Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11340

Скачиваний: 396

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41

психолога-консультанта.

Иногда психологу-консультанту недостаточно того, что о себе и о своей проблеме рассказал в

исповеди  клиент. Для  того, чтобы  сделать  более  правильные  выводы  и  сформулировать
обоснованные  рекомендации  относительно  сути  и  решения  проблемы  клиента, психологу-
консультанту иногда бывает нужна дополнительная информация о нем.

В  этом  случае, прежде  чем  формулировать  свои  выводы  и  заключения, психолог-консультант

проводит  дополнительную  беседу  с  клиентом  или  другими  лицами, имеющими  отношение  к
проблеме, возникшей  у  клиента, и  способными  представить  полезную  для  консультирования
информацию.

О том, что психолог-консультант собирается беседовать с другими лицами о проблеме клиента,

он должен заранее поставить в известность самого клиента и спросить у него на это разрешение.

Иногда  для  принятия  решения  о  проблеме  клиента  психологу-консультанту  может

понадобиться провести дополнительное обследование клиента при помощи ряда психологических
тестов. В этом случае консультант должен объяснить  клиенту необходимость  проведения  такого
обследования, указав, в  частности, в  чем  оно  будет  состоять, сколько  времени  на  него
понадобится, как оно будет проходить и какие результаты оно может дать. Важно также заранее
сказать клиенту о том, как, где и кем могут быть или реально будут использованы результаты его
психологического обследования.

Если  клиент  не  дает  согласие  на  проведение  психологического  тестирования, то  психолог-

консультант не должен на этом настаивать. Вместе с тем он обязан – если это на самом деле так –
предупредить  клиента  о  том, что  его отказ  участвовать  в  психологическом  тестировании  может
затруднить осмысление его проблемы и нахождение ее оптимального решения.

Основные этапы психологического консультирования

Весь  процесс  психологического  консультирования  с  начала  и  до  конца  можно  представить  в

виде  последовательности  основных  этапов  консультирования, каждый  из  которых  в  ходе
консультирования  по-своему  необходим, решает  какую-либо  частную  задачу  и  имеет  свои
специфические особенности.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1. Подготовительный  этап.

  На  этом  этапе  психолог-консультант  знакомится  с  клиентом  по

предварительной  записи, имеющейся  о  нем  в  регистрационном  журнале, а  также  по  той
информации  о  клиенте, которую  можно  получить  от  третьих  лиц, например  от  работника
психологической  консультации, который  принимал  заявку  от  клиента  на  проведение
консультации. На  данном  этапе  работы  психолог-консультант, кроме  того, сам  готовится  к
проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе
данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30
мин.

2. Настроечный  этап.

  На  данном  этапе  психолог-консультант  лично  встречает  клиента,

знакомится  с  ним  и  настраивается  на  совместную  работу  с  клиентом. То  же  самое  со  своей
стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для
проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический  этап.

  На  данном  этапе  психолог-консультант  выслушивает  исповедь

клиента  и  на  основе  ее  анализа  проясняет, уточняет  проблему  клиента. Основное  содержание
данного  этапа  составляет  рассказ  клиента  о  себе  и  о  своей  проблеме (исповедь), а  также
психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы
клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для
проведения  данного  этапа  психологического  консультирования, не  представляется  возможным,
так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных
особенностей. Практически  это  время  составляет  как  минимум  один  час, исключая  время,
необходимое  для  проведения  психологического  тестирования. Иногда  данный  этап
психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

4. Рекомендательный  этап.

  Психолог-консультант, собрав  на  предыдущих  этапах

необходимую  информацию  о  клиенте  и  его  проблеме, на  данном  этапе  вместе  с  клиентом
вырабатывает  практические  рекомендации  по  решению  его  проблемы. Здесь  эти  рекомендации


background image

42

уточняются, проясняются, конкретизируются  во  всех  существенных  деталях. Среднее  время,
обычно  затрачиваемое  на  прохождение  этого  этапа  психологического  консультирования,
составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап.

