Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5787
Скачиваний: 35
В качестве самостоятельных основных видов выделяют экспрессивную и импрессивную речь,
имеющие разное психологическое строение.
Экспрессивная речь (процесс высказывания — устная или письменная речь) начинается с замысла
(план высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, которая обладает "свернутым"
характером, и, наконец, переходит в стадию развернутого внешнего высказывания — устного или
письменного.
Импрессивная речь (процесс понимания речевого высказывания — устного или чтение)
начинается с восприятия сообщения через слух или зрение, затем проходит стадию декодирования
(выделение единиц информации) и завершается формированием во внутренней речи схемы сообщения
и его понимания.
Внутренняя речь недоступна прямому наблюдению и отличается свернутостью (в частности,
опускаются многие члены предложения, происходит "выпадение" гласных звуков), она специально
приспособлена к выполнению мыслительных операций и действий в уме.
При анализе устной и письменной речи выделяют следующие лингвистические единицы: фонемы
(исторически сложившиеся смыслоразличительные звуковые единицы языка; набор фонем в различных
языках различен), лексемы (слова, обозначающие отдельные предметы или явления), семантические
единицы (обобщения в виде системы слов, обозначающие понятия), предложения (сочетания слов,
обозначающие определенную мысль) и высказывания (законченные сообщения).
164
Основные закономерности понимания устной речи и устного высказывания формируются у
ребенка до 2-3 лет, в то время как формирование чтения и письма происходит существенно позднее.
Эти различия в происхождении и психологической структуре разных форм речи находят свое
отражение и в их мозговой организации. В речевой функции принимают участие все анализаторы:
слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный. Однако наличие общих закономерностей
объединяет все виды и формы речи в сложную, но функционально единую систему. При локальных
поражениях мозга (преимущественно левого полушария у правши) нарушения речи распространяются
на все формы речевой деятельности, т.е. возникает системный дефект с преобладанием нарушения того
или иного аспекта речи (Хомская Е.Д., 1987).
Речь и общение
Речь возникла в процессе исторического развития вместе с мышлением, и она имеет для людей
прежде всего коммуникативное, общественное значение. Однако к речи мы прибегаем не только тогда,
когда нам нужно логично аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам, но и для
повседневного общения, взаимодействия по поводу трудовой, учебной, игровой или иной деятельности.
Потребность в совместной деятельности и приводит к необходимости в общении. Общение даже может
обособляться как самостоятельная деятельность, в которой человек эмоционально заинтересован, и
здесь общение уже выступает для человека как исключительная ценность.
Общение — это обмен информацией, а язык есть система знаков. Мысли и переживания человека
должны быть сначала превращены (закодированы) в устные (звуки) или письменные (буквы,
изображения) знаки, чтобы передать их другим людям. Значение (смысл) мыслей и переживаний будет
понятно людям, если они знают язык, на котором их передают. Общение между людьми
осуществляется не только посредством языка, но и при помощи многих других знаков: научных
символов (в математике, физике и т.д.), знаков искусства (ноты в музыке, символы изобразительного
искусства), морской сигнализации, знаков дорожного движения. Наука о знаках и знаковых системах
(включая языковые знаковые системы) называется семиотикой.
165
Речь — это процесс словесного общения, выражение какой-либо мысли. Наиболее простой
разновидностью устной речи является диалог. Диалог — это речь, которая активно поддерживается
собеседником, и она "свернута", т.к. в ней многое подразумевается в силу знания и понимания ситуации
партнером. Монологическая речь — развернутая речь человека, обращенная к другим людям. Она
требует от говорящего умения связанно и последовательно излагать свои мысли, придавая им
законченную форму. Монологическая речь кроме коммуникативной функции несет в себе и
выраженную экспрессивную функцию. Сюда относятся мимика и жесты, паузы и интонации, которые
подчеркивают отношение говорящего к содержанию разговора.
