Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6755
Скачиваний: 24
Раздел 8
ВРАЧ И БОЛЬНОЙ:
ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА
Глава 33
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПОВСЕДНЕВНОЙ ВРАЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современный комплексный подход к лечению больного должен
сочетать три основных вида терапевтического воздействия: биологи-
ческий, психологический и социальный. Этот подход применим ко
всем заболеваниям, так как любая болезнь дезорганизует психологи-
ческое равновесие и социальное функционирование человека. Он
особо значим при хронических соматических и психических заболе-
ваниях, психосоматических расстройствах и неврозах.
Эффективность лечения в медицине традиционно оценивается
на основе симптоматического критерия: выздоровление, улучше-
ние, без изменений, ухудшение. В настоящее время разрабатывают-
ся и дополнительные критерии оценки эффективности различных
методов и приемов комплексной терапии. Наиболее адекватным для
комплексной оценки эффективности лечения считается подход, ко-
торый учитывает все три плоскости рассмотрения терапевтической
динамики: соматическую, психологическую и социальную (Карва-
сарский Б.Д., 1980).
Процесс лечения любого заболевания сопровождается рядом
психологических явлений, связанных с личностью больного, личнос-
тью врача и применяемыми методами лечения. Умение врача учи-
тывать психологические факторы лечения позволяет ему более глу-
боко оценивать эффективность терапии и прогноз болезни.
Хороший контакт с врачом и медсестрой нужен любому больному
для гарантии того, что вместе они успешно справятся с болезнью.
Хорошо, когда взаимопонимание формируется свободно и есте-
292
ственно, когда стиль общения больного соответствует аналогичным
характеристикам врача.
К сожалению, многие медицинские работники строят свои взаи-
моотношения с больными стихийно, опираясь главным образом на
свои способности и наглядный пример коллег. Вследствие этого об-
щение с больным часто полностью зависит от ситуации: при благо-
приятном расположении больного контакт получается, при нежела-
нии пациента общаться — контакт неэффективен. Отсутствие
контакта или формальные взаимоотношения врача, медицинской
сестры и пациента резко снижают информативность анамнеза, ухуд-
шают результативность лечения.
Предпосылкой возникновения положительных психологических
отношений и доверия между медицинскими работниками и больны-
ми является, несомненно, квалификация, опыт врача или медсестры.
Однако, как подчеркивают польские психологи Р. Конечный и М. Бо-
ухал (1983), квалификация является только инструментом, больший
или меньший эффект применения которого зависит от других сторон
личности врача. Доверие к врачу зависит от потребностей пациента,
его ожиданий и установок, образа (эталона) идеального врача и дру-
гих личностных позиций и свойств пациента.
В
РАЧ КАК ЛИЧНОСТЬ И ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИ
-
ГОДНОСТИ
К МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Врачебная деятельность относится к трудным профессиям. Чело-
век, посвятивший себя медицине, несомненно, должен иметь к ней
призвание. Стремление оказать помощь другому человеку всегда счи-
талось полезным качеством личности и должно бьшо быть воспитано
с детства. Только тогда, когда эти свойства личности становятся потреб-
ностью, можно считать, что у человека есть главные предпосылки ус-
пешного овладения медицинской профессией. Не случайно извест-
ный писатель и врач В.В. Вересаев писал, что научиться врачебному
искусству невозможно, точно так же, как и искусству сценическому
или поэзии. Можно быть хорошим медиком-теоретиком, но в практи-
ческом отношении с больными быть несостоятельным.
Гуманизм врача.
Больной прежде всего вправе ожидать от врача
искреннего желания помочь ему и убежден, что иным врач и быть
не может. Он наделяет врача наилучшими качествами, присущими
людям вообще. Можно думать, что первый человек, который оказал
медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства со-
страдания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, ина-
293
че говоря, из чувства гуманности. Вряд ли нужно доказывать, что
именно гуманность всегда была особенностью медицины и врача—
ее главного представителя.
Гуманизм, сознание долга, выдержка и самообладание в отноше-
ниях с больными, совестливость всегда считались главными характе-
ристиками врача. Впервые эти морально-этические и нравственные
нормы врачебной профессии были сформулированы врачом и мыс-
лителем древности Гиппократом в его знаменитой "Клятве". Конеч-
но, исторические и социальные условия, классовые и государствен-
ные интересы сменявшихся эпох многократно трансформировали
"Клятву Гиппократа". Однако и сегодня она читается и воспринима-
ется как вполне современный, полный нравственной силы и гума-
низма документ.
Еще за 1500 лет до новой эры врачи Древней Индии давали профес-
сиональную клятву, что же касается европейской культуры, то наи-
большее влияние на формирование нравственного облика врача оказы-
вала этика Гиппократа (460-370 гг. до н.э.) и его "клятва". Ее основные
положения следующие:
уважение к жизни ("Я не дам никому просимого у меня смертель-
ного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же я
не вручу никакой женщине абортивного пессария");
запрет на причинение вреда больному ("Я направлю режим
больных к их выгоде сообразно моим силам и моим разумениям, воздер-
живаясь от причинения всякого вреда и несправедливости");
уважение к личности больного ("В какой бы дом я ни вошел, я
войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего наме-
ренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с жен-
щинами и мужчинами, свободными и рабами");
врачебная тайна ("Что бы при лечении—а также и без лечения —
я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не
следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи
тайной");
уважение к профессии ("Клянусь... считать научившего меня вра-
чебному искусству наравне с родителями... Чисто и непорочно буду я
проводить свою жизнь и свое искусство").
Врачебная тайна (конфиденциальность).
