Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5156

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

В.Д., 1998). В  нашей  стране  исторически  медицинская  психология  являлась  более  высоко  стоящим
понятием, причем клиническая психология составляет ее основную часть, почти сливающуюся с ней. В
частности, в  системе  психологических  наук, предложенной  отечественным  психологом  К.К.
Платоновым (1972), клиническая  психология  включена  в  медицинскую  психологию. Многие  другие
известные психологи у нас и за рубежом поддерживали аналогичную точку зрения. В таком широком
понимании  медицинская  психология, как  отрасль  психологической  науки, призвана  к  изучению
различных проблем медицины в психологическом аспекте и методами психологии. Возникнув на стыке
медицины  и  психологии, она  содержит  множество  пограничных  отраслей  знаний, включая
клиническую  психологию, патопсихологию, нейропсихологию, психогигиену, психопрофилактику  и
другие. При  этом  подходе  под  клинической  психологией  понимается  та  область  медицинской
психологии, прикладное  значение  которой определяется  потребностями  клиники — психиатрической,
неврологической, соматической (Блейхер В.М., 1976).

Под  медицинской  психологией  в  узком  понимании  этого  термина  обычно  подразумевается  та

сумма  психологических  сведений, которая  вносится  в  сознание  медицинских  работников (врачей,
среднего  и  младшего  медицинского  персонала), как  необходимый  компонент  их  образования  и
квалификации. В то время как клиническая психология здесь уже рассматривается более расширенно —
как область профессиональной деятельности психологов, развивающих научную основу для изучения и
использования  психологических  факторов  в  предупреждении  и  преодолении  болезней, решения
широкого круга задач, связанных с охраной здоровья населения (Поляков Ю.Ф., 1996).

Следует  отметить, что  в  нашей  стране  специальное  обучение  по  специальности "клиническая

психология" введено  с 1999 года (до  этого  времени  подготовка  клинических  психологов
осуществлялась  в  рамках  додипломной  и  последипломной  специализации  и  усовершенствования
психологов общего профиля). В медицинских высших учебных заведе-

18

ниях специальные факультеты медицинской (клинической) психологии стали организовываться в

1998 году (Архангельск) в соответствии с приказом МЗ РФ №391 от 26.11.96 г., где определены условия
подготовки  и  приведен  перечень  теоретических  знаний  и  практических  навыков  медицинского
(клинического) психолога.

Клиническая (медицинская) психология — отрасль психологии, которая сформировалась на стыке

с  медициной, она  использует  знания  психологических  закономерностей  в  медицинской  практике: в
диагностике, лечении  и  профилактике  заболеваний. Из  этого  следует, что  клиническая  психология
изучает все психологические проблемы больных людей на разных этапах их жизни и болезни, а в более
широком понимании — она изучает весь динамизм благотворных или пагубных влияний многообразно
меняющейся  личности  человека  и  межличностных  отношений  на  его  здоровье  и  болезнь. Следует
отметить, что  и  сама  клиническая  психология  может  рассматриваться  как  самостоятельный  раздел
медицины, своеобразная "пропедевтика  ко  всем  клиническим  дисциплинам" (Лакосина  Н.Д., Ушаков
Г.К., 1976), так как у всех больных вне зависимости от характера заболевания обнаруживаются общие
тенденции реакций психики и личности на свое заболевание. Однако следует помнить, что клиническая
психология разрабатывается не только в связи с конкретными задачами, которые ставятся различными
клиническими (греч. klinike — уход за лежачим больным, лечение на больничной койке), но и другими
медицинскими  дисциплинами (социальная  медицина, гигиена  и  организация  здравоохранения,
медицинская  экология, эпидемиология  и  другие). Таким  путем  в  клинической (медицинской)
психологии идет становление новых ее аспектов — медико-психологические проблемы семьи, учебного
или производственного коллектива, этнических и других социальных групп.

Кроме  изучения  психики  больного  человека, к  основным  разделам  предмета  клинической

психологии относится изучение  закономерностей  общения  и  взаимодействия  больных  и  медицинских
работников, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики
и лечения заболеваний.


background image

При изучении психики больного главное место в клинической психологии занимает исследование

психологическими  методами  психических  проявлений  различных  заболеваний  и  механизмов  их
возникновения. Важное  значение  при  этом  уделяется  изучению  роли  в  возникновении  и  течении
болезней  психогенно-травмирующих  и  иных  психологических  факторов, а  также  исследование
особенностей личностной реакции человека на свое заболевание.

