Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5785

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

воображения  в  ситуациях  неопределенности, когда  нет  той  нужной  полноты  знаний, которая
необходима мышлению.

Вероятно, воображение характерно только для человека, и до настоящего времени науке мало что

известно  о  его  механизмах, в  частности  его  анатомо-физиологических  основах. Правда, у  человека
можно  зарегистрировать  физиологические  реакции  на  психологические  состояния, связанные  с
воображением: непроизвольные  микродвижения  при  представлении  о  каком-либо  движении
(идеомоторный акт) или вегетативные реакции, особенно при воображении ситуаций угрозы.

Существуют  индивидуально-типологические  особенности  воображения, тесно  связанные  со

спецификой  памяти, мышления  и  восприятия. Лица  с  художественным  типом  мышления  обладают
большим  разнообразием  фантазии  в  плане  конкретно-образного  восприятия  мира (доминирование
правого  полушария  мозга), а  у  других  отмечается  больше  склонность  к  оперированию  абстрактными
символами и понятиями (доминирование левого полушария мозга).

Виды воображения

Воображение  может  быть  пассивным  и  активным, а  последнее  в  свою  очередь  разделяют  на

воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное) воображение.

Пассивное  воображение  характеризуется  непроизвольностью  своего  возникновения, что

проявляется  в  сновидениях  и  грезах. Правда, грезы  человек  может  вызвать  и  преднамеренно, но  и  в
этом случае возникновение самих образов воображения отличается непроизвольностью.

Отличительная  черта  пассивного  воображения — это  полный  или  почти  полный  отрыв  его  от

практической  деятельности  человека. Продукты, образы  сновидений  и  грез  обычно  неосуществимы  и
являются своеобразной заменой реальности, ее суррогатом. Грезы служат человеку средством "ухода"
от различных жизненных трудностей, выступая в этой роли как особый механизм психологической

158

личностной  защиты. Всем  людям  свойственно  грезить  о  чем-то  радостном, приятном  и

заманчивом, но  преобладание  у  человека  во  всех  продуктах  его  воображения  грез  может
свидетельствовать об определенных дефектах развития личности, ее пассивности.

Активное  воображение  характеризуется  произвольностью, и  человек  при  этом  по  собственному

желанию, усилием  воли  вызывает  у  себя  соответствующие  образы. Активное  воображение  более
ориентировано на практическую деятельность.

При  воссоздающем, репродуктивном  воображении  образ  предмета  или  явления  создается  по  его

словесному  описанию. Это  необходимо  человеку  при  чтении  книг, изучении  различных  схем  и  карт.
Репродуктивное воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

При  творческом, продуктивном  воображении  предполагается  самостоятельное  создание

совершенно  новых  образов  без  опоры  на  готовое  описание. Оно  требует  отбора  из  запасов  памяти
соответствующих представлений и их реконструкции в соответствии с замыслом.


background image

При  творческом  воображении  различают  объективную  и  субъективную  новизну  его  результата.

Если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, что имеется уже в опыте других людей, то
это объективное новое для данного человека и для всех других. Если образы воображения новы только
для самого создателя (он не знал о существовании аналогичных результатов), то их следует относить к
субъективному новому.

Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в

действительности, то  оно  носит  название  фантазии (в  широком  смысле  термины "воображение" и
"фантазия" часто  отождествляются). Понятие "мечта" наиболее  применимо  к  содержанию  образов
воображения, моделирующих  ситуации  и  события, особенно  желательные  и  значимые  для  человека.
Мечты могут стимулировать к активной деятельности, но могут и оставлять человека пассивным, как
бы пребывающим в мире своих мечтаний.

Образы воображения создаются различными способами:

 — агглютинация — "склеивание", синтез  различных, в  повседневной  жизни  несоединяемых

свойств и частей предметов (так строятся сказочные образы — русалка, кентавр);

 — гиперболизация — увеличение  или  уменьшение  величины  предмета, а  также  изменение  его

отдельных частей (сказочные великаны и карлики, многорукие богини);

 — заострение (акцентирование) — подчеркивание  каких-либо  отдельных  признаков (злые

карикатуры и дружеские шаржи);

159

 — схематизация — отдельные  представления  сливаются, различия  сглаживаются, а  черты

сходства выступают четко;

 — типизация — выделение  существенного, повторяющегося  в  однородных  явлениях  с

воплощением его в одиночном образе.

