Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5753

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Например, наше восприятие сохраняет за определенными предметами их размеры вне зависимости от
того, с  какого  расстояния  и  под  каким  углом  мы  на  них  смотрим. Реально  мы  осознаем  эти
автоматические  поправки, которые  производит  мозг, лишь  тогда, когда  рассматриваем  искажения  на
фотографиях людей и предметов, снятых в необычных ракурсах.

Константность — это  относительная  независимость  образа  предмета  от  условий  восприятия  и

проявляющаяся  в  его  неизменности. Форма, цвет  и  размер  предметов  воспринимаются  нами  как
постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от них в органы чувств, непрерывно меняются.
Если  бы  восприятие  не  было  константным, то  при  всяком  нашем  движении, повороте, при  каждом
изменении расстояния до предмета и освещенности непрерывно менялись бы и все основные признаки,
по которым человек узнает предмет и ориентируется в окружающем мире.

3. Избирательность восприятия наглядно выявляется в феномене выделения "фигуры из фона". То,

что  находится  на  переднем  плане  и  воспринимается  как  конкретное, четко  очерченное  и  замкнутое
целое, называется  фигурой  восприятия, а  все  остальное — фон. Таким  образом, воспринимаемая
реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру — целостный образ предмета, и фон —
образ окружающего предмет пространства. Фигура и фон восприятия динамичны. То, что было фигурой
восприятия, может  за  ненадобностью  слиться с  фоном. Что-то  из  фона  на  определенное время  может
стать фигурой восприятия.

Исследования  соотношения  фигуры  и  фона, которые  проводились  школой  гештальтпсихологии

(Вертгеймер  М., 1912 и  др.), показывают, что наш мозг  имеет тенденцию (по-видимому врожденную)
структурировать  стимульные  сигналы  таким  образом, что  все, что  меньше  или  имеет  поверхность  с
четкими границами, при прочих равных условиях, стремится приобрести в восприятии статус фигуры.
Второе правило заключается в заполнении пробелов — фрагментарное изображение всегда сводится к
фигуре с простым и ровным контуром. Объединение (группировка) элементов — это еще один аспект
организации  восприятия. Элементы  объединяются  по  степени  близости, сходства, симметрии  или
непрерывности. Большое значение имеет степень контрастности: если она мала, то фигура сливается с
фоном и остается  невоспринятой.  Границу  между  фигурой  и  фоном обычно относят  к  фигуре,  а  не  к
фону.

65

4. Осмысленность  восприятия — указывает  на  связь  восприятия  с  мышлением, с  пониманием

сущности  предметов. Образы  восприятия  всегда  имеют  определенное  смысловое  значение, и  в  этом
проявляется не только тесная связь восприятия с мышлением, но и активность восприятия. Сознательно
воспринимать  предмет — значит  мысленно  назвать  его, т.е. отнести  к  определенной  группе, классу,
выразить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со
знакомым предметом.

5. Апперцепция восприятия — указывает на связь восприятия с личностью, всем прошлым опытом

человека, с его "Я". Благодаря этому то, что человека интересует и лично с ним связано, становится в
восприятии ярче и интенсивнее. Процесс апперцепции характеризуется также большей отчетливостью и
живостью  впечатлений, большей  напряженностью  и  активностью, что  указывает  на  связь  восприятия
при апперцепции с вниманием и волевым усилием.

Для  пояснения  процесса  апперцепции  А.Ф. Лазурский (1925) приводит  пример  слушания

студентом  лекции. Речь  идет  о  каком-то  сложном  материале, который  ничего  не  объясняет  из  его
прошлой жизни, мало его затрагивает, поэтому процесс слушания протекает весьма пассивно, а иногда
даже приходят в голову посторонние мысли. Но вдруг лектор начинает говорить о близком для студента
предмете, который его всегда интересовал, о котором он сам думал. Тогда "...вы сразу превращаетесь в
слух  и  каждое  слово  лектора  воспринимаете  очень  ясно  и  отчетливо, вы  сосредотачиваете  все  ваше
внимание  на  выслушивании  слов  лектора  и  старании  уяснить  их. Психологи  скажут, что  вначале
процесс протекал без участия апперцепции, а во втором случае мы имеем право говорить о наличности
апперцепции".


background image

В ходе восприятия человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы лучше

воспринять  предмет  и  сформировать  его  адекватный  образ. Построение  образа  объекта  связано  со
способами  его обнаружения  и  обследования, а  овладение  ими  требует  практики  и  даже  специального
обучения. Например, дальнее  расстояние  в  младенческом  возрасте  воспринимается  неконстантно
вследствие  недостатка  собственного  опыта. У 2-3-летних  детей  воспринимаемая  величина  предметов
уменьшается с их удаленностью и лишь к 10 годам она устанавливается на уровне взрослого.

