Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6712
Скачиваний: 24
приборов, изменяющейся окружающей обстановкой, осуществлять
управление и т. и. Специфические требования предъявляются к лет-
чикам, космонавтам, водителям транспорта и даже к пешеходам в
крупных городах, если они не хотят стать жертвами уличной ката-
строфы. В связи с этим появились публикации по психогигиене
применительно к конкретным профессиям (Донская Л. В., Линчев-
скийЭ.Э., 1979;СтенькоЮ. М, 1981, и др.). Все более развивающая-
ся специализация форм трудовой деятельности обусловила выделе-
ние специфических разделов психогигиены труда — инженерной,
авиационной, космической и т.д.
Грань между умственным и физическим трудом в современ-
ном обществе имеет тенденцию к размыванию. Однако различия
между умственным и физическим трудом объективно существу-
ют, что позволяет говорить и о соответствующих разделах психоги-
гиены. М.С. Лебединский считает, что к умственному труду следу-
ет относить "такую умственную работу, которая ведется в
определенном направлении, по определенному плану, для реше-
ния определенных задач, с целью получения определенного резуль-
тата, имеющего то или иное общественное значение". В этом пони-
мании к интеллектуальному труду относится широкий диапазон
работ от чисто творческих процессов — открытий и изобретений —
до составления и выполнения отчетности и т. д. Поэтому целесооб-
разно дополнить приведенную формулировку, подчеркнув, что ре-
зультаты умственной работы достигаются вследствие интеллекту-
альных усилий, а физические усилия, которые при ней также
имеются (например, при письме, чтении и т. д.), не определяют
результативность затраченной энергии.
Когда говорят об интеллекте как синониме мышления или уров-
ня умственного развития человека, обычно имеют в виду целую
гамму качеств: ясность, логичность, сообразительность, глубину,
широту, самостоятельность, критичность и гибкость ума. Эти каче-
ства интеллекта интересуют нас, по меньшей мере, в трех аспектах:
профессиональная состоятельность личности, умение рациональ-
но строить свои взаимоотношения с окружающими, наконец, уме-
ние разумно расходовать себя и вместе с тем раскрывать ре-
зервные возможности.
При неправильной организации умственного труда и несоблюде-
нии психогигиенических требований часто отмечается состояние, оп-
ределяемое как "чувство мозгового дефицита". Этот термин, введен-
ный в медицинскую науку и практику выдающимся французским
клиницистом Дежерином (1849-1917), довольно точно раскрывает со-
стояние эмоционального напряжения у больных, астенизацию, сни-
357
жение потенциальных возможностей личности. Это явление не имеет
никакого отношения к психическим расстройствам, снижению крити-
ки, аморфному мышлению, бредовым идеям и т.д. Под ним подразу-
меваются такие обратимые расстройства, как истощаемость активно-
го внимания, "провалы" памяти, колебания общего фона настроения,
шум, тяжесть, звон в голове, угнетенное состояние, неуверенность в
себе, снижение работоспособности, мысли о профессиональной
несостоятельности, постоянный страх перед воображаемым тяжелым
недугом.
Для профилактики переутомления и связанной с этим астениза-
ции необходима правильная организация умственного труда, пред-
полагающая выполнение ряда общих и частных условий. К первой
группе относятся рациональное сбалансированное питание, актив-
ный отдых, включающий систематические прогулки и дыхательную
гимнастику. Ко второй группе—достаточная освещенность и венти-
ляция помещения, оптимальная конструкция рабочего места, удоб-
ное расположение дополнительных "узлов" — справочной литера-
туры, архивных материалов, картотек и т. д. (Георгиевский А. С, 1981).
Одним из основных правил психогигиены умственного труда яв-
ляются собранность, четкое определение цели работы, способность
вследствие этого сосредоточиться на главном, не разбрасываясь и не
отвлекаясь от поставленной задачи. В противном случае возникает
ряд неоправданных трудностей, требующих затраты дополнительных
усилий, а это, в свою очередь, неизбежно сказывается на качестве
работы, сроках ее выполнения и, что самое главное, на самочув-
ствии работающих.
Особо хотелось бы остановиться на психогигиене работы врача.
