Файл: Обухов С.Г. - Психиатрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5097

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

 Психиатрия

является главной проблемой?», «Чем Вы объясняете свое состояние?»,

 какими ожиданиями Вы пришли?», «Какое лечение Вы хотели бы по-

лучить?». Такие вопросы по своему содержанию ничего нового не привно-

сят, но могут помочь больному проанализировать самого себя и выде-

лить самое существенное в его состоянии.

Врачебная беседа имеет не только диагностическое значение, но и

терапевтический смысл. К концу собеседования больной приходит к по-
ниманию, что между ним и врачом наладился контакт, а это необходи-

мо для последующей терапии именно благодаря первой беседе. Как врач

поведет себя с больным, во многом зависит от принятого врачом стиля
общения. Врач не должен встречать больного ни холодно, ни безразлично,
ни вульгарно, ни навязчиво, а с дружеской серьезностью, участием и иск-

ренним желанием помочь.

Анамнез объективный

 (сведения о больном, полученные от

родственников, знакомых больного, из документации — как медицинс-
кой, так и немедицинской).

Сведения, сообщаемые больным, часто бывают неполными не столь-

ко из-за того, что он о чем-то умалчивает, сколько из-за того, что он

заблуждается, видя свое положение односторонне и не оценивая в полной

мере взаимосвязи событий в своей жизни. Часто бывает необходимо до-

полнить сведения больного информацией, получаемой от родственников,
о деталях начала и развития болезни. Родственники старшего поколения
нередко больше знают о семейном анамнезе больного.

Как правило, врач вначале говорит с больным, а затем с его

родственниками, чтобы дать им понять, что ему важнее мнение само-

го больного, но у него общее с родственниками мнение о необходимости

лечения. О присутствии при беседе врача с родственниками больной

должен решать сам. Если больной сочтет свое присутствие неумест-
ным, врач должен непременно сообщить ему об основных итогах этого

разговора.

Психическое состояние.

 Полноценная оценка психических процес-

сов больного на момент обследования должна включать состояния, оп-
ределяемые самим врачом, и переживания, о которых сообщает больной.

Психическое состояние должно получить отражение в подробном

описании всех наблюдений — не только бесспорных патологических про-

явлений, но и всего поведения в целом: как ведет себя больной, как он ре-

агирует на консультацию и на врача, на помещение в клинику, как обра-
щается

 с

 сопровождающими его родными, как воспринимает наблюдение

за ним, как оценивает свою болезнь, как и о чем говорит, благосклонен ли

к обследованию. Эта часть оценки психического состояния может опи-

раться на данные обычной беседы с больным.


background image

Глава 1 + 17

Употребление профессиональных терминов при этом только затруд-

няет правильную оценку, поскольку они настраивают на определенный
диагноз. Пользоваться такими определениями, как нелепый, гримаснича-
ющий, пустой или напряженный, маниакальный или меланхоличный,

можно только мысленно.

Однако необходимо систематизировать наблюдаемые симптомы и

психопатологические расстройства у больного. При этом важно регист-

рировать и отсутствие ожидавшихся нарушений. В описаниях по воз-
можности следует избегать специальных терминов, предпочитая

собственные слова больного. Любое схематизирование нежелательно.
При изложении состояния больного нужно ориентироваться на внеш-
нюю картину проявлений

 —

 психомоторику, контакты с другими людь-

ми, внимание и восприятие, сознание и ориентировку, память и конце-

нтрацию, потребности и стремления, настроение и аффективность,

мышление и переживание своего Я.

Речь. Общая характеристика.

1. Громкость, модулированность, эмоциональная окраска. Громко

или тихо говорит больной? Не вздыхает ли при обсуждении определен-
ных тем?

2. Артикуляция. Нарушения артикуляции (дизартрии) многообраз-

ны. К ним относятся заикание, логоклония, смазанная речь, «мозжечко-
вая» речь — громкая, толчкообразная, нечеткая (крайний вариант —

скандированная речь, например, при рассеянном склерозе), «каша во
рту» и т. п. От расстройств артикуляции надо уметь отличить иностран-
ный акцент или диалект. Легкие нарушения артикуляции выявляют с
помощью скороговорок («артиллерийская перестрелка», «сыворотка
из-под простокваши»).

3. Темп и связность речи. Речь может быть связной и бессвязной.

Темп речи может быть повышен (логорея при мании) или снижен (при
некоторых формах депрессии).

