Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 10191

Скачиваний: 385

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

81

несамостоятельности, а также определить, насколько у него развито стремление к независимости
(может  быть,  его  проблема  состоит  не  в  самом  характере,  а  в  отсутствии  должной
мотивированности), рекомендуется обратиться к специальному тесту на независимость

3

.

3

 Там же. - С. 453-455 (477-479).

При  консультировании по  развитию  деловых  черт  характера  человека  одним  из  первых  чаще

всего  возникает  вопрос  о  наличии  или  отсутствии  у  данного  человека  чувства  ответственности.
Известно, что  это  важное  чувство  и  соответствующее  ему  деловое  качество  человека
функционально  связано  с  так  называемым  уровнем  субъективного  контроля (УСК): чем  выше
ответственность, тем  выше  УСК, и  наоборот – чем  ниже  ответственность, тем  ниже  УСК.
Поэтому, обратившись  к  психологическому  тесту  УСК, по  результатам  тестирования  можно
судить о развитости у клиента ответственности, как специфической черты характера

4

.

4

 Там же. - С. 455-458 (480-483).

К числу деловых черт характера, от которых практически зависят жизненные успехи человека,

относится  также  уверенность  человека  в  себе. О  степени  развитости  этого  качества  у  клиента
можно  судить  по  результатам  его  тестирования  с  помощью  методики  «Выход  из  трудных
жизненных ситуаций»

 5

.

5

 Там же. - С. 458-460 (483-485).

Уверенный  в  себе  человек  будет  достаточно  легко  и  быстро  находить  выход  их  трудных

жизненных ситуаций, а неуверенный в себе будет делать это с большим трудом.

Еще  одним  важным  деловым  качеством  человека, выступающим  как  черта  его  характера,

является  стремление  к  достижению  успехов. О  степени  развитости  этого  качества  у  детей
старшего  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста  можно  судить  в  результате  их
психологического обследования при помощи методики «Запомни и воспроизведи рисунок»

6

. Для

изучения  мотивации  достижения  успехов  у  взрослых  людей  подходит  другая  методика –
проективного типа, основанная на известном Тематическом Апперцептивном Тесте (ТАТ)

7

.

6

 Там же. - С. 166-172, 245-247 (124-131).

7

 Там же. - С. 368-375 (371-380).

Заметим, что  обе  названные  методики  являются  достаточно  трудоемкими. К  ним  следует

обращаться  только  тогда, когда  нет  иной  возможности  оценить  данную  черту  характера, или
тогда, когда  клиенту  вместе  с  психологом-консультантом  или  с  практическим  психологом,
занимающимся  коррекцией  соответствующей  мотивации, предстоит  длительная  работа  по
развитию у клиента мотива достижения успехов и уменьшению силы мотива избежания неудач.

Если задача тестирования заключается в том, чтобы быстро, но не обязательно точно оценить

соответствующие  черты  характера  у  клиента, то  лучше  всего  обратиться  к  методике  опросного
типа

8

. Преимущество этой методики перед предыдущей состоит не только в том, что она менее

трудоемкая,  но  также  и  в  том,  что  эта  методика  позволяет  раздельно  оценивать  стремление  к
достижению успехов у мужчин и у женщин.

8

 Там же. - С. 469-474 (496-502).

Нередко  в  психологическую  консультацию  обращаются  люди,  проблема  которых  состоит  в

том, чтобы  точно  оценить  и  далее  развить  у  себя  еще  одну  важную  деловую  особенность
характера, а  именно – желание, стремление  и  способность  стать  лидером  для  других  людей. В
этом  случае  практически  полезными  могли  бы  оказаться  следующие  методики: «Лидер» и
«Эффективность лидерства»

1

.

1

 Там же. - С. 481-488 (512-521).

Если  проблемы  характера  клиента  касаются  содержания  и  стиля  его  общения  с  другими

людьми, т.е. являются  по  своей  природе  коммуникативными, то  для  психологического
тестирования 

клиента 

рекомендуется 

воспользоваться, в 

частности, следующими

психодиагностическими  методиками: «Каков  ребенок  во  взаимоотношениях  с  окружающими
людьми?», «Коммуникативно-личностный  вопросник  для  родителей, воспитателей  и
родственников ребенка»

.


background image

82

2

 Там же. - С. 183-186 (144-147).

Эти две методики рекомендуется использовать при тестировании детей дошкольного возраста.

В  случае  проведения  с  той  же  самой  целью  обследования  детей, поступающих  в  школу, и
младших школьников к этим методикам можно добавить «Анкету для родителей, воспитателей и
учителей»

3

.