Наиболее  ярко  феномены  воображения  видны  в  художественном  творчестве  людей (например,

импрессионизм и кубизм в живописи, а в литературе — фантастика).

В продуктах воображения, фантазии человека всегда проявляются и его личностные особенности.

Данный факт нашел широкое применение в психологии для создания различных психодиагностических
личностных методик (тест "чернильных пятен" Роршаха и другие проективные тесты).

Знание особенностей воображения необходимо врачу для понимания внутреннего состояния своих

пациентов. Воображение больного в силу имеющихся страхов и опасений за здоровье может искажать
картину имеющейся болезни и ее последствий, хода предстоящей операции. Врач, пользуясь методами
разъяснения, убеждения  и  внушения, должен  направить  воображение  больного  по  оптимистическому
пути. С  помощью  воображения  мы  можем  управлять  многими  психофизиологическими  состояниями
организма. Именно  эти  возможности  воображения  лежат  в  основе  некоторых  психотерапевтических
методик саморегуляции, в частности, аутотренинга.

Некоторые  расстройства  психики  своим  возникновением  иногда  обязаны  чрезмерной

мнительности, впечатлительности и живому воображению больного. Часто непосредственным поводом
для такого заболевания является  неправильно понятое слово врача. Пациент здесь  воображает, что он
заболел  опасной  болезнью  и  у  него  даже "появляются" соответствующие  симптомы. Такие  болезни,
которые  возникают  под  влиянием  неосторожного  слова  врача, принято  называть  ятрогенными
заболеваниями. Сила ятрогенных воздействий врача возрастает при авторитарном, директивном стиле
его отношений с больным.


background image

Ятрогении (от лат. iatros — врач, Bumke О., 1925) — общее название, обозначающее психогенные

расстройства  у  больного  вследствие  неосторожных, ранящих  больного  слов  врача (собственно  ят-
рогения) или  его  действий (ятропатия), медицинской  сестры (соророгения, от  лат. soror — сестра),
других медицинских работников. Пагубные самовлияния, связанные с предубеждениями по отношению
к врачу, страхи  перед  медицинским обследованием, могут  также привести  к подобным  расстройствам
— эгогения (Лакосина  Н.Д., Ушаков  Г.К., 1976). Ухудшения  в  состоянии  больного  под  влиянием
нежелательных воздействий других больных (сомнения в правильно-

160

сти  диагноза, лечения  и  т.п.) обозначают  термином  эгротогения (от aegrotus — больной, Либих

С.С., 1975). Еще в 1937 г. отечественным психологом и психотерапевтом К.К. Платоновым описывались
дидактогении — психогенные расстройства у учащихся, связанные с неосторожными высказываниями
учителя.

Патологические формы воображения и их оценка

В  клинической  практике  врачу  нередко  приходится  встречаться  с  больными, у  которых

психопатологическая  симптоматика  может относиться  как к нарушениям пассивного, так  и  активного
воображения. Однако замечено, что все эти нарушения чаще встречаются у лиц с особым психическим
складом, отличающихся чертами инфантилизма и признаками чрезмерной возбудимости воображения с
наклонностью  к  выдумкам  и  фантазированию. Еще  в 1905 году  эти  личностные  особенности
описывались  французским  психиатром  Эрнестом  Дюпре (1862-1921) как "мифоманическая
конституция".

Патологические  формы  пассивного  воображения. В  психиатрической  и  общесоматической

клинике оценка особенностей пассивного воображения чаще всего требуется у больных при различных
видах снижения уровня бодрствования и состояний помрачения сознания, а также при нарушениях сна
в связи со сновидениями.

Онейроид — сновидное, грезоподобное помрачение сознания, наблюдающееся в результате травм

черепа, острых  инфекционных  заболеваний  с  лихорадкой, интоксикацией  или  при  некоторых
разновидностях  острой  шизофрении. При  этом  у  больного  резко  активизируются  процессы
воображения, причем  создаваемые  им  образы "визуализируются" в  виде  калейдоскопических
фантастических видений, напоминающих псевдогаллюцинации.

