Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 10188

Скачиваний: 385

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

66

возникает  подозрение, что  клиент  обладает  неосознаваемыми  или  скрываемыми
психологическими  особенностями, знание 

которых 

необходимо 

для 

успешности

психологического консультирования и решения проблемы клиента.

3. В-третьих, тогда, когда психологу-консультанту необходимо точно установить, какое влияние

на  данного  клиента  оказало  или  может  оказать  посещение  психологической  консультации,
получение и выполнение им рекомендаций психолога консультанта.

Необходимость  в  этом  может  возникнуть, в  частности, по  следующим  причинам. Может,

например, случиться  так, что  нужно  будет  убедить  клиента  и  доказать  ему, что  выполнение
полученных им  рекомендаций действительно полезно для него, хотя сам  он этого достаточно
хорошо  не  осознает. Дело  в  том, что  изменения  личностного  и  межличностного  характера  в
психологии  человека  часто  происходят  постепенно  и  относительно  незаметно  для  самого
человека, которого  они  касаются, и  только  специальное  тестирование  позволяет  выявить  и
оценить  эти изменения. Кроме  того, данные  изменения вообще  могут  быть  по  своей  природе
неосознаваемыми. Такое бывает тогда, когда они касаются психологии бессознательного.

Консультирование  и  практическая  реализация  клиентом  полученных  им  рекомендаций  могут

иметь  достаточно  длительный  характер, как, например, в  тех  часто  встречающихся  случаях,
когда психологическое консультирование продолжается месяцами и даже годами, а выполнение
полученных в ходе его рекомендаций растягивается на не меньшие сроки.

4. В-четвертых, тогда, когда  в  практике  консультирования  применяется  новый, достаточно  не

проверенный  метод, эффективность  которого  окончательно  не  установлена, не  оценена  ни
количественно, ни качественно.

В  этом  случае  само  по  себе  консультирование  превращается  в  своеобразный  научно-

практический  психологический  эксперимент, требующий  точной  оценки  его  результатов.
Вариантом  такого  случая  является  тот, при  котором  сам  психолог-консультант  сознательно
ставит эксперимент, рассчитанный на то, чтобы усовершенствовать процесс консультирования
и предложить клиенту более эффективные практические рекомендации.

5. В-пятых, тогда, когда  сама  по  себе  процедура  психодиагностики, применяемая  в  практике

психологического  консультирования, имеет  известное  психотерапевтическое  значение,
оказывая благотворное влияние на клиента.

Это обычно  происходит  тогда, когда  в  результате  проведения  психологического  тестирования

клиент  узнает  что-то  новое, приятное  и  полезное  для  себя, например  открывает  у  себя  такие
положительные психологические качества, о существовании которых он раньше не подозревал.
Описанные  случаи  в  процессе  проведения  психологического  консультирования  могут

возникать  как  в  отдельности, так  и  совместно, в  любом  их  сочетании. Хотя  бы  один  из  этих
случаев  всегда  имеет  место  в  практике  психологического  консультирования, и  поэтому
применение  тестирования  скорее  следует  рассматривать  как  правило, чем  как  исключение  из
правил.

Каким требованиям должно отвечать психологическое тестирование! применяемое в

психологическом консультировании

Психологическое  тестирование, которое  организуется  и  проводится  в  условиях

психологического консультирования, должно отвечать ряду специфических, характерных именно
для консультирования, требований. Основные требования этого рода следующие.

1. В  психологическом  консультировании  следует  применять  только  самые  простые  из  всех

имеющихся  психологических  тестов, хорошо  известные  не  только  психологу-консультанту,
но и достаточно понятные для клиента.

Использование сложных и не очень понятных тестов может вызвать неудовольствие со стороны

клиента, его  реакцию  психологической  защиты  из-за  естественной  боязни  показаться
несостоятельным в глазах психолога-консультанта. Сложные тесты, кроме того, утомляют как
психолога-консультанта, так  и  клиента. Наконец, известна  закономерность, в  соответствии  с
которой  информативность  и  практическая  полезность  психологических  тестов  растут  гораздо
медленнее, иногда обратно пропорционально их сложности и трудоемкости.

