Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11315
Скачиваний: 396
81
несамостоятельности, а также определить, насколько у него развито стремление к независимости
(может быть, его проблема состоит не в самом характере, а в отсутствии должной
мотивированности), рекомендуется обратиться к специальному тесту на независимость
3
.
3
Там же. - С. 453-455 (477-479).
При консультировании по развитию деловых черт характера человека одним из первых чаще
всего возникает вопрос о наличии или отсутствии у данного человека чувства ответственности.
Известно, что это важное чувство и соответствующее ему деловое качество человека
функционально связано с так называемым уровнем субъективного контроля (УСК): чем выше
ответственность, тем выше УСК, и наоборот – чем ниже ответственность, тем ниже УСК.
Поэтому, обратившись к психологическому тесту УСК, по результатам тестирования можно
судить о развитости у клиента ответственности, как специфической черты характера
4
.
4
Там же. - С. 455-458 (480-483).
К числу деловых черт характера, от которых практически зависят жизненные успехи человека,
относится также уверенность человека в себе. О степени развитости этого качества у клиента
можно судить по результатам его тестирования с помощью методики «Выход из трудных
жизненных ситуаций»
5
.
5
Там же. - С. 458-460 (483-485).
Уверенный в себе человек будет достаточно легко и быстро находить выход их трудных
жизненных ситуаций, а неуверенный в себе будет делать это с большим трудом.
Еще одним важным деловым качеством человека, выступающим как черта его характера,
является стремление к достижению успехов. О степени развитости этого качества у детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно судить в результате их
психологического обследования при помощи методики «Запомни и воспроизведи рисунок»
6
. Для
изучения мотивации достижения успехов у взрослых людей подходит другая методика –
проективного типа, основанная на известном Тематическом Апперцептивном Тесте (ТАТ)
7
.
6
Там же. - С. 166-172, 245-247 (124-131).
7
Там же. - С. 368-375 (371-380).
Заметим, что обе названные методики являются достаточно трудоемкими. К ним следует
обращаться только тогда, когда нет иной возможности оценить данную черту характера, или
тогда, когда клиенту вместе с психологом-консультантом или с практическим психологом,
занимающимся коррекцией соответствующей мотивации, предстоит длительная работа по
развитию у клиента мотива достижения успехов и уменьшению силы мотива избежания неудач.
Если задача тестирования заключается в том, чтобы быстро, но не обязательно точно оценить
соответствующие черты характера у клиента, то лучше всего обратиться к методике опросного
типа
8
. Преимущество этой методики перед предыдущей состоит не только в том, что она менее
трудоемкая, но также и в том, что эта методика позволяет раздельно оценивать стремление к
достижению успехов у мужчин и у женщин.
8
Там же. - С. 469-474 (496-502).
Нередко в психологическую консультацию обращаются люди, проблема которых состоит в
том, чтобы точно оценить и далее развить у себя еще одну важную деловую особенность
характера, а именно – желание, стремление и способность стать лидером для других людей. В
этом случае практически полезными могли бы оказаться следующие методики: «Лидер» и
«Эффективность лидерства»
1
.
1
Там же. - С. 481-488 (512-521).
Если проблемы характера клиента касаются содержания и стиля его общения с другими
людьми, т.е. являются по своей природе коммуникативными, то для психологического
тестирования
клиента
рекомендуется
воспользоваться, в
частности, следующими
психодиагностическими методиками: «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими
людьми?», «Коммуникативно-личностный вопросник для родителей, воспитателей и
родственников ребенка»
.
82
2
Там же. - С. 183-186 (144-147).
Эти две методики рекомендуется использовать при тестировании детей дошкольного возраста.
В случае проведения с той же самой целью обследования детей, поступающих в школу, и
младших школьников к этим методикам можно добавить «Анкету для родителей, воспитателей и
учителей»
3
.
3
Там же. - С. 269-272 (255-259).
