Файл: Обухов С.Г. - Психиатрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5515

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 1 + 51

знакомыми. При бреде отрицательного двойника больной начинает
считать чужими ранее хорошо ему знакомых людей.

Бред интерметаморфозы проявляется в высказываниях больного о

том, что окружающие его люди подверглись каким-то значительным
внешним или внутренним изменениям.

 ПАРАКЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Параклинические методики (патопсихологическое, инструменталь-

ное, лабораторное обследование) в психиатрии применяются как вспо-
могательные. Используются следующие инструментальные методики:
компьютерная томография, ядерномагнитно-резонансное исследование

мозга, электроэнцефалографическое исследование для диагностики и

дифференциальной диагностики психических расстройств органичес-

кого генеза, например, для исключения объемных образований голов-
ного мозга, врожденных дефектов мозговой ткани, атрофических про-
цессов в мозгу. Для исключения соматического генеза психических

расстройств используется лабораторная диагностика. В психиатричес-
кой клинике проводятся лабораторные анализы крови, мочи, спинно-
мозговой жидкости. Так, например, для исключения ревматического ге-
неза психоза проводятся ревмопробы (сиаловая, С-реактивный белок),
исследование белковых фракций плазмы и т.п. Экспериментально-пси-
хологическое исследование психически больных проводится психоло-
гом на основании задач, поставленных лечащим врачом. Оно включает
в себя исследование личности, интеллекта, патопсихологическое обсле-

дование.

1.7.1. КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

В психологии, психиатрии и других областях, связанных с исследо-

ванием психической деятельности человека, значительную роль играют

экспериментальные психодиагностические методики. Эти методики

позволяют количественно выражать различные особенности людей, их
внутреннее состояние и взаимоотношение с окружающим миром.

Кроме психодиагностических методик в психиатрии широко ис-

пользуются психометрические шкалы, позволяющие количественно

оценивать различные психопатологические состояния, такие как трево-
га, депрессия, деменция и пр.

Использование в психодиагностике возможностей современных

компьютеров компактно хранить, быстро извлекать, оперативно и всес-

торонне анализировать и наглядно отображать экспериментальную ин-


background image

52

 Психиатрия

формацию влечет за собой эффекты, которые можно условно назвать

количественными и качественными.

Первый тип количественных эффектов связан, главным образом, с

автоматизацией рутинных операций традиционного психодиагности-
ческого эксперимента, таких как инструктаж испытуемого, предъявле-
ние стимулов и регистрация ответов, ведение протокола, расчет и выда-
ча результатов и т.п. За счет такой автоматизации повышается уровень
стандартизации, точность и скорость получения выходных диагности-
ческих данных. Кроме того, оперативность обработки информации при
компьютерном эксперименте позволяет проводить в сжатые сроки мас-

совые психодиагностические обследования.

Качественные эффекты можно разделить на две категории. Первую

категорию составляют эффекты, обеспечиваемые возможностями сов-

ременных компьютеров реализовывать новые виды психодиагностичес-
ких экспериментов. К ним относятся возможности генерировать новые
виды стимулов, по-новому организовывать стимульную последователь-
ность (например, так называемое адаптивное тестирование), регистри-
ровать ранее не доступные параметры реакций испытуемых, оформлять
психодиагностические методики в виде компьютерных игр и т.п.

В психиатрии компьютерные диагностические программы базиру-

ются на использовании либо логического дерева решения, либо статис-
тических моделей.

Программа, основанная на дереве решения, оценивает ряд положи-

тельных либо отрицательных ответов и, таким образом, сводит полу-
ченную информацию к диагнозу. Каким-то образом это напоминает
дифференциально-диагностическую процедуру в клинической практи-
ке. Впервые эту процедуру применили Spitzer et Endicott (1968) для
разработки программы

 Позже Wing с коллегами (1974) раз-

работали программу

 для использования ее вместе со схемой

Обследования психического статуса. Эта программа оказалась полез-

ной при эпидемиологических исследованиях больших и малых психи-
ческих расстройств.

При альтернативном статистическом подходе накапливается соотве-

тствующая информация по выборочной совокупности пациентов, диаг-
нозы которых уже известны, а затем система классификации формиру-
ется статистическими методами, исходя из базы данных.

В настоящее время большие возможности для компьютерной диаг-

ностики открывает применение в клинической практике современных
классификаций психических расстройств

 и DSM-IV, посколь-

ку они основаны на четких диагностических критериях, позволяющих
построить алгоритм диагноза.


background image

Глава 1 + 53

1.7.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Категории диагностики и классификации в психиатрии близки, но

не идентичны. Диагностика — это, по возможности, точное определение
и идентификация болезни. Целью диагностики является постановка
индивидуального диагноза для выбора лечебной тактики и определения
прогноза болезни.

Цель классификации — в первую очередь достижение достоверной

статистической расшифровки болезней для использования в состав-

лении документации в психиатрических учреждениях и для проведе-
ния эпидемиологических исследований. Для этого достаточно стан-
дартизованной классификации диагнозов, чтобы проводить исследо-
вания и сопоставлять состояния больных, чтобы в том числе достичь
международного взаимопонимания. При этом классификация не ста-
вит цель стать каталогом нормативов или полноценным учением о бо-
лезнях. Можно сказать, что классификация — это не наука, а ее
инструмент.

Классификация не идентична диагностике.

