Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5772

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Функциональная асимметрия мозга и мышление

В 1972 году американский врач Орнстайн провел первые психологические наблюдения за людьми,

у которых было пересечено мозолистое тело. Оперативное  вмешательство было вынужденным — оно
избавляло больных от некоторых тяжелых болезней. Операция приводила к тому, что  оба полушария
мозга  стали  действовать  практически  независимо. Тонкие  эксперименты  позволили  специалистам
накопить немало сведений о роли каждого из полушарий мозга в процессах мышления.

Мышление  у  человека — процесс  единый, но  в  нем  одновременно  участвуют  оба  полушария.

Предпосылки к функциональной асимметрии головного мозга передаются генетически, но сама она, как
и  тесно  связанная  с  нею  речь, окончательно  формируется  лишь  в  социальном  общении. При  этом  в
зависимости  от  конкретных  условий  может  сложиться  относительное  доминирование  лево- или
правополушарного мышления.

В  левом  полушарии  находится  речевой  центр,  а  появление  речи  невозможно  без  образования

понятий,  поэтому  понятийное  мышление,  чтение  и  счет  соотносятся  более  с  функциями  левого
полушария.

131

Левополушарное  мышление  является  дискретным  и  аналитическим, т.к. оно  обеспечивает

логически  непротиворечивый  анализ  предметов  и  явлений  по  определенному  числу  признаков.
Благодаря  этому  формируется  внутренне  непротиворечивая  модель  мира, которую  можно  выразить  в
словах (вербально) и других условных знаках.

В  правом  полушарии  возникают  целостные  чувственно-эмоциональные  образы  окружающего

мира, оно более ответственно за наглядно-образное мышление. Правополушарные образы и действия с
ними не находят прямой вербализации, их словесное описание затруднено, но благодаря возможности
одномоментного "схватывания" многочисленных  свойств  объекта  в  их  взаимосвязи  с  другими
объектами  обеспечивает  многозначность  восприятия, что  является  существенным  для  творческой
деятельности. Сновидения, интуиция, озарение, догадка, поэтический  образ — порождения  правого
полушария.

Возможно, что  в  прошлом  у  человека  правостороннее  мышление  играло  большую  роль, чем  в

настоящее  время. Крупнейший  специалист  по  первобытному  мышлению  Люсьен  Леви-Брюль (Levy-
Bruhl) еще  в 1910 году  на  основании  исследования  некоторых  народностей, которые  еще  не  знали
металлов, и  их цивилизация  напоминала общественный  строй  каменного  века, отметил существенные
отличия мышления аборигенов от мышления европейцев.

Первобытное  мышление  было  иначе  ориентировано  и  обнаруживало  полное  безразличие  к

противоречиям, которых не терпит наш разум. Оно без всяких затруднений допускает, что одно и то же
существо  может  в  одно  и  то  же  время  пребывать  в  двух  или  нескольких  местах.  Это  мышление
обращает  внимание  исключительно  на  мистические  причины, действие  которых  оно  чувствует
повсюду. Все  это  позволило  Леви-Брюлю  назвать  такое  мышление  паралогическим. Хотя  логика  в
паралогическом  мышлении, конечно, есть (без  этого  феномен  мышления  невозможен), но  она  во
многом отличается от той логики, к которой мы привыкли.

Общим  принципом здесь являлся принцип партиципацш (сопричастности), т.е. в  представлениях

первобытного мышления все предметы, существа и явления могли быть непостижимым для нас образом
одновременно  быть  и  самим  собой  и  чем-то  еще.  Таким образом,  причинные  связи  тут  совсем  не  те,
которые  обычно  выделяются  левополушарными  механизмами, а  те, которые  носят  мистический
характер, вытекающий  из  принципа  сопричастности. Приходится  лишь  удивляться  тому, как  Леви-
Брюль  сумел  угадать  в  конце  20-х  годов,  что  в  паралогическом  мышлении  ярко  проявляются  те
механизмы  восприятия  мира, которые  диктуются  особенностями  правого  полушария (Поспелов  Д.А.,
1989).


background image

132

Стратегии мышления и решение проблемных ситуаций

Мышление  имеет  целенаправленный  характер. Необходимость  в  мышлении  возникает  прежде

всего  тогда, когда  человек  сталкивается  с  новыми  целями, новыми  проблемами  и  новыми  условиями
деятельности. Мышление  и  решение  задач  тесно  взаимосвязаны, но  отождествлять  их  нельзя.
Действительно, решение задач осуществляется с помощью мышления, но мышление необходимо и для
самой постановки задачи, для осознания новых проблем.

