Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5746
Скачиваний: 35
В.Д., 1998). В нашей стране исторически медицинская психология являлась более высоко стоящим
понятием, причем клиническая психология составляет ее основную часть, почти сливающуюся с ней. В
частности, в системе психологических наук, предложенной отечественным психологом К.К.
Платоновым (1972), клиническая психология включена в медицинскую психологию. Многие другие
известные психологи у нас и за рубежом поддерживали аналогичную точку зрения. В таком широком
понимании медицинская психология, как отрасль психологической науки, призвана к изучению
различных проблем медицины в психологическом аспекте и методами психологии. Возникнув на стыке
медицины и психологии, она содержит множество пограничных отраслей знаний, включая
клиническую психологию, патопсихологию, нейропсихологию, психогигиену, психопрофилактику и
другие. При этом подходе под клинической психологией понимается та область медицинской
психологии, прикладное значение которой определяется потребностями клиники — психиатрической,
неврологической, соматической (Блейхер В.М., 1976).
Под медицинской психологией в узком понимании этого термина обычно подразумевается та
сумма психологических сведений, которая вносится в сознание медицинских работников (врачей,
среднего и младшего медицинского персонала), как необходимый компонент их образования и
квалификации. В то время как клиническая психология здесь уже рассматривается более расширенно —
как область профессиональной деятельности психологов, развивающих научную основу для изучения и
использования психологических факторов в предупреждении и преодолении болезней, решения
широкого круга задач, связанных с охраной здоровья населения (Поляков Ю.Ф., 1996).
Следует отметить, что в нашей стране специальное обучение по специальности "клиническая
психология" введено с 1999 года (до этого времени подготовка клинических психологов
осуществлялась в рамках додипломной и последипломной специализации и усовершенствования
психологов общего профиля). В медицинских высших учебных заведе-
18
ниях специальные факультеты медицинской (клинической) психологии стали организовываться в
1998 году (Архангельск) в соответствии с приказом МЗ РФ №391 от 26.11.96 г., где определены условия
подготовки и приведен перечень теоретических знаний и практических навыков медицинского
(клинического) психолога.
Клиническая (медицинская) психология — отрасль психологии, которая сформировалась на стыке
с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в
диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Из этого следует, что клиническая психология
изучает все психологические проблемы больных людей на разных этапах их жизни и болезни, а в более
широком понимании — она изучает весь динамизм благотворных или пагубных влияний многообразно
меняющейся личности человека и межличностных отношений на его здоровье и болезнь. Следует
отметить, что и сама клиническая психология может рассматриваться как самостоятельный раздел
медицины, своеобразная "пропедевтика ко всем клиническим дисциплинам" (Лакосина Н.Д., Ушаков
Г.К., 1976), так как у всех больных вне зависимости от характера заболевания обнаруживаются общие
тенденции реакций психики и личности на свое заболевание. Однако следует помнить, что клиническая
психология разрабатывается не только в связи с конкретными задачами, которые ставятся различными
клиническими (греч. klinike — уход за лежачим больным, лечение на больничной койке), но и другими
медицинскими дисциплинами (социальная медицина, гигиена и организация здравоохранения,
медицинская экология, эпидемиология и другие). Таким путем в клинической (медицинской)
психологии идет становление новых ее аспектов — медико-психологические проблемы семьи, учебного
или производственного коллектива, этнических и других социальных групп.
Кроме изучения психики больного человека, к основным разделам предмета клинической
психологии относится изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских
работников, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики
и лечения заболеваний.
При изучении психики больного главное место в клинической психологии занимает исследование
психологическими методами психических проявлений различных заболеваний и механизмов их
возникновения. Важное значение при этом уделяется изучению роли в возникновении и течении
болезней психогенно-травмирующих и иных психологических факторов, а также исследование
особенностей личностной реакции человека на свое заболевание.
19
При изучении процессов взаимодействия и общения медицинских работников с больными особо
подчеркивается, что пациент для врача не только объект диагностики и терапии, но и субъект со своим
сложным внутренним психологическим миром, индивидуально реагирующий на болезнь и условия
микросоциальной среды. Положительные терапевтические эффекты могут возникать и вне сферы
применения специальных психотерапевтических методов, поэтому особенности формирования
отношений больного в своей микросоциальной среде и с врачом являются существенными элементами
лечения практически любого заболевания.
Отдельного рассмотрения и изучения в клинической психологии требует применение в медицине
различных методов психологического воздействия на больного с конкретными лечебными или
оздоровительно-профилактическими целями. Здесь особо выделяются специальным образом
регулируемые врачом его взаимоотношения с больным. Эти отношения могут становиться
специфическим лечебным фактором и уже выступают как особые психотерапевтические средства для
повышения эффективности лечебных мероприятий.
Первая психологическая клиника была открыта всего через 17 лет после основания В. Вундтом
современной психологии — в 1896 году Лайтнером Уитмером (университет в Пенсильвании, США), его
и Кет-тела учеником. То, что Уитмер практиковал в клинике, не было клинической психологией в том
смысле, какой сегодня вкладывается в это понятие. Его деятельность была посвящена диагностике и
лечению отклонений в умственном развитии школьников. Современная же клиническая психология
занимается более широким диапазоном психологических отклонений людей всех возрастов. Уитмер
читал первый курс клинической психологии и начал издавать с 1907 года первый журнал
"Психологическая клиника" (Psychological Clinic), редактором которого был в течение 29 лет.
