Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5771
Скачиваний: 35
Долговременная память не нарушена, если через час без предварительного предупреждения
испытуемый воспроизводит не менее 7 слов из списка (если меньше — нарушена).
Вместо слов часто дают для запоминания цифровые ряды, которые предлагают воспроизвести в
прямом и обратном порядке. Можно предложить запомнить какую-нибудь дату, затем попросить
считать от 1 до 30, а потом попросить эту дату назвать. Способность к ретенции и особенности
символической памяти хорошо выявляются и при пробах повторения содержания коротких рассказов, а
также проверки школьных знаний. Для изучения процессов сохранения в памяти испытуемых можно
также использовать приведенную выше методику запоминания 10 слов, но слова просят повторить
после первого предъявления через определенные промежутки времени (15, 30, 60, 180 минут и т.д.).
Для исследования зрительной памяти можно использовать портреты известных больному лиц,
наборы рисунков и различных геометрических фигур (например, тесты зрительной ретенции Бентона,
Бендера и другие).
Тест Бентона состоит из набора карточек с геометрическими фигурами. После 10-секундной
экспозиции испытуемый должен воспроизвести нарисованные фигуры по памяти. Тест позволяет
выявлять нарушения памяти при органических заболеваниях мозга. В тесте Бендера также
используются карточки с геометрическими фигурами, но испытуемый должен вначале нарисовать
предложенные фигуры с оригинала, а затем по памяти. Кроме расстройств памяти, данный тест
выявляет и нарушения зрительно-моторной координации, которая также часто встречается при
органических заболеваниях мозга. Контаминации (включения деталей от различных образцов в одну
фигуру) встречаются у больных шизофренией.
Для изучения опосредованного запоминания широко используется методика А.Н. Леонтьева, в
которой испытуемому предлагается для каждого запоминаемого слова подобрать подходящую по
смыслу картинку из стандартного набора карточек. Затем при предъявлении той или иной картинки
испытуемый должен вспомнить связанное с ней слово. Этот метод позднее был модифицирован А.Р.
Лурия (методика пиктограммы), где испытуемому предлагается кратко "зарисовать" запоминаемое
слово, чтобы через 40-60 минут с помощью рисунка это слово воспроизвести. Метод пиктографии
получил широкое распространение, т.к. оказался пригоден для исследования не только ассоциаций
памяти, но и мышления.
119
Глава 5
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ
Мышление, как ощущение и восприятие, — психический процесс. Однако в отличие от этих
психических процессов чувственного познания, позволяющих познавать внешние стороны предметов и
явлений (цвет, форма, размеры, пространственное положение), в процессе мышления происходит
получение нового знания о созерцаемом, т.е. осуществляется проникновение в суть предметов и
явлений с раскрытием различных связей и зависимостей между ними. Эти закономерности
непосредственно ("наглядно") человеку не представлены, их надо осмыслить, как бы вывести или
вычленить на основе переработки информации, поставляемой чувственным познанием.
С мышлением тесно связано воображение, которое, также как и мышление, продуктивно.
Подчеркивая связь между мышлением и воображением К.Д. Ушинский говорил, что сильное,
деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума. В воображении осуществляется
возможность в идеальной форме преобразовать прошлый опыт человека с получением нового образа
или идеи. Рисунок этого нового в воображении может быть разрушен, создан вновь, заменен в деталях,
дополнен и переработан. Воображение, как когда-то его определял И.М. Сеченов, является "небывалой
комбинацией бывалых впечатлений".
Мышление и воображение весь свой материал получают только из одного источника — из
чувственного познания. Однако лишь при развитии мышления и воображения психика человека
совершает тот качественный скачок, который позволяет снять границы воспринимаемого,
представляемого и вспоминаемого. Они позволяют человеку мысленно проникать в микро- и макромир,
перемещаться вдоль оси времени от прошлого к далекому будущему. Мышление и воображение
расширяют возможности человека в познании мира, так как оперируют не только первичными
(восприятия) и вторичными (представления) образами действительности, но и абстрактными
понятиями.
В психологии проблемы мышления тесно связаны с речью. Человеческое мышление и речь
протекают на основе общих элементов — слов. Речь присуща только человеку и возникла
одновременно с мышлением в процессе его общественно-исторического развития.