Ониризм — больной  перестает  ощущать  различия  образов  воображения  в  сновидениях  с

реальностью. При  этом  увиденное  во  сне  может  не  восприниматься  с  должной  критической  оценкой
утром.  Иногда  при  этом  и  днем  у  больного  возникают  яркие  сновидные  образы,  стоит  только  ему
закрыть глаза. Иногда такие видения бывают и при открытых глазах — грезы по типу сна наяву или сна
с  открытыми  глазами. У  психически  здоровых  лиц  последнее  может  отмечаться  при  ослаблении
деятельности сознания — в полудремотном состоянии или в состоянии аффекта.


background image

Галлюцинации  воображения (Dupre E.,) — разновидность  психогенных  галлюцинаций, фабула

которых вытекает из аффективно значимых и длительно вынашиваемых в воображении идей. Особенно
легко возникает у детей с болезненно обостренным воображением.

161

Бред воображения (Dupre E., Logre J.B., 1914) — является вариантом бредообразования, который

вытекает из склонности к фантазированию у лиц с мифоманической конституцией. Возникает остро —
как  бы  по "интуиции, вдохновению  и  озарению". Восприятие  не  нарушено, больной  полностью
ориентирован относительно места и собственной личности.

Сновидные  эпилептические  приступы (Ducoste, 1889) — сновидения  с  преобладанием  красного

цвета, сопровождающие или заменяющие (эквиваленты) ночной эпилептический припадок. Они всегда
стереотипны — с видением угрожающих образов в виде чудовищ, химер и частей собственного тела. В
дневное  время  такие  сноподобные  состояния (Jackson J.H., 1870) могут  быть  предвестниками (аурой)
припадка  при  височной  эпилепсии, однако  при  этом  все  же  преобладают  явления  дереализации,
феномены "уже  виденного" и "никогда  не  виденного", "насильственные" (не  подавляемые  усилием
воли) фантастические представления.

Патологические  формы  активного  воображения. Главным  признаком  расстройств  активного

воображения является нарушение критичности к его продуктам и (или) их применению. Чаще всего в
клинической  практике  врачу  приходится  сталкиваться  с  феноменом  патологической  лживости  у  ряда
больных — фантастической  псевдологии (pseudologia phantastica). Она  выражается  в  том, что человек
начинает  искренне  верить  в  созданные  им  самим  фантазмы (фантастические  идеи  и  образы). Этот
феномен описан еще в 1891 году А. Дельбрюком как "ложь без нужды с убежденностью в правдивости
высказываемой  лжи". В  современном  понимании  псевдология  рассматривается  в  двух  основных
вариантах.

1. Фантазмы  психотические, где  воображаемое  субъективно  более  устойчиво  принимается  за

истину (например, как при конфабуляциях), и оно может переходить в целые сюжетные псевдологии и
даже  бредоподобные  фантазии. Такие  расстройства  более  характерны  для  различных  органических
заболеваний мозга с грубыми нарушениями памяти (прогрессивного паралича, сифилиса мозга, травм),
а также эпилепсии и шизофрении.

2. Фантазмы непсихотические, где псевдология является сочетанием двух видов фантазирования:

"для  себя" ("бегство" в  мир  мечты  от  действительности) и "для  других" (повышение  собственной
привлекательности), т.е. обладает  как  свойствами  механизмов  психологической  защиты, так  и
свойствами "манипуляционных механизмов" другими людьми (Якубик А., 1982).

Непсихотические  фантазмы  как  разновидность  псевдологии особенно  часто  встречаются  у  лиц  с

истерическими психопатическими наклонностями и "мифоманической конституцией". При этом такой
человек, как и всякий лгун, знает, что он лжет. Однако эта ложь патологическая — она отличается от
обычной тем, что чаще всего бывает явно нецелесообразной, и больной понимает всю ее бесполезность,
но противостоять своей потребности лгать не может. Псевдологи, в отличие от обычных истерических
психопатических  личностей, более  активны  и  в  стремлениях  воплотить  в  жизнь  свои  фантастические
построения, поэтому они чаще вступают в конфликт с законом. Лживость при этом заслоняет у них все
остальные личностные черты.

