Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11310

Скачиваний: 396

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

86

• специальных (например, математических, лингвистических, физико-технических  и  др.).

Случай 2. Проблемы, связанные с темпераментом, в частности:

• со скоростью реакции,
• с темпом работы или общения,
• с эмоциональностью,
• с уравновешенностью.

Случай 3. Отсутствуют или являются недостаточно развитыми определенные черты характера,

например:

• волевые черты характера (сила воли, твердость, настойчивость, целеустремленность),
• деловые черты характера (ответственность, аккуратность, исполнительность, точность),
• коммуникативные черты характера (отзывчивость, контактность, общительность).

Случай 4. Имеются проблемы потребностно-мотивационного плана, в том числе:

• отсутствуют главная цель или смысл жизни,
• отсутствует интерес к приобретению нового жизненного опыта, учению, саморазвитию,
• отсутствует интерес к какому-либо конкретному, но жизненно важному виду деятельности.

Ситуация 2.

 Человек испытывает явный дефицит в развитии каких-либо социально полезных

форм поведения.

Случай 1. Отсутствие  или  слабое  развитие  форм  поведения, касающихся  личного  общения  с

людьми, в том числе:

• отсутствие интереса к людям,
• неумение  привлекать  к  себе  внимание, производить  эмоционально-положительное

впечатление на людей,

• неумение высказывать комплименты в адрес других людей и реагировать на комплименты в

свой собственный адрес,

• неумение  правильно  воспринимать  социальные  роли, играемые  другими  людьми в  личном

общении с данным человеком,

• неумение предупреждать и разрешать межличностные конфликты.

Случай  2.  Отсутствие  или  недостаточное  развитие  форм  поведения,  связанных  с  деловым

общением с людьми, в том числе:

• неумение  обращаться  к  людям  с  просьбами  и  правильно  реагировать  на  просьбы  с  их

стороны,

• неумение убеждать людей, привлекать их на свою сторону,

• неумение выступать публично.

Ситуация 3.

 Человека в его жизни постоянно преследуют неудачи.

Случай 1. Неудачи у данного человека носят в основном персональный, т.е. личный, характер, в

том числе:

• касаются недостатков в развитии способностей, интересов, потребностей, эмоций и чувств,

темперамента, черт характера,

• связаны с неудачами в избавлении от разного рода комплексов,
• касаются трудностей установления хороших личных взаимоотношений с людьми,
• связаны с неспособностью управлять собственными эмоциональными состояниями. Случай

2. Неудачи делового характера, в том числе:

• в выборе профессии, условий и места работы,
• в продвижении по службе,
• в сохранении работоспособности в течение достаточно длительного времени,
• в  соревновании (конкуренции) с  другими  людьми.

Ситуация 4.

  Проблемы, касающиеся

самочувствия, состояния здоровья.
Случай 1. Недомогания психогенного характера, в том числе:

• психогенные сердечные недомогания,
• нарушения, связанные  с  работой  пищеварительной  системы. Случай 2. Непредсказуемо

изменчивое настроение, включая:

• неожиданные, необъяснимые изменения настроения,
• депрессивные состояния,
• снижение работоспособности,
• бессонницу,


background image

87

• эмоциональные переживания, аффекты, стрессовые состояния.

Ситуация 5.

 Не складываются взаимоотношения с окружающими людьми.

Случай 1. Проблемы в сфере личных взаимоотношений с людьми своего возраста, в том числе:

• отсутствуют взаимные симпатии,
• имеют место явно выраженные межличностные антипатии,
• человек  неспособен  вести  себя  естественно, всегда  и  везде  оставаться  самим  собой,

вынужден играть не свойственные ему социальные роли.

