Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5193

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

простые  ассоциации (по  созвучию, сходству, смежности, контрасту), мысли  становятся
поверхностными  и  малодоказательными. Высшей  степенью  ускорения  мышления  является  симптом
"скачки идей" — крайняя отвлекаемость с непрерывной сменой тематики высказываний в зависимости
от предметов, случайно попавших в поле зрения. Ускоренное мышление характерно для маниакальных
состояний;

Б) замедленное мышление — уменьшение количества ассоциаций в единицу времени. Мышление

при  этом  хотя  и  сохраняет  свою  целенаправленность, но  также  становится  малопродуктивным —
ассоциативный  процесс  обедняется  и  скудеет. Замедление  ассоциативного  процесса  типично  для
депрессий.

2. Нарушения подвижности мышления:

A) детализированное  мышление — цель  рассуждения  достигается  не  по  краткому  пути, а  через

множество  побочных, второстепенных  ассоциаций, несущественных  деталей  и  подробностей, что
делает мышление неэкономичным;

Б) обстоятельное  мышление — выраженная  детализация, сочетающаяся  с  систематическим

длительным  застреванием  на  побочных  ассоциациях (обстоятельность), но  все  же  при  последующем
возвращении к основной теме мысли — это "лабиринтное", малопродуктивное мышление;

151

B)  вязкое  мышление  —  крайняя  степень  обстоятельности,  при  которой  детализация  до  такой

степени  искажает  основное  направление  мысли, что  делает  ее  практически  непонятной, а  мышление
непродуктивным. Больной обычно сам не может удержать основную линию разговора, так как не может
освободиться от побочных ассоциаций и застревает, "вязнет" в них.

В ряде случаев "застревание мысли" проявляется в том, что больной на любые вопросы дает один

и  тот  же  ответ  или  однообразно  повторяет  одну  фразу. Например, больного  спрашивают: "Как  вас
зовут?". Он  отвечает: "Федор  Степанович". Вопрос: "Где  вы  родились?". Отвечает: "Федор
Степанович". Вопрос: "Сколько  вам  лет?". Ответ: "Федор  Степанович". Такое  нарушение  мышления
называют персеверацией.

Нарушения  подвижности  мышления  характерны  для  эпилептического  слабоумия, других

органических заболеваний мозга.

3. Нарушения целенаправленности мышления:

А) резонерское  мышление — цель  рассуждения  ускользает  от  больного, что  приводит  к

"рассуждательству" по несущественному поводу, пустословию, окружающим непонятно, "зачем" он это
говорит. Содержание — банальные нравоучения, морализованные истины, известные изречения и т.п.
Речь  построена  грамматически  правильно, но  многословна  и  перегружена  причастными  и
деепричастными  оборотами, вводными  словами. Такое  мышление  непродуктивно, не  является
конкретным, т.к. не опирается на опыт и не относится к абстрактному ввиду отсутствия обобщения.

Витиеватость  мышления — пространные  рассуждения  с  употреблением  метафор, сравнений,

цитат, терминов, формул и т.п., что не обязательно и даже не нужно для доказательства данной мысли и
затрудняет  ее  понимание, снижает  продуктивность  мышления. Речь  внешне  логична, но  приобретает
черты необычности и псевдонаучности, что сближает ее с резонерством;

Б) атаксически-ассоциативное ("разорванное") мышление — характерно  полное  отсутствие

логической связи между ассоциациями: то, что должно быть объединено, разъединяется, а разнородное
соединяется. Атаксическое  мышление  обычно  проявляется  в  грамматически  правильно  построенных
фразах: "Пошел в магазин верхом на трехэтажном доме", "Летит крыльями под водой", "Река приобрела
историческую дилемму" и т.п.


background image

Разорванное мышление характерно для больных шизофренией. В начальных стадиях заболевания

кратковременные эпизоды разорванности мышления больной может даже "ощущать" в виде "обрыва",
перерыва мысли или своеобразной "закупорки" мышления с потерей нити разговора (нем. "шперрунг").
Крайним  выражением  разорванности  мышления  является  шизофазия, когда  больные  произносят
бессмысленный  набор  слов. Здесь  нет  связи  не  только  между  отдельными  частями  предложения, но
даже между словами и слогами, речь становится совершенно непонятной и лишенной всякого смысла
— "словесная окрошка", "словесный салат".

