Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 10193

Скачиваний: 385

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76

Если уровень личностной тревожности у клиента достаточно высокий, то, вероятнее всего,

проблемы коммуникативного характера  у него  проявляются  в  самых различных жизненных
ситуациях. Если  высоким  окажется  уровень  так  называемой  ситуативной  тревожности, то,
по-видимому, коммуникативные  трудности  у  клиента  возникают  только  в  некоторых,
специфических ситуациях общения с людьми.

4. Тест на агрессивность (модификация известного теста Розенцвейга)

4

.

4

 Там же. - С. 354-368 (357-371).

Этот  тест  также  предназначается  для  подростков  и  взрослых  людей.  По  уровню

агрессивности  человека, установленному  при  помощи  данного  теста, можно  судить  о  том,
есть ли у него проблемы коммуникативного характера. Если агрессивность данного человека
достаточно высока, то такие проблемы у него есть почти наверняка.

5. О конкретном характере коммуникативных проблем взрослого клиента можно судить также

по  его ответам  на  личностный  вопросник  А.Т.Джерсайлд

5

. Полезными, в  частности, могут

оказаться  ответы  клиента  на  следующие  вопросы  данного  теста: 5, 8, 14, 15,19,
20,23,24,25,30, 32,34.

5

 Там же. - С. 437-443 (455-464).

6. Если  у  психолога-консультанта  возникло  предположение  о  том, что  взрослому  клиенту

недостает  каких-либо  существенных  коммуникативных  личностных  качеств, то  это  можно
практически  проверить  при  помощи  следующих  методик: теста  на  оптимизм, теста  на
объективность  в  отношениях  к  людям, теста  на  независимость, теста  на  поиск  выхода  из
затруднительных жизненных ситуаций, теста аффилиации, теста на качества лидера, теста на
эффективность лидерства

1

.

1

 Там же. - С. 354-368 (464-473, 477-479, 483-485, 490-496, 512-521).

Заметим, однако, что все упомянутые методики не дают абсолютно точной и исчерпывающей

информации  о  характере  коммуникативных  проблем, имеющихся  у  клиента. Они  лишь
подтверждают  или  опровергают  результаты  предварительной  беседы, проведенной  психологом-
консультантом с клиентом, а также выводы, сделанные на основе непосредственного наблюдения
за его поведением во время консультации.

Тесты организаторских способностей

Организаторские  способности – это практические  умения  человека, связанные с организацией

какого-либо дела или взаимодействия людей при его выполнении.

Отсутствие  или  недостаток  развития  у  клиента  организаторских  способностей  можно

установить различными путями: во-первых, по собственному рассказу клиента о том, что у него в
данном деле получается или не получается, во-вторых – через анализ его ответов на специальные
тесты-вопросники, часть из которых далее будет названа.

Прежде  всего, следует  выяснить, насколько  у  клиента  развиты  специальные  мотивы –

социальные  потребности, которые  обязательно  должны  быть  у  хорошего  организатора. Это,
например, такие  побуждения  к  деятельности, как  потребность  достижения  успеха, установка  на
повышенную социальную активность, оптимизм, объективность в оценке людей, независимость,
умение  находить  выход  из  трудных  жизненных  ситуаций, низкая  тревожность. Для
психодиагностики всех этих качеств подходят следующие методики:

• для диагностики тревожности – вопросник Спилбергера

2

,

2

 Там же. - С. 351-354 (353-357).

• для оценки мотивации достижения успехов – специальный проективный тест

3

,

3

 Там же. - С. 358-365 (371-380).

• для определения статуса – социометрическая методика

4

,

4

 Там же. - С. 377-382 (382-389).

• самочувствие, активность и настроение диагностируются при помощи методики САН

5

,


background image

77

5

 Там же. - С. 435-436 (454-455).

• сила воли оценивается посредством специального теста

6

,

6

 Там же. - С. 450-453 (473 -477).

