ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5515
Скачиваний: 11
Глава 1 + 51
знакомыми. При бреде отрицательного двойника больной начинает
считать чужими ранее хорошо ему знакомых людей.
Бред интерметаморфозы проявляется в высказываниях больного о
том, что окружающие его люди подверглись каким-то значительным
внешним или внутренним изменениям.
ПАРАКЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
Параклинические методики (патопсихологическое, инструменталь-
ное, лабораторное обследование) в психиатрии применяются как вспо-
могательные. Используются следующие инструментальные методики:
компьютерная томография, ядерномагнитно-резонансное исследование
мозга, электроэнцефалографическое исследование для диагностики и
дифференциальной диагностики психических расстройств органичес-
кого генеза, например, для исключения объемных образований голов-
ного мозга, врожденных дефектов мозговой ткани, атрофических про-
цессов в мозгу. Для исключения соматического генеза психических
расстройств используется лабораторная диагностика. В психиатричес-
кой клинике проводятся лабораторные анализы крови, мочи, спинно-
мозговой жидкости. Так, например, для исключения ревматического ге-
неза психоза проводятся ревмопробы (сиаловая, С-реактивный белок),
исследование белковых фракций плазмы и т.п. Экспериментально-пси-
хологическое исследование психически больных проводится психоло-
гом на основании задач, поставленных лечащим врачом. Оно включает
в себя исследование личности, интеллекта, патопсихологическое обсле-
дование.
1.7.1. КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
В психологии, психиатрии и других областях, связанных с исследо-
ванием психической деятельности человека, значительную роль играют
экспериментальные психодиагностические методики. Эти методики
позволяют количественно выражать различные особенности людей, их
внутреннее состояние и взаимоотношение с окружающим миром.
Кроме психодиагностических методик в психиатрии широко ис-
пользуются психометрические шкалы, позволяющие количественно
оценивать различные психопатологические состояния, такие как трево-
га, депрессия, деменция и пр.
Использование в психодиагностике возможностей современных
компьютеров компактно хранить, быстро извлекать, оперативно и всес-
торонне анализировать и наглядно отображать экспериментальную ин-
52
Психиатрия
формацию влечет за собой эффекты, которые можно условно назвать
количественными и качественными.
Первый тип количественных эффектов связан, главным образом, с
автоматизацией рутинных операций традиционного психодиагности-
ческого эксперимента, таких как инструктаж испытуемого, предъявле-
ние стимулов и регистрация ответов, ведение протокола, расчет и выда-
ча результатов и т.п. За счет такой автоматизации повышается уровень
стандартизации, точность и скорость получения выходных диагности-
ческих данных. Кроме того, оперативность обработки информации при
компьютерном эксперименте позволяет проводить в сжатые сроки мас-
совые психодиагностические обследования.
Качественные эффекты можно разделить на две категории. Первую
категорию составляют эффекты, обеспечиваемые возможностями сов-
ременных компьютеров реализовывать новые виды психодиагностичес-
ких экспериментов. К ним относятся возможности генерировать новые
виды стимулов, по-новому организовывать стимульную последователь-
ность (например, так называемое адаптивное тестирование), регистри-
ровать ранее не доступные параметры реакций испытуемых, оформлять
психодиагностические методики в виде компьютерных игр и т.п.
В психиатрии компьютерные диагностические программы базиру-
ются на использовании либо логического дерева решения, либо статис-
тических моделей.
Программа, основанная на дереве решения, оценивает ряд положи-
тельных либо отрицательных ответов и, таким образом, сводит полу-
ченную информацию к диагнозу. Каким-то образом это напоминает
дифференциально-диагностическую процедуру в клинической практи-
ке. Впервые эту процедуру применили Spitzer et Endicott (1968) для
разработки программы
Позже Wing с коллегами (1974) раз-
работали программу
для использования ее вместе со схемой
Обследования психического статуса. Эта программа оказалась полез-
ной при эпидемиологических исследованиях больших и малых психи-
ческих расстройств.
При альтернативном статистическом подходе накапливается соотве-
тствующая информация по выборочной совокупности пациентов, диаг-
нозы которых уже известны, а затем система классификации формиру-
ется статистическими методами, исходя из базы данных.
В настоящее время большие возможности для компьютерной диаг-
ностики открывает применение в клинической практике современных
классификаций психических расстройств
и DSM-IV, посколь-
ку они основаны на четких диагностических критериях, позволяющих
построить алгоритм диагноза.
Глава 1 + 53
1.7.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
Категории диагностики и классификации в психиатрии близки, но
не идентичны. Диагностика — это, по возможности, точное определение
и идентификация болезни. Целью диагностики является постановка
индивидуального диагноза для выбора лечебной тактики и определения
прогноза болезни.
Цель классификации — в первую очередь достижение достоверной
статистической расшифровки болезней для использования в состав-
лении документации в психиатрических учреждениях и для проведе-
ния эпидемиологических исследований. Для этого достаточно стан-
дартизованной классификации диагнозов, чтобы проводить исследо-
вания и сопоставлять состояния больных, чтобы в том числе достичь
международного взаимопонимания. При этом классификация не ста-
вит цель стать каталогом нормативов или полноценным учением о бо-
лезнях. Можно сказать, что классификация — это не наука, а ее
инструмент.
Классификация не идентична диагностике.
