Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 5034

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

государства

,

а членов партии делала идеологическими

(

добровольными

,

фанатично преданными

)

рабами

Аддиктивный фанатизм часто сочетается с аддикцией к власти

а также с влечением к смерти

,

которое проявляется в мазохистском принесении себя в жертву ради торжества сверхценной идеи

.

Этим можно объяснить и публичные

 «

саморазоблачения

» 

на процессах

 30-

х годов

,

и садомазохистское

поведение современных террористов-смертников

Идеологический и социальный кризис в нашей

стране привел к появлению большого количества молодых людей

,

которые явились легкой добычей не

только наркомафии

но и зарубежных религиозных сект

обещающих духовную поддержку в обмен на

отказ от своего Я

.

Терапия

Для освобождения от влияния религиозной секты используется депрограммирование

,

которое состоит в развитии критического

гибкого

творческого и независимого мышления и

коррекции ложных представлений относительно культовой жизни

Член культа исследует культовую

идеологию в свете логики и известных ему фактов

С помощью наводящих вопросов его нацеливают

на систематический анализ вскрытых противоречий

Новичков информируют о том

что им придется

посвятить свою жизнь этой группе

что их будущий супруг(а

и время вступления в брак будут

выбраны за них лидером культа

Особенно полезно описать и объяснить процесс идеологической

обработки

которой они были подвергнуты

.

В процессе депрограммирования желание аддикта понять

что с ним происходит

нарастает

,

пока

не будет достигнуто состояние

 «

ломки

». 

Перед этим аддикт внезапно прекращает обсуждение

,

становится тихим и задумчивым или обнаруживает признаки шока

Затем у него появляются нервная

дрожь

рыдания и паническая растерянность

и рождается решение порвать с культом

Далее следует

фаза неустойчивости

когда случайная встреча или телефонный звонок могут привести к рецидиву

.

Окончательно освободиться от влияния секты можно только с помощью специально созданной

команды близких и друзей аддикта

которые общими усилиями могут вернуть его к прежней жизни

.

Ядро команды составляют родные

близкие и друзья

В команду включаются также люди

с которыми

адепт культа был связан до своего вступления в секту

другие семьи с аналогичными проблемами

,

бывшие члены секты

Подготовить такую команду для терапевтического вмешательства может

семейный терапевт

Многих потенциальных членов команды обычно приходится убеждать в наличии

проблемы

У таких людей

использующих защиту отрицанием

необходимо спрашивать

: «

Какие вам

нужны доказательства

чтобы убедиться в существовании проблемы

?» — 

и предоставлять

соответствующую информацию

Часто члены команды нуждаются в опровержении ошибочных

представлений

мешающих эффективной работе команды

Стивен Хассен

 (2001) 

перечисляет

 10

подобных заблуждений

: «

Никакого контроля сознания не существует

», «

Любое влияние является

контролем сознания

», «

Ведь он по-своему счастлив

!», «

Нельзя вмешиваться в жизнь взрослого

человека

», «

Он имеет право верить

во что хочет

», «

Он достаточно умен и разберется сам

», «

Он так

слаб

что ищет руководства

», «

Уж лучше секта

чем его прежняя жизнь

», «

Он уйдет сам

когда будет

готов

», «

Мы потеряли надежду

».

Дэвид Берне

 (1995) 

описывает когнитивные стереотипы членов команды

которые приходится

преодолевать в ходе терапии

Абсолютизация прошлого опыта

он никогда не слушал моих советов

,

не

послушает и сейчас

Сверх

обобщение

в прошлый раз мы поссорились

он всегда ненавидел меня

. .

Наклеивание ярлыков

да ты просто зомби

Самообвинение

это моя вина

что он попал в секту

.

Отрицание

никто его не контролирует

просто он сейчас в растерянности

Рационализация

:

если бы не

секта

она была бы сейчас среди своих наркоманов

Негативная фильтрация

мы чудесно провели

вчерашний день

но он все равно вернулся в секту

это полный провал

Поляризация

он так усердно

трудится в своей секте

хотя все равно ничего не добьется

Персонализация

 (

предположение

что все

происходящее имеет отношение к вам

): 

я оставила для него три сообщения

а он все равно не

позвонил

должно быть

он знает

что я обратилась к консультанту

Чтение мыслей

конечно

ты

расстроился

что я не предупредила тебя прежде

чем что-то делать

Ошибки контроля

я выбью из

него эту дурь

! (

или наоборот

мои попытки безрезультатны

). 

