Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 4854
Скачиваний: 42
Игровая зависимость
(
гемблинг
)
Патологический гемблинг
(
людомания
,
игроголизм
)
диагностируется при наличии следующих
признаков
. 1.
Два и более эпизода азартных игр за последние
12
месяцев
. 2.
Возобновление эпизодов
,
несмотря на отсутствие материальной выгоды
,
субъективное страдание и нарушения социальной и
профессиональной адаптации
. 3.
Невозможность контролировать интенсивное влечение к игре
,
прервать ее волевым усилием
. 4.
Постоянная фиксация мыслей и представлений на азартной игре и
всем
,
что с ней связано
.
Гемблинг часто сочетается с алкоголизмом
:
по статистике пьющий человек
рискует стать игроголиком в
23
раза больше
,
чем непьющий
.
В.В
.
Зайцев и А.Ф
.
Шайдулина описывают игровой цикл
,
состоящий из следующих фаз
.
Фаза воздержания обусловлена отсутствием денег
,
давлением окружающих или подавленностью
после проигрыша
.
Фаза
«
автоматических фантазий
»
характеризуется проигрыванием в воображении
состояния азарта в
"
предвкушении выигрыша
,
эти фантазии или воспоминания возникают спонтанно
либо под влиянием косвенных стимулов
.
Фаза нарастания эмоционального напряжения
,
чаще
дисфорического
,
которое сопровождается либо учащением фантазий об игре
,
либо повышением
сексуального влечения
,
стремлением к интенсивным физическим и интеллектуальным нагрузкам
,
или
нецеленаправленной активностью
.
Фаза принятия решения играть в
1-
й стадии болезни проявляется в
лихорадочном
,
схематичном планировании варианта выигрыша под влиянием нарастающих фантазий
;
на более поздних этапах решение отыграться приходит сразу после проигрыша
.
Фаза вытеснения
принятого решения заключается в появлении иллюзии контроля своего поведения
;
в результате игрок
без осознавания риска идет навстречу угрозе срыва
:
получает большую сумму денег
,
выпивает
,
пытается сыграть ради развлечения
.
Фаза реализации принятого решения сопровождается сильным
эмоциональным возбуждением
,
одолевающими фантазиями о предстоящей
,
игре
;
больной впадает в
транс
,
в котором находится
,
пока не останется без денег или без сил
.
После игры больной пребывает в
подавленном состоянии
,
критикует себя и обещает больше не играть
.
В результате наступает
эмоциональная разрядка и прощение себя относительно данного игрового эпизода
.
У мужчин расстройство начинается в подростковом возрасте
,
у женщин
—
во второй половине
жизни
.
У новичка оно может возникнуть после первой игры при крупном выигрыше
.
Игроголизм носит хронический и прогрессирующий характер
.
Игрок проходит через
4
последовательные стадии течения болезни
.
1.
Стадия выигрышей
:
случайная игра
,
частые выигрыши
,
возбуждение предшествует и
сопутствует игре
,
возникает необходимость играть все чаще
,
повышать ставки
,
играть на грани фола
,
когда за секунду можно потерять все
,
что имеешь
,
или приобрести
«
весь мир
».
Фантазии об игре
,
очень крупный выигрыш
,
беспричинный оптимизм
.
2.
Стадия проигрышей
:
игра в одиночестве
,
хвастовство выигрышами
,
размышления только об
игре
,
затягивающиеся эпизоды проигрышей
,
одалживание денег на игру
.
Невозможность прекратить
игру ни после большого выигрыша
,
ни в случае постоянных проигрышей
;
она может длиться
непрерывно несколько суток
.
Ложь и сокрытие от других своей проблемы
,
уменьшение заботы о семье
или супруге
,
уменьшение рабочего времени в пользу игры
,
отказ платить долги
,
изменение личности
—
раздражительность
,
утомляемость
,
необщительность
.
Тяжелая эмоциональная обстановка дома
,
очень большие долги
,
созданные как законными
,
так и незаконными способами
,
неспособность
оплатить долги
,
отчаянные попытки прекратить играть
.
При этом возникает синдром отмены
—
тяжелое дисфорическое состояние с головной болью
,
беспокойством
,
нарушением внимания
,
подавленностью и раздражительностью
,
ухудшением сна
.
Это состояние проходит только после
включения в игру
.
3.