Случай 2. Проблемы в сфере деловых взаимоотношений со сверстниками, включая:

• невозможность нормального взаимодействия с людьми в работе,
• неспособность быть лидером-организатором дела,
• неумение подчиняться другим. Случай 3. Проблемы взаимоотношений в семье, в том числе:
• во взаимоотношениях со своим будущим супругом (супругой),
• во взаимоотношениях между супругами в уже сложившейся семье,
• во взаимоотношениях супругов со своими родителями,
• во взаимоотношениях родителей с детьми (беспокойство родителей по поводу состояния и

поведения детей, а также беспокойство детей в отношении родителей),

• во взаимоотношениях супругов с другими родственниками,

кроме родителей и детей.

Ситуация 6.

 Руководство людьми и принятие связанных с этим решений.

Случай 1. Проблемы принятия деловых решений, включая:

• решения по персональным делам,
• деловые решения. Случай 2. Руководство и управление, в том числе:
• руководство людьми,
• руководство выполняемой работой.

Общие рекомендации по коррекции способностей в практике психологического

консультирования

Проводя  психологическое  консультирование  по  проблемам, связанным  с  развитием

способностей  клиента, необходимо  обязательно  учитывать  следующие  знания  о  способностях,
которыми располагает современная наука:

1. Способности человека в их прогрессивном развитии зависят от двух основных факторов: от

наличия  у  человека  определенных  и, как  правило, врожденных  задатков, а  также  от
социальных  факторов (условий  психологического  развития  человека), влияющих  на
превращение соответствующих задатков в способности.

2. Науке до сих пор доподлинно не известно, что такое задатки на анатомо-физиологическом

уровне. Однако  жизнь  и  практика  работы  с  людьми  позволяют, постоянно  и  внимательно
наблюдая за  ними, обнаруживать задатки по внешним, психологическим  признакам. Это, в
частности, можно  сделать, наблюдая  за  тем, как ребенок ведет  себя и  решает  разного рода
задачи в раннем детстве.

3. Особенно  ярко  задатки  ребенка  проявляются  в  ранние, дошкольные  годы  его  жизни, в

частности в возрасте от одного года до трех-четырех лет. Их можно обнаружить, наблюдая,
чем данный ребенок существенно и в положительную сторону отличается от других детей.

4. К  возрасту  примерно  около  четырех  лет  практически  почти  все  имеющиеся  у  ребенка  с

рождения  задатки  так  или  иначе, проявляют  себя. Поэтому, заботясь  о  развитии  задатков
ребенка, об  их  как  можно  более  скором  превращении  в  способности, необходимо  активно
приступать к развитию способностей при самых первых проявлениях задатков.

5. Многие способности человека можно развивать и при отсутствии у него явно выраженных

задатков. Однако  в  этом  случае  придется  приложить  гораздо  больше  усилий  для  развития
способностей, и они, наверное, не достигнут в своем развитии достаточно высокого уровня.

Обучение  и  воспитание  вносят  не  меньший  вклад  в  развитие  способностей, чем

имеющиеся  задатки. Сами  задатки  без  обучения  и  воспитания  никогда  не  превращаются  в
высокоразвитые способности человека.

6. Чем старше человек, тем труднее развивать его способности даже в том случае, если у него

имеются явно выраженные задатки.


background image

88

7. К  главным  условиям, обеспечивающим  ускоренное  развитие  способностей, относятся
следующие:

• своевременное и полное выявление задатков у ребенка,
• как можно более раннее начало активного развития способностей на их основе,
• наличие  заранее  разработанной  и  тщательно  продуманной  программы  развития

способностей, учитывающей индивидуальные особенности ребенка,

• использование современных развивающих методов и средств обучения,
• наличие  способного, психолого-педагогически  подготовленного  учителя, владеющего

техникой  и  методикой  обучения, имеющего  у  самого  себя  способности, которые  он  собирается
развивать у других,

• включение ребенка в деятельность, в которой проявляются и одновременно развиваются

данные способности,

• проведение систематических развивающих учебных занятий с ребенком,

• контроль  результатов  развития  с  помощью  психодиагностики  формирующихся

способностей  с  последующей  коррекцией  программы  и  методики  обучения,
направленного на их развитие.