2. Психологическое  тестирование  в  консультировании  должно  выступать  как  его  вполне

естественная  часть  и  служить  исключительно  целям  диагностики, которая  в  свою  очередь


background image

67

должна  быть  органически  подчинена  решению  задачи  выработки  наиболее  обоснованных  и
эффективных рекомендаций клиенту по решению его проблемы.

3. Тестирование  в  психологическом  консультировании  не  должно  занимать  слишком  много

времени. На  его  проведение  следует  отводить  не  более  четверти  всего  времени,
предназначенного для проведения консультирования.

4. Тесты, которые  применяются  в  психологическом  консультировании, должны  иметь

сравнительно  простую  и  оперативно  выполняемую  систему  обработки  получаемых
результатов. Это  необходимо  для  того, чтобы  результаты  тестирования  можно  было  сразу
использовать  и  тут  же, вскоре  после  тестирования, делать  из  него  необходимые  выводы.
Наилучшими в  этом плане являются  такие  психологические тесты, результаты которых могут
быть известны и практически использованы спустя 5–10 мин после окончания тестирования.

В том случае, если все же приходится применять тест, требующий более длительного времени

на  работу  с  ним, на  обработку  и  интерпретацию  получаемых  результатов, желательно
проводить  тестирование  отдельно  от  психологического  консультирования, не  тратя  на  него
время, отводимое на консультацию.

5. По  причинам, указанным  выше, в  психологическом  консультировании, за  исключением

особых  случаев, не  рекомендуется  пользоваться  проективными  тестами, так  как  большинство
таких  тестов  имеет  указанные  выше  недостатки: трудоемкость, непонятность  для  клиента  и
сложность. Лучше  всего  обращаться  к  вопросникам  или  опросным  вариантам  проективных
тестов.

6. Если психологический тест представляет собой вопросник, то лучше, если имеющиеся в нем

вопросы будут закрытыми, а не открытыми, т.е. если возможные ответы на них будут заранее
определены  и  клиенту  нужно  будет  только  выбрать  один  из  них.  Вопросники,  содержащие  в
себе открытые вопросы, требуют больше времени как для ответов на них, так и для обработки и
интерпретации получаемых результатов.

7. Психологу-консультанту рекомендуется заранее продумывать и подбирать необходимый для

консультирования  минимум  психологических  тестов, которые  могут  понадобиться  в  разных
случаях  психологического  консультирования. Все  эти  тесты  вместе  с  необходимыми  для
тестирования  материалами  желательно  заранее  заготовить  и  иметь  под  рукой, чтобы  к  ним
можно было обратиться в любой момент проведения психологического консультирования.

8. Лучше  всего, если  минимум  необходимых  и  часто  используемых  в  консультациях

психологических  тестов  будет  в  программе  компьютера, чтобы  при  необходимости  можно
было  протестировать  клиента  и  сразу  же  получить  требуемые  результаты (компьютерные
программы  должны  включать  в  себя  и  автоматическую  процедуру  обработки  результатов
тестирования).

9. Если  объем  работы  в  консультации  достаточно  велик  и  если  в  ней  параллельно  работает

несколько  консультантов  с  несколькими  клиентами, то  рекомендуется  освобождать
консультантов от процедуры тестирования и поручать это отдельному специалисту-психологу,
профессионально подготовленному в области тестирования.

10. Тестирование рекомендуется проводить в начале или в середине процесса консультирования

с расчетом на то, чтобы клиент к окончанию консультации уже знал свои результаты, а также
то, какие  выводы  психолог-консультант  делает  на  основе  проведенного  тестирования. Не
рекомендуется оставлять клиента в конце консультации в неведении о том, зачем проводилось
его  психологическое  тестирование, каковы  его  результаты  и  какие  выводы  на  их  основе
сделаны.

Упражнения

1.  Возьмите  любой  вопросник,  содержащий  в  себе  не  менее  чем  100  вопросов.  Установите,

каким  требованиям, связанным  с  практикой  психологического  консультирования, он
соответствует и не соответствует.