Классификация восприятий

В  основе  классификации  восприятий, так  же  как  ощущений, лежат  различия  в  анализаторах,

участвующих  в  восприятии. В  соответствии  с  тем, какой  анализатор  играет  в  восприятии
преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные
и вкусовые ощущения.

Основой  другого  типа  классификации  восприятия  является  форма  существования  отражаемой  в

восприятии  материи (пространство  и  время). В  соответствии  с  этой  классификацией  можно  выделить
восприятие  пространства, восприятие  времени  и  восприятие  движения (как  пространственно-
временного перемещения).

66

Восприятие  пространства  включает  восприятие  формы, величины, взаимного  расположения  и

удаленности  окружающих  предметов. К  специальным  механизмам  пространственной  ориентировки
следует  относить  нервные  связи  между  обоими  полушариями  в  анализаторной  деятельности:
бинокулярное  зрение, биауральный  слух, бимануальное  осязание, бириническое  обоняние  и  т.д.
Важную  роль  в  отражении  пространственных  свойств  объектов  имеет  функциональная  симметрия,
которая  характерна  для  всех  правых  анализаторов. Функциональная  асимметрия  будет  заключаться  в
том, что одна из сторон любого анализатора будет в восприятии пространства доминирующей (ведущий
глаз, ведущее ухо и т.д.).

Ведущая  роль  в  восприятии  пространства  принадлежит  зрительному  анализатору. В  зрительном

восприятии приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с
помощью  двух  специальных  механизмов: аккомодации (изменение  преломляющей  способности
хрусталика  путем  изменения  его  кривизны) и  конвергенции (движениями  глазных  яблок  в
определенную  степень  сведения  зрительных  осей  на  фиксируемом  предмете). Комбинация  двух
раздражителей — величины  изображения  на  сетчатке  и  степени  напряжения  глазных  мышц  при
аккомодации  и  конвергенции  и  является  своеобразным  дальномером, индикатором  расстояния.
Объемность изображения также обеспечивается механизмами бинокулярного зрения. Если изображение
предмета  падает  в  оба  глаза  на  различно  удаленные  от  центра  сетчатки  некорреспондирующие, или
диспарантные, точки, то  имеет  место  один  из  двух  эффектов: возникновение  двойственных
изображений (если диспарантность точек достаточно велика) или стереоскопический эффект.

Подобные  явления  существуют  и  в  области  слуха. Различие  во  времени  поступления

низкочастотного звукового сигнала в одно и другое ухо приводит к фазовым сдвигам между сигналами
— один  отстает  по  фазе  от  другого, что  приводит  к  расхождению  интенсивности  сигналов. При


background image

высочастотных  звуках  для  определения  локализации  служит  акустическая  тень, образуемая  головой,
что  приводит  к  расхождению  по  времени  поступления  звука  в  одно  и  другое  ухо. Для  обеспечения
биаурального  слуха  слуховая  система  должна  быть  способной  различать  расхождения  поступления
звуков  порядка 10-20 микросекунд. Трудности, которые  возникают  перед  глухим  на  одно  ухо
человеком, иллюстрируются  проблемами, возникающими  у  здоровых  при  слушании  одноканального
(моноаурального) магнитофона. Запись разговора иногда трудно понять, так как мешают  эхо и шумы,
звуки кашля и движений заглушают голос. В реальной об-

67

становке человек не осознает эти шумы, даже если они существуют. Способность к локализации

звука  позволяет  ему  избирательно  следить  лишь  за  интересующими  его  звуковыми  сигналами. Если
человек пользуется слуховым аппаратом, то микрофон должен находиться как можно ближе к  уху. В
сущности, для  восстановления  способности  к  локализации  звуков  лучше  всего  было  бы  пользоваться
двумя слуховыми аппаратами, даже если одно ухо слышит нормально.

Восприятие  времени — это  отражение  скорости  и  последовательности  явлений  объективной

действительности. Чувство времени  не  является врожденным, оно  развивается  в  процессе  накопления
опыта. Специального  анализатора  времени  нет, но  все  наши  анализаторы  воспринимают  движение
материи не только в пространстве, но и во времени. Восприятие времени тесно связано с ритмическими
процессами  в  организме: ритмической  сменой  возбуждения  и  торможения  в  центральной  нервной
системе, ритмичностью  протекания  других  физиологических  процессов  и  биохимических  реакций.
Подавляющее  большинство  физиологических  и  биохимических  процессов  в  организме  закономерно
изменяется  в  течение  суток (циркадные  ритмы), но  имеются  периодические  процессы  и  иной
колебательной последовательности.