Стадия отчаяния
:
потеря профессиональной и личной репутации значительное увеличение
времени
,
проводимого за игрой
,
и размера ставки
,
отдаление от семьи и друзей
.
Утрачиваются
приобретенное ранее высокое техническое мастерство игры
:
больные делают нерасчетливые ходы
,
прибегают к неоправданному риску
.
Больной достает деньги для игры любыми способами
:
прибегает
ко лжи
,
растратам
,
аферам и хищениям
.
При этом сознательно он собирается использовать эти деньги
для выигрыша и вернуть долги
,
но не удерживается и вновь все проигрывает
.
Возникают угрызения
совести
,
раскаяние
,
ненависть к другим
,
паника
.
Наказания и самообвинения лишь обостряют
стремление
«
поправить
»
настроение привычным способом
.
4.
Постепенно больной становится раздражительным
,
замкнутым
,
в поисках денег для игры
вступает в контакт с преступным миром
,
теряет друзей
,
семью
,
работу
,
свободу
.
В финале
—
уход в
себя
,
безнадежность
,
злоупотребление алкоголем
,
аффективные расстройства
,
суицидальные мысли и
попытки
.
В последние годы в связи с развитием Интернета появилась новая зависимость
—
интернет
-
аддикция
.
Она развивается у
25%
пользователей в течение первого полугодия и у
58% —
в течение
второго полугодия
.
В эту аддикцию входит
:
l
обсессивное пристрастие к компьютерным играм или программированию
;
l
патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм
,
онлайновым
аукционам или электронным покупкам
,
поглощенность виртуальным общением
;
l
компульсивное блуждание в удаленных базах данных в поисках новой информации
.
Аддикт воспринимает компьютерную игру как вызов его способностям и умениям
;
это требует
от него высокого уровня умений
,
большой мобилизации
,
концентрации внимания
,
скорости реакции
.
У
аддикта возникает ощущение переноса в другое измерение
,
нарушается чувство времени
,
снижается
интерес к окружающей реальности
.
Он пропускает обычное время для приема пищи
,
мало спит
,
уделяет недостаточное внимание своему внешнему виду и личной гигиене
.
Его пальцы совершают
движения
,
как будто печатают на клавиатуре
.
У него появляются головные боли и боли в спине
,
сухость глаз
,
изменяется характер сновидений
.
У
65%
детей развивается феномен
«
воображаемого друга
» (
сверстников
,
животных
,
неживых
существ
),
при этом реальное общение сводится к минимуму
.
Они посвящают своему увлечению все
свободное время
,
тратят карманные деньги на покупку очередного компакт-диска или модернизацию
компьютера
.
Во время беседы дети оживляются лишь при затрагивании тем
,
связанных с
компьютером
;
при этом становятся экзальтированными
,
подолгу и со многими подробностями
описывают какую-нибудь видеоигру
,
как бы играя в нее в этот момент
.
Попытки взрослых ограничить
время
,
которое ребенок проводит
!
за компьютером
,
вызывает у него бурный протест
;
вынужденный
простой
l
сопровождается чувством скуки и опустошенности
.
Ребенок запускает учебу
, [
начинает
пропадать у знакомых
,
имеющих компьютер
,
невзирая на растущее
I
недовольство хозяев и запрет
собственных родителей
.
Кимберли Янг предлагает опросник для диагностики Интернет-зави
-1'
симости
.
1.
Вы используете Интернет
,
чтобы уйти от проблем или избавиться от плохого настроения
.
2.
Не можете контролировать использование Интернета
.
3.
Чувствуете необходимость находиться в Интернете все дольше и дольше для того
,
чтобы
достичь удовлетворения
.
4.
Проводите в Интернете каждый раз больше времени
,
чем планировали
.
5.
После излишней траты денег на оплату соединения начинаете на следующий день все сначала
.
6.
Обманываете членов семьи и друзей
,
скрывая
,
сколько времени вы проводите в Интернете
,
и
степень вашей увлеченности им
.
7.
Чувствуете беспокойство или раздражение
,
когда вас отрывают от Интернета
.
8.
Вы думаете об Интернете
,
когда находитесь
off- line.
9.
Когда находитесь
off- line,
испытываете подавленность или беспокойство
.
10.
Рискуете лишиться важных взаимоотношений
,
потерять место работы или учебы из-за
Интернета
.
Если вы честно ответили
«
да
»
более чем на
4
вопроса и ваше увлечение
;
длится более года
,
вам
необходима психологическая помощь
.
