Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11330

Скачиваний: 396

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

61

• в силу неполноты информации, полученной психологом-консультантом от клиента,
• по причине невнимания психолога-консультанта к деталям того, о чем ему говорит клиент,
• вследствие поспешности психолога-консультанта в выводах относительно проблемы клиента,
• из-за  недостаточной  теоретической  подготовки  и  односторонней  теоретической  ориентации

психолога-консультанта в интерпретации исповеди клиента.

Исключить  полностью  эту  ошибку  из  практики  психологического  консультирования  можно

только в том случае, если своевременно будут устранены все ее возможные причины, указанные
выше. Игнорирование любой из них грозит повторением данной ошибки.

2,в.

  В  целом  правильные, но  практически  полностью  не  выполнимые  или  же  вовсе  не

исполнимые рекомендации психолога-консультанта клиенту.

Причина  совершения  данной  ошибки  чаще  всего  состоит  в  том, что, предлагая  клиенту

рекомендации, психолог-консультант не учитывает индивидуальные особенности клиента или не
принимает  в  расчет  такие  условия  его  жизни, которые  могут  стать  серьезным  препятствием  на
пути практической реализации полученных от консультанта рекомендаций.

Для  того  чтобы  избежать  этой  ошибки, необходимо, прежде  чем  давать  практические

рекомендации клиенту, узнать его как личность и выяснить условия его жизни.

Наконец, ошибки

третьего типа

 можно разделить на следующие подгруппы:

3,а.

  Неправильные  действия  клиента,  порождаемые  его  неверным  пониманием  или

недопониманием того, что ему советует делать психолог- консультант.

Причина данной ошибки состоит в том, что, предлагая практические рекомендации клиенту по

решению  его  проблемы, психолог-консультант  недостаточно  учитывает  индивидуальные
особенности клиента, в частности общий уровень его культуры и интеллектуального развития, или
не  заботится  о  том, чтобы  прежде, чем  расстаться  с  клиентом, убедиться  в  том, что  клиент  все
правильно понял из того, что советует ему психолог-консультант.

Устранить  эту  ошибку  можно  следующим  способом:  работая  с  клиентом,  на  каждом  этапе

психологического  консультирования  проверять  правильность понимания клиентом  того, что ему
говорит  психолог-консультант.  Этого,  в  частности,  можно  добиться  за  счет  постановки  перед
клиентом продуманных и правильно сформулированных вопросов.

3,6.

 Неправильные действия клиента, порожденные его нежеланием поступать именно так, как

ему рекомендует поступать психолог-консультант.

Эту ошибку можно предупредить следующим способом. Внимательно наблюдая за клиентом в

тот момент времени, когда он получает практические рекомендации по решению его проблемы, по
результатам наблюдения установить, как клиент на самом деле к этим рекомендациям относится.
Если  отношение  клиента  отрицательное, то  лучше  отказаться  от  этих  рекомендаций  и  далее
выяснить, почему клиент их не принимает, и в конечном счете предложить ему что-то иное, более
подходящее для него.

3,в.

 Неправильные действия клиента, вызванные объективной невозможностью вести себя так,

как  ему  советует  вести  себя  психолог-консультант, в  силу, например, изменившихся  условий
жизни или каких-либо других, объективных жизненных обстоятельств.

Данная ошибка может быть исключена из практики психологического консультирования, если

консультант, прежде  чем  давать  рекомендации  клиенту, поинтересуется  его  условиями  жизни  и
личным мнением о том, насколько эти условия позволяют выполнить полученные рекомендации.

Каждый  из  перечисленных  типов  ошибок  способен  существенно  снизить  эффективность

психологического консультирования, поэтому их следует всячески избегать.

Для того чтобы исключить или свести к минимуму большинство названных ошибок, психологу-

консультанту 

рекомендуется 

придерживаться 

следующих 

общих 

правил 

ведения

психологического консультирования:

1. Психолог-консультант не должен строить никаких гипотез о сути проблемы клиента до тех

пор, пока достаточно полно не узнает о его личности и жизни.