152

Шизофазию  следует  отличать  от  инкогеренции  или  бессвязности  мышления (лат. in — частица

отрицания, coheerentia — сцепление, связь), где также имеет  место хаотичность  мышления с набором
отдельных слов. Главное отличие состоит в том, что разорванное мышление с шизофазией возникает на
фоне  ясного  сознания, а  инкогеренция  всегда  является  следствием  помрачения  сознания (обычно  по
типу аменции);

В) паралогическое  мышление — также  нарушается  образование  логических  связей  между

ассоциациями, но в отличие от разорванного мышления, где понятия и представления сочетаются друг с
другом  на  основе  совершенно  случайных  признаков, здесь  мышление  характеризуется  явными
нарушениями  формальной  логики. Больной  приходит  к  совершенно  необоснованным, даже  нелепым
выводам, т.к. в  цепи  рассуждений  происходит "соскальзывание" с  основного  ряда  мышления  на
побочный в силу утраты логической связи между элементами. Точнее, ассоциации здесь возникают не
по  законам  общепринятой  логики, а  на  основе  какой-то  другой, "понятной" только  самому  больному
логики (аутистическая, "кривая логика"). Возникающие при этом связи между понятиями, суждениями
и  умозаключениями  становятся  необычными, поэтому  окружающим  непонятны (мышление  с
"выкрутасами"). Как  случайное  явление  такого  рода  паралогизмы  могут  наблюдаться  в  состоянии
аффекта, нарушающего  логическое  течение  мыслей, а  как  постоянное  расстройство  свойственны
шизофрении.

Соскальзывания  мышления — временами  возникают  внешне  объективно  немотивированные

переходы  логически  и  грамматически  правильно  построенной  мысли  одного  содержания  к другой  по
ложной, неадекватной  ассоциации, несущественному  для  цели  мышления  признаку. После  этого
больные  способны  к  дальнейшему  последовательному  рассуждению, но  допущенной  ошибки  не
исправляют. В  отличие  от  тематической  отклоняемости  по  простым  ассоциациям, отражающим
конкретные свойства  предметов (бывает  при ускоренном  мышлении), соскальзывание осуществляется
по сложным (абстрактным) ассоциациям, которые основной цели мысли неадекватны.

Разноплановость  мышления — постоянная  немотивированная  смена  основания  для  построения

ассоциаций, соскальзывания  мышления  систематичны, мысль  при  этом  лишается  основного
содержания, так  как  в  ней  иногда  объединяются  несочетаемые  понятия. Интеллектуальные  операции
сохранны, инструкция усваивается правильно, но продуктивность мышления значительно снижается из-
за того, что суждения о явлении или факте одновременно складываются как бы на разных уровнях;

153

Г) символическое  мышление. Символика  свойственна  и  нормальному  мышлению, когда  она

отражает культурально общепринятые идеи и взгляды (герб, математические знаки, персонажи басни и
пр.). При патологическом символизме она сугубо индивидуальна и непонятна окружающим. При этом
логическая  переработка  в  рассуждениях  больного  имеется, но  в  общепринятые  понятия, которыми
оперирует  его  мышление,  вложен  иной  смысл,  понятный  только  ему  самому.  В  результате  многие
явления  и  предметы  окружающего  мира  приобретают  для  больного  особое, отличающееся  от
общепринятого, значение.

В начальных стадиях символизм может проявляться аморфностью мышления, где заметна только

нечеткость использования понятий. При этом грамматически правильно построенная речь приобретает


background image

расплывчатый характер, и мысли больного в силу этого окружающим малопонятны — неясно, "о чем"
больной говорит (отличать от резонерства, где неясно, "зачем" говорит это больной).

II. Патология  суждений  и  умозаключений. К  этой  группе  расстройств  относятся  бредовые,

сверхценные, навязчивые и доминирующие идеи.

1. Бредовые  идеи. Бред — обусловленные  болезнью  неправильные, не  соответствующие

истинному  положению  вещей  суждения  и  умозаключения, которые  не  поддаются  влиянию
разубеждения и нарушают адаптацию больного к среде. Важно заметить, что бред всегда возникает на
болезненной основе; он вытекает не столько из знаний и опыта, сколько из внутреннего  аффективно-
психического состояния. Личность охвачена (эмоционально вовлечена) ложным убеждением, хотя оно
и  неприемлемо  для  других  людей  данной  культуры  или  субкультуры  (т.е.  это  убеждение  не  является
религиозным догматом или суеверием).

Такой  бред  также  называют  первичным  бредом, при  его  формировании  часто  можно  заметить

определенную этапность (бредовое настроение, бредовое восприятие и толкование внешних событий с
последующей "кристаллизацией" самой бредовой идеи). При первичном бреде можно даже говорить о
своеобразной  вере  больного  в  свои  болезненные  идеи — он "чувствует", что  он  прав (аналогично
религиозным чувствованиям или при суевериях у здоровых).