 На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с

другом  о  том, как  будет  контролироваться  и  оцениваться  практическая  реализация  клиентом
полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и
когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы,
которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного
этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться
друг  с другом о том, где  и когда они встретятся  в  следующий раз. В среднем  работа на  данном,
завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

Если  суммировать  все, сказанное  выше, то  можно  установить, что  на  прохождение  всех  пяти

этапов  психологического  консультирования  в  среднем  может  понадобиться (без  времени,
отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.

Процедуры психологического консультирования

Под  процедурами  психологического  консультирования  понимаются  группы  объединенных  по

целевому назначению приемов ведения психологического консультирования, с помощью которых
решается  одна  из  частных  задач  психологического  консультирования. От  продуманности
процедур психологического консультирования непосредственно зависит его результативность.

Поскольку  процедуры  обычно  связаны  с  конкретными  этапами  психологического

консультирования, то  мы  будем  их  выделять  и  рассматривать  в  связи  с  теми  этапами, которые
были выделены и описаны в предыдущем параграфе.

На  первом  этапе  психологического  консультирования, как  правило, не  выделяются  и  не

применяются никакие специальные процедуры.

На  втором  этапе  применяются  процедуры

встречи  с  клиентом, общего, эмоционально-

положительного настроя клиента

 на проведение консультации,

снятия психологических барьеров

общения

 психолога-консультанта с клиентом.

Процедура встречи клиента включает в себя специальные действия, совершаемые психологом-

консультантом  во  время  встречи  клиента, включая  его  приветствие, проводы  на  место, где  он
должен будет находиться во время проведения консультации. К этой процедуре относится также
выбор самим психологом-консультантом места своего расположения по отношению к клиенту во
время  начала  разговора  с  ним, приемы  установления  психологического  контакта  консультанта  с
клиентом, первые  слова, которые  произносит  психолог-консультант, начиная  свой  разговор  с
клиентом. В  следующей  главе, названной «Техника  психологического  консультирования», мы
подробнее, с соответствующими примерами рассмотрим указанные приемы.

Данная  процедура  включает  в  себя  и  другие  конкретные  приемы  и  действия, при  помощи

которых  психолог-консультант  с  самого  начала  консультации  старается  произвести  на  клиента
наиболее  благоприятное  впечатление  и  создать  у  него  обеспечивающее  успех  консультации
настроение.

Большинство  клиентов, которые  обращаются  в  психологическую  консультацию, имеет

психологические барьеры и комплексы, которые препятствуют нормальному общению с людьми,
в том числе и с психологом-консультантом. Особенно сильно отрицательное действие подобных
барьеров  и  комплексов  проявляется  в  незнакомой  обстановке, например  при  первой  встрече
психолога-консультанта  с  клиентом, в  ожидании  непростого  разговора  клиента  с  незнакомым
человеком – консультантом – о своих, глубоко личных проблемах.

Для  нейтрализации  возможного  отрицательного  действия  комплексов  и  снятия

психологических  барьеров  используется  процедура

«снятие  психологических  барьеров».

  При

применении этой процедуры психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов
успокаивает  клиента, создает  для  него  ситуацию  психологической  безопасности, раскрепощает
его, вселяет в него уверенность, вызывает доверие к себе.

Общий  эмоционально-положительный  настрой  клиента  на  предстоящую  консультацию

обеспечивается  не  только  при  помощи  описанной  выше  процедуры – она  в  основном  только
преднастраивает  клиента, успокаивает  его, – но  также  посредством  применения  особой


background image

43

процедуры, преследующей  указанную  цель. В  рамках  данной  процедуры  можно, в  частности,
применять  специальные  приемы, поднимающие  настроение  у  клиента, вызывающие  у  него
позитивные эмоциональные переживания.

На  третьем  этапе  психологического  консультирования  активно  работает  процедура  так

называемого

эмпатического  слушания,

  а  также  процедуры  активизации  мышления  и  памяти

клиента, процедуры  подкрепления, прояснения  мысли  клиента  и  психодиагностические
процедуры (их мы рассмотрим далее, в пятой главе учебника).