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от
монолога строится при помощи письменных знаков. Первым видом письменности, который появился
еще в четвертом тысячелетии до н.э., было рисуночное (пиктографическое) письмо. Каждая
пиктограмма отображала в виде рисунка отдельный объект, а последовательность пиктограмм
напоминала рассказ в картинках. Далее пиктограмма сменилась идеограммой, которая схематически
отображала лишь повторяющиеся элементы. В наиболее полном виде идеографическое письмо
сохранилось только в китайском языке, где имеется около 50 тыс. иероглифов — идеограмм, каждый из
которых соответствует одному слову. В буквенном (звуковом) алфавите появляется возможность
свободной комбинации из ограниченного набора элементов (букв) практически неограниченного
количества слов.
Речь человека иногда называют его "визитной карточкой". Она несет информацию о самых
различных чертах личности говорящего: о его происхождении, возрасте, профессии, образовании,
интеллекте и т.д. Попытки выделить отличительные особенности речевого поведения и речевой
деятельности привели к возникновению в психолингвистике нового объекта изучения — языковой
личности. Подобные проблемы на практике часто встают перед криминалистами, которые по языковым
характеристикам должны установить авторство того или иного текста. Следует также отметить, что,
претендуя на языковую исключительность, люди в сходных коммуникативных ситуациях часто ведут
себя поразительно одинаково. Это связано и с тем, что говорящие в каждый момент своей речевой
биографии демонстрируют особенности группового речевого поведения. Носитель языка как бы
фокусирует в себе черты "коллективных языковых личностей". Исследованием различий в речевом
поведении представителей разных культур занимается этнолингвистика.
166
Жестовая речь
В любом общении существуют различные неречевые средства, в частности жесты, которые
дополняют или выражают отношение говорящего к содержанию сообщения. Особая роль
использования жестов в искусстве — пантомима, опера, драма и другие. Издавна использовалась
жестовая система общения у ряда племен североамериканских индейцев и австралийцев в условиях
охоты и войны, такие системы были у некоторых монашеских орденов, соблюдавших обет молчания.
Особо важное значение жестовая речь приобретает у людей с дефектами слуха. Система жестового
общения глухих имеет сложную структуру и включает две разновидности жестовой речи —
разговорную и калькирующую (Зайцева Г.П., 1991).
Разговорная жестовая речь глухих совершенно самостоятельная система. Долгое время не
удавалось создать лингвистического описания разговорного жестового языка, т.к. традиционная
лингвистика оперирует понятиями "часть речи", "существительное", "глагол", а в разговорной жестовой
речи глухих нет возможности выделить эти элементы. Жест не звучит, но он имеет свою
конфигурацию, пространственное положение и движение, передающие все особенности и оттенки
сообщений собеседнику. Состав и количество жестов разговорной жестовой речи очень велико, порой
складывается система общения, которой пользуются только в данной конкретной семье.
Калькирующая жестовая речь имеет иное строение. Жесты здесь являются эквивалентами слов, а
порядок их следования такой же, как в обычном предложении. Ею ребенок овладевает в процессе
специального обучения, и она становится основным средством общения глухих со слышащими. В
калькирующей жестовой речи жесты сопровождают устную речь говорящего. Глухие собеседники чаще
всего произносят слова без голоса. Каждое слово, как и отдельные буквы, здесь сопровождается своим
жестовым эквивалентом. Например, дактильный (греч. dactilos — палец) русский алфавит составлен из
жестов одной руки, а английская дактилология — двуручная. Используются специальные дактильные
алфавиты и для слепоглухих. В их основе лежат национальные дактильные азбуки. Рука слепоглухого
накладывается на руку говорящего, и он "считывает" дактильную речь. Существует и международный
дактильный алфавит для слепоглухих.
Соотношение мышления и речи
Психология речи, как правило, излагается в системе познавательных психических процессов,
вслед за темой "мышление". Априорно, т.е. без особых доказательств, ясно, что язык и мышление
связаны друг с другом. Однако соотношение мышления и речи — достаточно сложная проблема.
