Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5863
Скачиваний: 35
Зрительные иллюзии обнаружены и у животных. В частности, именно на их основе формируются
различные способы маскировки и мимикрии. Все эти явления убеждают, что существуют какие-то
общие факторы, вызывающие возникновение иллюзий, и для многих из них до сих пор нет
убедительного толкования.
Галлюцинации. Галлюцинации — это расстройства восприятия, когда человек вследствие
нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не
существует. Это восприятие, которое, как говорят, не опирается на внешний объект, иначе — это
"мнимое, ложное восприятие".
Мы можем наблюдать галлюцинации при психических заболеваниях, а также у здоровых людей в
экспериментах с сенсорной изоляцией или при применении определенных препаратов
(галлюциногенов); галлюцинации также можно внушить человеку, находящемуся в глубоком
гипнотическом сне.
Галлюцинации обычно классифицируют по органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные
и другие. Большое значение в психиатрической диагностике придается подразделению галлюцинаций
на истинные и ложные (псевдогаллюцинации).
Истинные галлюцинации характеризуются чувственной ясностью, они развертываются в реальном
пространстве того или иного анализатора и "больные не только думают, что они видят и слышат, но и
на самом деле видят и слышат" (Э. Крепелин, 1909). Поведение больных обычно соответствует
содержанию галлюцинаторных переживаний, и они убеждены, что и окружающие люди видят и слышат
то же, что и они.
Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что при них нет полной
чувственно-телесной ясности образов, и это сближает их с представлениями. Больные говорят о
видимом и слышимом, добавляя "как будто", хотя они при этом и настаивают на реальности своих
галлюцинаций. Псевдогаллюцинаторный образ развертывается в представляемом, а точнее —
интрапсихическом (субъективном) пространстве того или иного анализатора, поэтому больные могут
сообщать о возможности "видеть" за линию горизонта или через непрозрачные преграды, а также
сообщают о возникающих "внутри головы" звуках и человеческих голосах. Поскольку ложные
галлюцинации осознаются как нечто субъективное и весьма отличное от реальных образов, поведение
больных почти всегда диссоциировано с содержанием галлюцинаций. Псевдогаллюцинации
свидетельствуют о более неблагоприятном течении психического заболевания, часто приобретают
затяжной и хронический характер, сопровождаются нарушениями мышления.
72
Иногда из группы псевдогаллюцинаций отдельно выделяют экстракампинные галлюцинации,
которые проецируются вне поля досягаемости соответствующего анализатора. При этом больные
"видят" сзади себя, за стеной, "слышат" за многие сотни километров.
У здоровых людей на фоне утомления или истощения иногда при засыпании кратковременно
возникают зрительные или слуховые галлюцинации, похожие на псевдогаллюцинации, которые
называют гипнагогическими из-за близости их к сновидениям (гипнопомпические — то же самое, но
отмечаются в момент пробуждения).
Зрительные и слуховые галлюцинации часто подразделяют на простые (фотопсии — восприятие
вспышек света, звездочек, искр; акоазмы — восприятие звуков, шума, треска, свиста, плача) и сложные
(вербальные — восприятие членораздельной речи).
При рефлекторных галлюцинациях воспринимаемый реальный образ тут же сопровождается
появлением сходного с ним галлюцинаторного (больной слышит фразу — и тут же в голове начинает
звучать похожая на нее фраза).
Апперцептивные галлюцинации (слуховые или зрительные) появляются после соответствующего
волевого усилия больного, желающего их испытать.
Галлюцинации Шарля Бонне (зрительные, реже слуховые) наблюдаются при повреждении
периферического отдела анализатора (у слепых, глухих), а также при сенсорной депривации или
изоляции (в тюрьме, иноязычной среде) в поле пораженного или информационно ограниченного
анализатора. Их следует отличать от гемианаптических галлюцинаций в поле гемианопсии при
поражении коркового конца анализатора (опухоль, травма, сосудистое поражение).