2. Оцените  уровень  собственного  интеллектуального  развития  при  помощи  тестов,

рекомендуемых для этой цели.

Практические задания

1. Определите, какое  психотерапевтическое  воздействие  на  клиента  оказывают  проективные

методы  психодиагностики (для  этого  необходимо  будет  взять  какой-либо  проективный
психологический  тест  и  провести  с  его  помощью  психологическое  обследование  человека,


background image

68

который может стать потенциальным клиентом).

2. Предположим, что к вам как к психологу-консультанту обратился родитель с просьбой дать

ему практические рекомендации о том, стоит или не стоит отдавать ребенка в школу в возрасте до
семи  лет. Какие  психодиагностические  методики  вы  в  данном  случае  можете  использовать  для
того, чтобы изучить ребенка и дать его родителю обоснованные психологические рекомендации?

3. Какими  тестами, предназначенными  для  диагностики  уровня  психологического  развития

ребенка, вы воспользуетесь на практике, если проблема, с которой клиент – родитель ребенка –
обратился к вам, состоит в том, что ребенок плохо учится в начальных классах школы?

Ключевые слова

Долгосрочная временная перспектива в психологическом консультировании.

Бессознательные  влечения. Неосознаваемые  черты  характера. Тест  психологический.
Информативность психологического теста. Практическая полезность теста.

ГЛАВА VIII ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ

КОГНИТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Контрольные вопросы

1. Какие  психологические  тесты  рекомендуется  применять  для  оценки  общих  способностей

клиентов?

2. Какие психологические тесты чаще  всего используются для оценивания  интеллектуальных

способностей клиентов?

3. С  помощью  каких  психологических  тестов  можно  практически  оценивать  восприятие,

внимание, воображение и речь детей-дошкольников?

4. Какие методики подходят для психодиагностического изучения уровня развития интеллекта

детей, поступающих в школу, и учащихся начальных классов?

5. С  помощью  каких  психологических  тестов  можно  оценивать  уровень  интеллектуального

развития подростков, юношей и взрослых людей?

6. Как поставить психологический диагноз состоянию памяти клиента?
7. Какие психодиагностические методы подходят для изучения динамики процессов памяти?
8. Как оценивают кратковременную зрительную и слуховую память?
9. Как практически изучают процесс запоминания?
10. Каковы методы психодиагностики оперативной памяти?

В  этой  главе  для  типичных  случаев  психологического  консультирования – тогда, когда

возникает  необходимость  проведения  когнитивного  психологического  тестирования, указаны
психодиагностические  тесты, которые  рекомендуется  применять  для  получения  нужной
информации  о  клиенте. Эта  информация  может  оказаться  полезной  для  уточнения  диагноза
проблемы клиента, для выяснения индивидуальных особенностей его когнитивных процессов, для
коррекции имеющихся у него недостатков в развитии когнитивных процессов и для более точного
формулирования соответствующих практических рекомендаций.

В каждом конкретном случае мы будем указывать, с какой целью проводится психологическое

тестирование, а также давать практические рекомендации по применению тех или иных тестов. На
протяжении  этой  и  последующих  глав  учебника  мы  неоднократно  будем  отсылать  читателя  к
различным  рекомендуемым  тестам. Если  эти  тесты  уже  опубликованы  в  литературе, – а  таких
тестов большинство, – мы будем просто указывать на соответствующие первоисточники. В случае
отсутствия  публикаций  психологический  тест  будет  полностью  приводиться  в  учебнике. Кроме
самого теста, будет также даваться обоснование необходимости обращения к нему в том или ином
случае  психологического  консультирования, а  также  определяться  условия  оптимального
практического использования соответствующего теста.

