Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6748

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

зали, что в профессиях типа "человек—человек" профессиональ-
ная деформация существует, как  и имеет место разный  уровень
подготовки и квалификации профессионала, и что должен осуще-
ствляться профессиональный отбор, так как существует идея про-
фессиональной пригодности.

Большое внимание проблеме профессиональной деформации

у медицинских работников уделяли профессор Р. Конечный и док-
тор М. Боухал (1983). Они считают, что склонность к профессио-
нальной  деформации  наблюдается  у  определенных  профессий,
представители  которых  обладают  трудно  контролируемой  влас-
тью над людьми. Естественно, что врач обладает такой властью,
так как от него зависит физическое и душевное здоровье и сама
жизнь больного.

Сама по себе профессиональная деформация развивается по-

степенно из профессиональной адаптации. Определенная степень
адаптации  естественна  для  медицинского  работника. Сильное
эмоциональное восприятие страданий другого человека в начале
профессиональной деятельности, как правило, в дальнейшем не-
сколько притупляется. Конечно, для врача просто необходима оп-
ределенная  степень  эмоциональной  сопротивляемости, но  он
должен сохранять те качества, которые делают его не просто хоро-
шим  профессионалом, но  и  оставляют  человеком, способным к
эмпатии, уважению к другому человеку, способному к соблюде-
нию  норм  врачебной  этики. Ярким  примером  профессиональ-
ной деформации является подход к пациенту как к объекту, носи-
телю  симптома  и  синдрома, когда  пациент  воспринимается
врачом как "интересный случай".

Г.С. Абрамова и Ю. А. Юдчиц( 1998) рассматривают профессио-

нальную деформацию в виде

обобщенной модели,

которая включает

как социально обусловленные причины ее, так и причины вызван-
ные феноменами индивидуального сознания. К социальным причи-
нам они относят влияния, связанные с необходимостью соблюдения
врачом как государственным служащим многочисленных инструк-
ций, которые регламентируют его деятельность. Понятием "инструк-
ция" здесь обобщаются все формы готового знания (учебники, клас-
сификации болезней, нормативы и пр.), которые задаются нам извне,
они  не "пропущены" через собственный  опыт и понимание. Как
только профессионал принимает инструкцию за абсолютную исти-
ну, все профессиональные взаимоотношения деформируются опре-
деленным образом: врач может воспринимать пациента не как цело-
стную личность, а как определенную совокупность симптомов или
объект манипуляций.

297


background image

С другой стороны, врач может уверовать в свое могущество и

власть над человеком, приняв на веру многочисленные мифы, цир-
кулирующие в немедицинской среде, по поводу возможностей вра-
ча и современной медицины. Внешняя сторона лечения, кажущаяся
неискушенному  человеку  магической, доступной  только  врачу,
рождает "кастовый" характер медицинского знания. Так формирует-
ся еще один фантом профессиональной деятельности врача — ощу-
щение власти над человеком, для которого медицинская помощь яв-
ляется последним шансом защититься от болезни.

Таким образом, врач имеет дело с двумя реальностями: неодушев-

ленной (фантомы и инструкции) и живой реальностью — жизнью
своей и других людей. Возникает соблазн их отождествления и созда-
ния иллюзии простоты. Профессионал начинает переживать исклю-
чительно простые чувства, выражающиеся в притягательной форму-
ле "я могу", "я профессионал и лучше знаю как.. .что...". В результате
принятия фантомов за истину сознание профессионала также фанто-
мизируется—становится статичным, неподвижным, оно всегда знает,
"как надо", "что должно быть" и "что с этим делать". Эти фантомы
иногда могут осознаваться врачом на уровне переживаний — в виде
чувства неудовлетворенности собой, профессией. Однако пока есть
переживание, можно говорить и о возможности осознания факта про-
фессиональной деформации и перспектив работы с ним. Профессио-
нальная деформация не осознается в том случае, когда врач отказыва-
ется от переживаний, потому что они требуют усилий, предполагают
проявления отношения к кому-либо или к чему-либо.

Синдром хронической усталости у медицинских работников.