19

При изучении  процессов взаимодействия и общения медицинских работников  с больными особо

подчеркивается, что пациент для врача не только объект диагностики и терапии, но и субъект со своим
сложным  внутренним  психологическим  миром, индивидуально  реагирующий  на  болезнь  и  условия
микросоциальной  среды. Положительные  терапевтические  эффекты  могут  возникать  и  вне  сферы
применения  специальных  психотерапевтических  методов, поэтому  особенности  формирования
отношений больного в своей микросоциальной среде и с врачом являются существенными элементами
лечения практически любого заболевания.

Отдельного рассмотрения и изучения в клинической психологии требует применение в медицине

различных  методов  психологического  воздействия  на  больного  с  конкретными  лечебными  или
оздоровительно-профилактическими  целями. Здесь  особо  выделяются  специальным  образом
регулируемые  врачом  его  взаимоотношения  с  больным. Эти  отношения  могут  становиться
специфическим  лечебным  фактором  и  уже  выступают  как особые  психотерапевтические средства для
повышения эффективности лечебных мероприятий.

Первая  психологическая  клиника  была  открыта  всего  через 17 лет  после  основания  В. Вундтом

современной психологии — в 1896 году Лайтнером Уитмером (университет в Пенсильвании, США), его
и Кет-тела учеником. То, что Уитмер практиковал в клинике, не было клинической психологией в том
смысле, какой  сегодня  вкладывается  в  это  понятие. Его  деятельность  была  посвящена  диагностике  и
лечению  отклонений  в  умственном  развитии  школьников. Современная  же  клиническая  психология
занимается  более  широким  диапазоном  психологических  отклонений  людей  всех  возрастов. Уитмер
читал  первый  курс  клинической  психологии  и  начал  издавать  с 1907 года  первый  журнал
"Психологическая клиника" (Psychological Clinic), редактором которого был в течение 29 лет.

Общая 

клиническая (медицинская) психология 

разрабатывает 

проблемы 

основных

закономерностей  психологии  больного  человека (критерии  нормальной  и  измененной  болезнью
психики), проблемы  психологии  врача (медицинского  работника) и  психологии  лечебного  процесса.
Кроме  того, в  общей  клинической  психологии  разрабатывается  учение  о  взаимоотношениях
психического и соматического в человеке (психосоматические и соматопсихические взаимоотношения),
медицинские  аспекты  учения  об  индивидуальности  и  этапах  постнатального  онтогенеза  ее, а  также
рассматриваются  психологические  проблемы  психогигиены, психопрофилактики  и  медицинской
деонтологии.

20

Частная клиническая (медицинская) психология раскрывает ведущие аспекты психологии больных

при определенных заболеваниях, а также особенности врачебной этики при общении с ними. Например,
отдельному  рассмотрению  могут  быть  подвергнуты  психологические  особенности  больных,
страдающих  различными  соматическими  или  нервно-психическими  заболеваниями, психологические
особенности  больных  на  этапах  подготовки, проведения  хирургических  операций  и  в
послеоперационный период.

Решению  задач  установления  локализации (топической  диагностики) очаговых  поражений  мозга

служит  один из разделов  клинической  психологии — нейропсихология. В более широком понимании
нейропсихология  изучает  соотношение  психических  явлений  с  физиологическими  мозговыми
структурами и является основой современной психофизиологии.


background image

Основы  современной  нейропсихологии  в  нашей  стране  заложил  А.Р. Лурия. Разрабатывая

проблему  соотношения  мозга  и  психики, он  выдвинул  положение  о  нейропсихологических  факторах
как основе (общем радикале) нейропсихологических синдромов. Этот подход был им сформулирован в
виде  теории  системной  динамической  локализации  высших  психических  функций. Выделяют  три
уровня анализа нейропсихологических факторов:

1) морфологический (указание  на  те  мозговые  образования, поражение  которых  вызывает

определенный синдром);

2) физиологический, функциональный (указание  на  те  физиологические  процессы, которые

протекают  в  определенных  мозговых  образованиях  и  объединяются  в  функциональную  единую
систему, ответственную за психическую функцию);

3) психологический (указание на ту роль, которую играет данный фактор в осуществлении разных

психических функций).

