Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 10185

Скачиваний: 385

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

56

и отсутствия интереса к людям. Такой человек обычно нерешителен,

• взгляд у невротика напряженный, а глаза раскрыты шире обычного,
• выражение лица у невротика испуганное, цвет – бледный и болезненный,

• невротику нелегко рассмеяться от души, его улыбка часто напоминает ироническую усмешку

или ухмылку.

Приведем  еще  несколько  полезных  наблюдений, которыми  психолог-консультант  может

воспользоваться, оценивая клиента как личность.

Оговорка содержит намек на то, о чем человек на самом деле думает, но не хочет говорить

открыто или вслух.

Память  человека  удерживает  в  основном  те  переживания, которые  связаны  со  значимыми

для него людьми и событиями.

Если  человек  опаздывает  на  встречу  или  вовсе  забывает  о  ней, то  с  большой  долей

уверенности можно предположить, что он бессознательно избегает этой встречи.

Если  человек  постоянно  забывает  имена, то  с  достаточной  уверенностью  можно

утверждать, что у него нет особого интереса к людям, и в первую очередь к тем, чьи имена он
забывает.

Если  человек чрезмерно  многословен  по и так вполне  ясному вопросу, если, кроме того, в  его

голосе  чувствуется  дрожь  и  он, как  говорится, ходит  вокруг  да  около, не  высказываясь
определенно, значит, ему не вполне можно доверять.

Отчетливо звучащий, ясный голос обычно говорит об открытости и искренности человека.
Если  человек  что-то  бормочет  про  себя  и  выражается  неясно, то  он, наверное, не  горит

желанием сблизиться с тем, кому он это говорит.

Если человек говорит медленно, старательно подбирая слова и тщательно контролируя свою

речь, то он испытывает внутреннее психологическое напряжение.

Усиленные  возражения  клиента  психологу-консультанту  могут  восприниматься  как

свидетельство того, что клиент не вполне уверен в себе и в истинности тех слов, которые сам
произносит.

Правило 2.

  Психологу-консультанту  следует  предлагать  клиенту  не  только  советы  как

таковые, но  также  и  собственные  оценки  этих  советов  с  точки  зрения  легкости  или  трудности
следования им в решении возникшей проблемы.

Речь  идет  о  том, что  клиент  должен  иметь  достаточно  полную  информацию  о  каждой

конкретной рекомендации, предлагаемой
психологом-консультантом, т.е. знать, чего  ему  будет  стоить  следование  той  или  иной
рекомендации и с какой степенью вероятности такое следование приведет к решению волнующей
его проблемы.

После того как психолог-консультант предложил клиенту альтернативные советы по решению

его  проблемы, в  голове  у  клиента (в  силу  его  психологической, профессиональной
неподготовленности  и  недостаточности  жизненного  опыта, а  также  по  причине  избыточности
полученной от консультанта информации) далеко не сразу складывается вполне адекватный образ
ситуации. Клиент далеко не сразу в состоянии сделать правильный выбор из числа предложенных
ему альтернатив. Более того, он, как правило, и не располагает достаточным для этого временем.
В силу указанных причин клиент не сразу может принять нужное и верное решение.

Для  того  чтобы  облегчить  клиенту  поиск  такого  решения, психолог-консультант  в  то  время,

когда  клиент  еще  размышляет  над  полученной  информацией, сам  должен  предложить  ему
аргументированные  собственные  оценки  эффективности  разных  способов  поведения, раскрывая
перед клиентом их положительные и отрицательные стороны.

Принимая окончательное, самостоятельное решение, клиент должен отдавать себе отчет в том,

что  если  он  предпочтет  один  из  способов  поведения  другим, то  в  результате  получит  какую-то
выгоду и что-то почти наверняка упустит.

Правило 3.

  Клиенту  необходимо  предоставлять  возможность  самостоятельно  выбирать  тот

способ поведения, который он считает для себя наиболее подходящим.