Практические  рекомендации, которые  психолог-консультант  предлагает  клиенту  по  развитию

его  способностей, в  научном  отношении  должны  исходить  из  сформулированных  выше
положений  психологической  теории  формирования  и  развития  способностей  человека. Эти
положения  в  процессе  психологического  консультирования  необходимо  конкретизировать  в
учебном  процессе  с  учетом  особенностей  клиента, условий  его  жизни, содержания  и  средств
обучения и воспитания, окружающих людей и реальных взаимоотношений с ними.

Если, к  примеру, в  психологическую  консультацию  обращается  мать  трехлетнего  малыша,

озабоченная выявлением у него задатков и развитием музыкальных способностей, то консультант-
психолог, опираясь на сформулированные выше положения, может построить консультационную
работу с матерью и ребенком следующим образом.

Во-первых, надо  будет  достоверно  установить, действительно  ли  у  ребенка  имеются

врожденные  задатки  к  развитию  музыкальных  способностей. Это  психологу-консультанту
желательно  делать  не  самому, а  вместе  со  специалистом  по  музыке, так  как  здесь  необходимы
соответствующие профессиональные, достаточно глубокие знания.

Далее  желательно  определить  общий  уровень  интеллектуального  развития  ребенка, оценив, в

частности, его внимание, воображение, память и речь. Одновременно специалист-музыкант может
установить, есть  ли  у  ребенка  специальные  задатки, сделав  это  с  помощью  соответствующих
профессионально ориентированных тестов.

Если  выводы  как  профессионального  музыканта, так  и  консультанта-психолога  о  наличии  у

ребенка  соответствующих  задатков  окажутся  положительными, то  матери  данного  ребенка
следует рекомендовать активно заняться музыкальным образованием ребенка, обнадежив ее тем,
что при систематических занятиях ребенок вполне сможет достичь успехов в занятиях музыкой.

Если  заключение  одного  из  названных  специалистов  окажется  положительным, а  другого –

отрицательным (по  вопросу  о  имеющихся  у  ребенка  задатках  к  занятиям  музыкой), то  матери
также можно посоветовать отдать своего ребенка, например, в музыкальную школу. Но при этом
желательно  будет  сказать, что  на  пути  развития  музыкальных  способностей  у  ребенка  могут
возникнуть трудности в конкуренции с более одаренными детьми.

Наконец, при отрицательном заключении обоих специалистов психологу-консультанту следует

попытаться отговорить мать ребенка от попытки сделать музыкальную деятельность его будущей
профессией (это, конечно, не  исключает  возможность  получения  ребенком  музыкального
образования для своего общего развития).

Рекомендации  по  дальнейшей  работе  с  ребенком  во  всех  этих  случаях  должны  строиться  с

учетом индивидуальности самого ребенка и условий его жизни.

Советы по развитию интеллектуальных способностей

Предлагая  клиенту  частные  рекомендации  по  развитию  его  интеллектуальных  способностей,

психолог-консультант  в  дополнение  к  тому,  о  чем  уже  говорилось  в  предыдущем  параграфе,
должен будет учесть следующее.


background image

89

1. Интеллект  человека  имеет  довольно сложную внутреннюю  структуру и  включает  в  себя  не

только  многие  разные  виды  мышления, но  также  и  разнообразные  интеллектуальные  операции,
умения  и  навыки. Полноценное  развитие  интеллекта  предполагает  взаимосвязанное
совершенствование  всех  видов  мышления, а  также  умственных  операций, умений  и  навыков.
Предлагая клиенту практические средства для развития только одного вида мышления, например
словесно-логического 

или 

только 

практического, мы 

не 

добьемся 

полноценного

интеллектуального развития данного человека.

То  же  самое  касается  умственных  операций  и  интеллектуальных  умений  и  навыков: они

должны  включать  в  себя  всевозможные  действия, характеризующие  разносторонне  развитое
мышление человека.