• объективность в отношении к людям – с помощью теста на объективность

7

,

7

 Там же. - С. 447-450 (469-473).

• независимость – с помощью теста на независимость

1

,

1

 Там же. - С. 453-455 (477-479).

•  умение  находить  выход  из  трудных  жизненных  ситуаций  –  с  помощью  соответствующего

вопросника

2

,

2

 Там же. - С. 458-460 (483-485).

• качества  лидера  и  эффективность  лидерства, соответственно, диагностируются  при  помощи

методики «Лидер» и методики «Эффективность лидерства»

3

.

3

 Там же. - С. 481-488 (512-521).

Тесты специальных способностей

Специальные способности – это, во-первых, такие способности, которые имеются не у всех без

исключения людей, во-вторых, – такие способности, от которых зависит в основном успешность
выполнения  человеком  отдельных, достаточно  сложных  и  специфических  видов  деятельности,
например, художественно-творческой, технической, организаторской, математической и т.п.

Факт  недостаточно  высокого  развития, к  примеру, математических  способностей  можно

подтвердить  или  опровергнуть  при  помощи  следующих  психологических  тестов, которые
подходят  также  и  для  того, чтобы  следить  за  процессом  развития  этих  способностей  у  детей
школьного возраста, практически оценивая наличный уровень их развития

4

.

4

  Следует  иметь  в  виду  то, что  рекомендуемые  здесь  психологические  тесты  в  состоянии

полноценно оценивать лишь некоторые из составляющих таких способностей, а именно – такие, о
которых  будет  далее  сказано  в  комментариях к  каждому  из  упоминаемых  тестов. Более  полную
характеристику этих способностей можно будет получить только при использовании специальных
тестов, имеющихся в литературе, напрямую связанной с изучением этих способностей.

Для  оценки  развитости  внутреннего  плана  выполнения  арифметических  действий,

выступающего как начальное, базисное условие совершенствования всех других математических
способностей, подходит методика «Умение считать в уме»

5

. Эта методика хороша тем, что может

с успехом применяться к людям в самом широком диапазоне возрастов, от старшего дошкольного
возраста до взрослого человека. С ее помощью можно, в частности, установить, насколько быстро
и хорошо человек умеет выполнять в уме основные арифметические действия с разными числами:
сложение, вычитание, умножение и деление в пределах сотни.

5

 Там же. - С. 230-232 (206-208).

Косвенно  о  наличии  задатков  к  развитию  математических  способностей, представленных  в

виде умения точно определять понятия и производить в уме сложные действия сравнения, анализа
и  синтеза  информации, можно  судить  на  основе  результатов  тестирования, проводимого  при
помощи  методики «Формирование  понятий»

6

.  Для  этой  же  цели  вполне  подходит  методика

«Матрицы Ра-вена»

7

.

6

 Там же. - С. 227-230 (201-206).

7

 Там же. - С. 233-239 (210-216).

При  пользовании  этими  методиками,  правда,  необходимо  иметь  в  виду  следующее

обстоятельство: те  умения, которые  оцениваются  при  помощи  названных  методик, не  являются
специальными  математическими. Они, скорее, выступают  как  общие  интеллектуальные
способности, необходимые любому человеку для полноценного развития у него всех умственных


background image

78

способностей, в том числе и математических.

Следующая 

методика – «Логико-количественные 

отношения»

1

 – имеет 

более

непосредственную связь с математическими способностями человека. При помощи этой методики
практически оцениваются два важных умения, которые в деятельности профессионала-математика
обычно  сопутствуют  друг  другу. Это – умение  считать  в  уме  и  рассуждать  логически.
Соответствующую  методику  рекомендуется  применять, начиная  с  третьих-четвертых  классов
средней школы, так как детям более раннего возраста она может оказаться недоступной.

1

 Там же. - С. 290-292 (282-284).