Эмоциональная аргументация

я так

чувствую

что любой

кто верит в эту чушь

просто слабак

.

Члены семьи адепта нередко страдают какими-либо аддикциями

и бывает полезно привлечь

адепта для помощи им в избавлении от этих зависимостей

Впоследствии роли меняются

и успешное

выздоровление родственника служит положительным примером для адепта

Во избежание рецидива

следует учесть

что после выхода из секты бывшего адепта могут мучить чувства стыда и вины

.

Вместо того чтобы искупить свою вину перед близкими

он может направить свои усилия на то

чтобы

попытаться спасти друзей

оставшихся в секте

Это может затянуть его назад

Следует успокоить

адепта

что хотя его вина и велика

но не стоит ее преувеличивать

И лучшее

что он сможет сделать

для оставшихся в секте друзей

, — 

это показать им пример творческой самостоятельной жизни

.

Терапия выживших жертв ритуального насилия включает следующие этапы

:

а

)

установление терапевтического альянса

;


background image

б

)

обследование и оценку

;

в

уточнение диссоциативной системы

;

г

вскрытие вытесненной информации и устранение диссоциативных барьеров

;

д

реконструкцию памяти и коррекцию представлений

;

е

противодействие внушенным представлениям

;

ж

десенсибилизацию запрограммированных сигналов

;

з

интеграцию прошлого

нахождение нового смысла жизни

.

Используются такие методы терапии

как катарсис

гипноз

самовыражение

 (

ведение дневника

,

рисование

игра в песочном ящике

), 

лекарственная терапия и стационарное лечение

Дополнительную

помощь оказывает участие в группе взаимопомощи

работающей по принципу Анонимных

Алкоголиков

В процессе терапии необходимо быть готовым к развитию суицидоопасной депрессии

.

Это может быть результатом запрограммированности на суицид и/или неспособности интегрировать
ужасающие компоненты воспоминаний

Крайне важно помочь больным осознать

что они не несут

ответственности за случившееся

т.к

являются жертвами запугивания

насилия и искусных

манипуляций

.

Обратиться за помощью по вопросам

связанным с религиозным культом

в Москве можно в

Информационно-консультативный Центр Иринея Лионского

тел

. 246-25-35; 

сайт Интернета

 http://

iriney. vinchi. ru. 

Имеются также сайт Комитета по спасению молодежи

http://info.sandy.ru/socio/public/youth, 

сайт

 «

Свидетелям Иеговы посвящается

...» http:// www. iegova.

narod. ru 

и др

.

©Фанатики

 — 

это люди

которые интенсивнее умирают

чем живут

.

Жарко Петан

Суицидальный синдром в соматической клинике

СОМАТОГЕНИИ

После смерти нас встречают два вопроса

Злой ангел спрашивает

. «

Как он жил

?», 

милосердный

Создатель спрашивает

: «

Как он умер

Творец берет последнюю слезу умирающего и погашает ею все

грехи

записанные на его жизненной таблице

.

Моисей Сафир

Каждый пятый суицидент страдает тяжелым соматическим заболеванием

Почти половина

пожилых людей и стариков

совершающих суицид

имеют инвалидность по соматическому

заболеванию

Каждый второй больной

госпитализированный по поводу инсульта с параличом

конечностей

обнаруживает депрессию

которая сохраняется не менее полугода

У

 15-20% 

больных

,

перенесших инфаркт миокарда

в дальнейшем также развивается депрессия

Суицидальная готовность

отмечается у половины онкологических больных

а

 15% 

из них совершают самоубийство

.

Суицидальный риск у больных СПИДом в

 20-30 

раз выше по сравнению с остальным населением

.