В

профессиях, связанных с взаимодействием человек—человек, про-
фессиональная усталость — это прежде всего усталость от другого
человека. Это совершенно специфический вид усталости, обуслов-
ленный постоянным эмоциональным контактом с большим количе-
ством людей. Особенно это относится к профессии врача, так как она
предъявляет большую требовательность к личности профессионала
и предполагает принятие ответственности за жизнь и здоровье друго-
го человека. В значительной степени появлению  усталости  могут
способствовать особенности работы в здравоохранении (дежурства,
работа  по  сменам), чрезмерно  большой  прием. Абрамова  Г.С. и
Юдчиц Ю.А (1998) считают, что одной из основных причин профес-
сиональной усталости у врачей является требование профессии в
эмоциональном отношении к жизни в целом, что предполагает опреде-
ленное отношение к врачебной деятельности, мотивацию этого от-
ношения, взаимоотношения с коллегами, стиль жизни медработника
и его проблемы, не связанные с работой.

298


background image

"Астения переутомления" обычно всегда развивается постепен-

но (в течение 6 и более месяцев от начала напряженной работы), ей
предшествует более или менее длительный период волевого усилия,
умственного напряжения и продолжения работы в условиях утомле-
ния. Утомление снижает работоспособность человека и эффектив-
ность его труда, что создает постоянную психотравмирующую ситу-
ацию в виде ощущения им собственной несостоятельности и может
привести даже к невротическому срыву. Наиболее частым симпто-
мом астении является раздражительность. Она проявляется в повы-
шенной возбудимости, нетерпеливости, обидчивости и несдержан-
ности. Проявления  раздражительности  чаще  носят  характер
кратковременных вспышек, которые нередко сменяются раскаяния-
ми, извинениями перед окружающими, ощущениями вялости и ус-
талости. Кроме этих основных симптомов, страдающие астенией жа-
луются на рассеянность, плохой сон, тревожность, неустойчивость
настроения, головные боли.

В обыденном сознании общества бытует мнение, что состоя-

ние здоровья  у  врачей  лучше, чем  у других людей. Однако  это
далеко не так, особенно это касается их психоэмоционального,
психического состояния. Отношение к своему состоянию в этом
плане у врачей встречается преимущественно двух видов: 1) отри-
цающее — не обращает внимания на собственное психологичес-
кое состояние, считает его следствием простого переутомления,
не обращается за помощью к специалистам; 2) пренебрежитель-
ное — недооценивает свою усталость; не изменяет  свой стиль
жизни, который, как правило, бывает несовместим с психологи-
ческим здоровьем. Очень часто врач  с  синдромом хронической
усталости склоняется не только к несовершенной "самодиагнос-
тике", но  и  несовершенной "самотерапии" — излишествам  в
употреблении транквилизаторов или  употреблении спиртных на-
питков для снятия "напряжения".

Утомление врача отрицательно сказывается на его профессио-

нальной деятельности и тем самым на его пациентах. Последствия
утомления могут быть самыми разнообразными. Они могут про-
являться в нетерпеливости и раздражительности — врач сокращает
время приема каждого  пациента, стремится  как можно быстрее
закончить вызывающую утомление работу, а у пациента при этом
создается  впечатление, что  врач  хочет  от  него  отделаться, не
воспринимает серьезность его жалоб и в целом относится к нему
неуважительно. Производительность труда у врача снижается и за-
медляется из-за трудностей  концентрации  внимания, трудностей
при постановке диагноза и выборе метода лечения, преобладанием

299


background image

так называемых диагностических коротких связей типа: "повышен-
ная кислотность + кровь в желудке = язвенная болезнь" (Конечный Р.,
Боухал М., 1985). На пациента такой врач производит впечатление
рассеянного, занятого  своими  проблемами, а зачастую  и просто
некомпетентного. Невнимательность и поспешность могут приво-
дить к неосторожным высказываниям с психической травматиза-
цией больного (ятрогениям) и даже к прямым врачебным ошиб-
кам —■  необоснованному  диагнозу  или  неудачно  выбранному
лечению.