У игроголиков отмечается высокий интеллект
,
большая энергия при узком круге интересов
,
трудоголизм
,
авантюризм
,
максимализм
,
чрезмерная критичность по отношению к близким и друзьям
;
в то же время имеется склонность избегать серьезных конфликтов с помощью искажения фактов и
лжи
.
Они часто скучают среди людей и после работы продолжают деловые переговоры по телефону
.
Эти люди хорошие организаторы
,
но плохие исполнители
,
они генерируют идеи
,
но не воплощают их
.
Они не копят деньги
,
а тратят их
,
если занимают
—
то в максимальных количествах и с нарастающей
частотой
.
Им свойственна фетишизация денег
,
которые они воспринимают как источник их проблем и
в то же время
-*
способ их решения
.
Фетишем может стать любимый игровой автомат
, «
мой
», «
более
честный
», «
который когда-нибудь отдаст вложенные деньги
».
Патологические игроки делятся на два типа личностей
.
Гипертимные личности самоуверенны и
энергичны
,
склонны к мотовству
,
особенно в периоды тревожно-депрессивных проявлений
.
Гипотимные подавлены
,
неуверенны
,
легко впадают в уныние при неудачах
.
Выделяют также
смеющихся
,
плачущих и отчаявшихся игроков
.
Для смеющегося игрока игра прежде всего
—
развлечение
,
он контролирует размеры проигрышей
,
обвиняет в них других людей или случай
.
Плачущий игрок подчиняет игре остальные интересы
,
постоянно озабочен необходимостью отдавать
долги
,
которые неуклонно растут
.
Отчаявшийся игрок полностью порабощен игрой
,
у него не остается
ни работы
,
ни семьи
,
ни друзей
,
без игры он чувствует себя как наркоман без наркотика и может
импульсивно покончить с собой
.
Происхождение игроголизма
.
Болезненней всего игрок переживает не проигрыш
,
а
невозможность продолжать игру
.
В процессе игры игрок испытывает предвкушение своего триумфа
,
чувство риска
;
эта смесь эйфории и страха служит ему наркотиком
.
Вследствие привыкания
становится необходимой игра
«
по крупному
»,
где игрок рискует в конце концов жизнью
.
Для
облегчения переживания страха смерти мозг выделяет внутренний наркотик эндо-морфин
.
Чтобы
подстегивать этот механизм
,
все больше используется саморазрушающее поведение
.
Часто выясняется
,
что родитель больного является азартным игроком
.
У него
,
как впоследствии
у больного
,
можно обнаружить алкоголизм или проявления какой-либо другой аддикции
.
В
родительской семье отмечалась фетишизация денег и/или небрежное отношение к ним
.
В детстве
больному не хватало чуткого отношения родителей
,
или он рано потерял одного из них
.
Будущий
пациент с детства отличается экстравертированностью
,
фантазиями о своем превосходстве и везении
,
неспособностью к стойкому волевому усилию
.
Их не интересует учеба
,
выполнять свои обязанности
по дому для них унизительно
.
Для больных мужского пола в подростковом возрасте характерен
выраженный эмансипационный конфликт с родителями
,
а в дальнейшем
—
оппозиционный настрой к
авторитетным фигурам
.
Потенциальных сексуальных партнеров больные отвергают как недостойных
.
Женщины часто имеют выпивающего мужа
,
склонного к отлучкам из дома
.
Таким образом
,
им скучно
и в школе или вузе
,
и на работе
,
и в компании
—
если только это не компания
«
товарищей по
несчастью
», «
убивающая время
»
за какой-нибудь азартной игрой
.
Игрок исповедует философию
погони
,
без конца пытаясь отыграть то
,
что было проиграно
.
При этом игрок убежден
,
что игра
,
которая создала его проблемы
,
является единственным способом их решения
.
Выделяют следующие когнитивные ошибки игроков
: «
Я могу магическим образом влиять на
случайность
», «
Игровой автомат похож на меня
», «
Я проиграл из-за своей невнимательности
», «
Я
обязательно выиграю в следующий раз
», «
Это ужасно
,
если я не выиграю
», «
Я ничто
,
если я не играю
и не выигрываю
», «
Я не могу существовать
,
если я не играю
».
Психодинамика
.