Нарушенная соматическая функция вызывает нарциссическую обиду и ипохондрию

Затем

больной переживает чувство утраты здоровья и статуса

у него возникают фрустрационно

-

агрессивные

намерения

он становится раздражительным

завидует здоровым и враждебно относится к ним

,

несмотря на их заботу и уход

Это ухудшает отношение к нему близких и медработников

усугубляя

положение больного

Больные

утратившие физическую привлекательность

 (

после удаления передних

зубов

ампутаций конечности или грудных желез

обезображивающих ампутаций

при наличии

кожных заболеваний и очагового облысения и т

п

.) 

испытывают социофобии

сопровождающиеся

избегающим поведением

.

У многих больных неизлечимыми соматическими заболеваниями

знающих о неизбежности

углубления страданий и летального исхода

развивается суицидоопасная пессимистическая реакция

В

основном это овдовевшие люди старшего возраста

.

Содержанием переживаний является рациональное

подведение жизненных итогов

оценка пройденного пути

сравнение положительных и отрицательных

аспектов продолжения жизнедеятельности

Подведение баланса происходит на фоне высокого уровня

критичности

четкости и реалистичности суждений

сохранности личностного ядра

.

Принятие решения

о самоубийстве происходит в связи с представлениями о неизлечимости заболевания и переживаниями

физического страдания

Поведение в пресуициде лишено аффективной напряженности

 («

холодный

пресуи

-

цид

»).

Подготовка к суициду носит тщательно скрытый характер

,

выбираются наиболее


background image

летальные способы суицида

.

В случае покушений

,

не закончившихся смертью

,

суицидальные

намерения сохраняются и с большим трудом подвергаются обратному развитию

.

Соматогенные аффективные расстройства проявляются в виде колебаний настроения

которое

обычно бывает подавленным

возможны незначительные когнитивные затруднения

Состояние

развивается внезапно или постепенно

выраженность его зависит от тяжести основного заболевания

,

но в ряде случаев аффективные симптомы сохраняются в течение нескольких недель или месяцев
после нормализации соматического состояния

Причиной расстройства чаще сего служит

интоксикация лекарствами

особенно гипотензивными

поскольку последние снижают уровень

эйфоризирующего нейромедиатора серотонина

Обычными причинами также являются органические

поражения мозга

гормональные и другие соматические болезни

.

Аффективные гипернозогнозические реакции проявляются синдромом тревожной или

ипохондрической депрессии

На первый план выступают страх возникновения или обострения

опухолевого процесса или другого тяжелого заболевания

страх смерти от внезапного сердечного

приступа

нередко сопровождающийся паническими атаками

страх оказаться в ситуации

,

исключающей возможность медицинской помощи

агорафобия

Кратковременные боли или

вегетативные дисфункции воспринимаются как признаки соматической катастрофы и сопровождаются

дурными предчувствиями

Больные тщательно регистрируют соматические симптомы

настаивают на

повторных диагностических процедурах

Они подавлены

пессимистичны

высказывают идеи

необратимости поражения организма

бесполезности лечения

утраты трудоспособности

,

безнадежности

.

При тяжелых хронических соматических и неврологических заболеваниях возникает

астеническая депрессия

Она включает в себя повышенную утомляемость

истощаемость

снижение

активности

Больные жалуются на физическое бессилие

утрату энергии

, «

изношенность

».

От обычной

усталости состояние отличается нарушением общего чувства тела

стойкостью и отсутствием связи с

нагрузкой

наоборот

оно ухудшается сразу после ночного сна

Наблюдается также пессимизм с

чувством бесперспективности

подавленностью

безразличием

слабодушием

слезливостью

.

Истерическая депрессия обычно возникает в ответ на разрыв любовных отношений или гибель

близких

Больные продолжают

 «

общаться

» 

с близким человеком с ощущением его физического

присутствия

драматизируют свои переживания

ярко воспроизводят сцену похорон

заламывают руки

,

рыдают

падают в обморок

С целью получения сочувствия они могут наносить себе незначительные

травмы

высказывать суицидальные угрозы

.

У истероидных больных наблюдается бурная аффективная реакция по поводу утраты внешней

привлекательности в результате травмы или калечащей операции

У них также наблюдается

аггравация

 (

сознательно преувеличенные жалобы

), 

проявления синдрома Мюнхгаузена

 (

симулятивное

расстройство

и конверсионные расстройства

Последние включают яркие

образные и отчетливо

предметные ощущения

гвоздь или игла в сердце

раскаленный шар в животе и т

п

.