Замечание: проводя  психодиагностику  математических  способностей  детей  старшего

школьного  возраста, можно  задание  к  данной  методике  сделать  более  сложным, а  именно –
попросить испытуемого не просто отвечать на вопросы типа: «А больше или меньше В?», а точно
указывать, во сколько раз в каждой из двадцати предлагаемых задач, включенных в обсуждаемый
тест, величина А действительно больше или, соответственно, меньше, чем величина В.

Если  основная  задача  психологического  тестирования  заключается  в  том, чтобы  определить

уровень  развития  у  человека  тех  компонентов  математических  способностей, которые  имеют
прямое  отношение  к  усвоению  высшей  математики, в  частности  высшей  алгебры, то
рекомендуется  воспользоваться  числовым  субтестом  известного  теста  Айзенка

2

. Данный  тест

желательно применять в старших классах средней школы в тех случаях, когда в психологическую
консультацию за практическим советом обращаются старшеклассники или их родители по поводу
выбора будущей профессии по окончании средней школы.

2

Там же. - С. 302-314 (292-305).

Уровень  развития  физико-технического  мышления  и  соответствующих  способностей  у

школьников  можно  определить  при  помощи  теста  Беннета

3

. Он  по  содержанию  включенных  в

него  задач  учитывает  как  знания, получаемые  в  школе  на  уроках  физики, так  и  представления,
связанные с практическим опытом пользования техникой.

3

 Там же. - С. 311-325 (305-321).

Задатки  к  развитию  лингвистических  способностей  у  детей  дошкольного  возраста (трех–пяти

лет) можно оценивать при помощи следующих частных методик: «Назови слова» и «Расскажи по
картинке».

Первая  из  этих  методик определяет  запас  слов,  который  хранится  в  так  называемой  активной

памяти  ребенка  и  может  использоваться  им  в  собственной  речи, обращенной  к  другим  людям.
Кроме  того, эта  методика  позволяет  установить, насколько  ребенок  знаком  с  понятиями,
обозначающими  животных, растения, цвета  и  формы  предметов, другие  их  признаки, а  также
действия человека, их качества и способы выполнения.

Вторая из упомянутых методик – «Расскажи по картинке» – позволяет практически оценивать

богатство и разнообразие речи ребенка дошкольного возраста.

Если по результатам применения двух упомянутых выше методик ребенок получает не менее 8

баллов, то  его можно  считать  обладающим  достаточно  развитыми  лингвистическими  задатками,
т.е. предположить, что у этого ребенка могут успешно развиваться лингвистические способности.

При определении уровня развития лингвистических способностей детей, поступающих в школу

и уже обучающихся в начальных классах, рекомендуется пользоваться следующими методиками:
«Определение  понятий», «Выяснение  пассивного  словарного  запаса», «Определение  активного
словарного запаса»'.

' Там же. - С. 240-245 (217-223).

Первые  две  из  этих  методик  –  «Определение  понятий»  и  «Выявление  пассивного  словарного

запаса» – позволяют установить, насколько хорошо ребенок, поступающий в школу, или младший
школьник знает точный объем и содержание слов-понятий и умеет дать им определение. Третья
методика – «Определение  активного  словарного  запаса» – позволяет  оценивать  лексическое,
стилистическое  и  грамматическое  разнообразие  речи  ребенка  и, кроме  того, может
свидетельствовать об уровне развития его лингвистических способностей в целом. Этот уровень
считается достаточно высоким, если ребенок по данной методике получил не менее 8 баллов.


background image

79

Для  оценки  уровня  развития  лингвистических  способностей  в  средних  и  старших  классах

школы можно применить словесный субтест теста Айзенка

2

. Он позволяет определить, насколько

хорошо  у  соответствующего  школьника  развито  лингвистическое  мышление, связанное  со
знанием лексики и с умением решать лексические задачи на поиск нужных слов.

2

 Там же. - С. 293-301, 308-309 (285-292, 299-301, 304).