Галлюцинации, которые возникают вследствие психической травматизации, называются
психогенными. Они подразделяются на следующие разновидности:
— доминантные (слуховые и зрительные) с психологически понятным содержанием,
отражающим психическую травму, и эмоционально насыщенные;
— эйдетические (чаще слуховые), которые склонны повторяться по типу клише (например,
постоянное галлюцинаторное воспроизведение похоронной музыки и рыданий при похоронах);
— галлюцинации воображения Дюпре, где фабула вытекает из истерических мечтаний и
фантазии;
— индуцированные галлюцинации возникают по типу взаимовнушения и самовнушения на фоне
эмоционального напряжения;
— внушенные галлюцинации часто встречаются при алкогольном делирии во время "люцидного
окна" (дневного прояснения сознания): симптом Рейхардта (внушенное чтение по чистому листу
бумаги), симптом Ашаффенбурга (внушенный мнимый разговор по отключенному телефону), симптом
Липмана (внушенные зрительные галлюцинации после десятисекундного надавливания на глазные
яблоки) и др.
73
Расстройства сенсорного синтеза. Восприятие является сложным процессом интеграции, синтеза
образа воспринимаемого объекта из сенсорных сигналов, поступающих через органы чувств от
внешней среды и собственного тела. При некоторых состояниях и заболеваниях мы встречаемся с
различными нарушениями процесса синтеза, интеграции сенсорной информации в ходе восприятия.
Обычно к психосенсорным расстройствам относят две группы нарушений — дереализацию и
расстройства "схемы тела".
Дереализация — нарушение сенсорного синтеза информации, которая поступает из внешнего
мира. Из ассоциации сенсорных сигналов, принимающих участие в формировании образа внешней
действительности, что-то может "выпадать", изменяться, и в конечном итоге окружающий нас мир
теряет свою чувственную реальность — искажается.
Человек может утратить восприятие глубины пространства, и тогда все окружающее видится ему в
плоскостном, двухмерном изображении. Искажения восприятия могут касаться и определенных
признаков предмета — формы (метаморфопсия), величины (увеличение — макропсия, уменьшение —
микропсия) или других. При порропсиях нарушается оценка расстояния — человеку кажется, что
предметы находятся дальше, чем они расположены в действительности; при дисмегалопсии
расстройство восприятия касается удлинения, расширения, скошенности или перекрученности вокруг
оси окружающих предметов.
Близкими к дереализации являются расстройства, когда обычная, знакомая обстановка
воспринимается совершенно новой (феномен "никогда не виденного" — jamais vu), или, наоборот,
новая обстановка (местность, улица, дом) воспринимается хорошо знакомой и известной (феномен "уже
виденного" — deja vu). Особенно волнуют больных искажения времени — его замедление
(брадихрония) или ускорение (тахихрония), а также утрата эмоциональных компонентов восприятия
окружающего — "все застыло, остекленело", а "мир стал подобен декорации". У больных почти всегда
сохраняется критическое отношение к этим нарушениям, они чужды личности и субъективно крайне
неприятны.
Расстройства "схемы тела" характеризуются различными симптомами нарушений восприятия
собственного тела, своеобразных ощущений увеличения или уменьшения веса, размеров всего тела или
его частей (рук, ног, головы). К расстройствам схемы тела относится также нарушения восприятия
соотношения между частями тела: больные говорят о неправильном положении ушей, "пере-
крученности" тела. Указанные изменения больной ощущает только при закрытых глазах, так как под
контролем зрения все неправильные представления о своем теле исчезают.
74
Исследование ощущений и восприятий
Исследование ощущений и восприятий широко используется во врачебной деятельности, особенно
в неврологии, офтальмологической и ЛОР-клиниках. Там разработаны многочисленные
инструментальные методы исследования органов чувств. Однако и в процессе беседы и наблюдения за
больным можно выявить многие особенности функционирования его перцептивной сферы.
Острота восприятий (количественная и качественная стороны). Способность улавливать самые
тонкие и малозаметные разницы между отдельными ощущениями. Хорошо видит в сумерках, свободно
распознает мелкие буквы текста. Подбирает цвета, различает их тончайшие оттенки. Улавливает
незначительный шорох, слабые и отдаленные звуки. Обладает музыкальным слухом, способностью
улавливать разницу между самыми близкими тонами. Ясно и отчетливо различает и распознает слабые
запахи и прикосновения. Не замечается и преобладания одного рода ощущений над всеми остальными.
