Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 5034
Скачиваний: 42
государства
,
а членов партии делала идеологическими
(
добровольными
,
фанатично преданными
)
рабами
.
Аддиктивный фанатизм часто сочетается с аддикцией к власти
,
а также с влечением к смерти
,
которое проявляется в мазохистском принесении себя в жертву ради торжества сверхценной идеи
.
Этим можно объяснить и публичные
«
саморазоблачения
»
на процессах
30-
х годов
,
и садомазохистское
поведение современных террористов-смертников
.
Идеологический и социальный кризис в нашей
стране привел к появлению большого количества молодых людей
,
которые явились легкой добычей не
только наркомафии
,
но и зарубежных религиозных сект
,
обещающих духовную поддержку в обмен на
отказ от своего Я
.
Терапия
.
Для освобождения от влияния религиозной секты используется депрограммирование
,
которое состоит в развитии критического
,
гибкого
,
творческого и независимого мышления и
коррекции ложных представлений относительно культовой жизни
.
Член культа исследует культовую
идеологию в свете логики и известных ему фактов
.
С помощью наводящих вопросов его нацеливают
на систематический анализ вскрытых противоречий
.
Новичков информируют о том
,
что им придется
посвятить свою жизнь этой группе
,
что их будущий супруг(а
)
и время вступления в брак будут
выбраны за них лидером культа
.
Особенно полезно описать и объяснить процесс идеологической
обработки
,
которой они были подвергнуты
.
В процессе депрограммирования желание аддикта понять
,
что с ним происходит
,
нарастает
,
пока
не будет достигнуто состояние
«
ломки
».
Перед этим аддикт внезапно прекращает обсуждение
,
становится тихим и задумчивым или обнаруживает признаки шока
.
Затем у него появляются нервная
дрожь
,
рыдания и паническая растерянность
,
и рождается решение порвать с культом
.
Далее следует
фаза неустойчивости
,
когда случайная встреча или телефонный звонок могут привести к рецидиву
.
Окончательно освободиться от влияния секты можно только с помощью специально созданной
команды близких и друзей аддикта
,
которые общими усилиями могут вернуть его к прежней жизни
.
Ядро команды составляют родные
,
близкие и друзья
.
В команду включаются также люди
,
с которыми
адепт культа был связан до своего вступления в секту
,
другие семьи с аналогичными проблемами
,
бывшие члены секты
.
Подготовить такую команду для терапевтического вмешательства может
семейный терапевт
.
Многих потенциальных членов команды обычно приходится убеждать в наличии
проблемы
.
У таких людей
,
использующих защиту отрицанием
,
необходимо спрашивать
: «
Какие вам
нужны доказательства
,
чтобы убедиться в существовании проблемы
?» —
и предоставлять
соответствующую информацию
.
Часто члены команды нуждаются в опровержении ошибочных
представлений
,
мешающих эффективной работе команды
.
Стивен Хассен
(2001)
перечисляет
10
подобных заблуждений
: «
Никакого контроля сознания не существует
», «
Любое влияние является
контролем сознания
», «
Ведь он по-своему счастлив
!», «
Нельзя вмешиваться в жизнь взрослого
человека
», «
Он имеет право верить
,
во что хочет
», «
Он достаточно умен и разберется сам
», «
Он так
слаб
,
что ищет руководства
», «
Уж лучше секта
,
чем его прежняя жизнь
», «
Он уйдет сам
,
когда будет
готов
», «
Мы потеряли надежду
».
Дэвид Берне
(1995)
описывает когнитивные стереотипы членов команды
,
которые приходится
преодолевать в ходе терапии
.
Абсолютизация прошлого опыта
:
он никогда не слушал моих советов
,
не
послушает и сейчас
.
Сверх
-
обобщение
:
в прошлый раз мы поссорились
,
он всегда ненавидел меня
. .
Наклеивание ярлыков
:
да ты просто зомби
!
Самообвинение
:
это моя вина
,
что он попал в секту
.
Отрицание
:
никто его не контролирует
,
просто он сейчас в растерянности
.
Рационализация
:
если бы не
секта
,
она была бы сейчас среди своих наркоманов
.
Негативная фильтрация
:
мы чудесно провели
вчерашний день
,
но он все равно вернулся в секту
,
это полный провал
.
Поляризация
:
он так усердно
трудится в своей секте
,
хотя все равно ничего не добьется
.