 Диагностика исходит

от отдельного больного, действует многомерно, диагнозы формулиру-
ются подробно и состоят из многих частей, учитывающих нозологичес-
кую принадлежность (где это возможно), основной синдром, факульта-
тивные синдромы, характер течения болезни, состояние, обусловившее
необходимость обращения за психиатрической помощью, преморбид-
ные, в том числе конституциональные личностные особенности, сопут-
ствующие соматические болезни и т.п.

Классификация исходит из обобщенного опыта, ограничивается от-

носительно легко определяемыми признаками, оперирует категориями,
которые выражаются часто одним словом или 3-5-значным числом. Ес-
ли диагностика — это первый шаг в оценке больного и ее основной
целью является определение показаний к терапии, то классификация

является концом диагностического процесса и базисом статистических

и научных исследований.

Применение классификационных систем в психиатрии часто крити-

куется как неуместное или даже вредное, однако критика такого рода
пошла на спад, когда было доказано, что специфические синдромы под-

даются специфическому лечению. Часто противниками классификации

выступают психотерапевты, чьи профессиональные интересы связаны

скорее с невротическими и личностными расстройствами, нежели со

всей областью психических нарушений. Чаще всего ими выдвигаются

такие доводы: отнесение каждого конкретного случая к определенной
диагностической категории отвлекает от изучения единственных в сво-
ем роде личных проблем данного пациента, мешает понять их, во-вто-


background image

54

 Психиатрия

рых, индивидуальная картина болезни отдельного пациента, как прави-
ло, не полностью соответствует имеющимся категориям.

Психиатрическая систематика в МКБ 10-го пересмотра претерпела

заметные изменения по сравнению с предыдущими классификациями.

Эти изменения касаются прежде всего введения некоторых новых руб-

рик; сужения границ шизофрении, отказа от дихотомии на психозы и
неврозы.

Основная часть функциональной и органически обусловленной пси-

хической патологии в

 с точки зрения традиционной психиат-

рии, представлена в виде синдромальных рубрик. Следует подчерк-
нуть, что

 предназначена прежде всего для статистических це-

лей, и она не должна подменять собой концептуальных классификаций,
сохраняющих свое значение для психиатрии. Для каждого расстройства
предлагается описание как основных клинических признаков, так и лю-
бых значимых, но менее специфических признаков, которые связаны с
ними. В большинстве случаев предлагаются «диагностические указа-
ния», определяющие количество и соотношение симптомов, необходи-
мых для достоверной диагностики. Эти указания сформулированы та-

ким образом, чтобы сохранить достаточную гибкость диагностических
решений в клинической практике, особенно в ситуациях, когда требует-
ся установление временного диагноза до того, как станет полностью яс-
ной клиническая картина или будет собрана полная информация.

 ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РУБРИК

F0 Органические, включая симптоматические, психические расстрой-

ства

F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребле-

ния психоактивных веществ

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
F3 Аффективные расстройства настроения
F4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные рас-

стройства

F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими наруше-

ниями и физическими факторами

F6 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых
F7 Умственная отсталость
F8 Нарушения психологического развития

F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся

обычно в детском и подростковом возрасте.


background image

Глава 1 + 55

 МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ В ПСИХИАТРИИ

Течение любого психически больного включает комплекс непосред-

ственно медицинских (обследование и постановка диагноза, оказание
при необходимости экстренной помощи, проведение курсовой терапии
с использованием различных медикаментозных средств, психотерапии,
физиотерапии, других лечебных средств и методов) и социотерапевти-
ческих мероприятий, направленных на его социально-психологическую
коррекцию и реабилитацию.

Лечение больного вообще и страдающего психическим заболевани-

ем в том числе может быть направлено на:

• причины, вызвавшие заболевание (этиологическая терапия);
• патогенетические механизмы, обусловливающие возникновение

и течение заболевания (патогенетическая терапия);

• компенсаторные механизмы, опосредованно способствующие

формированию приспособления к продолжающемуся болезнен-
ному процессу (компенсаторная терапия).

Собственно этиологическая терапия используется в психиатрии

редко, главным образом из-за неясности факторов, имеющих причин-
ное значение для основных психических заболеваний. К этиологичес-
кой терапии относятся мероприятия, направленные на устранение раз-
личных инфекционных, соматических, неврологических заболеваний,
последствий травм мозга, сопровождающихся психическими расстрой-
ствами. В истории психиатрии наиболее явно это наблюдалось при
лечении прогрессивного паралича. Основополагающим в этом случае
явилось выявление связи перенесенного сифилиса и психического рас-
стройства, протекающего со специфической картиной неврологических
и психических нарушений. Малярийная терапия прогрессивного пара-
лича, предложенная в 1918 г. J.

 современные средства

лечения и профилактики сифилиса привели к исчезновению контин-

гента больных с такими частыми в недавнем прошлом и роковыми ди-
агнозами, как сифилитическая неврастения, галлюцинаторная, парано-
идная формы сифилиса мозга, прогрессивный паралич.

Патогенетическая терапия (в первую очередь психофармакологи-

ческие препараты) направлена на редукцию основных синдромов и
симптомов заболевания и далее на нормализацию психического состоя-
ния.

Компенсаторная терапия включает различные биологические и со-

циотерапевтические воздействия, способствующие активизации ком-
пенсаторных процессов.