Тесты когнитивных процессов восприятия, внимания, воображения, речи и общих

интеллектуальных способностей

Необходимость  в  оценке  общих  интеллектуальных  способностей  клиента  возникает  тогда,


background image

69

когда, например, проводится психологическое консультирование, связанное с решением проблем
интеллектуального  развития  детей  или  общих  способностей  взрослых  людей. В  первом  из
указанных  случаев  клиенту, – а  в  его  роли  обычно  выступает  кто-либо  из  близких  к  ребенку
взрослых людей, – требуется подробная информация о том, на каком уровне общего умственного
развития находится ребенок и каковы реальные перспективы совершенствования его интеллекта.
Во втором случае непосредственно самому клиенту может понадобиться информация о том, каков
уровень его интеллектуального развития на данный момент времени.

Когда речь идет о развитости общих способностей людей, то следует иметь в виду, что как  у

детей, так и у взрослых людей эти способности по объективным и естественным причинам могут
находиться  на  разных  уровнях  развития. У  детей, особенно  дошкольников, данные  способности
еще  только  развиваются, а  у  взрослых  людей  они, как  правило, уже  являются  достаточно
развитыми.

Интеллект ребенка и интеллект взрослого человека существенно различаются между собой как

в  количественном (числовая  оценка уровня  его развития), так  и  в  качественном отношении (тип
интеллекта и его структура). По этой причине для психодиагностики интеллекта детей и взрослых
людей рекомендуется применять различные психологические тесты.

Проводя психодиагностику общего уровня интеллектуального развития ребенка, также следует

иметь в  виду,  что  в  ранние годы  интеллект  ребенка  развивается  довольно  быстро  и  уровень  его
развития  может  меняться  через  каждые два-три года. Поэтому те  методы  его психодиагностики,
которые подходят для детей трех-четырех-летнего возраста, уже надо заменять другими, проводя
психодиагностику  уровня  интеллектуального  развития  четырех-пятилетних  и  тем  более  шести-
семилетних детей.

Заметим, что  существуют  два  значительно  отличающиеся  друг  от  друга  представления  об

уровне  развития  общих  интеллектуальных  способностей  человека. Одно  такое  представление
включает  в  содержание понятия «уровень  интеллектуального  развития» только  умение  человека
решать разного рода интеллектуальные задачи (это – сравнительно узкое понимание интеллекта).
Другое  представление  охватывает  все  когнитивные  процессы  и  включает  в  оценку  уровня
интеллектуального  развития  не  только  мышление, но  также  восприятие, внимание, память,
воображение и речь (расширенная трактовка понятия «интеллект»).

В реальной практике психологического консультирования можно опираться как на узкое, так и

на расширенное толкование интеллекта, и решение вопроса о том, какое его понимание выбрать,
зависит  от  задачи  психологического  консультирования. Если  она  ограничивается  тем, чтобы
определить только общий уровень интеллектуального развития клиента и дать ему самые общие
рекомендации  по  совершенствованию  умственных  способностей, то  достаточно  будет  провести
лишь общую психодиагностику интеллекта. Если  же  задача  состоит в  том, чтобы разносторонне
исследовать  и  оценить  интеллект  клиента, предложив  ему  такие  рекомендации, которые  могут
оказаться полезными для развития всех или многих когнитивных процессов, то следует опираться
на расширенное толкование интеллекта.

В практике проведения психологического консультирования детей, связанного с развитием их

общих  интеллектуальных  способностей, для  психодиагностики  интеллекта  рекомендуется
пользоваться частными методиками, предназначенными для определенной возрастной группы'.

' Здесь  и  далее  ссылки  на  конкретные  методики  даются  по  двум  изданиям  одного  и  того  же

учебника:

Немов  Р.С.

  Психология. Учебник  для  студентов  высших  педагогических  учебных

заведений. В  трех  книгах. Книга 3. Экспериментальная  педагогическая  психология  и
психодиагностика. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.

Немов  Р.С.

  Психология.  Учебник  для

студентов высших педагогических учебных заведений. В трех книгах. Книга 3. Психодиагностика.
Введение  в  научное  психологическое  исследование  с  элементами  математической  статистики. –
М.: ВЛАДОС, 1998. В обоих изданиях можно найти полные описания соответствующих методик.
Цифры вне скобок указывают на страницы первого из упомянутых изданий учебника, а цифры в
скобках – на страницы последнего издания.

