Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6829

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ными  двигательными нарушениями типа  непроизвольных  реакции
бегства (трансы  и  фуги), истерических  припадков, гиперкинезов, а
также по механизмам диссоциации возникают психогенные амнезии
и ряд галлюцинаторно-бредовых эпизодов. В литературе описаны
случаи  полной личностной диссоциации, когда один и тот же чело-
век, сам об этом не подозревая, попеременно демонстрировал нали-
чие в себе двух и более совершенно разных личностных типа — мно-
жественная, альтернирующая личность.

В некоторых северных районах России еще с начала 17 века известны

культурально  обусловленные эндемические  очаги  особых истерических
диссоциативных  расстройств  с синдромом  одержимости — "икотка".
Больные женщины суеверно полагают, что икотка — существо матери-
альное и, проникнув или будучи "посажена" путем "сглаза" в организм,
она начинает "хозяйничать" в нем, приступообразно создавая различ-
ные боли или неукротимую зевоту ("немая" форма икоты). Иногда это
существо "захватывает" голосовой аппарат, "заставляя" носительницу
икоты издавать разные звуки ("ревущая" икота) или выкрикивать сло-
ва и целые фразы ("говорящая" икота). Сосуществование "икотки" и ее
носительницы продолжается иногда годами. Так, одна больная расска-
зывает, что у нее целых три икоты: "Одна не любит масла, вторая —
сахара, а третья любит спирт. Совершенно измучилась, не знаю, как
угодить им" (наблюдение Медведевой В.В., 1979).

Структура личности

В структуре личности Фрейд предполагает наличие трех систем,

которые  он  обозначил  терминами: Id ("Оно", бессознательное),
Ego ("Я", сознание) и Superego ("Сверх-Я", сверхсознание). Пове-
дение человека определяется взаимодействием этих систем, и все
психические процессы связаны между собой как по вертикали, так
и по горизонтали.

Id — является первоначальной системой личности, содержит ин-

стинкты с их энергией не только для себя, но и для других систем. Из
Id дифференцируется Ego, а далее Ego формирует Superego. Id не
содержит информации об актуальном внешнем мире и представляет
собой только внутренний мир субъективного опыта, в силу чего оно
иррационально. Его так называемые первичные психические про-
цессы направлены к достижению удовольствия и избеганию боли.
Увеличения количества энергии, которая воспринимается как дис-
комфортное  состояние  напряжения, Id не переносит и  стремится
разрядить напряжение, вернув организм в состояние низкого уровня
энергии. Этот механизм уменьшения энергетического напряжения
Фрейдом обозначен как

принцип наслаждения.

22


background image

Наслаждение может достигаться двумя процессами: рефлектор-

ным (чихание, моргание) и так называемым

первичным психичес-

ким процессом,

который предполагает формирование образа пред-

мета, который может устранить напряжение. Например, у голодного
человека первичный процесс формирует образ пищи. Сновидение,
фантазия  или  галлюцинации, которые  отражают  желания, также
формируются первичными процессами. Образ "предмета в себе"
является единственной реальностью, известной Id. Однако Id не мо-
жет сам уменьшить напряжение, и поэтому развиваются вторичные
процессы и формируется Ego.

Ego

— получает энергию от подсознания, но находится в контакте

с внешним миром. Ego рационально, подчиняется

принципу реаль-

ности

и управляется

вторичными психическими процессами

(ре-

альное восприятие, логическое мышление и так далее). Ego должно
стараться совместить требования Id, Superego и внешнего мира, а
также заботится о самосохранении.

По отношению к внешним событиям Ego осознает их и накапли-

вает в памяти соответствующий опыт: избегает опасных (бегство),
приспосабливается к умеренным (адаптация) стимулам или научает-
ся изменять внешнюю среду себе на пользу (деятельность). По отно-
шению к внутренним событиям Ego выполняет свою задачу, обретая
контроль над требованиями инстинктов со стороны Id, путем откла-
дывания их реализации до благоприятных обстоятельств во внешнем
мире. Таким образом, Id реагирует на потребности, a Ego — на воз-
можности.