Во взаимоотноше-
ниях врача и больного не последняя роль принадлежит умению вра-
ча хранить врачебную тайну. Обычно она включает в себя три вида
сведений:
о болезнях, об интимной и семейной жизни больного.
Врач — не случайный обладатель этих сведений, сокровенных пере-
живаний и мыслей больных. Они доверяются ему как человеку, от
которого рассчитывают получить помощь. Поэтому распоряжаться
имеющимися у врача сведениями о больном по собственному ус-
294
мотрению можно лишь в редких случаях. Требование о неразглаше-
нии врачебной тайны снимается лишь в случаях, когда этого требуют
интересы общества (например, при угрозе распространения опас-
ных инфекций), а также при запросе судебно-следственных органов.
Общая и профессиональная культура.
Можно отметить еще
ряд общих и более частых черт личности, которые нужно воспиты-
вать у врача. Сюда относятся высокая общая культура и культура
врачебной деятельности, организованность в работе, любовь к по-
рядку, аккуратность и чистоплотность, т.е. черты, на которые ука-
зывал еще Гиппократ. Требования к личности врача, его внешнему
облику и поведению постепенно оформились в специальном уче-
нии—
медицинской деонтологии.
Последняя рассматривается как
наука о
должном
моральном, эстетическом и интеллектуальном
облике медицинского работника, о том, каковы должны быть взаи-
моотношения между медиками, больными и их родственниками, а
также между коллегами в медицинской среде.
Деонтология
(от греч. deon — должное) — раздел этики, рас-
сматривающий проблемы долга и должного нравственного профес-
сионального поведения. Термин введен в обиход в начале прошлого
столетия английским философом И. Бентамом (1748-1832). Разраба-
тывая учение о личном должном в поведении индивида, Бентам про-
тивопоставляет деонтологию
этике
(от греч. ethos — обычай), науке
о морали и общественном должном в поведении и отношениях всех
людей. Этические нормы поведения достаточно динамичны. В пер-
вую очередь они подвержены влиянию общественных факторов и
норм общественной морали. В отечественной медицине деонтология
всегда понималась как учение о долге врача не только перед больны-
ми, но и перед народом. Труд врача, его поведение всегда рассматри-
вались как большое дело общества.
В 1971 году американским биологом Ван Ренселлером Потгером
был введен термин
"биоэтика".
Первоначально биоэтика понималась
как проверка на этическую состоятельность всех научных исследований
в области медицины, агрономии, экологии и других биологических наук.
В дальнейшем значение этого термина стали связывать в основном с
клинической медициной. Образно говоря, биоэтика явилась ответом на
вызов, брошенный современным научно-техническим прогрессом меди-
цины и медицинской науки. Содержание этого ответа, то есть новую
систему ценностей, утверждаемую биоэтикой, следует искать не
столько в науке и медицине, сколько в общих тенденциях, присущих
современному обществу.
Биоэтика — это опыт философского и этического осмысления так
называемых проблемных ситуаций. Речь идет о комплексе проблем, свя-
занных с умиранием человека (состояние "смерти мозга", право на
смерть с достоинством, эвтаназия), вмешательством в репродукцию
295
человека и его генетический аппарат (аборт, стерилизация, искусствен-
ное оплодотворение, "суррогатная мать", клонирование), транспланта-
цию органов и медицинские эксперименты на человеке (последние мо-
гут проводится только с добровольного согласия, что закреплено в
Нюрнбергском кодексе еще в 1947 году).
К числу базисных принципов биомедицинской этики современности
относятся принципы
автономии
(уважение к личности пациента, оказа-
ние ему психологической поддержки в затруднительных ситуациях, пре-
доставление ему необходимой информации о здоровье и лечебных ме-
роприятиях, возможность выбора из альтернативных вариантов,
самостоятельность пациента в принятии решений и др.),
непричинения
вреда, благодеяния и справедливости.
В современной медицине широко
обсуждаются этические аспекты конфиденциальности (к примеру, ситу-
ация с сообщением без согласия больного его родственникам диагноза
заболевания), паттернализма (этическая оценка возможности и допусти-
мости принятия врачом на себя роли человека, диктующего больному,
как тому следует поступать в жизни, особенно в областях жизни, не-
посредственного отношения к болезни не имеющих), "реконструкции
личности" при психотерапии, лечения без согласия, отношения к параме-
дицинским методам лечения (например, экстрасенсорике) и др.
Профессиональная деформация.
В профессиях, связанных с
взаимодействием человек—человек, огромное значение имеет ори-
ентация на Другого как равноправного участника взаимодействия.
Пожалуй, немного существует профессий, где ценностный подход к
профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на ин-
дивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека.
Особенно важна способность
к
гуманистической, нравственной ре-
акции в профессиональной деятельности медицинского работника.
Врачебная деятельность очень разнообразна и не ограничивает-
ся рамками только лечения, как это принято считать в немедицинс-
кой среде. Разнообразие видов врачебной деятельности создает раз-
личные способы ее осуществления, широкое поле деятельности для
профессионала, но ставит проблему специфики влияния разных ви-
дов врачебной деятельности на профессиональную позицию врача,
его ценностные ориентации.
Для описания влияния профессии на психическую жизнь про-
фессионала введено специальное понятие — "профессиональная
деформация". Впервые она стала описываться в 60-х годах в США
(Мичиганский и Калифорнийский университеты) как проблема
функциональных возможностей человека. В нашей стране пробле-
ма профессиональной деформации впервые стала изучаться
в
об-
ласти педагогики
(Маркова
А.К., Моргун В.Ф). Исследования пока-
296