Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5795
Скачиваний: 35
Негативизм — немотивированное отрицательное отношение больного, проявляющееся отказом,
сопротивлением и даже противодействием всякому воздействию извне.
Эхопраксия — нелепое, часто зеркальное, повторение мимики, жестов и поз окружающих.
Эхолалия — нелепое, зеркальное повторение слышимых больным фраз и слов.
Стереотипии характеризуются однообразным и бессмысленным (длящимся часы, дни, недели и
месяцы) повторением одних и тех же действий: принимать одно и то же положение тела (стереотипия
позы), находится в одном и том же месте помещения (стереотипия места) и другие. Стереотипное
повторение одних и тех же слов или оборотов речи носит специальное название — вербигерация.
252
От стереотипии следует отличать особые психопатологические нарушения — автоматизмы.
Автоматизмы характеризуются самопроизвольным и неконтролируемым осуществлением ряда функций
вне связи с побудительными импульсами извне. При амбулаторном автоматизме как варианте
сумеречного состояния сознания у больных эпилепсией больной может совершать внешне
упорядоченные и целенаправленные действия, о которых после окончания припадка не помнит
Сходные действия бывают при сомнамбулическом автоматизме.
Более сложные автоматизмы возникают при синдроме психического автоматизма Кандинского —
Клерамбо, который характерен для шизофрении. Проявляется он тремя видами автоматизмов:
1) ассоциативным, при котором человек ощущает, что его мышление и речь управляются помимо
его воли извне;
2) сенестопатическим, при котором ощущения в теле расцениваются как чуждые, навязанные и
кем-то "сделанные";
3) кинестетическим, при котором утрачивается ощущение контролируемости и подчиненности
воле собственных движений и действий.
Манерность (вычурность) проявляется в искусственности поведения, утрированности манер,
жестов, мимики, произношения. Необычные манеры больного лишены смысла, нелепы и бесполезны.
Шизофреническая манерность стереотипна, эмоционально блеклая, сочетается с вычурностью и
витиеватостью высказываний. Истерическая манерность отличается утрированной театральностью,
излишним аффектом и всегда содержит элемент "игры на публику".
Из специальных расстройств волевых функций большое значение имеет пассивная подчиняемость
чужому влиянию — внушаемость. Различают повышенную и пониженную внушаемость. Повышенная
внушаемость чаще встречается у детей и женщин. К повышению внушаемости предрасполагают
утомление, опьянение. Полагают, что многие симптомы расстройств воли (каталепсия, восковая
гибкость, автоматическая подчиняемость, эхопраксия и эхолалия) связаны с повышенной
внушаемостью больных. Напротив, симптомы негативизма и мутизма являются проявлениями
понижения внушаемости ("отрицательная внушаемость").
Следует обратить внимание на то, что автоматическая подчиняемость и негативизм часто
"уживаются" рядом. У больных с кататони-ческим ступором иногда можно видеть, что на одной руке
имеется симптом восковой гибкости, а на другой — негативизм Больные истерией могут при
гипнотическом сеансе оказаться резко внушаемы, но дома
253
обнаруживать упрямство и негативизм. Полагают, что подчиняемость и негативизм относятся к
числу глубоких филогенетических механизмов. По мнению Кречмера, это так называемые
гипобулические (подволевые) механизмы, преимущественно свойственные детям и примитивным
личностям. Эти механизмы знают либо безапелляционное подчинение, либо слепое сопротивление и не
знают середины.
Исследование воли
Исследование воли включает прежде всего сбор анамнеза со слов больного, а также его
родственников и близких. Много данных приносит наблюдение за больным — выразительность и
точность движений, степень его активности.
Врач, исследуя волевые процессы, должен составить представление о способности пациента к
выполнению принятого решения, наличия или отсутствия особых односторонних интересов к
определенным областям (религии, искусству, технике, внешнему почету), его способностях к
самостоятельной работе (продуктивность, творчество), способности к подчинению (субординация,
дисциплина), о предрасположенности к упорному сохранению воззрений, привычек и склонностей
(консерватизм) или быстрому приспособлению к новым и непривычным требованиям, способности
неуклонно следовать суждениям и замечаниям (последовательность, упорство, решительность), а также
способностях отстаивать свое убеждение и свою волю передавать другим.
