Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5787

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

В  качестве  самостоятельных  основных  видов  выделяют  экспрессивную  и  импрессивную  речь,

имеющие разное психологическое строение.

Экспрессивная речь (процесс высказывания — устная или письменная речь) начинается с замысла

(план  высказывания), затем  проходит  стадию  внутренней  речи, которая  обладает "свернутым"
характером, и, наконец, переходит  в  стадию  развернутого  внешнего  высказывания — устного  или
письменного.

Импрессивная  речь (процесс  понимания  речевого  высказывания — устного  или  чтение)

начинается  с  восприятия  сообщения  через  слух  или  зрение, затем  проходит  стадию  декодирования
(выделение единиц информации) и завершается формированием во внутренней речи схемы сообщения
и его понимания.

Внутренняя  речь  недоступна  прямому  наблюдению  и  отличается  свернутостью (в  частности,

опускаются  многие  члены  предложения, происходит "выпадение" гласных  звуков), она  специально
приспособлена к выполнению мыслительных операций и действий в уме.

При анализе устной и письменной речи выделяют следующие лингвистические единицы: фонемы

(исторически сложившиеся смыслоразличительные звуковые единицы языка; набор фонем в различных
языках  различен), лексемы (слова, обозначающие  отдельные  предметы  или  явления), семантические
единицы (обобщения  в  виде  системы  слов, обозначающие  понятия), предложения (сочетания  слов,
обозначающие определенную мысль) и высказывания (законченные сообщения).

164

Основные  закономерности  понимания  устной  речи  и  устного  высказывания  формируются  у

ребенка  до 2-3 лет, в  то  время  как  формирование  чтения  и  письма  происходит  существенно  позднее.
Эти  различия  в  происхождении  и  психологической  структуре  разных  форм  речи  находят  свое
отражение  и  в  их  мозговой  организации. В  речевой  функции  принимают  участие  все  анализаторы:
слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный. Однако наличие общих закономерностей
объединяет  все  виды  и  формы  речи  в  сложную, но  функционально  единую  систему. При  локальных
поражениях мозга (преимущественно левого полушария у правши) нарушения речи распространяются
на все формы речевой деятельности, т.е. возникает системный дефект с преобладанием нарушения того
или иного аспекта речи (Хомская Е.Д., 1987).

Речь и общение

Речь  возникла  в  процессе  исторического  развития  вместе  с  мышлением, и  она  имеет  для  людей

прежде всего коммуникативное, общественное значение. Однако к речи мы прибегаем не только тогда,
когда нам нужно логично аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам, но и для
повседневного общения, взаимодействия по поводу трудовой, учебной, игровой или иной деятельности.
Потребность в совместной деятельности и приводит к необходимости в общении. Общение даже может
обособляться  как  самостоятельная  деятельность, в  которой  человек  эмоционально  заинтересован, и
здесь общение уже выступает для человека как исключительная ценность.

Общение — это обмен информацией, а язык есть система знаков. Мысли и переживания человека

должны  быть  сначала  превращены (закодированы) в  устные (звуки) или  письменные (буквы,


background image

изображения) знаки, чтобы передать их другим людям. Значение (смысл) мыслей и переживаний будет
понятно  людям,  если  они  знают  язык,  на  котором  их  передают.  Общение  между  людьми
осуществляется  не  только  посредством  языка, но  и  при  помощи  многих  других  знаков: научных
символов (в  математике, физике  и  т.д.), знаков  искусства (ноты  в  музыке, символы  изобразительного
искусства), морской  сигнализации, знаков  дорожного  движения. Наука  о  знаках  и  знаковых  системах
(включая языковые знаковые системы) называется семиотикой.

165

Речь — это  процесс  словесного  общения, выражение  какой-либо  мысли. Наиболее  простой

разновидностью  устной  речи  является  диалог. Диалог — это  речь, которая  активно  поддерживается
собеседником, и она "свернута", т.к. в ней многое подразумевается в силу знания и понимания ситуации
партнером. Монологическая  речь — развернутая  речь  человека, обращенная  к  другим  людям. Она
требует  от  говорящего  умения  связанно  и  последовательно  излагать  свои  мысли, придавая  им
законченную  форму. Монологическая  речь  кроме  коммуникативной  функции  несет  в  себе  и
выраженную экспрессивную функцию. Сюда  относятся мимика и жесты, паузы и интонации, которые
подчеркивают отношение говорящего к содержанию разговора.

