Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6749

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

сам". Надо полагать, что "сгорание" здесь не значит опустошение и
исчезновение сил — они постоянно возобновляются при получе-
нии удовлетворения от своего дела, осознания своего места в про-
фессии, при  повышении  мастерства  и  постоянном  собственном
личностном развитии.

Врач постоянно имеет дело со смертью и страданиями других

людей, и во многих других случаях для врача существует проблема
"невключения" своих чувств в ситуацию, что ему далеко не всегда
удается. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная
личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобны-
ми трудностями. Вероятно, существует индивидуальный предел,
потолок  возможностей  нашего  эмоционального "Я" противосто-
ять истощению, противодействовать "сгоранию", самосохраняясь.
Синдром "эмоционального  выгорания" характерен  именно  для
профессионалов, изначально  обладающих  большим  творческим
потенциалом, ориентированных  на другого человека, фанатично
преданных своему делу.

При синдроме "эмоционального выгорания" у профессионала

наступает  своеобразное  исчезновение  или  деформация  эмо-
циональных переживаний, которые являются неотъемлемой час-
тью всей нашей жизни (Форманюк Т.В., 1982). Его симптомы во
многом сходны с таковыми при хронической усталости и составля-
ют основной каркас для возможностей последующей профессио-
нальной деформации.

В первую очередь человек начинает заметно ощущать утомле-

ние и истощение после активной профессиональной деятельности,
появляются  психосоматические  проблемы  типа  колебаний  арте-
риального давления, головных болей, симптомов со стороны пище-
варительной и сердечно-сосудистой систем, бессонницы.

Другим характерным признаком является возникновение нега-

тивного отношения к пациентам и отрицательная настроенность к
выполняемой деятельности. У врача исчезает тяга к совершенствова-
нию в своей профессии, появляются тенденции к "принятию готовых
форм знания", действию по шаблону с сужением репертуара рабо-
чих действий, ригидность мыслительных операций. Недовольство
собой с чувством вины и тревожными состояниями, пессимисти-
ческая настроенность и депрессия часто проявляются вовне в виде
агрессивных тенденций типа гнева и раздражительности по отноше-
нию к коллегам и пациентам.

Содержательные характеристики СЭВ Абрамова Г.С. и Юдчиц Ю.А.

(1998) описывают через изменение (деформацию) профессиональ-
ных и личностных качеств (авторитетность, оптимизм и др.), присут-

302


background image

ствие которых просто необходимо для успешного осуществления
профессиональной деятельности и личностного роста врача.

Авторитет врача

— профессионал с СЭВ неизбежно утрачива-

ет свой авторитет как у пациентов, так и коллег. Авторитет связан
прежде всего с профессионализмом и личным обаянием. Когда врач
из-за равнодушия и негативного отношения к своей работе не в со-
стоянии вдумчиво, внимательно выслушать жалобы пациента, до-
пускает врачебные ошибки или проявляет агрессивность и раздра-
жительность он утрачивает доверие к себе к как профессионалу и
уважение своих пациентов и коллег.

Оптимизм врача

— пациент должен чувствовать здоровый опти-

мизм врача, а не основанный на желании поскорее закончить обсле-
дование ("что  вы  волнуетесь  зря, все  у  вас  нормально, можете
идти"). И наоборот, под влиянием выгорания врач демонстрирует
циничное, часто жестокое отношение, преувеличивая последствия,
например, несвоевременной явки в больницу (часто это происходит
из-за желания "наказать" пациента за собственную эмоциональную
несостоятельность).

Честность и правдивость

— при тревоге, беспокойстве и неуве-

ренности, вызванных СЭВ, врач утрачивает способность к правдиво-
му и честному изложению информации о состоянии здоровья чело-
века. Либо он излишне щадит психику больного человека, заставляя
его пребывать в неизвестности, либо, наоборот, утрачивает необхо-
димую меру в подаче диагностической или лечебной информации.