Различают  проблемную  ситуацию  и  задачу. Проблемная  ситуация  означает, что  в  ходе

деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, тревожное. Задача появляется из проблемной
ситуации, тесно связана с ней, но отличается от нее. Расчленение данного (известного) и неизвестного
(искомого) выражается в словесной формулировке задачи.

Существует  ряд  факторов, обеспечивающих  полноценное  протекание  интеллектуальной

деятельности при решении задач.

1. Установление  логического  отношения  между  условиями  задачи  и  поставленным  вопросом.

Решить задачу — значит преобразовать условия так, чтобы обнаружилось искомое отношение.

2. Предварительная  ориентировка  в  условиях  задачи, предполагающая  возможность

одновременного  обозрения  всех  составных  элементов  условия, которые  позволяют  создать  общую
схему решения задачи. Мы решаем задачу на основе всех своих знаний о ее предмете, а не только тех
сведений, которые  изложены  в  условиях. Но  среди  всего  богатства  знаний  нужно  отобрать  такие,
которые имеют значение для решения данной задачи.

3. Переформулировка  условий  и  категориальные  обобщения. Каждая конкретная задача является

частным  случаем  более  общей  ситуации. Чтобы  найти  общие  закономерности, применимые  к  данной
конкретной  задаче, ее  следует  переформулировать  и  привести  в  обобщенный  вид. При  обобщенной
формулировке  задачи  искомое  отношение  становится  более  очевидным. Это  дает  возможность  найти
общий принцип решения. Следующим шагом является перенесение его на данные конкретные условия.

4. Преодоление функциональной ригидности. Как правило, поставленную задачу человек пытается

решить привычным, стандартным способом. В случае, когда данный способ оказывается непригодным,
следует отказаться от него и искать иной путь решения, а не "зацикливаться" на нем.

5. Сличение  результатов  действия  на  каждом  этапе  решения  с  исходными  условиями. Если

решение  задачи  осуществляется  в  несколько  этапов, ошибка  может  быть  допущена  на  любом  из них.
Важны своевременное обнаружение ошибки и ее коррекция.

Решение  проблем, как  и  другие  задачи  мышления, в  значительной  степени  опирается  на

долговременную память и на усвоенные ранее понятия, которые в ней хранятся. Для ограничения поля
выдвигаемых гипотез и управления очередностью их перебора в поиске решения проблемы человеком
используются специальные приемы (стратегии) мышления:


background image

133

1) случайный перебор (метод проб и ошибок, поиск решения ведется несистематично);
2) рациональный  перебор (отсечение  более  вероятных  неверных  направлений  поиска) —

конвергентное мышление;

3) систематический  перебор (проверка  всех  возможных  вариантов  решения) — дивергентное

мышление.

Известно, что  многие  известные  ученые  приходили  к  своим  открытиям, проходя  четыре  этапа:

подготовки, инкубации, инсайта и проработки (Wallas, 1926).

На  этапе  подготовки  подбирается  вся  относящаяся  к  проблеме  информация. Происходит

непрерывное сканирование памяти, а имеющаяся мотивация направляет этот поиск.

Второй  этап (инкубация) создает  паузу, необходимую  для  анализа  ситуации. Эта  пауза  может

занимать  достаточно  длительное  время — часы, дни. Поиски  решения  проблемы  временно
откладываются, а исследователь даже занимается другими делами.

За этим во многих случаях следует этап озарения (инсайт) — решение приходит внезапно, как бы

само  собой. На  этом  этапе  происходит  своеобразная  подсознательная  самоорганизация  материала
проблемной ситуации (у некоторых ученых это происходило порой во сне или при засыпании).

Конечно, найденное  решение  может  оказаться  ошибочным, поэтому  необходим  следующий  этап

— этап детальной проработки проблемы, проверки решения и его детализации.

