Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5770
Скачиваний: 35
преобразования действительности (постановка цели, создание плана, проекта). В других случаях
основанием для классификации видов мышления является уровень обобщений, с которыми имеет дело
мышление: при теоретическом мышлении это научные понятия, а при эмпирическом — житейские,
ситуационные обобщения.
По времени протекания, этапности и степени осознанности протекания познавательных процессов
выделяют аналитическое (логическое) мышление, которое развернуто во времени, имеет четкие и
осознанные этапы (осуществляется путем логических умозаключений, постоянно приводящих к
правильному пониманию основного принципа, закономерности), в то время как интуитивное мышление
характеризуется быстротой протекания и малой осознанностью многих его этапов (осуществляется как
непосредственное "схватывание" ситуации, своеобразное "усмотрение" решения без осознания путей и
условий его получения).
По функциям мышление иногда подразделяют на творческое (созидательное), которое
ориентировано на поиск оригинального решения задачи, порождение новых идей (оно возможно только
в условиях свободы от критики, внешних и внутренних запретов), и мышление стереотипное, которое
ориентировано на решение типичных задач по заранее усвоенной схеме.
125
Основные формы абстрактного мышления
Понятия, суждения и умозаключения являются основными формами, с которыми совершаются
мыслительные операции при отвлеченном мышлении.
Эти формы мышления являются одновременно предметом изучения как психологии, так и
формальной логики. Следует отметить, что логика исследует мышление только со стороны его
результатов, продуктов мышления. Она исследует как бы готовые, имеющиеся мысли и устанавливает
определенные соотношения (формулы) между ними. Психология, в отличие от логики, изучает сам
процесс мышления, т.е. она исследует, как и почему у человека возникает и развивается та или иная
мысль. Таким образом, логика и психология исследуют одну и ту же познавательную деятельность, но с
разных сторон и в разных качествах: логика ее изучает преимущественно со стороны результатов,
продуктов мышления (понятия, суждения и умозаключения), а психология — со стороны процесса их
получения. Процесс мышления и его результаты неразрывно связаны и не существуют друг без друга,
поэтому психология и логика также связаны и дополняют одна другую.
Понятие — форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства
предмета или явления объективного мира, выраженная словом. В понятии как бы соединились
(агглютинировались) все представления человека о данном предмете или явлении. Понятие
сформировалось в процессе исторического развития человечества, и его сущность приобрела характер
всеобщности. Значение понятия для процесса мышления очень велико, так как сами понятия и являются
той формой, которой оперирует мышление, образуя более сложные мысли — суждения и
умозаключения. Умение мыслить — всегда есть умение оперировать понятиями, оперировать знаниями.
Житейские понятия формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них
занимают наглядно-образные связи. Научные понятия формируются с ведущим участием вербально-
логических операций, их определение формируется через родо-видовые отличия. В процессе обучения
они формулируются учителем и лишь затем наполняются конкретным содержанием (логическая
формулировка предшествует образованию конкретных наглядных связей).
Понятие может быть конкретным, когда предмет или явление в нем мыслится как нечто
самостоятельно существующее ("книга", "государство"), и абстрактным, когда в нем мыслится свойство
предмета или отношения между предметами ("белизна", "параллельность", "ответственность",
"смелость").
126
Содержанием понятия называется совокупность наиболее существенных признаков предмета,
которая мыслится в данном понятии, а совокупность предметов, которая мыслится в понятии,
называется объемом понятия. Увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема и
наоборот. Так, увеличивая содержание понятия "порок сердца" путем добавления нового признака
"ревматический", мы переходим к новому понятию меньшего объема — "ревматический порок сердца".
В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. Диагностические ошибки
врача могут быть связаны с нарушением логики мышления в понятиях, например о конкретной болезни
— чрезмерно широкого или слишком узкого понимания содержания и объема понятия о ней, подменой
определения болезни ее описанием с перечислением отдельных симптомов.
Суждение — форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в
виде утверждения или отрицания. Эта форма существенно отличается от понятия. Последнее отражает
совокупность существенных признаков предметов, перечисляет их, а суждение отражает их связи и
отношения. Обычно суждение (например: "Роза красная") состоит из двух понятий — двух терминов
суждения: субъекта (от лат. subjektum — подлежащее), т.е. того, относительно чего в суждении что-
нибудь утверждается или отрицается, и предиката (от лат. praedikatum — сказуемое), т.е. словесного
выражения утверждения или отрицания.
