Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5175

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Различают  две  основные  формы  изменения  чувствительности  анализатора — адаптацию  и

сенсибилизацию.

Адаптацией называют изменение чувствительности анализатора под влиянием его приспособления

к  действующему  раздражителю. Она  может  быть  направлена  как  на  повышение, так  и  на  понижение
чувствительности. Так, например, уже через 30-40 минут пребывания в темноте чувствительность глаза
повышается  в 20 000 раз, а  в  дальнейшем  и  в 200 000 раз. Глаз  приспосабливается (адаптируется) к
темноте  в  течение  4-5  минут  —  частично,  40  минут  —  достаточно  и  80  минут  —  полностью.  Такую
адаптацию, которая приводит к повышению чувствительности анализатора, называют позитивной.

Негативная  адаптация  сопровождается  снижением  чувствительности  анализатора. Так, в  случае

действия постоянных раздражителей, они начинают ощущаться слабее и исчезают. Например, обычным
фактом для нас является отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы
попадаем  в  атмосферу  с  неприятным  запахом. Интенсивность  вкусового  ощущения  тоже  ослабевает,
если  соответствующее  вещество  долго  держать  во  рту.  Близким  к  описанному  является  и  явление
притупления  ощущения  под  влиянием  сильного  раздражителя. Например, если  из  темноты  выйти  на
яркий свет, то после "ослепления" чувствительность глаза  резко  снижается  и мы  начинаем нормально
видеть.

Явление  адаптации  объясняется  действием  как  периферических  так  и  центральных  механизмов.

При действии механизмов, регулирующих чувствительность на самих рецепторах, говорят о сенсорной
адаптации. В случае более сложной стимуляции, которая хотя и улавливается рецепторами, но не столь
важна  для  деятельности, вступают  в  действие  механизмы  центральной  регуляции  на  уровне
ретикулярной  формации, которая  блокирует  передачу  импульсов, чтобы  они  не "загромождали"
сознание избыточной информацией. Эти механизмы  лежат в  основе адаптации по типу привыкания к
раздражителям (габитуации).

Сенсибилизация — это  повышение  чувствительности  к  воздействию  ряда  раздражителей;

физиологически  объясняется  повышением  возбудимости  коры  головного  мозга  к  определенным
стимулам  в  результате  упражнения  или  взаимодействия  анализаторов. По  И.П. Павлову, слабый
раздражитель  вызывает  в  коре  больших  полушарий  процесс  возбуждения, который  легко
распространяется (ир-

59

радиирует) по  коре. В  результате  иррадиации  процесса  возбуждения  повышается

чувствительность  других  анализаторов. Напротив, при  действии  сильного  раздражителя  возникает
процесс возбуждения, который имеет тенденцию к концентрации, и по закону взаимной индукции это
приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению их чувствительности.
Например, при  звучании  тихого  тона  одинаковой  интенсивности  и  при  одновременном  ритмичном
воздействии света на глаз будет казаться, что тон также меняет свою интенсивность. Другим примером
взаимодействия анализаторов может служить известный факт повышения зрительной чувствительности
при  слабом  вкусовом  ощущении  кислого  во  рту. Зная  закономерности  изменения  чувствительности
органов  чувств, можно  путем  применения  специально  подобранных  побочных  раздражителей
сенсибилизировать  тот  или  иной  анализатор. Сенсибилизация  может  быть  достигнута  и  в  результате
упражнений. Эти данные имеют важное практическое приложение, например, в случаях необходимости
компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) за  счет  других, сохранных анализаторов или  при
развитии звуковысотного слуха у детей, занимающихся музыкой.

Таким  образом, интенсивность  ощущений  зависит  не  только  от  силы  раздражителя  и  уровня

адаптации рецептора, но и от раздражителей, действующих в данный момент на другие органы чувств.
Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется
взаимодействием  ощущений. Взаимодействие  ощущений, как  и  адаптация, появляется  в  двух
противоположных  процессах: повышения  и  понижения  чувствительности. Слабые  раздражители, как
правило, повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов.


background image

Взаимодействие  анализаторов  проявляется  и  в  так  называемой  синестезии. При  синестезии

ощущение  возникает  под  влиянием  раздражения, характерного  для  другого  анализатора. Наиболее
часто  возникают  зрительно-слуховые  синестезии, когда  под  влиянием  слуховых  раздражителей
возникают зрительные образы ("цветной слух"). Этой способностью обладали многие композиторы —
Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Скрябин и др. Слухо-вкусовые и зрительно-вкусовые  синестезии хотя и
встречаются  намного  реже, но  нас  не  удивляет  употребление  в  речи  выражений типа: "острый  вкус",
"сладкие звуки", "кричащий цвет" и другие.