Об ослаблении воли могут говорить нерешительность и повышенная внушаемость. Тщательному
анализу подвергают выявляемую психопатологическую симптоматику, связанную с функциями воли и
произвольной деятельности: навязчивые, насильственные, импульсивные действия, застывание в позах,
мутизм, негативизм, преобладание автоматизированных и инстинктивных действий над волевыми.
Чрезмерная активность больного может встречаться эпизодически не только при психозах, но и у
соматических больных — на высоте лихорадочных состояний и при астении. Она может
сопровождаться гиперкинезией — оживлением двигательной активности. Гипербулические явления у
соматических больных быстро сменяются гипобулией — усталостью, ослаблением стремлений к
деятельности. Гипобулия обычно сопровождается гипокинезией — заторможенностью движений,
вялостью мимики.
254
У беременных женщин нередко встречаются различные вкусовые прихоти — "пика беременных"
(от фр. piquant — острый, возбуждающий), которые можно рассматривать как своеобразные
"физиологические" парабулии. Женщины едят мел, яичную скорлупу, уголь. Пика беременных
объясняется разнообразными глубинными сдвигами обмена веществ в организме будущей матери и
самостоятельно исчезает после родов.
Экспериментальные психологические методы исследования воли наименее разработаны в
психологии, т.к. существуют большие трудности в объективизации волевых проявлений личности.
Поскольку волевые свойства проявляются в деятельности, еще в 1930 г. В.Н. Мясшцевым была
предложена нейрофизиологическая методика, позволяющая количественно измерять мышечное волевое
усилие. В большей степени психологические методы изучения волевой сферы личности касаются
исследования мотивации (мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения),
моральной регуляции поведения, локуса контроля воли, настойчивости и спонтанной активности, а
также исследования произвольных движений и действий.
К наиболее известным из опросников мотивов относится разработанный А. Эдварсом "Список
личностных предпочтений" (Edwars A., 1954), который состоит из 15 шкал (210 пар утверждений) и
предназначен для измерения "силы" потребностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем (Murray
H.,1938): потребности в достижении успеха, уважения, лидерства и прочие. "Сила" каждой потребности
выражается не в абсолютных величинах, а относительно "силы" других потребностей.
Оригинальный теоретический и экспериментальный подход к исследованию воли предложил К.
Левин (Lewin K.,1935). В частности, как волевое поведение он рассматривает разрешение конфликтов,
выделяя три их типа. Первый тип конфликта возникает при выборе одной из двух
равнопривлекательных, но несовместимых целей (например, пойти в кино или в консерваторию на
концерт). Обычно при разрешении этого конфликта привлекаются другие основания и нерешительность
длится недолго. Второй тип конфликта наблюдается при выборе из двух отрицательных целей или
действий. Третий тип конфликта возникает в случае выбора при совмещении в одном объекте или
действии как привлекательных, так и отрицательных черт.
Для изучения глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов,
широко используются проективные методы (ТАТ — тематический апперцептивный тест Г. Мюррея,
тест фрустраций Розенцвейга, незаконченных предложений и др.). Все они построены на анализе
продуктов воображения (фантазии) больных.
255
Глава 8
ВНИМАНИЕ
Определение и функции внимания
Человек находится под постоянным воздействием многочисленных раздражителей внешнего и
внутреннего мира, однако он не может одновременно реагировать на все раздражители и решать
несколько различных задач сразу. Из огромного потока раздражителей в каждый данный момент ясно
воспринимается только немногое. Все остальное или вовсе не замечается, или подмечается смутно,
неопределенно.
Припоминая, воображая, думая человек сосредотачивается на чем-то определенном, что и является
объектом его представлений, мыслей, чувств или конкретных действий. Этот избирательный,
направленный характер психической деятельности в психологии связывается с вниманием. Одно из
первых письменных упоминаний о внимании содержится у древних римлян в практическом
руководстве по тренировке памяти у ораторов, составленном в 400 г. до нашей эры, где записано:
"Первое, что нужно знать: если вы направите внимание на события, проходящие через ваш разум, то вы
лучше их воспримете" (Norman, 1969).
Внимание может рассматриваться не только как самостоятельный психический процесс, но и как
сторона всех психических процессов. По сути, внимание не имеет ни своего содержания, ни своего
продукта, т.к. оно включено в другие психические процессы — ощущения и восприятия, память,
мышление, воображение, эмоции, проявления воли. Внимание, характеризуя динамическую сторону
протекания любого психического процесса, может проявляться в разных вариантах, поэтому иногда
говорят о сенсорной, моторной, интеллектуальной, эмоциональной и других формах внимания.
Внимание можно рассматривать как динамическую сторону нашего сознания, которая будет
характеризовать степень направленности и сосредоточения его на определенном объекте.
Внимание — это психический процесс, который обеспечивает направленность и
сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах,
мыслях и чувствах самого человека. Таким образом, внимание рассматривается не как психический
процесс, являющийся самостоятельной формой отражения, а как процесс, организующий другие формы
отражения (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, эмоции), в результате чего что-то
отражается в сознании более отчетливо, а другое менее отчетливо.
256
Внешне внимание выражается в специфической позе, особой мимике, в движениях. Поза обычно
характеризуется торможением движений, направленностью органов чувств на объект, а при
сосредоточенности на своих мыслях происходит разведение осей глаз — "отсутствующий взор".
Основная функция внимания состоит в отборе значимых для человека воздействий и
игнорировании (торможении) других несущественных, побочных воздействий. Другая важная функция
внимания — это удержание, сохранение в сознании определенного предметного содержания до тех пор,
пока не будет достигнута цель. Третья существенная функция внимания — регуляция и контроль
протекания деятельности. С явлениями внимания связаны и такие сложные процессы как ожидание,
установка, апперцепция и другие.
Формы и уровни внимания
Внимание способствует селектизности (избирательности) протекания любых психических
процессов. В силу этого можно выделить несколько форм внимания:
а) сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и другие);
б) моторное (двигательное) внимание;
в) эмоциональное внимание (связано с эмоционально-значимыми стимулами, с процессами
запечатления информации);
г) интеллектуальное внимание (связано с процессом обдумывания).
Иногда просто говорят о внешнем внимании (направленность сознания на предметы, явления
внешней среды и свои внешние действия) и внутреннем внимании (направленность внимания на
явления и состояния внутренней среды организма).
По активности человека в организации внимания можно выделить два самостоятельных уровня
внимания: непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) и произвольное (активное, преднамеренное)
внимание. Особое место в этом ряду занимает послепроизвольное внимание, выделенное Н.Ф.
Добрыниным (1958).
Непроизвольное внимание представляет собой реакцию на раздражитель, оно не обусловлено
волевым актом человека.
Первичное непроизвольное внимание врожденно и является естественным проявлением
безусловного ориентировочного рефлекса.
257
В проявлении такого внимания играет роль сила раздражителя и его неожиданность (громкие
звуки, яркий свет, резкий запах).
Вторичное непроизвольное внимание также не требует волевого усилия, но внимание здесь
привлекается не яркостью или необычностью предмета, а определенным его содержанием, которое
отвечает направленности, интересам человека, т.е. постоянному ожиданию чего-либо.
Произвольное внимание, также как и вторичное непроизвольное внимание, является социально
опосредованным типом внимания, но оно тесно связано с волей человека, сознательно поставленной
целью. В данном случае предполагается использование специальных приемов сосредоточения,
организации своего восприятия или мыслей. Произвольное внимание у взрослого человека
направляется прежде всего речевыми стимулами, т.е. оно тесно связано с речевой системой.
Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала
сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности (иногда даже с помощью немалых
волевых усилий), а затем этот процесс вызывает нарастающий интерес и внимание продолжает
удерживаться уже без всякого волевого усилия. Таким образом, послепроизвольное внимание,
появляясь вслед за произвольным, не может быть сведено к нему. Оно не является и вариантом
непроизвольного внимания, т.к. связано с сознательно поставленной целью.
Свойства внимания
Внимание характеризуется различными качественными проявлениями или свойствами.
Основными из них являются объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределяемость и
отвлекаемость.
Объем внимания характеризуется количеством идей, объектов и видов деятельности, которые
одновременно может удерживать и контролировать человек. Иными словами, объем внимания связан с
числом одновременно отражаемых в сознании объектов. Установлено, что при восприятии множества
простых объектов (букв, цифр, фигурок и пр.) в интервале времени 0,07-0,1 секунды объем внимания у
взрослого человека равен 5-7, в среднем 7 элементов (связь с кратковременным запоминанием). У
младших школьников он весьма ограничен и с возрастом увеличивается. Увеличить объем внимания
можно и с помощью специальных упражнений.
258