Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 10180

Скачиваний: 385

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

51

его психологическую безопасность. Это могут быть, например, следующие приемы:

–  Дать  клиенту  возможность  некоторое  время  побыть  одному,  например,  посидеть  в

одиночестве две-три минуты, не  общаясь ни с кем. В это время  психолог-консульт; 1 и I может
заняться каким-либо делом здесь же, в психологической консультации, или же выйти на несколько
минут из помещения.

–  Включить  в  помещении  консультации  негромкую  и  приятную  музыку  в  то  время,  когда

клиент находится в нем и настраивается на предстоящий разговор с консультантом.

–  Дать  в  руки  клиенту  во  время  беседы  какой-либо  приятный,  привлекательный  небольшой

предмет, например игрушку.

– Предложить  клиенту  что-либо  делать  своими  руками  во  время  разговора  с  психологом-

консультантом  под  предлогом, например, оказания  психологу-консультанту  небольшой  услуги,
помощи.

Действия, описанные выше, можно применять на практике в самых различных комбинациях, и

в отдельности, и в различных сочетаниях друг с другом.

Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на

стадии исповеди

Исповедью  в  психологическом  консультировании  называется  адресованный  психологу-

консультанту подробный, искренний, эмоционально насыщенный рассказ клиента о себе и о своей
проблеме.

Создать  благоприятную  психологическую  атмосферу  для  исповеди  клиента  кроме  описанных

выше  приемов, используемых  в  основном  в  начале  проведения  психологического
консультирования, можно  также  с  помощью  следующих  практических  действий  психолога-
консультанта, предпринимаемых уже во время проведения самой исповеди.

1.

Вербальная  поддержка  того, что  говорит  и  делает  клиент  во  время  исповеди –

  прием

требует  пояснения. Иногда  во  время  исповеди  клиент  может  говорить  то, с  чем  психолог-
консультант  не  согласен, например  высказывать  свои, не  вполне  обоснованные, претензии  к
психологу-консультанту, к проводимой консультации, к обстановке и т.д.

В  этом  случае  психолог-консультант  не  должен  открыто  возражать  клиенту, тем  более –

начинать  спорить  с  ним. Гораздо  разумнее  при  возникновении  подобной  ситуации  поступить
следующим образом: признав прямо или косвенно, открыто или молча право клиента на критику,
предложить ему отложить спорные вопросы и обсудить их в конце консультации.

В этом случае к клиенту можно обратиться со следующими, например, словами:
«Вполне возможно, что вы, по существу, правы, и я готов обсудить с вами то, что вас волнует.

Но  давайте  вместе  подумаем, как  это  лучше  сделать. Если  мы  сейчас  прервем  консультацию  и
перейдем  к  обсуждению  спорных  вопросов, то  не  сможем  найти  способ  решения  основной,
волнующей  вас,  проблемы.  В  этом  случае  я  вряд  ли  смогу  вам  реально  помочь,  так  как  наше  с
вами  время  ограничено  и  будет  затрачено  на  дискуссию, не  имеющую  прямого  отношения  к
вашей  проблеме. Я  предлагаю  поступить  по-другому: на  время  отложить  обсуждение  спорных
моментов, связанных с проведением консультации, и продолжить работу по заранее намеченному
плану. Затем мы найдем дополнительное время и договоримся, когда и где обсудим и решим все
волнующие вас вопросы».

Если  клиент  все  же  настаивает  на  немедленном  обсуждении  данных  вопросов  и, более  того,

требует, чтобы поставленные им вопросы были решены здесь и теперь, то консультант-психолог
может поступить одним из следующих способов:

1) прервать на  время  консультирование и  постараться как можно быстрее  разрешить спорные

вопросы;

2) отложить  психологическую  консультацию  и  перенести  ее  на  другое, более  подходящее,

время, когда все спорные вопросы будут решены;

3) вообще  отказаться  от  дальнейшего  проведения  психологической  консультации, вежливо

извинившись перед клиентом и объяснив ему, почему консультацию пришлось прервать и почему
поставленные им вопросы не могут быть решены, а претензии – удовлетворены.

В том случае, если клиент говорит психологу-консультанту нечто такое, что прямо не относится

к  условиям  проведения  консультации, но  связано  с  сутью  обсуждаемой  проблемы, консультант


background image

52

может  переключиться на разговор по вопросу, поднятому клиентом, если  ему, конечно, есть что
сказать клиенту по соответствующему поводу.