Переживание  собственной  профессиональной  несостоятельно-

сти при нарастании врачебных ошибок, трудности концентрации,
затруднения в восприятии  нового материала являются  причиной
травматизации самого врача, приводят к чувству недовольства ре-
зультатами своей деятельности. Его состояние может усугубляться
и возникновением конфликтов как с администрацией (из-за претен-
зий к неудовлетворительной работе), так и с коллегами (вследствие
вызванного утомлением раздражения) и с пациентами (из-за вра-
чебных ошибок, отсутствия психологического подхода, неквалифи-
цированных высказываний).

Исходя из представления об обусловленности синдрома хроничес-

кой усталости стилем жизни профессионала, Э.Б. Боллзом (1995) была
разработана анкета диагностики и самодиагностики СХУ. Ее короткие
ответы подобраны таким образом, чтобы составить представление об
образе жизни профессионала, определенных жизненных приоритетах,
стремлении удовлетворения честолюбивых замыслов. Необходимо по-
нимание, что приведенные вопросы могут значить очень много (если
использовать их вдумчиво, учитывая индивидуальные особенности, в
комплексе с наблюдением и беседой) и не значить ничего (если принять
их за диагностическую "волшебную палочку").

В анкете дана серия ответов, из которых необходимо выбрать тот,

который наиболее полно и точно характеризует состояние:

1. Из-за хронической усталости я был(а) вынужден(а) прекратить

свою трудовую деятельность и теперь в довольно затруднительном
положении, так как:

а) не имею уже того авторитета, который заслужил(а),
б) у моей семьи нет достаточно средств,
в) я бьи(а) на пути к успеху, а теперь мое будущее неопределенно,
г) я хотел(а) получить максимальный эффект от каждого дня своей

работы, а теперь не испытываю такого желания,

д) нельзя описать моё состояние.
2. Постоянная усталость разрушает мою семейную жизнь, и теперь

я в довольно затруднительном положении, так как:

а) не пользуюсь  у детей (мужа, жены) тем  уважением, которого

заслуживаю,

300


background image

б) я уже не чувствую с членами семьи такой близкой связи, какая

была раньше,

в) я уже не играю той ведущей роли в семье, которой гордился(-

лась) раньше,

г) мое состояние сказывается на бюджете семьи,
д) нельзя описать мое состояние.

3. Хроническая усталость изменила мой образ жизни, и теперь я в

затруднительном положении, так как:

а) я занимался(лась) спортом, а теперь не в состоянии,
б) мне пришлось отказаться от своих любимых занятий (нет ни сил,

ни желания),

в) мне трудно сохранять такое влияние на людей, с которыми общал-

ся(лась) раньше,

г) не могу часто бывать у своих друзей,
д) нельзя описать мое состояние.
(Ответы "б" и "г" показывают первостепенное значение морального

удовлетворения, "а" и "в" подчеркивают приоритет социального, об-
щественного признания; "д" говорит об отсутствии содержания психи-
ческой  реальности, когда  не  существуют  значимые  факторы  жизни,

обеспечивающие иерархию ценностей.)

Перечень  симптомов  синдрома  хронической  усталости (по  Бол-

лзу)'.

слабость мышц, мышечная боль; боли в суставах; общее недомога-

ние, бессонница, забывчивость, рассеянность, неспособность  либо
затруднение сосредоточения; угнетенное настроение (депрессия).

Специфические  симптомы  синдрома  хронической  усталости  у

медработников

(Цит. по Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998,): раздра-

жительность (направлена не только на пациентов, но и на коллег); со-
кращение времени приема пациентов  уже  к  середине рабочего  дня;
использование в устной и письменной речи штампов; при общении с
коллегами употребление большого числа слов, синонимичных поня-
тию  усталость; при  выполнении  работы, связанной  с  оформлением

документов, карточек  и т.п., использование внутренней речи (внут-
реннее проговаривание фраз), что типично для решения мыслитель-
ных задач в затрудненных условиях.

Синдром "эмоционального выгорания" у медработников.

Тер-

мин "эмоциональное сгорание" введен американским психологом
X. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологичес-
кого состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тес-
ном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегру-
женной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Врачебная профессия требует от профессионала не только про-

фессионального мастерства, но и большой эмоциональной само-
отдачи. Не случайно еще в XVII веке голландским врачом Ван Туль-
Пси  была  предложена  символическая  эмблема  медицинской
деятельности — горящая свеча с девизом: "Светя другим, сгораю

301