Для  активизации  мышления  можно  применять  специальные  формы  организации  мыслительной

деятельности: "мозговой штурм" (брейн-сторминг), метод синектики, метод морфологического анализа,
метод  контрольных  вопросов  и  другие. Все  они  являются  предметом  специального  исследования  в
социальной психологии (см. "Эффективность деятельности группы").

Индивидуальные особенности мышления

Все  вышеуказанные  различия  в  мыслительной  деятельности  людей (вид, тип  и  стратегии

мышления) определяют  индивидуальные  особенности  мышления  каждого  конкретного  человека. Они
складываются в процессе жизни, деятельности и в значительной мере обусловлены условиями обучения
и воспитания. Имеют значение и типологические свойства высшей нервной деятельности человека, его
аффективной сферы, особенности функционального межполушарного взаимодействия.

134

Индивидуальные особенности мышления определяют такие интегральные его характеристики как

широта  и  глубина  мьшшения, его  последовательность, гибкость, самостоятельность  и  критичность.
Перечисленные  особенности  мышления  у  разных  людей  сочетаются  и  выражены  по-разному, что  и
характеризует индивидуальные особенности их мышления в целом.


background image

Широта  ума  проявляется  в  кругозоре  человека  и  характеризуется  разносторонностью  знаний,

умением  мыслить  творчески  и  рассматривать  любой  вопрос  в  многообразии  его  связей  с  другими
явлениями, способностью к широким обобщениям.

Глубина  ума  выражается  в  умении  проникать  в  сущность  вопроса, умении  увидеть  проблему,

выделить  в  ней  главное  и  предвидеть  последствия  решения. Качеством, противоположным  глубине
мышления, является поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на
мелочи и не видит главного.

Последовательность  мышления  выражается  в  умении  устанавливать  логический  порядок  в

решении различных вопросов. Быстрота мышления — это умение быстро оценивать ситуацию, быстро
обдумывать и принимать решения, легко переключаться на решение разных задач.

Гибкость мышления выражается в свободе его от сковывающего влияния бытующих стереотипов,

способность находить нетрадиционные способы решений в зависимости от изменений обстановки.

Самостоятельность мышления выражается в умении человека выдвигать новые вопросы и задачи,

находить новые пути их решения самостоятельно, без посторонней помощи; оно лишено податливости
внушающему постороннему влиянию.

Критичность  мышления — это  умение  человека  объективно  оценивать  свои  и  чужие  суждения,

умение  отказываться  от  своих  не  соответствующих  действительности  высказываний, подвергать
критическому рассмотрению предложения и суждения других людей.

Развитие мышления в онтогенезе

Исследованиями  детской  психологии  мышления  длительное  время  занимался  швейцарский

психолог  Жан  Пиаже (J. Piaget, 1966). Он  рассматривал  развитие  мышления  как  самопроизвольный,
закономерно совершающийся переход от внешних действий к внутренним мыслительным операциям. В
исследованиях  Ж. Пиаже  и  его  психологической  школы  показано  качественное  своеобразие  детского
мышления, особая  детская  логика, отличная  от  взрослой, и  прослежено, как  мышление  ребенка
постепенно меняет свой характер по мере взросления.

135

В самом раннем возрасте ребенок вынужден  двигательно  реализовывать каждое действие, чтобы

решить  стоящие  перед  ним  задачи. В  этот  период  действия  его  еще  максимально  развернуты, они
содержат  много  видимых  компонент. С  возрастом  они  видоизменяются  под  влиянием  свертывания:
компоненты  действия  качественно  преобразуются  и  уменьшается  их  число. На  некотором  этапе
возрастного развития становится возможным их погружение и превращение в мыслительные операции
(интериоризация). Таким образом, сначала ребенок познает мир в действиях, затем — в образах, далее у
него формируется символическое представление о мире через язык и абстрактное мышление.