С одной стороны, труд медицинских работников рассматривается
как работа в сфере обслуживания по таким признакам, как непроиз-
водственный характер, необходимость постоянного общения с боль-
шим кругом лиц. Это позволило авторам книги "Психо-
физиологические аспекты труда работников сферы обслуживания"
Л.В. Донской и Э.Э. Линчевскому включить в нее разделы, касаю-
щиеся психологических аспектов труда и состояния здоровья врачей.
С другой стороны, труд врача характеризуется значительной
интеллектуальной нагрузкой, требует творческого подхода и особой
ответственности. Это необходимо учитывать как при отборе из чис-
ла абитуриентов в медицинские вузы, так и в дальнейшем при выбо-
ре врачебной специализации. Работа по созданию модели врача тре-
бует учета не только его должностных и профессиональных
обязанностей, уровня знаний, но и определенных личностных ка-
честв (Данилин Е.Н., 1977). При моделировании профессиограммы
358
врачей различных специальностей учитываются такие показатели,
как объем и сложность контактов с больными, их родственниками,
официальными лицами, удовлетворенность своим трудом и т. д. Сле-
дует, однако, отметить, что в деятельности практических врачей поло-
жения психогигиены зачастую игнорируются в силу как плохой
организации труда, так и недостаточной теоретической подготовки
самих врачей в этой области. Негативными следствиями этой ситуа-
ции является учащение случаев состояний хронической усталости,
синдрома "эмоционального выгорания", психосоматической пато-
логии среди медицинских работников.
В психогигиене особое внимание должно уделяться вопросам
охраны труда промышленных рабочих и устранению возможных
производственных вредностей. Следствием технического прогресса
явилось заметное изменение характера труда на производстве. Если
автоматизация и механизация облегчают труд, то работа на полуав-
томатах и конвейере требует значительного напряжения. Вибрация,
производственные шумы, ускорение движущихся механизмов влия-
ют на нервную систему. Задачи по устранению возможных вреднос-
тей на производстве решаются психоневрологами совместно с
профпатологами и гигиенистами, их усилия в этом направлении дол-
жны быть интегрированы. Конкретная же задача психоневролога на
производстве заключается прежде всего в изучении влияния усло-
вий труда на нервно-психическое здоровье, особенно на производ-
ствах, где в процессе работы приходится сталкиваться с вредными
химическими веществами. Тщательный анализ клиники психопато-
логических нарушений, особенно начальных стадий острых отравле-
ний и расстройств, вызываемых химической интоксикацией или дей-
ствием некоторых физических факторов (шумы, вибрация, ионизация
и т.п.), может послужить основой для разработки конкретных профи-
лактических мероприятий. В некоторых случаях при наличии иници-
альных, но нарастающих симптомов интоксикации, не являющихся
проявлением адаптации к условиям производства, рабочих следует
отстранять от работы, связанной с профвредностями, и направлять
на лечение.
Следующая задача психоневролога на промышленном пред-
приятии заключается в выявлении инициальных форм нервно-
психических заболеваний и своевременном направлении забо-
левших на лечение. В ее решении существенное значение имеет
контакт с врачами других специальностей, работающими в фаб-
рично-заводских поликлиниках, в первую очередь с терапевтами
и невропатологами. Психиатр должен не только проводить спора-
дические консультации, но и участвовать в мероприятиях по дис-
359
пансеризации и в выборочных медицинских осмотрах лиц, дли-
тельно работающих в цехах с повышенной профессиональной
вредностью, особое внимание должно уделяться часто и длитель-
но болеющим. При осмотрах могут быть, с одной стороны,
выявлены недочеты в условиях труда, а с другой — диагности-
рованы начальные стадии некоторых нервно-психических заболе-
ваний, манифестирующих в раннем периоде различными астени-
ческими, астеноипохондрическими и другими состояниями.
Психогигиена семьи.