В психодинамике расстройства преобладают защиты
,
присущие ананкастной
личности
:
уничтожение сделанного
,
фантазии о всемогущественном контроле
,
реактивное
образование
,
а также типичные аддиктивные защиты
:
отрицание
,
вытеснение
,
регрессия
.
Фрейд
отмечал сходство азартной игры с навязчивой мастурбацией
—
такая же непреодолимость искушения
,
всепоглощающее удовольствие
,
приводящее к настоящему параличу воли
,
и измененное состояние
сознания
.
Анализируя поведение Достоевского
,
который начинал писать
,
только когда закладывал все
имущество
,
Фрейд отмечает
: «
Всегда он оставался у игорного стола
,
пока не проигрывал всего
,
пока
не был полностью уничтожен
.
Только когда это зло осуществлялось
,
демон покидал его душу и
предоставлял место творческому гению
».
Фрейд связывает неосознанное стремление к проигрышу у
Достоевского с чувством вины и потребностью в самонаказании
.
Источник чувства вины остался не
понятым для Достоевского
,
но Фрейд выводит его из стремления к отцеубийству как результата
ei
о
сексуальных конфликтов в детском возрасте
.
Игроки чрезвычайно суеверны
,
пользуются всевозможными ритуалами и заклинаниями в
надежде на удачу
.
Мотивацию гемблинга можно свести к игре с Матерью-судьбой под названием
«Любит
—
не любит
».
Постоянное возвращение к игре обусловлено инфантильными фантазиями о
всемогуществе
,
неограниченном удовлетворении своих желаний
,
а также протестом против реальной
действительности
,
не подчиняющейся воле больного
.
При этом игрок в силу своей неуверенности и
зависимости возлагает ответственность за проигрыш на фортуну
.
Проигрыш вызывает обиду на
«судьбу-злодейку
»
и провоцирует новую попытку
.
Азартный игрок находится перед дилеммой
:
выигрыш желателен
,
поскольку он реализует
детское стремление к всемогуществу и является символическим одобрением инцестуозных влечений
,
однако проигрыш также желателен
,
поскольку он обеспечивает наказание за запрещенные
инцестуозные действия и таким образом устраняет чувство вины
.
Поскольку выигрыши вызывают
нестерпимое чувство вины
,
а проигрыши доказывают недостаточное всемогущество
,
игрок попадает в
порочный круг
.
Терапия
.
Для изоляции игроголика от привычного окружения целесообразна госпитализация на
2-3
месяца
,
во время которой обычно применяется литий для купирования сопутствующего
депрессивного синдрома
,
а также начинается психодинамическая терапия
.
Используется также
имажинативная
(
лат
. imago
образ
)
десенситизация
,
когда больной представляет себя способным
воздержаться от игры в различных
,
все более провоцирующих ситуациях
.
Пациенту также дают
парадоксальное предписание играть в соответствии со строгим режимом
,
разработанным терапевтом
.
Эффективна групповая психотерапия
,
направленная на работу с образами и эмоциями
,
а также с
проблемами общения
,
поскольку аддикты обычно испытывают значительные затруднения в этих
сферах
.
Эффективным является участие в группе взаимопомощи Анонимные Игроки
,
работающей по
принципу Анонимных Алкоголиков
.
Используются публичные признания
,
групповое давление и
пример бывших пациентов
,
бросивших игру
.
Р
.
Л
.
Кастер
(2002)
начинает терапию с
2-3-
недельного курса интенсивной поддерживающей
терапии
,
направленной на преодоление фазы разочарования
.
Затем с пациентом и его семьей
заключают контракт
,
согласно которому он обязуется сделать все возможное для избежания срыва
.
Проводится групповая терапия
,
фокусированная на коррекции манипулятивного поведения и
выработке мотивации к участию в сообществе Анонимных Игроков
,
с помощью которого пациент
решает свои финансовые и семейные проблемы
.
И.С
.
Павлов
(2003)
предлагает в работе с патологическими игроками учитывать следующие
терапевтические мишени
.
l
Навязчивые мысли об игре
,
влечение к атмосфере игры
.
При неудовлетворении этих влечений
возникает чувство дискомфорта
,
внутреннего напряжения
.
l
Перевод с помощью игры субдепрессии в радость или злость на себя или ситуацию
,
чтобы
оживить себя в ситуации риска
,
разрядиться
,
получить причину плохого настроения
:
не везет в игре
.
l
Сверхценная идея быстро и легко обогатиться
.
l
Реализация фактора веры
,
надежды на выигрыш
.
l
Авторитетная группа
,
разделяющая взгляды на риск
,
надежду и мифы о выигрыше
.
l
Перенос значимой жизнедеятельности в атмосферу игры
,
неопределенности исхода
,
риска
,
с
появлением чувства насыщенности и значимости бытия
.
