Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6755

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Раздел 8
ВРАЧ И БОЛЬНОЙ:
ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО

ПРОЦЕССА

Глава 33

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПОВСЕДНЕВНОЙ ВРАЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современный комплексный подход к лечению больного должен

сочетать три основных вида терапевтического воздействия: биологи-
ческий, психологический и социальный. Этот подход применим ко
всем заболеваниям, так как любая болезнь дезорганизует психологи-
ческое равновесие и социальное функционирование человека. Он
особо значим при хронических соматических и психических заболе-
ваниях, психосоматических расстройствах и неврозах.

Эффективность лечения в медицине традиционно оценивается

на  основе  симптоматического  критерия: выздоровление, улучше-
ние, без изменений, ухудшение. В настоящее время разрабатывают-
ся и дополнительные критерии оценки эффективности различных
методов и приемов комплексной терапии. Наиболее адекватным для
комплексной оценки эффективности лечения считается подход, ко-
торый учитывает все три плоскости рассмотрения терапевтической
динамики: соматическую, психологическую и социальную (Карва-
сарский Б.Д., 1980).

Процесс  лечения  любого  заболевания  сопровождается  рядом

психологических явлений, связанных с личностью больного, личнос-
тью врача и применяемыми методами лечения. Умение врача учи-
тывать психологические факторы лечения позволяет ему более глу-
боко  оценивать  эффективность  терапии  и  прогноз  болезни.
Хороший контакт с врачом и медсестрой нужен любому больному
для гарантии того, что вместе они успешно справятся с болезнью.
Хорошо, когда взаимопонимание формируется свободно и есте-

292


background image

ственно, когда стиль общения больного соответствует аналогичным
характеристикам врача.

К сожалению, многие медицинские работники строят свои взаи-

моотношения с больными стихийно, опираясь главным образом на
свои способности и наглядный пример коллег. Вследствие этого об-
щение с больным часто полностью зависит от ситуации: при благо-
приятном расположении больного контакт получается, при нежела-
нии  пациента  общаться — контакт  неэффективен. Отсутствие
контакта  или  формальные  взаимоотношения  врача, медицинской
сестры и пациента резко снижают информативность анамнеза, ухуд-
шают результативность лечения.

Предпосылкой  возникновения  положительных  психологических

отношений и доверия между медицинскими работниками и больны-
ми является, несомненно, квалификация, опыт врача или медсестры.
Однако, как подчеркивают польские психологи Р. Конечный и М. Бо-
ухал (1983), квалификация является только инструментом, больший
или меньший эффект применения которого зависит от других сторон
личности врача. Доверие к врачу зависит от потребностей пациента,
его ожиданий и установок, образа (эталона) идеального врача и дру-
гих личностных позиций и свойств пациента.

В

РАЧ КАК ЛИЧНОСТЬ И ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИ

-

ГОДНОСТИ

К МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Врачебная деятельность относится к трудным профессиям. Чело-

век, посвятивший себя медицине, несомненно, должен иметь к ней
призвание. Стремление оказать помощь другому человеку всегда счи-
талось полезным качеством личности и должно бьшо быть воспитано
с детства. Только тогда, когда эти свойства личности становятся потреб-
ностью, можно считать, что у человека есть главные предпосылки ус-
пешного овладения медицинской профессией. Не случайно извест-
ный писатель и врач В.В. Вересаев писал, что научиться врачебному
искусству невозможно, точно так же, как и искусству сценическому
или поэзии. Можно быть хорошим медиком-теоретиком, но в практи-
ческом отношении с больными быть несостоятельным.

Гуманизм врача.

Больной прежде всего вправе ожидать от врача

искреннего желания помочь ему и убежден, что иным врач и быть
не может. Он наделяет врача наилучшими качествами, присущими
людям вообще. Можно думать, что первый человек, который оказал
медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства со-
страдания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, ина-

293


background image

че говоря, из чувства гуманности. Вряд ли нужно доказывать, что
именно гуманность всегда была  особенностью медицины  и врача—
ее главного представителя.

Гуманизм, сознание долга, выдержка и самообладание в отноше-

ниях с больными, совестливость всегда считались главными характе-
ристиками врача. Впервые эти морально-этические и нравственные
нормы врачебной  профессии были  сформулированы врачом  и мыс-
лителем древности Гиппократом в его знаменитой "Клятве". Конеч-
но, исторические и социальные  условия, классовые и государствен-
ные  интересы  сменявшихся  эпох  многократно  трансформировали
"Клятву Гиппократа". Однако и сегодня она читается и воспринима-
ется как вполне современный, полный  нравственной  силы  и гума-
низма документ.

Еще за 1500 лет до новой эры врачи Древней Индии давали профес-

сиональную  клятву, что  же  касается  европейской  культуры, то  наи-
большее влияние на формирование нравственного облика врача оказы-
вала этика Гиппократа (460-370 гг. до н.э.) и его "клятва". Ее основные
положения следующие:

уважение к жизни ("Я не дам никому просимого у меня смертель-

ного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же я
не вручу никакой женщине абортивного пессария");

запрет  на  причинение  вреда  больному ("Я  направлю  режим

больных к их выгоде сообразно моим силам и моим разумениям, воздер-
живаясь от причинения всякого вреда и несправедливости");

уважение к личности больного ("В какой бы дом я ни вошел, я

войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего наме-
ренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с жен-
щинами и мужчинами, свободными и рабами");

врачебная тайна ("Что бы при лечении—а также и без лечения —

я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не
следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи
тайной");

уважение к профессии ("Клянусь... считать научившего меня вра-

чебному искусству наравне с родителями... Чисто и непорочно буду я
проводить свою жизнь и свое искусство").

Врачебная  тайна (конфиденциальность).