При психодиагностике подростков, старших школьников и взрослых людей весьма ценную
информацию о коммуникативных чертах характера позволяют получить методики
«Семантический дифференциал», «Тест на объективность отношения к людям», «Тест-опросник
аффилиации»
4
.
4
Там же. - С. 367-377, 447-450, 464-469 (490-496).
Клиентов, обратившихся в психологическую консультацию по поводу характерологических
проблем, нередко волнует вопрос о том, нет ли у них так называемых аномальных, близких к
патологическим, черт характера, например, акцентуаций характера или комплексов. В этом
случае, как правило, требуется разностороннее патохарактерологическое обследование клиента, и
возникает необходимость одновременного обращения к многих психодиагностическим, в том
числе многофакторным, методикам.
В этой связи рекомендуется, в частности, воспользоваться следующими методиками:
• детским вариантом личностного теста Кеттела
5
.
Он лучше всего подходит для тестирования дошкольников и младших школьников;
5
Там же. - С. 247-269 (227-255).
• методикой САН
6
.
6
Там же. - С. 435-436 (454-455).
Эта методика предназначена главным образом для лиц подросткового возраста и старше. Она,
правда, не позволяет поставить клиенту точный диагноз на наличие или отсутствие у него
аномальных черт характера, но зато дает возможность косвенно, по преобладающему
самочувствию, активности и настроению, судить о том, является ли вероятным наличие у данного
человека аномальных черт характера. В этой связи данную методику рекомендуется примепять
первой по порядку при проведении психологического обследования взрослых людей;
• вопросник А.Т.Джерсайлд
1
.
' Там же. - С. 437-443 (455-464).
Этот вопросник является комплексным и позволяет более определенно, чем САН, судить
о наличии у клиента аномальных черт характера, требующих проведения психокоррекции. К
данному вопроснику рекомендуется обращаться тогда, когда у психолога-консультанта
сложилось мнение о том, что у клиента вполне могут быть аномальные черты характера и их
необходимо скорректировать.
Вопросник Джерсайлд, кроме того, позволяет уточнить проблемы клиента и
дифференцировать связанные с ними рекомендации.
• При изучении акцентуаций характера у подростков и у старших школьников также можно
воспользоваться известным тестом Личко
2
.
2
Там же. - С. 331-350 (328-353).
Во всех других случаях психологу-консультанту следует обращаться к методикам, созданным в
различных областях специальной психологии и дефектологии. Правда, при этом нужно помнить о
том, что практический психолог не вправе заниматься консультированием по вопросам,
относящимся к области психиатрии или дефектологии (специальной педагогике и психологии).
Тесты мотивов и потребностей
При проведении психодиагностики мотивации желательно иметь в виду следующие моменты.
83
Наиболее подходящими для психодиагностики в этом случае являются опросные методики.
Они более понятны клиенту и менее трудоемки для обработки психологу-консультанту, чем,
например, проективные методики. Однако последние – проективные методики – дают, как
правило, более точную и достоверную информацию о мотивах поведения клиента, чем опросные
методики.
Консультант-психолог должен уметь самостоятельно выбирать такие методы психодиагностики
мотивации, которые учитывали бы следующие важные обстоятельства.
Если психологу необходимо быстро получить достоверную и хотя бы приблизительную
информацию о мотивации поведения клиента и если психолог-консультант уверен в том, что
методика опросного типа вполне может решить эту задачу, то следует ее предпочесть другим
методикам. При этом сам вопросник должен быть как можно более коротким и простым.
Если же у психолога-консультанта имеются серьезные основания сомневаться в достоверности
получаемых при помощи вопросника результатов, то следует обратиться к использованию
косвенных, в частности проективных, методов оценивания мотивации клиента. Проективные
методы особенно необходимы, например, в том случае, когда оценке подлежат так называемые
бессознательные потребности и влечения клиента, такие его мотивы, которые клиент вольно или
невольно будет стараться скрыть от психолога-консультанта, отвечая на открытые вопросы.
С учетом этих замечаний мы рекомендуем пользоваться следующими методиками
психодиагностики
мотивации
клиента
в
процессе
проведения
психологического
консультирования.