Семья представляет собой малую груп-
пу, которая отличается целым рядом специфических особеннос-
тей. Эти особенности обусловлены сложившимися традициями,
отношениями между старшим и младшими поколениями, един-
ством жилья, быта и другими факторами. Семья может способ-
ствовать раскрытию творческих возможностей человека, стиму-
лировать его к полезной деятельности или сковывать инициативу,
подрывать морально. Брак оказывается счастливым в тех случаях,
когда духовная и физическая близость составляют гармоническое
единство. В разработке психогигиенических проблем семьи спе-
циалистами разработана концепция, в соответствии с которой все
многообразие отношений между супругами может быть пред-
ставлено в форме взаимодействия 5 брачных факторов: физичес-
кого фактора, материального, культурного, сексуального и психо-
логического. По определенной формуле вычисляют так
называемый брачный потенциал. Если преобладающей является
направленность брачных факторов на укрепление семьи, то брач-
ный потенциал выражается положительной величиной, в против-
ном случае величина оказывается отрицательной. При отрица-
тельном брачном потенциале, а это и есть истинные сексуальные
дисгармонии (дисгамии), нарушаются семейные связи и сексу-
альные взаимоотношения. При первично личностных несоответ-
ствиях всегда расстраивается сексуальная жизнь и распад семьи
наступает быстрее, чем это происходит при первично сексуаль-
ном несогласовании. Для более высокого уровня семейной адап-
тации, гармоничного развития семейных взаимоотношений не-
обходимы достаточный уровень развития личности, зрелость
суждений и эмоциональных отношений.
Наиболее действенный путь к профилактике семейных конфлик-
тов — тщательная подготовка к браку. Сюда относится забота о со-
стоянии здоровья беременных, борьба с патологией родов, обеспе-
чение правильного психофизического развития и воспитания детей,
специальная подготовка лиц, вступающих в брак, диагностическая и
лечебная работа в случаях семейно-сексуальных дисгармоний.
360
Воспитание детей должно быть четко ориентировано на полоро-
левое функционирование человека — в мальчиках поощряется му-
жественность, смелость, а у девочек женственность. В противном
случае возможны нарушения психосексуального развития с форми-
рованием неадекватных эротических установок с закреплением не-
адекватных форм сексуального поведения.
Интерес к психологическим аспектам внутрисемейных отноше-
ний среди психологов и психиатров возрастает. К настоящему време-
ни сложились такие понятия, как семейная психиатрия (термин пред-
ложен Гоуэлсом, интенсивно разрабатывающим это направление
психиатрии) и семейная психотерапия. Нарушение внутрисемейных
отношений может быть причиной неврозов, способствовать форми-
рованию психопатических черт характера у детей. Обследование се-
мьи и каждого из ее членов завершается постановкой семейного ди-
агноза. Распознавание семейно-сексуальной дисгармонии
производится на трех уровнях: описательном, генетическом и дина-
мическом. Описательный уровень предполагает изложение симп-
томов патологии семейных взаимоотношений (сексуальное не-
соответствие, ссоры, алкоголизм, невротические расстройства,
психосоматические нарушения). На генетическом уровне рассмат-
ривается эволюция супружеских взаимоотношений, вскрываются
причины неудач в браке (преждевременность брака, случайность,
корыстные мотивы и др.). На динамическом уровне определяются
стержневые конфликты, способы их разрешения, семейные роли и
их искажения.
Всемирная организация здравоохранения, считая вопросы со-
здания семьи и семейной психогигиены чрезвычайно актуальны-
ми, уделяет им специальное внимание, разрабатывает программы,
касающиеся планирования и создания семьи. Межнациональный
институт по изучению проблем семьи ведет активную научную
работу в этой области. Так, по данным этого института, общая рож-
даемость детей снизилась в связи с появлением современных мето-
дов предупреждения беременности. В то же время рождаемость
детей у психически неполноценных женщин, напротив, увеличи-
лась. Sherer и соавт. (1968) отмечают, что значительный скачок в
повышении рождаемости совпал с введением в клиническую прак-
тику фенотиазина и других психотропных лекарственных препара-
тов, которые изменили весь облик психиатрических больниц и по-
зволили большинству их пациентов покинуть клиники, вести образ
жизни, свойственный психически здоровым людям.
Следует, однако, помнить, что беременность, роды, заботы,
связанные с уходом за ребенком, могут способствовать рециди-
361