Выделены  следующие  виды  факторов: модально-специфические (связанные  с  вторичными

мозговыми полями); модально-неспецифические (связанные с различными уровнями неспецифической
системы); ассоциативные (связанные с третичными областями коры, прежде всего — конвекситальной);
факторы  межполушарного  взаимодействия (связанные  с  серединными  комиссурами, объединяющими
полушария  мозга); полушарные  факторы (обеспечивающие  целостные  принципы  работы  каждого
полушария);  глубинные  подкорковые  факторы  (связанные  с  работой  базальных  ганглиев  и  других
подкорковых  структур); общемозговые  факторы (сосудистые, биохимические  и  другие  механизмы,
ответственные  за  работу  мозга  как  целого). Степень  изученности  указанных  факторов  и
соответствующих им синдромов в нейропсихологии различна.

Отдельно  следует  выделить  аналогичную  самостоятельность  психофармакологии, исследующей

влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека, и психотерапии, изучающей и
использующей средства психического воздействия для лечения больного.

21

Достаточно хорошо разработанным разделом клинической психологии в настоящее время является

также патопсихология, возникшая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии. Патопсихология
изучает  закономерности  распада  психической  деятельности  и  свойств  личности  в  сопоставлении  с
закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Ее следует отличать от
психопатологии  как  раздела  психиатрии, изучающей  симптомы  и  синдромы  психических  болезней
клиническим  методом. Психопатология  не  только  описывает  клинические  проявления  нарушений
психики, но и изучает их механизмы, в том числе и психологические.

В  патопсихологии  под  патопсихопатологическим  синдромом  понимают  патогенетически

обусловленную  общность  симптомов (отдельных  признаков  болезненных  психических  расстройств),
внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных.

В  системе  иерархии  мозговых  процессов  различают  следующие  уровни: патобиологический

(нарушения  морфологической  структуры  тканей  мозга, биохимических  процессов  в  них),
физиологический (нарушено  течение  физиологических  процессов), пато- и  нейропсихологический
(нарушено  протекание  психических  процессов  и  связанных  с  ними  свойств  психики),
психопатологический (клинические симптомы и синдромы психических нарушений).

Патопсихолог  направляет  свое  исследование  на  изучение  и  анализ  определенных  компонентов,

звеньев  и  факторов, выпадение  которых  является  причиной  формирования  наблюдаемых  в  клинике
симптомов.

Из  ряда  психопатологических  регистр-синдромов  наибольшее  значение  в  клинике  имеют

следующие (Кудрявцев И.А., 1982; Блейхер В.М., 1986 и др.):


background image

шизофренический  симптомокомплекс — складывается  из  таких  личностно-мотивационных

расстройств, как изменение структуры и иерархии мотивов, нарушение целенаправленности мышления
(резонерство, разноплановость  и  др.), эмоционально-волевых  расстройств (уплощение  и  диссоциация
эмоций, парабулии и др.), изменение самооценки и самосознания (аутизм, отчужденность и др.);

психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс — складывается  из эмоционально-

волевых расстройств, изменений структуры и иерархии мотивов, неадекватности уровня притязаний и
самооценки, нарушений  мышления  кататимного  типа, нарушений  прогнозирования  и  опоры  на
прошлый  опыт (в  клинике — акцентуированные  и  психопатические  личности  и  обусловленные  в
значительной мере аномальной почвой психогенные реакции);

органический (экзо- и  эндогенный) симптомокомплекс — складывается  из  симптомов  снижения

интеллекта, распада системы прежних знаний и опыта, нарушений памяти, внимания, операциональной
стороны  мышления, неустойчивости  эмоций, снижения  критических  способностей (в  клинике  ему
соответствуют  экзогенно-органические  поражения  головного  мозга — церебральный  атеросклероз,
последствия  черепно-мозговых травм, токсикомании и др. болезни, а также "эндогенно-органические"
расстройства типа истинной эпилепсии, первичных атрофических процессов в головном мозге);

22

олигофренический  симптомокомплекс — складывается  из  неспособности  к  обучению,

формированию  понятий, абстрагированию, дефицита  общих  сведений  и  знаний, примитивности  и
конкретности мышления, повышенной внушаемости и эмоциональных расстройств.

Особое место в клинической (медицинской) психологии занимает специальная психология (от лат.

special — особый), изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, которое
связано с врожденными или приобретенными дефектами формирования нервной системы. К отдельным
ответвлениям специальной психологии обычно относят психологию слепых (тифлопсихология), глухих
(сурдопсихология) и умственно отсталых (олигофренопсихология).

Психологические знания для медицинских работников имеют важное практическое значение, т.к.