Персонализация
(
предположение
,
что все
происходящее имеет отношение к вам
):
я оставила для него три сообщения
,
а он все равно не
позвонил
;
должно быть
,
он знает
,
что я обратилась к консультанту
.
Чтение мыслей
:
конечно
,
ты
расстроился
,
что я не предупредила тебя прежде
,
чем что-то делать
.
Ошибки контроля
:
я выбью из
него эту дурь
! (
или наоборот
:
мои попытки безрезультатны
).
Эмоциональная аргументация
:
я так
чувствую
,
что любой
,
кто верит в эту чушь
,
просто слабак
.
Члены семьи адепта нередко страдают какими-либо аддикциями
,
и бывает полезно привлечь
адепта для помощи им в избавлении от этих зависимостей
.
Впоследствии роли меняются
,
и успешное
выздоровление родственника служит положительным примером для адепта
.
Во избежание рецидива
следует учесть
,
что после выхода из секты бывшего адепта могут мучить чувства стыда и вины
.
Вместо того чтобы искупить свою вину перед близкими
,
он может направить свои усилия на то
,
чтобы
попытаться спасти друзей
,
оставшихся в секте
.
Это может затянуть его назад
.
Следует успокоить
адепта
,
что хотя его вина и велика
,
но не стоит ее преувеличивать
.
И лучшее
,
что он сможет сделать
для оставшихся в секте друзей
, —
это показать им пример творческой самостоятельной жизни
.
Терапия выживших жертв ритуального насилия включает следующие этапы
:
а
)
установление терапевтического альянса
;
б
)
обследование и оценку
;
в
)
уточнение диссоциативной системы
;
г
)
вскрытие вытесненной информации и устранение диссоциативных барьеров
;
д
)
реконструкцию памяти и коррекцию представлений
;
е
)
противодействие внушенным представлениям
;
ж
)
десенсибилизацию запрограммированных сигналов
;
з
)
интеграцию прошлого
,
нахождение нового смысла жизни
.
Используются такие методы терапии
,
как катарсис
,
гипноз
,
самовыражение
(
ведение дневника
,
рисование
,
игра в песочном ящике
),
лекарственная терапия и стационарное лечение
.
Дополнительную
помощь оказывает участие в группе взаимопомощи
,
работающей по принципу Анонимных
Алкоголиков
.
В процессе терапии необходимо быть готовым к развитию суицидоопасной депрессии
.
Это может быть результатом запрограммированности на суицид и/или неспособности интегрировать
ужасающие компоненты воспоминаний
.
Крайне важно помочь больным осознать
,
что они не несут
ответственности за случившееся
,
т.к
.
являются жертвами запугивания
,
насилия и искусных
манипуляций
.
Обратиться за помощью по вопросам
,
связанным с религиозным культом
,
в Москве можно в
Информационно-консультативный Центр Иринея Лионского
,
тел
. 246-25-35;
сайт Интернета
http://
iriney. vinchi. ru.
Имеются также сайт Комитета по спасению молодежи
http://info.sandy.ru/socio/public/youth,
сайт
«
Свидетелям Иеговы посвящается
...» http:// www. iegova.
narod. ru
и др
.
©Фанатики
—
это люди
,
которые интенсивнее умирают
,
чем живут
.
Жарко Петан
Суицидальный синдром в соматической клинике
СОМАТОГЕНИИ
После смерти нас встречают два вопроса
.
Злой ангел спрашивает
. «
Как он жил
?»,
милосердный
Создатель спрашивает
: «
Как он умер
?»
Творец берет последнюю слезу умирающего и погашает ею все
грехи
,
записанные на его жизненной таблице
.
Моисей Сафир
Каждый пятый суицидент страдает тяжелым соматическим заболеванием
.
Почти половина
пожилых людей и стариков
,
совершающих суицид
,
имеют инвалидность по соматическому
заболеванию
.
Каждый второй больной
,
госпитализированный по поводу инсульта с параличом
конечностей
,
обнаруживает депрессию
,
которая сохраняется не менее полугода
.
У
15-20%
больных
,
перенесших инфаркт миокарда
,
в дальнейшем также развивается депрессия
.
Суицидальная готовность
отмечается у половины онкологических больных
,
а
15%
из них совершают самоубийство
.
Суицидальный риск у больных СПИДом в
20-30
раз выше по сравнению с остальным населением
.
Нарушенная соматическая функция вызывает нарциссическую обиду и ипохондрию
.