При оценивании мотивации достижения успехов у детей дошкольного и младшего школьного
возраста – методикой «Запомни и воспроизведи рисунок»
1
.
' Там же. - С. 166-172, 245-247 (124-131).
Это – методика проективного типа, достаточно сложная в плане обработки полученных
результатов, но зато вполне объективная и доступная детям соответствующего возраста,
интересная для них. Она является валидной и точной.
Однако психологу-консультанту или его помощнику, который проводит психологическое
тестирование, необходимо заранее научиться пользоваться данной методикой. Только в случае
безошибочного ее использования можно рассчитывать на получение точных и вполне валидных
результатов.
Аналогичный вид мотивации у детей старше подросткового возраста, а также у взрослых
людей можно определить при помощи одной из следующих методик: «Опросник для оценки
потребности достижения успехов»
2
и специальной методики проективного типа, предназначенной
для измерения мотивов достижения успехов и избежания неудач
3
.
2
Там же. - С. 469-474 (496-502).
3
Там же. - С. 368-375 (371-380).
Упражнения
1. Пользуясь конкретными признаками, названными в этой главе, определите, выбрав в
качестве потенциального клиента кого-либо из своих знакомых, какие проблемы, связанные с
развитием коммуникативных способностей, имеются у него.
2. Припомните, опираясь на содержащиеся в этой главе рекомендации, психологические тесты,
с помощью которых можно практически определить уровень развития у клиента организаторских
способностей.
3. Попробуйте на себе самом психологические тесты, которые рекомендуются для оценивания
уровня развития математических и лингвистических способностей у клиента.
4. Вспомните, пожалуйста, с помощью каких конкретных психодиагностических методик
оцениваются свойства темперамента человека. Поработайте с этими методиками и хорошо
освойте их.
5. Припомните, с помощью каких методик можно изучить характер человека. Какие стороны
или черты характера человека данные методики оценивают?
6. Определите минимальный перечень необходимых психологических тестов, при помощи
которых можно выяснить, есть ли у данного клиента какие-либо серьезные проблемы, связанные
с развитием мотивационной сферы (потребностей и мотивов).
84
Практические задания
1. Оцените уровень развития собственных коммуникативных способностей с помощью
методик, рекомендованных к использованию в психологическом консультировании в данной
главе.
2. Определите с помощью предложенных здесь методик тип своего темперамента и черты
характера.
3. Выберите в качестве потенциального клиента кого-либо из подростков или
старшеклассников. Определите с помощью рекомендованных в учебнике психодиагностических
методик, в какой степени у данного человека сформированы некоторые специальные способности.
Ключевые слова
Коммуникативные способности. Недостатки в развитии коммуникативных способностей. Тесты
коммуникативных способностей.
Организаторские способности. Качества личности организатора. Признаки развитости
организаторских способностей.
Специальные способности. Тесты специальных способностей.
Темперамент и характер. Тесты темперамента и характера. Агрессивность. Зависимость.
Ответственность. Стремление к достижению успехов. Способность быть лидером.
Коммуникативные черты характера. Акцентуированные черты характера.
ГЛАВА Х СИТУАЦИИ И ОБЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ СО
СПОСОБНОСТЯМИ
Контрольные вопросы
1. Что понимается под случаем (ситуацией) психологического консультирования?
2. Каковы типичные случаи (ситуации) психологического консультирования ?
3. Какие факторы необходимо учитывать, предлагая клиенту практические рекомендации по
улучшению его способностей?
4. Когда, в какой период времени впервые обнаруживается большая часть задатков,
имеющихся у ребенка?
5. Для чего необходимо проводить раннюю психодиагностику задатков ребенка?
6. Каковы основные условия максимально полного использования имеющихся у ребенка задатков
для развития его способностей?
7. Можно ли при отсутствии выраженных задатков развивать у ребенка соответствующие
им способности?
8. Как развитие способностей на основе задатков зависит от возраста человека?