2. Психологу-консультанту не следует давать клиенту никаких практических рекомендаций до

тех  пор, пока  не  будут  оценены  его  индивидуальные  поведенческие  особенности, и  пока
достоверно  не  будет  установлена  возможность  практической  реализации  клиентом
рекомендаций консультанта.

3. Проводя психологическое консультирование и ставя психологический диагноз клиенту и его

проблеме, психолог-консультант не должен рассматривать клиента как объект бесстрастного


background image

62

изучения или как-то пытаться манипулировать или экспериментировать с ним.

4. Психолог-консультант  не  должен  рассматривать  клиента  так, как, например, следователь

рассматривает своего подследственного, то есть пытаться его «расколоть» или «переиграть».

5. В психологическом консультировании за редким исключением не должно быть места личным

воспоминаниям  и  собственно  исповеди  психолога-консультанта  перед  клиентом, то  есть
психолог-консультант  и  клиент  в  процессе  консультирования  не  должны  меняться  своими
ролями.

6. Психологу-консультанту  не  следует  стремиться  понимать  клиента  только  по  аналогии  с

самим  собой. Его  задача  иная – постараться  понять  клиента  изнутри, как  своеобразную,
уникальную личность, отличную от него самого.

7. Занимаясь  толкованием  исповеди  клиента, психолог-консультант  формулирует  свои

суждения  о  нем  и  о  его  проблеме  в  предположительной, но  не  в  безапелляционно-
утвердительной форме. Правильным будет высказывать их клиенту в виде гипотез, которые
со своей стороны должен подтвердить или опровергнуть клиент.

8. Опровержение толкования исповеди, предложенного психологом-консультантом, со стороны

клиента  не  всегда  есть  достаточное  основание  для  того, чтобы  консультант  полностью
отказался от такого толкования. Нередко опровержение или протест со стороны клиента по
поводу  заключений  консультанта  является  не  более  чем  защитной  реакцией  и  признаком
того, что  психолог-консультант  думает  правильно, что  на  самом  деле  предложенное  им
толкование верное.

9. Чем  меньше  профессионального  опыта  у  психолога-консультанта, тем  больше  времени  он

должен  уделять  внимательному  выслушиванию  исповеди  клиента  и  тем  осторожнее
формулировать свои выводы.

10. Даже  достаточно  опытному  психологу-консультанту  полезно  во  время  беседы  с  клиентом

производить  кое-какие  записи, чтобы  затем  вернуться  к  ним  и  спокойно, не  торопясь,
поразмышлять над ними.

11. «Задача  консультанта – помочь  клиенту  с  готовностью  принять  на  себя  социальную

ответственность, ...освободиться  от... чувства  неполноценности, направить  его  стремление  в
социально полезное русло».

12. «Задача консультанта – помочь клиенту обрести свое истинное "Я" и найти в себе мужество

стать этим "Я"»

1

.

1

 Мей Р. Цит. соч. - С. 24.

13. Иногда  весьма  полезно  вести  и  затем  анализировать  видеозаписи  хода  психологической

консультации. Объяснить их необходимость клиенту можно, сославшись, например, на то, что
и он  сам  сможет  лучше  себя  понять  и  успешнее  решить  свои проблемы,  если  увидит  себя  на
экране как бы со стороны.

14. Задача  психолога-консультанта  на  стадии  исповеди  заключается  в  том, чтобы  умно  и

ненавязчиво  подвести  клиента  не  только  к  осознанию, но  и  к  правильному  решению  своей
проблемы.

15. «Задача консультанта – подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки и за

конечный  итог  своей  жизни»

2

. Эта  мысль известного  консультанта  определенно  указывает на

то, что  гуманистически  ориентированное  психологическое  консультирование  направлено  на
оказание клиенту помощи в самостоятельном решении своей проблемы.

2

 Там же. - С. 18.

16. Профессия психолога-консультанта  требует  известного самоотречения, временного отказа от

собственной  личности (когда  идет  процесс  консультирования), «чтобы  обрести  ее  в  другом
человеке стократно обогащенной»

3

.