Точность и богатство восприятий. Наблюдателен, замечает и изучает все, что происходит вокруг,
не упускает мелочей. Все наблюдения и описания увиденного и услышанного соответствуют
действительности и отличаются точностью. Или, напротив, все описания, даже при внимательном
отношении к предмету, полны ошибок и неточностей.
Обманы восприятий. Наличие иллюзий и галлюцинаций, о которых может сообщить сам больной
или их можно заподозрить по его поведению. Последнее бывает важно в тех случаях, когда больной
скрывает галлюцинации от окружающих. Больной со слуховыми обманами "разговаривает" с голосами,
прислушивается, отвечает им. Можно заметить иногда, что больной затыкает уши, зажимает нос или
зажмуривает глаза при наплыве соответствующих обманов восприятий.
Исследование гностических функций. Необходимо при подозрении на наличие нарушений не
столько самого процесса восприятия, сколько процесса узнавания. Восприятие и узнавание —
взаимосвязанные процессы. В психологии узнаванием называется опознание воспринимаемого объекта
как уже известного по прошлому опыту. Выделяют сукцессивное и симультанное узнавание. При
сукцессивном узнавании происходит опознание при помощи выдвижения и перебора гипотез, когда
после чувства знакомости возникает полное опознание предмета или явления. При симультанном
(мгновенном) опознании этот процесс единовременен.
75
Неузнавание видимого или слышимого при полной сохранности элементарных функций
восприятия, которое возникает при очаговых поражениях мозга, называется агнозией. Конкретные
методы изучения агнозий подробно рассматриваются и разрабатываются в нейропсихологии. Клинико-
психологическому исследованию выявления агнозий всегда должно предшествовать исследование,
которое исключало бы возможность поражения периферического отдела анализатора.
При исследовании зрительного гнозиса обследуемому показывают предметы или их четкие
изображения. При правильном опознании рисунков, выполненных в реалистической манере, прибегают
к показу более сложных для восприятия рисунков — силуэтных и "зашумленных" крапом, а также
перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений (методика Поппельрейтера). Больные со
зрительными агнозиями, которые не выявляются обычными методами, выявляются при предъявлении
таких усложненных рисунков. Кроме того, для исследования оптического гнозиса можно пользоваться
таблицами Равена, а также большое значение имеет описание больным сюжетной картинки, просмотр
фотографий знакомых лиц.
Для исследования зрительного восприятия широко используется тахископический метод, который
был предложен еще в XIX веке. На экране прибора могут демонстрироваться буквы, слова,
геометрические фигуры и рисунки. Время демонстрации ограничивается — от одной тысячной секунды
до секунды и более. Краткое время экспозиции затрудняет восприятие и выявляет нарушения в тех
случаях, когда обычная демонстрация расстройств восприятия не обнаруживает.
Для исследования слухового гнозиса больному предъявляют для опознания различные звуки как
простые, бытовые (скрип, колокольчик), так и сложные, музыкальные (опознание мелодий).
Используется ритмическое выстукивание различных тактов с последующей попыткой воспроизведения
их больным. Представляют интерес методики для исследования слуховых восприятий и речи с
помощью магнитофона, где создаются специальные звуковые эффекты — "зашумление", разная
интенсивность, неодновременность подачи звука в наушники и другие.
76
Психофизиология органов чувств
Зрительный анализатор
Зрительная система дает мозгу более 90% сенсорной информации. Зрение начинается с проекции
изображения на сетчатку глаза. Затем происходит возбуждение фоторецепторов, передача и
преобразование зрительной информации в нейронных слоях зрительной системы, а заканчивается
зрительное восприятие принятием высшими корковыми отделами зрительной системы решения о
зрительном образе.
Глаз часто сравнивают с фотоаппаратом: в нем есть затвор (веки), диафрагма (радужная оболочка
с зрачком), линза — хрусталик и светочувствительная поверхность, аналогичная фотопленке, —
сетчатка с ее фоторецепторами.