Диагностика исходит
от отдельного больного, действует многомерно, диагнозы формулиру-
ются подробно и состоят из многих частей, учитывающих нозологичес-
кую принадлежность (где это возможно), основной синдром, факульта-
тивные синдромы, характер течения болезни, состояние, обусловившее
необходимость обращения за психиатрической помощью, преморбид-
ные, в том числе конституциональные личностные особенности, сопут-
ствующие соматические болезни и т.п.
Классификация исходит из обобщенного опыта, ограничивается от-
носительно легко определяемыми признаками, оперирует категориями,
которые выражаются часто одним словом или 3-5-значным числом. Ес-
ли диагностика — это первый шаг в оценке больного и ее основной
целью является определение показаний к терапии, то классификация
является концом диагностического процесса и базисом статистических
и научных исследований.
Применение классификационных систем в психиатрии часто крити-
куется как неуместное или даже вредное, однако критика такого рода
пошла на спад, когда было доказано, что специфические синдромы под-
даются специфическому лечению. Часто противниками классификации
выступают психотерапевты, чьи профессиональные интересы связаны
скорее с невротическими и личностными расстройствами, нежели со
всей областью психических нарушений. Чаще всего ими выдвигаются
такие доводы: отнесение каждого конкретного случая к определенной
диагностической категории отвлекает от изучения единственных в сво-
ем роде личных проблем данного пациента, мешает понять их, во-вто-
54
Психиатрия
рых, индивидуальная картина болезни отдельного пациента, как прави-
ло, не полностью соответствует имеющимся категориям.
Психиатрическая систематика в МКБ 10-го пересмотра претерпела
заметные изменения по сравнению с предыдущими классификациями.
Эти изменения касаются прежде всего введения некоторых новых руб-
рик; сужения границ шизофрении, отказа от дихотомии на психозы и
неврозы.
Основная часть функциональной и органически обусловленной пси-
хической патологии в
с точки зрения традиционной психиат-
рии, представлена в виде синдромальных рубрик. Следует подчерк-
нуть, что
предназначена прежде всего для статистических це-
лей, и она не должна подменять собой концептуальных классификаций,
сохраняющих свое значение для психиатрии. Для каждого расстройства
предлагается описание как основных клинических признаков, так и лю-
бых значимых, но менее специфических признаков, которые связаны с
ними. В большинстве случаев предлагаются «диагностические указа-
ния», определяющие количество и соотношение симптомов, необходи-
мых для достоверной диагностики. Эти указания сформулированы та-
ким образом, чтобы сохранить достаточную гибкость диагностических
решений в клинической практике, особенно в ситуациях, когда требует-
ся установление временного диагноза до того, как станет полностью яс-
ной клиническая картина или будет собрана полная информация.
ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РУБРИК
F0 Органические, включая симптоматические, психические расстрой-
ства
F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребле-
ния психоактивных веществ
F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
F3 Аффективные расстройства настроения
F4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные рас-
стройства
F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими наруше-
ниями и физическими факторами
F6 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых
F7 Умственная отсталость
F8 Нарушения психологического развития
F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся
обычно в детском и подростковом возрасте.
Глава 1 + 55
МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ В ПСИХИАТРИИ
Течение любого психически больного включает комплекс непосред-
ственно медицинских (обследование и постановка диагноза, оказание
при необходимости экстренной помощи, проведение курсовой терапии
с использованием различных медикаментозных средств, психотерапии,
физиотерапии, других лечебных средств и методов) и социотерапевти-
ческих мероприятий, направленных на его социально-психологическую
коррекцию и реабилитацию.
Лечение больного вообще и страдающего психическим заболевани-
ем в том числе может быть направлено на:
• причины, вызвавшие заболевание (этиологическая терапия);
• патогенетические механизмы, обусловливающие возникновение
и течение заболевания (патогенетическая терапия);
• компенсаторные механизмы, опосредованно способствующие
формированию приспособления к продолжающемуся болезнен-
ному процессу (компенсаторная терапия).
Собственно этиологическая терапия используется в психиатрии
редко, главным образом из-за неясности факторов, имеющих причин-
ное значение для основных психических заболеваний. К этиологичес-
кой терапии относятся мероприятия, направленные на устранение раз-
личных инфекционных, соматических, неврологических заболеваний,
последствий травм мозга, сопровождающихся психическими расстрой-
ствами. В истории психиатрии наиболее явно это наблюдалось при
лечении прогрессивного паралича. Основополагающим в этом случае
явилось выявление связи перенесенного сифилиса и психического рас-
стройства, протекающего со специфической картиной неврологических
и психических нарушений. Малярийная терапия прогрессивного пара-
лича, предложенная в 1918 г. J.
современные средства
лечения и профилактики сифилиса привели к исчезновению контин-
гента больных с такими частыми в недавнем прошлом и роковыми ди-
агнозами, как сифилитическая неврастения, галлюцинаторная, парано-
идная формы сифилиса мозга, прогрессивный паралич.
Патогенетическая терапия (в первую очередь психофармакологи-
ческие препараты) направлена на редукцию основных синдромов и
симптомов заболевания и далее на нормализацию психического состоя-
ния.
Компенсаторная терапия включает различные биологические и со-
циотерапевтические воздействия, способствующие активизации ком-
пенсаторных процессов.