Человек может надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени в пределах 1/18-2

секунд. Под  нижней  границей  восприятия  времени  временные  промежутки  не  воспринимаются  как
таковые: 18 изображений в секунду уже сливаются в одно непрерывное движение (кино), 18 вибраций
воздуха  в  секунду  превращаются  для  нашего  слуха  в  один  самый  низкий  звук, а 18 ударов  по  коже
воспринимаются  как  одно  надавливание. Над  верхней  границей  в 2 секунды  мы  можем  лишь
приблизительно оценивать время по ориентирам, связанным с нашей деятельностью. Однако различные
факторы  могут  менять  субъективную  оценку  времени. Часы, дни  или  недели, заполненные
значительными, интересными  событиями, кажутся  быстротекущими, короткими, а отрезок  времени, в
течение  которого  не  произошло  ничего  особенного  и  все  было  обыденно, представляется  особенно
длинным. Но это относится к непосредственной оценке интервалов времени. Если же мы их оцениваем
по  воспоминаниям, картина  меняется: промежутки  времени, насыщенные  в  прошлом  интересными
событиями, оцениваются  нами  как  более  длинные, чем  периоды  повседневности. Протяженность
времени меньше 5 минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины, достаточно точно
оцениваются  интервалы  в 5-15 минут, а  более  длинные  промежутки  времени  вспоминаются  как
уменьшенные.

68

Восприятие  движения — это  отражение  изменения  положения  в  пространстве  и  во  времени

различных  объектов, их  пространственно-временного  перемещения. Оно  связано  с  взаимодействием
различных  анализаторов: зрительного, кинестетического  и  других. Возможны  случаи, когда  человек
приписывает движения как окружающим предметам, так и самому себе. Это обуславливается разными
причинами, но главным образом недостаточностью информации для полноценного анализа. Например,
когда  человек  сидит  в  неподвижно  стоящем  поезде  и  видит  в  окно,  как  мимо  идет  другой  поезд,  то
сначала  наблюдателю  кажется, что  движется  его  вагон. Здесь  основным  источником  информации
является  зрительный  анализатор, однако  отсутствие  вибрации  и  толчков  через  некоторое  время
убеждает человека в обратном.

При  длительной  фиксации  взором  движущихся  предметов  возникает  отрицательный

последовательный  образ  движения. Если  перевести  взгляд  после  длительного  наблюдения  из  окна


background image

движущегося  поезда  на  неподвижные  предметы  внутри  вагона, то  они  покажутся  движущимися  в
обратном направлении. Кажущиеся движения окружающих предметов испытывает человек утомленный
или  находящийся  в  состоянии  опьянения. В  лабораторных  условиях  кажущееся  движение  можно
исследовать с помощью двух источников света, которые включаются последовательно один за другим.
При  соблюдении  определенных  условий (расстояния  между  лампами  и  временного  интервала  их
включений  менее 0,1 с), возникает  иллюзия  движения  света  от  одного  источника  к  другому. Это
явление  получило  название "фи-феномен", т.е. феноменальное  движение, существующее  только  в
восприятии, в отличие от движения действительного.

Восприятия часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на

определенном  объекте (внимание). В  этом  случае  можно  выделить  восприятия  непреднамеренные
(непроизвольные) и  преднамеренные (произвольные). Преднамеренное  восприятие  по  своей  сути
является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о
наблюдаемом  объекте. Целенаправленное формирование  навыка  наблюдения — непременное  условие
профессиональной  подготовки  специалиста; оно  же  формирует  важное  качество  личности —
наблюдательность.

Процесс восприятия при наблюдении характеризуется следующими особенностями:

• сопровождается произвольным и устойчивым вниманием;
• имеет  планомерный  характер, благодаря  чему  исключаются  элементы  случайности  и

соответствующие признаки не ускользают от наблюдателя;

• наблюдатель  активно  отыскивает  нужные  ему  объекты  и  те  особенности, которые  его

интересуют;

69

• носит  систематический  характер, и  наблюдатель  повторяет  его  столько  раз, сколько  надо  для

более полного и точного изучения объекта;

• восприятие всегда связано с мышлением и осознанным отношением к воспринимаемым деталям,

их взаимосвязям и к причинам возникновения наблюдаемых явлений.

Расстройства восприятия

При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных заболеваниях,

перцептивные  процессы  могут  нарушаться. Однако  существуют  и  такие  отклонения  восприятия,
которые могут наблюдаться и у вполне здоровых людей (например, иллюзии). Расстройства восприятия
условно  можно  подразделить  на  три  основные  группы: иллюзии, галлюцинации  и  расстройства
сенсорного синтеза (психосенсорные расстройства).

Иллюзии. Иллюзией  называют  искаженное  восприятие  реально  существующего  предмета  или

явления. Иллюзии классифицируют по органам чувств — зрительные, слуховые, тактильные и другие.
В  зависимости  от  основных  причин, лежащих  в  основе  искажения  восприятия, все  иллюзии  также
можно подразделить на физические, физиологические и психические.