162

Патологическую  наклонность  к  вымыслам  и  лжи  с  детского  возраста  психиатры  обычно

рассматривают  как проявление частичного инфантилизма. Таким  личностям не  хватает  устойчивости,
зрелости  воли  и  суждений. Привязанности  их  неглубоки, так  как  любят  они  только  себя. Им  чуждо
чувство  ответственности  и  долга. Параллельно  с  созреванием  личности  эти  психопатические
проявления постепенно стихают. К возрасту 40 лет такие явления наблюдаются редко.


background image

При  оценке "патологичности" псевдологии  у  детей  и  подростков (детская  лживость) следует

учитывать  возрастные  особенности  становления  воображения. Ребенок  получает  возможность
полностью  отделить  свои  мечты, детские  фантазии  от  реальности  только  к  подростковому  возрасту.
Если  период  активного  детского  воображения (4-7 лет) по  каким-либо  причинам  затягивается, то
детская лживость постепенно может приобрести социально значимый и даже патологический характер,
особенно в тех случаях, когда она становится постоянным орудием жизненной удачи. Это постепенно
становится фактором деформации личности, патологического личностного развития.

У  здоровых  детей  фантазии  отличаются  подвижностью  и  связаны  так  или  иначе  с  реальностью.

Патологические фантазии чаще всего достаточно стойкие, оторванные от реальности, причудливые по
содержанию и сопровождаются поведенческими нарушениями.

В дошкольном возрасте (чаще в возрасте 3-5 лет) у родителей детей иногда возникают тревоги по

поводу  затянувшегося  игрового  перевоплощения  ребенка  в  образ  какого-либо  персонажа  сказки  или
даже в неодушевленный предмет. Такие случаи требуют консультации специалиста, так как они могут
быть  проявлением  элементарных  форм  деперсонализации  и  нередко  на  смену  им  приходят  иные
психические нарушения (типа симптома психического автоматизма при шизофрении).

В других случаях в играх ребенка начинают доминировать манипуляции с предметами неигрового

назначения — чашки, веревочки, бутылочки. Попытки  родителей  отвлечь  ребенка  от  игр  с  таким
"любимым" предметом безуспешны, здесь уже в фантазировании ребенка усматриваются или элементы
сверхценности и (или) измененности сферы влечений.

Настораживающими в плане возможности психического расстройства у ребенка являются случаи

стойкого  фантазирования  садистического  содержания  и  патологические  фантазии  типа  самооговоров.
Последний тип фантазирования чаще встречается в подростковом возрасте — у мальчиков это обычно
"признания" в каких-либо ограблениях или участии в шпионской деятельности, а для девочек типичны
самооговоры сексуального содержания.

163

Речь и ее функции

По  своему  значению  речь  имеет  полифункциональный  характер. Для  человека  она  является

основным  средством  общения, средством  мышления, носителем  сознания  и  памяти, носителем
информации (письменные  тексты), средством  управления  поведением  других  людей  и  регуляции
собственного  поведения. Речь, как  и  все  высшие  психические  функции  человека, является  продуктом
длительного культурно-исторического развития.

Язык — это  система  условных  знаков, с  помощью  которых  передаются  сочетания  звуков,

имеющие  для  людей  определенный  смысл  и  значение. Если  в  речи  выражается  психология  отдельно
взятого  человека, то  в  языке  отражается  психология  целого  народа, говорящего  на  данном  языке.
Связующим  звеном  между  языком  и  речью  является  значение  слова, которое  выражается  как  в
единицах языка, так и в единицах речи. Значение слова едино для всех людей, а его смысл может носить
сугубо  личностный  характер. При  одинаковых  языковых  значениях  слов  смысл  их  для  разных  людей
может  различаться  в  зависимости  от  тех  сугубо  личных  мыслей  и  чувств, которые  данное  слово
вызывает у человека.