Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5852
Скачиваний: 35
Подобного рода зависимости оцениваются преимущественно статистическими методами. В
частности, при статистической проверке гипотез часто вычисляют коэффициент корреляции.
Корреляционный анализ позволяет за очень короткое время получить множество данных для
значительного числа испытуемых, однако он не позволяет решить проблемы интерпретации
зависимостей. Недостатки корреляционного анализа связаны с тем, что он позволяет констатировать
наличие какой-то связи между параметрами, но не может доказать, что эта связь представляет собой
причинно-следственную зависимость.
Эксперимент является наиболее эффективным способом выявления причинно-следственной
зависимости между изучаемыми переменными. Эксперимент отличается от наблюдения активным
вмешательством исследователя в ситуацию. При этом осуществляется планомерное манипулирование
одной из переменных, которую называют независимой (ее изменяет исследователь), с последующей
регистрацией сопутствующих изменений в изучаемом явлении (зависимая переменная). Под
переменной понимается любая реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуации.
Таким образом, эксперимент в психологии заключается в том, что намеренно создаются и
видоизменяются условия, в которых действует испытуемый, ставятся перед ним определенные задачи и
по тому, как они решаются, судят о возникающих при этом психических явлениях.
Выделяют две основные разновидности психологического эксперимента: естественный и
лабораторный.
25
При естественном эксперименте обследуемый может даже не подозревать, что он подвергается
психологическому исследованию. Обычность, естественность условий и введение на этом фоне
экспериментальных переменных позволяет исследователю проследить действие этих переменных и тем
самым установить их роль и особенности влияния на изучаемое явление.
Лабораторный эксперимент проводят в специально созданных условиях, часто с применением
аппаратуры. Испытуемый знает, что над ним экспериментируют и действия его определяются
инструкцией.
При проведении эксперимента имеется возможность изучения влияния на изучаемое явление не
одной независимой переменной, а несколькими (фактор). Для статистической обработки результатов
эксперимента в последнем случае применяется дисперсионный анализ (Фишер Р.). Кроме того, при
эксперименте требуется учитывать и другие переменные (промежуточные), которые могут влиять на
результаты исследования. Одни из них можно контролировать (контролируемые переменные — пол,
возраст и др.), а другие контролировать невозможно (например, интерес или безразличие испытуемого к
исследованию, его настроение и пр.).
Даже при строгом обеспечении нужного уровня контроля всех переменных в проводимом
эксперименте искажения возможны за счет ожиданий как экспериментатора, так и испытуемых
(Годфруа Ж., 1992). Убежденность экспериментатора в том, что реакции испытуемых изменятся под
влиянием независимой переменной (например после приема изучаемого препарата), невольно
передается испытуемым, и это может повлиять на их поведение (эффект Розенталя). Аналогичным
образом может проявиться и эффект Хоторна, особенно если испытуемым известна гипотеза
исследования. Они в этом случае ненамеренно будут вести себя в соответствии с ожиданиями
экспериментатора.
Частным случаем эффекта Хортона является "эффект плацебо", обнаруженный врачами (placebo —
безвредное успокаивающее лекарство, пустышка). Если пациент убежден в эффективности препарата
или назначенного режима, у него очень часто можно наблюдать желаемые эффекты, хотя на самом деле
ни препарат, ни режим никакого действия не оказывают.
Для устранения подобных артефактов при проведении психологического эксперимента
используется т.н. двойной слепой метод, когда в неведении относительно принятых гипотез держат
испытуемых, а экспериментатор не знает, введена ли в данном опыте независимая переменная
(например, вместо изучаемого препарата дается внешне похожее, но нейтральное вещество —
"плацебо").
26
Дополнительные методы исследования в психологии
Кроме основных методов исследования в психологии применяется также и ряд дополнительных
методов. К ним относятся метод тестов, моделирование, метод анализа продуктов деятельности
человека и беседа (опрос).