Физические  иллюзии объясняются  объективными  физическими  законами  и  не зависят от  самого

человека. Примером  физической  иллюзии, которая  улавливается  и  фотоаппаратом, может  служить


background image

восприятие  ложки  в  стакане  воды. Ложка  кажется  изломанной  в  силу  разных  преломляющих  свет
свойств воды и воздуха.

Физиологические  иллюзии  находят  свое  объяснение  в  особенностях  устройства  и  деятельности

наших органов чувств. Например, попробуйте надавить сбоку на глазное яблоко, и тотчас предмет, на
который  мы  смотрим, раздвоится. Раздвоение  предмета  возникает  в  силу  увеличения  диспарантности
его  изображения  на  сетчатках  глаз. Другой  пример  иллюзии  этого  типа  мы  находим  у  Аристотеля:
скрестите два пальца и начните катать между ними небольшой шарик, и он покажется двойным. Когда
предмет  сначала  соприкасается  с  указательным  пальцем, а  затем  со  средним  пальцем, оба
соприкосновения  происходят  в  различных  привычных  для  нас  точках  пространства. Прикосновение  к
указательному  пальцу  кажется  выше,  хотя  палец  на  самом  деле  находится  ниже;  прикосновение  к
среднему — ниже, хотя  палец  в  действительности  выше. Много  такого  рода  иллюзий  имеется  и  со
стороны вестибулярного аппарата — иллюзии кренов, противовращения и другие.

Психические  иллюзии  связаны  как  с  различными  психическими  состояниями  человека, так  и  с

некоторыми психологическими особенностями нашего восприятия.

70

При  заболеваниях  психические  иллюзии  наблюдаются  наиболее  часто  при  состояниях

расстроенного  сознания, при  возбуждении (экзальтация, экстаз) у  маниакальных  больных  или
состояниях  страха  и  тревоги  при  депрессиях. Иллюзии  у  них  почти  не  коррегируются, и  больной
склонен  считать  эти  ошибки  восприятия  реальностью. Вербальные  иллюзии, когда  больной  вместо
нейтральной  речи  слышит  в  свой  адрес  брань, угрозы  и  оскорбления, часто  встречаются  на  ранних
этапах  становления  слуховых  вербальных (речевых) галлюцинаций  при  некоторых  психозах. Они
отличаются  от  так  называемых  функциональных  слуховых  галлюцинаций  тем, что  при  иллюзиях
патологически возникший образ поглощает образ реального предмета (больной "слышит вместо..."), при
галлюцинациях — патологический образ с реальным не сливается ("слышит вместе с...").

У здоровых на фоне различных психических состояний (ожидание, тревога или страх) также часто

возникают психические иллюзии. Например, при входе в комнату ребенок испугается фигуры у окна, но
вслед  за  этим  рассмеется, так  как  увидит, что  его  испугали  пальто  и  шляпа, висевшие  на  вешалке. И
если  в  каждом  дереве, стоящем  у  дороги, мы  видим  человека, которого  ждем, то  речь  тоже  идет  о
психических иллюзиях.

Для  того, чтобы  процесс  интерпретации  сенсорной  информации  достиг  уровня  сознания,

необходимы  специальные  приемы, и  о  некоторых  из  них  уже  говорилось  ранее (упрощение
изображения, принципы  группировки, контрасты  и  другие). К  иллюзиям  часто  приводит
неоднозначность восприятия, возникающая в силу недостатка существенной информации или избытка
несущественных сведений в изображении. Неоднозначность восприятия возникает и в случаях, если из
одного  и  того  же  изображения  можно  извлечь  несколько  значимых  образов. Например, в  известной
картине  художника  Сальвадора  Дали "Невольничий  рынок  с исчезающим  бюстом  Вольтера" имеются
альтернативные способы интерпретации изображенной сцены. В самом центре картины изображены две
маленькие  монахини, которые  стоят  рядом. Но  при  другой  перцептивной  организации  картины  лица
монахинь  превращаются  в  глаза  Вольтера, а  их  соприкасающиеся  фигуры — в  нос  и  подбородок. До
некоторой  степени  эти  два  способа  организации  зрительной  информации  несовместимы: трудно
воспринимать оба изображения одновременно.

В  эксперименте  иллюзии  используются  для  изучения  различных  аспектов  организации  свойств

анализаторной системы. Зрительные иллюзии часто использовались с целью подачи на вход зрительной
системы неоднозначной сенсорной информации для выявления тех ошибок, которые делает система и
тем  самым  выявляет  некоторые  скрытые  свои  свойства. Описаны  многочисленные  факты  и  условия
ошибок  при  восприятии — иллюзии "стрелы", железнодорожных  путей, переоценки  вертикальных
линий, пересечений, концентрических окружностей, "невозможных фигур" и других.

71