Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6721
Скачиваний: 24
ными двигательными нарушениями типа непроизвольных реакции
бегства (трансы и фуги), истерических припадков, гиперкинезов, а
также по механизмам диссоциации возникают психогенные амнезии
и ряд галлюцинаторно-бредовых эпизодов. В литературе описаны
случаи полной личностной диссоциации, когда один и тот же чело-
век, сам об этом не подозревая, попеременно демонстрировал нали-
чие в себе двух и более совершенно разных личностных типа — мно-
жественная, альтернирующая личность.
В некоторых северных районах России еще с начала 17 века известны
культурально обусловленные эндемические очаги особых истерических
диссоциативных расстройств с синдромом одержимости — "икотка".
Больные женщины суеверно полагают, что икотка — существо матери-
альное и, проникнув или будучи "посажена" путем "сглаза" в организм,
она начинает "хозяйничать" в нем, приступообразно создавая различ-
ные боли или неукротимую зевоту ("немая" форма икоты). Иногда это
существо "захватывает" голосовой аппарат, "заставляя" носительницу
икоты издавать разные звуки ("ревущая" икота) или выкрикивать сло-
ва и целые фразы ("говорящая" икота). Сосуществование "икотки" и ее
носительницы продолжается иногда годами. Так, одна больная расска-
зывает, что у нее целых три икоты: "Одна не любит масла, вторая —
сахара, а третья любит спирт. Совершенно измучилась, не знаю, как
угодить им" (наблюдение Медведевой В.В., 1979).
Структура личности
В структуре личности Фрейд предполагает наличие трех систем,
которые он обозначил терминами: Id ("Оно", бессознательное),
Ego ("Я", сознание) и Superego ("Сверх-Я", сверхсознание). Пове-
дение человека определяется взаимодействием этих систем, и все
психические процессы связаны между собой как по вертикали, так
и по горизонтали.
Id — является первоначальной системой личности, содержит ин-
стинкты с их энергией не только для себя, но и для других систем. Из
Id дифференцируется Ego, а далее Ego формирует Superego. Id не
содержит информации об актуальном внешнем мире и представляет
собой только внутренний мир субъективного опыта, в силу чего оно
иррационально. Его так называемые первичные психические про-
цессы направлены к достижению удовольствия и избеганию боли.
Увеличения количества энергии, которая воспринимается как дис-
комфортное состояние напряжения, Id не переносит и стремится
разрядить напряжение, вернув организм в состояние низкого уровня
энергии. Этот механизм уменьшения энергетического напряжения
Фрейдом обозначен как
принцип наслаждения.
22
Наслаждение может достигаться двумя процессами: рефлектор-
ным (чихание, моргание) и так называемым
первичным психичес-
ким процессом,
который предполагает формирование образа пред-
мета, который может устранить напряжение. Например, у голодного
человека первичный процесс формирует образ пищи. Сновидение,
фантазия или галлюцинации, которые отражают желания, также
формируются первичными процессами. Образ "предмета в себе"
является единственной реальностью, известной Id. Однако Id не мо-
жет сам уменьшить напряжение, и поэтому развиваются вторичные
процессы и формируется Ego.
Ego
— получает энергию от подсознания, но находится в контакте
с внешним миром. Ego рационально, подчиняется
принципу реаль-
ности
и управляется
вторичными психическими процессами
(ре-
альное восприятие, логическое мышление и так далее). Ego должно
стараться совместить требования Id, Superego и внешнего мира, а
также заботится о самосохранении.
По отношению к внешним событиям Ego осознает их и накапли-
вает в памяти соответствующий опыт: избегает опасных (бегство),
приспосабливается к умеренным (адаптация) стимулам или научает-
ся изменять внешнюю среду себе на пользу (деятельность). По отно-
шению к внутренним событиям Ego выполняет свою задачу, обретая
контроль над требованиями инстинктов со стороны Id, путем откла-
дывания их реализации до благоприятных обстоятельств во внешнем
мире. Таким образом, Id реагирует на потребности, a Ego — на воз-
можности.