Ребенок  имеет  определенные  схемы  действий, позволяющие  ему  решать  разнообразные

познавательные задачи. Эти схемы действий относительно просты у младенца и  достаточно сложны у
подростка, но  в  любом  случае  им  используются  два  основных  механизма — ассимиляции  и
аккомодации. При  ассимиляции  новая  задача  при  ее  решении "подгоняется" под  уже  имеющиеся


background image

выработанные схемы решения и новая проблемная ситуация включается в их состав, наличные схемы
действия  не  меняются. При  аккомодации  схемы  действий  меняются  так, чтобы  их  можно  было
применить  к  новой  задаче. В  процессе  приспособления  к  новой  проблемной  ситуации  ассимиляция  и
аккомодация  объединяются, их  сочетание  дает  адаптацию. Завершает  адаптацию  установление
равновесия, когда  требования  среды (задачи) и  схемы  действий  ребенка  приходят  в  равновесие.
Интеллектуальное развитие, по Ж. Пиаже, стремится к стабильному равновесию. На каждом возрастном
этапе  равновесие  нарушается  и  восстанавливается  на  качественно  более  высоком  уровне. Полная
логическая  уравновешенность  достигается  только  в  возрасте  подростка  на  уровне  формальных
операций.

Интеллект, таким  образом, обладает  адаптивной  природой. Кроме  того, можно  говорить  о

деятельной природе интеллекта, т.к. объекты мира познаются первоначально ребенком через действия с
ними — собственно  интеллектуальная  деятельность  производна  от  материальных  действий, ее
элементы представляют собой интериоризированные действия.

Пиаже  выделяет 4 стадии  когнитивного  развития  детей: сенсомоторную, дооперационального

интеллекта (с  фазами  символически-предпонятийного  и  интуитивно-наглядного  мышления),
конкретных операций и формальных операций.

1. Стадия  сенсомоторных  операций — действия  с  конкретным, чувственно  воспринимаемым

материалом: предметами, их изображениями, линиями, фигурами разной формы, величины и цвета. Эта
стадия продолжается у детей до 2 лет и свободна от пользования языком, отсутствуют представления.
Все  поведение  и  интеллектуальные  акты  ребенка  сосредоточены  на  координации  восприятия  и
движений (отсюда название "сенсомоторный"), идет  формирование "сенсомоторных схем" предметов,
формируются первые навыки и устанавливается константность восприятия.

136

2. Стадия  дооперационального  интеллекта (2-7 лет) — характеризуется  сформированной  речью,

представлениями, интериоризацией  действия  в  мысль (действие  замещается  каким-либо  знаком:
словом, образом, символом). Если  раньше  ребенок  производил  различные  внешние  действия, чтобы
достичь  цели, то  теперь  он  уже  может комбинировать  схемы действий в  уме и  внезапно приходить  к
правильному решению.

Эту стадию развития интеллекта иногда называют репрезентативным интеллектом — мышление с

помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления
приводит  к  своеобразной  детской  логике. На  этапе  дооперациональных  представлений  ребенок  не
способен  к  доказательству, рассуждению. Овладение  понятиями  и  логикой  у  детей  формируется
постепенно — в процессе оперирования предметами и при обучении.

Примерно  до  пятилетнего  возраста  суждения  у  детей  о  предметах  единичные, поэтому  они

категоричны  и  относятся  к  наглядной  действительности, все  сводится  ими  к  частному, знакомому  и
известному. Большинство  суждений — это  суждения  по  сходству  и  аналогии. Отсутствует  цепь
суждений — рассуждение, а самая ранняя форма доказательства — пример.

В  возрасте 6 лет  ребенок  уже  хорошо  мыслит  образно (внутренне  экспериментирует

представлениями), но  не  в  состоянии  применить  приобретенную  схему  действия  с  конкретным
предметом к отдаленным предметам, к их множествам, т.к. не владеет еще в полной мере логическими
операциями.

Все  особенности  ранней (допонятийной) формы  мышления  Ж. Пиаже  объясняет  присущим

маленьким детям феноменом детского эгоцентризма. Часто последний не совсем точно определяют как
представление  ребенка, что  все  вокруг  имеет  к  нему  отношение. Хотя, действительно, с  самого
рождения  ребенок склонен воспринимать  мир как свое продолжение, имеющее  смысл  только  в  плане
удовлетворения  потребностей. Однако  в  данном  случае  речь  идет  о  субъективном  восприятии,
препятствующем  различению  связей  между  самим  ребенком  и  внешними  объектами. В  силу  этого