Слово врача

—■ слово оказывает огромное суггестивное влияние

на любого человека, а тем более слово врача для его пациента. Про-
фессионал с СЭВ, переживающий чувства бессмысленности, безна-
дежности и вины, неминуемо передаст эти чувства своим пациентам
в слове, интонации, эмоциональной реакции.

Гуманизм врача

— обусловлен ценностным и целостным подхо-

дом к другому человеку. Врач, утративший содержание своей психи-
ческой реальности, перестает  обращаться  к  этому содержанию в
других людях, обесценивая таким образом как себя, так и их.

Опросник "Отношения к деятельности" чешских психологов

В. Каппони и Т. Новак может использоваться для анализа проблем про-

фессиональной деятельности в связи с СЭВ (Цит. по Абрамова Г.С. и

Юдчиц Ю.А., 1998). Он включает два блока вопросов: блок А — отно-

шение к выполняемой деятельности, поиск новых путей реализации воз-

можностей или нежелание изменения существующего порядка, рост

профессионализма или статичная позиция, наличие признаков утомляе-

мости; и блок Б — взаимоотношения в коллективе, реализуемая концеп-

ция другого человека, элементы характеристики самооценки.

303


background image

304

А. На следующие ниже положения ответь "да" или "нет".

1. Когда в воскресенье я вспоминаю о том, что завтра снова идти на

работу, то остаток дня уже испорчен.

2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, я сделал бы это

без промедления.

3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть одни и

те же их разговоры.

4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравне

нию с тем, как меня выводят из равновесия пациенты.

5. В последнее время я отказывался от курсов повышения квалифи

кации, от участия в конференциях и т.д.

6. С делами на службе я справляюсь "одной левой". Нет ничего

такого, что могло бы удивить меня своей новизной.

7. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
8. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная

книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новое.

Б. В следующих ниже позициях выберите ответ, который наиболее

точно характеризует ситуацию:

1. Заниматься своими делами в присутствии пациентов (клиентов):

а) принципиально никогда себе не позволяю;
б) все мы люди — побыстрее улажу свои дела и займусь работой;
в) не думал об этом, но за те деньги, которые получаю, надрываться

тоже не стану.

2. Во время разговора с пациентом (клиентом) звонит по телефону

супруг(а):

а) это совершенно неуместно, и я не стану переключаться на личные

разговоры;

б) извинюсь перед клиентом и коротко выясню, в чем дело;
в) пациент может и подождать, пока я не выясню, в чем дело.

3. Помещение, в котором вы принимаете посетителей:

а) всегда убрано;
б) отличается некоторым рабочим беспорядком;
в) что вы можете сделать, если уборщице на все наплевать, уборка

не входит в ваши обязанности.

4. На работу вы ходите одетым (-ой):
а) нормально, не суть это важно;
б) очень аккуратно;
в) на вашей работе это не имеет значения, все равно.
5. Чайная комнатка на вашей работе:
а) находится в особом помещении;
б) это закуток в коридоре или кабинете, у всех на виду;
г) ничего такого у нас нет и в помине.
6. Во время приема:
а) вы сидите за своим рабочим столом, а вошедший стоит;
б) у вашего рабочего стола есть стул, и первое, что вы делаете после

приветствия, это предлагаете вошедшему присесть;


background image

г) в вашем рабочем помещении есть уголок с креслами и журналь-

ным столиком для посетителей.

При диагностике значение имеют приоритеты профессионала при

осуществлении им деятельности, возможность корреляции их с данны-
ми, полученными при беседе и наблюдении. Следует обратить внимание
на то, как врач реагирует на ситуацию исследования (повышенно утом-
ляем, раздражителен, отказывается от участия в диагностике и т.п.).

Больной и

ЕГО ОБРАЗ

"

ИДЕАЛЬНОГО ВРАЧА

"

Каждый больной на основе культуральных влияний (представ-

лений общества о враче), своего прошлого опыта общения с меди-
ками и характера ожидаемой помощи имеет определенный образ
врача (эталон, а по Г.С. Абрамовой — "фантом"), который может
удовлетворить его потребности в помощи и эмоциональном обще-
нии. По мнению Ж. Лакана, существует пять факторов, влияющих
на процесс взаимодействия врача

и

пациента: пол, возраст, нацио-

нальность (раса), вероисповедание и сексуальная ориентация. Ис-
следования показали, что все эти факторы оказываются значимы-
ми, однако  более  значимыми  являются  личностные  и
характерологические свойства.