Письменная  речь  представляет  собой  разновидность  монологической  речи, но  в  отличие  от

монолога  строится  при  помощи письменных  знаков. Первым  видом  письменности, который  появился
еще  в  четвертом  тысячелетии  до  н.э., было  рисуночное (пиктографическое) письмо. Каждая
пиктограмма  отображала  в  виде  рисунка  отдельный  объект, а  последовательность  пиктограмм
напоминала  рассказ  в  картинках. Далее  пиктограмма  сменилась  идеограммой, которая  схематически
отображала  лишь  повторяющиеся  элементы. В  наиболее  полном  виде  идеографическое  письмо
сохранилось только в китайском языке, где имеется около 50 тыс. иероглифов — идеограмм, каждый из
которых  соответствует  одному  слову. В  буквенном (звуковом) алфавите  появляется  возможность
свободной  комбинации  из  ограниченного  набора  элементов (букв) практически  неограниченного
количества слов.

Речь  человека  иногда  называют  его "визитной  карточкой". Она  несет  информацию  о  самых

различных  чертах  личности  говорящего: о  его  происхождении, возрасте, профессии, образовании,
интеллекте  и  т.д. Попытки  выделить  отличительные  особенности  речевого  поведения  и  речевой
деятельности  привели  к  возникновению  в  психолингвистике  нового  объекта  изучения — языковой
личности. Подобные проблемы на практике часто встают перед криминалистами, которые по языковым
характеристикам  должны  установить  авторство  того  или  иного  текста. Следует  также  отметить, что,
претендуя на  языковую исключительность, люди  в  сходных  коммуникативных ситуациях  часто ведут
себя  поразительно  одинаково. Это  связано  и  с  тем, что  говорящие  в  каждый  момент  своей  речевой
биографии  демонстрируют  особенности  группового  речевого  поведения. Носитель  языка  как  бы
фокусирует  в  себе  черты "коллективных  языковых  личностей". Исследованием  различий  в  речевом
поведении представителей разных культур занимается этнолингвистика.

166

Жестовая речь

В  любом  общении  существуют  различные  неречевые  средства, в  частности  жесты, которые

дополняют  или  выражают  отношение  говорящего  к  содержанию  сообщения. Особая  роль


background image

использования  жестов  в  искусстве — пантомима, опера, драма  и  другие. Издавна  использовалась
жестовая  система  общения  у  ряда  племен  североамериканских  индейцев  и  австралийцев  в  условиях
охоты и  войны, такие  системы были  у некоторых монашеских орденов, соблюдавших обет  молчания.
Особо  важное  значение  жестовая  речь  приобретает  у  людей  с  дефектами  слуха. Система  жестового
общения  глухих  имеет  сложную  структуру  и  включает  две  разновидности  жестовой  речи  —
разговорную и калькирующую (Зайцева Г.П., 1991).

Разговорная  жестовая  речь  глухих  совершенно  самостоятельная  система. Долгое  время  не

удавалось  создать  лингвистического  описания  разговорного  жестового  языка, т.к. традиционная
лингвистика оперирует понятиями "часть речи", "существительное", "глагол", а в разговорной жестовой
речи  глухих  нет  возможности  выделить  эти  элементы. Жест  не  звучит, но  он  имеет  свою
конфигурацию, пространственное  положение  и  движение, передающие  все  особенности  и  оттенки
сообщений собеседнику. Состав и количество жестов разговорной жестовой речи очень велико, порой
складывается система общения, которой пользуются только в данной конкретной семье.

Калькирующая жестовая речь имеет иное строение. Жесты здесь являются эквивалентами слов, а

порядок  их  следования  такой  же, как  в  обычном  предложении. Ею  ребенок  овладевает  в  процессе
специального  обучения, и  она  становится  основным  средством  общения  глухих  со  слышащими. В
калькирующей жестовой речи жесты сопровождают устную речь говорящего. Глухие собеседники чаще
всего произносят слова без голоса. Каждое слово, как и отдельные буквы, здесь сопровождается своим
жестовым эквивалентом. Например, дактильный (греч. dactilos — палец) русский алфавит составлен из
жестов одной руки, а английская  дактилология — двуручная. Используются  специальные дактильные
алфавиты и для слепоглухих. В их основе лежат национальные дактильные азбуки. Рука слепоглухого
накладывается на руку говорящего, и он "считывает" дактильную речь. Существует и международный
дактильный алфавит для слепоглухих.