3

 Там же. - С. 43.

17. «На стадии исповеди консультант должен быть скуп на слова и тщательно взвешивать каждое

свое слово»

4

.

4

 Там же. - С. 88.


background image

63

18. Психолог-консультант – это  не  советчик. Его  главная  задача  состоит  в  том, чтобы  помочь

клиенту научиться принимать ответственные решения самостоятельно.

Упражнения

1. Проиграйте полностью с кем-либо сцену встречи клиента в психологической консультации,

взяв на себя роль психолога-консультанта.

2. Обратитесь  к  кому-либо  как  к  потенциальному  клиенту  с  типичными  фразами  речевого

этикета, уместными в момент встречи клиента в психологической консультации.

3. Проиграйте с кем-либо сцену, в которой вы будете исполнять роль психолога-консультанта, а

другой человек – роль клиента. При этом потенциальный клиент должен будет вам возражать и
выражать  недовольство  тем, как  проводится  психологическая  консультация. Ваша  задача –
успокоить клиента, использовав для этого рекомендованные в данной главе приемы.

Практические задания

1. Поупражняйтесь  с  несколькими  людьми  в  использовании  приема  зеркализации  во  время

разговора с ними.

2. Используйте прием парафразы в общении с несколькими людьми.
3. Попробуйте на практике в разговоре с людьми прием обобщения.
4. Попытайтесь в общении с разными людьми практически использовать особенности их речи, а

также скопировать их манеру и стиль общения.

5. Выучите наизусть те слова, которые следует употреблять психологу-консультанту в момент

расставания с клиентом по окончании консультации.

6. Взяв  на  себя  роль  психолога-консультанта, начните  беседу  с  потенциальным  клиентом,

который только что пришел в психологическую консультацию.

7. Снимите  психологическую  напряженность  у  клиента  при  помощи  тех  приемов, которые

рекомендованы в этой главе.

8. Разговаривая с кем-либо из знакомых людей, открыто выразите ему вербальную поддержку,

продемонстрировав 

на 

практике 

соответствующую 

процедуру 

психологического

консультирования.

9. Выслушав клиента, оцените его проблему, предложив ему несколько вариантов ее решения.

Обоснуйте каждый из предложенных вариантов, рассмотрев его достоинства и недостатки.

10. Ведя  разговоры  с  разными  людьми  и  рассматривая  их  как  потенциальных  клиентов,

постарайтесь  оценить  этих  людей  психологически, как  личностей, воспользовавшись  для  этого
теми признаками, которые были указаны в данной главе.

11. Понаблюдайте  за  работой  какого-либо  психолога-консультанта  или  за  своей  собственной

работой в роли психолога-консультанта.
Выявите  и  опишите  ошибки, которые  в  процессе  проведения  консультирования  совершил  этот
психолог-консультант или вы сами в роли консультанта.

Ключевые слова

Техника психологического консультирования.
Формы речевого этикета.
Психологическое  напряжение. Вербальная  поддержка. Зеркализация. Парафраза. Обобщение.

Эмоциональная поддержка клиента. Прием постановки консультантом перед клиентом открытых
вопросов. Прием овладения и использования консультантом языка клиента.

Интерпретация исповеди клиента. Ошибки в интерпретации исповеди. Противоречия в фактах.

Односторонность  в  интерпретации  фактов. Комплексная, разносторонняя  теоретическая
интерпретация исповеди.

Мимика. Невроз. Невротик. Средства  самоконтроля  психокоррекционных  действий  клиента  в

отношении себя самого.

Программа  реализации  клиентом  рекомендаций, полученных  в  процессе  консультации.

Обратная  связь  между  консультантом  и  клиентом. Постконсультационное  общение  психолога-
консультанта и клиента.

Технические  ошибки, допускаемые  в  психологическом  консультировании. Супервизорство.