4. Инициация речи. Возможно истинное нарушение инициации речи

(например, при болезни Паркинсона), а также длительный латентный

период ответа.

Когнитивные функции. Информация, полученная при исследова-

нии этих функций, позволяет достаточно объективно судить не только

об этих функциях, но и об интеллекте.

Внимание и сосредоточение.

 Насколько полноценен контакт между

больным и врачом? Следит ли больной за ходом разговора? Если нет, то
какова причина — отвлекаемость или сосредоточенность на какой-то
одной мысли? Из многочисленных способов оценки внимания желательно
выбрать тот, который одновременно даст дополнительную информа-


background image

18 + Психиатрия

цию и по другим разделам психического статуса. Пример задания: произ-
нести по буквам название города, где происходит разговор. Тем самым
одновременно проверяют ориентацию, внимание, артикуляцию и па-

мять. Предложив затем повторить это же слово в обратном порядке,
можно оценить сосредоточение и некоторые элементы памяти. Если ис-

пользуют не название города, то оптимальная длина слова

 —

 пять букв.

Другое задание: прослушивание и повторение цифровых последователь-

ностей. В норме человек легко запоминает и повторяет последователь-
ность из 6-7 цифр (стандартная длина телефонного номера); при нес-
пособности повторить более 5 цифр следует заподозрить нарушение
внимания. Преимущество метода цифровых последовательностей —
возможность стандартизации; если же используется название города,
то на результат влияет длина его названия. Еще одно задание — пере-
числить дни недели и месяцы в прямом и обратном порядке. Часто при-

меняют метод последовательного вычитания из

 по 7. Пожилому

больному можно помочь, выполнив за него первые два действия (чтобы

уменьшить волнение). Упрощенный вариант метода — вычитание тро-

ек. При проверке внимания и сосредоточения можно оценить и арифме-
тические способности (задания: 3 умножить на 7,  3 прибавить 7, поде-

лить 21 на 7). Целесообразно предъявлять задания по убыванию слож-

ности: если больной не выполняет задание обычной сложности, то дают
более простое. Такой подход позволяет отличить нарушение внимания
от нарушений памяти, речи и счета.

Ориентация.

 Исследуют ориентацию во времени, в месте, лицах,

собственной личности. Дезориентация в собственной личности встреча-
ется редко

 —

 при некоторых формах маниакально-депрессивного психо-

за и шизофрении, когда больные считают себя императорами, богами и

т. п. Иногда больной правильно называет свое имя, но одновременно счи-
тает себя Богом — двойная ориентация в собственной личности. Полез-
но начать исследование ориентации вопросом о том, помнит ли больной
имя врача. При отрицательном ответе врач сообщает свое имя и пред-

лагает повторить его. Этот прием, как и приемы, описанные в предыду-

щем разделе, позволяет оценить сразу несколько показателей психичес-
кого статуса. Затем у больного спрашивают его полное и уменьшитель-
ное имя. Полезен вопрос: «Как вас лучше называть?» Проверяют ориен-
тацию в месте («Вы знаете, где находитесь?»), желательно — различ-
ных степеней подробности (в больнице или где-то еще, в каком городе, в
какой стране?). Следующий вопрос: «Который час?» Если больной не мо-
жет ответить на этот вопрос (это наблюдается не только при дезори-
ентации,

 в случае, если больной спал или был без сознания), то спра-

шивают, какой сейчас день недели, число, месяц, время года, год. При не-


background image

Глава 1 + 19

верном ответе сообщают правильный, а позднее вновь возвращаются к
этому вопросу. Такой прием позволяет оценить также функции памяти

(запоминание, хранение и воспроизведение).

Память.

 Сведения о механизмах памяти постоянно пополняются.

Разработано множество моделей памяти, каждая со своей терминоло-
гией и системой определений. При подозрении на значительное снижение
памяти показана консультация

 с тем чтобы провести

исследование по специальным методикам. По этой причине при психиат-

 обследовании важно выяснить, нужна ли такая консультация.