Процедура эмпатического слушания включает в себя два взаимосвязанных момента: эмпатию и

слушание, которые в данном случае взаимно друг друга дополняют. Слушание заключается в том,
что, отрешившись  на  время  от  собственных  мыслей  и  переживаний, психолог-консультант
полностью сосредоточивает свое внимание
на  клиенте, на  том, что  он  говорит. Задача  эмпатического  слушания  заключается  в  достаточно
глубоком, эмоциональном  понимании  клиента – таком, которое  позволило  бы  психологу-
консультанту  лично  воспринять  и  до  конца  понять  все  то,  о  чем  ему  говорит  клиент,  а  также
приобрести  способность  думать  и  переживать  происходящее  так  же, как  его  переживает  сам
клиент (эмпатический момент слушания).

Во  время  эмпатического  слушания  клиента  психолог-консультант  психологически

отождествляет  себя  с  клиентом, но  одновременно, оставаясь  в  своей  роли, продолжает  думать,
анализировать, размышлять над тем, что ему говорит клиент. Это, однако, размышления особого
рода – такие, в  процессе которых психолог-консультант, вживаясь  в образ клиента, переживая и
чувствуя  то, что  он  говорит, психологически  оценивает  и  пытается  понять  не  себя  в  образе
клиента, а  клиента  в  его  собственном  образе. Это  и  есть  то, что  называется  эмпатическим
слушанием. Оно  представляет  собой  основную  процедуру  второго  этапа  психологического
консультирования.

Процедурой

активизации  мышления  и  памяти  клиента

  называется  система  приемов, в

результате  применения  которой  активизируются, становясь  более  продуктивными, когнитивные
процессы  клиента, в  частности  его  память  и  мышление, связанные  с обсуждаемой  проблемой, с
поиском  ее  оптимального  практического  решения. Клиент  в  результате  применения  данной
процедуры  начинает  точнее  и  полнее  вспоминать  события, факты, имеющие  отношение  к  его
проблеме, открывает для самого себя и внимательно слушающего его психолога-консультанта то,
что раньше было скрыто от сознания.

К  процедуре  активизации мышления могут  быть  отнесены  такие  приемы, как  подтверждение

слушающим, в  данном  случае  психологом-консультантом, точки  зрения  говорящего – клиента,
выражение  определенного, чаще  всего  положительного, отношения  к  тому, о  чем  он  сообщает,
оказание клиенту практической помощи в случае возникновения у него затруднений в правильном
оформлении  высказывания. Сюда  же  можно  отнести  заполнение  психологом-консультантом
неоправданных, вводящих в  замешательство самого клиента  пауз  в  его речи  для  обеспечения  ее
связности и снятия психологических барьеров, постановка перед клиентом  наводящих вопросов,
напоминающих  ему  о  том, что  следует  говорить  дальше, стимулирующих  память  и  мышление
клиента.

Процедура

подкрепления

 заключается в том, что, слушая клиента, психолог-консультант время

от  времени – чаще  всего  тогда, когда  сам  клиент  ищет  поддержку  со  стороны  консультанта –
словами,
жестами, мимикой, пантомимикои  и  другими  доступными  экстра  и  паралингвистическими
средствами выражает согласие с тем, что говорит клиент, одобряет, поддерживает его.

Процедура

прояснения  психологом-консультантом  мысли  клиента

  состоит  в  том,  что

консультант  время  от  времени  вступает  в  диалог  с  клиентом  в  процессе  выслушивания  его
исповеди в тех случаях, когда мысль клиента ему не совсем понятна или неточно выражена самим
клиентом, проясняет  вслух  для  себя  мысль  клиента  или  помогает  ему  более  точно  ее
сформулировать. Необходимость  использования  этой  процедуры  чаще  всего  возникает  тогда,
когда  очевидно, что  сам  клиент  не  вполне  доволен  тем, что  и  как  он  говорит  психологу-
консультанту.

На  четвертом  этапе  проведения  психологического  консультирования  могут  использоваться

следующие  процедуры:

убеждение, разъяснение, поиск  взаимоприемлемого  решения, уточнение

деталей, конкретизация.