60

Мозговые основы ощущений

Психологам с 20-х годов известно, что ощущение возникает довольно поздно — в среднем после

100 мс от момента предъявления стимула. Вопрос о том, что происходит со времени прихода импульса
в  кору  головного  мозга  до  появления  осознанного  ощущения, давно  интересует  психологов  и
психофизиологов. В  настоящее  время  методами  вызванных  потенциалов  в  сопоставлении  с
психологическими  методами  регистрации  ощущений  показано, что  эта  задержка  связана  с  процессом
опознания стимулов, которая осуществляется в отдаленных от проекционных зон анализатора участках
мозга.

В  основе  этого  механизма  лежит  кольцевое  движение  нервных  импульсов  с "центральной

станцией" в проекционной коре. Хотя возбуждение сначала и поступает в проекционную зону, но затем
оно  направляется  в  ассоциативную  кору.  Для  зрительных  стимулов  это отделы  височной  коры,  а  для
кожных  раздражений — вторичные  и  третичные  зоны  соматосенсорной  коры. Затем  импульсы
приходят  в  структуры  лимбико-гиппокампального  комплекса  и  к  подкорковым  центрам  эмоций  и
мотиваций, и  от  них  вновь  происходит  возврат  импульсов  в  проекционную  и  ассоциативную  кору.
Благодаря  возврату  возбуждения, нервные  импульсы  из  мотивационных  центров  накладывались  в
нейронах проекционной коры на следы сенсорного возбуждения. На этом этапе или несколько раньше в
процесс включается лобная кора и происходит опознание образа.

Полагают, что  синтез  двух  видов  информации — наличной  и  извлеченной  из  памяти — и

составляет тот механизм, который лежит в основе ощущения как феномена уже не физиологического, а
психического уровня.


background image

61

Идея  повторного  входа  возбуждения  и  информационного  синтеза  за  последние 20 лет

высказывалась независимо друг от друга разными авторами (Иваницкий A.M., 1976; Edelman D., 1989;
Baars  В.,  1993  и  др.).  Очевидно,  что  подобное  совпадение  не  может  быть  случайным.  Скорее  оно
свидетельствует  о  приближении  к  пониманию  тех  принципов  организации  мозговых  процессов,
которые лежат в основе субъективных переживаний.

Расстройства ощущений

Нарушения  ощущений весьма многочисленны. Однако в большинстве  случаев, все  наблюдаемые

психические  расстройства  ощущений  можно  отнести  к  одной  из  трех  главных  групп: гиперестезии,
гипестезии и парестезии.

Гиперестезия — повышенная  чувствительность  к  реальным  обычным  или  даже  слабым

воздействиям. В этих случаях как внешние, так и интеро- и проприоцептивные раздражители вызывают
чрезвычайно  интенсивную  реакцию  в  связи  с  резким  уменьшением  нижних  абсолютных  порогов
ощущений. Например, стук  пишущей  машинки  оглушает  больного, горящая  свеча  слепит, а  рубашка,
прилегающая к телу, раздражает настолько, что кажется изготовленной "из колючей проволоки" и т.п.
Такая  психическая  гиперестезия  наблюдается  при  неврозах, интоксикации  некоторыми  веществами
(опиатами, гашишем, циклодолом и т.п.), начальных этапах помрачения сознания, острых психозах.


background image

Гипестезия — пониженная  чувствительность  к  реальным  раздражителям, повышение  нижних

абсолютных порогов ощущений. В этом случае больной почти не реагирует на укол, на ползающую по
лицу  муху  и  т.п. Пониженная  чувствительность  к  температурным  раздражителям  может  приводить  к
несчастным случаям — ожогам и обморожениям. В крайних случаях гипестезии анализатор полностью
не  способен  отвечать  на  раздражение, и  это  явление  носит  название  анестезии. Анестезия  обычно
бывает  при  полном  анатомическом  перерыве  одного  из  периферических  нервных  стволов  или
разрушении  центрального  отдела  анализатора. Потеря  чувствительности  обычно  распространяется  на
тактильную,  болевую  и  температурную  чувствительность  (тотальная  анестезия)  или  только  на
отдельные ее виды (парциальная анестезия). Неврологи различают корешковую анестезию, при которой
тотально  нарушается  чувствительность  в  зоне  иннервации  определенного  заднего  корешка  спинного
мозга, и сегментарную, при которой нарушения

62

возникают  в  зоне  иннервации  определенного  сегмента  спинного  мозга. В  последнем  случае

анестезия  может  быть  как  тотальной,  так  и  диссоциированной,  при  которой  отсутствие  болевой  и
температурной чувствительности сочетается с сохранностью проприоцептивной чувствительности или
наоборот. При  некоторых  болезнях, например  проказе (лепра), возникает  специфическое  поражение
кожных рецепторов с последовательным ослаблением и утратой температурной, затем болевой, а далее
и  тактильной  чувствительности (наиболее  длительно  при  лепрозной  анестезии  сохранна
проприоцептивная чувствительность).

