Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5800
Скачиваний: 35
Концентрация
внимания — свойство, выражающееся
в
степени
интенсивности
(сосредоточенности) внимания на одном объекте или ограниченном круге своих представлений,
переживаний, мыслей. Поглощенность
объектами
сосредоточения
делает
человека
высокопомехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей или дел, в которые он
погружен, он не замечает шума и других отвлекающих раздражителей.
Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения концентрированного внимания.
Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании
объекта внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин — значимости дела,
интереса к нему, навыков и тому подобное.
Переключаемость внимания характеризуется быстротой произвольного перехода внимания на
новый объект или от одного действия к другому, сохраняя при этом высокую степень концентрации на
нем.
Выделяют ряд показателей переключаемости внимания:
1) время, затрачиваемое на переключение внимания;
2) продуктивность (производительность) работы по сравнению с объемом ее или временем
выполнения определенного объема работы без переключения внимания;
3) качество, т.е. точность или наличие ошибок, обусловленных переключением.
В отличие от полного (завершенного) переключения, неполное (незавершенное) переключение не
сопровождается возникновением такой степени сосредоточения, которая необходима для нового дела
или объекта внимания. При неполном переключении тормозящее влияние предыдущей деятельности
чаще проявляется в том, что новая работа может выполняться по правилам, отвечающим специфике
старой.
Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Эффективность
переключения зависит от особенностей объектов внимания, значимости работы или интереса к ней, а
также от индивидуально-типологических особенностей подвижности нервных процессов. Слишком
частое переключение (как, впрочем, и однообразная, требующая длительного сосредоточения внимания
работа) может приводить к быстрому утомлению. Возможно повышение показателей переключения
путем специальных упражнений.
259
Распределяемостъ внимания определяется возможностью выполнения двух и более действий
одновременно, рассосредотачивая внимание между ними. Уровень распределения внимания зависит от
ряда условий: от однородности или разнородности совмещаемых видов деятельности, их сложности,
степени их привычности. Труднее совмещать два вида умственной деятельности и более эффективно
распределение внимания при одновременном выполнении моторной и умственной деятельности.
Отвлекаемость внимания связана с непроизвольными колебаниями его уровня. Непроизвольные
флуктуации внимания особенно хорошо заметны при сосредоточении на раздражителях пороговой
силы. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышимому тиканью механических часов, мы слышим
звук то более, то менее отчетливо. Колебания внимания легко прослеживаются и при восприятии
конкурирующих (двойственных) изображений. Такие непроизвольные флуктуации внимания при
восприятии простых объектов длятся не более 2-3 секунд (максимум — 12 секунд). Их рассматривают
как колебательный процесс, связанный с самонастройкой сенсорных систем, обеспечивающих
регулирование их "пропускной способности".
Эти физиологически обусловленные флуктуации внимания следует отличать от отвлекаемости на
посторонние раздражители. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, неожиданные,
прерывистые, а также связанные с эмоциями. При длительном выполнении однообразной работы
действие побочных раздражителей усиливается по мере нарастания утомления.
Развитие внимания у детей
Первые проявления сосредоточенности младенца начинают фиксироваться на 10-12-й день жизни,
и к концу первого месяца он уже может следить в течение нескольких секунд за ярким блестящим
предметом, движущимся на расстоянии около метра от его глаз. К 6-месячному возрасту увеличивается
как длительность зрительного
260
сосредоточения, так и дальность расстояния до фиксируемого предмета. Ребенка привлекают не
только яркие, подвижные предметы, но и звуки, а начиная со 2-го месяца возрастает и длительность
сосредоточения на звуках. На 2-3 месяце жизни внимание ребенка наиболее легко привлекает человек и
его голос. Сосредоточение на словах взрослого — результат и необходимое условие развития слушания,
а затем и разговорной речи ребенка.
К 2-му году жизни ребенок уже может сосредоточенно заниматься с разными предметами в
течение 8-10 минут, однако устойчивость внимания у маленьких детей слабая. Например, трехлетний
ребенок за 12 минут 8 раз переменил предмет своей игры, а длительность сосредоточения на одном
объекте не превышала 2 минут. Внимание ребенка более легко привлекается ярким, сильным или новым
раздражителем, и он еще не может сам, произвольно менять направленность внимания. У маленьких
детей и очень узкий объем внимания. Если ребенок держит в руках игрушку и ему показали другую, он
отпускает первую и тянется за второй. Если трехлетнему ребенку что-то рассказывают, он перестает
есть. Распределение внимания между двумя предметами или действиями маленьким детям совершенно
недоступно.