Никто, кроме  самого  клиента, не  в  состоянии  полностью  знать  его  личные  особенности  и

условия жизни, поэтому никто, кроме клиента, не сможет принять оптимальное решение. Правда,
может  ошибаться  и  сам  клиент. Поэтому  психолог-консультант, предоставляя  клиенту
возможность осуществить самостоятельный выбор, обязан все же выразить и свою точку зрения.


background image

57

Одна  из  действенных  форм  оказания  практической  помощи  в  данном  случае  клиенту  со

стороны психолога-консультанта заключается в том, что консультант и клиент на некоторое время
как бы меняются ролями: психолог-консультант просит клиента объяснить ему сделанный выбор
и обосновать его, а сам, внимательно слушая клиента, задает ему вопросы.

Правило

 4. В  заключение  психологической  консультации  очень  важно  обеспечить  клиента

действенными 

средствами 

самостоятельного 

контроля 

успешности 

предпринимаемых

практических действий по решению проблемы.

Поскольку психологическое консультирования является в основном методом самостоятельной

психокоррекционной  работы, рассчитанной на собственные силы  и возможности клиента, на то,
что исправлять недостатки в собственной психологии и поведении клиенту придется самому, то
очень  важно  обеспечить  его  средствами  самоконтроля  эффективности  предпринимаемых  им  же
действий.

Конкретно  в  данном  случае  речь  идет  о  том, чтобы  точно  сообщить  клиенту, как  он  на

практике  может  проконтролировать  себя, и  по  каким  признакам  он  будет  судить  о  том, что  его
поведение  правильное, а  предпринимаемые  действия  на  самом  деле  дают  положительный
результат.

Правило 5.

  Предоставление  клиенту  дополнительной  возможности  получения  от  психолога-

консультанта  необходимых  советов  и  рекомендаций  уже  в  процессе  практического  решения
проблемы.

Это правило связано с тем, что далеко не всегда и не сразу клиенту все бывает понятно и все

без исключения полностью удается. Нередко, причем даже тогда, когда клиент, казалось бы, все
достаточно  хорошо  понял, принял  рекомендации  психолога-консультанта  и  уже  практически
приступил  к  их  выполнению, в  процессе  реализации  полученных  рекомендаций  вдруг
обнаруживается  множество  непредвиденных  обстоятельств  и  дополнительных  вопросов,
требующих срочных ответов.

Для  того  чтобы  эти  вопросы  оперативно  решались, необходимо, чтобы  клиент  имел

возможность  постоянно  поддерживать  связь  с  психологом-консультантом, в  том  числе  и  после
завершения  консультации  и  получения  нужных  рекомендаций. А  для  этого  психологу-
консультанту необходимо, расставаясь с клиентом по завершении консультации, точно сообщить
ему, где и когда он – клиент – сможет при необходимости получить от него нужную оперативную
помощь.

Правило 6.

 Прежде чем  завершить  работу и  предоставить  клиенту возможность действовать

самостоятельно, психолог-консультант  обязан  убедиться  в  том, что  клиент  действительно  все
понял правильно, принял и без сомнений и колебаний готов действовать в нужном направлении.

Для  того  чтобы  практически  убедиться  в  этом, в  конце  консультации  желательно  вновь

предоставить слово клиенту и попросить его ответить на следующие, например, вопросы:

1. Все ли для вас понятно и убедительно?
2.  Расскажите о  том,  как  вы  собираетесь  действовать  дальше.  Иногда  полезно  задать  клиенту

ряд  конкретных  вопросов, в  ответах  на  которые  выясняется  степень  понимания  и  принятия
клиентом рекомендаций, полученных от психолога-консультанта.

Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта

с клиентом по окончании консультации

Завершающий этап психологического консультирования включает в себя следующие моменты:

подведение  итогов  консультации  и  расставание  с  клиентом. Подведение  итогов  в  свою  очередь
содержит  краткое  повторение  результатов  консультации, сути  проблемы, ее  интерпретации  и
выработанных  рекомендаций  по  решению  проблемы. По  желанию  клиента  эти  рекомендации
могут быть предложены ему не только в устной, но и в письменной форме.