Следует, однако, иметь  в  виду, что  далеко  не  каждому  клиенту, обратившемуся  в

психологическую консультацию, практически необходимо всесторонне развивать свой интеллект.
Иногда  достаточно  бывает  сформировать  какой-либо  один, специальный  вид  мышления,
связанный с конкретной деятельностью.

В  этом  случае  для  экономии  времени  и  средств  желательно  действовать  целенаправленно,

предлагая  рекомендации, ориентированные  на  ускоренное  развитие  только  данного  вида
мышления. Работая  над  решением  проблемы  интеллектуального  развития  клиента, здесь
желательно заранее выяснить следующие моменты:

• В связи с каким видом деятельности проблема интеллекта особенно волнует клиента?
• Какие виды мышления практически включены в данный вид деятельности и определяют ее

успешность?

• Какие  умственные  действия  и  операции  клиенту  приходится  выполнять  во  время  занятий

данным видом деятельности?

2. К основным видам мышления, о которых шла речь в начале предыдущего пункта, относятся

наглядно-действенное (сенсомотор-ный  интеллект), наглядно-образное  и  словесно-логическое
(вербальный интеллект). В той или иной степени у клиента необходимо практически развивать все
три  названные  вида  мышления  с  приоритетным  вниманием  к  тому  из  них,  с  которым  связаны
формируемые умственные действия и операции.

3. К  главным  интеллектуальным  умениям  и  навыкам  относятся  операции  классификации,

сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации.

Хотя  традиционно  все  эти  логические  операции  связываются  с  развитым  вербальным

интеллектом (словесно-логическим  мышлением), в  действительности  они  представлены  и  в
других видах мышления, с той лишь разницей, что материалом для их выполнения в иных видах
мышления служат не слова, а реальные манипуляции с предметами или образами.

Поэтому  для  полноценного  развития  интеллекта  эти  операции  необходимо  совершенствовать

не  только  в  словесно-логическом  мышлении, но  и  в  других  видах  мышления: наглядно-
действенном и наглядно-образном.

4. Существуют  общие  законы  развития  детского  интеллекта, которые  необходимо  учитывать,

предлагая рекомендации по совершенствованию мышления. Главные из них следующие:

• в  онтогенезе  первым  по  порядку  у  ребенка  появляется  и  начинает  развиваться  наглядно-

действенное  мышление (сенсомо-торный  интеллект), и  это  происходит  обычно  в  возрасте
шести-семи месяцев от рождения;

• вторым  по  порядку  появляется  и  начинает  развиваться  образное  мышление, и  это, как

правило, относится к возрасту около полутора лет;

• третьим по порядку появляется и начинает совершенствоваться у детей словесно-логическое

мышление, и это обычно случается в возрасте около трех-четырех лет.

5. В  соответствии  с  этими  основными  законами  мышление  ребенка  необходимо  развивать  в

указанной  последовательности  его  видов, приурочивая  начало  активных  действий  по  развитию
разных видов мышления к тому возрасту, когда они впервые начинают проявляться у детей.

Данные  законы следует  иметь  всегда в  виду, предлагая  клиентам практические рекомендации

по развитию мышления у детей, особенно дошкольного возраста. В этом возрасте необходимо в
первую  очередь  обращать  пристальное  внимание  на  процесс  совершенствования  того  вида
мышления, который  появляется  и  по  естественным  законам  начинает  развиваться  в
соответствующие годы.

Например, от  шести  месяцев  до  полутора  лет  желательно  обращать  преимущественное


background image

90

внимание  на  развитие  наглядно-действенного  мышления. В  возрасте  от  полутора  до  четырех  с
половиной  лет – на  развитие  наглядно-образного  мышления. В  период  от  четырех-пяти  до
одиннадцати-двенадцати лет – на развитие словесно-логического мышления.