Затем
больной переживает чувство утраты здоровья и статуса
,
у него возникают фрустрационно
-
агрессивные
намерения
,
он становится раздражительным
,
завидует здоровым и враждебно относится к ним
,
несмотря на их заботу и уход
.
Это ухудшает отношение к нему близких и медработников
,
усугубляя
положение больного
.
Больные
,
утратившие физическую привлекательность
(
после удаления передних
зубов
,
ампутаций конечности или грудных желез
,
обезображивающих ампутаций
,
при наличии
кожных заболеваний и очагового облысения и т
.
п
.)
испытывают социофобии
,
сопровождающиеся
избегающим поведением
.
У многих больных неизлечимыми соматическими заболеваниями
,
знающих о неизбежности
углубления страданий и летального исхода
,
развивается суицидоопасная пессимистическая реакция
.
В
основном это овдовевшие люди старшего возраста
.
Содержанием переживаний является рациональное
подведение жизненных итогов
,
оценка пройденного пути
,
сравнение положительных и отрицательных
аспектов продолжения жизнедеятельности
.
Подведение баланса происходит на фоне высокого уровня
критичности
,
четкости и реалистичности суждений
,
сохранности личностного ядра
.
Принятие решения
о самоубийстве происходит в связи с представлениями о неизлечимости заболевания и переживаниями
физического страдания
.
Поведение в пресуициде лишено аффективной напряженности
(«
холодный
пресуи
-
цид
»).
Подготовка к суициду носит тщательно скрытый характер
,
выбираются наиболее
летальные способы суицида
.
В случае покушений
,
не закончившихся смертью
,
суицидальные
намерения сохраняются и с большим трудом подвергаются обратному развитию
.
Соматогенные аффективные расстройства проявляются в виде колебаний настроения
,
которое
обычно бывает подавленным
;
возможны незначительные когнитивные затруднения
.
Состояние
развивается внезапно или постепенно
,
выраженность его зависит от тяжести основного заболевания
,
но в ряде случаев аффективные симптомы сохраняются в течение нескольких недель или месяцев
после нормализации соматического состояния
.
Причиной расстройства чаще сего служит
интоксикация лекарствами
,
особенно гипотензивными
,
поскольку последние снижают уровень
эйфоризирующего нейромедиатора серотонина
.
Обычными причинами также являются органические
поражения мозга
,
гормональные и другие соматические болезни
.
Аффективные гипернозогнозические реакции проявляются синдромом тревожной или
ипохондрической депрессии
.
На первый план выступают страх возникновения или обострения
опухолевого процесса или другого тяжелого заболевания
;
страх смерти от внезапного сердечного
приступа
,
нередко сопровождающийся паническими атаками
;
страх оказаться в ситуации
,
исключающей возможность медицинской помощи
,
агорафобия
.
Кратковременные боли или
вегетативные дисфункции воспринимаются как признаки соматической катастрофы и сопровождаются
дурными предчувствиями
.
Больные тщательно регистрируют соматические симптомы
,
настаивают на
повторных диагностических процедурах
.
Они подавлены
,
пессимистичны
,
высказывают идеи
необратимости поражения организма
,
бесполезности лечения
,
утраты трудоспособности
,
безнадежности
.
При тяжелых хронических соматических и неврологических заболеваниях возникает
астеническая депрессия
.
Она включает в себя повышенную утомляемость
,
истощаемость
,
снижение
активности
.
Больные жалуются на физическое бессилие
,
утрату энергии
, «
изношенность
».
От обычной
усталости состояние отличается нарушением общего чувства тела
,
стойкостью и отсутствием связи с
нагрузкой
;
наоборот
,
оно ухудшается сразу после ночного сна
.
Наблюдается также пессимизм с
чувством бесперспективности
,
подавленностью
,
безразличием
,
слабодушием
,
слезливостью
.
Истерическая депрессия обычно возникает в ответ на разрыв любовных отношений или гибель
близких
.
Больные продолжают
«
общаться
»
с близким человеком с ощущением его физического
присутствия
,
драматизируют свои переживания
,
ярко воспроизводят сцену похорон
,
заламывают руки
,
рыдают
,
падают в обморок
.
С целью получения сочувствия они могут наносить себе незначительные
травмы
,
высказывать суицидальные угрозы
.
У истероидных больных наблюдается бурная аффективная реакция по поводу утраты внешней
привлекательности в результате травмы или калечащей операции
.
У них также наблюдается
аггравация
(
сознательно преувеличенные жалобы
),
проявления синдрома Мюнхгаузена
(
симулятивное
расстройство
)
и конверсионные расстройства
.