Важно  также, подводя  итоги  проведенной  психологической  консультации, совместно  с

клиентом наметить продуманную программу реализации выработанных рекомендаций, отметив в
ней следующее:


background image

58

что,  как,  к  какому  конкретному  сроку,  и  в  какой  форме  должно  быть  сделано  клиентом.
Желательно, чтобы  время  от  времени  клиент  сообщал  психологу-консультанту  о  том, как  идут
дела и как решается его проблема.

Все  это  отмечается  психологом-консультантом  в  регистрационной  карточке  клиента, причем

даже в том случае, если в процессе реализации полученных клиентом рекомендаций у него самого
не возникает каких-либо особенных проблем, и он фактически дополнительно не обращается в это
время к психологу-консультанту.

При  расставании  с  ним  клиента  обычно  просят  о  том, чтобы  он  регулярно  сообщал  в

психологическую консультацию (лучше всего – своему психологу- консультанту), как ему удается
выполнять полученные рекомендации и каким является результат их практического выполнения.

Получение  обратной  информации  от  клиента  можно  стимулировать, в  частности, обещанием

ему  провести  с  ним  дополнительную, бесплатную  консультацию, если  он  выполнит  указанную
выше просьбу.

В  практике  работы  для  успешного  проведения  психологического  консультирования  важна  не

только  правильно  организованная  встреча  клиента  в  консультации  и  хорошая, продуктивная,
профессиональная  работа  с  ним, но  также  и  продуманная  процедура  расставания  с  клиентом  по
завершении  консультации. Весьма  существенно, чтобы  клиент  покинул  психологическую
консультацию  в  хорошем  настроении, с  полной  уверенностью  в  том, что  его  проблема  в
результате реализации полученных рекомендаций будет успешно решена.

Безусловную  уверенность  в  этом, прощаясь  с  клиентом, прежде  всего  должен

продемонстрировать сам психолог-консультант. Ему,
кроме того, следует проводить клиента до выхода из помещения психологической консультации.
Хорошее завершающее впечатление на клиента обычно производит ситуация, в которой психолог-
консультант, расставаясь с ним, дарит клиенту что-нибудь на память, например свою визитку или
какой-либо сувенир, напоминающий о совместной работе в психологической консультации.

Наконец, очень важны самые последние слова, произносимые психологом-консультантом в тот

момент, когда он расстается с клиентом. Вот примерные начала некоторых подходящих для этого
случая фраз, которые соответствуют принятым нормам русского речевого этикета:

• Я вполне удовлетворен нашей встречей.
• Мы с вами приятно провели время.
• Мне было интересно с вами общаться.
• Хорошо, что мы обо всем договорились.
• Прекрасно, что мы нашли общий язык.
• Я доволен тем, что мы с вами добились взаимопонимания.
• Спасибо, что вы прислушались к моим советам.
• Спасибо за то, что вы согласились встретиться и побеседовать со мной.
• Спасибо за доставленное удовольствие общения с вами.
• Не могу больше вас задерживать.
• До свидания.
• До встречи!
• Всего хорошего!
• Всего доброго!
• Будьте здоровы!
• Счастливо!
• Всего!
• Пока!
• Мы еще с вами увидимся!
• Я с вами не прощаюсь!
• Не забывайте нас!
• Приходите!
• Заходите!
• Не пропадайте, дайте о себе знать!

• Милости просим к нам еще раз!
Последующее  общение  психолога-консультанта  с  клиентом, если  оно  необходимо,

организуется  и  также  проводится  по  заранее  продуманному, определенному  плану, который


background image

59

должен быть своевременно оговорен и согласован между психологом-консультантом и клиентом.
В  этом  плане  обычно  фиксируются  место,  время  и  возможные  темы  (вопросы)  для  бесед
психолога-консультанта с клиентом после завершения  консультации. Эти беседы  не обязательно
должны проходить в очной форме, иногда достаточно бывает поговорить с клиентом по телефону
или же обстоятельно ответить на его вопросы в письменной форме.

