Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5795

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Негативизм — немотивированное  отрицательное  отношение  больного, проявляющееся  отказом,

сопротивлением и даже противодействием всякому воздействию извне.

Эхопраксия — нелепое, часто зеркальное, повторение мимики, жестов и поз окружающих.

Эхолалия — нелепое, зеркальное повторение слышимых больным фраз и слов.

Стереотипии  характеризуются  однообразным  и  бессмысленным (длящимся  часы, дни, недели  и

месяцы) повторением одних и тех же действий: принимать одно и то же положение тела (стереотипия
позы), находится  в  одном  и  том  же  месте  помещения (стереотипия  места) и  другие. Стереотипное
повторение одних и тех же слов или оборотов речи носит специальное название — вербигерация.

252

От  стереотипии  следует  отличать  особые  психопатологические  нарушения — автоматизмы.

Автоматизмы характеризуются самопроизвольным и неконтролируемым осуществлением ряда функций
вне  связи  с  побудительными  импульсами  извне. При  амбулаторном  автоматизме  как  варианте
сумеречного  состояния  сознания  у  больных  эпилепсией  больной  может  совершать  внешне
упорядоченные  и  целенаправленные  действия, о  которых  после  окончания  припадка  не  помнит
Сходные действия бывают при сомнамбулическом автоматизме.

Более сложные автоматизмы возникают при синдроме психического автоматизма Кандинского —

Клерамбо, который характерен для шизофрении. Проявляется он тремя видами автоматизмов:

1) ассоциативным, при котором человек ощущает, что его мышление и речь управляются помимо

его воли извне;

2) сенестопатическим, при  котором  ощущения  в  теле  расцениваются  как  чуждые, навязанные  и

кем-то "сделанные";

3) кинестетическим, при  котором  утрачивается  ощущение  контролируемости  и  подчиненности

воле собственных движений и действий.

Манерность (вычурность) проявляется  в  искусственности  поведения, утрированности  манер,

жестов, мимики, произношения. Необычные манеры больного лишены смысла, нелепы и бесполезны.

Шизофреническая  манерность  стереотипна, эмоционально  блеклая, сочетается  с  вычурностью  и

витиеватостью  высказываний. Истерическая  манерность  отличается  утрированной  театральностью,
излишним аффектом и всегда содержит элемент "игры на публику".

Из специальных расстройств волевых функций большое значение имеет пассивная подчиняемость

чужому влиянию — внушаемость. Различают повышенную и пониженную внушаемость. Повышенная
внушаемость  чаще  встречается  у  детей  и  женщин. К  повышению  внушаемости  предрасполагают
утомление, опьянение. Полагают, что  многие  симптомы  расстройств  воли (каталепсия, восковая
гибкость, автоматическая  подчиняемость, эхопраксия  и  эхолалия) связаны  с  повышенной
внушаемостью  больных. Напротив, симптомы  негативизма  и  мутизма  являются  проявлениями
понижения внушаемости ("отрицательная внушаемость").

Следует  обратить  внимание  на  то, что  автоматическая  подчиняемость  и  негативизм  часто

"уживаются" рядом. У больных с кататони-ческим ступором иногда  можно видеть, что  на одной  руке
имеется  симптом  восковой  гибкости, а  на  другой — негативизм  Больные  истерией  могут  при
гипнотическом сеансе оказаться резко внушаемы, но дома

253


background image

обнаруживать  упрямство  и  негативизм. Полагают, что  подчиняемость  и  негативизм  относятся  к

числу  глубоких  филогенетических  механизмов. По  мнению  Кречмера, это  так  называемые
гипобулические (подволевые) механизмы, преимущественно  свойственные  детям  и  примитивным
личностям. Эти механизмы знают либо безапелляционное подчинение, либо слепое сопротивление и не
знают середины.

Исследование воли

Исследование  воли  включает  прежде  всего  сбор  анамнеза  со  слов  больного, а  также  его

родственников  и  близких. Много  данных  приносит  наблюдение  за  больным — выразительность  и
точность движений, степень его активности.

Врач, исследуя  волевые  процессы, должен  составить  представление  о  способности  пациента  к

выполнению  принятого  решения, наличия  или  отсутствия  особых  односторонних  интересов  к
определенным  областям (религии, искусству, технике, внешнему  почету), его  способностях  к
самостоятельной  работе (продуктивность, творчество), способности  к  подчинению (субординация,
дисциплина), о  предрасположенности  к  упорному  сохранению  воззрений, привычек  и  склонностей
(консерватизм) или  быстрому  приспособлению  к  новым  и  непривычным  требованиям, способности
неуклонно следовать суждениям и замечаниям (последовательность, упорство, решительность), а также
способностях отстаивать свое убеждение и свою волю передавать другим.

Об ослаблении воли могут говорить нерешительность и повышенная внушаемость. Тщательному

анализу подвергают выявляемую психопатологическую симптоматику, связанную с функциями воли и
произвольной деятельности: навязчивые, насильственные, импульсивные действия, застывание в позах,
мутизм, негативизм, преобладание автоматизированных и инстинктивных действий над волевыми.

