Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6748
Скачиваний: 24
зали, что в профессиях типа "человек—человек" профессиональ-
ная деформация существует, как и имеет место разный уровень
подготовки и квалификации профессионала, и что должен осуще-
ствляться профессиональный отбор, так как существует идея про-
фессиональной пригодности.
Большое внимание проблеме профессиональной деформации
у медицинских работников уделяли профессор Р. Конечный и док-
тор М. Боухал (1983). Они считают, что склонность к профессио-
нальной деформации наблюдается у определенных профессий,
представители которых обладают трудно контролируемой влас-
тью над людьми. Естественно, что врач обладает такой властью,
так как от него зависит физическое и душевное здоровье и сама
жизнь больного.
Сама по себе профессиональная деформация развивается по-
степенно из профессиональной адаптации. Определенная степень
адаптации естественна для медицинского работника. Сильное
эмоциональное восприятие страданий другого человека в начале
профессиональной деятельности, как правило, в дальнейшем не-
сколько притупляется. Конечно, для врача просто необходима оп-
ределенная степень эмоциональной сопротивляемости, но он
должен сохранять те качества, которые делают его не просто хоро-
шим профессионалом, но и оставляют человеком, способным к
эмпатии, уважению к другому человеку, способному к соблюде-
нию норм врачебной этики. Ярким примером профессиональ-
ной деформации является подход к пациенту как к объекту, носи-
телю симптома и синдрома, когда пациент воспринимается
врачом как "интересный случай".
Г.С. Абрамова и Ю. А. Юдчиц( 1998) рассматривают профессио-
нальную деформацию в виде
обобщенной модели,
которая включает
как социально обусловленные причины ее, так и причины вызван-
ные феноменами индивидуального сознания. К социальным причи-
нам они относят влияния, связанные с необходимостью соблюдения
врачом как государственным служащим многочисленных инструк-
ций, которые регламентируют его деятельность. Понятием "инструк-
ция" здесь обобщаются все формы готового знания (учебники, клас-
сификации болезней, нормативы и пр.), которые задаются нам извне,
они не "пропущены" через собственный опыт и понимание. Как
только профессионал принимает инструкцию за абсолютную исти-
ну, все профессиональные взаимоотношения деформируются опре-
деленным образом: врач может воспринимать пациента не как цело-
стную личность, а как определенную совокупность симптомов или
объект манипуляций.
297
С другой стороны, врач может уверовать в свое могущество и
власть над человеком, приняв на веру многочисленные мифы, цир-
кулирующие в немедицинской среде, по поводу возможностей вра-
ча и современной медицины. Внешняя сторона лечения, кажущаяся
неискушенному человеку магической, доступной только врачу,
рождает "кастовый" характер медицинского знания. Так формирует-
ся еще один фантом профессиональной деятельности врача — ощу-
щение власти над человеком, для которого медицинская помощь яв-
ляется последним шансом защититься от болезни.
Таким образом, врач имеет дело с двумя реальностями: неодушев-
ленной (фантомы и инструкции) и живой реальностью — жизнью
своей и других людей. Возникает соблазн их отождествления и созда-
ния иллюзии простоты. Профессионал начинает переживать исклю-
чительно простые чувства, выражающиеся в притягательной форму-
ле "я могу", "я профессионал и лучше знаю как.. .что...". В результате
принятия фантомов за истину сознание профессионала также фанто-
мизируется—становится статичным, неподвижным, оно всегда знает,
"как надо", "что должно быть" и "что с этим делать". Эти фантомы
иногда могут осознаваться врачом на уровне переживаний — в виде
чувства неудовлетворенности собой, профессией. Однако пока есть
переживание, можно говорить и о возможности осознания факта про-
фессиональной деформации и перспектив работы с ним. Профессио-
нальная деформация не осознается в том случае, когда врач отказыва-
ется от переживаний, потому что они требуют усилий, предполагают
проявления отношения к кому-либо или к чему-либо.
Синдром хронической усталости у медицинских работников.