3

 Там же. - С. 269-272 (255-259).

При  психодиагностике  подростков, старших  школьников  и  взрослых  людей  весьма  ценную

информацию  о  коммуникативных  чертах  характера  позволяют  получить  методики
«Семантический  дифференциал», «Тест  на  объективность  отношения  к  людям», «Тест-опросник
аффилиации»

4

.

4

 Там же. - С. 367-377, 447-450, 464-469 (490-496).

Клиентов, обратившихся  в  психологическую  консультацию  по  поводу  характерологических

проблем, нередко  волнует  вопрос  о  том, нет  ли  у  них  так  называемых  аномальных, близких  к
патологическим, черт  характера, например, акцентуаций  характера  или  комплексов. В  этом
случае, как правило, требуется разностороннее патохарактерологическое обследование клиента, и
возникает  необходимость  одновременного  обращения  к  многих  психодиагностическим, в  том
числе многофакторным, методикам.

В этой связи рекомендуется, в частности, воспользоваться следующими методиками:

• детским вариантом личностного теста Кеттела

5

.

Он лучше всего подходит для тестирования дошкольников и младших школьников;

5

 Там же. - С. 247-269 (227-255).

• методикой САН

6

.

6

 Там же. - С. 435-436 (454-455).

Эта методика предназначена главным образом для лиц подросткового возраста и старше. Она,

правда, не  позволяет  поставить  клиенту  точный  диагноз  на  наличие  или  отсутствие  у  него
аномальных  черт  характера, но  зато  дает  возможность  косвенно, по  преобладающему
самочувствию, активности и настроению, судить о том, является ли вероятным наличие у данного
человека  аномальных  черт  характера. В  этой  связи  данную  методику  рекомендуется  примепять
первой по порядку при проведении психологического обследования взрослых людей;

• вопросник А.Т.Джерсайлд

1

.

' Там же. - С. 437-443 (455-464).

Этот вопросник является комплексным и позволяет более определенно, чем САН, судить

о наличии у клиента аномальных черт характера, требующих проведения психокоррекции. К
данному  вопроснику  рекомендуется  обращаться  тогда, когда  у  психолога-консультанта
сложилось мнение о том, что у клиента вполне могут быть аномальные черты характера и их
необходимо скорректировать.

Вопросник  Джерсайлд, кроме  того, позволяет  уточнить  проблемы  клиента  и

дифференцировать связанные с ними рекомендации.

• При  изучении  акцентуаций  характера  у  подростков  и  у  старших  школьников  также  можно

воспользоваться известным тестом Личко

2

.

2

 Там же. - С. 331-350 (328-353).

Во всех других случаях психологу-консультанту следует обращаться к методикам, созданным в

различных областях специальной психологии и дефектологии. Правда, при этом нужно помнить о
том, что  практический  психолог  не  вправе  заниматься  консультированием  по  вопросам,
относящимся к области психиатрии или дефектологии (специальной педагогике и психологии).

Тесты мотивов и потребностей

При проведении психодиагностики мотивации желательно иметь в виду следующие моменты.


background image

83

Наиболее  подходящими  для  психодиагностики  в  этом  случае  являются  опросные  методики.

Они  более  понятны  клиенту  и  менее  трудоемки  для  обработки  психологу-консультанту, чем,
например, проективные  методики. Однако  последние – проективные  методики – дают, как
правило, более точную и достоверную информацию о мотивах поведения клиента, чем опросные
методики.

Консультант-психолог должен уметь самостоятельно выбирать такие методы психодиагностики

мотивации, которые учитывали бы следующие важные обстоятельства.

Если  психологу  необходимо  быстро  получить  достоверную  и  хотя  бы  приблизительную

информацию  о  мотивации  поведения  клиента  и  если  психолог-консультант  уверен  в  том, что
методика  опросного  типа  вполне  может  решить  эту  задачу, то  следует  ее  предпочесть  другим
методикам. При этом сам вопросник должен быть как можно более коротким и простым.

Если же у психолога-консультанта имеются серьезные основания сомневаться в достоверности

получаемых  при  помощи  вопросника  результатов, то  следует  обратиться  к  использованию
косвенных, в  частности  проективных, методов  оценивания  мотивации  клиента. Проективные
методы  особенно  необходимы, например, в  том  случае, когда  оценке  подлежат  так  называемые
бессознательные потребности и влечения клиента, такие его мотивы, которые клиент вольно или
невольно будет стараться скрыть от психолога-консультанта, отвечая на открытые вопросы.