Для  оценивания  уровня  развития  других  составляющих  лингвистических  способностей  в

средних и старших классах школы нет необходимости применять специальные психологические
тесты, так  как  на  уроках  языка  и  литературы  учащиеся  выполняют  немалое  количество
специальных  задач  и  упражнений, которые  позволяют  вполне  определенно  судить  об  уровне
развития их лингвистических способностей.

Тесты темперамента и характера

Темпераментом  в  психологии, как  известно, называют  совокупность  динамических

особенностей когнитивных процессов и поведения человека, а характером – систему устойчивых
личностных  свойств, определяющих  поступки  человека. В  большинстве  случаев  обращения
клиентов  в  психологическую  консультацию  в  связи  с  проблемами  личностного  или
межличностного  свойства  так  или  иначе  затрагивается  характер  человека  и  его  темперамент.
Поэтому психологу-консультанту важно знать и практически владеть совокупностью методик, при
помощи которых оцениваются темперамент и характер человека.

В  процессе  психодиагностики  темперамента  психологу-консультанту  могут  оказаться

полезными следующие частные методики.
Прежде всего, это методика  В.М.Русалова

3

. Она  наиболее  современная  и  позволяет практически

оценивать ряд свойств темперамента, проявляющихся у человека в работе и в общении с людьми.
Это такие свойства темперамента, как энергичность, пластичность, темп и эмоциональность.

3

 Там же. - С. 326-330 (321-328).

Заметим  также, что  существует  множество  психодиагностических  методик, предназначенных

для  оценивания  различных  черт  личности  человека. Среди  них  встречаются  комплексные
психологические  тесты, предназначенные  для  изучения  личности  человека, описываемой  через
систему понятий, с разных сторон характеризующих человека, причем в большинстве случаев эти
понятия представляют собой отдельные черты характера.

Имеется  также  немало  психологических  методик, предназначенных  для  дифференцированной

диагностики черт характера человека. Ниже мы сошлемся на некоторые из методик, относящиеся
к той
и к другой группе

4

.

4

  Заметим, что  большая  часть  методов  психодиагностики  характера  человека  является

достаточно трудоемкой и требует значительного времени для проведения. По данной причине в
практике психологического консультирования не рекомендуется часто к ним обращаться.

Среди  разнообразных  черт  характера, по  поводу  коррекции  которых  клиенты  могут

обращаться  в  психологическую  консультацию, встречаются  такие, как  тревожность. В  этом
случае  прежде  всего  рекомендуется  точно  оценить  действительный  уровень  тревожности  у
клиента, и  это  желательно  сделать  уже  при  первом  его  обращении  в  психологическую
консультацию. Далее  целесообразно  выяснить  степень  тревожности  клиента, сделав  это  уже
после  того, как  клиент  полностью  выполнил  рекомендации, полученные  от  психолога-
консультанта.

Это  позволит  самому  клиенту  убедиться  в  том,  что  полученные  им  рекомендации

действительно оказались полезными. Осознание данного факта не только закрепит достигнутый
позитивный результат консультирования, но еще больше снизит уровень тревожности у клиента.
Для  психолога-консультанта  это  явится  дополнительным  свидетельством  того, что  его
рекомендации  оказались  не  напрасными, и  даст  ему  возможность  усовершенствовать
собственную практику консультирования.

Если речь идет о степени тревожности детей дошкольного возраста, то ее можно практически


background image

80

оценить  при  помощи  методики «Выбери  нужное  лицо». Данная  методика  представляет  собой
детский тест тревожности Р.Темпла, М.Дорки и В.Амен

5

.

5

 Там же. - С. 172-182 (131-143).

Она  применима  и  к  детям  младшего  школьного  возраста,  но  в  этом  случае  можно

воспользоваться  и  другим  тестом, предназначенным  для  взрослых  людей (тест  Спилбергера –
Ханина), если дети этого возраста уже понимают, правильно воспринимают и верно реагируют на
суждения соответствующего теста

6

.