Предлагаемые ее решения были самыми разны-
167
ми — от признания самостоятельности и полного разделения мышления и речи до столь же
однозначного их отождествления. В настоящее время преобладающей является компромиссная точка
зрения, согласно которой мышление и речь тесно взаимосвязаны, хотя по генезу и функционированию
они являются относительно независимыми реальностями.
Мышление и речь первоначально выполняли различные функции и развивались отдельно.
Исходной для речи была коммуникативная функция. У маленьких детей и у высших животных
обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, которые не связаны с мышлением. Это
выразительные движения, жесты и мимика, отражающие внутренние состояния, но не являющиеся
знаком или обобщением. Одновременно есть виды мышления, которые не связаны с речью. Мышление
нельзя отождествлять с речью, как отмечают Р. Конечный и М. Боухал (1983), хотя бы уже потому, что
во многих случаях мы имеем мысли, к которым ищем дополнительные слова. Одновременно,
зоопсихологи элементы конкретного практического мышления в процессе ориентировочного
манипулирования предметами обнаруживают у ряда высших животных, в частности у обезьян. В
филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и
доинтеллектуальная фаза в развитии речи.
Становление речи у ребенка происходит в течение нескольких отчетливо различных периодов:
фонетический период, когда ребенок еще не способен усвоить звуковой облик слова (до 2 лет),
грамматический период, когда слова уже усвоены, но не усвоена структура организации высказывания
(до 3 лет) и семантический период, когда постепенно начинает усваиваться понятийная отнесенность,
осознание содержания понятий (после 3 лет вплоть до подросткового возраста).
Таким образом, в возрасте около 2 лет у ребенка между мышлением и речью наступает
переломный момент, и речь постепенно становится механизмом, "орудием" мышления (Выготский
Л.С., 1982). Ребенок, решая какие-либо интеллектуальные задачи, начинает рассуждать вслух, у него
как бы появляется речь, обращенная к самому себе — эгоцентрическая речь. Эта внешняя речь
особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста во время игры и предназначена не для
общения, а обслуживает мышление. Постепенно эгоцентрическая речь у ребенка исчезает
(свертывается) и превращается во внутреннюю речь. Элементы эгоцентрической речи можно встретить
и у взрослого, когда он, решая какую-либо сложную интеллектуальную задачу, начинает непроизвольно
размышлять вслух и произносит иногда только ему понятные фразы.
168
Теории развития речи
Существует множество теорий, объясняющих развитие речи у человека. Можно было бы
допустить, что ребенок учиться правильно строить предложения, подражая взрослым и получая от них
за это эмоциональное подкрепление. Так считают сторонники теорий научения (бихевиористский
подход к развитию речи). Механизмы научения частично объясняют появление у человека
определенных речевых оборотов и местного акцента.
Однако в речи детей встречаются и весьма необычные комбинации слов (детское
словотворчество), отсутствующие в речи взрослых, и их невозможно усвоить методом подражания.
Приходится допустить, что ребенок овладевает чем-то еще, что психологически эквивалентно системе
грамматических правил. По мнению психолингвиста Н. Хомского (1974), в мозге существуют
структуры, определяющие врожденную способность (задатки) каждого человека к усвоению речи. В
частности, хорошо известно, что имеются общие для всего человечества ограничения на длину слова
или предложения, связанные с объемом кратковременной памяти, а также обязательность трехчленного
строения мысли (субъект, предикат и связка), которые, возможно, и определяют фундамент
общечеловеческой "глубинной грамматики". Критический период для усвоения основ языка также во
всех культурах одинаков и соответствует возрасту от полутора до трех лет. Данный возраст называется
сенситивным для формирования речи.