120
Животные обладают лишь способностью произносить нечленораздельные звуки, которые могут
выражать и передавать их эмоциональные состояния: тревогу, ужас или призыв. Речь возникает с
переходом предка человека к трудовой деятельности. С началом регулярного трудового общения у
человека возникла способность отражения сложных связей и отношений окружающего мира и
выражения своих мыслей при помощи речи. Поэтому вполне естественно, что человеческая мысль
связана с речью и ее главным элементом — словом — по происхождению, содержанию и функции.
Мышление и речь выступают в единстве: язык есть не что иное, как выражение самой мысли.
Мышление
Мышление — психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и
явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в
конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.
Выявляя необходимые существенные свойства и связи, отделяя случайное от необходимого,
мышление переходит от единичного к общему. Таким образом, всякое мышление совершается в
обобщениях. В процессе мышления человеком используются различного рода средства, созданные
человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения окружающего мира:
практические действия, образы и представления, символы и язык. Все они являются средствами,
орудиями мышления, характеризуя его опосредованность ими. Мышление часто обозначают как
процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и
отношениях.
Как уже отмечалось, мышление, "думанье" есть только тогда, когда выполняется что-то новое для
человека, приводящее к получению новых знаний о мире. Это первая и главная особенность мышления.
Как психический процесс мышление разделяется на ряд этапов, каждый из которых может
продолжаться разное время. Мышление возникает только тогда, когда человек должен решить какую-
либо задачу. Осознание условий задачи — исходный, первоначальный пункт начала процесса
мышления, после чего начинается поиск способов решения, а затем осуществляется их проверка. В
основе выдвижения решения лежит мысленное предвосхищение неизвестного, и если предположение
подтверждается, то тем самым находится и решение задачи.
121
Другой существенной особенностью мышления является единство его с речью. Мышление не
"связано" с языком, а выражено в нем. Выделяя группы предметов или явлений по их наиболее
существенным признакам, человек всегда обозначает их словом. Почти каждое слово является
понятием и, осваивая язык, человек тем самым овладевает опытом, накопленными многими
поколениями людей. Отражение мышлением наиболее существенных связей и отношений,
существующих между предметами и явлениями действительности, также обычно совершается в
языковых формах.
Источником мыслительной деятельности людей является их реальная жизнь, практика. Труд,
учение, игра — любые виды деятельности человека требуют решения мыслительных задач. Практика
для мышления, также как для ощущений и восприятия, является критерием истины. Обобщения и
выводы, которые делает человек исходя из общих положений, проверяются именно на практике.
Практика является и областью применения результатов мышления.
В психофизиологических исследованиях мышления часто используется метод картирования
внутрикоркового взаимодействия (Иваницкий, 1990, 1997). В основе метода лежат представления о том,
что наличие в спектрах ЭЭГ разных участков коры точно совпадающих частотных пиков является
указанием на наличие в этих областях нейронных групп, работающих в одном ритме и, следовательно,
функционально связанных друг с другом. Испытуемым предъявляются различные мыслительные задачи
с одновременной записью электрической активности мозга.
Установлено, что простой и достаточно симметричный рисунок связей в покое существенно
меняется при умственной работе. Связи начинают сходиться к определенным областям коры —
фокусам взаимодействия. При образном мышлении фокусы локализуются преимущественно в теменно-
височных областях, а при абстрактно-логическом мышлении — в лобных отделах коры. Связи,
подходящие к фокусу, устанавливаются на разных частотах электроактивности, что и лежит в основе
образования фокуса. Можно предполагать, что каждая связь приносит к фокусу от других участков
мозга свою информацию. В фокусе может осуществляться ее информационный синтез, сходный с
таковым при формировании ощущений в проекционных зонах. Основное различие состоит в том, что
место сенсорного сигнала здесь могла занять информация, хранящаяся в оперативной памяти (например
об условиях решаемой задачи), а ведущая роль в процессах информационного синтеза принадлежала не
проекционной, как при возникновении ощущений, а ассоциативной коре.
В фокусе оперативная информация может сопоставляться с информацией из долговременной
памяти, сигналами, приходящими из мотивационных центров. Субъективно все это переживается как
процесс думанья и нахождения ответа. Таким образом одно "кольцо" циркуляции
122
импульсов, как это имело место при ощущении, заменяется здесь множеством колец, которые
замыкаются на один структурный центр. Структура фокуса состоит из групп нейронов с разными
частотными характеристиками, настроенными на соответствующие одинаковые частоты отдаленных
нейронов на периферии.
