ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5530
Скачиваний: 11
Глава 2 + 81
Третий компонент
— назначение сердечно-сосудистых средств, нап-
равленных на нормализацию состояния сердечно-сосудистой системы.
Лучше назначать небольшие дозы сердечных гликозидов — дигиталис,
строфантин.
2.5. ПСИХООРГАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ
Психоорганический синдром
характеризуется триадой, описанной
К.
(Карлом Вальтер-Бюэлем):
• нарушения понимания (ухудшение сообразительности, «бестол-
ковость»);
• эмоционально-волевые расстройства (снижение трудоспособнос-
ти и продуктивности, несамостоятельность, слабая социальная и
биологическая адаптация, психопатоподобное поведение);
• нарушения памяти.
Эти признаки являются обязательными для диагностики данного
вида расстройства.
• аффективные расстройства — раздражительность, эмоциональная ла-
бильность, слабодушие,
брюзгливость, ворчливость,
злобность, благодушно-беспечная эйфория, безразличие, апатия;
• нарушения внимания — истощаемость, отвлекаемость, затрудне-
ние переключения;
- • дисмнезии — фиксационная, антероградная, ретроградная;
• нарушения мышления — от детализации до вязкости;
• волевые расстройства — ослабление инициативы, сужение круга
интересов,
деятельности, снижение активности;
• повышенная восприимчивость к соматическим, инфекционным
заболеваниям, действию климатических и метеорологических
факторов, ряду средовых воздействий (езда в транспорте, вибра-
ция, алкоголь и т.п.), а также к психогениям, в ответ на которые
легко возникают реактивные, чаще истерические реакции, что от-
ражает сенситивность, ранимость.
Факультативные симптомы:
сенестопатии, галлюцинации, чаще
слуховые, однообразные, стереотипные с обыденным элементарным со-
держанием. Может возникать нестойкий бред, отличающийся фрагмен-
тарностью, простотой содержания, отсутствием даже тенденции к сис-
тематизации. Этот вид расстройства наблюдается при органическом
поражении головного мозга вследствие инфекционного, токсического,
травматического воздействия. Это, как правило, необратимое или мало
обратимое состояние.
82 + Психиатрия
В терминологии психоорганических
до сих пор нет пол-
ной ясности. Обозначение «органический» употребляется, с одной сторо-
ны, этиологически (причина), а с другой — нозологически (для обозначе-
ния группы синдромов или заболеваний). Терминологическая неопреде-
ленность приводит к тому, что для подразделения органических психоси-
ндромов хотя, в основном, и используется симптоматика, но наряду с ней
учитываются и другие аспекты, такие как возраст начала заболевания,
вид и локализация мозгового повреждения. При этом неизбежно предва-
рение диагноза разделением симптоматики и терминологии.
По
критерию возраста начала
органического психосиндрома выде-
ляют ранний детский экзогенный психосиндром (гипердинамический)
и поздно возникающий органический психосиндром (деменция).
По
виду нарушений
различают органическое снижение деятельности
и органическое изменение существования. Они определяются понятия-
ми «деменция» и «органическое изменение личности». Если речь идет
об органических выпадениях, особенно нарушениях процессов деятель-
ности, то говорят о нейропсихологических расстройствах.
Относительно
причинной обусловленности
единой точки зрения нет.
Хотя некоторые психоорганические синдромы при многих патогенных
факторах относительно часты, однако закономерная связь между при-
чиной и симптоматикой отсутствует. В аспекте общей этиологии мож-
но выделить синдромы первого ранга (деменция, делирий, нейропсихо-
логические синдромы) и второго ранга — органический галлюциноз, ор-
ганически-параноидный синдром, органически-кататонический синд-
ром, органически-аффективные и органически-неврозоподобные рас-
стройства.
В отечественной психиатрии принято традиционное деление психо-
органического синдрома по критериям тяжести и доминирующего рас-
стройства:
• церебрастенический;
• неврозоподобный;
• гипердинамический;
• психопатоподобный;
• корсаковский (амнестический) синдром;
• псевдопаралитический синдром;
• деменция.
Деменция
дословно переводится как «безумие». В прошлом во мно-
гих странах деменцией называли самые разные психические болезни.
Это слово было синонимом сумасшествия, помешательства. В настоя-
щее время под деменцией понимают нарушение интеллекта и когнитив-
ных функций (памяти, суждения, умозаключения, понимания, внима-
Глава 2
83
ния, абстрактного мышления). Деменция обычно прогрессирует, и, в
конечном счете, больной утрачивает ориентацию в месте, во времени и
в собственной личности, а также элементарные навыки самообслужива-
ния.
В книге «Лексиконы психиатрии» (ВОЗ, 2001) термин
деменция
трактуется как
синдром, возникающий вследствие заболевания мозга,
обычно хронического или прогрессирующего, и характеризующийся нару-
шением множества высших корковых функций, включая память, мышле-
ние, ориентировку, понимание, арифметические навыки, способность к
научению, речь и критические функции. Сознание остается ясным. Ког-
нитивные нарушения часто сопровождаются снижением контроля за
эмоциями, нарушениями социального поведения или мотиваций.
2.6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМЕНЦИИ
Расстройства памяти
проявляются вначале в форме снижения
способности к обучению новому (слабость внимания). В дальнейшем
нарушается память прошлого. При этом наступают нарушения воспо-
минаний последовательности во времени (временная решетка): прош-
лое правильно описывается, но неправильно датируется. Самые тяже-
лые нарушения памяти ведут к дезориентировке: когда впечатления и
информация определенное время не накапливаются в памяти, теряется
ориентировка в пространстве, во времени и, наконец, в собственной
Расстройства мышления.