С  учетом  этих  замечаний  мы  рекомендуем  пользоваться  следующими  методиками

психодиагностики 

мотивации 

клиента 

в 

процессе 

проведения 

психологического

консультирования.

При оценивании мотивации достижения успехов у детей дошкольного и младшего школьного

возраста – методикой «Запомни и воспроизведи рисунок»

1

.

' Там же. - С. 166-172, 245-247 (124-131).

Это – методика  проективного  типа, достаточно  сложная  в  плане  обработки  полученных

результатов, но  зато  вполне  объективная  и  доступная  детям  соответствующего  возраста,
интересная для них. Она является валидной и точной.

Однако  психологу-консультанту  или  его  помощнику, который  проводит  психологическое

тестирование, необходимо  заранее  научиться  пользоваться  данной  методикой. Только  в  случае
безошибочного  ее  использования  можно  рассчитывать  на  получение  точных  и  вполне  валидных
результатов.

Аналогичный  вид  мотивации  у  детей  старше  подросткового  возраста, а  также  у  взрослых

людей  можно  определить  при  помощи  одной  из  следующих  методик: «Опросник  для  оценки
потребности достижения успехов»

2

 и специальной методики проективного типа, предназначенной

для измерения мотивов достижения успехов и избежания неудач

3

.

2

 Там же. - С. 469-474 (496-502).

3

 Там же. - С. 368-375 (371-380).

Упражнения

1. Пользуясь  конкретными  признаками, названными  в  этой  главе, определите, выбрав  в

качестве  потенциального  клиента  кого-либо  из  своих  знакомых, какие  проблемы, связанные  с
развитием коммуникативных способностей, имеются у него.

2. Припомните, опираясь на содержащиеся в этой главе рекомендации, психологические тесты,

с помощью которых можно практически определить уровень развития у клиента организаторских
способностей.

3. Попробуйте на себе самом психологические тесты, которые рекомендуются для оценивания

уровня развития математических и лингвистических способностей у клиента.

4. Вспомните, пожалуйста, с  помощью  каких  конкретных  психодиагностических  методик

оцениваются  свойства  темперамента  человека. Поработайте  с  этими  методиками  и  хорошо
освойте их.

5. Припомните, с помощью каких методик можно  изучить  характер  человека. Какие  стороны

или черты характера человека данные методики оценивают?

6. Определите  минимальный  перечень  необходимых  психологических  тестов, при  помощи

которых можно выяснить, есть ли у данного клиента какие-либо серьезные проблемы, связанные
с развитием мотивационной сферы (потребностей и мотивов).


background image

84

Практические задания

1. Оцените  уровень  развития  собственных  коммуникативных  способностей  с  помощью

методик, рекомендованных  к  использованию  в  психологическом  консультировании  в  данной
главе.

2. Определите  с  помощью  предложенных  здесь  методик  тип  своего  темперамента  и  черты

характера.

3. Выберите  в  качестве  потенциального  клиента  кого-либо  из  подростков  или

старшеклассников. Определите  с  помощью  рекомендованных  в  учебнике  психодиагностических
методик, в какой степени у данного человека сформированы некоторые специальные способности.

Ключевые слова

Коммуникативные способности. Недостатки в развитии коммуникативных способностей. Тесты

коммуникативных способностей.

Организаторские  способности. Качества  личности  организатора. Признаки  развитости

организаторских способностей.

Специальные способности. Тесты специальных способностей.
Темперамент  и  характер. Тесты  темперамента  и  характера. Агрессивность. Зависимость.

Ответственность. Стремление  к  достижению  успехов. Способность  быть  лидером.
Коммуникативные черты характера. Акцентуированные черты характера.

ГЛАВА Х СИТУАЦИИ И ОБЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ СО

СПОСОБНОСТЯМИ

Контрольные вопросы

1. Что понимается под случаем (ситуацией) психологического консультирования?
2. Каковы типичные случаи (ситуации) психологического консультирования ?
3. Какие  факторы  необходимо  учитывать, предлагая  клиенту  практические  рекомендации  по

улучшению его способностей?

4. Когда, в  какой  период  времени  впервые  обнаруживается  большая  часть  задатков,

имеющихся у ребенка?

5. Для чего необходимо проводить раннюю психодиагностику задатков ребенка?
6. Каковы основные условия максимально полного использования имеющихся у ребенка задатков

для развития его способностей?