Операции процесса мышления
Мыслительная деятельность возникает и протекает в виде особых умственных операций (анализа,
синтеза, сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации и систематизации) с последующим
переходом к образованию понятий.
Анализ — мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое
глубже путем изучения каждой его части. Различают два вида анализа: анализ как мысленное
разложение целого на части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков или
сторон.
Синтез — мысленное соединение частей в единое целое. Так же, как в анализе, различают два вида
синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание
различных признаков, сторон, свойств предметов и явлений действительности.
Сравнение — мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их
свойствами или их качественными особенностями.
Абстракция (отвлечение) — мысленное выделение существенных свойств или признаков при
одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений. Мыслить
абстрактно — значит уметь извлечь какой-то момент, сторону, черту или свойство познаваемого
объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями того же объекта.
Обобщение — мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных
для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий в более общие.
Конкретизация — мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства
или признака, иначе — мысленный переход от обобщенного знания к единичному, конкретному
случаю.
Систематизация (классификация) — мысленное распределение предметов или явлений по группам
или подгруппам в зависимости от сходства и различий друг с другом (деление категорий по
существенному признаку).
123
Все мыслительные операции (действия) протекают не изолированно, а в различных сочетаниях.
Прежде чем стать умственными действиями, они были действиями практическими. В самом деле,
прежде чем мысленно "разобрать" или "собрать" конструкцию какой-либо машины, т.е. произвести
умственный анализ и синтез, человек должен сделать это практически. Эти главные мыслительные
операции анализа и синтеза опираются на все другие мысленные действия — сравнение,
абстрагирование, конкретизацию и так далее. Овладевать мыслительными операциями и развивать
мышление важно с раннего детства. В этом отношении очень полезны занятия со строительным
материалом, игры типа "конструктор" и другие.
Виды мышления
Можно выделить три основных вида мышления, которые последовательно появляются у ребенка в
процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление
(генетическая классификация мышления). Главным различием между всеми этими видами мышления
является характеристика тех психических содержаний (форм), на которые опирается мышление при
мыслительных операциях.
Наглядно-действенное (практическое) мышление — вид мышления, которое опирается на
непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их
первичный образ (ощущения и восприятия). При этом происходит реальное, практическое
преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами. Этот вид
мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля
манипулирования. У ребенка в возрасте до года этот тип мышления преобладает. В зрелом возрасте оно
используется для решения задач, возникающих непосредственно в практической деятельности, и
применяется при манипулировании предметами, часто методом проб и ошибок (так называемые
двигательные пробы).
Наглядно-образное мышление — вид мышления, которое характеризуется опорой на
представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует
наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план). В отличие от наглядно-действенного
мышления здесь происходит преобразование ситуации только в плане ее внутреннего (субъективного)
образа, но при этом появляется возможность подбора самых необычных и даже невероятных сочетаний
как самих предметов, так и их свойств. Вместе с наглядными образами используются и знания,
полученные при обучении и воспитании, но в значительно меньшей степени.
124
В процессе индивидуального развития данному уровню развития мышления соответствует
появление у ребенка громкой речи как сопровождения фазы ориентировки — описание ситуации вслух
сначала для получения помощи от взрослых, затем для организации собственного внимания и
ориентировки самого ребенка в ситуации. Речь вначале носит развернутый, внешний характер, а затем
постепенно "свертывается", превращаясь во внутреннюю речь как основу внутренней интеллектуальной
деятельности. Наглядно-образное мышление — база для формирования словесно-логического
мышления.
Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесное, теоретическое) мышление — вид мышления,
которое опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При всех предыдущих видах
мышления мысленные операции осуществляются с той информацией, которую дает нам чувственное
познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений.
Здесь мышление, благодаря абстрагированию, позволяет нам создавать отвлеченную и обобщенную
картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются
словами. Эти мысли, как и элементы чувственного познания, становятся своеобразной формой и
содержанием мышления, и с ними могут совершаться все основные мыслительные операции.
В психологической литературе иногда проводится разграничение между теоретическим и
практическим мышлением по типу решаемых ими задач. Теоретическое мышление ориентировано на
познание законов и правил, а основная задача практического мышления — подготовка физического