Соотношение мышления и речи

Психология  речи, как  правило, излагается  в  системе  познавательных  психических  процессов,

вслед  за  темой "мышление". Априорно, т.е. без  особых  доказательств, ясно, что  язык  и  мышление
связаны  друг  с  другом.  Однако  соотношение  мышления  и  речи  —  достаточно  сложная  проблема.
Предлагаемые ее решения были самыми разны-

167

ми  —  от  признания  самостоятельности  и  полного  разделения  мышления  и  речи  до  столь  же

однозначного  их  отождествления. В  настоящее  время  преобладающей  является  компромиссная  точка
зрения, согласно которой мышление и речь тесно взаимосвязаны, хотя по генезу и функционированию
они являются относительно независимыми реальностями.

Мышление  и  речь  первоначально  выполняли  различные  функции  и  развивались  отдельно.

Исходной  для  речи  была  коммуникативная  функция. У  маленьких  детей  и  у  высших  животных
обнаруживаются  своеобразные  средства  коммуникации, которые  не  связаны  с  мышлением. Это
выразительные  движения, жесты  и  мимика, отражающие  внутренние  состояния, но  не  являющиеся
знаком или обобщением. Одновременно есть виды мышления, которые не связаны с речью. Мышление


background image

нельзя отождествлять с речью, как отмечают Р. Конечный и М. Боухал (1983), хотя бы уже потому, что
во  многих  случаях  мы  имеем  мысли, к  которым  ищем  дополнительные  слова. Одновременно,
зоопсихологи  элементы  конкретного  практического  мышления  в  процессе  ориентировочного
манипулирования  предметами  обнаруживают  у  ряда  высших  животных, в  частности  у  обезьян. В
филогенезе  мышления  и  речи  отчетливо  вырисовывается  доречевая  фаза  в  развитии  интеллекта  и
доинтеллектуальная фаза в развитии речи.

Становление  речи  у  ребенка  происходит  в  течение  нескольких  отчетливо  различных  периодов:

фонетический  период, когда  ребенок  еще  не  способен  усвоить  звуковой  облик  слова (до 2 лет),
грамматический период, когда слова уже усвоены, но не усвоена структура организации высказывания
(до 3 лет) и  семантический  период, когда  постепенно  начинает усваиваться  понятийная отнесенность,
осознание содержания понятий (после 3 лет вплоть до подросткового возраста).

Таким  образом, в  возрасте  около 2 лет  у  ребенка  между  мышлением  и  речью  наступает

переломный  момент, и  речь  постепенно  становится  механизмом, "орудием" мышления (Выготский
Л.С., 1982). Ребенок, решая  какие-либо  интеллектуальные  задачи, начинает  рассуждать  вслух, у  него
как  бы  появляется  речь, обращенная  к  самому  себе — эгоцентрическая  речь. Эта  внешняя  речь
особенно  заметна  у  детей  среднего  дошкольного  возраста  во  время  игры  и  предназначена  не  для
общения, а  обслуживает  мышление. Постепенно  эгоцентрическая  речь  у  ребенка  исчезает
(свертывается) и превращается во внутреннюю речь. Элементы эгоцентрической речи можно встретить
и у взрослого, когда он, решая какую-либо сложную интеллектуальную задачу, начинает непроизвольно
размышлять вслух и произносит иногда только ему понятные фразы.

168

Теории развития речи

Существует  множество  теорий, объясняющих  развитие  речи  у  человека. Можно  было  бы

допустить, что ребенок учиться правильно строить предложения, подражая взрослым и получая от них
за  это  эмоциональное  подкрепление. Так  считают  сторонники  теорий  научения (бихевиористский
подход  к  развитию  речи). Механизмы  научения  частично  объясняют  появление  у  человека
определенных речевых оборотов и местного акцента.

Однако  в  речи  детей  встречаются  и  весьма  необычные  комбинации  слов (детское

словотворчество), отсутствующие  в  речи  взрослых, и  их  невозможно  усвоить  методом  подражания.
Приходится допустить, что ребенок овладевает чем-то еще, что психологически эквивалентно системе
грамматических  правил. По  мнению  психолингвиста  Н. Хомского (1974), в  мозге  существуют
структуры, определяющие  врожденную  способность (задатки) каждого  человека  к  усвоению  речи. В
частности, хорошо  известно, что  имеются  общие  для  всего  человечества  ограничения  на  длину  слова
или предложения, связанные с объемом кратковременной памяти, а также обязательность трехчленного
строения  мысли (субъект, предикат  и  связка), которые, возможно, и  определяют  фундамент
общечеловеческой "глубинной  грамматики". Критический  период  для  усвоения  основ  языка  также  во
всех культурах одинаков и соответствует возрасту от полутора до трех лет. Данный возраст называется
сенситивным для формирования речи.