Тестами называют наборы задач и вопросов, которые дают возможность быстро оценить
психическое явление и степень его развития. От других методов исследования тесты отличаются тем,
что они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также особые приемы
их последующей интерпретации. Получаемые количественные результаты всегда сопоставляют с
аналогичными результатами контрольной группы (предварительная стандартизация теста).
В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают интеллектуальные тесты,
тесты достижений и специальных способностей (перцептивных, мнестических, мыслительных,
музыкальных, профессиональных и др.), личностные тесты (интересов, установок, ценностей), а также
тесты, диагностирующие межличностные отношения.
Психодиагностика как отрасль психологии ориентирована на измерение индивидуально-
психологических особенностей личности. Как самостоятельная область психологии она ориентирует
исследователя не на исследование, а на обследование, т.е. постановку психологического диагноза.
Психологический диагноз как основная цель диагностики может устанавливаться на разных уровнях.
Первый уровень — симптоматический (эмпирический) диагноз; он ограничивается констатацией
особенностей или симптомов (признаков).
Второй уровень — этиологический диагноз; он учитывает не только наличие определенных
особенностей, но и причины их возникновения.
Третий уровень — типологический диагноз; он заключается в определении места и значения
выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека.
Современная психодиагностика широко используется в здравоохранении, профориентации,
расстановке кадров, прогнозировании социального поведения, образовании, прогнозировании
психологических последствий изменения среды, судебно-психологической экспертизе, психотерапии.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего явления
другими способами затруднено. Созданная искусственная модель изучаемого феномена должна
повторять его основные параметры и предполагаемые свойства. На модели детально исследуют явление
и делают выводы о его природе.
27
Модели могут быть математическими (выражение или формула, включающая переменные и
отношения между ними), техническими (прибор или устройство, имитирующее изучаемое явление) и
кибернетическими (использование в модели понятий из области информатики и кибернетики).
Метод анализа продуктов деятельности. Продуктами деятельности людей являются созданные ими
различные вещи, написанные книги, письма, изобретения и т.п. По ним можно в известной мере судить
об особенностях деятельности, которая привела к их созданию и включенных в эту деятельность
психических процессах.
Одним из самых распространенных продуктов человеческой деятельности является текст. Кроме
традиционного анализа (понимание, интуиция, осмысление) в психологии широко используют
формализованные методы изучения текстов, в частности процентный контент-анализ. Суть метода
заключается в выделении в тексте ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим
подсчетом их частоты и процентного соотношения по различным частям текста и общим объемом
информации.
Однако наибольшее внимание из продуктов деятельности у психологов всегда вызывали детские
рисунки, а также творчество душевнобольных. Анализ результатов деятельности считается
вспомогательным методом исследования, т.к. он дает надежные результаты только в сочетании с
другими методами (наблюдением, экспериментом).
Детский рисунок. Для раннего детского рисования характерна удивительно устойчивая
последовательность смены этапов развития рисунка. Рисунок ребенка изменяется проходя поочередно
три стадии: каракулей (2-3 года), схемы (4-8 лет) и отсутствия схемы (8-12 лет). До 3 лет ребенок просто
водит карандашом по бумаге и удовлетворяется получаемыми каракулями. Его интересует сам процесс
чирканья. К 4 годам он начинает что-то изображать. До 6 лет дети не понимают пространственного
изображения и рисуют "фризовые композиции" или "вид сверху" (видение в горизонтальном плане).
Они не могут коррегироваться взрослыми и делают рисунки, соответствующие своему возрастному
развитию. Интересно отметить, что особенности детских рисунков проявляются и у взрослых, которым
в гипнозе внушен детский возраст.