Щербаков с соавторами описывают
4
этапа психодраматерапии гемб-г
1.
Создание личного мифа о собственном болезненном состоянии
,
с ооо чением Провокатора и
Судьбы
.
2.
Работа с генограммой
,
то есть интра ическое дистанцирование от семейного наследия
.
3.
Разыгрывание истор СТвенном Большом марафоне
.
4.
Проработка раннего детского опытам с^га°йдняшних проблем
.
g, -
и А.ф
.
Шайдулина разработали поэтапную программу й гемблинга
l
Диагностический этап включает установление диагноза определение стадии игровой
зависимости
,
выяснение индивидуальных особенностей фаз игрового цикла
.
Психообразователъный этап посвящен осознанию пациентом невозможности вернуть свое
первоначальное отношение к игре и необходимости полного отказа от игры
.
Пациенту рассказывают о
причинах и симптомах заболевания
,
его течении и методах лечения
,
типичных ситуациях
,
провоцирующих срыв
,
а также о вариантах отношений с окружающими при отказе от игры
.
Пациенту
предлагают живо вообразить свою жизнь
,
в которой никогда не будет игры
.
При этом его желание
играть резко усиливается
,
и он осознает трудность и необходимость его контролировать
.
Этап создания стратегий контроля над импульсом к игре направлен на понимание пациентом
того
,
что
:
1)
с момента игрового срыва он не в состоянии проконтролировать свое поведение
;
2)
отсутствие осознаваемого желания играть не связано напрямую с возможностью контроля над
игровым импульсом
.
Пациент обучается осознавать и различать постоянное желание играть и резкое ситуационное
усиление игрового импульса под воздействием внешних обстоятельств
.
Контроль за игровым
поведением достигается путем выработки у пациента способности замечать признаки надвигающегося
срыва
:
усиление фантазий об игре
,
нарастание эмоционального напряжения
,
появление уверенности в
выздоровлении
.
Регуляция состояний транса достигается путем понимания пациентом того
,
каким образом он
вводит себя в состояние транса после принятия решения играть и как он может контролировать этот
процесс
.
Работа над ошибками мышления заключается в выявлении иррациональных установок
,
связанных с игрой
,
анализе мотивов поведения
,
касающихся игры и ее последствий
.
Этап
планирования состоит в составлении программы ближайших жизненных задач
:
расчет с долгами
,
восстановление финансового благополучия
,
нормализация рабочих отношений
.
Для профилактики
срыва важно обсудить причины прежних срывов и выработать мотивацию к постановке задачи
контроля игрового поведения и шире
—
овладения навыками эмоциональной саморегуляции
.
Кроме уже упоминавшейся распространенной формой взаимопомощи Анонимные Игроки
,
организованные по принципу Анонимных Алкоголиков
,
в Рунете имеется Служба Анонимной помощи
пользователям Интернета
,
предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью
ICQ —
сетевого аналога службы неотложной телефонной помощи
.
©XIX
в
.
Юный джентльмен гадает на ромашке
: «
Любит
—
не любит
?» ,
XX
в
.
Парень прикидывает
: «
Даст
—
не даст
?»
XXI
в
.
В Интернете
: «
Мужчина
—
женщина
?
Активный
—
пассивный
?»
Аддиктивный фанатизм
Аддиктивный фанатизм
—
это крайняя степень увлечения какой-либо деятельностью с
созданием из нее культа
,
поклонением кумирам и растворением в группе единомышленников
.
Самые
распространенные варианты фанатизма
—
религиозный
(
сектантство
),
политический
(
партийный
),
спортивный
(
фанаты
)
музыкальный
(
рокеры
)
и т
.
д
.
Фанатики обнаруживают также аддикцию
отношений
,
влечение к власти единомышленников над остальными
,
разрушению и саморазрушению
.
Сознание адепта культа определяется культовыми ценностями
,
ответственность за жизнь
самоотверженно передается лидеру группы
.