Тем не менее в процессе исповеди все же не желательно, чтобы психолог-консультант выражал

свое  несогласие  с  клиентом  в  чем-либо. Лучше  не  возражать  клиенту, а  поступить  следующим
образом: отметив про себя и для себя тот пункт в действиях и высказываниях клиента, который
требует  обсуждения  и  возражений, продолжать  далее внимательно  и  доброжелательно, до конца
слушать  исповедь  клиента. К  обсуждению  же  спорных  вопросов  стоит  вернуться  только  после
того, как  консультация  будет  завершена  и  принято  решение  по основной  проблеме, волнующей
клиента.

2.

«Зеркализация» –

  прием  заключается  в  незаметном  для  клиента  повторении  его

высказываний и движений; «зеркализировать», в частности, можно жесты, мимику, пантомимику,
интонацию, ударение, паузы в речи клиента и т.п.

Зеркализация  особенно  важна  в  те  моменты  проведения  исповеди, когда  клиент  бросает

мимолетные взгляды на консультанта, рассказывая о себе и о своей проблеме.

3.

«Перифраза» –

 краткая, текущая реплика психолога-консультанта, произносимая им во время

исповеди клиента и предназначенная для прояснения, уточнения смысла того, что говорит клиент.

В случае применения перифразы психолог-консультант, слушая клиента, во время естественных

пауз, возникающих  в  речи  клиента, кратко, своими  словами, в  виде  утверждений  или  вопросов
повторяет  то,  что  сказал  клиент,  и,  в  свою  очередь,  ждет  от  клиента  подтверждения  или
опровержения правильности его понимания.

Перифразу  можно  начинать, например, словами: «Итак,...», «Вы  сказали...», «Правильно  ли  я

вас понял, вы сказали...».

Можно  просто  повторить  последние  слова, произнесенные  клиентом, но  в  вопросительной

форме, ожидая, соответственно, от  него  подтверждения  или  опровержения  правильности
сказанных слов.

4.

«Обобщение» –

  прием, который  внешне  чем-то  напоминает  перифразу, но  относится  не  к

тому  последнему, что  сказал  клиент, а  к  целому  высказыванию, состоящему  из  нескольких
суждений  или  предложений. В отличие от  перифразы, которая  буквально  повторяет  последнюю
мысль  клиента, обобщение  представляет  собой  вольную, но  достаточно  точную  передачу  его
мысли в обобщенной форме.

Обобщение можно начинать, например, со следующих слов: «Итак, если обобщить и в краткой

форме выразить то, что вы сказали, то можно ли это сделать так...?» «Если подвести краткий итог
сказанному, то можно ли это передать так...?» «Если я вас правильно понял, то смысл сказанного
вами сводится к следующему... Так ли это?»

5.

Прием  эмоциональной  поддержки  клиента,

  когда  психолог-консультант  внимательно

выслушивает клиента, следует за его мыслью, стараясь в нужные моменты исповеди, в то время,
когда клиент обращает на него внимание, внешне выражать поддержку того, что говорит клиент, в
том  числе  демонстрировать  положительные  эмоции, подкрепляющие  слова  и  действия  клиента.
Это может быть, например, выражение клиенту сочувствия, сопереживания, удовлетворения тем,
что он говорит.

6.

Прием  постановки  перед  клиентом  стимулирующих  его  мышление  вопросов  типа «Что?»

«Как?» «Каким образом?» «Зачем?» «Почему?».

 Он обычно используется тогда, когда психологу-

консультанту необходимо что-либо прояснить для себя в мыслях клиента, а также тогда, когда сам
клиент испытывает определенные затруднения в том, что и как говорить дальше.

7.

Овладение  и  использование  в  разговоре  с  клиентом  особенностей  его  языка –

  прием

психологического  консультирования, который  заключается  в  следующем. Консультант,
внимательно  слушая  клиента, старается  уловить  особенности  стиля  его  речи, обращая  внимание
на  слова, фразы, выражения  и  обороты, часто  используемые клиентом. Определив  и  усвоив это,
психолог-консультант  через  некоторое  время  сам  начинает  сознательно  пользоваться  теми  же
речевыми  приемами  в  общении  с  клиентом, то  есть  незаметно  для  клиента  начинает
воспроизводить особенности его речи.