Чрезмерная активность больного может встречаться эпизодически не только при психозах, но и у

соматических  больных — на  высоте  лихорадочных  состояний  и  при  астении. Она  может
сопровождаться  гиперкинезией — оживлением  двигательной  активности. Гипербулические  явления  у
соматических  больных  быстро  сменяются  гипобулией — усталостью, ослаблением  стремлений  к
деятельности. Гипобулия  обычно  сопровождается  гипокинезией — заторможенностью  движений,
вялостью мимики.

254

У беременных женщин нередко встречаются различные вкусовые прихоти — "пика беременных"

(от  фр. piquant — острый, возбуждающий), которые  можно  рассматривать  как  своеобразные
"физиологические" парабулии. Женщины  едят  мел, яичную  скорлупу, уголь. Пика  беременных
объясняется  разнообразными  глубинными  сдвигами  обмена  веществ  в  организме  будущей  матери  и
самостоятельно исчезает после родов.

Экспериментальные  психологические  методы  исследования  воли  наименее  разработаны  в

психологии, т.к. существуют  большие  трудности  в  объективизации  волевых  проявлений  личности.
Поскольку  волевые  свойства  проявляются  в  деятельности, еще  в 1930 г. В.Н. Мясшцевым  была
предложена нейрофизиологическая методика, позволяющая количественно измерять мышечное волевое
усилие. В  большей  степени  психологические  методы  изучения  волевой  сферы  личности  касаются
исследования  мотивации (мотивы  как  причины, определяющие  выбор  направленности  поведения),


background image

моральной  регуляции  поведения, локуса  контроля  воли, настойчивости  и  спонтанной  активности, а
также исследования произвольных движений и действий.

К  наиболее  известным  из  опросников  мотивов  относится  разработанный  А. Эдварсом "Список

личностных  предпочтений" (Edwars A., 1954), который  состоит  из 15 шкал (210 пар  утверждений) и
предназначен  для  измерения "силы" потребностей  из  перечня, предложенного  Г. Мюрреем (Murray
H.,1938): потребности в достижении успеха, уважения, лидерства и прочие. "Сила" каждой потребности
выражается не в абсолютных величинах, а относительно "силы" других потребностей.

Оригинальный  теоретический  и  экспериментальный  подход  к  исследованию  воли  предложил  К.

Левин (Lewin K.,1935). В частности, как волевое поведение он рассматривает разрешение конфликтов,
выделяя  три  их  типа.  Первый  тип  конфликта  возникает  при  выборе  одной  из  двух
равнопривлекательных, но  несовместимых  целей (например, пойти  в  кино  или  в  консерваторию  на
концерт). Обычно при разрешении этого конфликта привлекаются другие основания и нерешительность
длится  недолго. Второй  тип  конфликта  наблюдается  при  выборе  из  двух  отрицательных  целей  или
действий. Третий  тип  конфликта  возникает  в  случае  выбора  при  совмещении  в  одном  объекте  или
действии как привлекательных, так и отрицательных черт.

Для  изучения  глубинных  мотивационных  образований, особенно  неосознаваемых  мотивов,

широко  используются  проективные  методы (ТАТ — тематический  апперцептивный  тест  Г. Мюррея,
тест  фрустраций  Розенцвейга, незаконченных  предложений  и  др.). Все  они  построены  на  анализе
продуктов воображения (фантазии) больных.

255

Глава 8
ВНИМАНИЕ

Определение и функции внимания

Человек  находится  под  постоянным  воздействием  многочисленных  раздражителей  внешнего  и

внутреннего  мира, однако  он  не  может  одновременно  реагировать  на  все  раздражители  и  решать
несколько различных задач сразу. Из огромного потока раздражителей в каждый данный момент ясно
воспринимается  только  немногое. Все  остальное  или  вовсе  не  замечается, или  подмечается  смутно,
неопределенно.

Припоминая, воображая, думая человек сосредотачивается на чем-то определенном, что и является

объектом  его  представлений, мыслей, чувств  или  конкретных  действий. Этот  избирательный,
направленный  характер  психической  деятельности  в  психологии  связывается  с  вниманием. Одно  из
первых  письменных  упоминаний  о  внимании  содержится  у  древних  римлян  в  практическом
руководстве  по  тренировке  памяти  у  ораторов, составленном  в 400 г. до  нашей  эры, где  записано:
"Первое, что нужно знать: если вы направите внимание на события, проходящие через ваш разум, то вы
лучше их воспримете" (Norman, 1969).

Внимание может рассматриваться не только как самостоятельный психический процесс, но и как

сторона  всех  психических  процессов. По  сути, внимание  не  имеет  ни  своего  содержания, ни  своего


background image

продукта, т.к. оно  включено  в  другие  психические  процессы — ощущения  и  восприятия, память,
мышление, воображение, эмоции, проявления  воли. Внимание, характеризуя  динамическую  сторону
протекания  любого  психического  процесса, может  проявляться  в  разных  вариантах, поэтому  иногда
говорят  о  сенсорной, моторной, интеллектуальной, эмоциональной  и  других  формах  внимания.
Внимание  можно  рассматривать  как  динамическую  сторону  нашего  сознания, которая  будет
характеризовать степень направленности и сосредоточения его на определенном объекте.