В дошкольном возрасте происходит расширение объема внимания и рост его устойчивости,
формируется произвольное внимание. Расширение объема внимания проявляется в том, что ребенок
старшего дошкольного возраста может воспринять уже не один предмет, однако у 4-6-летних детей
объем внимания еще недостаточен для различения сложных или малоотличимых друг от друга объектов
(например, буквенных или цифровых знаков).
Нарастание устойчивости внимания проявляется у детей в увеличении продолжительности игр.
Если годовалые дети сохраняют устойчивое внимание на играх в среднем 14,5 минут, то у 3-летних это
время достигает 27 минут, а 5-6-летние дети могут играть на протяжении 96-100 минут. Если младшие
дошкольники рассматривают картинку 6-7 секунд, то старшие дошкольники тратят на те же картинки
12-19 секунд времени. В устойчивости внимания особенно сильно сказываются индивидуально-
типологические особенности нервной системы детей. У возбудимых детей устойчивость внимания в
1,5-2 раза меньше, чем у детей сдержанных, уравновешенных.
Внимание можно и нужно воспитывать. Начальные формы произвольного внимания возникают к
5-7-летнему возрасту и совершенствуются в младшем и школьном возрасте. Внимание, часто
проявляясь как психический процесс, постепенно превращается в устойчивое свойство личности —
внимательность. Внимательность характеризуется умением длительно сосредотачиваться на объекте
деятельности и умением управлять своим вниманием. Люди существенно различаются степенью
развития этого личностного свойства.
261
В детской практике часто встречается синдром дефицита внимания. Он проявляется внешне
постоянными беспокойными движениями в кистях и стопах ("извиваются"), неусидчивостью,
болтливостью с легкой отвлекаемостью на посторонние стимулы, нетерпеливостью (с трудом
дожидается своей очереди во время игр), склонностью отвечать, не выслушав вопроса, вмешиваться во
все дела, терять необходимые вещи (игрушки, карандаши и т.п.), совершать опасные действия,
например, перебегать автодорогу (недоучет последствий).
Нейрофизиологические механизмы внимания
Первую теоретическую модель внимания, или модель фильтра, создал Д.Е. Бродбент (1958). Он
предполагал, что нервная система, несмотря на множество входов информации, в какой-то степени
работает как одиночный коммуникационный канал с ограниченными возможностями. Поэтому на
входах уже выбирается сенсорная информация обо всех событиях, которые имеют один общий признак.
Для всей остальной информации фильтр блокирует основной канал.
Существуют анатомические, физиологические и клинические данные, указывающие на
непосредственное отношение неспецифической системы мозга (ретикулярная формация ствола,
структуры среднего мозга, кора мозга) к явлениям внимания и "фильтрации информации".
Непроизвольное внимание связывают с активностью неспецифической системы преимущественно
на уровне нижних отделов ствола и среднего мозга (физиологический коррелят — генерализованные
формы неспецифической активации мозга), а произвольное внимание является корковой функцией
(физиологический коррелят — локальные сдвиги активности определенных мозговых структур).
По мнению И.П. Павлова (1951), в динамике внимания важную роль играет физиологическое
явление оптимального очага возбуждения. Изменение природы раздражителя или длительное его
действие на одни и те же участки коры мозга приводит к перемещению очага в другие участки.
Доминанта, открытая А. А. Ухтомским в 1923 году, отличается от подвижного оптимального очага
возбуждения повышенной устойчивостью. Она не только тормозит вновь возни-
262
кающие очаги возбуждения, но и способна усиливаться за их счет. Наличие доминирующего очага
возбуждения в коре головного мозга позволяет понять такую степень сосредоточения на каком-то
предмете или явлении, когда посторонние раздражители не могут отвлечь внимания и остаются
незамеченными.
Большое значение при изучении нейрофизиологических основ внимания придается исследованию
ориентировочных реакций. Следует отметить, что уже И.П. Павловым выдвигалось предположение о
рефлекторной природе непроизвольного внимания, которое он обосновывал наблюдениями
ориентировочных рефлексов. Ориентировочные реакции можно наблюдать уже у детей с первых недель
жизни — сначала они проявляются только в виде реакции пробуждения (arousal), затем в виде фиксации
внешнего раздражителя и, наконец, в виде активного поиска раздражителя. Современные данные
свидетельствуют
о
сложности
ориентировочных
реакций
и
их
способности
носить
высокоизбирательный характер. Предполагают, что именно на их основе и возникает произвольное
внимание, проявляющиеся в возможности самостоятельно контролировать протекание психических
процессов, собственное поведение.