Общая
клиническая (медицинская) психология
разрабатывает
проблемы
основных
закономерностей психологии больного человека (критерии нормальной и измененной болезнью
психики), проблемы психологии врача (медицинского работника) и психологии лечебного процесса.
Кроме того, в общей клинической психологии разрабатывается учение о взаимоотношениях
психического и соматического в человеке (психосоматические и соматопсихические взаимоотношения),
медицинские аспекты учения об индивидуальности и этапах постнатального онтогенеза ее, а также
рассматриваются психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской
деонтологии.
20
Частная клиническая (медицинская) психология раскрывает ведущие аспекты психологии больных
при определенных заболеваниях, а также особенности врачебной этики при общении с ними. Например,
отдельному рассмотрению могут быть подвергнуты психологические особенности больных,
страдающих различными соматическими или нервно-психическими заболеваниями, психологические
особенности больных на этапах подготовки, проведения хирургических операций и в
послеоперационный период.
Решению задач установления локализации (топической диагностики) очаговых поражений мозга
служит один из разделов клинической психологии — нейропсихология. В более широком понимании
нейропсихология изучает соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми
структурами и является основой современной психофизиологии.
Основы современной нейропсихологии в нашей стране заложил А.Р. Лурия. Разрабатывая
проблему соотношения мозга и психики, он выдвинул положение о нейропсихологических факторах
как основе (общем радикале) нейропсихологических синдромов. Этот подход был им сформулирован в
виде теории системной динамической локализации высших психических функций. Выделяют три
уровня анализа нейропсихологических факторов:
1) морфологический (указание на те мозговые образования, поражение которых вызывает
определенный синдром);
2) физиологический, функциональный (указание на те физиологические процессы, которые
протекают в определенных мозговых образованиях и объединяются в функциональную единую
систему, ответственную за психическую функцию);
3) психологический (указание на ту роль, которую играет данный фактор в осуществлении разных
психических функций).
Выделены следующие виды факторов: модально-специфические (связанные с вторичными
мозговыми полями); модально-неспецифические (связанные с различными уровнями неспецифической
системы); ассоциативные (связанные с третичными областями коры, прежде всего — конвекситальной);
факторы межполушарного взаимодействия (связанные с серединными комиссурами, объединяющими
полушария мозга); полушарные факторы (обеспечивающие целостные принципы работы каждого
полушария); глубинные подкорковые факторы (связанные с работой базальных ганглиев и других
подкорковых структур); общемозговые факторы (сосудистые, биохимические и другие механизмы,
ответственные за работу мозга как целого). Степень изученности указанных факторов и
соответствующих им синдромов в нейропсихологии различна.
Отдельно следует выделить аналогичную самостоятельность психофармакологии, исследующей
влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека, и психотерапии, изучающей и
использующей средства психического воздействия для лечения больного.
21
Достаточно хорошо разработанным разделом клинической психологии в настоящее время является
также патопсихология, возникшая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии. Патопсихология
изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с
закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Ее следует отличать от
психопатологии как раздела психиатрии, изучающей симптомы и синдромы психических болезней
клиническим методом. Психопатология не только описывает клинические проявления нарушений
психики, но и изучает их механизмы, в том числе и психологические.
В патопсихологии под патопсихопатологическим синдромом понимают патогенетически
обусловленную общность симптомов (отдельных признаков болезненных психических расстройств),
внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных.
В системе иерархии мозговых процессов различают следующие уровни: патобиологический
(нарушения морфологической структуры тканей мозга, биохимических процессов в них),
физиологический (нарушено течение физиологических процессов), пато- и нейропсихологический
(нарушено протекание психических процессов и связанных с ними свойств психики),
психопатологический (клинические симптомы и синдромы психических нарушений).
Патопсихолог направляет свое исследование на изучение и анализ определенных компонентов,
звеньев и факторов, выпадение которых является причиной формирования наблюдаемых в клинике
симптомов.
Из ряда психопатологических регистр-синдромов наибольшее значение в клинике имеют
следующие (Кудрявцев И.А., 1982; Блейхер В.М., 1986 и др.):
шизофренический симптомокомплекс — складывается из таких личностно-мотивационных
расстройств, как изменение структуры и иерархии мотивов, нарушение целенаправленности мышления
(резонерство, разноплановость и др.), эмоционально-волевых расстройств (уплощение и диссоциация
эмоций, парабулии и др.), изменение самооценки и самосознания (аутизм, отчужденность и др.);
психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс — складывается из эмоционально-
волевых расстройств, изменений структуры и иерархии мотивов, неадекватности уровня притязаний и
самооценки, нарушений мышления кататимного типа, нарушений прогнозирования и опоры на
прошлый опыт (в клинике — акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в
значительной мере аномальной почвой психогенные реакции);
органический (экзо- и эндогенный) симптомокомплекс — складывается из симптомов снижения
интеллекта, распада системы прежних знаний и опыта, нарушений памяти, внимания, операциональной
стороны мышления, неустойчивости эмоций, снижения критических способностей (в клинике ему
соответствуют экзогенно-органические поражения головного мозга — церебральный атеросклероз,
последствия черепно-мозговых травм, токсикомании и др. болезни, а также "эндогенно-органические"
расстройства типа истинной эпилепсии, первичных атрофических процессов в головном мозге);
22
олигофренический симптомокомплекс — складывается из неспособности к обучению,
формированию понятий, абстрагированию, дефицита общих сведений и знаний, примитивности и
конкретности мышления, повышенной внушаемости и эмоциональных расстройств.
