривает обучение пациента профессиональным навыкам с
целью улучшить его социальную адаптацию
,
повысить самооценку
,
наладить межличностные
отношения
.
Улучшение поведения поощряется какими-либо льготами
(
прогулка
,
участие во
внутрибольничных мероприятиях
,
домашний отпуск
,
свободный выход и т
.
п
.).
В.Д
.
Вид
(2001)
считает методом выбора
,
особенно в остром состоянии больного
,
суппортивную
терапию
.
Целями ее являются
:
смягчение неблагоприятного эмоционального реагирования больного
,
повышение его доверия к психотерапевту
,
социальная адаптация пациента за счет улучшения
когнитивной дифференцированности
,
социальной перцепции
,
коммуникативного и проблемно
-
решающего поведения
.
При этом в первую очередь решаются задачи
,
связанные с фармакотерапией
:
-
обучить больного распознаванию ранних признаков рецидива
,
служащих сигналом для
обращения к врачу
;
-
выработать у больного осознание необходимости приема лекарств
;
-
приучить больного не формально принимать лекарства
,
а следить
за их терапевтическим эффектом и тем самым повышать контроль с над ситуацией
;
-
при полном отказе больного от приема лекарств сохранять с ним психотерапевтический
контакт
,
чтобы иметь возможность более раннего вмешательства в случае рецидива
.
Для решения социальных и коммуникативных проблем используются когнитивно
-
поведенческие
методы
.
В.Д
.
Вид описывает такие типы терапевтического вмешательства при лечении больных
шизофренией
,
как эмоциональная поддержка
,
стимуляция
,
совет
,
разъяснение и уточнение
,
конфронтация
,
объективация
,
интерпретация
.
Эмоциональная поддержка включает следующие аспекты
.
-
Сообщение о том
,
что другие пациенты встречаются с такими же трудностями в лечении
.
Эти
трудности неизбежны
,
их надо преодолеть
,
чтобы избавиться от страданий
,
решить свои жизненные
проблемы и реализовать желаемые перспективы
.
-
Подчеркивание общечеловеческого характера проявляемой больным дезадаптивной
психологической защиты
,
в том числе сопротивления терапевтическому вмешательству
.
Выражение уверенности
,
что психотерапевт не считает пациента виновным в появлении проблем
и конфликтов
,
а также
,
независимо от его симптомов и выраженности сопротивления
,
положительно
относится к его личности в целом и готов оказывать необходимую помощь
.
Смягчение несогласия с позицией больного и возникающим в связи с этим напряжением с
помощью юмора и частичного согласия типа
1,
НО
...»
И Т
.
П
.
Целью стимуляции является мобилизация самостоятельной когнитивной
(
деятельности
пациента
,
его самораскрытия
,
активного соучастия в решении проблем
.
Стимуляция должна быть
достаточно интенсивной и в то же время соответствовать сниженным энергетическим и когнитивным
возможностям
|
больного
,
который
,
кроме того
,
может опасаться негативной реакции на раскрываемые
им значимые переживания
.
В индивидуальной терапии стимулирующие высказывания применяются в
форме наводящих вопросов
.
Групповая терапия дает возможность использовать непрямую
стимуляцию
,
когда психотерапевт направляет усилия группы для активизации работы больного над
своими проблемами
.
Советы широко используются в суппортивной модели после коррекции дезадаптивной защиты
на этапе совершенствования проблемно-решающего поведения
.
Больному дают рекомендации по
оптимальному быто
-
и трудоустройству
,
помогают найти подходящую
«
социальную нишу
»,
установить социальные связи в непрофессиональной сфере
.
Обращают внимание пациента на
сохранившиеся социальные навыки и необходимость овладения отсутствующими коммуникативными
приемами
.
Больного обучают своевременно распознавать приближающийся рецидив
,
игнорировать
малозначащие симптомы
,
фиксация на которых может затруднять социальную адаптацию
,
а в
некоторых внетерапевтических ситуациях
—
и симулировать здоровое поведение
.
Объективация
,
по В.М
.
