Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5855

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Наибольшую трудность для исследователя представляет своеобразное умение  улавливать (точнее

— предвосхищать) реакции  пациента  на  вопрос, который  еще  не  задан, но  это  умение  помогает
соответствующим образом менять тактику проведения беседы (Михал В., 1978).

Анкетирование — имеет  место  в  том  случае, когда  вопросы  и  ответы  представляются  в

письменной форме. Интересно отметить, что в психологии метод анкеты применил еще в 1867 г. Чарлз
Дарвин  для  изучения "выражения  душевных  движений  у  диких  народов"; с  этой  целью  он  разослал
специальный опросный лист известным путешественникам и миссионерам.

Анкеты  могут  давать  достоверные  результаты  только  при  тщательной  разработке  предлагаемых

вопросов, часто  при  этом  структурируют  и  сами  ответы, предлагая  испытуемому (в  данном  случае
респонденту) выбор  из  предложенных  вариантов. В  известном  смысле, по  мнению  известного
психолога  Рибо, анкета  может  занимать  промежуточное  положение  между  наблюдением  и
экспериментом. Компетентная  обработка  материала  дает  результаты, более  близкие  к
действительности, чем даже непосредственное восприятие.

32

Глава 2
ПСИХИКА И МОЗГ

Научное познание психической деятельности человека началось, по существу, со второй половины

XIX в. В 1863 году И.М. Сеченов опубликовал работу "Рефлексы головного мозга", где были приведены
убедительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности. Работа И.М. Сеченова
концентрировала внимание исследователей на материальной основе психических процессов.

С  тех  времен  наши  знания  в  этой  области  существенно  обогатились. Появилось  множество

разделов нейронауки, т.е. науки о нервной системе. Если специалисты-неврологи пытаются проникнуть
в  молекулярные, клеточные  и  межклеточные  процессы, с  которыми  связано  взаимодействие  мозга  с
внутренней и внешней средой, то психологи более сосредоточены на изучении поведенческих реакций
организма. На  стыке  психологии  и  других  наук  о  мозге (в  первую  очередь  неврологии  и
нейрофизиологии) выделилась  специальная  отрасль  психологии — нейропсихология, которая  изучает
мозговые  механизмы  высших  психических  функций, таких  как  речь, восприятие  или  абстрактное
мышление.

Изучение  работы  мозга, как  органа  психической  деятельности, по  мнению  отечественного

нейропсихолога  А.Р. Лурия (1973), основывается  на  результатах  использования  трех  методических
процедур: сравнительных анатомических исследований, данных физиологического метода раздражения
отдельных участков мозга или их разрушения, а при исследовании функциональной организации мозга
человека — клинических наблюдений над изменениями поведения больных с локальными поражениями
мозга (при травмах, опухолях и др. заболеваниях).

В современном естествознании доминирующей является теория нейропсихизма, согласно которой

психика есть только  у существ, обладающих нервной системой. Эволюция позвоночных животных на
земле  шла  по  линии  усложнения  строения  и  функционирования  у  них  головного  мозга. Увеличение
относительного  веса  мозга  на  отдельных  ступенях  эволюции  наглядно  демонстрируется  с  помощью
индекса Я.Я. Рогинского (отношение квадрата веса мозга к весу тела): у полуобезьян он составляет 0,13-


background image

1,37; у  низших  обезьян — 0,56-2,22; у  человекообразных  обезьян — 2,03-7,35; у  дельфина — 6,72; у
слона — 9,62; у  человека — 32,0. Эти  цифры  показывают, насколько  большое  место  занимает  мозг
человека в системе его тела, а значит и в организации поведения.

33

Важно  отметить, что  увеличение  объема  и  веса  мозга  связано  не  с  ростом  наиболее  древних,

стволовых отделов, а с развитием больших полушарий. У человека наибольшее развитие получила кора
полушарий, причем наиболее интенсивно формировались новые области коры (неокортекс), которые у
низших  млекопитающих  лишь  едва  намечены. Древние  области  коры — палеокортекс (образования
коры, еще  не  отделенные  от  подкорковых  образований), архикортекс (образования  двухслойной
древней  коры, входящей в  систему "обонятельного мозга") и межуточная  кора (образования, носящие
переходный характер между новыми и старыми отделами) у человека составляют лишь незначительную
часть коры.