Последние включают яркие
,
образные и отчетливо
предметные ощущения
:
гвоздь или игла в сердце
,
раскаленный шар в животе и т
.
п
.
Н
.
Бусыгина
(2001)
выделяет четыре основных эмоциональных синдрома
,
характерных для
тяжело больных
.
В отрицание входит чувство беспомощности и апатия
.
Аннигиляция или
экзистенциальное отчаяние включает безнадежность
,
тревогу и страхи
,
депрессию
,
укороченную
временную перспективу
.
Отчуждение означает отвержение значимых других вместе с чувством
собственной отвергнутое
™,
переживанием своей беспомощности и никчемности
.
Деструктивная
дисфория описывает гневливого
,
разочарованного пациента
,
чувствующего себя обманутой жертвой
;
здесь имеют место смятение
,
злобность
,
фрустрация и депрессия
.
В любом случае наблюдается
обеднение мотивационной сферы
,
которое проявляется как аутизация
,
замкнутость
,
отчужденность
,
эмоциональное оскудение
,
пассивность
,
стремление к стереотипному выполнению работы
,
мелочность
,
желание опеки
,
ограничительное поведение
.
Элизабет Кюблер-Росс
(2001)
описала стадии переработки ситуации неизлечимым больным
. 1
стадия заключается в отрицании и изоляции
.
В
«
Раковом корпусе
»
А.И
.
Солженицына показано
,
как
больные отказываются признать реальность
,
изолируются от угрожающей правды
. «
Я знаю
,
что я
должна умереть
, —
говорит
60-
летняя больная раком
,
которой сообщили ее диагноз
, —
но я не могу в
это поверить
».
Ефрем Полдуев дополнительно использует идентификацию с агрессором
—
смертью
:
«Итак
,
что ж было прикидываться
?
За рак надо было принять и раньше
—
то
,
от чего он жмурился и
отворачивался два года
:
что пора Ефрему подыхать
.
Так
,
со злорадством
,
оно даже легче получалось
:
не умирать
—
подыхать
.
Но так можно было только выговорить
,
а ни умом вообразить
,
ни сердцем
представить
».
Эти агрессивные чувства соответствуют
2
стадии по Кюблер-Росс
—
стадии гнева
.
Часто раздражение направлено на окружающих
:
больной завидует здоровым людям и недоволен
врачами и обслуживающим персоналом
.
На
3
стадии происходит торг
,
больные пытаются заключить сделку с врачами
,
демонстрируя
свое послушание
,
с Богом
,
обещая посвятить ему оставшуюся жизнь
,
если он продлит ее
.
На
4
стадии
наступает депрессия
,
особенно если больной остается в изоляции
.
В это время он переживает ряд
утрат
:
надежды на возможность выздоровления
,
жизненной перспективы
,
трудоспособности
,
сексуальной потенции и привлекательности
,
чувства нужности близким и т
.
д
.
Он готовится к
предстоящему расставанию с любимыми людьми
,
с жизнью и к встрече со смертью
.
Наконец
, 5
стадия
—
это стадия смирения с неотвратимо приближающейся смертью
,
которое может перемежаться с
иррациональной надеждой на чудесное спасение
.
Эти надежды больного обычно связаны с
переоценкой возможностей врача и его идеализацией
,
сочетающейся с регрессивной тенденцией к
установлению симбиоти-ческих отношений с ним
.
ПРИНЦИПЫ ПСИХОТЕРАПИИ
Позицию врача
,
лечащего тяжелобольного
,
В
.
Франкл обозначил так
: «
Врач
,
который достаточно
хорошо понимает тонкости ситуации
,
не может подходить к неизлечимо больному или умирающему
без определенного ощущения стыда
:
ведь
,
будучи врачом
,
он оказался бессильным вырвать у смерти
эту жертву
;
пациент же в данном случае
—
это человек
,
который мужественно противостоит судьбе
,
принимая ее в тихом страдании и совершая в этом метафизическом смысле настоящее
достижение
» (
Франкл
, 1999,
с
. 116).
М
.
Гейер
(2001)
описывает методы адаптирующей терапии
,
дифференцированно применяемые
на различных стадиях адаптации пациента к хронической соматической болезни
.
1.
Стадия отрицания болезни содержит для врача искушение воспринимать защиту отрицанием у
своего пациента как положительный результат терапии
.
