Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6216

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 35
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПСИХОГИГИЕНЫ
И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ

Основы

ПСИХОГИГИЕНЫ

Психогигиена — наука об  обеспечении, сохранении  и под-

держании  психического  здоровья  человека (Лакосина  Н.Д.,
Ушаков Г.К., 1984). Она является составной частью более общей
медицинской науки о здоровье человека — гигиены. Специфичес-
кой особенностью психогигиены является и тесная связь ее с клини-
ческой (медицинской) психологией, которая  В.Н. Мясищевым
(1969) рассматривается в качестве научной основы психогигиены.
В системе психологических наук, предложенной известным отече-
ственным психологом К.К. Платоновым (1972), психогигиена вклю-
чена в медицинскую психологию.

Элементы психической гигиены появились в жизни человека за-

долго до того, как произошла систематическая разработка принци-
пов психической гигиены. Над необходимостью поддерживать соб-
ственное  душевное  здоровье  и  равновесие  во  взаимодействии  с
окружающим миром задумывались еще античные мыслители. Значе-
ние для психики человека "хорошей  уравновешенной жизни" под-
черкивал Демокрит, а Эпикур называл это "атараксией", спокойстви-
ем  мудрого  человека. Философское  мировоззрение  практически
всегда  было  связано  с  поиском  способов  достижения  гармонии
внутреннего мира человека. Позднее фактором, стабилизирующим
и определенным образом гармонизирующим психическую, внутрен-
нюю жизнь человека, стала религия.

Само понятие "психическая гигиена" возникло в XIX веке, когда

американец К. Бирс, будучи многолетним пациентом клиники для ду-
шевнобольных, написал  в 1908 году  книгу "Душа, которая  нашлась
вновь". В ней он разобрал недостатки в поведении и позициях медицин-
ских работников по отношению к больным, а в последующем и вся его
деятельность была направлена на улучшение условий жизни психически
больных не только в клинике, но вне стен больницы. Следует, однако,
отметить, что еще до К. Бирса решающий шаг для этого сделал Филип
Пинель (1745—1826), снявший 24 мая 1792 года цепи с 49 больных,
находившихся в психиатрической больнице Бисетр в Париже. В 1948
году в Лондоне была создана всемирная федерация психического здоро-
вья, которая собирает информацию о состоянии психического здоровья
и разрабатывает основы и концепции психического здоровья.

352


background image

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней сре-

ды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факто-
ры в природе и обществе, на производстве, в быту, определяет и
организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздей-
ствий на психическую сферу. На практике достижения психогигиены
могут реализовываться путем:

1) создания для государственных и общественных учреждений

научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентиру
ющих условия обеспечения различных видов социального функцио
нирования человека;

2) передачи психогигиенических знаний и обучения психогигие

ническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и
др. групп населения, которые могут существенно влиять на психоги
гиеническую ситуацию в целом;

3) санитарно-просветительной психогигиенической работы сре

ди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигие
нических знаний различных общественных организаций.

Существует разнообразная систематика разделов психогигиены.

В психогигиене обычно выделяют личную (индивидуальную) и об-
щественную (социальную) психогигиену. В системе психогигиени-
ческих знаний чаще выделяют отдельно психогигиену детства, юно-
шества, зрелого возраста, психогигиену пожилых людей. Кроме того,
выделяют психогигиену умственного и физического труда, психоги-
гиену быта и семейных отношений. Существует также много и спе-
цифических разделов психогигиены труда—психогигиена инженер-
ная, спортивная, военная и т.д.

Психогигиена воспитания.