Аккомодация — приспособление глаза к ясному видению объектов, расположенных на разном
расстоянии. Главную роль при этом играет изменение кривизны хрусталика, т.е. его преломляющей
способности. Главными аномалиями рефракции являются близорукость (миопия) и дальнозоркость
(гиперметропия). Они обусловлены не нарушениями свойств хрусталика, а изменением длины глазного
яблока. При близорукости продольная ось глаза слишком длинна, а при дальнозоркости — коротка.
Конвергенция — содружественное смещение глаз относительно зрительной оси при
рассматривании объекта на разном расстоянии. Постоянное или периодическое отклонение одного
глаза от совместной точки фиксации называется косоглазием. Косоглазие не только косметический
дефект, влияющий на психику и формирование характера (до 2% детей страдают косоглазием), но и
дефект, который существенно нарушает восприятие пространства.
Фоторецепторы являются разветвлениями зрительного нерва и подразделяются на два основных
вида: палочки (до 130 миллионов) и колбочки (6-7 миллионов).
Палочки (орган ночного зрения) расположены главным образом на периферии, поэтому чтобы
лучше рассмотреть предмет при плохой освещенности, надо смотреть примерно на 12 градусов в
сторону от него. Палочки соединены с нервными окончаниями группами, иногда до 200 палочек, что
увеличивает их чувствительность к слабому свету, но уменьшает возможность пространственного
различения. Глаз человека способен воспринять ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48
км. Недостаток витамина А, который необходим для восстановления особого пигмента палочек —
родопсина, приводит к нарушению ночного зрения, называемого куриной слепотой (гемералопия).
Колбочки (орган цветного зрения) расположены преимущественно в центре сетчатки, и их
особенно много в центральной ямке желтого пятна — месте наилучшего видения пространственных
форм и цветовых свойств предметов (здесь каждая колбочка соединяется с отдельным нервным
окончанием). Ни палочек, ни колбочек совсем нет в слепом пятне — месте входа зрительного нерва.
77
В колбочках содержится йодопсин — пигмент дневного зрения. Полагают, что существует три
вида этого пигмента и сетчатка соответственно содержит три вида колбочек, которые чувствительны к
синему, зеленому и красному свету. Трехкомпонентная теория цветового зрения (Ломоносов М.В.,
1757; Юнг Т., 1802) объясняет все многообразие цветовых ощущений: человек может различать 180
цветных тонов и более 10 000 оттенков между ними. Способность к цветоразличению формируется
рано, например красный цвет ребенок различает уже в 3 месяца; во второй половине года различает
красный, желтый, сине-зеленый цвета, предпочитая красный цвет голубому или белому.
При цветовой слепоте человек не ощущает разницы определенных цветов. Существует только три
вида цветовой слепоты — на красный, зеленый и синий цвета. Наиболее часто встречается полная или
частичная слепота на красный и зеленый цвета. Она бьша обнаружена у английского химика Дальтона и
поэтому называется дальтонизмом. Дальтонизм встречается примерно у 4 % мужчин и у 0,5 % женщин.
Ощущение цвета и освещенности различно влияют на самочувствие и работоспособность
человека. Например, оранжево-желтый цвет создает бодрость и приподнятое настроение, зеленый
индуцирует ровное и спокойное настроение, красный цвет возбуждает, а темно-синий — угнетает. При
характеристике любого цвета имеют значение три различных психологических фактора: тон,
насыщенность и яркость.
Тон соответствует цвету в обычном понимании этого слова и меняется, когда меняется длина
волны света (качественный аспект цвета).
Насыщенность отражает близость цвета к белому (количественный аспект цвета): от белого,
насыщенность которого равна нулю, через более густые пастельные оттенки до полностью
насыщенного (например, багряно-красного или золотисто-желтого).
Яркость определяется амплитудой световых волн, т.е. числом фотонов, участвующих в каждом
колебательном цикле, что соответствует большей или меньшей интенсивности света. Согласно закону