  Все  эти  процедуры  связаны  с  доведением  до  сознания  клиента  тех


background image

44

советов  и  практических  рекомендаций, которые  вместе  с  ним  вырабатывает  психолог-
консультант. Цель  соответствующих  процедур  заключается  в  том, чтобы  добиться  максимально
полного и глубокого понимания клиентом тех выводов и решений, к которым приходит психолог-
консультант, а также в том, чтобы мотивировать клиента на выполнение этих решений.

Убеждение – это  процедура, основанная  на  логически  безупречно  аргументированном

доказательстве  клиенту  правильности  того, что  ему  в  результате  длительной  работы  с  ним
предлагает  психолог-консультант. Убеждение  включает  в  себя  аргументы, факты, логику
доказательства, понятную, доступную и достаточно убедительную для клиента.

Разъяснение – это  процедура, включающая  в  себя  развернутое, конкретное  изложение,

объяснение  клиенту  тех  мыслей, которые  в  связи  с  его  проблемой  возникают  у  психолога-
консультанта. Здесь  психолог-консультант  сознательно  ведет  диалог  с  клиентом  таким  образом,
чтобы  стимулировать  разнообразные  вопросы  к  себе  с  его  стороны  и  дать  на  эти  вопросы
обстоятельные  ответы. Предлагая  эти  ответы, психолог-консультант  одновременно  внимательно
наблюдает за клиентом и ищет с его стороны очевидные подтверждения того, что клиенту понятно
то, что ему говорят.

Под процедурой, называемой «поиск взаимоприемлемого решения», имеется в виду следующее.

Нередко  в  процессе  проведения  психологического  консультирования  возникает  такая  ситуация,
когда клиента не устраивают предложения консультанта. В этом случае необходимо искать иное,
более приемлемое для клиента решение его проблемы.

Данная процедура включает в

себя

 такие приемы, как предложение альтернативных вариантов

решения, оставление  за  клиентом  права  окончательного  выбора  того  решения, которое  его
устраивает, уточнение, прояснение  деталей  того, что  не  устраивает  клиента  в  предлагаемом
решении, предложение  клиенту  самому  высказаться  по  поводу  возможного  решения  его
проблемы.

Следующая  процедура – «уточнение  деталей» – связана  с  разъяснением  клиенту  мелких, но

существенных  подробностей, связанных  с  выполнением  совместно  выработанных  психологом-
консультантом  и  клиентом  практических  рекомендаций. Для  того  чтобы  убедиться  в  том, что
клиент  не  только  правильно  понял  его, но  и  хорошо  знает, что  делать, как  воплощать  в  жизнь
полученные рекомендации, психолог-консультант задает клиенту вопросы и на основе его ответов
определяет правильность понимания клиентом того, что они обсуждают. Если что-то в понимании
клиентом обсуждаемых вопросов не вполне устраивает психолога-консультанта, то он предлагает
клиенту  дополнительное  разъяснение  своих  мыслей, причем  старается  сделать  это  максимально
конкретно и практически ориентированно.

На  пятом, заключительном  этапе  психологического  консультирования  применяются  те  же

процедуры, которые  использовались  на  четвертом  этапе. Однако  на  этот  раз  они  в  основном
касаются  оценок  ожидаемой  эффективности  практического  выполнения  клиентом  тех  советов,
которые  он  получил  от  консультанта. Здесь  специальной  является  процедура  укрепления  у
клиента уверенности в том, что его проблема обязательно будет решена, а также готовности сразу
же  после  завершения  консультации  приступить  к  практическому  решению  своей  проблемы. На
данном  этапе  также  могут  применяться  приемы  убеждения, внушения, эмоционально-
положительного стимулирования и ряд других.

Упражнения

1. Что  вы  как  практикующий  психолог-консультант  будете  делать  на  каждом  из  пяти  этапов

психологического консультирования?

2. Допустим, что  вы  как  психолог-консультант  встречаете  в  помещении  психологической

консультации клиента. Проведите процедуру встречи клиента с кем-либо, вспомнив и использовав
все, что в этом случае должен делать хорошо подготовленный психолог-консультант.