9. Какова структура интеллектуальных способностей человека?
10. Почему, заботясь о полноценном интеллектуальном развитии человека, необходимо
совершенствовать все виды его мышления ?
11. Что представляют собой основные условия и факторы, которые необходимо учитывать при
развитии способностей человека?
12. Каковы общие законы развития интеллекта ребенка и каким образом их можно использовать
в практике психологического консультирования?
13. Для чего при развитии способностей человека ему необходима постоянная интеллектуальная
тренировка?
14. Что представляют собой мнемические способности человека?
15. Каковы основные проблемы памяти, в связи с которыми люди обычно обращаются в
психологическую консультацию?
16. Что представляют собой основные законы памяти?
17. Что означает индивидуальный подход к психокоррекции памяти человека?
18. Что нужно учитывать, предлагая конкретные практические рекомендации клиенту по
совершенствованию его памяти?
19. Каковы возможности развития разных видов и процессов памяти у человека?
20. Каковы возрастные особенности функционирования памяти человека и какие выводы
85
вытекают из них для практики психокоррекции памяти?
21. Что означает комплексный подход к развитию памяти клиента и почему такой подход
необходим?
22. Для чего в практике психологического консультирования желательно сочетать развитие
памяти и совершенствование интеллекта у клиента?
23. Каковы пути развития процессов запоминания и узнавания?
24. Как сделать так, чтобы запоминаемый материал лучше сохранился в памяти у человека?
25. Каковы особенности функционирования и совершенствования кратковременной и
оперативной памяти?
26. Как улучшить произвольную и опосредованную память человека?
27.
От чего зависит продуктивность зрительной и слуховой памяти?
28. Что представляют собой коммуникативные способности человека?
29. Как определить, имеются ли у клиента какие-либо проблемы с развитием его
коммуникативных способностей?
30. Что можно практически сделать для удовлетворительного решения проблем, связанных с
развитием коммуникативных способностей ?
31. На что необходимо обращать особое внимание в процессе коррекции и развития
коммуникативных способностей?
32. Как практически научить клиента привлекать к себе внимание людей и оказывать на них
влияние?
33. Каковы основные причины антипатий, возникающих в межличностных отношениях людей?
Как определить и устранить эти причины?
34. Что понимается под высокоразвитыми организаторскими способностями человека?
35. Как стать хорошим организатором какого-либо дела?
36. Что представляет собой программа развития организаторских способностей?
37. Какие знания и умения клиенту желательно иметь для того, чтобы быть хорошим
организатором дела?
38. Каковы условия, обеспечивающие оптимальное развитие специальных способностей у
человека?
39. Что конкретно, какие умения и навыки входят в состав математических способностей? Как
практически совершенствовать эти способности у человека?
40. Какова структура физико-технических способностей и основные рекомендации по их
развитию?
41. Каковы и практические советы клиенту по совершенствованию у него лингвистических
способностей?
42. Как лучше всего готовить детей дошкольного возраста к быстрому освоению письма?
Типичные случаи (ситуации) психологического консультирования
Необходимость в психологическом консультировании в целях психокоррекции возникает в
следующих типичных случаях (ситуациях)'.
1
Ситуация в данном контексте понимается как группа типичных случаев психологического
консультирования, объединяемых Друг с другом по какому-либо общему для них признаку. Сами
случаи трактуются как частные варианты соответствующих ситуаций.
Предлагаемая классификация ситуаций, частных случаев и вариантов используется как рабочая
в следующих разделах данной главы, где для каждой выделенной ситуации (случая, варианта)
приводятся конкретные рекомендации по проведению психологического консультирования.
Ситуация 1.
У человека появляются проблемы, связанные с отсутствием или недостаточным
развитием каких-либо ценных личностных качеств.
Случай 1. Отсутствуют или являются недостаточно развитыми какие-либо способности. Речь, в
частности, может идти о следующих способностях:
• интеллектуальных,
• мнемических,
• коммуникативных,
• организаторских,