Автор предупреждает
:
чем эмоционально
более ярко окрашена эта стадия
,
тем больше разочарования
,
гнева и депрессии появится во
2
стадии
адаптации
.
Терапевту следует постепенно ознакомить пациента с реальностью его заболевания
,
облегчить его приучение к терапевтическим нагрузкам
,
не отнимая надежды на полноценную жизнь
.
Основной задачей данного этапа терапии является изменение масштаба жизненных ценностей
,
в
особенности в связи с вопросом
: «
Чем теперь я
,
больной
,
могу представлять ценность для себя и
других
?»
2.
Стадия сменяющих друг друга агрессивных
,
депрессивно-покорных и депрессивно
-
ипохондрических реакций может проявляться в виде раздражения против родственников
,
персонала и
терапии
,
в форме нарушений диеты и лечебного режима
,
саботажа лечения
.
Выражением протеста
против болезни может стать и суицидальное поведение
.
Врачу следует разъяснить пациенту природу
его агрессивных импульсов и дать почувствовать
,
что они не угрожают терапевтическим отношениям
.
Не следует потакать претензиям ипохондрических больных на чрезмерную заботу
,
так как это делает
больного все более капризным
,
и в конце концов он становится
«
сущим наказанием
».
Пациенту надо
научиться выделять свои эмоциональные потребности и удовлетворять их вне рамок лечения
.
3.
Стадия относительного признания болезни характеризуется способностью пациента до
известной степени признавать возникшие в связи с болезнью ограничения и трудности
,
готовностью
конструктивно использовать оставшиеся возможности
,
а также применять накопившийся опыт в
обращении с болезнью
.
На этой стадии врач должен обсуждать с пациентом все мероприятия
,
гибко
учитывая его индивидуальность
.
Следует помнить о неустойчивости баланса в терапевтических
отношениях и на этой стадии
,
так что его необходимо укреплять вновь и вновь
.
В
.
Бройтигам с соавт
. (1999)
перечисляет моменты
,
которые должен иметь в виду врач
,
который
собирается говорить с больным об угрожающем жизни заболевании
.
l
Прежде чем рассказать больному о его болезни
,
врач сам должен быть хорошо осведомлен о
ней
:
о ее первых проявлениях
,
о прежнем и нынешнем состоянии больного
,
о предыдущей и нынешней
стратегии лечения и необходимых мероприятиях и прежде всего о ближайшем прогнозе
.
l
Что говорили больному до сих пор наблюдавшие и лечившие его врачи
,
в какой мере его
информировали и в какой скрыли от него информацию о болезни
.
l
Что знает больной в действительности
(
например
,
от больных
,
родственников и т
.
д
.)
и каковы
его представления о своей болезни и ее прогнозе
?
l
На каком этапе жизни развилась болезнь
(
анамнез
,
предшествовавшие жизненные неудачи и
успехи
),
как больной справлялся прежде с тяжелыми ситуациями
?
l
Каковы нынешние отношения больного с окружающими людьми
,
с семьей
,
с коллегами по
работе
?
Имеются ли у него еще близкие люди
,
которые проявляют к нему интерес
?
Насколько они его
тяготят
?
l
Самая главная задача
—
определить
,
что больной действительно хочет знать на этой стадии
своего заболевания о самом диагнозе и что он в состоянии перенести
.
В
.
В
.
Ивашов
(2000)
формулирует требования к оглашению больному
«
неблагоприятного
»
диагноза
.
Это должен делать лечащий врач наедине
,
в отдельном кабинете
,
желательно наполненном
современным медицинским оборудованием
.
Тон врача должен быть хладнокровным
,
констатирующим
.
Следует назвать диагностические технологии
,
на основании которых делается
заключение
.
Говорить следует о выявленных нарушениях функций организма
,
а не о болезни
пациента
,
оставляя ему активную роль
.
Пугающие термины надо заменять на иные
(«
миеломная
болезнь
»
вместо
«
рак крови
»),
использовать формулировки
«
типа
»
или
«
по типу
»,
оставляя больному
спасительные соломинки
.
Если больной интересуется прогнозом
,
целесообразно отметить факторы
,
влияющие на процесс лечения
,
основным из которых является точное и своевременное выполнение
рекомендаций врача
.
Беседу необходимо завершить твердо
: «
Из всего вышесказанного вытекает
,
что
мы должны делать следующее
: 1) ...; 2)...; 3)...»
Местоимение
«
мы
»
дает возможность пациенту
опереться на опыт и профессионализм врача
.