3. Предположим, что вы уже встретили клиента в психологической консультации и проводили

его на свое место. Выполните да
лее  все  те  практические  действия, которые  следует  предпринять  психологу-консультанту  до
начала исповеди клиента, включив в частности в эти действия процедуру снятия психологических
барьеров  у  клиента, процедуру  его  общего  эмоционального  настроя  на  психологическую
консультацию.

4. Предположим, что исповедь вашего клиента уже началась. Продемонстрируйте на практике

процедуру  эмпатического  слушания  клиента. Покажите, как  работает  процедура  активизации


background image

45

памяти  и  мышления  клиента, процедура  подкрепления (поддержки) клиента, процедура
прояснения мысли клиента.

5. Допустим, что клиент завершил свою исповедь и вам как психологу-консультанту предстоит

определить  суть  его  проблемы, а  также  найти  вместе  с  клиентом  ее  оптимальное  решение.
Покажите  на  практике, как  работает  процедура  убеждения  клиента, как  исполняется  процедура
разъяснения  мысли  психолога-консультанта  клиенту. Продемонстрируйте  в  диалоге  с  клиентом
процедуры  поиска  взаимоприемлемого  решения  и  процедуру  уточнения  деталей  принятого
решения.

6. Предположим, что проводимая вами психологическая консультация уже близится к концу и

решение  проблемы, волнующей  клиента, уже  найдено. Покажите  практически, как  работает
заключительная процедура психологического консультирования – вселение в клиента уверенности
в том, что его проблема обязательно будет успешно решена.

Практические задания

1. Представьте себе, что вы вновь создаете психологическую консультацию и вам необходимо

практически  организовать  ее  работу. С  чего  вы  начнете  это  делать? Какие  шаги  последуют
дальше? Опишите и объясните необходимость каждого из планируемых вами шагов.

2. Расчертите  лист  по  форме  регистрационного  журнала  психологической  консультации.

Впишите в него данные о двух-трех потенциальных клиентах.

3. Подготовьте и заполните две-три индивидуальные карточки клиента. Внесите в них данные о

двух-трех потенциальных клиентах.

Примечание: последние  два  задания  лучше  всего  выполнять, выступая  в  роли  реального

помощника практически действующего психолога-консультанта.

4. Наблюдая  за  работой  достаточно  опытного  психолога-консультанта, определите, какие  из

известных  вам  процедур  он  применяет  в  общении  с  клиентами. Опишите  эти  процедуры
подробнее.

5. Взяв на себя роль психолога-консультанта, начните беседу с клиентом, который только что

пришел в психологическую консультацию.

Ключевые слова

Подготовка  к  проведению  психологического  консультирования. Невербальное  поведение.

Неформальная  обстановка  общения  психолога-консультанта  и  клиента. Психологическое
тестирование  клиента. Регистрационный  журнал  психологической  консультации. Картотека
клиентов.

Этапы  психологического  консультирования. Подготовительный  этап  психологического

консультирования. Настроечный 

этап 

психологического 

консультирования.

Психодиагностический  этап  психологического  консультирования. Рекомендательный  этап
психологического консультирования. Контрольный этап психологического консультирования.

Процедура 

психологического 

консультирования. Процедура 

встречи 

клиента 

в

психологической консультации. Процедура активизации памяти и мышления клиента. Процедура
эмпатического  слушания  клиента. Процедура  общего  эмоционально-положительного  настроя
клиента  на  участие  в  психологическом  консультировании. Процедура  подкрепления
(психологической  поддержки) клиента. Процедура  убеждения  клиента. Процедура  разъяснения
мысли  психолога-консультанта  клиенту. Процедура  совместного  поиска  психологом-
консультантом  и  клиентом  взаимно  приемлемого  решения. Процедура  уточнения  деталей
принятого  решения. Процедура  вселения  в  клиента  уверенности  в  том, что  его  проблема  будет
решена.

ГЛАВА VI ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Контрольные вопросы

1. Что такое техника психологического консультирования?
2. Как техника психологического консультирования связана с его этапами и процедурами?
3. Как  нужно  встречать  клиента  в  психологической  консультации? Какова  техника  встречи

клиента?

4. Как следует психологу-консультанту начинать беседу с клиентом?