При  психической  гипестезии  и  анестезии  соответствующий  анализатор  анатомо-физиологически

формально  сохранен. В  частности, гипестезии  и  анестезии  могут  быть  внушены  человеку,
находящемуся  в  гипнотическом  сне. Психическая  амблиопия (слепота), психическая  аносмия
(нечувствительность  к  запахам), психическая  агевзия (утрата  чувства  вкуса), психическая  глухота,
психическая  тактильная  и  болевая  анестезия  часто  встречаются  при  истерических  невротических
нарушениях. В рамках истерической анестезии описаны нарушения болевой чувствительности по типу
"чулок и перчаток", т.е. с точки зрения неврологов у больных возникают участки нечувствительности к
боли с четкими границами, которые не соответствуют зонам иннервации определенных корешков или
нервов.

Парестезия. Если  гипестезии  и  гиперестезии  можно  квалифицировать  как  количественные

расстройства  чувствительности, то  парестезии  связаны  с  качественными  изменениями (извращением)
информации, поступающей  с  рецептора  в  корковый  отдел  анализатора. Наверное, каждый  знает  об
ощущениях,  возникающих  от  длительного  сдавливания  нерва  неудобным  положением  —  "руку
отлежал", "ногу  отсидел". При  нарушениях  проводимости  по  нерву  появляются  ощущения "ползания
мурашек", стягивания  кожи, покалывания, жжения (это  своеобразные  колебания  модальности
ощущения). Парестезии чаще являются признаком неврологического или сосудистого поражения.

Близки  к  парестезиям  и  сенестопатии, но  они  занимают  промежуточное  положение  с

висцеральными  галлюцинациями, т.к. еще  менее  связаны  с  каким-либо  реальным  раздражением
периферического  отдела  анализатора. Сенестопатии — неопределенные, часто  мигрирующие, весьма
неприятные  и  тягостные  ощущения, которые  проецируются  внутрь  тела (внутрь  телесного "Я"):
сжимание и растягивание, перекатывание и дрожание, "отсасывание", "прилипание" и пр. Они никогда
не  имеют  четкой  локализации, и  больные  бьшают  не  в  состоянии  даже  правильно  их  описать.
Сенестопатии встречаются при многих психических заболеваниях.

63


background image

Восприятия

Восприятие — психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его

свойств и частей.

Также  как  и  ощущение, восприятие  возникает  при  непосредственном  воздействии  объектов

внешнего  мира  в  данный  момент  на  органы  чувств, но  при  этом  восприятие  не  сводится  к  простой
сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания.
В  восприятии  происходит  упорядочение  и  объединение  отдельных  ощущений  одной  и  разной
модальности  в  целостные  образы  вещей  и  событий, с  которыми  в  дальнейшем  оперируют  внимание,
память,  мышление,  эмоции.  Ощущения  человек  всегда  приписывает  себе,  т.е.  они  находятся  в  нас
самих, а воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве.

Восприятие предполагает участие в создании образа окружающих объектов не только ощущений,

но  и всех других психических процессов. Зависимость восприятия от содержания психической жизни
человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Сигналы-раздражители, которые
более привычны и чаще встречались в жизненном опыте, распознаются автоматически, почти сразу.

Если мы мало знаем о воспринимаемом объекте, то наш мозг действует путем гипотез, которые он

одну  за  другой  проверяет, выбирая  наиболее  приемлемую. Влияние  прошлого  опыта  на  процесс
восприятия  особенно  наглядно  проявляется  в  опытах  с  искажающими  очками: в  первые  дни  опыта,
когда  испытуемый  видел  все  предметы  перевернутыми, исключение  составляли  только  те  из  них,
перевернутое  изображение  которых  противоречило  здравому  смыслу  и  было  физически  невозможно
(например, зажженная свеча всегда была ориентирована пламенем вверх).

Основные свойства восприятия

1. Предметность и целостность — главные свойства восприятия, так как мы всегда воспринимаем

целостный  образ  предмета. Однако  эти  наши  способности  не  являются  врожденными. Об  этом
свидетельствуют  данные  о  восприятии  людей, которые  ослепли  в  раннем  детстве  и  которым  зрение
вернули в зрелые годы. Первое время после операции они видели не предметы, а лишь их расплывчатые
очертания  и  пятна, т.е. у  них  были  лишь  одиночные  ощущения, которые  не  сливались  в  образ
восприятия. Постепенно  у  них  формировалось  зрительное  восприятие, но  оно  долго  ограничивалось
тем, что  они  узнали  путем  осязания. Целостность  восприятия  проявляется  и  в  его  нарушениях,
известных в психиатрической практике.

64

2. Константность — другое  свойство  восприятия, которое  обеспечивает  относительное

постоянство  по  форме, цвету, величине  и  другим  параметрам  воспринимаемых  нами  предметов.