План  возможных  бесед  консультанта  и  клиента  после  консультации  намечается  психологом-

консультантом  совместно  с  клиентом.  Иногда  этот  план  готовится  в  письменном  виде  в  двух
экземплярах. Один из них остается у психолога-консультанта, а другой вручается клиенту.

Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы

их устранения

В  силу  самых  разных  причин, иногда  заранее  не  предвидимых  и  трудно  устранимых, в

процессе  проведения  психологического  консультирования  могут  возникать  ошибки, снижающие
его  результативность. Знание  сути  и  источников  этих  ошибок, способов  их  предупреждения  и
устранения позволяет свести данные ошибки к минимуму, хотя, вероятно, полностью исключить
их из практики проведения психологического консультирования невозможно.

Ошибки, часто появляющиеся в процессе консультирования, могут быть следующих основных

типов (в  каждом  из  перечисляемых  ниже  типов  ошибок  указывается  также  и  их  вероятная
причина):

1. Неверное заключение психолога-консультанта о сути проблемы клиента.
Это тот случай, при котором психолог-консультант или не видит реальной проблемы у клиента

(хотя на самом деле такая проблема существует), или приписывает клиенту проблему, которой у
него в действительности нет.

2. Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту.
В данном случае психолог-консультант может, в общем, правильно воспринимать и оценивать

проблему клиента, но предлагать не вполне верные практические рекомендации по ее решению –
такие, реализация  которых  в  действительности  ничего  или  почти  ничего  полезного  не  даст
клиенту.

3. Неправильные действия клиента по выполнению рекомендаций, полученных от психолога-

консультанта.

Это  тот  тип ошибок  в  психологическом  консультировании, который обычно возникает  в  том

случае, когда  клиент, чья  проблема  в  процессе  проведения  психологического  консультирования
была  определена  правильно  и  которому  были  даны  верные  рекомендации  по  ее  решению,
приступая к практическому решению своей проблемы, допускает неточности. В результате этого
клиент не добивается нужного эффекта в решении своей проблемы.

Заметим, что  каждый  из  названных  выше  основных  типов  ошибок  может  встречаться  как  в

отдельности, так  и  в  сочетании  друг  с  другом. Поэтому, практически  анализируя  неудачи,
возникающие в психологическом консультировании, следует искать все возможные типы ошибок,
не  довольствуясь  несколькими  найденными. Это  предупредит  психолога-консультанта  от
возникновения подобных и других ошибок в его деятельности.

Каждый  из  перечисленных  выше  типов ошибок  в  консультировании  можно, в  свою  очередь,

разделить на подгруппы. Ошибки

первого типа,

 в частности, делятся на следующие подгруппы:

1,а.

  Ошибки, совершаемые  психологом-консультантом  в  силу  недостаточно  точной

информации, получаемой  им  от  клиента  в  процессе  проведения  консультирования, особенно  на
стадии диагностики и исповеди.

В данном случае бывает так, что, полностью доверяя клиенту, психолог-консультант (а клиент

может  ошибаться  в  фактах,  сообщаемых  им  психологу,  по  разным  причинам,  в  том  числе  из-за
неточности их припоминания) вынужден делать выводы о сути проблемы клиента или способах ее
практического решения на основе неверной информации, которой его снабдил клиент.

Данный  тип  ошибок  невозможно  ни  полностью  исключить  из  практики  психологического

консультирования, ни  стопроцентно  заранее  предупредить. Единственное, что  здесь  можно
сделать, – это  постоянно, но  ненавязчиво  напоминать  клиенту  о  том, что  он  должен  сообщать
психологу-консультанту «правду и только правду», то есть только такие данные и факты о себе и
о  своей  проблеме, в  достоверности  которых  он  сам  абсолютно  уверен. Консультант  со  своей


background image

60

стороны время от времени может проверять клиента, повторно прося его сообщить о том, о чем он
раньше  уже  говорил  и  что  у  психолога-консультанта  в  силу  тех  или  иных  причин  вызвало
сомнение.

1,6.