Ошибки, связанные  с  неправильным  заключением  психолога-консультанта  о  сути  проблемы
клиента. Ошибки  неправильности  рекомендаций, даваемых  психологом-консультантом  клиенту.
Ошибки, связанные с неверными действиями клиента по реализации рекомендаций, полученных
от  психолога-консультанта. Ошибка  неточной  интерпретации  психологом-консультантом


background image

64

информации, полученной  от  клиента. Ошибка  в  интерпретации  исповеди  клиента, вызванная
неполнотой информации, полученной от клиента. Ошибка в интерпретации исповеди клиента по
причине  склонности  психолога-консультанта  делать  преждевременные  выводы. Ошибка  в
интерпретации  исповеди  клиента, вызванная  недостаточной  теоретической  подготовленностью
психолога-консультанта. Ошибка  в  интерпретации  исповеди  по  причине  недостаточного  опыта
практической  работы  у  психолога-консультанта. Ошибка  в  интерпретации  исповеди  в  силу
предвзятого, субъективного  отношения  психолога-консультанта  к  клиенту. Ошибка
односторонности  рекомендаций, предлагаемых  психологом-консультантом  клиенту. Ошибка
получения  клиентом  от  психолога-консультанта  практически  не  выполнимых  рекомендаций.
Ошибка  недопонимания  клиентом  предлагаемых  ему  рекомендаций. Ошибка  объективной
невозможности клиента выполнить полученные им практические рекомендации.

ГЛАВА VII ТЕСТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Контрольные вопросы

1. Какую роль психологическое тестирование выполняет в практике проведения психологического

консультирования?

2. В  каких  случаях  рекомендуется  применять  психологические  тесты  в  психологическом

консультировании?

3. Почему  психологическое  тестирование, если  в  нем  есть  необходимость, желательно

проводить  дважды: до  начала  консультации  и  после  того, как  она  закончилась  и  клиент
выполнил полученные от психолога-консультанта рекомендации?

4. В  чем  состоит  психотерапевтическое  воздействие  психологического  тестирования  на

клиента?

5. Каким требованиям должны отвечать психологические тесты и тестирование, проводимое в

рамках практики психологического консультирования?

6. Как следует проводить тестирование во время психологического консультирования?
7. Какие тесты рекомендуется применять в психологическом консультировании?
8. Почему в психологическом консультировании не следует использовать сложные, трудоемкие, в

частности – проективные, тесты?

9. Каким  требованиям  должны  отвечать  вопросники, применяемые  в  психологическом

консультировании для тестирования клиентов?

Для чего необходимо проводить тестирование во время психологического

консультирования

Первые два раздела этой главы содержат в себе краткие ответы по существу на один и тот же

вопрос: когда и для чего необходимо применять психодиагностические методы, в частности тесты,
для  изучения  клиента  во  время  проведения  психологического  консультирования? В  первом
разделе  на  этот  вопрос  дается  самый  общий  ответ,  а  во  втором  и  последующих  разделах  он
детализируется и конкретизируется.

Итак, для  чего  необходимо  проводить  тестирование  в  практике  психологического

консультирования?

Общий ответ на этот вопрос представляется следующим.
Любая проблема психологического характера, возникающая у клиента и требующая проведения

психологического консультирования, почти всегда в реальной жизни имеет определенные, сугубо
индивидуальные проявления, причем даже тогда, когда ее психологическое содержание выражено
примерно одинаково у разных людей. Например, весьма распространенной среди потенциальных
клиентов  является  повышенная  личностная  тревожность, недостаточная  уверенность  в  себе.
Однако  разные  люди  проявляют  тревожность  и  чувствуют  себя  недостаточно  уверенно  в  жизни
по-разному.

Другой  типичный  пример: почти  у  всех  людей  есть  определенные  недостатки  в  развитии


background image

65

способностей  и  в  чертах  характера, но  для  каждого  человека  они  опять  же  носят  сугубо
индивидуальный  характер. Поэтому  если, например, два  разных  клиента  обратились  в
психологическую  консультацию  с  жалобой  на  дефицит  в  развитии  интеллектуальных
способностей, то  это  вовсе  не  означает, что  их  проблемы  идентичные  и  их  нужно  решать
одинаковым способом.