В.М. Бехтерев (1905) отмечал, что от-

клонения характера  начинаются  еще в раннем возрасте, часто в
силу тех или иных условий воспитания, которые своевременно мог-
ли быть легко устранены. Эта точка зрения получила дальнейшее
развитие в работах отечественных психоневрологов. В частности,
В. Н. Мясищев отмечал, что изнеживающее воспитание и захвалива-
ние содействуют формированию истерического характера, а чрез-
мерная требовательность способствует  становлению психастениче-
ских  особенностей  личности. Неправильное  воспитание  часто
может способствовать формированию у ребенка психопатических
черт характера. О. В. Кербиков и В. Я. Гиндикин (1962) на основании
своих исследований указывали, что гиперопека и безнадзорность в
детстве типичны для возбудимых психопатов. Воспитание же по типу
"золушки", т. е. без ласки и внимания, при постоянных унижениях,
нередко приводит к нарушениям сна, являющегося важнейшим усло-

12  Сидоров П. И. и др   Т.

353


background image

вием для отдыха и восстановления сил, и ведет к неврозам. Таким
образом, соблюдение психогигиенических норм в процессе воспи-
тания является в то же время и психопрофилактикой. Психопатии и
акцентуации характера у детей и подростков, не будучи своевремен-
но скорректированы, в дальнейшем могут существенно осложнить
их жизнь, являясь фоном для более глубоких душевных расстройств,
постоянных конфликтов в семье и на службе и даже преступных дей-
ствий (Личко А. Е., 1977;ЛеонгардК., 1981).

Воспитание представляет вопрос, в основе которого лежит прин-

цип непрерывности. Не только целенаправленные беседы с ребен-
ком, но и игры, сказки несут большую воспитательную нагрузку. О
возрастных особенностях ребенка следует помнить, выбирая книж-
ку для чтения, кинофильм, спектакль, так как развитая способность
иллюзорно заменять объекты реальности в соответствии с содержа-
нием воображения способствует развитию страхов. Если не направ-
лять некоторые игры, стимулирующие воображение, возбуждение
может перейти в агрессию, которая становится характерной чертой в
поведении ребенка.

По мнению Ц. П. Короленко, для равновесия в психической дея-

тельности человека необходима свежая информация ощущений для
воображения. Особенно остро развита эта потребность у подрост-
ков. Отсутствие притока новых впечатлений, направляющих вообра-
жение, приводит иногда к преступности несовершеннолетних и по-
гоне за "острыми" ощущениями (Короленко Ц. П., Фролова Г. В.,
1975). В процессе формирования гармонически развитой личности
очень важным является воспитание  у подрастающего поколения
способности к любви. Д.Н. Исаев и В.Е. Каган (1979) полагают, что
врач должен выступать в этом деле как консультант воспитателей,
передающий родителям и всем специалистам, работающим с деть-
ми, научно  обоснованные  сведения  о  психогигиенических  и
психопрофилактических аспектах физиологии и психологии пола в
динамике развития.

Психогигиена обучения.

Правильная система обучения обес-

печивает гармоническое развитие личности. Дефекты обучения
также могут способствовать формированию аномальных черт ха-
рактера детей.

Весьма ответственным моментом для ребенка является первый

школьный год. Здесь он впервые сталкивается с новыми требования-
ми, непривычным режимом и обязанностями. Легче адаптируются
к школе дети, посещавшие подготовительную группу в детском саду,
чем так называемые "домашние" дети. Правильно подготовить ре-
бенка к школе — задача не из легких. Большую помощь родителям в

354


background image

этом могут оказать детские врачи и клинические (медицинские) пси-
хологи детских поликлиник. Зная индивидуальные особенности де-
тей, они могут дать родителям конкретного ребенка соответствую-
щие рекомендации.

Важнейшее условие сохранности здоровья состоит в адекватнос-

ти предъявляемых  ученику требований его индивидуальным воз-
можностям, степени зрелости его нервной системы. Речь идет не
только о продолжительности учебных занятий, но и о количестве
подлежащего усвоению учебного материала. К сожалению, это об-
стоятельство не всегда в должной мере учитывается учителями и
родителями. Утомление после учебных занятий вполне естественно,
но важно чтобы оно не выходило за допустимые пределы и не при-
нимало болезненного характера.