Superego

— внутреннее  сосредоточение традиционных обще-

ственных норм и ценностей в том виде, в каком они были преподне-
сены личности и усилены системой поощрений и наказаний в детс-
ком возрасте (процесс личностной социализации). Superego, являясь
нравственным началом личности, стремится к совершенству, а не
наслаждению. Отличает правильное поведение от неправильного,
поощряет за первое и наказывает за второе. Является судьей, цензо-
ром мыслей и деятельности, подавляет инстинкты, но плохо отличает
субъективное от объективного, иррационально. 3. Фрейд указывает
на три главные функции Superego — совесть, самонаблюдение и
формирование Ego-идеалов.

Superego — социальное начало личности, но оно сходно с Id сво-

ей иррациональностью в попытках переделать мир по своему образ-
цу. Оно судит и ограничивает сознательную деятельность, причем
значительная часть запретов человеком даже не осознается. Бессоз-
нательные ограничения косвенны и выступают как принуждения:
"пациент... ведет себя так, как будто он одержим чувством вины, о

23


background image

которой он ничего не знает". В отличии от Ego, которое способно
лишь отложить удовлетворение желания, Superego способно блоки-
ровать его навсегда.

Superego в действительности моделируется не по модели поведе-

ния родителей, а по модели их Superego, которое родители также
получили в раннем детстве. Таким образом, Superego выступает но-
сителем и механизмом передачи из поколения в поколение обще-
ственных традиций и ценностей, выступая своеобразным механиз-
мом "социального наследования".

Взаимодействие личностных структур.

Все три системы личнос-

ти борются за запас психической энергии. Переход энергии из Id в
Ego и Superego осуществляется благодаря

механизмам отождеств-

ления

их с объектом инстинкта. Эти механизмы отождествления фор-

мируются с раннего возраста, т.к. важны и для личностного развития.
Ребенок берет черты другого человека и делает их составной частью
своей личности. Образцом  для подражания выбираются те, кому
обычно везет в удовлетворении своих потребностей. Моделируя по-
ведение по образцу, ребенок учится ослаблять свое собственное на-
пряжение и тревогу.

Тревога всегда индуцируется ожидаемым возрастанием напря-

жения или неудовольствия, поэтому ликвидация ее является важной
личностной проблемой. Источники тревоги и страха чаще находятся
во внешней среде (реальный страх, реалистическая тревога), но че-
ловек может испытывать тревогу за возможность утраты контроля
над своими бессознательными инстинктами, а это приведет к наказа-
нию со стороны общества (невротический страх и тревога) или со
стороны Superego — совестью (страхи нравственного порядка, мо-
ральная тревога).

Страх и тревога заставляют личность предпринимать что-либо

для защиты от них: избегать опасной зоны в реальном мире, подав-
лять опасный инстинктивный импульс или подчиняться голосу сове-
сти. Страх, с которым нельзя справиться, травматичен. Прототипом
всех страхов является родовая травма.

Защитные механизмы Ego

(термин впервые введен 3. Фрейдом в

работе "Защитные механизмы" в 1894 году). В тех случаях, когда Ego
не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механиз-
мам своеобразного искажения восприятия человеком реальной дей-
ствительности. Защитные психологические механизмы являются по
существу способами искажения реальности (самообмана): Ego за-
щищает личность от угрозы, искажая суть самой угрозы. Все меха-
низмы психологической защиты искажают реальность с целью со-
хранения психического здоровья и целостности личности. Они

24


background image

формируются первоначально в межличностных отношениях, затем
становятся внутренними характеристиками человека, т.е. в индиви-
дуальном опыте происходит научение тем или иным защитным фор-
мам поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не
одну защитную стратегию для разрешения конфликта или ослабле-
ния тревоги, а сразу несколько.

Основные признаки механизмов психологической защиты: импуль-

сивность (механизмы психологической защиты не зависят от воли), ис-

кажение реальности, отсутствие осознания субъектом защитных форм

поведения.

Основные функции механизмов психологической защиты: сохра-

нение личностной целостности (психического здоровья, определен-

ного "Я"-образа), регуляция межличностных отношений. Одной из

ситуаций, в которых активизируются механизмы защиты, является

фрустрация.