Во взаимоотноше-

ниях врача и больного не последняя роль принадлежит умению вра-
ча хранить врачебную тайну. Обычно она включает в себя три вида
сведений:

о болезнях, об интимной  и семейной жизни больного.

Врач — не случайный обладатель этих сведений, сокровенных пере-
живаний и мыслей больных. Они доверяются ему как человеку, от
которого рассчитывают получить помощь. Поэтому распоряжаться
имеющимися у врача сведениями о больном по собственному ус-

294


background image

мотрению можно лишь в редких случаях. Требование о неразглаше-
нии врачебной тайны снимается лишь в случаях, когда этого требуют
интересы общества (например, при угрозе распространения опас-
ных инфекций), а также при запросе судебно-следственных органов.

Общая  и  профессиональная  культура.

Можно  отметить  еще

ряд общих и более частых черт личности, которые нужно воспиты-
вать у врача. Сюда относятся высокая общая культура и культура
врачебной деятельности, организованность в работе, любовь к по-
рядку, аккуратность  и  чистоплотность, т.е. черты, на  которые  ука-
зывал еще Гиппократ. Требования к личности врача, его  внешнему
облику  и  поведению  постепенно  оформились  в  специальном  уче-
нии—

медицинской  деонтологии.

Последняя  рассматривается  как

наука  о

должном

моральном, эстетическом  и  интеллектуальном

облике медицинского работника, о том, каковы должны быть взаи-
моотношения между медиками, больными и их родственниками, а
также между коллегами в медицинской среде.

Деонтология

(от греч. deon — должное) — раздел  этики, рас-

сматривающий проблемы долга и должного нравственного профес-
сионального поведения. Термин введен в обиход в начале прошлого
столетия английским философом И. Бентамом (1748-1832). Разраба-
тывая учение о личном должном в поведении индивида, Бентам про-
тивопоставляет деонтологию

этике

(от греч. ethos — обычай), науке

о морали и общественном должном в поведении и отношениях всех
людей. Этические нормы поведения достаточно динамичны. В пер-
вую  очередь они  подвержены влиянию  общественных факторов  и
норм общественной морали. В отечественной медицине деонтология
всегда понималась как учение о долге врача не только перед больны-
ми, но и перед народом. Труд врача, его поведение всегда рассматри-
вались как большое дело общества.

В 1971 году американским биологом Ван Ренселлером Потгером

был введен термин

"биоэтика".

Первоначально биоэтика понималась

как проверка на этическую состоятельность всех научных исследований
в области медицины, агрономии, экологии и других биологических наук.
В дальнейшем значение этого термина стали связывать в основном с
клинической медициной. Образно говоря, биоэтика явилась ответом на
вызов, брошенный современным научно-техническим прогрессом меди-
цины и медицинской науки. Содержание этого ответа, то есть новую
систему  ценностей, утверждаемую  биоэтикой, следует  искать  не
столько в науке и медицине, сколько в общих тенденциях, присущих
современному обществу.

Биоэтика — это опыт философского и этического осмысления так

называемых проблемных ситуаций. Речь идет о комплексе проблем, свя-
занных с  умиранием  человека (состояние "смерти мозга", право  на
смерть с достоинством, эвтаназия), вмешательством в репродукцию

295


background image

человека и его генетический аппарат (аборт, стерилизация, искусствен-
ное оплодотворение, "суррогатная мать", клонирование), транспланта-
цию органов и медицинские эксперименты на человеке (последние мо-
гут  проводится  только  с  добровольного  согласия, что  закреплено  в
Нюрнбергском кодексе еще в 1947 году).

К числу базисных принципов биомедицинской этики современности

относятся принципы

автономии

(уважение к личности пациента, оказа-

ние ему психологической поддержки в затруднительных ситуациях, пре-
доставление ему необходимой информации о здоровье и лечебных ме-
роприятиях, возможность  выбора  из  альтернативных  вариантов,
самостоятельность пациента в принятии решений и др.),

непричинения

вреда, благодеяния и справедливости.

В современной медицине широко

обсуждаются этические аспекты конфиденциальности (к примеру, ситу-
ация с сообщением без согласия больного его родственникам диагноза
заболевания), паттернализма (этическая оценка возможности и допусти-
мости принятия врачом на себя роли человека, диктующего больному,
как тому следует поступать в жизни, особенно в областях жизни, не-
посредственного отношения к болезни не имеющих), "реконструкции
личности" при психотерапии, лечения без согласия, отношения к параме-
дицинским методам лечения (например, экстрасенсорике) и др.

Профессиональная  деформация.

В  профессиях,  связанных  с

взаимодействием человек—человек, огромное значение имеет ори-
ентация на Другого как равноправного участника взаимодействия.
Пожалуй, немного существует профессий, где ценностный подход к
профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на ин-
дивидуальную  судьбу профессионала и судьбу другого  человека.
Особенно важна способность

к

гуманистической, нравственной ре-

акции в профессиональной деятельности медицинского работника.

Врачебная деятельность очень разнообразна и не ограничивает-

ся рамками только лечения, как это принято считать в немедицинс-
кой среде. Разнообразие видов врачебной деятельности создает раз-
личные способы ее осуществления, широкое поле деятельности для
профессионала, но ставит проблему специфики влияния разных ви-
дов врачебной деятельности на профессиональную позицию врача,
его ценностные ориентации.

Для описания влияния профессии на психическую жизнь про-

фессионала введено специальное понятие — "профессиональная
деформация". Впервые она стала описываться в 60-х годах в США
(Мичиганский  и  Калифорнийский  университеты) как  проблема
функциональных возможностей человека. В нашей стране пробле-
ма профессиональной деформации впервые стала изучаться

в

об-

ласти педагогики

(Маркова

А.К., Моргун В.Ф). Исследования пока-

296