Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5799

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

преобразования  действительности (постановка  цели, создание  плана, проекта). В  других  случаях
основанием для классификации видов мышления является уровень обобщений, с которыми имеет дело
мышление: при  теоретическом  мышлении  это  научные  понятия, а  при  эмпирическом — житейские,
ситуационные обобщения.

По времени протекания, этапности и степени осознанности протекания познавательных процессов

выделяют  аналитическое (логическое) мышление, которое  развернуто  во  времени, имеет  четкие  и
осознанные  этапы (осуществляется  путем  логических  умозаключений, постоянно  приводящих  к
правильному пониманию основного принципа, закономерности), в то время как интуитивное мышление
характеризуется быстротой протекания и малой осознанностью многих его этапов (осуществляется как
непосредственное "схватывание" ситуации, своеобразное "усмотрение" решения без осознания путей и
условий его получения).

По  функциям  мышление  иногда  подразделяют  на  творческое (созидательное), которое

ориентировано на поиск оригинального решения задачи, порождение новых идей (оно возможно только
в  условиях свободы от критики, внешних и внутренних запретов), и мышление стереотипное, которое
ориентировано на решение типичных задач по заранее усвоенной схеме.

125

Основные формы абстрактного мышления

Понятия, суждения  и  умозаключения  являются  основными  формами, с  которыми  совершаются

мыслительные операции при отвлеченном мышлении.

Эти  формы  мышления  являются  одновременно  предметом  изучения  как  психологии, так  и

формальной  логики.  Следует  отметить,  что  логика  исследует  мышление  только  со  стороны  его
результатов, продуктов мышления. Она исследует как бы готовые, имеющиеся мысли и устанавливает
определенные  соотношения  (формулы)  между  ними.  Психология,  в  отличие  от  логики,  изучает  сам
процесс  мышления, т.е. она  исследует, как  и  почему  у  человека  возникает  и  развивается  та  или  иная
мысль. Таким образом, логика и психология исследуют одну и ту же познавательную деятельность, но с
разных  сторон  и  в  разных  качествах: логика  ее  изучает  преимущественно  со  стороны  результатов,
продуктов мышления (понятия, суждения и  умозаключения), а психология — со стороны процесса их
получения. Процесс мышления и его результаты неразрывно связаны и не существуют друг без друга,
поэтому психология и логика также связаны и дополняют одна другую.

Понятие — форма  мышления, отражающая  наиболее общие и  существенные  признаки, свойства

предмета  или  явления  объективного  мира, выраженная  словом. В  понятии  как  бы  соединились
(агглютинировались) все  представления  человека  о  данном  предмете  или  явлении. Понятие
сформировалось в процессе исторического развития человечества, и его сущность приобрела характер
всеобщности. Значение понятия для процесса мышления очень велико, так как сами понятия и являются
той  формой, которой  оперирует  мышление, образуя  более  сложные  мысли — суждения  и
умозаключения. Умение мыслить — всегда есть умение оперировать понятиями, оперировать знаниями.

Житейские понятия формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них

занимают  наглядно-образные  связи. Научные  понятия  формируются  с  ведущим  участием  вербально-
логических операций, их определение формируется через родо-видовые отличия. В процессе обучения


background image

они  формулируются  учителем  и  лишь  затем  наполняются  конкретным  содержанием (логическая
формулировка предшествует образованию конкретных наглядных связей).

Понятие  может  быть  конкретным, когда  предмет  или  явление  в  нем  мыслится  как  нечто

самостоятельно существующее ("книга", "государство"), и абстрактным, когда в нем мыслится свойство
предмета  или  отношения  между  предметами ("белизна", "параллельность", "ответственность",
"смелость").

126

Содержанием  понятия  называется  совокупность  наиболее  существенных  признаков  предмета,

которая  мыслится  в  данном  понятии, а  совокупность  предметов, которая  мыслится  в  понятии,
называется  объемом  понятия. Увеличение  содержания  понятия  ведет  к  уменьшению  его  объема  и
наоборот. Так, увеличивая  содержание  понятия "порок  сердца" путем  добавления  нового  признака
"ревматический", мы переходим к новому понятию меньшего объема — "ревматический порок сердца".

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. Диагностические ошибки

врача могут быть связаны с нарушением логики мышления в понятиях, например о конкретной болезни
— чрезмерно широкого или слишком узкого понимания содержания и объема понятия о ней, подменой
определения болезни ее описанием с перечислением отдельных симптомов.

Суждение — форма  мышления, в  которой  отражаются  связи  между  понятиями, выраженные  в

виде утверждения или отрицания. Эта форма существенно отличается от понятия. Последнее отражает
совокупность  существенных  признаков  предметов, перечисляет  их, а  суждение  отражает  их  связи  и
отношения. Обычно  суждение (например: "Роза  красная") состоит  из  двух  понятий — двух  терминов
суждения: субъекта (от  лат. subjektum — подлежащее), т.е. того, относительно  чего  в  суждении  что-
нибудь  утверждается  или  отрицается, и  предиката (от  лат. praedikatum — сказуемое), т.е. словесного
выражения утверждения или отрицания.