В.А. Ташлыковым (1984) на основании специального исследова-

ния было выделено несколько описаний представлений больных об
образе "идеального" врача: "сопереживающий и недирективный",
"сопереживающий и директивный" и "эмоционально-нейтральный
и директивный".

1.

Сопереживающий и недирективный:

"Добрый, отзывчивый,

терпеливый, склонный к глубокому сочувствию и состраданию, вы
зывающий у больного полное доверие и откровенность, способный
все терпеливо выслушать и с пониманием отнестись к самым нео
бычным заявлениям больного".

В клинике неврозов такой выбор предпочитался больными с ис-

тероидными чертами характера. У этих больных имеется повышен-
ная потребность в особом понимании и признании их окружающи-
ми вследствие свойственного им эгоцентризма.

2. Сопереживающий и директивный:

"Этому врачу свойствен

но стремление проникнуть в душу больного, понять суть его пере
живаний, но, несмотря на склонность к сочувствию, он будет дей
ствовать непреклонно и сможет заставить больного следовать его
указаниям; своей чуткостью, отзывчивостью и в то же время твердо
стью, строгостью он вызывает доверие и уважение".

305


background image

Выбор этого типа врача свойственен лицам с тревожно-мни-

тельными чертами характера и отражает их надежды избавиться
от  нерешительности  с  помощью  доброжелательной  и  сильной
личности врача.

3. Эмоционально-нейтральный  и  директивный:

"Ему  свой-

ственны  твердые  убеждения, целеустремленность, умение внести
ясность в дело и довести его до определенного конца; по отношению
к больным он внимателен, сдержан; вызывает доверие к себе своей
уверенностью, волей и спокойствием, а умением убеждать и вну-
шать он оказывает сильное влияние на больного".

Этот образ врача больше импонировал больным неврастенией в

связи с их повышенной потребностью в приобретении прежде всего
такого личностного качества, как самообладание.

Пол, возраст и другие личностные качества врача.

Для боль-

шинства больных признаки пола и возраста врача являются второсте-
пенными по сравнению с представлениями о его личности. Однако
имеется некоторая тенденция к выбору врача более старшего по воз-
расту. Пол врача многими больными рассматривался как фактор,
облегчающий общение (например, при обсуждении некоторых ин-
тимных вопросов своей жизни). В эталоне врача-женщины чаще
преобладает "сопереживающий" комплекс личностных черт, а в эта-
лоне врача-мужчины — "эмоционально-нейтральный".

Наиболее ценными для больных оказываются следующие (в по-

рядке убывания) личностные качества врача: ум, увлеченность рабо-
той, внимательность, чувство долга, терпеливость, чуткость, интуи-
ция, серьезность, доброта, чувство юмора.

Для большинства больных в образе врача обобщается личный

опыт взаимодействия с рядом авторитетных для него лиц в разные
периоды жизни. Замечено, что пациенты с чертами некоторого пси-
хического инфантилизма чаще отмечают сходство с "идеальным"
врачом лиц из раннего периода детства (мать, любимый учитель), а
больные с относительно большей социальной зрелостью —- из более
позднего периода жизни (руководитель на работе, коллега). Знание и
учет  врачом  имеющегося  у  больного  образа "идеального" врача
способствуют  установлению  лучшего  психологического  контакта
между ними.

Техники налаживания  с пациентом определенного психологи-

ческого контакта, необходимого для успеха того или иного терапев-
тического вмешательства, часто называют "техниками присоедине-
ния". Таких техник в профессиональной психотерапии много, хотя
умение "почувствовать" другого человека во многом зависит  от
психологических свойств самого врача, его

эмпатийности

и может

306