Для  детей  трех  четырехлетнего  возраста  подходят  методики  с  названиями «Нелепицы»,

«Времена года», «Кому чего недостает?», «Обведи контур», «Воспроизведи рисунки»

2

.

2

Немов  Р.С.

  Психология. В  трех  книгах. Книга 3. Экспериментальная  педагогическая

психология и психодиагностика. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. - С. 144-157 (97-114).


background image

70

С помощью методик «Времена года» и «Кому чего недостает?» оценивается уровень развития у

детей наглядно-образного мышления, а при помощи методик «Обведи контур» и «Воспроизведи
рисунки» можно оценить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Для психодиагностики уровня интеллектуального развития детей четырех-пятилетнего возраста

рекомендуется использовать методики с названиями «Что здесь лишнее?», «Раздели на группы»,
«Пройди через лабиринт» и «Вырежи фигуры»

3

.

3

 Там же. - С. 148-152, 155, 158-159 (102-104, 106-107, 111-112, 114-116).

Методики «Что здесь лишнее?» и «Раздели на  группы» оценивают уровень  развития образно-

логического  мышления, а  такие  методики, как «Пройди  через  лабиринт» и «Вырежи  фигуры» –
уровень развития наглядно-действенного мышления у детей.

Считается, что  интеллектуальные  способности  ребенка  нуждаются  в  дальнейшем  развитии,

если показатели интеллекта по указанным выше методикам меньше 7–8 баллов. При оценках 9–10
баллов делается вывод о том, что ребенок для своего возраста находится на очень высоком уровне
интеллектуального  развития  и  в  специальном  внимании  в  этой  связи  со  стороны  родителей  и
учителей не нуждается (речь в данном случае идет о возможном беспокойстве взрослых людей по
поводу отставания ребенка в интеллектуальном развитии).

При  средних  показателях  ниже 4–5 баллов  с  данным  ребенком  обязательно  необходимо

дополнительно заниматься, так как в этом случае его интеллектуальное развитие заметно отстает
от среднего уровня (6–7 баллов)

 4

.

4

  Те  же  рекомендации, основанные  на  количестве  полученных  баллов, характеризуют  все

случаи  психодиагностики, где  применяется  стандартизированная  десятибалльная  оценочная
шкала.

Если  кроме  диагностики  общего  уровня  интеллектуального  развития  ребенка  необходимо

провести  отдельную  психодиагностику  уровня  развитости  у  него  основных  когнитивных
процессов (кроме  памяти – о  ней  особо  речь  пойдет  дальше), то  также  рекомендуется
воспользоваться следующими частными методиками:

• для  диагностики  восприятия  пользуются  методиками «Чего  не  хватает  на  этих  рисунках?»,

«Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Чем залатать коврик?»

5

;

5

 Там же. - С. 118-124 (66-73).

• для диагностики внимания – методиками «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни

и расставь точки»

6

;

6

 Там же. - С. 125-133 (73-83).

• для  диагностики  воображения – методиками «Придумай  рассказ», «Нарисуй  что-нибудь»,

«Придумай игру»

7

;

7

 Там же. - С. 133-136 (83-87).

• для диагностики речи – методиками «Назови слова», «Расскажи по картинке»

8

.

8

 Там же. - С. 159-165 (116-122).

Психодиагностику  уровня  развития  интеллектуальных  способностей  детей 6–7-летнего

возраста, поступающих в школу и только начинающих обучаться в ней, рекомендуется проводить
при помощи следующих методик: «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых
знаний» (вариант  методики  для  поступающих  в  школу), «Определение  понятий, выяснение
причин, выявление сходства и различия в объектах», «Формирование понятий», «Кубик Рубика»,
«Матрицы Равена»

9

.

9

 Там же. - С. 200-201, 225-230, 232-239 (166-167, 198-206, 208-216).

Методика «Кубик  Рубика» оценивает  уровень  развития  наглядно-действенного  мышления.

Методика «Матрицы Равена» предназначается для диагностики образно-логического мышления, а
методики «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», «Определение
понятий, выяснение  причин, выявление  сходства  и  различия  в  объектах», «Формирование