Мозг  человека  можно  определить  как  высокоорганизованное  многоуровневое  полисистемное  и

полифункциональное образование со множеством взаимодействующих локальных и общецеребральных
элементов. Общий контроль, координацию и регуляцию режимов  работы мозга осуществляет система
интрацентральной  регуляции, включающая  различные  необходимые  механизмы  и  системы  мозга,
благодаря  чему  достигается  согласованность  работы  мозга  и  обеспечивается  в  конечном  итоге
целостная церебральная и психическая деятельность.

Клеточный уровень организации нервной системы

Простейшими  элементами  мозга (головной  и  спинной  мозг) являются  нейроны  и  глиальные

клетки. Общее  число  нейронов  в  центральной  нервной  системе (ЦНС) составляет  порядка 50
миллиардов (1012). Их распределение в различных образованиях мозга неравномерно.

Структуру нейрона в элементарном виде можно представить себе в виде тела с ядром и двух видов

отростков  —  одного  длинного  (аксон)  и  множества  коротких  (дендритов).  Отростки  выполняют
передачу информации от нейрона к нейрону на короткие и длинные расстояния.

Места соединения (контакты) между нейронами называются синапсами (С. Рамон-и-Кахал, 1911),

а сам  процесс  передачи информации в  этих местах — синаптической  передачей. При  взаимодействии
нейронов пресинаптическая клетка выделяет определенное вещество (нейро-медиатор) на рецепторную
поверхность  постсинаптического  нейрона. Нейромедиатор  замыкает  цепь, осуществляя  химическую
передачу  информации  через  синаптическую  щель — структурный  разрыв  между  передающей  и
воспринимающей клетками в месте синапса.

Отдельный нейрон с дивергентной структурой может посылать сигналы тысяче и даже большему

числу  других  нейронов. Но  чаще  один  такой  нейрон  соединяется  всего  лишь  с  несколькими
определенными нейронами. Точно так же какой-либо нейрон может получать входную информацию от
других  нейронов  с  помощью  одной, нескольких  или  многих  входных  связей, если  на  нем  сходятся
конвергентные пути.

34


background image

Согласно общепринятой точке зрения, передача информации всегда осуществляется антероградно,

т.е. от пресинаптической к постсинаптической клетке. Последнее время появились данные об обратной,
ретроградной  передаче (Jessell, Kandel, 1993) с  помощью  целого  ряда  веществ — от  маленьких
подвижных молекул  окиси азота до больших полипептидов, таких как  фактор  роста  нерва. Полагают,
что обратная передача  в  синапсе обеспечивает  большую пластичность синапсов  при развитии  мозга и
научении (сохранение или потенцирование активных синапсов в нейронных сетях).

Все живые клетки обладают свойством "электрической полярности". Это означает, что внутренняя

часть клетки испытывает относительный недостаток положительно заряженных частиц и поэтому, как
мы  говорим, отрицательно  заряжена  относительно  наружной  стороны  клетки. Этот  отрицательный
заряд  возникает  потому, что  плазматическая  мембрана  проницаема  не  для  всех  солей  в  равной  мере.
Некоторые ионы, например К+, обычно проникают сквозь мембрану легче, чем другие (Na+ или Са+).
Внеклеточные жидкости содержат много натрия и мало калия, а внутри клетки соотношение обратное.
Поддержание  трансмембранной  ионной  полярности  осуществляется  специальным  мембранным
механизмом ("натрий-калиевый насос"), который получает энергию от митохондрий.

Электрически  возбудимые  клетки, в  частности  нейроны, обладают  способностью  регулировать

свой  внутренний  потенциал. При  воздействии  некоторых  веществ  свойства  мембраны  изменяются —
внутренность  клетки  начинает  терять  свой  отрицательный  заряд, происходит  кратковременная
деполяризация, причем на 1/1000 сек внутренность клетки становится заряженной положительно. Этот
переход  от  обычного  отрицательного  состояния  содержимого  клетки  к  кратковременному
положительному  называют  потенциалом  действия, или  нервным  импульсом, который  передается  по
аксону  на  значительные  расстояния. Измерения  показывают, что  каждая  нервная  клетка  имеет
отрицательный заряд порядка 40-65 мВт.