Н

Бусыгина

 (2001) 

выделяет четыре основных эмоциональных синдрома

характерных для

тяжело больных

В отрицание входит чувство беспомощности и апатия

Аннигиляция или

экзистенциальное отчаяние включает безнадежность

тревогу и страхи

депрессию

укороченную

временную перспективу

Отчуждение означает отвержение значимых других вместе с чувством

собственной отвергнутое

™, 

переживанием своей беспомощности и никчемности

Деструктивная

дисфория описывает гневливого

разочарованного пациента

чувствующего себя обманутой жертвой

;

здесь имеют место смятение

злобность

фрустрация и депрессия

В любом случае наблюдается

обеднение мотивационной сферы

которое проявляется как аутизация

замкнутость

отчужденность

,

эмоциональное оскудение

пассивность

стремление к стереотипному выполнению работы

,

мелочность

желание опеки

ограничительное поведение

.

Элизабет Кюблер-Росс

 (2001) 

описала стадии переработки ситуации неизлечимым больным

. 1

стадия заключается в отрицании и изоляции

В

 «

Раковом корпусе

» 

А.И

Солженицына показано

как

больные отказываются признать реальность

изолируются от угрожающей правды

. «

Я знаю

что я

должна умереть

, — 

говорит

 60-

летняя больная раком

которой сообщили ее диагноз

, — 

но я не могу в

это поверить

». 

Ефрем Полдуев дополнительно использует идентификацию с агрессором

 — 

смертью

:

«Итак

что ж было прикидываться

За рак надо было принять и раньше

 — 

то

от чего он жмурился и

отворачивался два года

что пора Ефрему подыхать

Так

со злорадством

оно даже легче получалось

:

не умирать

 — 

подыхать

Но так можно было только выговорить

а ни умом вообразить

ни сердцем

представить

». 

Эти агрессивные чувства соответствуют

 2 

стадии по Кюблер-Росс

 — 

стадии гнева

.

Часто раздражение направлено на окружающих

больной завидует здоровым людям и недоволен

врачами и обслуживающим персоналом

.

На

 3 

стадии происходит торг

больные пытаются заключить сделку с врачами

демонстрируя

свое послушание

,

с Богом

,

обещая посвятить ему оставшуюся жизнь

,

если он продлит ее

.

На

4

стадии


background image

наступает депрессия

,

особенно если больной остается в изоляции

.

В это время он переживает ряд

утрат

надежды на возможность выздоровления

жизненной перспективы

трудоспособности

,

сексуальной потенции и привлекательности

чувства нужности близким и т

д

Он готовится к

предстоящему расставанию с любимыми людьми

с жизнью и к встрече со смертью

Наконец

, 5 

стадия

— 

это стадия смирения с неотвратимо приближающейся смертью

которое может перемежаться с

иррациональной надеждой на чудесное спасение

Эти надежды больного обычно связаны с

переоценкой возможностей врача и его идеализацией

сочетающейся с регрессивной тенденцией к

установлению симбиоти-ческих отношений с ним

.

ПРИНЦИПЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Позицию врача

лечащего тяжелобольного

В

Франкл обозначил так

: «

Врач

,

который достаточно

хорошо понимает тонкости ситуации

не может подходить к неизлечимо больному или умирающему

без определенного ощущения стыда

ведь

будучи врачом

он оказался бессильным вырвать у смерти

эту жертву

пациент же в данном случае

 — 

это человек

который мужественно противостоит судьбе

,

принимая ее в тихом страдании и совершая в этом метафизическом смысле настоящее

достижение

» (

Франкл

, 1999, 

с

. 116).

М

Гейер

 (2001) 

описывает методы адаптирующей терапии

дифференцированно применяемые

на различных стадиях адаптации пациента к хронической соматической болезни

.

1.