6

 Там же. - С. 351-354 (355-357).

Последний  из  указанных  тестов  хорош  еще  и  тем, что  позволяет, во-первых, оценивать

тревожность человека как достаточно развитое личностное качество, во-вторых, дает возможность
отделить так называемую личностную тревожность от ситуационной тревожности.

Такое  практическое  разделение  разных  видов  тревожности  представляется  немаловажным  по

следующим  причинам. Ситуационная  тревожность  является  менее  устойчивой  и, следовательно,
более изменчивой чертой характера человека, в то время как личностная тревожность, напротив,
достаточно  стабильна  и  мало  изменчива. Кроме  того, рекомендации, предлагаемые  клиенту, в
первую  очередь  должны  касаться  воздействий, оказываемых  на  ситуационную  тревожность, и
относиться к социальным ситуациям, с которыми клиент легко мог бы справиться самостоятельно.
После этого можно переходить к рекомендациям, касающимся более сложных ситуаций, и только
в заключение – к попыткам коррекции личностной тревожности.

Такая  последовательность действий разумна и  обоснованна потому, что при  снижении уровня

тревожности весьма существенно, чтобы клиент постоянно получал положительные подкрепления
от предпринимаемых им усилий. Достаточно одного-двух сбоев, и положительные сдвиги сойдут
на  нет: восстановится  и  начнет  действовать  укоренившаяся  привычка  слишком  эмоционально, с
повышенным уровнем беспокойства реагировать на любую ситуацию, причем делать это прежде,
чем  она  будет  осознана  и  осмыслена. Это, в  свою  очередь, еще  больше  повысит  уровень
тревожности человека.

Немало беспокойства в жизни доставляет и такая черта характера, как агрессивность. Человек, с

повышенной  агрессивностью (враждебностью) относящийся  к  другим  людям, вряд  ли  сможет
рассчитывать на доброе отношение к нему самому.

Агрессивным  человек  не  рождается, а  в  основном  становится  вследствие  недостатков

воспитания, когда, например, в детстве, в течение достаточно длительного времени к нему самому
относятся  враждебно  и, кроме  того, когда  он  вокруг  себя  в  поведении  других  людей  видит  не
только никем не осуждаемые, но и активно поддерживаемые агрессивные действия. Со временем
такие  действия  им  самим  начинают  рассматриваться  как  норма  в  межличностном  поведении
людей. Став  взрослым, такой  человек  чаще  всего  не  замечает  проявлений  собственного
агрессивного поведения  и  не  очень хорошо понимает, почему  другие люди недобро относятся  к
нему самому.

В  этом  случае  полезно  провести  психологическое  тестирование  клиента  на  определение

степени его собственной агрессивности, чтобы доказать ему, что у него есть такая отрицательная
черта характера, как агрессивность.

Полезную  информацию  об  агрессивных  тенденциях  в  поведении  клиента  может  дать  тест

Розенцвейга, модифицированный для оценивания агрессивности

1

. Этот тест, правда, применим в

основном к детям старше десяти–пятнадцати лет и к взрослым людям.

1

 Там же. - С. 354-367 (357-371).

Если  в  ходе  психологического  консультирования  возникает  необходимость  уточнить  степень

развитости у клиента волевых черт характера, то полезным в этом случае может оказаться тест на
силу воли

2

.

2

 Там же. - С. 450-453 (473-477).

Иногда  проблема  характера  человека  состоит  в  том, что  он  является  недостаточно

самостоятельным, психологически  слишком  зависимым  от  окружающих  людей, но  вместе  с  тем
активно  стремится  и  очень  желает  стать  более  независимым. В  этом  случае  для  того, чтобы
уточнить, действительно 

ли 

реальная 

проблема 

клиента 

заключается 

именно  в