7. Можно  ли  при  отсутствии  выраженных  задатков  развивать  у  ребенка  соответствующие

им способности?

8. Как развитие способностей на основе задатков зависит от возраста человека?
9. Какова структура интеллектуальных способностей человека?

10. Почему, заботясь  о  полноценном  интеллектуальном  развитии  человека, необходимо

совершенствовать все виды его мышления ?

11. Что представляют собой основные условия и факторы, которые необходимо учитывать при

развитии способностей человека?

12. Каковы общие законы развития интеллекта ребенка и каким образом их можно использовать

в практике психологического консультирования?

13. Для чего при развитии способностей человека ему необходима постоянная интеллектуальная

тренировка?

14. Что представляют собой мнемические способности человека?
15. Каковы  основные  проблемы  памяти, в  связи  с  которыми  люди  обычно  обращаются  в

психологическую консультацию?

16. Что представляют собой основные законы памяти?
17. Что означает индивидуальный подход к психокоррекции памяти человека?
18. Что  нужно  учитывать, предлагая  конкретные  практические  рекомендации  клиенту  по

совершенствованию его памяти?

19. Каковы возможности развития разных видов и процессов памяти у человека?
20. Каковы  возрастные  особенности  функционирования  памяти  человека  и  какие  выводы


background image

85

вытекают из них для практики психокоррекции памяти?

21. Что  означает  комплексный  подход  к  развитию  памяти  клиента  и  почему  такой  подход

необходим?

22. Для  чего  в  практике  психологического  консультирования  желательно  сочетать  развитие

памяти и совершенствование интеллекта у клиента?

23. Каковы пути развития процессов запоминания и узнавания?
24. Как сделать так, чтобы запоминаемый материал лучше сохранился в памяти у человека?
25. Каковы  особенности  функционирования  и  совершенствования  кратковременной  и

оперативной памяти?

26. Как улучшить произвольную и опосредованную память человека?

27.

От чего зависит продуктивность зрительной и слуховой памяти?

28. Что представляют собой коммуникативные способности человека?
29. Как  определить, имеются  ли  у  клиента  какие-либо  проблемы  с  развитием  его

коммуникативных способностей?

30. Что  можно  практически  сделать  для  удовлетворительного  решения  проблем, связанных  с

развитием коммуникативных способностей ?

31. На  что  необходимо  обращать  особое  внимание  в  процессе  коррекции  и  развития

коммуникативных способностей?

32. Как  практически  научить  клиента  привлекать  к  себе  внимание  людей  и  оказывать  на  них

влияние?

33. Каковы  основные  причины  антипатий, возникающих  в  межличностных  отношениях  людей?

Как определить и устранить эти причины?

34. Что понимается под высокоразвитыми организаторскими способностями человека?
35. Как стать хорошим организатором какого-либо дела?
36. Что представляет собой программа развития организаторских способностей?
37. Какие  знания  и  умения  клиенту  желательно  иметь  для  того, чтобы  быть  хорошим

организатором дела?

38. Каковы  условия, обеспечивающие  оптимальное  развитие  специальных  способностей  у

человека?

39. Что конкретно, какие умения и навыки входят в состав математических способностей? Как

практически совершенствовать эти способности у человека?

40. Какова  структура  физико-технических  способностей  и  основные  рекомендации  по  их

развитию?

41. Каковы  и  практические  советы  клиенту  по  совершенствованию  у  него  лингвистических

способностей?

42. Как лучше всего готовить детей дошкольного возраста к быстрому освоению письма?

Типичные случаи (ситуации) психологического консультирования

Необходимость  в  психологическом  консультировании  в  целях  психокоррекции  возникает  в

следующих типичных случаях (ситуациях)'.

1

  Ситуация  в  данном  контексте  понимается  как  группа  типичных  случаев  психологического

консультирования, объединяемых Друг с другом по какому-либо общему для них признаку. Сами
случаи трактуются как частные варианты соответствующих ситуаций.

Предлагаемая классификация ситуаций, частных случаев и вариантов используется как рабочая

в  следующих  разделах  данной  главы, где  для  каждой  выделенной  ситуации (случая, варианта)
приводятся конкретные рекомендации по проведению психологического консультирования.

Ситуация 1.

 У человека  появляются  проблемы, связанные с отсутствием или недостаточным

развитием каких-либо ценных личностных качеств.

Случай 1. Отсутствуют или являются недостаточно развитыми какие-либо способности. Речь, в

частности, может идти о следующих способностях:

• интеллектуальных,
• мнемических,
• коммуникативных,
• организаторских,