Стадия отрицания болезни содержит для врача искушение воспринимать защиту отрицанием у

своего пациента как положительный результат терапии

Автор предупреждает

чем эмоционально

более ярко окрашена эта стадия

тем больше разочарования

гнева и депрессии появится во

 2 

стадии

адаптации

Терапевту следует постепенно ознакомить пациента с реальностью его заболевания

,

облегчить его приучение к терапевтическим нагрузкам

не отнимая надежды на полноценную жизнь

.

Основной задачей данного этапа терапии является изменение масштаба жизненных ценностей

в

особенности в связи с вопросом

: «

Чем теперь я

больной

могу представлять ценность для себя и

других

2. 

Стадия сменяющих друг друга агрессивных

депрессивно-покорных и депрессивно

-

ипохондрических реакций может проявляться в виде раздражения против родственников

персонала и

терапии

в форме нарушений диеты и лечебного режима

саботажа лечения

Выражением протеста

против болезни может стать и суицидальное поведение

Врачу следует разъяснить пациенту природу

его агрессивных импульсов и дать почувствовать

что они не угрожают терапевтическим отношениям

.

Не следует потакать претензиям ипохондрических больных на чрезмерную заботу

так как это делает

больного все более капризным

и в конце концов он становится

 «

сущим наказанием

». 

Пациенту надо

научиться выделять свои эмоциональные потребности и удовлетворять их вне рамок лечения

.

3. 

Стадия относительного признания болезни характеризуется способностью пациента до

известной степени признавать возникшие в связи с болезнью ограничения и трудности

готовностью

конструктивно использовать оставшиеся возможности

а также применять накопившийся опыт в

обращении с болезнью

На этой стадии врач должен обсуждать с пациентом все мероприятия

гибко

учитывая его индивидуальность

Следует помнить о неустойчивости баланса в терапевтических

отношениях и на этой стадии

так что его необходимо укреплять вновь и вновь

.

В

Бройтигам с соавт

. (1999) 

перечисляет моменты

которые должен иметь в виду врач

который

собирается говорить с больным об угрожающем жизни заболевании

.

l

Прежде чем рассказать больному о его болезни

врач сам должен быть хорошо осведомлен о

ней

о ее первых проявлениях

о прежнем и нынешнем состоянии больного

,

о предыдущей и нынешней

стратегии лечения и необходимых мероприятиях и прежде всего о ближайшем прогнозе

.

l

Что говорили больному до сих пор наблюдавшие и лечившие его врачи

в какой мере его

информировали и в какой скрыли от него информацию о болезни

.

l

Что знает больной в действительности

 (

например

от больных

родственников и т

д

.) 

и каковы

его представления о своей болезни и ее прогнозе

?

l

На каком этапе жизни развилась болезнь

 (

анамнез

предшествовавшие жизненные неудачи и

успехи

), 

как больной справлялся прежде с тяжелыми ситуациями

?

l

Каковы нынешние отношения больного с окружающими людьми

с семьей

с коллегами по

работе

Имеются ли у него еще близкие люди

которые проявляют к нему интерес

Насколько они его

тяготят

?

l

Самая главная задача

 — 

определить

что больной действительно хочет знать на этой стадии

своего заболевания о самом диагнозе и что он в состоянии перенести

.

В

.

В

.

Ивашов

(2000)

формулирует требования к оглашению больному

«

неблагоприятного

»


background image

диагноза

.

Это должен делать лечащий врач наедине

,

в отдельном кабинете

,

желательно наполненном

современным медицинским оборудованием

Тон врача должен быть хладнокровным

,

констатирующим

Следует назвать диагностические технологии

на основании которых делается

заключение

Говорить следует о выявленных нарушениях функций организма

а не о болезни

пациента

оставляя ему активную роль

Пугающие термины надо заменять на иные

 («

миеломная

болезнь

» 

вместо

 «

рак крови

»), 

использовать формулировки

 «

типа

» 

или

 «

по типу

», 

оставляя больному

спасительные соломинки

Если больной интересуется прогнозом

целесообразно отметить факторы

,

влияющие на процесс лечения

основным из которых является точное и своевременное выполнение

рекомендаций врача

Беседу необходимо завершить твердо

: «

Из всего вышесказанного вытекает

что

мы должны делать следующее

: 1) ...; 2)...; 3)...» 