Шумакову
(1985),
представляет собой форму тестирования реальности
,
при которой представления больного о взаимодействиях с людьми приводятся в соответствие с
объективной необходимостью сотрудничества
,
сосуществования и взаимопонимания
.
Суппортивная психотерапия проводится как в индивидуальной
,
так и в групповой форме
.
Групповая терапия больных шизофренией особенно эффективна для уменьшения социальной
изоляции
,
подкрепления чувства реальности
,
расширения контактов с окружающими
.
Акцент делается
на поддержании и развитии социальных навыков
(
в повседневной деятельности
).
Одной из наиболее
распространенных форм психотерапии шизофрении в настоящее время является групповой тренинг
социальных навыков
.
Дж
.
Кори
(2003)
приводит основные методы
,
используемые в тренинге
:
l
инструкция
—
разъяснение того
,
как вести себя в той или иной ситуации
;
l
обратная связь
—
анализ и подкрепление того или иного поведения
;
l
моделирование
—
воспроизведение того
,
что видит больной на живой
(
при участии
котерапевта
)
или символической
(
при использовании фильма
,
видеозаписи
)
модели поведения
;
l
разыгрывание ролей
—
ролевой тренинг
;
l
социальное подкрепление
—
использование похвал при наблюдении желаемого поведения
;
l
домашние задания на отработку желаемого поведения
.
R. P. Lieberman (1986)
рекомендует строить подобный тренинг очень дозировано
,
структурировано и директивно
,
поскольку сверхстимуляция или небрежное планирование занятия
могут вызвать эмоциональный стресс у больных шизофренией с их обостренной чувствительностью к
эмоциональным воздействиям
,
дефицитом внимания и трудностями в переработке информации
.
«Мишенями
»
воздействия становятся дефицит социального восприятия
,
несостоятельность при
решении повседневных проблем
,
плохо сформированное невербальное поведение
.
Автор выделяет три
этапа тренинга
:
отработка способов приема информации
,
выбор ответной реакции
,
подходящей формы
для ответа
.
В.В
.
Васильев
(2003)
описывает успешный опыт психотерапии творческим самовыражением
пациентов суицидологического кабинета психоневрологического диспансера
,
страдающих
шизотипическим расстройством и шубообразной шизофренией в стадии ремиссии
,
проводимой в
группе пациентов с психопатиями шизоидного
,
тревожного
,
зависимого и смешанных расстройств
личности
.
Эффективность метода автор обосновывает тем
,
что терапия творческим самовыражением
адресована дефензивным личностям с пассивно-оборонительными проявлениями
,
которые как раз
предрасполагают к суицидальному поведению
.
Кроме того
,
данный метод направлен на актуализацию
внутриличностных резервов больного
,
нахождение им своего жизненного предназначения
,
что имеет
первостепенное значение во время суицидоопасного кризиса
.
Семейная терапия
Поведенческая семейная терапия
,
по В
.
Д
.
Виду
(2001),
имеет следующие особенности
.
Семье
авторитетно предлагают соблюдать определенные правила
:
когда и как прерывать чреватое стрессом
взаимодействие
,
как уточнять взаимные ожидания
,
распределять обязанности
,
согласовывать объем и
сроки выполнения заданий по хозяйству
,
договориться о последствиях за невыполнение
договоренностей
,
определять рамки финансирования больного родителями и предоставляемой ему
свободы проведения времени
.
На начальных этапах терапии вскрывают значимые ситуации
,
в которых проявлялись
межличностные конфликты
,
уточняют поведение в них участников
.
Выявляют эпизоды
,
в которых
патологическое поведение больных необдуманно подкрепляется родителями
.
Совместно с родителями
распознают и уточняют когнитивные ресурсы больных и навыки
,
которые могут быть использованы в
решении проблем социальной адаптации
.
Ведут поиск оптимального трудоустройства
,
занятости
,
проведения досуга и иной поддержки в различных социальных группах
.
Задача психотерапевта
—
обеспечить больному диалог с его родителями
,
свободный от
эмоционального напряжения и взаимной агрессии
.
Чтобы разгрузить родителей от чувства вины и
способствовать их более активному включению во взаимодействие
,
психотерапевт обозначает в
качестве стрессоров не родителей
,
а определенные события
.
Важно также корригировать
нереалистические представления семьи о сроках лечения и полноте выздоровления больного
.
Коммуникативная семейная терапия
.
Представители Британской школы социальной психиатрии
(Brown et al., 1972; Vaughn, Leff, 1976
и др
.)
разработали модель эмоциональной экспрессивности
(
ЭЭ
—
концепцию
),
согласно которой частота приступов и длительность ремиссий зависит от
эмоционально-экспрессивного стиля общения в семье
.
Выяснилось
,
что на течении заболевания
отрицательно сказываются чрезмерное количество замечаний со стороны родственников
,
громкость
голоса
,
тревожность и проявления открытой враждебности к больному
,
лишение его
самостоятельности и т
.
п
.
Процесс психотерапии строится как групповая работа с родственниками больных и направлен
на
:
1)
разъяснение связи между поведением близких и состоянием больного
;
2)
снижение уровня выражения эмоций
,
особенно критического характера
;
3)
развитие контроля за своими эмоциями и выработку новых
,
более адекватных форм
поведения
;
4)
выработку правильного отношения к проводимой лекарственной терапии
;
5)
снижение гиперопеки
,
затрудняющей психологическое созревание больных
.
Одним из наиболее известных представителей интегративного подхода в психотерапии
шизофрении является швейцарский психиатр
G. Benedetti (1981),
который обращает основное
внимание на свойственное больным шизофренией нарушение способности к символизации
.
Это
нарушение обусловливает неспособность к осознанию
,
отграничению и переработке различных
психотических содержаний
,
что приводит к размыванию и уничтожению
«
Я
».
Поэтому задачей
терапии является выработка совместных с больным символов
,
которые обновляют в его сознании
утерянные реалистические аспекты личности в ее общении с другим человеком
. «
Вхождение
»
психотерапевта в мир больного шизофренией осуществляется таким образом
,
что части больной
личности интроецируются терапевтом
,
части личности терапевта принимаются больным
;
сновидения
терапевта отражают тревоги пациента
,
сновидения больного структурируются внутренними
движениями терапевта
В терапевтическом процессе используются конструктивные фантазии
,
представления и сны
,
позволяющие выразить здоровые части
«
Я
»,
воспроизводятся также все те иррациональные роли и
самовосприятия
,
которые были пережиты больным в течение жизни
.
Продуцируют эти образы как
пациент
,
так и врач
,
в результате чего возникает общее символическое поле
.
Важную роль играют
понятия экзистенциальной психологии
,
которые помогают терапевту вжиться в регрессированное
состояние пациента и предоставить ему свое здоровое
«
Я
»
для интегрирования больных и
фрагментированных частей
.
Э
.
Г
.
Эйдемиллер
(1976)
применяет в психотерапии больных шизофренией следующую
последовательность
:
индивидуальная
,
групповая
,
семейная терапия в конфликтных семьях и
индивидуальная
,
семейная
—
в семьях
,
развивающихся в конструктивном направлении
;
параллельно
ведется работа с группой родственников
,
в основном с родителями пациентов
.
Аддиктивные аспекты суицидологи
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ АДДИКТА
Психология аддикта
.
Аддиктивную личность отличают черты незрелости
:
невыраженность
интеллектуальных и духовных интересов
,
твердых Нравственных норм
,
неустойчивость
,
ненасытность
,
безответственность
,
чувство стадности
.
Аддикт хуже переносит трудности
повседневной жизни
,
рем кризисные ситуации
(«
пьяному море по колено
»).
Преувеличение своих
достоинств маскирует скрытый комплекс неполноценности
.
Внешняя социабельность сочетается со
страхом перед стойкими социальными контактами и манипулятивностью
.
Отмечается стремление
уходить от принятия решений
,
говорить неправду
,
например
,
обвинять других
,
зная
,
что они
невиновны
.
Характерны стереотипность
,
повторяемость поведения
,
зависимость и тревожность
,
склонность к колебаниям настроения
.