В общих суждениях что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данного

класса  или  группы (например: "Все  рыбы  дышат  жабрами"). В  частных  суждениях  это  относится  к
некоторым  представителям  класса  или  группы (например: "Некоторые  студенты  отличники").
Единичным  называется  суждение, в  котором  что-то  утверждается  или  отрицается  об  одном  предмете
(например: "Это здание — памятник архитектуры"). Всякое суждение может быть либо истинным, либо
ложным, т.е. соответствовать или не соответствовать реальности.

Сложные  суждения  включают  в  качестве  составных  частей  другие  суждения, связанные  между

собой особыми логическими связками — конъюнкцией, дизъюнкцией или импликацией.

Соединительное (конъюнктивное) суждение  включает  другие  суждения — конъюнкты,

объединяемые  связкой "и". Например: "Натуральная  оспа  и  чума  относятся  к  особо  опасным
инфекциям". Истинность  соединительного  суждения  зависит  от  истинности  составляющих  всех  его
конъюнктов.

Разделительные (дизъюнктивные) суждения включают в себя суждения-дизъюнкты, объединяемые

связкой "или". Например: "Снижение  интеллекта  может  быть  врожденным  или  приобретенным". Как
при конъюнкции, так и при дизъюнкции перестановка членов  смысла суждения не меняет. Субъект в
разделительных суждениях может соединяться

127

с несколькими предикатами. Следует помнить, что при формулировке разделительного суждения

необходимо  предусмотреть  все  случаи, имеющие  место  в  действительности, при  этом  возможность
одного случая должна исключать возможность другого.


background image

Условные (импликативные) суждения включают в качестве составных два суждения — антецедент

и  консеквент, объединяемые  связкой "если..., то...". Например: "Если  предохранитель  расплавился, то
электролампа гаснет". В этом предложении два суждения. Первое из них "Предохранитель расплавился"
называют  антецедентом (предшествующим); второе — "Электролампа  гаснет" — консеквентом
(последующим). Логическая  связка "если..., то..." показывает, что  явление, о  котором  идет  речь  в
предшествующем  суждении, выступает  условием  возникновения, существования  или  изменения
другого обусловленного явления в последующем суждении.

Умозаключение — это  форма  мышления, посредством  которой  из  одного  или  нескольких

суждений (посылок) выводится  новое  суждение (заключение). Умозаключение, как  новое  знание, мы
получаем  здесь  путем  выведения  из  уже  имеющихся  знаний. Умозаключение — это  опосредованное,
выводное знание.

Любое  умозаключение  состоит  из  посылок, заключения  и  вывода. Посылками  умозаключения

являются исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Это новое суждение, полученное
логическим  путем  из  посылок, называется  заключением. А  сам  логический  переход  от  посылок  к
заключению  и  есть  вывод. Отношение  логического  следования  между  посылками  и  заключением
предполагает  связь между  посылками  по  содержанию. Если  суждения  не  связаны  по  содержанию, то
вывод из них невозможен. При наличии содержательной связи между посылками мы можем получить в
процессе рассуждения новое истинное знание при соблюдении двух условий: должны быть истинными
посылки и должны соблюдаться определенные правила вывода — методы мышления.

Методы мышления

Умозаключение является наиболее сложной формой и продуктом мышления. Оно основывается на

данных ряда суждений и осуществляется путем рассуждения. Различают три основных метода (способа)
получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.

Дедуктивное умозаключение (от  лат. deductio — выведение) — ход рассуждений при получении

заключения  идет  от  более  общего  знания  к  частному (от  общего  к  единичному), здесь  переход  от
общего знания к частному является логически необходимым.

128

Индуктивное  умозаключение (от  лат. inductio — наведение) — рассуждение  идет  от  частного

знания  к  общим  положениям.  Здесь  имеет  место  эмпирическое  обобщение,  когда  на  основании
повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение  по  аналогии  делает  возможным  при  рассуждении  логический  переход  от

известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании
уподобления одного явления другому (от  единичного случая к  подобным единичным случаям, или от
частного к частному минуя общее).

Суждение, как наименьшую единицу логического мышления, выделил Платон. Аристотель в свою

очередь показал, что только в наиболее общих суждениях, истинных для всех объектов данного класса,


background image

могут  выражаться законы природы и общества. Он  доказал, что  если обе посылки  частные, то из них
нельзя  сделать  строгого  логического  вывода. Строгий  логический  вывод  может  быть  получен  только
методом дедукции. Например, два суждения: "Драгоценные металлы не ржавеют" (большая посылка) и
"Золото — драгоценный  металл" (малая  посылка), — взрослый  человек  с  развитым  мышлением
воспринимает  не  как  два  изолированных  предложения, а  как  готовое  логическое  соотношение
(силлогизм), из  которого  можно  сделать  только  один  вывод — "Следовательно, золото  не  ржавеет".
Этот  вывод  не  требует  непременного  личного  опыта, т.к. он  получен  при  помощи  объективного
логического средства — силлогизма. Все другие типы рассуждений, т.е. индукция и аналогия, с точки
зрения истинности вывода куда менее ясны. Только силлогизм является истинной основой логического
мышления. Благодаря силлогизмам и другим логическим формам мышление становится доказательным,
убедительным и непротиворечивым.

Типы мышления

Построение внутренних представлений о внешних событиях является необходимой предпосьшкой

способности  к  мышлению. При  наличии  внутреннего  представления  об  окружающем  мире  уже  не
обязательно  вьшолнять  то  или  иное  действие  в  действительности  для  того,  чтобы  судить  о  его
последствиях. Всю  последовательность  событий  можно  предвидеть  заранее  путем  мысленного
моделирования. Мысленное моделирование событий — сущность мышления.

Первые  попытки  выделить  специфику  мышления  восходят  к  ассоциативному  направлению  в

психологии, где было показано, что главной особенностью мышления является его целенаправленный и
продуктивный  характер. В  рамках  этого  направления  выделены  механически-ассоциативный  и
логически-ассоциативный типы мышления.

129

Механически-ассоциативный  тип  мышления. Ассоциации  формируются  преимущественно  по

законам  смежности, сходства  или  контраста. Здесь  нет  и  четкой  цели  мышления, т.е. того  особого
регулятора, который  обеспечивает  подбор  нужного  материала  и  образование  причинно-следственных
ассоциаций. Такое "свободное" (хаотически-механическое) ассоциирование  можно  наблюдать  во  сне
(этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня
бодрствования (при утомлении или болезни).

Логически-ассоциативное  мышление отличается  целенаправленностью  и  упорядоченностью. Для

этого всегда необходим регулятор ассоциаций — цель мышления. Гуго Липман (1904) использовал для
обозначения  этой  цели  отвлеченное  понятие — "руководящие  представления". Они  направляют
ассоциации, что  приводит  к  подбору (на  подсознательном  уровне) необходимого  материала  для
формирования  смысловых ассоциаций. Руководящие представления  являются, по выражению Эрнеста
Кречмера (1888-1964), тем  магнитом, который  держит  родственные  представления  в  поле  сознания.
Такого рода мышление требует апперцепции с определенной установкой внимания на цель мышления.

Наше  обычное  мышление  состоит  как  из  логически-ассоциативного (апперцептивного), так  и  из

механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем  при концентрированной интеллектуальной
деятельности, второе — при утомлении.


background image

Влияние эмоций на мышление

Логическое  мышление  всегда  отвечает  требованиям  реальности — оно  детерминировано

внешними (реальными) условиями  жизни  и  деятельности  человека. Однако  мышление  легко
подвержено аффектам, установкам и верованиям человека, что может вносить искажения в протекание
мыслительных  операций, приводить  к  нарушению  формально-логических  законов  мышления —
паралогизмам. Паралогизмы  особенно  часто  встречаются  у  лиц  с  излишней  эмоциональностью  и
возбудимостью. Им  свойственно  субъективно  объединять  несопоставимое, допускать  подмену  одних
понятий другими, что на житейском языке часто обозначают как "женская логика".

Все  это  позволило  немецкому  психологу  Генриху  Майеру (Maier, 1908) выделить  наряду  с

"судящим" (рассуждающим, собственно  логическим) мышлением  такие  виды  интеллектуальной
деятельности  человека, которые  тесно  связаны  с  его  эмоционально-мотивационной  сферой. Для
обозначения этого типа мышления в психологии применяется ряд сходных названий: "эмоциональное",
"аффективное", "кататимное", "аутистическое", "паралогическое" мышление.

130

Еще  клиницистами  подмечено, что  одним  из  важнейших  симптомов  некоторых  психических

заболеваний  является  преобладание  внутренней  жизни, сопровождающееся  активным  уходом  из
внешнего  мира "в  себя" (аутизм). Более  тяжелые  случаи  сводятся  к  грезам, где  все  мышление
детерминируется  только  внутренними  условиями — глубинными  эмоциями  и  желаниями. Если
логическое  мышление  каким-нибудь  образом  ослабляется, то  аутистическое  мышление  получает
относительный или абсолютный перевес, изображая наши желания осуществленными, уводя в мир грез
и  создавая  иллюзорное (в  отличие  от  реалистического) удовлетворение  своих  потребностей (Эйген
Блейлер, 1926).

Небольшая  степень  аутизма, возможно, с  пользой  могла  бы  быть привнесена в  реальную  жизнь,

представляя цели более желанными для человека, чем они есть на самом деле. В целом, конечно, акты
аффективного (кататимного) мышления  достаточно  широко  присутствуют  в  жизни. Аффекты  и
стремления прокладывают мыслям путь или тормозят их, способствуют даже совершению без должного
размышления выбора между различными возможностями в поступках и решениях.

Практически  между  обычным  и  кататимным  мышлением  нет  резкой  границы, так  как  в  наше

обычное мышление  достаточно  легко  проникают  аффективные  компоненты. Э. Блейлер  полагает, что
удивительное  сходство  у  разных  людей  символики  сновидений,  а  у  разных  народов  —  символики  их
мифологии обусловлено общими для всех людей природно-биологическими закономерностями течения
аффективных процессов у человека, которые и порождают это общее всем людям направление идей.