Последние годы отмечается много случаев развития индуцированного бреда в религиозных
группах
,
приводящих
,
в частности
,
к массовым самоубийствам
,
убийствам членов сект
,
насилию над
детьми и другим тяжким правонарушениям
(
например
,
убийство
300
детей в Джонстауне в
1978
г
.).
Среди членов американского фан-клуба
«
Нирвана
»
самоубийц в
18
раз больше
,
чем в среднем в
популяции у лиц соответствующего возраста
.
Для экстремистских религиозных сект характерно следующее
:
а
)
харизматические лидеры
,
считающие себя мессиями или обладателями особой силы
(
дара
);
б
)
тоталитарная
(
догматическая
,
абсолютистская
)
философия
;
в
)
тоталитарная система управления
;
г
)
требование беспрекословного подчинения уставу культовой группы
;
д
)
сильный акцент на накапливании богатства для культа
;
е
)
почти полное отсутствие заботы об индивидуальном благополучии членов секты
.
От новообращенных обычно скрывают истинное положение дел
,
но как только они глубоко
вовлекаются в культ
,
их подвергают процедуре промывания мозгов
.
Полное изменение личности
неофита занимает обычно от нескольких дней до нескольких недель
,
и после
4-7
лет жизни в
культовой группе эти изменения становятся необратимыми
.
Членами фанатических групп становятся конформные личности
,
неспособные брать на себя
индивидуальную ответственность за свою жизнь и чувствующие себя уверенно лишь в группе
,
ведомой сильным лидером
.
Чем больше они теряют свою индивидуальность
,
тем больше нуждаются в
идентификации с лидером и группой
,
чтобы получить нарциссическое чувство всемогущества
.
Конформист лишен каких-либо индивидуальных черт характера
,
он
«
плывет по течению
»,
слепо
подчиняясь своей среде
,
и постоянно готов согласиться с мнением большинства
.
Он некритически
воспринимает мнение авторитета или группы
,
даже если оно явно не соответствует действительности
.
Совершенствование у конформистов ограничивается подражанием
.
Они неинициативны
,
им
свойственна шаблонность
,
банальность
,
ходячая мораль
,
консерватизм
.
Их речь изобилует
трафаретными фразами
,
бюрократическими штампами
(
вспомните героев Зощенко
). .
Они одеваются
по форме
,
ведут себя
«
как положено
».
Конформисты настороженно относятся к незнакомцам
,
часто
проявляют ксенофобию и враждебность к инакомыслию
.
Попав под влияние группы
,
такой человек
легко спивается
,
втягивается в групповые правонарушения или становится адептом культа
.
Первичная выгода конформизма заключается в бегстве от личной ответственности
,
вторичная
—
в ожидании награды за свою
«
верность
».
Конформист при этом жертвует своими правами человека и
самоуважением в обмен на групповую самоидентификацию и возможность занятия безопасной
социальной высоты
.
После развала СССР огромное число конформистов оказались не готовы к
переменам и превратились в фанатиков коммунистической идеи и прошлого образа жизни
;
этим во
многом объясняется замедленный выход страны из кризиса
.
Происхождение фанатизма
.
П.Б
.
Ганнушкин один из первых указал на связь сексуальности
,
агрессии и религиозного чувства
.
Воодушевление и экстаз фанатика во время молитвенного ритуала
,
так же
,
как и во время политического митинга
,
рок-концерта или спортивного матча
,
вызывают у него
выброс внутреннего наркотика со всеми вытекающими последствиями
.
Мода на медитирование также
в большой степени обусловлена выделением в этом состоянии эндорфина
.
Фанатики стремятся к уходу
от своего Я в мы
,
растворяясь в группе единомышленников
,
где они чувствуют себя в безопасности
.
«Но если в партию сгрудились малые
—
Сдайся враг
,
замри и ляг
!
Партия
—
рука миллионопалая
,
Сжатая в один громящий кулак
» (
В
.
Маяковский
).
Малые здесь
—
инфантильные конформисты
,
бессильные поодиночке
,
и всесильные в стае
.
Мир для них делится на
«
наших
»
и
«
врагов
»,
правоверных и неверных
.
Развитию фанатизма в нашей стране способствовал авторитарный менталитет
,
сформировавшийся в условиях тоталитарного режима
,
когда люди привыкли ожидать
«
хлеба и
зрелищ
»
от власть имущих
.
Поскольку тоталитаризм сочетался с атеизмом
,
это привело к
обожествлению земной власти
.
Однопартийная система обожествляла лидера партии и руководителя