В общих суждениях что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данного
класса или группы (например: "Все рыбы дышат жабрами"). В частных суждениях это относится к
некоторым представителям класса или группы (например: "Некоторые студенты отличники").
Единичным называется суждение, в котором что-то утверждается или отрицается об одном предмете
(например: "Это здание — памятник архитектуры"). Всякое суждение может быть либо истинным, либо
ложным, т.е. соответствовать или не соответствовать реальности.
Сложные суждения включают в качестве составных частей другие суждения, связанные между
собой особыми логическими связками — конъюнкцией, дизъюнкцией или импликацией.
Соединительное (конъюнктивное) суждение включает другие суждения — конъюнкты,
объединяемые связкой "и". Например: "Натуральная оспа и чума относятся к особо опасным
инфекциям". Истинность соединительного суждения зависит от истинности составляющих всех его
конъюнктов.
Разделительные (дизъюнктивные) суждения включают в себя суждения-дизъюнкты, объединяемые
связкой "или". Например: "Снижение интеллекта может быть врожденным или приобретенным". Как
при конъюнкции, так и при дизъюнкции перестановка членов смысла суждения не меняет. Субъект в
разделительных суждениях может соединяться
127
с несколькими предикатами. Следует помнить, что при формулировке разделительного суждения
необходимо предусмотреть все случаи, имеющие место в действительности, при этом возможность
одного случая должна исключать возможность другого.
Условные (импликативные) суждения включают в качестве составных два суждения — антецедент
и консеквент, объединяемые связкой "если..., то...". Например: "Если предохранитель расплавился, то
электролампа гаснет". В этом предложении два суждения. Первое из них "Предохранитель расплавился"
называют антецедентом (предшествующим); второе — "Электролампа гаснет" — консеквентом
(последующим). Логическая связка "если..., то..." показывает, что явление, о котором идет речь в
предшествующем суждении, выступает условием возникновения, существования или изменения
другого обусловленного явления в последующем суждении.
Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких
суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение, как новое знание, мы
получаем здесь путем выведения из уже имеющихся знаний. Умозаключение — это опосредованное,
выводное знание.
Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения
являются исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Это новое суждение, полученное
логическим путем из посылок, называется заключением. А сам логический переход от посылок к
заключению и есть вывод. Отношение логического следования между посылками и заключением
предполагает связь между посылками по содержанию. Если суждения не связаны по содержанию, то
вывод из них невозможен. При наличии содержательной связи между посылками мы можем получить в
процессе рассуждения новое истинное знание при соблюдении двух условий: должны быть истинными
посылки и должны соблюдаться определенные правила вывода — методы мышления.
Методы мышления
Умозаключение является наиболее сложной формой и продуктом мышления. Оно основывается на
данных ряда суждений и осуществляется путем рассуждения. Различают три основных метода (способа)
получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.
Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio — выведение) — ход рассуждений при получении
заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному), здесь переход от
общего знания к частному является логически необходимым.
128
Индуктивное умозаключение (от лат. inductio — наведение) — рассуждение идет от частного
знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании
повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.
Умозаключение по аналогии делает возможным при рассуждении логический переход от
известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании
уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от
частного к частному минуя общее).
Суждение, как наименьшую единицу логического мышления, выделил Платон. Аристотель в свою
очередь показал, что только в наиболее общих суждениях, истинных для всех объектов данного класса,
могут выражаться законы природы и общества. Он доказал, что если обе посылки частные, то из них
нельзя сделать строгого логического вывода. Строгий логический вывод может быть получен только
методом дедукции. Например, два суждения: "Драгоценные металлы не ржавеют" (большая посылка) и
"Золото — драгоценный металл" (малая посылка), — взрослый человек с развитым мышлением
воспринимает не как два изолированных предложения, а как готовое логическое соотношение
(силлогизм), из которого можно сделать только один вывод — "Следовательно, золото не ржавеет".
Этот вывод не требует непременного личного опыта, т.к. он получен при помощи объективного
логического средства — силлогизма. Все другие типы рассуждений, т.е. индукция и аналогия, с точки
зрения истинности вывода куда менее ясны. Только силлогизм является истинной основой логического
мышления. Благодаря силлогизмам и другим логическим формам мышление становится доказательным,
убедительным и непротиворечивым.