Преждевременному  утомлению  способствуют  длительное

однообразие, однотипность изучаемого материала. Это особенно
важно учитывать при формировании расписания уроков у самых
младших школьников. Школьный врач и психолог должны контро-
лировать этот процесс, следить затем, чтобы расписание предусмат-
ривало необходимое переключение с одного вида деятельности на
другой. Сдвоенные уроки (подряд два урока по одному предмету)
утомляют учеников значительно больше, чем обычные. При постро-
ении конкретного урока необходимо также помнить, что количество
новой информации должно к концу урока уменьшаться.

Поскольку учебные занятия всегда вызывают ту или иную сте-

пень утомления, чрезвычайное значение имеет правильная органи-
зация отдыха учащихся во время школьных перемен и после уроков.
Режим дня для школьника крайне необходим: для домашних занятий,
чтения, развлечений, пребывания на свежем воздухе, спортивных
игр и т. д. должны быть предусмотрены определенные часы. Допол-
нительные занятия во внеурочное время (занятия в музыкальной,
спортивной школах, участие в кружках, изучение иностранных язы-
ков и т.п.) могут привести к перегрузке и способствовать переутом-
лению детей. В отношении внешкольных занятий родителям и воспи-
тателям  необходимо  вносить  известную  организованность  и  не
допускать перегрузок в целях достижения внешнего эффекта.

Особую значимость  выполнение  общегигиенических и  специ-

ально психогигиенических норм приобретает для молодежи, со-
вмещающей труд с учебой в средних и высших учебных заведениях.
Эта категория  работающих  пользуется  определенными льготами:
дополнительными оплачиваемыми отпусками, выходными днями и
т. д. Учебные программы и расписание занятий в вечерних школах,
на вечерних и заочных отделениях техникумов и институтов должны

12*

355


background image

составляться с учетом трудовой нагрузки учащихся. Разработка и
реализация  соответствующих программ психогигиенической под-
готовки, в которую включены вопросы гигиены труда на промыш-
ленных  предприятиях, анализ  причин  и  способы  профилактики
утомления и неврозов, советы по организации умственного труда
приобретают особую важность для молодых людей, совмещающих
труд и учебу.

Психогигиена труда.

Труд, деятельность являются органичес-

кой  потребностью  человека  и  при  благоприятных  условиях —
важным фактором для сохранения и укрепления здоровья. Рядом
исследований показано, что лишение трудовой занятости, безра-
ботица  сопровождаются  ухудшением  психического  здоровья  и
учащением соматических недугов. Трудом можно не только ук-
репить психическое здоровье, развить способности  у  здоровых
людей, но и лечить психически больных. Трудовая терапия широ-
ко применяется в психиатрических клиниках, где, как и всякое ле-
чебное воздействие, строго дозируется в соответствии с тяжестью
нервно-психических расстройств.

Труд приносит радость только в том случае, если он соответствует

индивидуальным особенностям личности. Отсутствие определенных
качеств и способностей затрудняет и делает невозможным выполне-
ние той или иной работы. Обеспечить такого рода соответствие может
тщательно проведенный трудовой отбор, предусматривающий как
профессиональную ориентацию учащихся школ, молодежи, так и спе-
циальные медицинские и психологические обследования при поступ-
лении на работу.

Очень важно правильно выбрать профессию в соответствии со

склонностями и возможностями человека. Заинтересованность ра-
ботой, стремление к усовершенствованию и ко все большему овла-
дению своей специальностью приносят удовлетворение. Работа же
не по душе, вызывающая лишь отрицательные эмоции, нарушает
самочувствие и может привести к неврозу.

Профессиональному отбору, выявлению психофизиологических

возможностей личности придается все большее значение, исследо-
вания в этом направлении достаточно перспективны. Сегодня пред-
ложены методики, с помощью  которых можно  проверить время
произвольной реакции и реакции, предусматривающей развернутое
принятие решения, устойчивости внимания, способность к его пере-
ключению и распределению, т. е. одновременному сосредоточению
на двух видах деятельности. Эти качества требуются для многих со-
временных профессий. Например, оператор, управляющий движу-
щимся объектом, должен одновременно наблюдать за показаниями

356