позволяют  им  оптимально  строить  взаимоотношения  с  больными  на  основе  деонтологических
принципов  и  принципов  медицинской  этики. Медицинская  деонтология (греч. deon — долг) является
наукой  о  профессиональном  поведении, моральном, эстетическом  и  интеллектуальном  облике  врача.
Тесно  связана  с  деонтологией, ее  целями, задачами  и  медицинская  этика (греч. ethos — привычка,
обычай) как учение о морали, одно из направлений воспитания. Особое место среди этических проблем
медицины  занимают  вопросы  применения  в  медицине  ее  новейших  достижений — трансплантации
органов, клонирования, генной инженерии и других.

В заключение отметим, что знание психологии больного способствует развитию особого способа

мышления  врача, позволяющего  ему  замечать  не  отдельные  признаки  болезни, а  человеческую
личность в целом с присущими ей особенностями. Узкая специализация врачей, без знания психологии
больного, нередко  приводит  к  тому, что  лечат  болезнь, а  не  больного, забывая  о  его  личностных  и
индивидуальных особенностях.

Основные методы исследования в психологии


background image

Решение  своих  задач  психология  осуществляет  посредством  использования  определенных

приемов, способов, которые  выступают  как  методы  психологического  исследования. Методы
психологического  исследования  также  обнаруживают  зависимость  от  основных  теоретических
принципов, лежащих в основе предмета психологии, и конкретных задач, которые она решает.

23

Психологическое исследование включает следующие этапы: 1) формулировка проблемы (вопрос о

причинах или факторах, которые определяют существование или специфику того или иного явления);
2) выдвижение  гипотезы (предположительный  ответ  на  вопрос, сформулированный  в  проблеме); 3)
проверка гипотезы на эмпирическом материале; 4) интерпретация результатов проверки. В основном о
методах психологии говорят в связи с третьим этапом — проверкой гипотезы.

Как  и  все  естественные  науки, психология  располагает  двумя  основными  методами  получения

психологических фактов: метод наблюдения (описательный  метод) и  метод эксперимента. Каждый  из
этих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Описательные  методы  отводят  исследователю  роль  наблюдателя, который  никогда  не

вмешивается в наблюдаемое явление и лишь описывает его как можно более объективно. Наблюдение
— это систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики человека в определенных
условиях. Невмешательство  исследователя (объект  наблюдения  не  знает, что  за  ним  наблюдают) с
ожиданием, когда интересующие явления проявятся таким образом, что их можно будет зафиксировать
и описать, является наиболее важной характеристикой данного метода.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное

(длительное, иногда  многолетнее  наблюдение  за  одной  и  той  же  группой  испытуемых), сплошное
(исследуются  все  представители  изучаемой  группы), выборочное (получение  информации  о  больших
группах  людей  путем  изучения  только  какой-то  их  части, составляющей  репрезентативную, иначе
представительную, выборку) и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится
членом  исследуемой  группы). Задачами  наблюдения  могут  быть  изучение  психологических
особенностей не только отдельной личности, но и целого коллектива.

Изучение  собственных  психических  процессов  осуществляется  путем  самонаблюдения

(интроспекции). Самонаблюдение, как  субъективный  метод, особо  противопоставляется  методам,
которыми пользуются другие естественные и общественные науки. Однако отрицание самонаблюдения
как  особого непосредственного  метода  исследования  психики  не  ведет  к  отрицанию  самонаблюдения
вообще. Вполне  допустимо  самонаблюдение  как  форма  словесного  отчета  о»гом, что  человек  видит,
слышит, переживает  и  т.п. Подобный  отчет  фиксируется  так  же, как  и  всякое  внешнее  объективное
выражение психических состояний человека.

24

С интроспекцией не следует смешивать т.н. рефлексию (размышления и переживания по поводу

собственных  психических  качеств  и  состояний), которая  по  сути  является  вторичной  переработкой
данных самонаблюдения, анализа собственных поступков или умозаключений.

Научное  наблюдение  требует  постановки  четкой  цели  и  планирования. Заранее  определяется,

какие  именно психические явления  будут  интересовать наблюдателя, по  каким внешним  проявлениям
их  можно  прослеживать, в  каких  условиях  будет  происходить  наблюдение  и  как  предполагается
фиксировать результаты.

Наблюдение  становится  научным  методом  изучения  психики  лишь  в  том  случае, если  оно  не

ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет  переход к объяснению  психологической
природы  этих  явлений. Формой  такого  перехода  является  гипотеза, возникающая  в  ходе  наблюдения.
Гипотеза — это  высказанное  исследователем  предположение  о  наличии (или  отсутствии) связей  и
зависимостей, существующих между интересующими его объектами и явлениями.