Типы мышления
Построение внутренних представлений о внешних событиях является необходимой предпосьшкой
способности к мышлению. При наличии внутреннего представления об окружающем мире уже не
обязательно вьшолнять то или иное действие в действительности для того, чтобы судить о его
последствиях. Всю последовательность событий можно предвидеть заранее путем мысленного
моделирования. Мысленное моделирование событий — сущность мышления.
Первые попытки выделить специфику мышления восходят к ассоциативному направлению в
психологии, где было показано, что главной особенностью мышления является его целенаправленный и
продуктивный характер. В рамках этого направления выделены механически-ассоциативный и
логически-ассоциативный типы мышления.
129
Механически-ассоциативный тип мышления. Ассоциации формируются преимущественно по
законам смежности, сходства или контраста. Здесь нет и четкой цели мышления, т.е. того особого
регулятора, который обеспечивает подбор нужного материала и образование причинно-следственных
ассоциаций. Такое "свободное" (хаотически-механическое) ассоциирование можно наблюдать во сне
(этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня
бодрствования (при утомлении или болезни).
Логически-ассоциативное мышление отличается целенаправленностью и упорядоченностью. Для
этого всегда необходим регулятор ассоциаций — цель мышления. Гуго Липман (1904) использовал для
обозначения этой цели отвлеченное понятие — "руководящие представления". Они направляют
ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необходимого материала для
формирования смысловых ассоциаций. Руководящие представления являются, по выражению Эрнеста
Кречмера (1888-1964), тем магнитом, который держит родственные представления в поле сознания.
Такого рода мышление требует апперцепции с определенной установкой внимания на цель мышления.
Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного (апперцептивного), так и из
механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем при концентрированной интеллектуальной
деятельности, второе — при утомлении.
Влияние эмоций на мышление
Логическое мышление всегда отвечает требованиям реальности — оно детерминировано
внешними (реальными) условиями жизни и деятельности человека. Однако мышление легко
подвержено аффектам, установкам и верованиям человека, что может вносить искажения в протекание
мыслительных операций, приводить к нарушению формально-логических законов мышления —
паралогизмам. Паралогизмы особенно часто встречаются у лиц с излишней эмоциональностью и
возбудимостью. Им свойственно субъективно объединять несопоставимое, допускать подмену одних
понятий другими, что на житейском языке часто обозначают как "женская логика".
Все это позволило немецкому психологу Генриху Майеру (Maier, 1908) выделить наряду с
"судящим" (рассуждающим, собственно логическим) мышлением такие виды интеллектуальной
деятельности человека, которые тесно связаны с его эмоционально-мотивационной сферой. Для
обозначения этого типа мышления в психологии применяется ряд сходных названий: "эмоциональное",
"аффективное", "кататимное", "аутистическое", "паралогическое" мышление.
130
Еще клиницистами подмечено, что одним из важнейших симптомов некоторых психических
заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из
внешнего мира "в себя" (аутизм). Более тяжелые случаи сводятся к грезам, где все мышление
детерминируется только внутренними условиями — глубинными эмоциями и желаниями. Если
логическое мышление каким-нибудь образом ослабляется, то аутистическое мышление получает
относительный или абсолютный перевес, изображая наши желания осуществленными, уводя в мир грез
и создавая иллюзорное (в отличие от реалистического) удовлетворение своих потребностей (Эйген
Блейлер, 1926).
Небольшая степень аутизма, возможно, с пользой могла бы быть привнесена в реальную жизнь,
представляя цели более желанными для человека, чем они есть на самом деле. В целом, конечно, акты
аффективного (кататимного) мышления достаточно широко присутствуют в жизни. Аффекты и
стремления прокладывают мыслям путь или тормозят их, способствуют даже совершению без должного
размышления выбора между различными возможностями в поступках и решениях.
Практически между обычным и кататимным мышлением нет резкой границы, так как в наше
обычное мышление достаточно легко проникают аффективные компоненты. Э. Блейлер полагает, что
удивительное сходство у разных людей символики сновидений, а у разных народов — символики их
мифологии обусловлено общими для всех людей природно-биологическими закономерностями течения
аффективных процессов у человека, которые и порождают это общее всем людям направление идей.