Первоначально, вероятно, следует проанализировать информацию, уже
полученную в ходе беседы, а также трудности при сборе анамнеза. Да-

лее могут следовать вопросы типа: «Сколько классов вы закончили?» Не-

обходимы также прямые вопросы:

 вас не ухудшилась память?», «Вам

не бывает трудно припомнить что-нибудь важное?». Оценивают не-

медленное и отсроченное (при обычном психиатрическом обследовании

 —

через 5 мин, при развернутом — через 5 и 30 мин) воспроизведение. Для
запоминания обычно предлагают 3-5 не связанных между

собой слов (например: виноград, стол, пурпур, забор, зеркало). Оценива-
ют и память на давние события, происшедшие несколько недель и меся-
цев назад. О таких событиях должен знать и врач, и больной — бессмыс-

ленно спрашивать больного, что он ел на завтрак, если ответ нельзя про-

верить. Не следует забывать, что на результат многих тестов
влияет мотивация. В ее отсутствие (например, у пожилого больного с
депрессией) результат психиатрического обследования, в том числе ис-
следования памяти, становится не вполне достоверным. Зрительную
память целесообразно исследовать отдельно. Предлагают перерисовать

простые фигуры (вписанный в круг треугольник, три параллельные ли-

нии) и через некоторое время (например, через 5 мин) повторить рисун-
ки. Здесь же дают задание нарисовать часы со стрелками в положении,
соответствующем заданному времени (например, 8:20 или 2:45). Это
позволяет выявить не только нарушения зрительной памяти, но и ап-

раксию и изменения полей зрения.

Словарь и общение.

 К этому моменту врач, как правило, уже имеет

достаточную информацию о речи больного, его словарном запасе (кото-

рый обычно напрямую зависит от интеллекта) и общительности. За-

вершая исследование этой сферы, дают еще несколько заданий. Предла-
гают называть показываемые предметы (ключ, ложка, карандаш, ручка,

записная книжка). Полезно подобрать предметы так, чтобы их можно

было распределить по группам (например, карандаш и ручка — пишущие
принадлежности; карандаш, ручка и записная книжка — канцелярские
принадлежности); тогда одновременно можно оценить рассуждение и


background image

20

 Психиатрия

классифицирование («Что общего между этими

 Другие

задания — придумать рассказ об этих предметах, описать картину на

стене или вид из окна. В ходе исследования полезно проверить и элемен-
ты грамматического анализа (задание — произнести по буквам «каран-

Суждение и абстрактное мышление.

 Цель исследования

 —

 оценить

способность к обобщению, формированию собственного мнения, а так-
же к правильной трактовке обычных жизненных явлений. Способность
к суждению и абстракции сильно зависит от социальной среды, образо-
вания и индивидуального опыта; при исследовании надо стараться уст-
ранить влияние этих факторов. Обязательно фиксируют характер отве-
тов (правильные, конкретные, буквальные, субъективные, вычурные).

Некоторое впечатление об умственных способностях можно составить

из предшествовавшего разговор. Разработаны также формализованные

тесты (анкеты). Ниже приведены примеры заданий.

1. Рассуждение.

 Варианты заданий:

 «Что вы будете делать, если

найдете на улице запечатанный конверт с адресом?» Или: «Что вы сде-
лаете, если первым заметите пожар?»

2. Умение находить сходства и различия.

 Варианты заданий: «Что

общего между яблоком и апельсином?» (и то, и другое — фрукты),

 и самолетом?» (средства передвижения),

 и газе-

той?» (средства массовой информации).

3. Объяснение смысла пословиц.

 Предлагают объяснить смысл

распространенных пословиц, например: «Что имеем — не храним, поте-
рявши — плачем», «Куй железо, пока горячо», «Лучше синица в руках,
чем журавль в небе», «Не руби сук, на котором сидишь», «Хорошо там,
где нас нет».

Эмоциональная сфера.

 Аффект — это внешнее проявление эмоций,

которое отражается в поведении и высказываниях.

 словами,

аффект — это эмоции человека в глазах постороннего наблюдателя. К
сожалению, врачи не всегда достаточно внимательно наблюдают за
тонкими нюансами аффекта. Для описания аффекта используют мно-
гочисленные определения: тревожный, веселый, грубый, суженный, экс-

пансивный, плоский, полноценный, неадекватный, лабильный, тоскливый,

аффективная тупость, аффективное оцепенение. Если мысли и поведе-

ние соответствуют аффекту (например, при мании больной выдвигает
грандиозные идеи, при этом он экспансивен, неестественно воодушев-

лен), то они называются голотимными. При аффективной диссоциации,

напротив, мысли не соответствуют аффекту; например, рассказывая
печальную историю, больной либо смеется, либо выглядит совершенно

равнодушным.