Другие психологи (Sapir, 1921; Wharf, 1956) приходят к выводу об обусловленности структуры
языка культуральными особенностями того или иного народа. Язык, характерный для каждой культуры,
формируется в процессе адаптации к жизненным условиям. Например, у эскимосов существует более 10
слов для обозначения разных видов снега.
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский (1966) считает язык и речь человека
социальным продуктом, который постепенно интериоризуется ребенком и становится главным
"орудием" его мышления и "организатором" поведения в целом. Ж. Пиаже (1932), напротив, полагает,
что речевое развитие ребенка первоочередно зависит от мышления, а не наоборот. Первые
высказывания детей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Наследуется лишь деятельность
интеллекта, а познание мира, в котором язык служит лишь одним из способов отображения
("регистрации" умственных достижений), формируется при взаимодействии ребенка со средой.
169
Последняя точка зрения позволяет согласовывать основные положения всех других концепций и
поэтому имеет много сторонников. К сожалению, методы, которыми располагает наука в настоящее
время для решения вопроса о реальных процессах, лежащих в основе передачи и понимания речевых
сообщений, еще чрезвычайно ограничены. Поиск строгих моделей тех языковых структур, которые
отвечают за кодирование и декодирование речевых сообщений, т.е. почему язык усваивается,
понимается и воспроизводится людьми, составляет предмет активно развивающейся области науки —
психолингвистики.
Филогенез языка — это процесс возникновения и развития человеческого языка вообще, а не
процесс возникновения и развития языка каждой данной личности. Интересно отметить, что "момент"
филогенетического зарождения языка датируется гипотетически очень отдаленными временами, так что
Парижское лингвистическое общество еще в 1865 году в своем уставе запретило рассмотрение любых
гипотез о происхождении языка, как проблемы "бесполезной" и "непродуктивной". Однако интерес к
непознанному оставался, и возникло множество гипотез речевого филогенеза.
1. Теория звукоподражания идет от древнегреческих философов-стоиков. Смысл ее состоит в том,
что человек обрел свой язык, подражая звукам природы. В любом языке, например, есть
звукоподражательные слова, да и начала детской речи (которая как бы повторяет этапы филогенеза)
содержат аналогичные словообразования.
2. Трудовая теория происхождения языка (теория "трудовых выкриков") возникла в XIX веке и
наиболее полно оформилась в трудах Л. Нуаре и К. Бюхера. Сущность этой гипотезы в предположении
о том, что язык возник из звуков, сопровождающих совместную трудовую деятельность. В этой теории
подчеркивается, что язык возник в процессе социального взаимодействия людей и языковые знаки
вторичны по отношению к невербальным способам коммуникации.
3. Жестовая теория происхождения языка была сформулирована в 19 веке В. Вундтом, а позднее
развита Н.Я. Марром. На сегодняшний день она считается наиболее убедительной, так как имеет
множество психолингвистических аргументов в свою пользу. В частности ее подтверждает анализ
речевого развития ребенка. Прежде чем ребенок овладевает языком как фоно-лексико-грамматической
структурой, он создает особую невербальную (преимущественно жестовую) прото-языковую систему. В
онтогенезе "сначала был осмысленный жест и эмоциональная фонация", а потом уже "осмысленный
звук".
Другая область, которая дает факты в пользу жестовой теории, это наблюдения и эксперименты,
проведенные в 60-70-е гг. нашего столетия с человекообразными обезьянами (Р. и Б. Гарднеры, Р. Футс,
Д. Примак и др.). Результаты наблюдений показывают, что обезьяны способны к научению в
определенной степени жестовой коммуникации глухонемых (обучение звуковому языку обезьян
невозможно из-за несовершенства у них строения артикуляционного аппарата). За три года обучения с
11 -месячного возраста шимпанзе по имени Ушо у супругов Гарднеров освоила
170
132 знака американского жестового языка и "понимала" еще несколько сот других знаков, с
которыми люди обращались к ней. Комбинируя знаки, обезьяны составляли го них несложные