К центральным мотивам детских рисунков принадлежит человеческая фигура. Мы с ней
встречаемся приблизительно в возрасте 3,5 года. Вначале ребенок рисует голову (круг или овал) и
непосредственно к ней присоединяет ноги (цефалоид — головоногий человек). Постепенно добавляется
обозначение глаз, рта, носа и бровей, а руки начинают "крепиться" либо к голове, либо непосредственно
к ногам, т.к. изобра-
28
жение туловища появляется в детских рисунках позднее (к 5-летнему возрасту). К 6 годам
прибавляются такие детали, как уши, волосы, а первые признаки одежды сопровождаются элементами
"прозрачности". К 7 годам уточняются пропорции (ноги помещаются ближе друг к другу, руки
присоединяются в правильном месте, появляется намек на шею). К 8 годам ребенок уже умеет рисовать
профильные фигуры человека. В 9 лет пытается изобразить движение, но рисунки все еще остаются
плоскостными. В 10 и 11 лет на рисунках уже появляются попытки накладывать тени, придавать форму
предметам и попытки перспективного охвата. Далее, в последующие годы идет лишь
совершенствование техники рисования, а рисунки в значительной мере будут отражать интересы и
увлечения ребенка.
Создано довольно много "рисовальных тестов", в том числе с формализованными оценками
возрастного развития детей по технике рисования (рисунок дерева, дома, фигуры человека и другие),
сюжетных или тематических рисуночных тестов, тестов "срисовывания" и др.
Творчество душевнобольных. Патологический рисунок можно рассматривать как источник
медицинской информации, т.к. существуют тесные взаимоотношения между состоянием психической
деятельности и творческими особенностями.
Рисункам душевнобольных нередко присущи нарушения пропорций. Однако простая их
констатация недостаточна для правильного заключения. Так называемые диспропорции и деформация
могут определятся специальным желанием автора заострить, акцентировать некоторые детали, т.е.
могут быть оправданы в сугубо художественном отношении (гротеск, экспрессионизм). В детских
рисунках нарушения пропорций могут быть обусловлены не болезнью, а особенностями их возрастного
развития, выражения идей значимости некоторых персонажей.
Тенденция к декоративности тоже может вытекать из замысла художника, но может становиться и
патологическим художественным признаком (шизофрении), когда холодное нагромождение украшений
становится смыслом изображения.
В рисунках больных шизофренией часто отмечают также стереотипию, т.е. повторение мотивов,
направлений, интервалов, форм, цвета и т.п. Однако если стереотипное повторение изображения имеет
монотонный, однообразный, скучный и статичный характер с тщательной прорисовкой деталей — это,
скорее, следствие психомоторных изменений, свойственных эпилепсии и органическим болезням мозга.
При шизофрении стереотипия более легкая, разнообразная, подвижная.
Таким образом, для диагностики по рисунку необходимо учитывать особенности признака, а не
просто его наличие. Нельзя забывать и о некоторых современных тенденциях развития живописи,
влиянии модернистских течений, в силу чего значимость некоторых критериев патологической
живописи, выдвинутых психиатрами прошлого, в известной мере снижается (Хайкин Р.Б., 1992).
29
Метод беседы. Большее значение в медицине придается беседе с пациентом. Беседа как метод
психологического исследования — это выяснение при помощи системы специально подобранных
вопросов тех или иных особенностей психических явлений или психических качеств человека. Можно
выделить следующие разновидности этого метода: сбор анамнеза, интервью и психологические анкеты.
Анамнез (от лат. "по памяти") — сведения о прошлом изучаемого человека, полученные от него
самого (субъективный анамнез) или от хорошо знающих его лиц (объективный анамнез).
Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы на определенные и обычно
заранее приготовленные вопросы. Интервью может иметь различные разновидности в зависимости от
его целей и степени стандартизации. При программном, управляемом интервью имеет место строгое
следование намеченному плану беседы, инициатива на стороне задающего вопросы. Оно дает
возможность хорошей квантификации понятий и сравнения ответов разных обследуемых. Однако
большинство клиницистов отдают предпочтение менее валидным, но при этом более естественным,
частично стандартизированным видам беседы. Такое свободное интервью дает много полезных
сведений косвенным образом, обеспечивает лучший психологический контакт с больным, отличается
высоким психотерапевтическим потенциалом.
