Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6715

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

вам  психотических  эпизодов. Поэтому  женщины, имеющие  в
анамнезе нервно-психические заболевания, должны находиться
под особенно тщательным врачебным наблюдением, по отноше-
нию к ним надо обязательно проводить профилактический курс
соответствующей  психотерапии. Нежеланный  ребенок, рожден-
ный психически неполноценной женщиной, значительно больше
подвержен риску патологии социально-психологического поряд-
ка. Указывая на это обстоятельство, Abernethy и Grune-baum
(1972) подчеркивают необходимость более широкой организации
консультаций  по  применению  контрацептивов  для  психически
больных лиц и определения медицинских показаний для искусст-
венного  прерывания  беременности. Права  умственно  отсталых
лиц по созданию семьи обсуждались в 1967 г. на Стокгольмском
совещании  международных  обществ  по  защите  психически
неполноценных лиц.

О

СНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ

Один из основоположников отечественной терапии М.Я. Муд-

ров считал профилактику болезней основой деятельности врача:
"Долг врача — взять в свои руки людей здоровых, предохранять их
от болезней наследственных или угрожающих, предписывать им
надлежащий образ жизни, ...ибо легче предохранить от болезней,
нежели их лечить".

Психопрофилактика—это раздел общей профилактики, включа-

ющий совокупность мероприятий, которые обеспечивают психи-
ческое здоровье, включая профилактику личностных и профессио-
нальных  кризисов, предупреждение  возникновения  и
распространения  нервно-психических  заболеваний. Выполнение
психопрофилактических мероприятий требует наличия у врача лю-
бого профиля, кроме общей профессиональной подготовки, специ-
альных знаний в области клинической (медицинской) психологии,
психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать
тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека:
психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоро-
вье  человека, а соматические  проблемы  могут вызвать серьезное
эмоциональное расстройство.

В нашей стране принята международная классификация эта-

пов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организа-
ции Здравоохранения, профилактика делится на первичную, вто-
ричную и третичную.

362


background image

Первичная психопрофилактика

— это комплекс мероприятий,

направленных на предупреждение вредных воздействий на челове-
ческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состо-
ит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов
окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносли-
вости, а также предупреждении психогенных заболеваний. Первич-
ная психопрофилактика тесно связана с профилактикой  общей  и
предусматривает комплексное участие в ней большого круга специ-
алистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.
По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлени-
ем широкого комплекса психогигиенических мероприятий, посколь-
ку  способствовать возникновению нервно-психических нарушений
могут  как  неблагоприятные  социально-психологические  условия
существования человека (информационные перегрузки, психичес-
кая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное
воспитание в детстве и т.п.), так и факторы биологического характера
(соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вред-
ностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной
наследственности и т.п.).

Особая  роль  в  осуществлении  первичной  психопрофилактики

отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинс-
ким) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее
выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать раз-
работку и внедрение специальных психопрофилактических и психо-
терапевтических мероприятий в различных сферах человеческой де-
ятельности. Здесь задачи также сложны и многообразны. Они тесно
смыкаются с социальной психологией, так как необходимо внима-
тельное изучение групповой, коллективной деятельности, совмест-
ного поведения и общения, особенностей психического состояния
индивида в группе. Серьезное внимание надо уделять применению
медицинской и психологической экспертизы различных производств
и технологических процессов, например разработке мероприятий,
предупреждающих  неблагоприятное, невротизирующее  действие
монотонности поточно-конвейерного производства.

Вторичная  психопрофилактика

— это  максимально  раннее

выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их
своевременное (раннее) активное лечение. Она состоит в контроле
за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий
уже начавшегося психического заболевания или психологического
кризиса. Согласно рекомендации Всемирной Организации Здраво-
охранения, под вторичной профилактикой подразумевается имен-
но лечение. Некачественное, несвоевременное лечение при не-

363


background image

рвно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хро-
ническому течению. Успехи активных методов лечения, особенно
достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах
психических заболеваний: повысилось число случаев практическо-
го выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатричес-
ких больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилакти-
ка направлена не только на биологическую основу болезни, она
требует  применения  психотерапии  и  социотерапии  в  широком
смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика

— это предупреждение рециди-

вов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспо-
собности человека, перенесшего заболевание. Третичная психопро-
филактика  направлена  на  предупреждение  инвалидности  при
наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих
случаях для предупреждения рецидива психического заболевания
больному требуется  применение поддерживающей  психофармако-
терапии. Например, при  различных  аффективных  расстройствах
типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с
профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в
поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