Внимание — это  психический  процесс, который  обеспечивает  направленность  и

сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах,
мыслях  и  чувствах  самого  человека. Таким  образом, внимание  рассматривается  не  как  психический
процесс, являющийся самостоятельной формой отражения, а как процесс, организующий другие формы
отражения (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, эмоции), в результате чего что-то
отражается в сознании более отчетливо, а другое менее отчетливо.

256

Внешне внимание выражается в специфической позе, особой мимике, в движениях. Поза обычно

характеризуется  торможением  движений, направленностью  органов  чувств  на  объект, а  при
сосредоточенности на своих мыслях происходит разведение осей глаз — "отсутствующий взор".

Основная  функция  внимания  состоит  в  отборе  значимых  для  человека  воздействий  и

игнорировании (торможении) других несущественных, побочных воздействий. Другая важная функция
внимания — это удержание, сохранение в сознании определенного предметного содержания до тех пор,
пока  не  будет  достигнута  цель. Третья  существенная  функция  внимания — регуляция  и  контроль
протекания  деятельности. С  явлениями  внимания  связаны  и  такие  сложные  процессы  как  ожидание,
установка, апперцепция и другие.

Формы и уровни внимания

Внимание  способствует  селектизности (избирательности) протекания  любых  психических

процессов. В силу этого можно выделить несколько форм внимания:

а) сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и другие);

б) моторное (двигательное) внимание;

в) эмоциональное  внимание (связано  с  эмоционально-значимыми  стимулами, с  процессами

запечатления информации);

г) интеллектуальное внимание (связано с процессом обдумывания).

Иногда  просто  говорят  о  внешнем  внимании (направленность  сознания  на  предметы, явления

внешней  среды  и  свои  внешние  действия) и  внутреннем  внимании (направленность  внимания  на
явления и состояния внутренней среды организма).

По  активности  человека  в  организации  внимания  можно  выделить  два  самостоятельных  уровня

внимания: непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) и произвольное (активное, преднамеренное)


background image

внимание. Особое  место  в  этом  ряду  занимает  послепроизвольное  внимание, выделенное  Н.Ф.
Добрыниным (1958).

Непроизвольное  внимание  представляет  собой  реакцию  на  раздражитель, оно  не  обусловлено

волевым актом человека.

Первичное  непроизвольное  внимание  врожденно  и  является  естественным  проявлением

безусловного ориентировочного рефлекса.

257

В  проявлении  такого  внимания  играет  роль  сила  раздражителя  и  его  неожиданность (громкие

звуки, яркий свет, резкий запах).

Вторичное  непроизвольное  внимание  также  не  требует  волевого  усилия, но  внимание  здесь

привлекается  не  яркостью  или  необычностью  предмета, а  определенным  его  содержанием, которое
отвечает направленности, интересам человека, т.е. постоянному ожиданию чего-либо.

Произвольное  внимание, также  как  и  вторичное  непроизвольное  внимание, является  социально

опосредованным  типом  внимания, но  оно  тесно  связано  с  волей  человека, сознательно  поставленной
целью. В  данном  случае  предполагается  использование  специальных  приемов  сосредоточения,
организации  своего  восприятия  или  мыслей. Произвольное  внимание  у  взрослого  человека
направляется прежде всего речевыми стимулами, т.е. оно тесно связано с речевой системой.

Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала

сосредотачивает  сознание  на  каком-то  предмете  или  деятельности (иногда  даже  с  помощью  немалых
волевых  усилий), а  затем  этот  процесс  вызывает  нарастающий  интерес  и  внимание  продолжает
удерживаться  уже  без  всякого  волевого  усилия. Таким  образом, послепроизвольное  внимание,
появляясь  вслед  за  произвольным, не  может  быть  сведено  к  нему. Оно  не  является  и  вариантом
непроизвольного внимания, т.к. связано с сознательно поставленной целью.

Свойства внимания

Внимание  характеризуется  различными  качественными  проявлениями  или  свойствами.

Основными из них являются объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределяемость и
отвлекаемость.

Объем  внимания  характеризуется  количеством  идей, объектов  и  видов  деятельности, которые

одновременно может удерживать и контролировать человек. Иными словами, объем внимания связан с
числом одновременно отражаемых в  сознании объектов. Установлено, что при восприятии множества
простых объектов (букв, цифр, фигурок и пр.) в интервале времени 0,07-0,1 секунды объем внимания у
взрослого  человека  равен 5-7, в  среднем 7 элементов (связь  с  кратковременным  запоминанием). У
младших  школьников  он  весьма  ограничен  и  с  возрастом  увеличивается. Увеличить  объем  внимания
можно и с помощью специальных упражнений.

258