Электрический  импульс  через  синапс  не  проходит, но  вызывает  выделение  медиатора (известно

около 100 веществ, которые выполняют эту функцию). Определенный нейрон использует один и тот же
медиатор  во  всех  своих  синапсах. Существует  два  типа  синапсов — возбуждающие  и  тормозные. В
первом  случае  одна  клетка  приказывает  другой  переходить  к  активности, а  во  втором, наоборот,
затрудняет активацию клетки, которой передается сигнал. Амплитуда пост-синаптического потенциала
может достигать 20 мВт.

35

Одним  из  удивительных  видов  электроактивности  нейрона  являются  пейсмекерные  потенциалы

(Arvanitaki A., Chalazonitis H., 1955). Это осциллирующие потенциалы нервной клетки, не связанные с
поступлением  к  ней  синаптических  влияний. Иногда  они  могут  самопроизвольно  принимать  такой
размах, что  превышают  критический  уровень  потенциала  действия. Некоторые  гормоны  и  другие
вещества могут  влиять  на  эту внутреннюю  активность нервной клетки. Принципиально важно то, что
пейсмекерный  потенциал  превращает  нейрон  из  простого  сумматора  синаптических  влияний  в
своеобразный  управляемый  генератор  импульсов. Полагают, что  пейсмекерный  потенциал  является
компактным  способом передачи внутринейронной генетической информации другим  нейронам, в  том
числе и эффекторным, обеспечивающим поведенческую реакцию (Bullock, 1984).

Пространство  между  нервными  клетками  и  их  отростками  заполнено  опорными  клетками —

глией. Глиальных клеток в 5-10 раз больше, чем нейронов. Наиболее распространены среди глиальных
клеток астроциты, названные так за их звездчатую форму. Считается, что они очищают внеклеточные
пространства от  избытка  медиаторов  и  ионов, доставляют  глюкозу  нейронам  и  др. Глиальные  клетки
другого типа (олигодендроциты) обеспечивают "электрическую изоляцию" проводников, т.к. содержат
миелин в виде плотной оболочки.


background image

Структурная организация нервной системы

В структурном плане выделяют центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную

систему. ЦНС  включает  головной  мозг, ствол  мозга  и  спинной  мозг. Все  остальное  относится  к
периферической  нервной  системе, которую  обычно  подразделяют  на  соматическую  и  вегетативную
(автономную). Соматическая  система  состоит  из  нервов, идущих  к  чувствительным  органам  и  от
двигательных  органов. Вегетативную  систему  называют  еще  висцеральной, т.к. она  управляет
внутренними  органами тела (лат. viscera — внутренности). Соматическая нервная  система активирует
произвольную мускулатуру (называемую также поперечно-полосатой из-за поперечной ис-черченности
ее  волокон). Вегетативная  нервная  система  иннервирует  так  называемую  непроизвольную (или
гладкую) мускулатуру.

36

Центральная нервная система

ЦНС  состоит  из  головного  мозга, ствола  мозга  и  спинного  мозга. Спинной  мозг — это  тяж  из

нервных волокон, идущий посредине тела и защищенный костной структурой. Он служит связующим
звеном  между  головным  мозгом  и  периферической  нервной  системой. Самостоятельно  спинной  мозг
осуществляет лишь ряд очень простых рефлексов (например, коленный рефлекс). В обычных условиях
все реакции контролирует головной мозг.

Головной мозг можно подразделить на передний, средний и задний мозг. Передний мозг включает

в  основном  кору  двух  полушарий  мозга, а  также  еще  четыре  относительно  небольших  образования:
миндалину (названную так за свою ореховидную форму), гиппокамп (напоминает по форме морского
конька), базальные ганглии (полосатое тело, бледный шар, субталамическое ядро, черная субстанция) и
перегородку, которая  образует  стенку  между  двумя  желудочками  мозга. Средний  мозг  включает
таламус  и  гипоталамус. Задний  мозг  составляется  из  варолиева  моста, продолговатого  мозга, ствола
мозга и мозжечка.

P.D. MacLean (1964) считает, что  головной  мозг  человека  произошел  и  развился  из  трех  типов

мозга, которые могут быть охарактеризованы как "мозг рептилий", или археокортекс (древний мозг) —
центральное  образование, включающее  базальные  ганглии; "мозг  низших  млекопитающих", или
палеокортекс (старый  мозг) — промежуточный  слой, включающий  лимбическую  систему  и "мозг
высших  млекопитающих",  или  неокортекс  (новый  мозг)  —  внешний  слой,  включающий  кору  и
связанные с нею стволовые структуры мозга.