Особое место в клинической (медицинской) психологии занимает специальная психология (от лат.
special — особый), изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, которое
связано с врожденными или приобретенными дефектами формирования нервной системы. К отдельным
ответвлениям специальной психологии обычно относят психологию слепых (тифлопсихология), глухих
(сурдопсихология) и умственно отсталых (олигофренопсихология).
Психологические знания для медицинских работников имеют важное практическое значение, т.к.
позволяют им оптимально строить взаимоотношения с больными на основе деонтологических
принципов и принципов медицинской этики. Медицинская деонтология (греч. deon — долг) является
наукой о профессиональном поведении, моральном, эстетическом и интеллектуальном облике врача.
Тесно связана с деонтологией, ее целями, задачами и медицинская этика (греч. ethos — привычка,
обычай) как учение о морали, одно из направлений воспитания. Особое место среди этических проблем
медицины занимают вопросы применения в медицине ее новейших достижений — трансплантации
органов, клонирования, генной инженерии и других.
В заключение отметим, что знание психологии больного способствует развитию особого способа
мышления врача, позволяющего ему замечать не отдельные признаки болезни, а человеческую
личность в целом с присущими ей особенностями. Узкая специализация врачей, без знания психологии
больного, нередко приводит к тому, что лечат болезнь, а не больного, забывая о его личностных и
индивидуальных особенностях.
Основные методы исследования в психологии
Решение своих задач психология осуществляет посредством использования определенных
приемов, способов, которые выступают как методы психологического исследования. Методы
психологического исследования также обнаруживают зависимость от основных теоретических
принципов, лежащих в основе предмета психологии, и конкретных задач, которые она решает.
23
Психологическое исследование включает следующие этапы: 1) формулировка проблемы (вопрос о
причинах или факторах, которые определяют существование или специфику того или иного явления);
2) выдвижение гипотезы (предположительный ответ на вопрос, сформулированный в проблеме); 3)
проверка гипотезы на эмпирическом материале; 4) интерпретация результатов проверки. В основном о
методах психологии говорят в связи с третьим этапом — проверкой гипотезы.
Как и все естественные науки, психология располагает двумя основными методами получения
психологических фактов: метод наблюдения (описательный метод) и метод эксперимента. Каждый из
этих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
Описательные методы отводят исследователю роль наблюдателя, который никогда не
вмешивается в наблюдаемое явление и лишь описывает его как можно более объективно. Наблюдение
— это систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики человека в определенных
условиях. Невмешательство исследователя (объект наблюдения не знает, что за ним наблюдают) с
ожиданием, когда интересующие явления проявятся таким образом, что их можно будет зафиксировать
и описать, является наиболее важной характеристикой данного метода.
Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное
(длительное, иногда многолетнее наблюдение за одной и той же группой испытуемых), сплошное
(исследуются все представители изучаемой группы), выборочное (получение информации о больших
группах людей путем изучения только какой-то их части, составляющей репрезентативную, иначе
представительную, выборку) и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится
членом исследуемой группы). Задачами наблюдения могут быть изучение психологических
особенностей не только отдельной личности, но и целого коллектива.
Изучение собственных психических процессов осуществляется путем самонаблюдения
(интроспекции). Самонаблюдение, как субъективный метод, особо противопоставляется методам,
которыми пользуются другие естественные и общественные науки. Однако отрицание самонаблюдения
как особого непосредственного метода исследования психики не ведет к отрицанию самонаблюдения
вообще. Вполне допустимо самонаблюдение как форма словесного отчета о»гом, что человек видит,
слышит, переживает и т.п. Подобный отчет фиксируется так же, как и всякое внешнее объективное
выражение психических состояний человека.
24
С интроспекцией не следует смешивать т.н. рефлексию (размышления и переживания по поводу
собственных психических качеств и состояний), которая по сути является вторичной переработкой
данных самонаблюдения, анализа собственных поступков или умозаключений.
Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования. Заранее определяется,
какие именно психические явления будут интересовать наблюдателя, по каким внешним проявлениям
их можно прослеживать, в каких условиях будет происходить наблюдение и как предполагается
фиксировать результаты.
Наблюдение становится научным методом изучения психики лишь в том случае, если оно не
ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психологической
природы этих явлений. Формой такого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения.
Гипотеза — это высказанное исследователем предположение о наличии (или отсутствии) связей и
зависимостей, существующих между интересующими его объектами и явлениями.