Другие  психологи (Sapir, 1921; Wharf, 1956) приходят  к  выводу  об  обусловленности  структуры

языка культуральными особенностями того или иного народа. Язык, характерный для каждой культуры,
формируется в процессе адаптации к жизненным условиям. Например, у эскимосов существует более 10
слов для обозначения разных видов снега.


background image

Известный  отечественный  психолог  Л.С. Выготский (1966) считает  язык  и  речь  человека

социальным  продуктом, который  постепенно  интериоризуется  ребенком  и  становится  главным
"орудием" его мышления и "организатором" поведения в целом. Ж. Пиаже (1932), напротив, полагает,
что  речевое  развитие  ребенка  первоочередно  зависит  от  мышления, а  не  наоборот. Первые
высказывания детей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Наследуется лишь деятельность
интеллекта, а  познание  мира, в  котором  язык  служит  лишь  одним  из  способов  отображения
("регистрации" умственных достижений), формируется при взаимодействии ребенка со средой.

169

Последняя точка  зрения  позволяет  согласовывать  основные положения всех других  концепций и

поэтому  имеет  много  сторонников. К  сожалению, методы, которыми  располагает  наука  в  настоящее
время  для  решения  вопроса о реальных процессах, лежащих в  основе передачи и  понимания речевых
сообщений, еще  чрезвычайно  ограничены. Поиск  строгих  моделей  тех  языковых  структур, которые
отвечают  за  кодирование  и  декодирование  речевых  сообщений, т.е. почему  язык  усваивается,
понимается и воспроизводится людьми, составляет предмет активно развивающейся области науки —
психолингвистики.

Филогенез  языка — это  процесс  возникновения  и  развития  человеческого  языка  вообще, а  не

процесс возникновения и развития языка каждой данной личности. Интересно отметить, что "момент"
филогенетического зарождения языка датируется гипотетически очень отдаленными временами, так что
Парижское лингвистическое общество еще в 1865 году в своем уставе запретило рассмотрение любых
гипотез о  происхождении  языка, как  проблемы "бесполезной" и "непродуктивной". Однако  интерес  к
непознанному оставался, и возникло множество гипотез речевого филогенеза.

1. Теория звукоподражания идет от древнегреческих философов-стоиков. Смысл ее состоит в том,

что  человек  обрел  свой  язык, подражая  звукам  природы. В  любом  языке, например, есть
звукоподражательные  слова, да  и  начала  детской  речи (которая  как  бы  повторяет  этапы  филогенеза)
содержат аналогичные словообразования.

2. Трудовая  теория  происхождения  языка (теория "трудовых  выкриков") возникла  в XIX веке  и

наиболее полно оформилась в трудах Л. Нуаре и К. Бюхера. Сущность этой гипотезы в предположении
о том, что язык возник из звуков, сопровождающих совместную трудовую деятельность. В этой теории
подчеркивается, что  язык  возник  в  процессе  социального  взаимодействия  людей  и  языковые  знаки
вторичны по отношению к невербальным способам коммуникации.

3. Жестовая теория происхождения языка была сформулирована в 19 веке В. Вундтом, а позднее

развита  Н.Я. Марром. На  сегодняшний  день  она  считается  наиболее  убедительной, так  как  имеет
множество  психолингвистических  аргументов  в  свою  пользу. В  частности  ее  подтверждает  анализ
речевого развития ребенка. Прежде чем ребенок овладевает языком как фоно-лексико-грамматической
структурой, он создает особую невербальную (преимущественно жестовую) прото-языковую систему. В
онтогенезе "сначала  был  осмысленный  жест  и  эмоциональная  фонация", а  потом  уже "осмысленный
звук".

Другая область, которая дает факты в  пользу  жестовой теории, это наблюдения и эксперименты,

проведенные в 60-70-е гг. нашего столетия с человекообразными обезьянами (Р. и Б. Гарднеры, Р. Футс,
Д. Примак  и  др.). Результаты  наблюдений  показывают, что  обезьяны  способны  к  научению  в
определенной  степени  жестовой  коммуникации  глухонемых (обучение  звуковому  языку  обезьян
невозможно из-за несовершенства у них строения артикуляционного аппарата). За три года обучения с
11 -месячного возраста шимпанзе по имени Ушо у супругов Гарднеров освоила

170

132 знака  американского  жестового  языка  и "понимала" еще  несколько  сот  других  знаков, с

которыми  люди  обращались  к  ней. Комбинируя  знаки, обезьяны  составляли  го  них  несложные