Местоимение

 «

мы

» 

дает возможность пациенту

опереться на опыт и профессионализм врача

Однако личные отношения между больным и врачом в

данных обстоятельствах авторы считают недопустимым

Предположение

что усилия врача могут

зависеть от его личного расположения

рождают у больного сомнения

Непроницаемость личности

врача создает возможность для его мистификации и создает эффект плацебо

.

Целью психотерапии умирающего больного является сопровождение на его скорбном пути в

соответствии с этапами

выделенными Кюблер-Росс

На стадии отрицания важно учитывать

что оно

помогает больному справляться со страхом смерти

Однако эта защита эффективна только тогда

,

когда

ею не пользуются окружающие

обнаруживая этим собственный страх смерти

У умирающего

человека

которого пытаются убедить

что он выздоровеет

тревога лишь увеличивается

Так же

неуместны попытки врача лишить больного спасительных иллюзий

высмеивая его оптимистические

фантазии

.

Пациенту надо помочь принять факт конечности жизни

пережить скорбь о предстоящей утрате

мира людей

духовного богатства и накопленного имущества

После этого пациент в состоянии

планировать оставшееся время

максимально его использовать

а также по договоренности с семьей

предпринять активные действия в отношении того

что произойдет после его смерти

На стадии торга

врач должен показать пациенту реальные возможности сотрудничества в процессе лечения

,

касающиеся преобразования жизненных условий и планирования последующего времени

но

,

с другой

стороны

не должен связывать с этими действиями нереальные надежды на исцеление

Врачу следует

четко обозначить меры помощи

облегчение боли

минимизация эмоционального и социального вреда

,

сохранение возможного контроля и мобильности

.

В этот недолгий период жизни для больного как никогда актуализируются взаимоотношения с

близкими

которым также приходится нелегко

.

Важной задачей психотерапевта является организация группы взаимоподдержки

Одновременно

необходимо обеспечить эмпатический подход в терапевтической бригаде

чему способствуют

Балинтовские группы

Эти проблемы легче решать в специализированных учреждениях

 — 

хосписах

.

Больные организуются в группы взаимопомощи

занимаются творчеством

которое не только

отвлекает от страха смерти

но и помогает переоценить основные жизненные ценности

Эффективны

различные формы экзистенциальной терапии

.

Р

Кочюнас

 (1999) 

выделяет следующие принципы психотерапии умирающего человека

К

умирающему нельзя относиться как к уже умершему

он нуждается в поддержке

.

Следует внимательно

выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его просьбы

Необходимо обеспечить

умирающему участие в принятии решений о лечении

посетителях и т

п

В общении с ним следует

избегать поверхностного оптимизма

который вызывает подозрительность и недоверие

Умирающие

люди предпочитают больше говорить

чем выслушивать собеседника

Речь умирающего становится

символичной

понять ее помогают жесты больного и его воспоминания

Сочувственное выслушивание

помогает умирающему выразить сожаление о нанесенных им обидах

простить своих врагов

принять

смерть как торжественный момент жизни

такой же важный и неотъемлемый от нее

как рождение

.

Ф.Е

Василюк

 (1984) 

использует работу с автобиографией как метод переживания

которое

объединяет разрозненную мозаику жизни в единую целостную картину

Застарелая

невысказанная

обида

неотреагированный гнев

зажатое

не пережитое горе

утаиваемый проступок включаются в

осознанный широкий контекст жизни и раскрываются в их связях и отношениях друг к другу

обретая

новый смысл

В рассказе о неразрешенных трудностях хотя бы отчасти разряжается накопленное

напряжение

Кроме того

жизнь

ставшая текстом

начинает подчиняться законам жанра

происходит

разделение лирического героя и автора

эстетически преодолевается прагматическая жизненная

обыденность

бывшее ужасным превращается в наполненную смыслом трагедию

.

Н

Бусыгина

 (2001)

обобщает опыт зарубежных авторов в использовании стратегий совладания в

психотерапии тяжелобольных

Автор обращает внимание на конструктивную функцию примитивных

мифов

связанных с отрицанием

которые играют роль противошоковой терапии и помогают человеку

сохранить силы для адаптации к усложнившимся условиям жизни

.

Многие пациенты нуждаются в