По принципу распространенности различают генерализованные и локальные ориентировочные
реакции; по принципу скорости угасания — фазические (быстро угасающие, но с тонкой
дифференциацией стимулов и менее подверженные привыканию) и тонические (более длительные, но
легко поддающиеся привыканию); по отношению к индифферентным (нерелевантным) и сигнальным
(релевантным) стимулам — безусловные и условные ориентировочные реакции.
Нижние уровни неспецифической системы (уровни продолговатого и среднего мозга) имеют
преимущественное отношение к генерализованным и тоническим ориентировочным реакциям; верхние
уровни (уровни зрительного бугра, лимбической системы и коры больших полушарий) — к локальным
и фазическим ориентировочным реакциям. Корковые уровни неспецифической системы реализуют
условные формы ориентировочных реакций.
Полноценное функционирование внимания возможно лишь при определенном уровне активности
мозга в целом. На фоне как расслабленного (пассивного), так и чрезмерного бодрствования у человека
возникают трудности сосредоточения.
Сами по себе длительные изменения уровня активности мозга также связаны с
функционированием неспецифической системы и также неоднородны по характеру. В них выделяют
глобальные, общие изменения функционального состояния в виде его одновременного повышения или
понижения в различных системах (сенсорных, моторных, ассоциативных) и более избирательные
сдвиги, распространяющиеся только на одну сенсорную систему или на определенную моторную
систему.
263
Известно, что общие сдвиги регулируются преимущественно каузально расположенными
отделами неспецифической системы, а локальные — корковыми структурами (преимущественно
медиобазальными отделами коры лобных долей мозга).
Менее изучены формы регуляции как кратковременных, так и длительных процессов активации,
осуществляемых с помощью речевой системы. Известно, что в их реализации решающая роль
принадлежит лобным медиобазальным отделам коры больших полушарий. В частности, у здоровых
людей в условиях напряженного внимания при решении интеллектуальных и двигательных задач
наибольшие изменения биоэлектрической активности мозга наблюдаются в лобных долях. На роль
коры в процессах внимания указывают и относительно недавно обнаруженные в гиппокампе нейроны
особого типа — нейроны внимания: детекторы новизны и детекторы тождества. Их совместное
действие позволяет подчеркивать новые раздражители и ослаблять действие привычных стимулов
(Соколов Е.Н., 1995).
Нарушения внимания
Расстройства внимания бывают как временные явления у совершенно нормальных людей при
утомлении или эмоциональном перенапряжении. В некоторых случаях недостаточность внимания
становится устойчивой, и в этих случаях ее называют "невнимательностью" (в противовес такому
свойству личности, как "внимательность"). В зависимости от особенностей и форм сочетания
различных свойств внимания, приводящих к невнимательности, можно говорить о трех ее типах.
Первым типом невнимательности является рассеянность ("порхающее" внимание), определяемая
легкой непроизвольной переключаемостью слабо концентрированного внимания. Этот вид
невнимательности свойственен дошкольникам и людям ослабленным, астенизированным в результате
сильного переутомления или болезни.
Второй тип невнимательности, напротив, определяется высокой интенсивностью и концентрацией
внимания при трудностях переключения. Это тип "невнимательности ученого", сосредоточенного на
своих мыслях. У больных этот тип невнимательности свойственен лицам со сверхценными и
навязчивыми мыслями.
264
Третий тип невнимательности характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще
более слабой его переключаемостью. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным
снижением силы и подвижности нервных процессов. У здоровых людей подобная невнимательность
является временной в результате переутомления. В клинике такое внимание наблюдается в условиях
кислородного голодания мозга, при церебральном атеросклерозе у пожилых людей ("стариковская
рассеянность").
Жалобы на расстройства внимания становятся признаком заболевания только в контексте с общим
соматическим или нервно-психическим расстройством. В большинстве случаев можно говорить о трех
основных группах нарушений внимания: гипопрозексия, гиперпрозексия и парапрозексия.
При гипопрозексиях встречаются разнообразные варианты ослабления внимания. Полная
неспособность к сосредоточению, концентрации внимания называется апрозексией. Последняя