Особенно нарушаются абстрактное
мышление, переработка информации и ее концентрация. Нарушения
обусловлены двусторонне: когда нарушается память и наступают рас-
стройства побуждений и аффектов, то утрачиваются важнейшие пред-
посылки живого эффективного мышления. Мышление становится за-
медленным, тугоподвижным и сосредоточено на отдельных темах, кото-
рые повторяются. Течение мыслей непоследовательное, смена тем и
подвижность мышления нарушены, теряется его ясность, все труднее
становится вычленить существенное и отторгнуть несущественное.
Снижаются способности критической самооценки. В далеко зашедших
стадиях, которые раньше обозначались понятием деменции, исчезают
способности суждений и критики, целенаправленность внимания ми-
нимальная, больной практически не может усвоить ничего нового, ему
становится невозможно из восприятий и познаний делать соответству-
ющие умозаключения.
Аффективные нарушения
— дементные больные часто бывают деп-
рессивны (около 40%), особенно при субкортикальной деменции. В од-
84 + Психиатрия
них случаях — это депрессивные реакции на свое состояние, в других —
депрессивная симптоматика: прямое следствие мозгового заболевания.
Часто эти расстройства настроения имеют ворчливо-дисфорическую
окраску, некоторые — меланхолический оттенок.
Однако
больные нередко проявляют и эйфорию, которая
характеризуется недостатком свежести и размаха здоровой эмоцио-
нальной жизни, потерей критической самооценки и особенно недостат-
ком серьезной оценки собственной ситуации, болезни и ее проявлений
(легкомысленность). У многих больных эффективность лабильна: аф-
фекты плохо управляемы и плохо тормозимы.
Нарушения потребностей
— характерны снижение собственной
инициативы и спонтанности, сужение жизненного пространства и ос-
лабление прежних интересов. Реже встречаются расторможение, нап-
лыв побуждений и влечений.
Психомоторика
—
мимика и жесты обеднены. Время реакций за-
медляется. Речь монотонна и бедна модуляциями. Походка тяжеловес-
ная, мелкими шагами и замедленная.
Критерии деменции в
Ухудшение памяти, наиболее замет-
ное в области усвоения новой информации, хотя в более тяжелых слу-
чаях может нарушаться и воспроизведение ранее усвоенной информа-
ции. Расстройство касается как вербального, так и невербального мате-
риала. Снижение памяти должно подтверждаться объективно надеж-
ным анамнезом от информанта и по возможности дополняться данны-
ми нейропсихологического тестирования или количественной оценки
когнитивных способностей.
Уровни выраженности ухудшения памяти следует оценивать следу-
ющим образом (пороговое диагностическое значение имеет легкое на-
рушение памяти).
Легкое расстройство памяти.
Повседневная деятельность затрудне-
на, хотя все же возможно независимое проживание. Нарушено главным
образом усвоение нового материала. Например, могут отмечаться труд-
ности в повседневной жизни в фиксации, хранении и воспроизведении,
касающиеся местонахождения бытовых предметов, социальных догово-
ренностей или информации, полученной от родственников.
Умеренное расстройство.
Нарушение памяти представляет собой
серьезное препятствие для повседневной жизни. Удерживается только
очень хорошо усвоенный или очень знакомый материал. Новая инфор-
мация удерживается лишь случайно или на очень короткое время.
Больной не в состоянии вспомнить основные сведения о том, где он жи-
вет, что он недавно делал или как зовут его знакомых.
Глава 2 85
Тяжелое расстройство.
Эта степень нарушения памяти характеризу-
ется полной неспособностью усвоения информации. Больной не в сос-
тоянии узнать даже близких родственников.
Снижение других когнитивных способностей характеризуется ос-
лаблением критики и мышления, например, в планировании и органи-
зации, а также ухудшением общей обработки информации. Подтверж-
дение этому должно основываться, если возможно, на данных объектив-
ного анамнеза и по возможности дополняться нейропсихологическими
тестами или количественными, объективными оценками. Должно быть
выявлено ухудшение по сравнению с предыдущим, более высоким
уровнем продуктивности.
Степень снижения должна оцениваться следующим образом (поро-
говое диагностическое значение имеет легкое нарушение):
•
легкое нарушение.
Снижение когнитивных способностей вызыва-
ет нарушение продуктивности в повседневной жизни, не обус-
ловливая, однако, зависимости больного от других. Невозможны
более сложные повседневные задачи и формы досуга;
•
умеренное нарушение.
Снижение интеллектуальных способнос-
тей делает невозможным функционирование в повседневной
жизни без посторонней помощи, включая покупки в магазинах и
обращение с деньгами. В пределах дома возможна лишь простая
работа. Интересы очень ограничены и поддерживаются плохо;
•
тяжелое нарушение.
Ухудшение характеризуется отсутствием
или фактическим отсутствием разумного мышления.
Общая тяжесть деменции лучше всего определяется уровнем нару-
шения памяти или интеллекта в зависимости от того, что более выраже-
но (например, при легком расстройстве памяти и умеренном интеллек-
туальном нарушении деменция оценивается как деменция умеренной
тяжести).
Снижение эмоционального контроля или мотивации или изменение
социального поведения, проявляющееся минимум одним из следующих
признаков:
• эмоциональная лабильность;
• раздражительность;
• апатия;
• огрубение социального поведения.
Структура деменции и распространенность.
Причины деменции
разнообразны. Кроме того, прогрессирующее течение характерно не для
всех видов деменции: так, деменция после травмы головного мозга от-
личается относительно стабильным, часто регредиентным, особенно в
юном возрасте, течением, а деменция при гипотиреозе обратима, но