Еще  сложнее  практически  обстоит  дело  с  недостатками  в  характере  человека: они  в

большинстве  случаев  в  связи  с  уникальным  индивидуальным  жизненным  опытом  каждого
человека  должны  в  психологической  консультации  решаться  по-разному. Без  проведения
специальной  психодиагностики  личности  клиента  решить  задачу  успешности  психологического
консультирования в этом случае практически невозможно.

Однако и тогда, когда уже поставлен точный диагноз проблемы клиента, нужда в  проведении

психодиагностики полностью не отпадает. Консультант-психолог, как бы он тщательно ни изучал
личность клиента при постановке диагноза его проблемы, все же наверняка не знает о нем и о сути
проблемы  всего. Кроме  того, достаточно  трудно  бывает  заранее  точно  определить, с  какими
реальными (а они порой бывают неожиданными) проблемами в жизни может столкнуться клиент,
выполняя  практические  рекомендации  психолога-консультанта. Поэтому  часто  требуется
продолжать  психодиагностическое  изучение  клиента  как  личности  и  его  взаимоотношений  с
окружающими  людьми  в  постконсультационный  период, т.е. тогда, когда  он  уже  практически
приступил к выполнению рекомендаций, полученных в психологической консультации.

Клиент не профессиональный психолог, а поэтому далеко не всегда сам может оценить реально

те позитивные изменения, которые на самом деле происходят в его психологии и поведении при
выполнении  советов  психолога-консультанта. Да  и  сам  консультант  не  всегда  может  судить  о
результатах  безупречно  и  определенно. Это  происходит, во-первых, потому, что  по  завершении
консультации  клиент  практически  мало  общается  с  психологом-консультантом. Во-вторых, это
случается по той причине, что происходящие изменения могут носить постепенный, незаметный
или неосознаваемый характер.

В данном случае для того, чтобы точно определить, что на самом деле происходит с клиентом,

его необходимо протестировать несколько раз, как минимум два раза: до получения рекомендаций
и после того, как он их уже выполнил.

Иногда, когда процессы проведения консультирования и практической реализации полученных

рекомендаций  занимают  достаточно  много  времени (год  и  больше), возникает  необходимость  в
проведении  промежуточных  тестовых  обследований  клиента  для  того, чтобы  проследить
реальную динамику изменений его психологии и поведения.

Когда в консультировании рекомендуется применять психологические тесты

Время  от  времени  в  процессе  проведения  психологического  консультирования  возникает

срочная  необходимость  психологического  тестирования  клиента. Когда, при  каких
обстоятельствах появляется необходимость в этом?

1. Во-первых, тогда, когда  у  психолога-консультанта  не  хватает  сведений  для  того, чтобы

сделать  правильные  выводы  о  сути  проблемы  клиента  и  с  учетом  его  индивидуальности
предложить  действенные  меры  по  практическому  решению  возникшей  проблемы. В  этом
случае необходимо бывает разносторонне изучить личность клиента, с тем, чтобы узнать о тех
его  индивидуальных  особенностях, которые  важны  для  прояснения  проблемы  и  для  точного
определения путей ее решения.

Нередко на основе одной и особенно первой встречи с клиентом трудно бывает судить о нем как

о личности, тем более  что в психологической консультации  в  незнакомой обстановке человек
ведет себя весьма сдержанно и играет обычно не вполне свойственную ему жизненную роль, не
отображающую полностью его индивидуальность.

2. Во-вторых, тогда, когда  необходимо  оценить  такие  индивидуальные  особенности  клиента,

которые  и  в  обычной, повседневной  жизни  слабо  или  почти  не  проявляются  в  поведении
человека.

К  числу  подобных  личностных  свойств  относятся, например, такие, которые  связаны  с

комплексами, бессознательными влечениями, недостаточно осознаваемыми чертами характера
и  т.п. Необходимость  в  этом  чаще  всего  появляется  тогда, когда  у  психолога-консультанта