Первичный  бред  является  истинным  расстройством  мышления  и  недоступен  пониманию  в

терминах  культурального  и  образовательного  статуса  пациента, что  отличает  его  от  других  видов
убеждений (нормальная  убежденность, доминирующая  или  сверхценная  идея). В  отличие  от
первичного, вторичный  бред (или  бредоподобные, сверхценные  идеи) доступны  пониманию  и
объяснению в  сочетании с другими  психопатологическими  явлениями, такими как галлюцинации или
изменения настроения.

154

По  содержанию  различают  четыре  основные  формы  бреда: 1) бред  с  пониженной  самооценкой

(самоуничижение, греховность, физический недостаток или дисморфомания, нигилистический бред —
убежденность  в  прекращении  функций  тела, их  исчезновении  или  гниении), 2) бред  с  повышенной
самооценкой (разные  виды  бреда  величия, богатства, изобретательства  и  пр.), 3) пресекуторный  бред
(бред преследования) и 4) смешанные формы бреда (кверулянства или сутяжничества, разные варианты
"симптома двойника" и др.).

По  структуре  различают  две  основные  разновидности  бреда: несистематизированный

(отрывочный, образный) и систематизированный (интерпретативный) бред.

Отрывочные  бредовые  идеи  чаще  проистекают  из  расстройств  восприятия (патологических

образов и представлений) и могут быть самого разнообразного содержания (преследования, отравления,
порчи, ревности, изобретательства, величия  и  другие), но  они  существуют  разрозненно  и  не  имеют
заметных тенденций к объединению и логической проработке.

Напротив, систематизированный бред построен на толковании (интерпретации) больным внешних

и  внутренних  событий. Патологические  идеи (суждения  и  умозаключения) здесь  возникают  в
результате  нарушений  логики  на  этапе  бредообразования ("кристаллизации" бреда). Наиболее
систематизирован  паронойяльный  бред, менее — парафренный, а  параноидный  бред  более  близок  к
образному бреду.

• Паронойяльный  бред — больной  опирается  в  мышлении  на  изначально  ложную  посылку

(первичная бредовая идея), но формально правильную, правдоподобную систему доказательств.

• Парафренный  бред — также  систематизирован, но  он  по  своему  содержанию  часто  весьма

необычен  и  формируется  в  тесной  взаимосвязи  с  обманами  восприятия (чаще  всего  это  бред
причудливого, фантастического содержания, который переплетается  с идеями величия, преследования
или крайней греховности и вины).


background image

• Параноидный бред — здесь уже нет достаточной стройности в рассуждениях и строгой селекции

фактов, т.е. в структуре самого бреда имеются противоречия и нелепости.

2. Сверхценные (бредоподобные) идеи. Главная  отличительная  черта  сверхценной  идеи

заключается  в  том, что  в  ее  основе  всегда  лежит  какой-либо  реальный  факт, правда  весьма
незначительный, мелкий. Однако  суждения  и  умозаключения, возникшие  на основе  мелких  фактов, в
сознании больного начинают переоцениваться в их значении и занимать в жизни незаслуженно большое
место. Сверхценные  идеи, в  отличие  от  бредовых, никогда  не  носят  характера  нелепости, и  больного
можно в некоторой степени разубедить в них, правда, на непро-

155

должительное  время. В  практике  врача  общего  профиля  наибольшие  трудности  в  диагностике  и

лечении вызывают сверхценные идеи какого-либо соматического неблагополучия, так как в  их основе
действительно  лежит  какое-либо  незначительное  заболевание, значение  которого  непомерно
переоценивается больным.

Бредоподобные  идеи  часто  возникают  у  больных  с  аффективными  нарушениями, где  они  тесно

спаяны  с  измененностью  настроения  больного. При  пониженном  настроении (депрессия) нередко
возникают  идеи  самообвинения  с  суицидальными мыслями: больной  считает  себя  плохим человеком,
недостойным  даже  жизни. Напротив, при  повышенном  настроении (мания) возникает  склонность  к
переоценке своей личности и больной полагает, что он всех красивее, умнее, способнее.

3. Навязчивые  идеи. Навязчивые  идеи  характеризуются  появлением  в  сознании  неотступных  и

назойливых  мыслей, которые  сам  больной  критически  оценивает  как  болезненные, нелепые  и  не
соответствующие  действительности, но  устранить  их вновь и вновь  повторяющееся  возникновение  не
может. Сам факт этой неодолимой навязанности субъективно тяжело переживается, но также часто эта
отрицательная субъективная окраска навязчивой идеи или представления бывает связана с навязчивым
страхом (фобия) или с навязчивым действием (неодолимая потребность совершить какое-либо действие
или поступок).