Диагностическое интервью. Главным условием успешного проведения беседы или интервью
является создание дружеской атмосферы и привлечение пациента к сотрудничеству, установление
контакта с опрашиваемым. Обычно рекомендуется начинать беседу с нейтральных вопросов, опираясь
на предполагаемое обоюдное согласие по поводу очевидных фактов. Затем следуют вопросы общего
характера, выясняющие главные события его жизни и деятельности. Далее следуют специальные
вопросы, обусловленные задачами интервью.
При психологическом исследовании именно последняя группа вопросов касается внутреннего
мира человека, и исследователь часто здесь сталкивается с сильным психологическим барьером,
проявляющимся в нежелании вообще давать ответы или в стремлении отвечать расплывчато,
неопределенно.
С целью преодоления психологического барьера вопросы не рекомендуется формулировать как
прямые (первый тип вопросов), т.е. непосредственно касающиеся исследуемого предмета (Прямой
вопрос: "Вы боитесь грозы?"). Необходимые сведения о пациенте можно получить, используя
косвенные или проективные вопросы, которые психологически часто являются более приемлемыми и
не вызывают негативных реакций пациента. Косвенные вопросы (второй тип вопросов) затрагивают
интересующую тему опосредованно, и тем самым частич-
30
но снижается и опасность внушения ответа или симуляции (Косвенный вопрос: "Что Вы делаете,
когда бывает гроза?"). Так называемые проективные вопросы (третий тип вопросов) отличаются
проблематичным значением, и часто при ответе на них пациент спонтанно (самопроизвольно)
присоединяет комментарий о себе (Проективный вопрос: "Как Вы думаете, большинство людей боится
грозы?". Комментарий о себе можно вызвать добавочным вопросом типа: "Ну, а как Вы?").
В ряде случаев значительный риск, особенно при обследовании детей, могут представлять
суггестивные вопросы, которые уже своей формулировкой подсказывают ответ (Прямой суггестивный
вопрос ребенку: "Ты любишь папу?"). Этот риск ограничивают косвенным или проективным вопросом,
а также вопросом еще более общего характера ("А что ты мне расскажешь о папе?") или
альтернативной формой вопроса ("Вы с учительницей понимаете друг друга или у тебя с ней бывают
недоразумения?").
Соответствующая стилизация вопроса активизирует выявление таких содержаний, которые в
обычной беседе нередко эмоционально блокируются. Может быть использован для этих целей некий
"предварительный такт" до известной степени приуменьшающий в понимании пациента
неблагоприятное впечатление от собственного ответа (Экспериментатор: "Всем приходится иногда
ссориться... Ну, а как Вы?"). Другой прием стилизации вопроса заключается в том, что
неблагоприятную ситуацию следует принимать как обыденную (Экспериментатор: "А теперь
расскажите мне, с кем Вы иногда ссоритесь?"). Вместо формы вопроса иногда используют
комментарий, являющийся тактичным приглашением к прямому или косвенному сообщению о своем
поведении. Этот комментарий в нужный момент включают в рассказ пациента (Например, в рассказ
пациента о взаимоотношениях с окружающими экспериментатор включает фразу: "Иногда люди также
и ссорятся...").
Во время проведения беседы своими позициями исследователь должен дать почувствовать
пациенту атмосферу снисходительности, так чтобы пациент мог свободно проявлять свои чувства,
исследователь принимает пациента таким, какой он есть.
Исследователь должен относиться тактично и бережно к позициям пациента, он ничего не
осуждает, но также и не оправдывает, и все при этом понимает. К овладению этой ролью ведет
довольно трудный и длинный путь. Здесь ошибочно было бы занимать индифферентное, бесстрастное
положение.
Неопытный исследователь испытывает чувство неуверенности и тревожности при проведении
беседы. В начале интервью со стороны пациента возникают иногда оборонительные реакции —
протест, агрессивность и т.п. Все это отличается большой диагностической ценностью. Опытный
исследователь имеет толкование многих таких признаков, которые начинающий считает балластом:
паузы, побочные ассоциации, отклонения от беседы, неправильное понимание вопроса, признаки
"шока" при некоторых вопросах и др.
31