Superego
— внутреннее сосредоточение традиционных обще-
ственных норм и ценностей в том виде, в каком они были преподне-
сены личности и усилены системой поощрений и наказаний в детс-
ком возрасте (процесс личностной социализации). Superego, являясь
нравственным началом личности, стремится к совершенству, а не
наслаждению. Отличает правильное поведение от неправильного,
поощряет за первое и наказывает за второе. Является судьей, цензо-
ром мыслей и деятельности, подавляет инстинкты, но плохо отличает
субъективное от объективного, иррационально. 3. Фрейд указывает
на три главные функции Superego — совесть, самонаблюдение и
формирование Ego-идеалов.
Superego — социальное начало личности, но оно сходно с Id сво-
ей иррациональностью в попытках переделать мир по своему образ-
цу. Оно судит и ограничивает сознательную деятельность, причем
значительная часть запретов человеком даже не осознается. Бессоз-
нательные ограничения косвенны и выступают как принуждения:
"пациент... ведет себя так, как будто он одержим чувством вины, о
23
которой он ничего не знает". В отличии от Ego, которое способно
лишь отложить удовлетворение желания, Superego способно блоки-
ровать его навсегда.
Superego в действительности моделируется не по модели поведе-
ния родителей, а по модели их Superego, которое родители также
получили в раннем детстве. Таким образом, Superego выступает но-
сителем и механизмом передачи из поколения в поколение обще-
ственных традиций и ценностей, выступая своеобразным механиз-
мом "социального наследования".
Взаимодействие личностных структур.
Все три системы личнос-
ти борются за запас психической энергии. Переход энергии из Id в
Ego и Superego осуществляется благодаря
механизмам отождеств-
ления
их с объектом инстинкта. Эти механизмы отождествления фор-
мируются с раннего возраста, т.к. важны и для личностного развития.
Ребенок берет черты другого человека и делает их составной частью
своей личности. Образцом для подражания выбираются те, кому
обычно везет в удовлетворении своих потребностей. Моделируя по-
ведение по образцу, ребенок учится ослаблять свое собственное на-
пряжение и тревогу.
Тревога всегда индуцируется ожидаемым возрастанием напря-
жения или неудовольствия, поэтому ликвидация ее является важной
личностной проблемой. Источники тревоги и страха чаще находятся
во внешней среде (реальный страх, реалистическая тревога), но че-
ловек может испытывать тревогу за возможность утраты контроля
над своими бессознательными инстинктами, а это приведет к наказа-
нию со стороны общества (невротический страх и тревога) или со
стороны Superego — совестью (страхи нравственного порядка, мо-
ральная тревога).
Страх и тревога заставляют личность предпринимать что-либо
для защиты от них: избегать опасной зоны в реальном мире, подав-
лять опасный инстинктивный импульс или подчиняться голосу сове-
сти. Страх, с которым нельзя справиться, травматичен. Прототипом
всех страхов является родовая травма.
Защитные механизмы Ego
(термин впервые введен 3. Фрейдом в
работе "Защитные механизмы" в 1894 году). В тех случаях, когда Ego
не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механиз-
мам своеобразного искажения восприятия человеком реальной дей-
ствительности. Защитные психологические механизмы являются по
существу способами искажения реальности (самообмана): Ego за-
щищает личность от угрозы, искажая суть самой угрозы. Все меха-
низмы психологической защиты искажают реальность с целью со-
хранения психического здоровья и целостности личности. Они
24
формируются первоначально в межличностных отношениях, затем
становятся внутренними характеристиками человека, т.е. в индиви-
дуальном опыте происходит научение тем или иным защитным фор-
мам поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не
одну защитную стратегию для разрешения конфликта или ослабле-
ния тревоги, а сразу несколько.
Основные признаки механизмов психологической защиты: импуль-
сивность (механизмы психологической защиты не зависят от воли), ис-
кажение реальности, отсутствие осознания субъектом защитных форм
поведения.
Основные функции механизмов психологической защиты: сохра-
нение личностной целостности (психического здоровья, определен-
ного "Я"-образа), регуляция межличностных отношений. Одной из
ситуаций, в которых активизируются механизмы защиты, является
фрустрация.