Вытеснение

(репрессия, подавление) — процесс перемещения

из сознания в бессознательное нежелательных и вызывающих напря-
женность мыслей, чувств или намерений к действию. Вытесненное
сохраняет всю свою энергию, стремится вернуться в сознание. Но
проникновение его в сознание вызывает страх, чувство вины и муки
совести. Для функционирования сопротивления со стороны цензу-
ры также требуется постоянный расход энергии. Символика снови-
дений и вся теория неврозов Фрейда связаны с динамикой вытесне-
ния — сопротивления.

Отрицание реальности

— это попытка не принимать в качестве

реальности событие, которое беспокоит и нежелательно для Ego.
Иногда это проявляется "бегством" от реальности в грезы и фантази-
рование — человеку хочется, чтобы определенные жизненные со-
бытия были не таковы, как они есть на самом деле. Отрицание отвле-
кает  субъекта  от  болезненных  идей  и  чувств,  но  не  делает  их
абсолютно недоступными для сознания.

Формирование реакции

— преувеличение одного эмоциональ-

ного аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противопо-
ложную эмоцию.

Рационализация (интеллектуализация)

— псевдоразумный

прием нахождения приемлемых причин и объяснений для неприем-
лемых мыслей и действий. Это основанный на фактах, излишне "ум-
ственный" способ переживания конфликтов. Таким образом чело-
веком  часто  блокируется  осознание  мотивов  своих  поступков,
которые выступают как социально неодобряемые (например, эгоис-
тические) или индивидуально нежелательные, так как расходятся с Я-
концепцией. Рационализация является своеобразным способом

25


background image

принятия "давления" Superego, она скрывает наши мотивы и делает
наши действия морально приемлемыми. Обычно изобретаются ка-
кие-либо объяснения для своих провалов или неудач, которые в дей-
ствительности основаны на других причинах.

Реактивные образования

— этот механизм подменяет поведе-

ние  или чувствование таким, которое  диаметрально противопо-
ложно действительному желанию; это явная и  обычно бессозна-
тельная  инверсия  желания. Главная  характеристика, по  которой
можно узнать реактивные образования, — преувеличения, ригид-
ность, экстравагантность. В повседневной жизни это чаще преуве-
личенная любовь.

Проекция

— механизм, посредством которого происходит при-

писывание окружающим своих свойств, неприемлемых для личнос-
ти, т.е. собственные аспекты личности перемещаются (вытесняются)
на внешнее окружение. Мы не видим в себе того, что кажется ярким
и очевидным в других.

Существуют различные типы проекций: комплементарная (припи-

сывание другому того состояния, которое отсутствует у субъекта, но

дополнительно к состоянию субъекта — например, при чувстве ревно-

сти другому приписывается измена), атрибутивная (наивное суждение

при недостатке знаний — "другие такие же, как мы"), Панглосс—Кас-

сандра (Панглосс — герой повести Вольтера, видел мир через розовые

очки, Кассандра предрекала гибель Трои, проецировала на внешний

мир ощущение гибельности. Здесь другому человеку приписывается

противоположное тому, что чувствует субъект. Например, приписы-

ваю другому ненависть ко мне, а сам чувствую к нему любовь — Пан-

глосс или, наоборот, Кассандра).

Идентификация

— механизм  защиты  от  угрожаемого  путем

уподобления (идентификации) ему. Идентификация противополож-
на проекции. В широком смысле — это идеалы.

Изоляция

— механизм отделения психотравмирующей ситуации

от связанных с ней душевных переживаний (отделение "аффекта от
интеллекта"). Здесь все неприятности начинают восприниматься че-
ловеком как бы происходящими не с ним самим: само событие оста-
ется, а сопровождающая его эмоция утрачена. Изоляция ситуации от
собственного Ego особенно ярко и непосредственно проявляется у
детей в игре: взяв в руки игрушечную зверюшку ребенок "позволяет
ей" говорить и делать все, что запрещают ему самому родители. В
психиатрии некоторые синдромы деперсонализации сходны с дей-
ствием данного механизма.

Регрессия

— механизм перевода поведения (мышления и всей

психики) на более ранние, детские ступени развития. В психиатрии

26