В
профессиях, связанных с взаимодействием человек—человек, про-
фессиональная усталость — это прежде всего усталость от другого
человека. Это совершенно специфический вид усталости, обуслов-
ленный постоянным эмоциональным контактом с большим количе-
ством людей. Особенно это относится к профессии врача, так как она
предъявляет большую требовательность к личности профессионала
и предполагает принятие ответственности за жизнь и здоровье друго-
го человека. В значительной степени появлению усталости могут
способствовать особенности работы в здравоохранении (дежурства,
работа по сменам), чрезмерно большой прием. Абрамова Г.С. и
Юдчиц Ю.А (1998) считают, что одной из основных причин профес-
сиональной усталости у врачей является требование профессии в
эмоциональном отношении к жизни в целом, что предполагает опреде-
ленное отношение к врачебной деятельности, мотивацию этого от-
ношения, взаимоотношения с коллегами, стиль жизни медработника
и его проблемы, не связанные с работой.
298
"Астения переутомления" обычно всегда развивается постепен-
но (в течение 6 и более месяцев от начала напряженной работы), ей
предшествует более или менее длительный период волевого усилия,
умственного напряжения и продолжения работы в условиях утомле-
ния. Утомление снижает работоспособность человека и эффектив-
ность его труда, что создает постоянную психотравмирующую ситу-
ацию в виде ощущения им собственной несостоятельности и может
привести даже к невротическому срыву. Наиболее частым симпто-
мом астении является раздражительность. Она проявляется в повы-
шенной возбудимости, нетерпеливости, обидчивости и несдержан-
ности. Проявления раздражительности чаще носят характер
кратковременных вспышек, которые нередко сменяются раскаяния-
ми, извинениями перед окружающими, ощущениями вялости и ус-
талости. Кроме этих основных симптомов, страдающие астенией жа-
луются на рассеянность, плохой сон, тревожность, неустойчивость
настроения, головные боли.
В обыденном сознании общества бытует мнение, что состоя-
ние здоровья у врачей лучше, чем у других людей. Однако это
далеко не так, особенно это касается их психоэмоционального,
психического состояния. Отношение к своему состоянию в этом
плане у врачей встречается преимущественно двух видов: 1) отри-
цающее — не обращает внимания на собственное психологичес-
кое состояние, считает его следствием простого переутомления,
не обращается за помощью к специалистам; 2) пренебрежитель-
ное — недооценивает свою усталость; не изменяет свой стиль
жизни, который, как правило, бывает несовместим с психологи-
ческим здоровьем. Очень часто врач с синдромом хронической
усталости склоняется не только к несовершенной "самодиагнос-
тике", но и несовершенной "самотерапии" — излишествам в
употреблении транквилизаторов или употреблении спиртных на-
питков для снятия "напряжения".
Утомление врача отрицательно сказывается на его профессио-
нальной деятельности и тем самым на его пациентах. Последствия
утомления могут быть самыми разнообразными. Они могут про-
являться в нетерпеливости и раздражительности — врач сокращает
время приема каждого пациента, стремится как можно быстрее
закончить вызывающую утомление работу, а у пациента при этом
создается впечатление, что врач хочет от него отделаться, не
воспринимает серьезность его жалоб и в целом относится к нему
неуважительно. Производительность труда у врача снижается и за-
медляется из-за трудностей концентрации внимания, трудностей
при постановке диагноза и выборе метода лечения, преобладанием
299
так называемых диагностических коротких связей типа: "повышен-
ная кислотность + кровь в желудке = язвенная болезнь" (Конечный Р.,
Боухал М., 1985). На пациента такой врач производит впечатление
рассеянного, занятого своими проблемами, а зачастую и просто
некомпетентного. Невнимательность и поспешность могут приво-
дить к неосторожным высказываниям с психической травматиза-
цией больного (ятрогениям) и даже к прямым врачебным ошиб-
кам —■ необоснованному диагнозу или неудачно выбранному
лечению.