За  пределами  указанных  возрастных  границ, т. е. после  одиннадцати  двенадцати  лет, у  детей

параллельно должны совершенствоваться и развиваться все три вида мышления. Наконец, начиная
с  тринадцати-четырнадцати  лет  желательно  обращать  особое  внимание  на  ускоренное  развитие
того  вида  мышления,  в  том  числе  специального,  которое  может  понадобиться  ребенку  в  его
будущей профессиональной деятельности.

6. Следует, однако, иметь  в  виду, что  из  трех  названных  выше  видов  мышления  наиболее

важным  для  современного  человека  является  все  же  словесно-логическое  мышление. Его
полноценному  развитию  в  любом  случае  должно  уделяться  повышенное  внимание, особенно  в
период, когда  данный  вид  мышления  легче  всего  совершенствуется. Этот  период  находится  в
следующих примерных границах: от пяти-шести до двенадцати-тринадцати лет.

7. Интеллектуальные, как, впрочем, и другие, способности человека, в отличие от его задатков,

могут  постепенно  утрачиваться  без  специальной  тренировки. Эти  способности  необходимо
постоянно поддерживать с помощью соответствующих упражнений.

Под  такими  упражнениями  понимаются  систематически  решаемые  человеком  умственные

задачи. Перечень таких задач психолог-
консультант может определить в  беседе с клиентом. В крайнем  случае вместо  конкретных задач
можно предложить клиенту развернутую систему требований, предъявляемых к таким задачам, и
в соответствии с ними клиент сам сможет подобрать для себя тренировочные задачи.

Советы по развитию мнемических способностей

Мнемические способности связаны с работой памяти человека и обычно проявляются в таких

частных  умениях, как  узнавание, запоминание, сохранение, припоминание  и  забывание.
Существуют,  кроме  того,  разные  виды  памяти,  и  их  у  человека  насчитывается  более  полутора
десятков. В  их  число  входят  следующие  виды  памяти: кратковременная, оперативная,
долговременная, непроизвольная, произвольная, непосредственная, опосредствованная,
механическая, логическая и виды памяти, связанные с работой различных органов чувств.

Наличие  у  человека  большого  количества  видов  памяти  и  мнемических  процессов  требует

обязательного проведения точной психодиагностики состояния памяти клиента прежде, чем  ему
будут  даны  конкретные  рекомендации  по  улучшению  памяти. Кроме  того, консультирование  на
тему памяти желательно проводить с учетом следующих положений.

1. Если клиент жалуется на проблемы, связанные с памятью, то вряд ли это касается всех без

исключения видов памяти.

2. Если от клиента поступили жалобы на память, то это не всегда свидетельствует о том, что

соответствующие  проблемы  у  него  действительно  имеются. Скорее  всего, дело  обстоит  таким
образом, что  в  целом  память  у  клиента  является  неплохой, но  в  отдельных  случаях  жизни  по
причинам, не имеющим прямого отношения к памяти как таковой, он испытывает определенные
трудности в запоминании или припоминании материала.

Возможно,  что  проблемы,  на  которые  жалуется  клиент,  касаются  лишь  отдельных  видов  и

процессов  его  памяти. Например, у  одного  клиента  могут  быть  проблемы  с  запоминанием, у
другого – с сохранением, у третьего – с воспроизведением  материала. У одного человека может
оказаться  слабой  механическая память, у  другого – логическая, у третьего – опосредствованная.
Один человек может иметь хорошую кратковременную, но плохую долговременную память, и так
далее.

Поэтому  первая  задача, которую  должен  будет  решить  психолог-консультант, состоит  в  том,

чтобы, внимательно выслушав жалобы клиента, поставить точный диагноз его памяти. Далеко не
каждый
клиент, который  жалуется  на  свою  память, может  точно  осознать  и  правильно  описать  ее
проблемы.  Далеко  не  всякий  психолог-консультант  и  далеко  не  всегда  будет  в  состоянии
поставить точный диагноз памяти клиента  только по  его рассказу. Здесь  в  большинстве случаев
невозможно обойтись без проведения специальной психодиагностики памяти клиента, в частности
без тех тестов, которые были описаны ранее.