Развитие "третьего мозга" продолжалось в эволюционном плане сравнительно короткое время —

не более 1 млн лет. Возможно, как это считают некоторые ученые (Laborit H., 1979), "третий мозг" за
это  короткое  время  не  смог  установить надежного  контроля  за  деятельностью  более  древних  отделов
мозга. Этим, возможно, и объясняются многочисленные конфликты между удовлетворением влечений и
"разумным" поведением, которые постоянно переживает человек.


background image

В  процессе  эволюции  мозга  его  полушария  приобретали  все  большую  специализацию, что

проявилось  в  предпочтительном  пользовании  человеком  правой  рукой (90% людей), расположении
центров  речи  в  левом  полушарии (у 92% людей), полярности  эмоциональных  состояний (правое
полушарие — отрицательные  эмоциональные  состояния, а  левое — положительные) и  ряде  других
особенностей.

Существуют  также  некоторые  морфологические  и  функциональные  отличия  мозга  у  мужчин  и

женщин. В частности, у женщин  в  определенном  участке мозолистого тела  больше  нервных волокон,
чем  у  мужчин. Это  может  означать, что  нервные  связи  между  полушариями  у  них  более
многочисленные, что способствует лучшему взаимодействию полушарий. Возможно, этим объясняется
ряд половых различий в поведении и особенностях психических функций у мужчин и женщин.

37

Афферентная и эфферентная нервная система

Способность  ощущать  и  двигаться — это  два  основных  свойства  всех  животных  организмов  от

самых  простых  до  самых  сложных. Существа, обладающие  нервной  системой, в  своих  способностях
ощущать  и  двигаться  далеко  превосходят  более  простые  организмы, не  имеющие  нервов. Нервные
клетки  сенсорных (афферентных) и  двигательных (эфферентных) систем  должны  тесно
взаимодействовать между собой, чтобы эти системы в функциональном плане обеспечивали адекватное
приспособление  к  условиям  среды  обитания. Афферентные  системы  перерабатывают  информацию,
поступающую  в  мозг  от  рецепторов, а  эфферентные  системы — информацию, идущую  от  мозга  к
эффекторам (мышцы, железы). Структурная  организация  тех  и  других  систем  обнаруживает  черты
сходства, а  их  взаимодействие  осуществляется  модулирующими  нейронами, связанными  с
переработкой информации, циркулирующей между афферентной и эфферентной подсистемами.

Сенсорная (афферентная) система  начинает  действовать  тогда, когда  какое-либо  явление

окружающей  среды (стимул  или раздражитель) воздействует  на  рецептор (чувствительный нейрон). В
каждом  рецепторе  воздействующий  физический  фактор (свет, звук, тепло, давление) преобразуется  в
потенциал действия, нервный импульс. Нервные импульсы, вырабатываемые рецепторами, передаются
по сенсорному волокну в перерабатывающий центр, куда сходится информация от группы рецепторов.
Само  поступление  сенсорных  импульсов  в  зоны  переработки  означает, что  произошло  событие,
относящееся  к  данному  сенсорному  каналу. Частота  импульсов  и  общее  количество  рецепторов,
передающих  импульсы, отражают  силу  стимула, размеры  объекта  и  другие  его  характеристики. В
последующих  интегративных  центрах  сенсорной  системы  может  добавляться  информация  от  других
рецепторов (ощущения другой модальности), а также информация памяти о сходном прошлом опыте. В
какой-то  момент  природа  и  значение  того, что  мы  ощущаем, определяется  в  результате  осознанной
идентификации, которую мы называем  восприятием. После  этого наступает время действия, если  оно
необходимо.

Таким  образом, рецептор — это  периферический  конец  анализатора, где  производится  грубый

анализ  стимула,  а  центральный  конец  анализатора  находится  в  коре  головного  мозга,  где  и
осуществляется  тонкий, качественный  анализ  информации, поступающей  от  детекторов  стимула. По
этой схеме работают все сенсорные системы. Точно так же мы можем проанализировать деятельность
моторной  системы, как  сходно организованной  нервной  сети, по  которой  циркулируют  импульсы, но
только  в  обратном  направлении. Все  сказанное  является  физиологической  основой, базисом
зарождающихся психических процессов.