Переживание собственной профессиональной несостоятельно-
сти при нарастании врачебных ошибок, трудности концентрации,
затруднения в восприятии нового материала являются причиной
травматизации самого врача, приводят к чувству недовольства ре-
зультатами своей деятельности. Его состояние может усугубляться
и возникновением конфликтов как с администрацией (из-за претен-
зий к неудовлетворительной работе), так и с коллегами (вследствие
вызванного утомлением раздражения) и с пациентами (из-за вра-
чебных ошибок, отсутствия психологического подхода, неквалифи-
цированных высказываний).
Исходя из представления об обусловленности синдрома хроничес-
кой усталости стилем жизни профессионала, Э.Б. Боллзом (1995) была
разработана анкета диагностики и самодиагностики СХУ. Ее короткие
ответы подобраны таким образом, чтобы составить представление об
образе жизни профессионала, определенных жизненных приоритетах,
стремлении удовлетворения честолюбивых замыслов. Необходимо по-
нимание, что приведенные вопросы могут значить очень много (если
использовать их вдумчиво, учитывая индивидуальные особенности, в
комплексе с наблюдением и беседой) и не значить ничего (если принять
их за диагностическую "волшебную палочку").
В анкете дана серия ответов, из которых необходимо выбрать тот,
который наиболее полно и точно характеризует состояние:
1. Из-за хронической усталости я был(а) вынужден(а) прекратить
свою трудовую деятельность и теперь в довольно затруднительном
положении, так как:
а) не имею уже того авторитета, который заслужил(а),
б) у моей семьи нет достаточно средств,
в) я бьи(а) на пути к успеху, а теперь мое будущее неопределенно,
г) я хотел(а) получить максимальный эффект от каждого дня своей
работы, а теперь не испытываю такого желания,
д) нельзя описать моё состояние.
2. Постоянная усталость разрушает мою семейную жизнь, и теперь
я в довольно затруднительном положении, так как:
а) не пользуюсь у детей (мужа, жены) тем уважением, которого
заслуживаю,
300
б) я уже не чувствую с членами семьи такой близкой связи, какая
была раньше,
в) я уже не играю той ведущей роли в семье, которой гордился(-
лась) раньше,
г) мое состояние сказывается на бюджете семьи,
д) нельзя описать мое состояние.
3. Хроническая усталость изменила мой образ жизни, и теперь я в
затруднительном положении, так как:
а) я занимался(лась) спортом, а теперь не в состоянии,
б) мне пришлось отказаться от своих любимых занятий (нет ни сил,
ни желания),
в) мне трудно сохранять такое влияние на людей, с которыми общал-
ся(лась) раньше,
г) не могу часто бывать у своих друзей,
д) нельзя описать мое состояние.
(Ответы "б" и "г" показывают первостепенное значение морального
удовлетворения, "а" и "в" подчеркивают приоритет социального, об-
щественного признания; "д" говорит об отсутствии содержания психи-
ческой реальности, когда не существуют значимые факторы жизни,
обеспечивающие иерархию ценностей.)
Перечень симптомов синдрома хронической усталости (по Бол-
лзу)'.
слабость мышц, мышечная боль; боли в суставах; общее недомога-
ние, бессонница, забывчивость, рассеянность, неспособность либо
затруднение сосредоточения; угнетенное настроение (депрессия).
Специфические симптомы синдрома хронической усталости у
медработников
(Цит. по Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998,): раздра-
жительность (направлена не только на пациентов, но и на коллег); со-
кращение времени приема пациентов уже к середине рабочего дня;
использование в устной и письменной речи штампов; при общении с
коллегами употребление большого числа слов, синонимичных поня-
тию усталость; при выполнении работы, связанной с оформлением
документов, карточек и т.п., использование внутренней речи (внут-
реннее проговаривание фраз), что типично для решения мыслитель-
ных задач в затрудненных условиях.
Синдром "эмоционального выгорания" у медработников.
Тер-
мин "эмоциональное сгорание" введен американским психологом
X. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологичес-
кого состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тес-
ном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегру-
женной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Врачебная профессия требует от профессионала не только про-
фессионального мастерства, но и большой эмоциональной само-
отдачи. Не случайно еще в XVII веке голландским врачом Ван Туль-
Пси была предложена символическая эмблема медицинской
деятельности — горящая свеча с девизом: "Светя другим, сгораю
301