Однако личные отношения между больным и врачом в
данных обстоятельствах авторы считают недопустимым
.
Предположение
,
что усилия врача могут
зависеть от его личного расположения
,
рождают у больного сомнения
.
Непроницаемость личности
врача создает возможность для его мистификации и создает эффект плацебо
.
Целью психотерапии умирающего больного является сопровождение на его скорбном пути в
соответствии с этапами
,
выделенными Кюблер-Росс
.
На стадии отрицания важно учитывать
,
что оно
помогает больному справляться со страхом смерти
.
Однако эта защита эффективна только тогда
,
когда
ею не пользуются окружающие
,
обнаруживая этим собственный страх смерти
.
У умирающего
человека
,
которого пытаются убедить
,
что он выздоровеет
,
тревога лишь увеличивается
.
Так же
неуместны попытки врача лишить больного спасительных иллюзий
,
высмеивая его оптимистические
фантазии
.
Пациенту надо помочь принять факт конечности жизни
,
пережить скорбь о предстоящей утрате
мира людей
,
духовного богатства и накопленного имущества
.
После этого пациент в состоянии
планировать оставшееся время
,
максимально его использовать
,
а также по договоренности с семьей
предпринять активные действия в отношении того
,
что произойдет после его смерти
.
На стадии торга
врач должен показать пациенту реальные возможности сотрудничества в процессе лечения
,
касающиеся преобразования жизненных условий и планирования последующего времени
,
но
,
с другой
стороны
,
не должен связывать с этими действиями нереальные надежды на исцеление
.
Врачу следует
четко обозначить меры помощи
:
облегчение боли
,
минимизация эмоционального и социального вреда
,
сохранение возможного контроля и мобильности
.
В этот недолгий период жизни для больного как никогда актуализируются взаимоотношения с
близкими
,
которым также приходится нелегко
.
Важной задачей психотерапевта является организация группы взаимоподдержки
.
Одновременно
необходимо обеспечить эмпатический подход в терапевтической бригаде
,
чему способствуют
Балинтовские группы
.
Эти проблемы легче решать в специализированных учреждениях
—
хосписах
.
Больные организуются в группы взаимопомощи
,
занимаются творчеством
,
которое не только
отвлекает от страха смерти
,
но и помогает переоценить основные жизненные ценности
.
Эффективны
различные формы экзистенциальной терапии
.
Р
.
Кочюнас
(1999)
выделяет следующие принципы психотерапии умирающего человека
.
К
умирающему нельзя относиться как к уже умершему
;
он нуждается в поддержке
.
Следует внимательно
выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его просьбы
.
Необходимо обеспечить
умирающему участие в принятии решений о лечении
,
посетителях и т
.
п
.
В общении с ним следует
избегать поверхностного оптимизма
,
который вызывает подозрительность и недоверие
.
Умирающие
люди предпочитают больше говорить
,
чем выслушивать собеседника
.
Речь умирающего становится
символичной
,
понять ее помогают жесты больного и его воспоминания
.
Сочувственное выслушивание
помогает умирающему выразить сожаление о нанесенных им обидах
,
простить своих врагов
,
принять
смерть как торжественный момент жизни
,
такой же важный и неотъемлемый от нее
,
как рождение
.
Ф.Е
.
Василюк
(1984)
использует работу с автобиографией как метод переживания
,
которое
объединяет разрозненную мозаику жизни в единую целостную картину
.
Застарелая
,
невысказанная
обида
,
неотреагированный гнев
,
зажатое
,
не пережитое горе
,
утаиваемый проступок включаются в
осознанный широкий контекст жизни и раскрываются в их связях и отношениях друг к другу
,
обретая
новый смысл
.
В рассказе о неразрешенных трудностях хотя бы отчасти разряжается накопленное
напряжение
.
Кроме того
,
жизнь
,
ставшая текстом
,
начинает подчиняться законам жанра
:
происходит
разделение лирического героя и автора
,
эстетически преодолевается прагматическая жизненная
обыденность
,
бывшее ужасным превращается в наполненную смыслом трагедию
.
Н
.
Бусыгина
(2001)
обобщает опыт зарубежных авторов в использовании стратегий совладания в
психотерапии тяжелобольных
.
Автор обращает внимание на конструктивную функцию примитивных
мифов
,
связанных с отрицанием
,
которые играют роль противошоковой терапии и помогают человеку
сохранить силы для адаптации к усложнившимся условиям жизни
.
Многие пациенты нуждаются в