В поддерживающей терапии при психических заболевания боль-

шую роль играет использование труда в специально созданных усло-
виях лечебно-трудовых мастерских, терапия занятостью (чтение,
участие в самодеятельности) и другие социотерапевтические меры,
которые направлены не на биологическую основу болезни, а адре-
сованы к личности больного. В любом случае, при предупреждении
утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях
или профессиональных и личностных кризисах речь идет обычно о

профессиональной реабилитации

(поиск новых ресурсов в профес-

сиональной деятельности, возможностей профессионального роста
или в ряде случаев — возможной смене профессии);

социальной

адаптации

(создание  максимально  благоприятных  условий  для

больного человека при  его возвращении в привычную  окружаю-
щую среду) и поиске путей для

самоактуализации личности

(осоз-

нание личностью собственных возможностей для пополнения ре-
сурсов роста и развития).

Реабилитация

(лат. rehabilitatio — восстановление в правах) —

система медицинских, психологических и социальных мер, предупреж-
дающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и
направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение
больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной со-
циальной жизни. Лечение болезни может проводиться без специаль-

364


background image

ных реабилитационных средств, но реабилитация включает также ле-
чебные средства для достижения своих целей. Важнейшими задачами
реабилитации являются восстановление личного (в собственных гла-
зах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного — семей-
ного, трудового, общественного. М.М. Кабановым (1978) были выде-
лены  основные  принципы  и  этапы  реабилитации  при  нервно-
психических расстройствах.

Основные принципы реабилитации:

1) партнерство — постоянная

апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и боль-
ного в постановке задач и выборе способов их решения; 2) разносто-
ронность воздействий — указывает на необходимость использовать
разные меры воздействия, от биологического лечения до разных ви-
дов  психотерапии  и  социотерапии, привлечение  к  восстановлению
больного семьи, ближайшего окружения; 3) единство психосоциаль-
ных и биологических методов воздействия — подчеркивает единство
лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;
4) ступенчатость воздействий — включает поэтапный переход от од-
них реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах
болезни могут превалировать биологические методы лечения болез-

ни, а на этапах выздоровления — психо- и социотерапевтические).

Основные этапы реабилитации:

1) восстановительная терапия —

лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением
психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режи-
ма к активизирующему; 2) реадаптация — начинается в стационаре и
продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с
поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходи-
мости обучают новой профессии; 3) реабилитация в собственном значе-
нии  слова — рациональное  трудоустройство, нормализация  бытовых
условий, активная социальная жизнь.


background image

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А.

Психология в медицине. — М.: "Ка-

федра-М", 1998.

Амосов Н

Моделирование мышления и психики. — Киев, 1965.

АнастазиА.

Психологическое тестирование / Пер. с англ.—М., 1982.

АндрееваГ.М.

Социальная психология.—М., 1997.

Банщиков В.М., Гуськов B.C., Мягков КС.

Медицинская психоло-

гия.— М., 1967.

Блейхер В.М.

Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976.

БухановскийА.О., КутявинЮ.А., ЛитвакМ.Е.

Общая психопатоло-

гия.— Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998.

Гиппенрейтер Ю.Б.

Введение в общую психологию.—М.:МГУ, 1988.

ГодфруаЖ.

Что такое психология: В 2-х т. — М., 1992.

Дубровский Д.

И.

Психические явления и мозг.—М., 1971.

Ждан А.Н.

История психологии от античности до наших дней. —

МГУ, 1990.

ЗейгарникБ.В.

Патопсихология.—М.: МГУ, 1986.

ЗеркинД.П.

Основы конфликтологии.—Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998.

Карвасарский БД.

Медицинская психология. —Л., 1982.

Карвасарский БД.

Психотерапия.—М., 1985.

Квасенко А.В.,

ЗубаревЮ.Г.

Психология больного. —Л., 1980.

Ковалев А.Г.

Психология личности.—Л., 1963.

Коломинский Я.Л.

Человек среди

людей.—М., 1976.

Кон КС.

Психология ранней юности.—М.,

1989.

Кондратенко В. Т., Донской Д.И.

Общая психотерапия.—Минск,

1993.

Конечный Р., Боухал М.

Психология в медицине.— Прага:

Авице-нум, Медицинское издательство, 1983.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.

Психология малой группы. —

МГУ,

1991.

Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К.

Медицинская психология.—М., 1984.

Лебединский М.С., Мясищев В.Н.

Введение в медицинскую психоло-

гию.—Л., 1966.

Леонтьев А.Н.

Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

ЛичкоА.Е.

Подростковая психиатрия. — Л., 1985.

ЛурияА.Р.

Основы нейропсихологии. —М: МГУ, 1973.

366