Навязчивости могут иметь самое различное содержание. Отдельные виды навязчивостей получили

в  литературе  специальные  названия, например, арифмомания — навязчивое  влечение  к  счету,
ономантомания — навязчивое  вспоминание  имен  когда-то  увиденных  людей. К  группе
пространственных фобий относятся: клаустрофобия (страх закрытых помещений), гипсофобия (боязнь
высоты), аграфобия (боязнь  открытых  пространств); к  группе  нозофобий (боязни  болезней):
канцерофобия, спидофобия, радиофобия (страх  заболеть  раком, сифилисом, лучевой  болезнью); к
группе  социальных  фобий: эрейтофобия (страх  покраснеть), скоптофобия (страх  упустить  кишечные
газы). Реже  встречаются  страхи  покончить  жизнь  самоубийством (суицидофобия), боязнь  острых
предметов (эйхмофобия), страх  перед  кошками (эйлурофобия), цветами (антофобия), молниями
(астрафобия), громом (бронтофобия), змеями (офидофобия), боязнь темноты (ник-тофобия), микробов и
грязи (мизофобия) и множество других.

4. Доминирующие идеи. Доминирующей идеей следует называть такую мысль, которая занимает в

сознании  человека  незаслуженно  большое  место. Доминирующие  идеи  часто  бывают  у  здоровых
людей, когда они усиленно к чему-то стремятся и сосредоточены на достижении цели. Встречаются они
и  у  больных.  Отношение  больных  к  доминирующим  идеям  бывает  разным,  но  иногда  эти  идеи
начинают  их  тяготить. Не  сомневаясь  в  их  правильности, больной  понимает, что  они  совершенно
неправомерно все время владеют им. Эти идеи болезнен-

156

ны  не  потому, что  они  неправильно  отражают  действительность, а  потому, что  какой-либо

реальный факт привлек к себе упорное внимание на слишком долгое время ("прилипание" внимания).
Довольно часто в психиатрической клинике доминирующие идеи предшествуют возникновению других
болезненных идей, в частности бреда.


background image

Воображение

Воображение (фантазия) — познавательный  психический  процесс  создания  нового  образа

(представления) предмета  или  ситуации  путем  перестройки (преобразования) имеющихся  у  человека
представлений.

Воображение  как  своеобразная  форма  отражения  действительности  осуществляет  мысленный

отход  за  пределы  непосредственно  воспринимаемого, способствует  предвосхищению  будущего,
"оживляет" то, что было ранее.

Воображение — это  созидательный  процесс, и  в  нем  принимают  участие  многие  психические

процессы, особенно мышление, память и восприятие. Одновременно само воображение "вмешивается"
в  течение  того  или  иного  психического  акта, как  бы  пронизывая  его  и  придавая  ему  свои
соответствующие черты.

Воображение  является  особой  формой  психической  деятельности  и  занимает  как  бы

промежуточное  положение  между  восприятием, мышлением  и  памятью. Традиционно  его
рассматривают как самостоятельный психический процесс. Однако на этот счет имеются и другие точки
зрения. Одни  психологи  склонны  отождествлять  воображение  с  мышлением, другие — с
представлениями  памяти. В  последнее  время  обозначился  даже  такой  подход: воображение — это
комбинация  не  только образного, но  абстрактного  содержания. Возможно, что не  стоит  резко  менять
устоявшиеся  взгляды  на  воображение, поскольку  утверждение, что  воображение  поглощается
мышлением  или  представлениями, а  также  мнение  о  формировании  воображения  на  абстрактном
материале пока недостаточно доказаны экспериментально.

Подобно  мышлению, воображение — это  аналитико-синтетическая  деятельность, которая

осуществляется  под  направляющим  влиянием  сознательно  поставленной  цели, либо  чувств  и
переживаний, которые владеют человеком в данный момент.

Чаще  всего  воображение  возникает  в  проблемной  ситуации, когда  требуется  быстрый  поиск

решения, опережающий  конкретные  практические  действия  по  ее  разрешению (опережающее
отражение), что также характерно И для мышления. Однако в отличие от мышления, где опережающее
отражение действительности происходит путем опери-

157

рования понятиями, в воображении это происходит в конкретно-образной форме — в виде ярких

представлений. Таким  образом, в  проблемных  ситуациях  существуют  две  системы  опережения
сознанием  результатов  деятельности — это  организованная  система  образов (воображение) и
организованная система понятий (мышление).

Возможность  выбора  и  реконструкции  образов (представлений) или  возможность  новой

комбинации понятий обеспечивают человеку пластичность приспособления к жизненным ситуациям. В
зависимости  от  обстоятельств, которыми  характеризуется  проблемная  ситуация, одна  и  та  же  задача
может  решаться  как  с  помощью  воображения, так  и  с  помощью  мышления. Особенно  велика  роль