В  результате  между  клиентом  и  психологом-консультантом  возникает  психологическая

общность  и  большее  взаимопонимание, чем  было  вначале. Клиент, в  свою  очередь,
бессознательно  начинает  воспринимать  психолога-консультанта  как  психологически  близкого  к
нему человека и оказывается более расположенным к нему.


background image

53

Важно, однако, не  переборщить  в  использовании  этого  приема, чтобы  у  клиента  не  возникло

впечатление, что психолог-консультант передразнивает его.

Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента

Для того чтобы сделать правильные выводы из исповеди клиента и не ошибиться в оценке его

проблемы, а также для того, чтобы
убедить самого клиента в верности интерпретации его исповеди, психолог-консультант в процессе
интерпретации исповеди должен придерживаться следующих правил:

1.

Не  спешить, не  торопиться  со  своими  выводами.

  Желательно  после  окончания  исповеди

клиента сделать паузу в общении с ним длительностью от 10 до 15 минут, заполнив ее каким-либо
делом, позволяющим  отвлечься  от  слушания, поразмышлять, сделать  выводы. Такой  перерыв
нужен не только психологу-консультанту, но и клиенту. За время перерыва он сможет отойти от
исповеди, успокоиться, психологически  настроиться  на  выслушивание  консультанта  и  на
конструктивный диалог с ним.

Рекомендуется, например, организовать  во  время  такого  перерыва  чаепитие, пригласив  к

участию в нем клиента и сказав ему о том, что во время чаепития может быть продолжен разговор
о  его  проблеме. Перерыв, кроме  того, даст  возможность  психологу-консультанту  собраться  с
мыслями и задать, если нужно, дополнительные вопросы клиенту.

2. Консультанту важно проследить за тем, чтобы при интерпретации исповеди клиента

не были

упущены  какие-либо  существенные  детали  и  подробности,

  чтобы  среди  тех  фактов, на  основе

которых будут сделаны выводы о проблеме клиента и о способах ее решения, не оказалось таких,
которые  противоречат, не  согласуются  друг  с  другом. Если  при  интерпретации  исповеди  это
важное  правило  не  будет  соблюдено, то  противоречия  в  фактах  неизбежно  проявятся  и  в
противоречиях  в  выводах, которые  следуют  из  этих  фактов. Это – известный  закон  логики
мышления.

3. Необходимо также следить  за  тем, чтобы  предлагаемая  интерпретация  фактов

не  оказалась

односторонней,

  т.е.  чтобы  в  ней  не  было  явного  предпочтения  какой-либо  одной  теории  или

интерпретации перед другими.

Данное  требование  обусловлено  тем, что  любая  из  существующих  теорий  личности  или

межличностных  отношений, которая  может  быть  положена  в  основу  интерпретации  исповеди,
неизбежно (по  природе  самих  современных  психологических  теорий) является  неполной  и  не
учитывает все возможные факты.

Для  того  чтобы  на  практике  не  происходило  односторонней  интерпретации  исповеди,

необходимо  еще  на  этапе  общенаучной  теоретической  подготовки  психолога-консультанта, а
затем и на этапе приобретения им соответствующего профессионального опыта в интерпретации
исповедей клиентов научить его умело пользоваться положениями самых различных теорий.

4. Из сказанного выше вытекает следующий важный вывод: любая из исповедей, какая бы она

ни была по содержанию,

не может

иметь одну, единственно возможную интерпретацию.

 Таких интерпретаций обязательно должно

быть  несколько  и,  как  правило,  столько,  сколько  существует  разных  теорий  личности  и
межличностных  отношений  в  психологии. Имеются  в  виду, конечно, не  буквально  все  без
исключения  психологические  теории, а  только  те  из  них, которые  в  понимании  личности  и
межличностных отношений взаимно дополняют друг друга. Предлагаемых интерпретаций, вместе
с тем, не должно быть слишком много, так как в противном случае их трудно будет согласовать
друг с другом и в них можно будет просто запутаться.

Предлагая клиенту свою интерпретацию его проблемы, психолог-консультант должен все же, в

конечном  счете, дать  единую, но  не  единственную (в  теоретическом  плане) трактовку  данной
проблемы.