  Ошибки, допускаемые  по  причине  неполноты  информации, получаемой  психологом-

консультантом от клиента.

Это  довольно  часто  встречающаяся  ошибка, так  как  любой  клиент  может  невольно  что-то

существенное забыть в своей исповеди, а психолог-консультант – даже не подозревать о том, что
клиент сообщил ему неполную информацию о себе и о своей проблеме.
Данную ошибку в силу непроизвольности забывания также невозможно полностью исключить из
практики  психологического  консультирования. Однако  можно  постараться  свести  эту  ошибку  к
минимуму  с  помощью  следующего, например, технического  приема: время  от  времени  в  ходе
исповеди спрашивать клиента о том, все ли он рассказал о себе и о своей проблеме, не забыл ли
чего-нибудь существенного.

1,в.

 Ошибки, допускаемые психологом-консультантом по причине его собственной склонности

делать  преждевременные  выводы  еще  до  того,  как  будет  собрана  вся  необходимая  для  этого
информация о клиенте и от клиента.

Психолог-консультант – это обыкновенный живой человек, которому присущи многие, в том

числе  не  всегда положительные, черты характера. Среди  них, например, могут  оказаться  такие,
как  повышенное  самомнение, нетерпение, спешка  и  другие, которые  нередко  приводят  к
возникновению подобной ошибки.

Заметить и предупредить ее можно по реакции клиента. Если он сомневается в правильности

выводов  и  решений, предлагаемых  психологом-консультантом, значит, консультант, по-
видимому, поторопился, не приняв во внимание всего того, что уже сказал, а быть может, еще и
не  досказал, клиент. Если  клиент  не  выговорился  полностью  и  продолжает  свой  рассказ  после
того, как психолог-консультант уже пришел к определенному решению, это значит, что психолог-
консультант  поспешил, и  ему  следует  отложить  принятие  своего  решения  и  продолжать
внимательно слушать клиента.

1,г.

 Ошибки, допускаемые в силу неправильной интерпретации психологом-консультантом тех

фактов, которые ему были сообщены клиентом.

Основная  причина  этих  ошибок – недостаточность  практического  опыта  проведения

консультирования у психолога-консультанта, а также его невнимание или непонимание (иногда –
просто  забывание) того, что  ему  говорил  клиент  во  время  исповеди. Выработка  психологом-
консультантом у себя привычки внимательно слушать клиента, не упуская ни одной сообщенной
им детали, – единственный способ предупредить возникновение подобной ошибки.

Есть  некоторые  типичные  разновидности  ошибок, входящие  в  обсуждаемую  подгруппу

ошибок. Рассмотрим их:

• ошибки, вызванные  недостаточной  общетеоретической  подготовленностью  психолога-

консультанта,

• ошибки, порожденные  тем, что  психолог-консультант  личностно  идентифицирует  себя  с

клиентом, начинает, сам того не замечая, судить о клиенте по образу и подобию себя самого,

• ошибки, связанные  с  предвзятым, субъективным, слишком  положительным  или, напротив,

явно выраженным отрицательным личным отношением психолога-консультанта к клиенту.

Ошибки

второго типа

 делятся на следующие подгруппы:

2,а.

 Неверные рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

Возможных  причин  возникновения  этой  ошибки  может  быть  довольно  много. В  ее  основе

может  лежать  практически  любая  другая  ошибка, совершенная  психологом-консультантом, и
следствием  такой  ошибки  будет  то, что  рекомендации, полученные  клиентом, не  принесут  ему
никакой пользы и даже пойдут во вред.

Для  того, чтобы  избежать  этой  ошибки, психологу-консультанту  рекомендуется  некоторое

время  поработать, особенно  в  начальный  период  его  самостоятельной  практики, в  условиях  так
называемого супервизорства, а также время от времени приглашать к сотрудничеству и работать
вместе с другими психологами-консультантами, проверяя по их заключениям правильность своих
собственных выводов и рекомендаций.

2,6.

 Односторонние рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

Эта ошибка может произойти по одной из следующих причин: