ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5280
Скачиваний: 33
гипнотического или наркотического сна
,
каузальная психотерапия
,
аутогенная
тренировка
,
метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону
.
Большое значение имеет применение транквилизаторов
(
андаксин
,
триоксазин и др
.)
и нейролептических средств
(
аминазин
,
стелазин
,
нозинан и
др
.).
Последние могут применяться как в малых дозах
,
так и в особо упорных
,
затяжных случаях в средних дозах
(350
мг аминазина и выше
)
в виде курсового
лечения с последующей дачей небольших поддерживающих доз в течение ряда
месяцев
.
Как транквилизаторы
,
так и нейролептики в большинстве случаев
уменьшают чувство страха
,
тревоги и делают больных более доступными
психотерапевтическому
воздействию
,
однако
иногда
эти
препараты
оказываются малоэффективными
.
При неврозах страха важно устранить ненормальности в половой жизни
,
если
таковые имелись
,
в частности
coitus interruptus, ejaculatio praecox,
вызывающие
состояние фрустрации
.
ШОКОВЫЙ НЕВРОЗ
,
НЕВРОЗ ИСПУГА
Отдых
,
покой
,
индивидуализированные дозы брома
,
как показали наши
наблюдения
,
дают положительный эффект при лечении шокового невроза
.
Помимо того
,
при ажитированной и ступорозной разновидности этой формы
положительный результат мы наблюдали от внутривенного введения больших
доз хлористого кальция
(
лечение кальциевым ударом
).
Состояние ступора
удавалось быстро купировать и по методу эфирной маски
.
Для купирования
психомоторного возбуждения можно прибегнуть к внутримышечному введению
аминазина
(2—4
мл
2,5%
раствора
)
в чистом виде или в сочетании с
сернокислой магнезией
(4—8
мл
25%
раствора
)
и димедрола
(2—4
мл
2%
раствора
).
Для уменьшения тревоги назначают препараты брома с валерианой
,
транквилизаторы
,
малые дозы нейролептиков
.
Психотерапия убеждением
направлена при лечении больных этой формой на предупреждение развития ис
-
терических симптомов и перехода шокового невроза в истерический
.
При лечении невроза испуга у детей большое значение имеет спокойное
поведение взрослых
.
Применяются убеждение
,
внушение
,
а также препараты
брома с валерианой
,
небольшие дозы транквилизаторов
.
При возникновении
фобий
—
лечение по методу угашения условной связи
,
гипнотическое
внушение
.
Глава пятая
ПРОФИЛАКТИКА НЕВРОЗОВ
Поскольку причиной неврозов являются психотравмирующие воздействия
,
предупреждение их играет большую роль в профилактике неврозов
.
Социальные мероприятия
,
ведущие к устранению неуверенности в завтрашнем
дне
,
уважению личного достоинства человека
,
нормализации
'
жилищных
,
бытовых условий и т
.
п
.,
способствуют ликвидации некоторых источников
психической травматизации
,
вызывающей заболевание
,
и тем самым пре
-
дупреждают возникновение неврозов
.
Поддержание мира между народами
является лучшим средством профилактики
«
военных неврозов
».
Все факторы
,
ведущие к астенизации нервной системы
,
вместе с тем
предрасполагают и к возникновению неврозов
.
Поэтому для их профилактики
большую роль играет борьба с острыми и хроническими инфекциями
,
травмами
мозга
,
в том числе интраутеринными и родовыми
,
острыми и хроническими
интоксикациями
,
нарушениями питания организма и другими вредностями
,
а
также предоставление достаточного отдыха и сна
.
Недосыпание
,
особенно в
детском возрасте
,
является одной из наиболее частых причин развития
астенических состояний
.
Экспериментальные исследования школы И
.
П
.
Павлова показали
возможность тренировки силы
,
подвижности и уравновешенности нервных
процессов у животных
.
У человека в процессе воспитания
,
обучения и трудовой
деятельности может происходить постепенная тренировка нервных процессов
,
в
связи с чем устраняются причины
,
предрасполагающие к возникновению
заболевания
.
Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное
воспитание ребенка
—
развитие у него таких качеств
,
как выдержка
,
настойчивость
,
трудолюбие
,
умение преодолевать трудности
,
преданность
высоким общественным идеалам
. «
Тепличная обстановка при воспитании
,—
говорил И
.
П
.
может привести к тому
,
что человек с сильной высшей
нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом
»
1
.
Ребенок
,
которому с детства было все дозволено
,
который рос избалованным
,
эгоистичным
,
не привыкшим считаться с интересами других
,
может в
дальнейшем легче дать срыв в условиях
,
когда от него потребуется большая
выдержка
.
При неправильном воспитании у ребенка могут возникнуть
представления
,
которые могут сделать его особенно чувствительным к
действию определенных
,
адресованных к ним
,
раздражителей и легко
превратятся в
«
больные пункты
».
Так
,
например
,
у ребенка
,
которого все время
захваливают
,
развивают у него тщеславие
,
представление о его якобы
превосходстве над другими
,
нервный срыв особенно легко может наступить под
влиянием неудачи
,
постигшей его при осуществлении этих стремлений
.
Вредным является также привитие ребенку представлений о его
неполноценности
,
чрезмерная фиксация его внимания на имеющемся у него
действительном или мнимом недостатке
,
а также подавление его инициативы
,
и
требование от него чрезмерного послушания
.
Это может способствовать разви
-
тию таких черт
,
характера
,
как неуверенность в себе
,
мнительность
,
боязливость
,
нерешительность
,
и предрасполагать тем самым к заболеванию
1
Павловские среды
,
т
. II, 1949,
стр
. 588.
психастенией
.
Важно предохранять ребенка от вредных внушающих воздействий
.
Поэтому
недопустимо твердить ему
: «
Ты лентяй
,
ты лодырь
,
ты бездельник
.
Из тебя
вырастет тунеядец
.
Ты ни на что не способен
».
Говорить надо
: «
Ты можешь
стать трудолюбивым
;
ты можешь заниматься
,
можешь заставить себя работать
,
можешь вырасти полезным членом общества
.
Ты можешь всего достигнуть
,
если захочешь
!
Ты можешь быть послушным
,
так и будь им
!
Сегодня ты уже
лучше занимаешься
,
чем вчера
...»
Нужно избегать говорить при детях о
тяжелых болезнях
,
чтобы не породить страха перед ними
.
Внушать им
,
что
здоровье
—
это естественное состояние человека и что они будут здоровы
,
если
будут вести нормальный образ жизни
;
что не надо бояться ни жары
,
ни холода
,
ни дождя
,
ни ветра и уметь все переносить стойко
,
без жалоб
,
без слез
.
«Для предотвращения нервозности
,—
пишет С
.
Г
.
Файнберг
,—
нет ничего
важнее
,
чем с самого раннего детства воспитывать ребенка так
,
чтобы он не
получал ни прямых
,
ни косвенных выгод от нервности
,
вспыльчивости
,
тех или
иных болезненных проявлений
».
Весьма существенным является правильное половое воспитание ребенка
.
Следует избегать всего
,
что может вызывать сексуальное возбуждение
,
например неосторожного прикосновения к половым органам ребенка при
чрезмерной заботе об его чистоте и опрятности
,
слишком большая нежность
,
ласка со стороны родителей
.
Не нужно также допускать
,
чтобы ребенок
ложился в постель к родителям или спал с другими детьми даже в раннем
возрасте
.
Во всех этих случаях возможно возникновение нежелательных
условнорефлекторных связей
,
которые могут в дальнейшем способствовать
развитию заболевания
.
Особенно вредное влияние на ребенка оказывается в тех
случаях
,
когда он становится свидетелем полового акта
.
Не следует давать ребенку каких-либо разъяснений по вопросу о рождении
человека до тех пор
,
пока он сам этого не спросит
.
Если же он задаст этот
вопрос
,
давать разъяснения нужно правильные
,
хотя и в доступной для ребенка
форме
,
не вдаваясь в подробности
.
У большинства детей такое разъяснение
постепенно распределяется на возраст от
3
до
6
лет
.
После
6
лет ребенок
,
не об
-
ращавшийся за объяснением к родителям
,
обычно успевает получить их со
стороны
,
причем нередко в форме
,
оказывающей вредное влияние на его
последующую жизнь
.
Не следует явно замалчивать эту тему
;
нужно вести себя
так
,
чтобы у ребенка возникло свободное
,
естественное отношение к ней
.
Несомненно
,
вредно запугивать ребенка
,
порождать у него слишком сильное
чувство страха
,
вины
,
стыда
,
раскаяния
.
Чрезмерное чувство страха и вины
,
связанное с представлениями о совершении грязного поступка
,
у детей
,
занимающихся онанизмом
,
может
,
например
,
способствовать в дальнейшем
возникновению навязчивого страха загрязнения и т
.
п
.
Одним из частых источников неврозов у детей являются нездоровые
отношения между родителями и особенно уход отца или матери из семьи
.
Ребенок не должен являться свидетелем ссор между родителями и тем более не
должен привлекаться в качестве судьи поступков одного из них
.
В интересах
ребенка не следует вызывать у него чувства ненависти к ушедшему родителю
,
запрещать с ним встречаться
,
а нужно
,
наоборот
,
по возможности смягчить
происшедшее
,
сохранить его отношения с ушедшим
,
разъяснить
,
что хотя
ушедший по тем или иным мотивам отец или мать теперь жить с семьей не
будет
,
это не значит
,
что он ее оставил
.
Оставивший семью родитель должен
остаться другом ребенка
.
При всем этом разрыв между родителями является
тяжелейшей драмой для ребенка
.
Особого внимания заслуживает профилактика неврозов иатрогенной
этиологии
.
Врач должен избегать всего
,
что может создать у больного
представление о наличии у него тяжелого заболевания
,
а также избегать
описания болезненных симптомов
,
которых у больного нет
,
но которые
встречаются при имеющемся у него заболевании
.
Часто иатрогении вызывают
такие диагнозы
,
как артериосклероз
,
загиб матки
,
миокардиодистрофия
,
психа
-
стения и др
. (
частичка
«
псих
»
вызывает представление о наличии психического
заболевания
),
особенно если они были написаны в виде справки на
официальном бланке или поставлены авторитетным врачом
.
К иатрогении
могут привести и такие реплики врача
: «
Да
,
у вас совсем плохое сердце
,
ведь вы
молодой человек
,
а тоны сердца у вас глухие
,
как у глубокого старика
!
Вы не за
-
мечали у себя одышки
?»
Говоря больному об обнаруженном у него заболевании
,
очень важно
сообщить ему об этом в такой форме
,
которая не вызывала бы у него
представление о чрезвычайной тяжести
,
опасности для жизни или неизлечи
-
мости болезни
.
Поэтому иногда целесообразно бывает начать с заявления
больному о том
,
что у него не обнаруживается какого-либо тяжелого
,
неизлечимого заболевания
,
что со стороны его здоровья нет ничего угро
-
жающего и что он сможет жить до глубокой старости и сохранить при этом
трудоспособность
.
Однако указать
,
что все же обнаруживаются некоторые
расстройства со стороны каких-либо органов
,
требующие принятия соот
-
ветствующих мер
,
чтобы избавиться от этих нарушений и не допускать
ухудшения состояния здоровья
.
В лечебном учреждении желательно по возможности избегать контакта
между свежезаболевшими тем или иным заболеванием и больными
,
у которых
оно протекает в тяжелой форме или с рецидивами
.
Особенно это относится к
больным в онкологических стационарах
.
Нам приходилось наблюдать развитие
тяжелых реактивных депрессий с суицидальными попытками у больных в
онкологическом отделении нейрохирургического института после того
,
как они
видели в нем больных с рецидивом опухоли после операции
,
у которых
развились явления пролапса мозга и слепота
.
Для профилактики рецидивов неврозов очень важно изменить отношение
больного
к
психотравмировавшим
событиям
,
повлиять
на
те
характерологические особенности
,
которые делают его к ним особо
чувствительным
.
Это достигается беседами с больным
(
примеры таких бесед
приведены нами при описании лечения убеждением
).
С успехом с этой целью
может быть использовано
,
как указывалось
,
внушение и самовнушение
.
Для
предупреждения развития тяжелых
,
затяжных форм заболевания имеет значение
также их раннее распознавание и лечение
.
Большую роль в этом отношении
призваны сыграть нервно-психиатрические диспансеры
.
Глава шестая
ТРУДОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕВРОЗОВ
Трудоспособность при неврозах в значительной мере зависит от степени
заинтересованности больного в труде
.
Временно нетрудоспособными следует
признавать этих больных лишь при фактической утрате трудоспособности
,
в
остром периоде заболевания
,
инвалидами
—
лишь в крайних
,
исключительных
случаях
.
Если больные могут быть фактически трудоспособными
,
следует
избегать освобождения их от работы
.
При неврастении больные чаще всего нуждаются в освобождении лишь от
сверхурочных и дополнительных нагрузок и предоставлении им возможности
достаточного сна и питания
.
При этом они могут продолжать работу по
специальности
.
В редких случаях такие больные оказываются временно
нетрудоспособными или нуждаются в более или менее длительном
освобождении от работы
,
требующей высокого напряжения внимания
.
При
заболевании лиц
,
совмещающих учебу с работой
,
желательно на
1—2
месяца
освобождать их от одной из нагрузок
,
особенно от экзаменов
.
При
раздражительной слабости
,
если она резко выражена
,
иногда требуется
освобождение от работы на
1—2
месяца
(
Б
.
С
.
Бамдас
).
Временно освобождать от работы или переводить на менее ответственную
работу следует водителей транспорта и других работников
,
быстрая
утомляемость которых может привести к несчастным случаям
.
Вообще при этой
форме невроза всегда следует стремиться к достижению выздоровления
устранением той обстановки
,
которая порождает психотравмирующие
раздражители
,
или изменения отношения больного к этим раздражителям
,
а не
путем освобождения от работы
,
так как последний путь малоэффективен
.
По нашим данным
,
около
90%,
а по Р
.
А
.
Зачепицкому
,
около
85%
больных
неврастенией устойчиво реадаптируются после проведенного лечения и
работают по специальности
.
В тех случаях
,
когда неврастенический симптомокомплекс является
следствием не только психической травматизации
,
но и перенапряжения
,
вызванного длительным непосильным трудом
,
недосыпанием
,
а также
следствием травматических поражений
,
инфекций или интоксикаций
,
временное освобождение от работы наряду с нормализацией условий труда и
быта при воздействии на причину болезни является основным
лечебным
мероприятием
.
При неврастеническом нарушении функции внутренних органов утрата
трудоспособности носит чаще всего временный характер
,
в остром периоде
заболевания или при его обострении
.
В большинстве случаев больные
трудоспособны
.
Иногда требуется временное предоставление больному
облегченных условий труда
(
освобождение от тяжелой физической работы
).
Редко приходится прибегать к временному переводу на инвалидность
III
и в
исключительных случаях
II
группы
.
При неврозе навязчивых состояний и психастении утрата трудоспособности
чаще всего носит временный характер и наблюдается во время острого периода
заболевания или его обострения
.
Реже приходится переводить больных на
инвалидность
.
Когда они фактически трудоспособны
,
следует избегать
освобождения от работы
,
так как труд способствует смягчению навязчивых
состояний
.