Данное требование не противоречит тому, о чем говорилось выше. Дело в том, что положения,

сформулированные  в  предыдущих  пунктах, касаются  в  основном  мышления  самого  психолога-
консультанта, а  не  понимания  сути  проблемы  самим  клиентом. Ему  в  доходчивой  и  доступной
форме необходимо сообщать сами выводы, а не теорию, на которой они основываются, т.е. только
то, к  чему  в  результате  своих  размышлений, в  том  числе  теоретических, пришел  психолог-
консультант. И, кроме  того, делать  это  следует  в  простой, доходчивой, а  не  в  наукообразной,


background image

54

форме.

Из сказанного следует, что для того, чтобы научиться теоретически правильно, разносторонне

и  интегрировано  интерпретировать  исповедь  клиента, психолог-консультант  сам  должен  стать
разносторонне 

теоретически 

подготовленным 

практическим 

психологом. Хорошая

общетеоретическая  подготовка  психолога-консультанта  предполагает  его  глубокое  знакомство  с
разными психологическими теориями, охватывающими круг тех проблем, с которыми люди могут
обратиться в психологическую консультацию.

Но  этого  недостаточно, нужна, оказывается, еще  и  разносторонняя  практическая  подготовка

психолога-консультанта  в  интерпретации  проблем  клиента. Она, в  частности, предполагает
выработку умения не только интерпретировать исповедь клиента, но и правильно формулировать
свои выводы, пользуясь различными теориями.

Такие  практические  умения  лучше  всего  вырабатываются  в  коллективной  работе  разных

психологов-консультантов – специалистов, на  хорошем  профессиональном  уровне  владеющих
различными психологическими  теориями. Рекомендуется  также  чаще  проводить так  называемые
психологические  консилиумы, которые  включают  в  совместную  работу  над  одними  и  теми  же
проблемами разных по своей профессиональной ориентации специалистов. Такие
консилиумы особенно полезны в начале самостоятельной практической деятельности психолога-
консультанта.

Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций

Для того чтобы клиенту были вполне понятны предлагаемые психологом-консультантом советы

и рекомендации, а также для того, чтобы клиент смог ими с успехом воспользоваться и добиться
желаемого  практического  результата, при  формулировке  советов  и  рекомендаций  психологу-
консультанту следует придерживаться таких правил:

Правило 1.

  При  формулировании  советов  и  рекомендаций  по  практическому  решению

проблемы  клиента  желательно, как  и  при  интерпретации  исповеди, предлагать  ему  не  один-
единственный, а сразу несколько, по возможности – разных, советов и рекомендаций.

Это связано с тем, что разные способы решения одной и той же проблемы требуют соблюдения

различных  условий  и  выполнения  разных  действий. Некоторые  из  них  в  силу  тех  или  иных
обстоятельств  могут  оказаться  недоступными  клиенту, что  значительно  снизит  эффективность
практического действия соответствующих рекомендаций.

К  примеру, психолог-консультант  может  рекомендовать  клиенту  такой  способ  поведения,

который  потребует  от  него  незаурядной  силы  воли  и  ряда  других  качеств  личности, которые  у
данного  клиента  могут  оказаться  относительно  слабо  развитыми. Тогда  предложенные  ему
рекомендация  вряд  ли  окажутся  практически  полезными  и  достаточно  эффективными. Или,
например, совет  психолога-консультанта  клиенту  может  предполагать  наличие  у  последнего
достаточно большого количества свободного времени, которого на самом деле у клиента может не
оказаться.

В  общем  случае  число  предлагаемых  клиенту  различных  способов  решения  его  проблемы

должно быть два или три, и все эти способы должны учитывать реальные условия жизни клиента,
его  возможности, а  также  его  индивидуальные  психологические  особенности. Число
предлагаемых  способов  решения  проблемы  также  должно  быть  таким, чтобы  клиент  был  в
состоянии выбрать из них то, что его вполне устраивает и полностью подходит для него.

В  этой  связи психологу-консультанту  необходимо  еще  до того,  как  он  начнет  предлагать  ему

практические рекомендации, хорошо узнать клиента как личность.

Сформулируем и на этот счет несколько дополнительных советов, которые помогут психологу-

консультанту  провести  общую  психодиагностику  личности  клиента  в  процессе  практической
работы  с  ним. Эти  советы, в  частности, вытекают  из  материалов, представленных  в  известной
книге А. Пиза «Язык телодвижений».