Вытеснение
(репрессия, подавление) — процесс перемещения
из сознания в бессознательное нежелательных и вызывающих напря-
женность мыслей, чувств или намерений к действию. Вытесненное
сохраняет всю свою энергию, стремится вернуться в сознание. Но
проникновение его в сознание вызывает страх, чувство вины и муки
совести. Для функционирования сопротивления со стороны цензу-
ры также требуется постоянный расход энергии. Символика снови-
дений и вся теория неврозов Фрейда связаны с динамикой вытесне-
ния — сопротивления.
Отрицание реальности
— это попытка не принимать в качестве
реальности событие, которое беспокоит и нежелательно для Ego.
Иногда это проявляется "бегством" от реальности в грезы и фантази-
рование — человеку хочется, чтобы определенные жизненные со-
бытия были не таковы, как они есть на самом деле. Отрицание отвле-
кает субъекта от болезненных идей и чувств, но не делает их
абсолютно недоступными для сознания.
Формирование реакции
— преувеличение одного эмоциональ-
ного аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противопо-
ложную эмоцию.
Рационализация (интеллектуализация)
— псевдоразумный
прием нахождения приемлемых причин и объяснений для неприем-
лемых мыслей и действий. Это основанный на фактах, излишне "ум-
ственный" способ переживания конфликтов. Таким образом чело-
веком часто блокируется осознание мотивов своих поступков,
которые выступают как социально неодобряемые (например, эгоис-
тические) или индивидуально нежелательные, так как расходятся с Я-
концепцией. Рационализация является своеобразным способом
25
принятия "давления" Superego, она скрывает наши мотивы и делает
наши действия морально приемлемыми. Обычно изобретаются ка-
кие-либо объяснения для своих провалов или неудач, которые в дей-
ствительности основаны на других причинах.
Реактивные образования
— этот механизм подменяет поведе-
ние или чувствование таким, которое диаметрально противопо-
ложно действительному желанию; это явная и обычно бессозна-
тельная инверсия желания. Главная характеристика, по которой
можно узнать реактивные образования, — преувеличения, ригид-
ность, экстравагантность. В повседневной жизни это чаще преуве-
личенная любовь.
Проекция
— механизм, посредством которого происходит при-
писывание окружающим своих свойств, неприемлемых для личнос-
ти, т.е. собственные аспекты личности перемещаются (вытесняются)
на внешнее окружение. Мы не видим в себе того, что кажется ярким
и очевидным в других.
Существуют различные типы проекций: комплементарная (припи-
сывание другому того состояния, которое отсутствует у субъекта, но
дополнительно к состоянию субъекта — например, при чувстве ревно-
сти другому приписывается измена), атрибутивная (наивное суждение
при недостатке знаний — "другие такие же, как мы"), Панглосс—Кас-
сандра (Панглосс — герой повести Вольтера, видел мир через розовые
очки, Кассандра предрекала гибель Трои, проецировала на внешний
мир ощущение гибельности. Здесь другому человеку приписывается
противоположное тому, что чувствует субъект. Например, приписы-
ваю другому ненависть ко мне, а сам чувствую к нему любовь — Пан-
глосс или, наоборот, Кассандра).
Идентификация
— механизм защиты от угрожаемого путем
уподобления (идентификации) ему. Идентификация противополож-
на проекции. В широком смысле — это идеалы.
Изоляция
— механизм отделения психотравмирующей ситуации
от связанных с ней душевных переживаний (отделение "аффекта от
интеллекта"). Здесь все неприятности начинают восприниматься че-
ловеком как бы происходящими не с ним самим: само событие оста-
ется, а сопровождающая его эмоция утрачена. Изоляция ситуации от
собственного Ego особенно ярко и непосредственно проявляется у
детей в игре: взяв в руки игрушечную зверюшку ребенок "позволяет
ей" говорить и делать все, что запрещают ему самому родители. В
психиатрии некоторые синдромы деперсонализации сходны с дей-
ствием данного механизма.
Регрессия
— механизм перевода поведения (мышления и всей
психики) на более ранние, детские ступени развития. В психиатрии
26