О  личности  клиента  и  о  его  психологическом  состоянии  можно  судить  по  следующим

признакам':

' Многие  из  этих  замечаний  и  наблюдений  за  поведением  клиентов  во  время  консультации

настолько  важны, что  в  конце  учебника  для  их  лучшего  усвоения  они  будут  повторены  для
начинающих психологов-консультантов.


background image

55

• поза «руки на пояс» характерна для решительного, волевого человека,
•  наклон  туловища  вперед,  сидя  на  стуле,  говорит о  том,  что  человек,  как  только  закончится

разговор с ним, уже готов будет действовать,

• человек, который сидит, закинув ногу на ногу и обхватив ее руками, часто обладает быстрой

реакцией и его трудно убедить в споре,

• прижатые  друг  к  другу  лодыжки  во  время  сидения  говорят  о  том, что  человек  имеет

негативные, неприятные мысли и чувства в данный момент времени,

• собирание  с  одежды  несущественных  ворсинок  характеризует  человека, который  не  вполне

согласен с тем, что ему в данный момент времени говорят,

• прямая голова во время разговора свидетельствует о нейтральном отношении человека к тому,

что он слышит,

•  наклон  головы  в  сторону  во  время  слушания  говорит  о  том,  что  у  человека  пробудился

интерес,

• если  голова  человека  наклонена  вперед, то  это  чаще  всего  является  признаком  того, что  он

отрицательно относится к услышанному,

• скрещивание рук на груди – признак критического отношения и защитной реакции,
• иногда скрещивание рук свидетельствует о том, что у человека возникло чувство страха,
• перекрещивание ног – признак негативного или оборонительного отношения,
• жест «поглаживание  подбородка» означает, что  данный  человек  пытается принять  решение,

связанное с тем, что ему только что сказали,

• отклонение  назад  на  спинку  стула  или  кресла – движение, свидетельствующее  об

отрицательном настроении человека,

• если после того, как человека попросили сообщить о своем решении, он берет в руки какой-

либо предмет, то это означает, что он не уверен в своем решении, сомневается в его правильности,
что ему еще необходимо подумать,

• когда  голова  слушающего человека начинает склоняться  к руке, чтобы  опереться  на  нее, то

это означает, что у него пропадает интерес к тому, что ему сейчас говорят,

• если  человек  потирает  затылок  ладонью  и  отводит  глаза – это  значит, что  он  говорит

неправду,

• люди, часто потирающие затылочную часть шеи, склонны проявлять негативное, критическое

отношение к окружающим,

• те люди, которые часто трут свой лоб, обычно являются открытыми и покладистыми,
• закладывание рук за спину свидетельствует о том, что человек расстроен,
•  прикосновение  во  время  произнесения  слов  к  частям  лица  и  головы  –  признак  того,  что

данный человек не вполне искренен и говорит неправду,

• положение  пальцев  во  рту  свидетельствует  о  том, что  человек  в  данный  момент  времени

нуждается в одобрении и поддержке,

•  постукивание  пальцами  по  крышке  стола  или  по  чему-либо  другому  во  время  слушания

свидетельствует о нетерпении человека,

• открытые ладони ассоциируются с искренностью, доверчивостью и честностью,
• скрытые ладони, напротив, говорят о закрытости, нечестности, неискренности человека,
• властный человек при рукопожатии старается держать свою руку сверху,
• покорный человек во время рукопожатия стремится держать свою ладонь снизу,
• тот, кто рассчитывает на равноправные отношения, старается во время рукопожатия держать

свою ладонь на одном уровне с тем человеком, с кем он обменивается рукопожатием,

• не вполне уверенный в себе человек тянет руку другого на себя во время рукопожатия,

• сцепленные пальцы рук во время разговора могут означать разочарование.
В  мимике  человека  также  может  встретиться  ряд  признаков, которые  с  высокой  степенью

вероятности могут свидетельствовать о его невротичности. Рассмотрим и эти признаки:

• у вечно улыбающегося человека оптимизм чаще всего является наигранным и, как правило, не

соответствующим его реальному внутреннему состоянию,

• тот, кто внешне демонстрирует свою, якобы безукоризненную, выдержку, в действительности

часто прикрывает этим хорошо скрываемое беспокойство и напряженность,

• у невротика углы рта чаще всего бывают опущенными книзу, а на лице – выражение уныния